Отличие в воспитании мальчиков и девочек. В чем разница воспитания девочки и мальчика? Как воспитывать мальчика и девочку

Отличие в воспитании мальчиков и девочек. В чем разница воспитания девочки и мальчика? Как воспитывать мальчика и девочку
Отличие в воспитании мальчиков и девочек. В чем разница воспитания девочки и мальчика? Как воспитывать мальчика и девочку

Советы психологов по общему воспитательному процессу детей.

Процесс воспитания детей очень сложен и многозначен. Общие принципы воспитательного процесса направлены на методы, содержание и организацию этого процесса. Для родителей очень важно выбрать оптимальную систему воспитания для своего ребёнка. Учитывая его индивидуальность. Готовых рецептов воспитания нет. Существуют общие требования к принципам процесса воспитания:

  • обязательность-это не воспитательные слова, а реальное применение принципов в жизни
  • комплексность - все принципы применяются одновременно
  • равнозначность - нет первоочередных и второстепенных принципов, они все имеют равнозначное право на применение

Имея основные понятия об общих требованиях к принципам воспитания, родителям необходимо выработать свои методы подхода.

  • Любим ребёнка, просто так, за то, что он есть
  • Не бьем, не наказываем малыша. Это порождает страх и неуверенность в себе
  • Доверяем ребёнку. Ребёнок должен не только слушать слова любви, но и находить в этом подтверждение. Недоверие порождает обман
  • Общаемся на равных, не сюсюкаемся. При этом следует опуститься до уровня понимания ребёнка
  • При общении с ребенком присядьте. Мама и малыш должны смотреть друг на друга на одном уровне высоты
  • Хвалим малыша, даже за самую мелочь. Обосновываем за что мы хвалим
  • Ласкаем, обнимаем ребенка при каждой возможности, в моменты когда он готов принять вашу ласку
  • Принимаем любую предложенную помощь. Если даже малыш совсем кроха и сам не может пока справиться
  • Уважаем своего малыша. Это взаимообратный процесс. Оказывая уважение ребенку, он будет оказывать уважение вам
  • Учим ребенка говорить о том что его терзает. Доносим до ребенка что с вами в детстве происходило тоже самое. Это поможет избавиться от многих детских страхов
  • Не объединяйте отношение к ребёнку с его поступками
  • Не отказывайте ребёнку в помощи. Объясните ему, с чем он может справится один, а с чем с вашей помощью
  • Встаем на сторону ребенка в конфликте с чужими людьми. Если он не прав говорим об этом дома наедине
  • Учите ребёнка наводить порядок с самых маленьких лет. К семи годам это будет трудно сделать
  • Не боимся просить прощения у ребенка если он обиделся на вас. Таким образом родители и дети сближаются
  • Общаемся с ребенком в доверительном и ровном тоне. Не боимся проявлять справедливую строгость
  • Учим ребёнка высказывать своё мнение, рассуждать, задавать вопросы. Развиваемая коммуникабельность у малыша
  • Не сравниваем своего малыша с другими детьми. Любим его таким какой он есть
  • Приучаем детей к самостоятельности. Позволяем ребенку принимать самому решения, брать инициативу на себя, делать выбор
  • Доносим до ребенка возможность менять что-то в своей жизни, если он чем то недоволен
  • Принимаем решения по бытовым вопросам вашей семьи совместно с ребёнком
  • Внимательно и аккуратно давайте наставления своим детям. Советы родителей закладывают определенную программу в ребенка на всю жизнь. Будут они помогать или тормозить его успех, зависит от качества этих советов

Будущая женщина или как воспитывать девочку?


  • Воспитывая девочку важно, как можно раньше понять, что вы воспитываете будущую женщину. Вырастить девочку в современном мире, непростая задача
  • В результате войны за равноправие, женщины победили. А вот свои позиции упустили. Исчезла женская наивность, невинность, чистота и покладистость
  • Поэтому вопрос на что нацелить воспитание: на профессиональные достижения или на создание семьи? Какие черты поощрять, а какие пытаться приглушить? Придется решать родителям. Для этого нужно четко понимать каким должен быть результат воспитания, хотя и очень отдаленный

Несколько общих нюансов для успешного воспитания девочек:


  • Материнская любовь - просто за то, что ты есть. Отцовское восхищение от дочурки, как от будущей женщины. Все это формируют доверие ребенка к миру. Отсюда чувство собственного достоинства, самодостаточность. Девушка, выросшая в атмосфере любви будет инстинктивно избегать другую обстановку. Это является залогом ее личного счастья
  • Учим малышку любить себя. Маленькие девочки чувствительны к похвале. Хвалим девочку за поступки, за знания. Убеждаем в ее красоте, какими бы внешними данными не наградила ее природа. Сомнения в своей привлекательности со временем могу стать источником комплексов и неудач в личной жизни
  • Маленькая леди очень быстро схватывает все и умеет добиваться своего. Если вы манипулируете дочкой, чтобы получить послушание:»Мне очень страшно, когда ты прыгаешь со стула». Готовьтесь к тому, что хитруля тут же повторит ваш маневр. Скажет, что ей очень страшно, если мама не разрешает смотреть телевизор. Это хорошо: будущая женщина должна уметь манипулировать людьми. Объясните ей, что на ее хитрость может быть разная реакция. Бесстрастность и настаивание на собственном мнении
  • Учим дочку наводить порядок. Девочки любят убирать и складывать вещи, быть опрятными. Это природный дар для девочек. И если умело культивировать в них это желание, в будущем проблем с порядком не будет

Желательно воспитать в девочке:


Вежливость

Это основная добродетель настоящей женщины. Уметь в крайней ситуации быть сдержанной и воспитанной, это исключительное мастерство. Кое-что дано девочке от природы. Но остальному нужно практиковаться с детства. Практикуемся говорить волшебные слова. А затем учим ребенка на практике, своим примером

Взаимоуважение

  • Важное качество для настоящей женщины- уважать и быть уважаемой. Запрещаем девочке грубить. Объясняем, как обижают злые слова людей
  • Учим дочку ценить заслуги других
  • Помогаем проговаривать ей свои эмоции:»Я сержусь, я обижаюсь, что…». Здесь следует объяснить, что рассердило и обидело. Это непросто - не все взрослые умеют достойно выражать свои эмоции

Изысканность

  • Выработать тонкий вкус и легко, и непросто. В вопросе хорошего вкуса все зависит от мамы. Если у родителей изысканный вкус, то и удочери есть возможность его развить
  • Покупайте вместе обновки. Старайтесь брать стильные и брэндовые вещи. Если нет возможности брать качественные вещи постоянно, можно изредка баловать свою любимицу. Обращаем внимание дочери на модный стиль
  • Дискутируем вместе, что стоит носить, что не стоит
  • Помогаем девочке выбирать что подходит ей. Не навязываем свое мнение.
  • Задача родителей распознать индивидуальность и способствовать развитию личности ребенка. Не старайтесь лепить из нее свою мечту

Как воспитать девочку без отца?


  • Девочку без папы можно воспитывать по-разному. Для дочери очень важно как мама относится к отцу. Отец не зависимо от желания участвует в воспитании дочери, через призму отношений с матерью воспитывающей их ребенка
  • Если дочь, воспитанная без папы, видит свою мать счастливой и состоявшейся без отца. Живущей полной жизнью. Если мама говорит об отце положительно. Причина разрыва отношений родителей принимается всем сердцем. Такая девочка может совсем не отличаться от других, воспитанных отцами
  • Если это не так, девочке, растущей не в полной семье очень сложно в будущем выстраивать отношения с мужчинами. Это проявляется в чрезмерной скромности, а может и наоборот в гипер сексуальности. Ведь перед глазами нет образца правильных отношений между людьми противоположного пола
  • И не нужно ругать дочку. Такой девушке нужно помочь переосмыслить материнский образ отца. Это дает ей возможность не передать своей дочери бремянаследственности отрицательного женского стереотипа

Как воспитать девочку-подростка?

Есть некоторые особенности при воспитании девочки подросткового возраста:

  • Во время переходного периода у детей меняется внешний облик. Для девочек это особенно важно. Стараемся быть очень корректными с замечаниями. Что бы не ранить тонкую психику девочки-подростка
  • Раздражительность, дерзость, непослушание. У девочки могут появиться на коже прыщи, измениться структура и цвет волос. Нельзя все это оставлять без контроля. Девочка может начать стесняться и замкнуться в себе. Привлекайте дочь к спорту, музыке, танцам. Заинтересовывайте ее как можно больше различными кружками, дополнительными образованиями. Давайте возможность участвовать в соревнованиях, конкурсах
  • Если вы до переходного периода имели авторитет для ребенка.То больших проблем пережить совместно этот период не составит труда. Если вы и до этого не находили контакт с дочерью, то навряд ли это получится в подростковом периоде. Ребенок вероятно совсем выпадет из-под контроля. Не старайтесь захваливать девочку, но и не переусердствуйте в упреках. Соблюдайте гармонию. Прививайте определенную модель поведения по-дружески, без напора
  • Приучаем девочку-подростка к личной гигиене. Это включает в себя не только душ, но и уход за кожей лица и тела. Очищение косметики с лица
  • Подбираем совместно макияж. Новую прическу. Ведь она теперь уже совсем «взрослая»
  • Подготавливаем девочку к менструации. Объясняем принцип возникновения месячных
  • Рассказываем о способах контрацепции
  • Преподаем уроки хорошего тона. Лучший урок- это вы сами. Если вы вежливы и добродушны, ваш ребенок усвоит это правило без слов. Если вы дерзки и грубы, ребенок будет общаться подобно вам
    В переходный период особенно важно быть для своей дочери не просто мамой, а подружкой. Близкой родной и доступной.Чтобы в любое время дочка могла прибежать и пошептаться о своих новых открытиях. Тогда это период пройдет для родителей и детей легко, спокойно и не заметно

Как воспитать мужчину из мальчика?

Вопрос как воспитать мужчину из мальчика, волнует не только матерей одиночек, но и семьи где есть мама и отец. Очень важное значение имеет положительная роль мужчины в семье. Сын будет стремиться быть похожим на отца, подражать ему.

Если мама гордиться и хвалит своего мужа, то сын будет стремиться быть похожим на него. Если мама ругает и унижает мужчину, вырастет закомплексованный, не уверенный в себе, так и не ставший никогда настоящим мужчиной, человек мужского пола.


  • Необходимо посмотреть со стороны мамочкам как гуляет на улице отец с сыном. Он не бежит сломя голову от места где ребенок упал. Не кричит. А спокойно дает самостоятельно ребенку, раз за разом учиться преодолевать злополучное препятствие. Отец не мешает ребенку играть в озорные игры, наоборот поддерживает
  • Очень важно маме учиться у отца в чем можно уступить мальчишке, а в чем нужно жестко настаивать на своем. Ведь отец был когда-то мальчишка. Очевидный факт отцы легче справляются с мальчишками, чем мамы
  • Маленькому малышу очень важно поощрять выносливость. Если мальчик упал, ударился и не заплакал, мама хвалит его, зато что он не плачет. А не ставит альтернативу, что он мужчина и ему нельзя плакать. Это важный акцент. Правильно нужно воспитывать выносливость. Иначе ребенок просто не захочет быть мужчиной, раз его не жалеют
  • В разговоре говорите слово» мальчик» соединяя с понятием»храбрый» и «хороший». На подсознательном уровне с детства закладываются эти сильные мужские ассоциации
  • В возрасте трёх лет приобретайте больше машинок, пистолетов. Берите не очень яркие девчачьи игрушки. Не позволяйте смотреть жесткие виртуальные сцены
  • Играйте в пожарных, спасателей, капитанов
  • В пять шесть лет приучаем ребёнка мастерить. Даем ему возможность забивать гвозди, пилить, подавить инструменты папе в работе по дому
  • Мальчикам очень важны активные игры. Позволяйте им побеситься и побегать, выразить свою энергию и активность
  • Учим мальчика хорошим манерам: пускай он уступает место в автобусе женщинам и пожилым людям. Говорит» пожалуйста»,»спасибо»
  • Приучаем сына к порядку: научите его убирать за собой, мыть посуду, стирать носки
  • Учим быть нежным. Объясните, что это совсем не стыдно проявлять ласку и заботу к детишкам, животным цветам
  • Учим сына проговаривать эмоции. Малыш может плакать от обиды, кусаться от злости. Объясните ему, что это нормально. Эмоции диктуют телу как надо себя вести. Проговаривайте с ребенком свои эмоции. Благодаря вашей помощи с возрастом он поймет, что такое смущение и обида, злость и тоска. Он научится достойно справляться со своими эмоциями и не стесняться проявления их
  • Дайте ему возможность во что-нибудь верить. Не всегда будет мама рядом, когда придется испытать вашему сыну боль и страх, разочарование и обиду. Дайте ему веру в то что-он не один, даже когда вас нет рядом
  • Дайте возможность сыну помогать. Станьте в этом примером для сына

Нужно:


Нельзя:

  • Спать мальчику с мамой с раннего возраста
  • Навязывать своё мнение
  • Заставлять делать только то что вы говорите
  • Играть с вашими любимыми игрушками
  • Игнорировать идеи сына
  • Запрещать играть с мальчиками, которые вам не нравятся
  • Заступиться за ребёнка, если кто-то отобрал у него игрушку. Отчитать хулигана и вернуть игрушку сыну
  • Вступать в конфликте со сверстниками на сторону сына, не давая возможности разобраться самому
  • Постоянно делать снисхождения и заступаться, когда другой родитель делает замечание
  • Не называйте мальчика уменьшительно ласкательными словами. Подчеркивайте мужские достоинства обращением: «герой», «защитник», «мальчик», «сынок»

Маленькие мальчики очень нежные и ласковые. Им очень нужна ваша любовь. Не стесняйтесь целовать малыша. От этого он не вырастет слюнтяем. Он просто на всю жизнь сохранит это чувство материнской любви.

Как воспитать мальчика без отца одной?

  • Нельзя возлагать на сына функции мужа. Формируются отношения, которые в последствии не дают сыну жить своей жизнью
  • Маме следует доносить до ребёнка, что став взрослым ему необходимо обрести свою вторую половинку. Завести детей. Воспитывать своих детей и ухаживать за своей любимой
  • Мама должна оставаться для сына слабой и беззащитной женщиной. А не пытаться заменить мужчину
  • Позволяйте ребёнку пожалеть вас
  • Если отец уехал или его нет в живых, вспоминайте при ребенке только положительные моменты
  • Если родители в разводе и у папы есть возможность общаться с сыном, не препятствуйте. Ребенок должен получать мужскую энергию
  • Не сюсюкайтесь и не будьте через чур строгой
  • Не пытайтесь заменить папу будьте собой
  • Выберете образцом для подражания, своего папу, брата, тренера. Пускай малыш берет пример с положительного мужчины
  • Отдайте сына в секцию
  • Читайте книги, смотрите фильмы про отважных мушкетеров и спасателей
  • Показывайте положительные примеры мужчин на улице
  • Не перекладывайте свои обиды на мужа, не лишайте сына мужского воспитания

Как воспитывать мальчика-подростка?


  • Переходный возраст мальчика - сложный период для родителей
  • Мальчик может попасть в плохое окружение и совершать множество не верных поступков
  • Психологи советуют вспомнить, как происходило в этом возрасте у вас, понять на себе что чувствует мальчик

Опускаемся до его уровня понимания и приступаем к правильному психологическому воздействию:

  • Становимся другом сыну. Друг всегда поддержит и не осудит. Не ругаем и не наказываем, если учуяли запах табака. Один раз напугав вы навсегда оттолкнете сына от себя. Говорим с ним о том, как это не нравится девочкам, что это сейчас не модно. Как это вредит здоровью
  • Подростку не хочется находиться дома. Ему скучно. Он стремится познать мир. Находим общие темы. Интересуемся что нравится вашему сыну. Не критикуем его взгляды. Разделяем его интересы
  • Мальчику важно чувствовать в этом возрасте какую-либо ответственность Нагружаем его выполнимыми мужскими поручениями. Например, ремонтируем вместе с папой компьютер. Это интересно и поможет папе подавая инструменты знакомиться с новыми навыками
  • Доверяем ребёнку, если вы с ним в одной теме, хорошее родительское воздействие не останется бесследным
  • Не задаем интимные вопросы, если подросток не завел сам на эту тему разговор. Нечаянно оставляем на столе открытую статью на эту тему. Подросток незаметно изучит эту тему
  • В семье где нет отца. Воспитывать подростка сложнее. Мальчик не имеет перед собой образца мужского поведения. Это очень опасно. За образец может взяться отрицательные примеры сверстников. Следует контролировать окружающих друзей ребёнка. Мама положительными примерами должна заинтересовать подростка. Чтобы он подражал Джеки Чану, например, а не хулигану с соседнего двора. От одной беседы подросток не изменится, но возможно задумается. Продолжайте беседы постоянно
  • Доносим до ребёнка пользу высшего образования. На примере его кумиров, например, Честер Беннингтон, который сделал успешную карьеру и получил высшее образование. Говорите свободным простым языком
  • Заставляем мальчика заниматься спортом, при условии, что он выбираем сам вид секции. Этим показываем, что доверяем ребенку в выборе. Сын ответит вам таким же доверием
  • Правильно выстраиваем свои отношения с подростком, несколько часов молчания, с целью выражения своего недовольства, будет достаточно

Чем отличается воспитание девочки от воспитания мальчика?

Основное отличие в воспитании мальчика и девочки в том, что мальчику нужно доверять, а о девочке нужно заботиться.

  • Для сына слишком выразительная забота будет выглядеть как недоверие в его самостоятельности. Отсутствие веры в его возможность делать что-то самостоятельно
  • Если дочери предоставляют свободу действий, ей может показаться что она не нужна никому, её не любят
  • Сыну чтобы вырасти заботливым нужно доверие
  • Дочери чтобы могла доверять кому-то нужна забота

Несколько отличий мальчика и девочки:

  • Маленьким джельтменам важно чтобы любовь к ним проявлялась в поддержке его самостоятельности. Его нужно мотивировать положительно в отношении его деятельности и результатам
  • Маленьким леди важно, что бы их любили за то что они такие как есть. Нужно понимать их чувства и желания
  • Мальчиками необходимо восхищаться за достигнутые результаты, за сделанную ими работу
  • Малышками нужно восхищаться самими, а не их поступками
  • Мальчику для успеха нужна цель и одобрение
  • Маленькой леди нужна помощь и одобрение
  • Мальчик доволен если его помощь нужна кому-то. Если он не востребован, он может впасть в уныние
  • Малышке что бы быть счастливой женщиной нужна помощь и поддержка. Если приходится действовать без поддержки, девочка, а в будущем женщина, будет несчастлива. Она будет чувствовать, что никому не нужна
  • Мальчик осуществляет заботу, когда чувствует доверие и одобрение
  • Девочка, уверенная в себе и доверяет близким, когда чувствует заботу и внимание к себе

Наташа: Получилось так что сына воспитывала одна. Когда сын родился, я часто ездила в командировки. Оставляла сына с родителями. Работала геологом. Хотела защитить диссертацию. В 14 лет сын попал в плохую компанию, начались проблемы. Прекратила командировки, занялась воспитанием. Но было уже поздно. Сына потеряла. Погиб в очередной потасовка. Теперь не нужны ни деньги, ни диссертация. Нужен сын, а сына нет.

Андрей: Я воспитывался с бабушкой и дедушкой. Вырос достаточно сильной личностью. Успешен и счастлив. Двое деток. Любимая жена. Могу сказать на своём опыте, не важно кто воспитывает. Важно как.

Светлана: Когда нет отца это не так страшно. Когда есть такие отцы, которых лучше бы вообще не было. Это уже проблема. Где взять положительный пример, если отец занят ребёнком в другой семье. Плакать хочется от обиды, когда вижу, как сын повторяет мои повадки в быту.

Занимаясь поиском наилучших способов воспитания, мы невольно становимся лучше. Воспитывая детей мы воспитываемся сами.

Видео: Ошибки в воспитании детей.Осипов.А.И

Какими бывают мальчики, девочки, или какими они должны быть? В обществе успели сформироваться определенные представления на этот счет. Зачастую разочарования или сюрпризы, с которыми сталкиваются родители при воспитании детей, связаны именно с такими стереотипами. Разумеется, существуют определенные закономерности в развитии ребенка в зависимости от его пола. Они обусловлены социальными и природными факторами, а также отражают многовековые понятия, передающиеся от отца к сыну. Однако ваш ребенок вполне может нарушить все постулаты «типичности». И это вовсе не будет означать, что с ним «что-то не так».

Разница в развитии мальчиков и девочек

При рождении, как правило, мальчики крупнее девочек, имеют больший вес, более крупную голову. Говорить мальчики обычно начинают на 4-6 мес позднее девочек, ходить – на 2-3 месяца позднее.

Когда вы обращаетесь к мальчику с критикой, вкратце изложите суть своего недовольства. Все дело в том, что мальчики неспособны долго пребывать в состоянии эмоционального напряжения, их мозг просто блокирует слуховой канал, и сын перестает вас слушать. Это подтверждается и наблюдениями санкт-петербургских нейропсихологов. Они выяснили, что с самого рождения мозг мальчиков и девочек работает по-разному (для этого записывали биотоки мозга младенцев). Если проанализировать, как взаимодействуют электрические потенциалы в разных областях коры мозга, то можно с большой долей вероятности определить пол новорожденного.

Острота слуха у мальчиков до восьмилетнего возраста выше, чем у девочек, но девочки обладают повышенной чувствительностью к шуму. Чувствительность их кожи также выше, поэтому телесный дискомфорт для них более неприятен, и в то же время девочки более отзывчивы на ласку, объятия, поцелуи. Играя, девочки чаще используют ближнее зрение, им достаточно ограниченного пространства, где можно разложить кукол, бусины, лоскутки и прочие маленькие богатства. А вот мальчики применяют в играх дальнее зрение, им нравится бросать предметы, догонять друг друга и т.п. Вообще для полноценного развития мальчикам нужно больше пространства . За неимением достаточной площади горизонтальной поверхности, шалуны начинают осваивать вертикальную, они могут залезть на шкаф, повиснуть на двери, прыгать на спинке дивана и т.д.

Так задумано природой

Различия в психике детей мужского и женского пола заложены природой не случайно. Это обусловлено борьбой двух противоположных тенденций. Ориентированность женщины направлена в сторону выживаемости, сохранения ценных эволюционных приобретений, ориентированность мужчины – в сторону прогресса, познания нового . Мужчины характеризуются поисковым поведением, поэтому мальчики так активно осваивают новые пространства, совершают рискованные поступки, быстро находят выход из сложной ситуации, принимают нестандартные решения. Все эти особенности играют роль в обучении мальчиков и девочек. Девочки обладают более однотипным мышлением, но их речь более развита, мальчики больше молчат, но мыслят интересно, нестандартно. Порой это незаметно как раз в силу их неразговорчивости.

Психологами был проведен такой эксперимент. Учащимся первого класса задали вопрос – как можно использовать кирпич? Первый ответ, лежащий на поверхности, пришел сразу – «для постройки дома». Затем отвечали девочки – можно построить забор, гараж или сарай. Исчерпав тему строительства, они притихли, и тогда подал голос один из мальчиков «Кирпич можно положить для тяжести при засолке грибов». И вновь инициативу подхватили девочки, они придумывали, как можно применить кирпич в качестве груза. Затем, когда и эта тема была исчерпана, снова ответил мальчик: «Можно обложить костер кирпичами, и тогда трава не загорится»… Это не означает, что ни одна девочка не сможет выдать новую идею, но все же лучше с принципиально новыми задачами справляются мальчики. При этом они не уделяют достаточно внимания аккуратности и тщательности – например, решив нестандартным путем математическую задачу, мальчик может допустить при вычислении ошибку и получить двойку в результате.

Особенности мышления

Девочкам подвластны шаблонные задания с необходимостью тщательной проработки деталей. Девочки быстрее читают, обладают более беглой речью, пишут более аккуратно и красиво, но мальчики быстрее решают кроссворды и лучше подбирают словесные ассоциации. Согласно исследованиям, даже шестилетние мальчики обладают специализацией мозга по пространственному мышлению, у девочек она не появляется и к тринадцати годам. Поэтому мальчикам проще решить геометрическую задачу пространственным методом – повернуть мысленно фигуры, наложить их друг на друга. Девочки же обозначают стороны, углы буквами и в дальнейшем оперируют этими значениями, а также теоремами (шаблонами). Мальчикам труднее дается грамота, они могут писать небрежно и плохо пересказывать. Не стоит огорчаться, если вы замечаете это за своим сынишкой – в этом одна из особенностей мужского ума. Мальчики чаще проявляют математическую одаренность, у девочек, как правило, богаче словарный запас.

И помните, что мальчики отстают в развитии от девочек, они проходят свой путь взросления, потому не нужно волноваться за их интеллектуальное становление.

Разница в воспитании мальчиков и девочек

Но биологические предпосылки – не единственный показатель, определяющий различия между мальчиками и девочками. Немалая доля этих различий формируется в процессе воспитания. Осознанно или подсознательно, но уже с первых дней жизни ребенка родители растят его в соответствии с заложенными у них представлениями о том, какой должна быть женщина или каким должен быть мужчина. Соответственно, и общаются с детьми разного пола взрослые по-разному.

Было отмечено, что в мальчиках отцы стремятся пробудить исследовательские навыки и побуждают их к двигательной активности. К примеру, на прогулке папа зачастую держится несколько поодаль, без необходимости на помощь не спешит. Девочкам же в случае затруднений взрослые чаще предлагают помощь, а также больше разговаривают с дочерьми.

Мальчику стараются прививать самостоятельность, храбрость, активную жизненную позицию, настойчивость, сдержанность в проявлении эмоций. Девочку видят мягкой, изящной, чуткой, внимательной. Но эти усредненные показатели не являются мерилом и поводом для того, чтобы каждого ребенка под них подстраивать или тревожиться, когда малыш ведет себя «нетипично». Если говорить сухим научным языком, «мужчины и женщины, которые сохраняют отчетливую половую идентичность и при этом гармонично сочетают психологические признаки обоих полов, наиболее продуктивны и адаптивны в общественной и личной жизни». Иначе говоря, некоторые особенности и черты, традиционно приписываемые противоположному полу, скорее всего, будут способствовать жизненному успеху человека – в том случае, если при этом не мешают быть «настоящей женщиной» или «настоящим мужчиной».

С ним что-то не так?

Если мальчик играет с куклами или проявляет интерес к шитью, родители, как правило, начинают опасаться – «с ним что-то не так»! Но взрослый мужчина, ловко обращающийся с ребенком, умело переодевающий или причесывающий его, вызывает одобрение, а творениями знаменитых кутюрье восхищается весь мир. Непоседливая, упрямая девочка - «маленькая разбойница» - доводит родителей до «белого каления». Но в будущем благодаря своей настойчивости, умению отклоняться от заданных стандартов, смелости и решительности она может достичь значительных профессиональных высот!

Современное общество развивается таким образом, что традиционно мужские и женские роли перестают в нем быть специфичными. И поэтому не стоит впадать в панику, если дочка просит купить машинку или интересуется инструментами. Помните, однако, что во всем важна мера. Заметив, что интересы ребенка сосредоточены исключительно в области, принадлежащей детям противоположного пола, попытайтесь сформировать для него новый круг общения, вовлекайте в более «традиционные» занятия, игры. Воспитывать в ребенке осознание своей половой принадлежности также необходимо.

Мальчики не плачут, девочки не дерутся?

Но как это правильно делать? Не стоит ругать ребенка, который ведет себя «не по правилам». Например, нередки случаи, когда отец насмешливо или строго обращается к сыну: «Мальчики не плачут! Нечего реветь, как девчонка!» И вот уже рыдающий от обиды и боли малыш запоминает, что выражать свои эмоции свободно могут только «девчонки», мальчикам это «не положено» - следовательно, он ищет иные выходы для снятия стресса. Природой в мальчиках заложена большая по сравнению с девочками агрессивность. И, если настойчиво призывать ребенка проявлять «мужество», эта природная агрессия может быть спровоцирована. Мальчик может начать ломать игрушки, рвать книги, бить других детей, грубить взрослым. С другой стороны, оказавшись в детском саду, привыкший выражать свои эмоции слезами мальчик непременно станет удобной мишенью для насмешек сверстников.

Так в какой же мере должен быть усвоен ребенком принцип «мальчики не плачут»? В следующей форме – «мальчики не плачут из-за пустяков». И приучать малыша к этому следует не тогда, когда он уже расплакался, а тогда, когда самостоятельно удержался от слез. С гордостью похвалите малыша – «молодец, настоящий мужчина!» И вы увидите, как ребенок сразу забудет об ушибленной коленке. Он мальчик, а значит, будущий мужчина. А мужчины не плачут из-за такой ерунды! Ведь папа же не плакал, когда ударил себя случайно по пальцу молотком. Если ребенок сам приходит к такому выводу, если он получает возможность гордиться собой (не без помощи и поддержки взрослых) – тогда будет достигнут результат.

Или другой пример. Мама сердится на дочь – «Зачем же ты опять лезешь на дерево? По деревьям лазают только мальчики, а ты – девочка!» Постоянно преследуемая такого рода (и иными) ограничениями, девочка начнет жалеть, что она не мальчик. Насколько легче мальчишкам живется! Они могут писать корявым почерком, могут бегать, прыгать и лазать, где захотят. Расстроенная девочка приходит к таким выводам – а что может быть хуже несогласия со своей половой принадлежностью уже в столь юном возрасте! Чтобы у ребенка формировалась адекватная самооценка, чтобы он мог строить гармоничные взаимоотношения с окружающими людьми, сохранять психическое и душевное равновесие – он должен принимать себя таким, какой он есть, и ключевая составляющая этого принятия – принадлежность к мужскому или женскому полу . Поэтому столь важно и необходимо, чтобы свою гендерную роль ребенок осознавал и осваивал в условиях одобрения, радовался, что родился мальчиком или девочкой.

Родители должны отделять свои представления об «идеальном ребенке», «мужественном сыне», «женственной дочери» от индивидуальных особенностей малыша, которые препятствуют его приближению к «идеалу». Не следует строго разграничивать половые роли, навязывать ребенку стандарты, сурово ограничивать его поведение. А вот что вы должны сделать – позаботиться о наличии перед глазами малыша положительных примеров «истинных леди», «настоящих мужчин». Этот путь намного продуктивнее.

Как же быть, если мама воспитывает сына в одиночку, или у папы нет времени, чтобы показывать мальчику примеры настоящего мужского поведения? Тогда следует преподавать ребенку «теорию мужества» и позаботиться о его регулярном общении с теми мужчинами, которым он может (и хочет) подражать. Причем сделать это необходимо как можно раньше – не дожидайтесь, пока таким примером для сына станет подозрительная личность из дворовой компании. Если «образцов для подражания» нет среди родственников, друзей и знакомых, можно подобрать для ребенка кружок или спортивную секцию, где занятия будет вести отвечающий вашим представлениям о «настоящем мужчине» преподаватель. Лучше всего для этих целей подойдут спортивные организации, а также художественные школы и ремесленные кружки. В данном случае следует брать во внимание не столько возможность применения полученных знаний на практике, сколько общее положительное воздействие творчества. Для девочек такими полезными навыками могут стать любые занятия по рукоделию.

Преодолевать трудности и разделять обязанности мальчики и девочки могут научиться в семейных и групповых походах.

И давайте еще немного поговорим об отличиях воспитания маленьких мужчин и женщин. Мы ведь разные с самого начала, и это стоит учитывать и родителям.

Глаза девочки в сердце отца, глаза мальчика - в сердце матери.

Так говорят писания, и вы можете легко увидеть это в обычной жизни. Матери больше привязаны к сыновьям, отцы - к дочерям. И наоборот - мальчиков связывают чувства с матерью, а девочек - с отцом.

Сыновья очень хорошо считывают все то, что находится в сердце матери. От этого зависит, какими они вырастут. Если мать искренне любит отца, заботится о нем, уважает его, то и сыновья захотят стать таким мужчиной, которого мать могла бы полюбить. Но если мать отца не уважает, не принимает и всячески им пренебрегает? Ответ на этот вопрос найти легко. Посмотрите на современных мальчиков - чем они заняты? Стремятся ли они стать мужчинами - или уходят от реальности в компьютерные игры и интернет? Все потому что у них нет стимула становиться такими, как отец. Нет образа отца, к которому они могли бы стремиться.

То же самое с дочерями - но наоборот. Дочь захочет стать настоящей женщиной, как мама, если папа мамой вдохновлен. А если нет? Если мама ходит дома в замызганном халате, растит огромные складки на теле и забывает мыть голову? Если с отцом они практически не общаются, разве только «купи хлеба» и «дай денег»? Или если мама вся такая супер-уверенная в себе, все сама, и отец не очень-то и нужен? Если он и рад бы быть с ней, но она всячески его отталкивает - своей самостоятельностью, силой, успешностью? Кем захочет стать девочка? Будет ли она женщиной, или сделает для себя вывод, что все женщины - отвратительны?

Поэтому нам, как мамам, важно понимать, какой образ дети видят в нашем сердце и нашего партнера. В большей степени это зависит именно от нас. Насколько мы сами умеем уважать, принимать, заботиться. И насколько мы способны заботиться о себе и сохранять интерес мужа к себе.

Девочек воспитывают мамы, мальчиков - папы

Исходя из того, что у нас обычно сильные эмоциональные связи именно с детьми противоположного пола, мы не можем быть к ним объективны. Мы не можем многого требовать от сыновей, а отцы не могут ничему научить дочь. Дочь будет вить из отца веревки, а сын никогда не подчинится матери (если его не сломать).

Именно поэтому после пяти лет важно, чтобы за воспитание ребенка отвечал тот из родителей, который меньше вовлечен в такие связи. То есть родитель своего пола. У девочек - мама. У мальчиков - папа. Им проще быть объективными, проще «держать удар» и лучше видны все трудности и проблемы. На собственном опыте.

К тому же отец никогда не сможет научить дочку тому, чему ее научит мама. И домашнее хозяйство, и рукоделие, и кулинария, и уход за собой, и многое другое. Женские секреты и хитрости.

А мать никогда не научит сына подтягиваться на турнике, отжиматься на кулаках, отражать удары, разводить костры, ставить палатки, терпеть боль и лишения. Все то, что для отца естественно и понятно.

Самое сложное здесь - передать ответственность. Папам трудно согласиться, чтобы решения в воспитании дочери принимала мама. Мамам трудно отдать своих любимых мальчиков суровому отцу. Переход происходит проще, когда между мамой и папой внутри все спокойно. Когда у них нет противоборства и конфликта. То есть когда отношения уже проработаны, осознанны и глубоки. И если мы хотим детям счастья, это единственный верный путь.

Любовь-забота и любовь-доверие.

Есть два типа любви - любовь как забота и любовь как доверие. Мальчикам нужна одна, девочкам другая. Главное не перепутать. Как вы думаете, какая для кого?

Или давайте я лучше расскажу то, что я обычно вижу. В семьях, на улице. Сначала о девочках.

✿ Родители обычно считают девочек более благоразумными. Поэтому им больше доверяют.
✿ Девочкам обычно обращены такие фразы: «Я в тебя верю, ты справишься!»
✿ Девочкам же обычно достается меньше контроля и меньше защиты
✿ Девочек учат постоять за себя, чтобы хулиганы не обидели
✿ Девочкам с ранних лет доверяют мытье посуды, полов, уход за братьями и сестрами
✿ Девочкам достается и больше критики от взрослых - и внешности, и оценок, и талантов

А мальчики?

✿ Мальчиков и мам связывает особая трепетная любовь, которая не проходит со временем
✿ Поэтому именно мальчикам обращены: «Надень шапку, покушай супчик, ты не заболел?»
✿ Мальчиков же обычно стараются окружить любовью и теплом, очень берегут
✿ Мальчиков же больше контролируют, опекают - и это не уходит с возрастом
✿ На мальчиков дома обычно не накладывают никаких обязанностей - максимум вынести мусор
✿ Обычно мальчиков мамы очень боятся обидеть и ранить

То есть по факту мальчикам мы даем заботу, а девочкам - доверие. Поэтому у нас растут сильные женщины, которые со всем справятся и мужчины, за которыми нужен постоянный уход. Причем никому это не нравится, но ничего не меняется. Ведь начинается все в детстве. А как надо бы?

Надо бы окружать заботой девочек. С самого рождения:

✿ Защищать ее - от всего
✿ Ограждать от всего лишнего
✿ Не сваливать на нее много обязанностей
✿ Интересоваться ею и ее делами
✿ Оставлять ее дома, едва начался насморк
✿ Встречать со школы, провожать в школу
✿ Следить за тем, с кем она общается и как
✿ Следить, не тяжело ли ей в школе, в садике, в коллективе
✿ Всегда приходить ей на помощь - даже если она не просит. По ее лицу читать, что ей трудно
✿ Никогда не смеяться над ней, стараться не обижать
✿ Не заставлять ее покорять Эвересты
✿ И лучше вообще ничего не заставлять

Идеально, если девочку будут растить, как экзотическое нежное растение, в тепличных условиях, очень трепетно и нежно. Сейчас вы подумаете, что она избалуется? Вы можете так думать. Но попробуйте примерить к себе. Если бы ваши родители к вам так относились, что бы изменилось в вас? Стали бы вы заносчивой и злой или наоборот, смогли бы больше любить и себя и других? Только честно.

Девочка, к которой отнеслись как к драгоценности, начинает сама так к себе относиться. И это ее лучшая защита в жизни. Это ее чувство собственного достоинства, которое не позволит выходить замуж за кого попало, терпеть по отношению к себе жестокость, насиловать саму себя. Для нее станет естественным слышать себя, принимать себя, любить. И тогда ей будет, что отдать мир

Девочка в прежние времена всегда находилась под защитой. С рождения и до смерти. Сначала отец - и братья, потом муж, потом сыновья. Она всегда была окружена этой заботой. Чувствовала себя любимой, а значит, была спокойна, умиротворена. И этим умиротворением заполняла пространство вокруг.

Это сейчас мы все время пытаемся любовь заслужить, привыкнув, что в нас верят. Нас от этой веры в наши возможности уже тошнит, и очень хочется, чтобы кто-нибудь догадался и избавил нас от всего этого. Пришел, увидел, победил, все сделал сам. Сам догадался, как мне тяжело, сам спас, сам же и позаботился. Но так как у нас нет внутреннего позволения на такую любовь по отношению к себе, мы все со своими конями и избами бегаем, а во сне видим принца, который снова и снова спасает.

А девочка и ее чувство собственного достоинства начинается в детстве. С получения от родителей любви-заботы. И не только от папы (такую любовь хоть немного, но получили почти все девочки, выросшие в полной семье), но и от мамы, что гораздо сложнее.

С мальчиком же нужно обращаться, как с деревом. Закалить его трудностями, чтобы он смог вынести в жизни все. И чтобы при этом внутри у него был стержень. Стержень вашей в него веры.

✿ Это сыну нужно говорить: «Я в тебя верю!»
✿ Это сыну нужно отдавать ответственность за его жизнь, то есть перестать бегать за ним с шапочкой
✿ Не защищать его в детских ссорах, а верить в него, что он сам справится. Можно и на карате заодно записать.
✿ Сыну нужно создавать трудности, они закалят его характер
✿ Сыну нужно предоставлять возможность пройти испытания, например, походы, спорт, сложные задачи. Всего этого в жизни мальчика должно быть много.
✿ Сына нужно укреплять трудом, в том числе по дому
✿ Сыну лучше вообще ни в чем не помогать, как только ему исполнилось 5-6 лет. Наоборот, стоит начать ждать помощи от него, привлекать, просить.
✿ Мальчику нужен этот посыл: «Ты справишься!»
✿ Мальчику нужны возможности для покорения вершин, а для этого ему эти вершины стоит показывать, отпускать его туда и верить, что справится (даже если не с первого раза)
✿ Мальчика стоит готовить, как воина, рыцаря, и не меньше.
Это непросто - особенно для матери. Поэтому в ведические времена мальчиков воспитывали папы или другие мужчины. Они создавали трудности, устраивали проверки на прочность. И для того, чтобы все испытания пройти, мальчику нужен был стержень. Этим стержнем являлось безусловное доверие его матери. Ты справишься. У тебя получится. Я в тебя верю. В принципе, все эти трудности и нужны по большому счету только для того, чтобы он чувствовал, что в него верят. И сам верил в свои силы.

В самого детства мужчинам растили крылья, а не рога. Поэтому взрослые мальчики

Могли этими крыльями укрыть от ненастий всех своих близких, а заодно покорить любую вершину. Сейчас же мы своей женской заботой, не пуская к мальчикам мужчин, выращиваем из них домашних животных. И судя по народным поговоркам - с рогами.

Мальчик становится мужчиной в детстве. Или становится, или не становится. Подумайте, какого мужчину вы бы хотели видеть рядом с собой. И начните относиться так к своему сыну, желая его увидеть именно таким. Сильным, решительным, смелым, самостоятельным, ответственным. Любовь как доверие в этом вам очень поможет.

По-разному хвалить

Мальчиков и девочек даже хвалить нужно по-разному. Потому что мы очень по-разному устроены и по-разному все воспринимаем.

Девочек нужно хвалить как можно чаще. Невозможно девочку перехвалить. Не зазнается. Она с рождения - бриллиант. И если мы об этом будем молчать, она всю жизнь будет считать себя булыжником. А если мы еще этот бриллиант будем все время критиковать, то она и вести себя будет как булыжник.

И так как девочка изначально совершенна в своих качествах, вы не обманете, если похвалите ее за все то, что в ней уже есть. За те качества, с которыми она уже пришла в этот мир. Именно за качества ее и стоит хвалить.

Если вы будете хвалить ее за поступки, она начнет делать то, что делает сейчас большинство женщин. Начнет заслуживать любовь всеми способами, добиваясь похвалы. Принесет вам все пятерки из школы, и даже шестерки выиграет все олимпиады. Вымоет все полы. И вам, конечно, это понравится, и будет удобно. Но подумайте о ее жизни в будущем. Она ведь всегда и везде будет так поступать.

Она будет заслуживать любовь своего мужа, делая для него все - и даже больше. Для коллег и начальников она станет безотказной и очень удобной. Подругам она никогда не сможет сказать «нет». Она будет хвататься за любую возможность стать хорошей. И при этом ни одно из ее достижений не будет греть ее душу. Увы

Сколько бы Эверестов она не покорила, ей будет мало, в груди останется огромная дыра, дыра от тоски по любви. И сколько бы ее не хвалили за то, что она сделала, ей всегда этого будет мало.

Кроме того, так она научится тому, что сама по себе она ничего не стоит. Если она сидит дома и просто варит борщ, она никчемна. Если не работает и не делает карьеру, то она позор нации. Что ее нельзя любить просто так. Нельзя дарить ей цветы без повода. Нельзя просто так сводить ее в кафе (она обязательно должна это все отработать).

Это цена за наше удобство и нашу гордость за успехи дочери. Потому что дочерью стоит гордиться просто так. Изначально. Потому что она есть. Потому что она красивая, добрая, ласковая, милая, хозяйственная, нежная… Тогда она будет ценить себя, такую замечательную. Разовьется собственное достоинство, которое, повторюсь, лучший предохранитель девочек от опасностей этого мира.

У девочки, которую хвалят таким образом, появится ощущение: «Ну как же меня можно не любить, я же такая хорошая!». Женщины, которые уверены, что их можно любить просто так, гораздо счастливее в этой жизни. Им проще создать семьи, проще делать то, что они сами хотят, проще отказываться от всего лишнего. При этом они не становятся менее трудолюбивыми, просто они перестают делать лишнее и то, что им несвойственно и неприятно. Но пятерки по всем предметам носить, может быть, и перестанет, начнет углубляться только в то, что ей интересно.

Можете говорить ей еще и такую фразу: «Я люблю тебя за то, какая ты есть. И тебе не обязательно что-то делать для того, чтобы я тебя любила». Кстати, сперва стоит эту фразу много-много раз повторить для самой себя…. И почувствуйте, как ваш голод по любви такого типа фразами насыщается мгновенно.

А как же стоит хвалить мальчиков? Наоборот. Хвалим только за поступки, только за дела. Только по существу. Только за достижения. При этом мы их не критикуем за поражения (мы же в них верим, правда?). Хвалим за попытки к достижению, хвалим за упорство, с которым они сражаются и за сами достижения.

Мальчик ведь рождается «пустым» — в нем нет нужных ему качеств, все качества ему нужно приобрести, заработать, выработать. Потрудиться, одним словом. И если мы будем хвалить их так, как мы, мамочки, это делаем: «Ты мой красавчик, ты мой хороший, ты мой добрый, ты такой умный», то стимул к действию пропадает. Они думают, что у них уже все есть, что все хорошо, ничего делать не нужно. И остаются «пустыми».

В воспитании мальчиков и девочек есть свои особенности. Но в чем суть воспитания в целом, как вообще ребенок растет, развивается, как в нем начинают проявляться важные для его будущего качества?
МАЛЬЧИКОМ БЫТЬ СЛОЖНЕЕ!
При помощи подражания родителям и другим важным взрослым! Дети вбирают, впитывают наше поведение, копируют его. Для малыша (не важно, мальчик это или девочка) важна мама, близость с ней. И мало того, в возрасте до пяти лет каждый мальчик должен быть настоящим маменькиным сынком! Сможете использовать это время правильно, напитать его любовью и лаской, утвердить его «я» – сильно облегчите мальчику жизнь.
Дочкам проще, они так или иначе будут копировать мамино поведение, если растут рядом с мамой (как правило, так и происходит). А вот мальчиком быть сложнее: в 5–6 лет мальчик начинает проявлять особое внимание к отцу, и папа должен стать для него примером, а мама с ее заботой и любовью – отодвинуться на второй план. А если отца рядом нет, у мамы появляется невероятно важная задача: обеспечить сыну наличие мужчины рядом. Хорошего, качественного мужчины, который бы мальчика понимал, был бы ему близок, был ему настоящим примером. Пусть это будет дедушка, дядя, друг, тренер – тот, кому мальчик будет подражать и правильно развиваться. Помогут спорт, секции, хороший тренер.
Пусть мужчина был частью жизни ребенка. Будет он мудрым, вежливым, добрым, смелым – мальчик тоже таким вырастет.
КОМУ МОЖНО ДРАТЬСЯ?
Принято считать, что мальчик должен уметь защищать себя, что надо в нем это поощрять. А девочка что, не должна? Должна, конечно. Так разрешать ли девочкам проявлять агрессию? Давайте представим ситуацию: подрались разнополые близнецы. Как правильно реагировать? В первую очередь, нужно утвердить в семье такую ценность: агрессия запрещена. Родители должны с самого раннего детства внедрить это в сознание детей – у нас в семье не дерутся.
Запрещать агрессию как чувство нельзя, да и невозможно. А надо вот так: обучить ребенка правильно выражать свой гнев и правильно отстаивать свои интересы.
Есть же разные формы взаимодействия в конфликте: можно сразу по башке дать, а можно уже в два года научить ребенка делиться, меняться, договариваться. Но необходимо детям в этом помогать. Так что если дерутся и мальчики, и девочки – первым делом мы останавливаем драку, а затем устраиваем диалог: так и говорим: «Давай послушаем, что хочет сказать твой брат», «Давай услышим, что хотела сделать твоя сестра». И говорим по очереди, и выслушиваем друг друга – по очереди! Но, если вы только призываете ребенка к разуму, а подходящего объекта для подражания у него нет – не сработает.
ДЕВОЧКИ УМЕЮТ, МАЛЬЧИКОВ НАУЧИМ
Вот, например, ваш ребенок хочет подружиться с кем-то в классе или познакомиться на детской площадке. Обратите внимание: девочки, как правило, более контактные, у них это получается легко! А многим мальчикам придется подсказать, как преодолеть робость – подойти к другому ребенку, посмотреть в глаза, улыбнуться, задать вопрос. Часто бывает, что мальчику этого просто никто не показал.
Вот у меня такой пример: мой старший сын нравится девочке в школе, она для него написала сообщение в мой мессенджер: «Чем занимаешься, а я читаю интересную книжку». Вижу, Ваня ответил: «Ок». Я говорю: «Ну ты представь себя на ее месте, она с тобой общается, а ты ей – ну все, пока». Ваня понял, начал нормально общаться.
Потому что нужен кто-то, кто расскажет мальчикам про девочек! Если папа умеет это делать тактично, все получится. Но природой устроено так, что с вопросами или за помощью ребенок пойдет к родителю своего пола.
Или вот у девочек часто в 8–9 лет начинаются какие-то разборки в классе: кто с кем дружит, кто против кого дружит. У мальчиков-то такого нет, они по-другому устроены, они или враги и дерутся – или друзья не разлей вода (или вчера враги, а сегодня друзья). И мальчику тоже стоит объяснить про то, что у девочек дружба немного подругому формируется.
КТО ЛУЧШЕ ЧУВСТВУЕТ?
Снова возвращаемся к идее, что мальчики – сильные, а девочки – дипломаты. Нет, мальчику тоже очень важно учиться договариваться! И с таким стереотипом, что мальчику можно все решать кулаками и силой, надо бороться. Роль папы состоит в том, чтобы показать: настоящий мужчина – не мужик накачанный, который, чуть что, готов подраться, а смелый и добрый человек, умеющий конфликты разрешать словами.
А вот если в семье так уж сложилось, что папа именно такой «настоящий мужчина», как в первом варианте, он и не научит полезному, и навредит ребенку сильно. Потому что такого папу в детстве не научили уметь обращаться со своими чувствами! Было принято считать, что чувства – это для девчонок, а мужик – он ух!
Сейчас, к счастью, принято с раннего возраста учить ребенка понимать, что с ним происходит, какие чувства он испытывает, что с ними можно делать, как выражать.
Любому человеку надо уметь понимать себя, быть эмоционально развитым, понимать свои чувства, опознавать их, знать, как они называются.
До сих пор многие думают, что мальчику это все не надо, ласка им не нужна, особенно большим. И папы есть такие, боятся иногда, что если они сына приласкают, вырастет «тряпка». Но такой жесткий стиль воспитания и стремление «вырастить мужика» только навредит. А девочек, похоже, родителям просто легче обнимать.
ЧЕМУ НАУЧИТ МАМА
Мамина задача – эмоциональный контакт с ребенком. Но девочки у нас и так более эмоционально развиты от природы, а мальчиков приходится специально учить некоторым вещам: как познакомиться с кем-то? Как завязать разговор, как понравиться другому человеку? Может показаться, что мальчики – более ценные личности, столько для них нужно делать. Нет, они не более ценные, но мальчикам в целом угроз от общества перепадает гораздо больше. Общество почему-то до сих пор считает, что мальчикам вся эта дребедень про эмоции и чувства не нужна.
НАШЕ БУДУЩЕЕ
Мальчик любит готовить? Прекрасно! Лучшие повара – это мужчины, так что хочет бабушка научить внука печь пирожки – пусть научит. Только обратите внимание, что девочку всегда за это будут хвалить, а к мальчику могут возникнуть вопросы: чего это он? Потому что культура, которая формировалась веками, влияет на наше сознание. Это часть жизни, объективная реальность, так что стоит ребенка об этом предупредить. Так и скажите: нравится тебе это делать – делай, но будь готов к тому, что у кого-то может возникнуть вот такая реакция.
Есть такое мнение, что в учебу и развитие мальчиков родители вкладываются больше, потому что девочка даже после отличного вуза может передумать, выйти замуж, родить троих детей… Но любые рекомендации ребенку на тему того, каким ему быть, или активное влияние на это – опасная штука. И мальчики, и девочки должны сами выбирать будущее. Родители только показывают весь спектр возможностей и дают образование, а дальше ребенок решает сам.
Но важно помнить: девушке придется жить в реальной культуре, которая во многом остается патриархальной. Образованной девушке, между прочим, очень сложно найти равного партнера! Многие мужчины, сами не очень образованные, не хотят «париться» с умной женой. Нет, не надо говорить ей: «Будь дурой и будь красивой – и все будет хорошо». Но учитывать это придется.
И так уж сложилось, что для мужчин создание семьи не является задачей такой важности, как для девочки, которую с рождения уже буквально готовят к выбору фасона свадебного платья.Неправильно это! Учите девочку не принца искать, а видеть реального человека, искать близкого по духу, хорошего собеседника – это гораздо важнее. А то бывает, что девочек готовят к тому, что она – принцесса, ее возьмут на руки и будут аккуратно держать всю жизнь. И мальчика обязательно ориентируйте на создание семьи!

Правда ли, что к воспитанию мальчиков и девочек требуется разный подход? Комментируют психологи Людмила Петрановская, Софья Нартова-Бочавер и Елена Трушина.

Детская практическая психология. Одинаковые или разные?

Софья Нартова-Бочавер, профессор, доктор психологических наук: «В психологии известно такое явление, как асинхронность развития: различные психические функции созревают у детей разного пола в разное время. Например, девочки начинают говорить раньше и более полными фразами. Исследования показывают, что мальчики созревают позже и в начальной школе примерно на год отстают от девочек по своему психологическому возрасту. Эта разница проявляется, прежде всего, в созревании механизмов саморегуляции, самоконтроля, в интеллекте. Успеваемость в начальной школе обычно выше у девочек. Но дальше, в средней и старшей школе, мальчики начинают догонять и даже перегонять девочек. Возможна это связано не только с созреванием, но и с тем, что в начальной школе к большей степени требуется прилежность, больше дается заданий по образцу, с которыми легче справляются девочки, в старшей же школе увеличивается количество задач, где требуется нестандартное мышление. Конечно, нельзя сказать, кто умнее, а кто глупее. Например, по тестам на скорость мышления мальчики показывают более высокие баллы. Но скорость мышления - это далеко не все способности, а большинство тестов сконструированы мужчинами, в соответствии с их типом мышления.

  • Эмоциональная сторона речи лучше осваивается девочками, а логическая -мальчиками.
  • Девочки (как и женщины) лучше адаптируются в стабильной среде, более исполнительны, мальчики же лучше приспосабливаются к изменениям.
  • Девочки более послушны, склонны подчиняться общему мнению, мальчики хуже подстраиваются под среду, под учителя, больше склонны к бунту, отсюда чаще и замечания.
  • Девочки легче принимают «формальные» требования, осваивают рутинную, стереотипную деятельность.
  • Девочки более инертны - они дольше -разбегаются, входят в деятельность, дольше не теряют внимания.
  • Типичные психологические проблемы у девочек в начальной школе связаны с эмоциями (страхами, застенчивостью). Часто они остаются незамеченными, поскольку меньше -мешают взрослым. Для мальчиков типичны поведенческие нарушения, которые трудно не заметить, и это мешает адаптации в школе.

Детская практическая психология. Равные условия

Детская практическая психология. Воспитание мальчиков и девочек.

На словах многие родители уверены, что сыну и дочке дают одинаковый старт и равные условия для развития. Исследования же показывают: среди детей дошкольного возраста с мальчикам и, например, понятие числа обсуждаются в 2 раза чаще, и компьютером дома пользуются чаще мальчики, а не девочки. Но именно ранний опыт может повлиять на последующий интерес к точным наукам и успешность в них - три четверти девочек сегодня и правда любят математику.

  • Игра в шахматы развивает навыки памяти, концентрации, логики и решения задач. Однако шахматы более популярны среди дошкольников-мальчиков, чем девочек.
  • Компьютеры: видеоигры (которыми чаще увлекаются мальчики) действительно могут помочь и девочкам: это один из способов развития координации рук и глаз, решения визуально-пространственных задач.
  • Спорт: занятия спортом помогают развивать навыки, необходимые для успехов в обычной жизни - способность концентрироваться, работать в команде, умение справляться с неудачами.

Детская практическая психология. Как помочь ребенку?

  • Поощряйте пробовать новые занятия, даже если там не будет друзей (или дочь/сын будет единственной девочкой/парнем в группе). Договоритесь, что ребенок попробует хорошо провести время.
  • Следите за игрушками. Есть научные или строительные наборы, специально предназначенные для девочек (например, в розовой упаковке), но точно ли они нужны?

Детская практическая психология. Игрушки. Чему важно научить девочку и мальчика?

Детская практическая психология. Воспитание мальчиков и девочек.

Сколько бы психологи ни говорили, что главное - воспитывать не мальчика или девочку, а личность (и желательно счастливую), родители все равно хотят советов: чему все же учить дочку и сына? Конкретика ниже.

  • Дети смотрят и запоминаю как вы ведете себя. Насколько вы добры и терпеливы, например, как справляетесь с ежедневным стрессом (и какие слова используете за рулем), как вы взаимодействуете с другими людьми.
  • Объясняйте дочке/ сыну, каких ценностей в жизни вы придерживаетесь и почему выбрали именно их Например, «у нас в семье принято заботиться друг о друге мы - команда, это в целом повышает качество нашей общей жизни. Или что большинство ситуаций можно решить с помощью компромисса, а честность лучше в долгосрочной перспективе.
  • Обращайте внимание девочки/ мальчика на женщин/ на мужчин, достойных подражания. Их много: писатели, спортсмены, артисты, общественные деятели- и они меняют мир к лучшему.
  • Лучшие выбирать игрушки, которые поощряют эксперименты.
  • Разговаривайте дома о математических и научных концепциях, помогайте детям использовать математику в повседневной жизни - отмерять нужное количество продуктов, подсчитать скидку при покупке.

Детская практическая психология. Воспитание мальчиков и девочек. Девочки другие?

Детская практическая психология. Воспитание мальчиков и девочек.

Важно, как эти и другие особенности преломляются через воспитание, через наше, взрослое, отношение к детям. Например, есть данные, которые показывают, что у мальчиков начальный уровень способностей в целом выше, но обучаемость ниже. Однако ведь может быть и такое - мы просто не умеем обучать мальчиков! Тем более, что совсем уж не секрет, что учат и воспитывают в подавляющем большинстве женщины. Очень часто воспитательницы, учительницы и мамы транслируют мальчишкам определенную установку- «главная ценность - послушание». Однако от подросшего мужчины уже ждут совсем другого! Но откуда же возьмутся целеустремленность, сила, инициативность, если все это подавляют?

Важно понимать, где действуют наши стереотипы, чаще вредящие, чем помогающие детскому развитию, и преодолевать их. Важно помнить, что абсолютно всем нужны любовь, ласка, объятия, поддержка. С другой стороны, выстраивая взаимодействие с ребенком определенного пола, нужно и можно ориентироваться на гендерные (половые) особенности. Пол -это основа индивидуальности, с ним связано многое в человеческой личности - поведение, общение, способности.

Ждем ли мы от детей разного пола одного и того же или все-таки считаем сами и транслируем детям, что мальчики должны чувствовать и действовать так, а девочки - иначе?

В итоге их страхи, фантазии, эмоции, реализация в жизни - все это последствия наших стереотипов или собственный выбор детей?

Уверенность девочки в себе будет основана на ее первых отношениях с мужчиной - с ее отцом. Пусть папа будет внимательным и принимающим!

Елена Трушина, клинический психолог: У ученых до сих пор нет способа отличить женский мозг от мужского без анализа на генетическом уровне, так что можно говорить только о некоторых усредненных закономерностях. Например, были выявлены отличия в способах общения с близкими, которые заметны уже в возрасте 6 месяцев: мальчики в среднем более ярко выражают эмоции, более активны, девочки больше склонны к наблюдению, успешнее справляются с эмоциям.

Однако, несмотря на то, что некоторые генетически обусловленные различия существуют, развитие ребенка в гораздо большей степени зависит от трех наиболее важных параметров:

  • индивидуальных особенностей;
  • семейного воспитания;
  • стереотипов и ожиданий, принятых в обществе по отношению к детям.

Практически невозможно предсказать способности конкретного ребенка на основе данных только о его поле. Одно несомненно - и мальчикам, и девочкам нужно развивающее обучение. Его общий принцип - одновременно бережно и аккуратно развивать «отстающие» способности ребенка и опираться на наиболее сильные, развитые способности".

И, пожалуй, главное - невозможно вписать мальчика в рамку «рыцаря», а девочку- в «принцессы». Только понимание и принятие значимыми взрослыми разных граней психики ребенка, его индивидуальных, половых, возрастных проявлений помогут подрастающему человеку раскрыться и понять, кто он.

Воспитание мальчиков и девочек. Чему их нужно научить.

Детская практическая психология. Воспитание мальчиков и девочек.
  1. Поощряйте настойчивость. Научите ребенка выражать себя и потребности, отстаивать свою точку зрения перед сверстниками и взрослыми, а при необходимости сказать: «Мне не нравится, как вы разговариваете со мной».
  2. Хвалите. Вы можете говорить ребенку, что она / он умная (умный), но эффективнее использовать конкретные примеры: -У тебя действительно хорошая память. И обязательно отмечайте прогресс!
  3. Помогите ребенку найти свои сильные стороны. Отмечайте, что не все дается легко, и это нормально, но в некоторых областях она /он чувствует себя увереннее.
  4. Поощряйте самостоятельность. Не спешите на помощь, если вам кажется, что ребенок где-то «забуксовал», пусть попробует сам, дождитесь просьбы.
  5. Говорите о здоровом образе тела. Когда вы делаете комплименты внешности ребенка, постарайтесь говорить не только о красоте или нарядах, а о связанных с этим действиях: - Сегодня на на треннировке ты двигалась/ двигался классно- или. «Когда ты выступала/ выступал, твои глаза так сияли!»

КАК РАСТИТЬ ДЕТЕЙ СЕГОДНЯ?

Детская практическая психология. Воспитание мальчиков и девочек.

Сохранится ли гендерно-различное воспитание? Прогноз сегодня такой, что мужские профессии исчезают, риск замены роботами в разы выше в течение ближайших 10−15 лет, чем традиционно женских - няни, соцработника, воспитательницы. Так что вполне возможна такая ситуация, что мужчине нужно будет оставаться дома с детьми, работы у него не будет, а женщина будет продолжать работать. Одно дело - когда это происходит по семейным и личным обстоятельствам, другое - когда по массовым экономическим. Значит ли это, что девочек сегодня нужно воспитывать иначе? В первую очередь из гендерного воспитания нужно убрать любые ограничения в правах. Вот два основных: женщинам запрещено быть сильными и агрессивными, мужчинам - слабыми и уязвимыми, мальчики не плачут, девочки не дерутся. Женщина имеет право быть сильной. Это не обязательно агрессия: это сказать «нет, я не хочу» или «я хочу», вызваться что-то сделать.

Мужчина может быть уязвим, и проявлять чувства, и плакать. Если мы хотя бы с этим, главным, немного разберемся, все точно станут счастливее. Уже сейчас разнообразие между людьми в целом выше, чем разнообразие между среднестатистическими женщиной и мужчиной, в способностях, ценностях, установках. Этого будет все больше. Такая мощная характеристика, как пол, будет все менее значимой в общей идентичности личности - хотя никуда не денется, конечно.

Стоит больше помогать ребёнку осознавать себя уникальной личностью. Слушать, когда говорит. Не давать ограничивающих установок - не лезь на дерево, ты девочка. Принимать самые разные проявления. Не отрицать, конечно, пол и гендер - это важная часть личности, но она снижается.

Девушка может желать, чтобы ее взяли замуж, содержали, обеспечивали, при этом она, конечно, не собирается слушаться никакого мужа. Естественно, все испытывают разочарование.

Мужчина желает, чтобы женщина была мягкой, доброй, уступчивой, но при этом, конечно, вовсе не собирается полностью взять на себя ответственность за ее обеспечение и безопасность. Не может он тянуть все на себе, а если в какой-то период тянет, считает себя довольно несчастным. Естественно, в ситуации, когда обе стороны предъявляют друг другу прямо противоречащие, противоположные требования, все недовольны друг другом, испытывают разочарования, предъявляют претензии - и получается не слишком счастливая жизнь. Мне кажется, это какая-то переходная история, когда все пытаются немного сжульничать в этой ситуации, получить плюсы, не имея соответствующих издержек. Но реальность такова, что это невозможно, и постепенно все в этом убеждаются, понимают, что или мы договариваемся и знаем, что любые возможности и привилегии подразумевают ответственность двоих, либо мы не вступаем в постоянные отношения. Потому что это иллюзии, и они разбиваются об реальность. Так что постепенно люди научаются жить в реальности.

В паре может возникать очень много таких противоречивых установок. Это ожидания (полученные в том числе и из СМИ), что женщина должна: с одной стороны: быть милой, доброй, ласковой; с другой - быть лидером, профессионалом; с третьей - сексуальной, ухаживать за собой, выглядеть хорошо; с четвертой - проводить время с ребенком, отвечать на его потребности.

Так что мы должны двигаться в сторону реальности, понимания, что ничего нельзя получить бесплатно, что у любой медали есть две стороны. Да, маме сложно справляться с противоречивыми требованиями, но дочка видит, что мама с этим что-то делает. Например, расставляет приоритеты, про какие-то требования говорит «эта сторона меня не интересует». Или рвет жилы, чтобы все везде успеть. Или решает, что, раз я везде не успела, я неудачница и жизнь не удалась. И мама должна понимать, что этим она дает дочке пример, как с этим всем обходиться. Но мы все в этом живем - в мире противоречивых требований, которым всем соответствовать невозможно, и нужно как-то с этим обходиться.

Какое-то время назад в патриархальном обществе это было настолько важной характеристикой человека - важнее, чем все остальное. Сегодня мы одновременно пытаемся сидеть на двух стульях. Есть условно патриархальная культура: сильная гендерная разница, мужчина отвечает за благосостояние семьи и при этом имеет сильную авторитарную власть. Женщина должна слушаться, но она гарантированно не должна выживать в мире сама: и экономически, и с точки зрения безопасности она получает защиту от внешних угроз. Но при этом она не защищена от семейного насилия, потому что авторитарная власть - у мужчины. А есть модели большего гендерного равенства, когда пара более-менее равна, оба зарабатывают, каждый отвечает за себя.

И та и другая модели существуют. У нас оба пола пытаются совместить для себя плюсы обеих моделей, не избавляясь от связанных с этим ответственности и издержек.

Мужчина тоже должен: быть успешным, быть мачо, жестким. Но, когда девушка сталкивается с этими проявлениями, она не всегда понимает обратную сторону этого «мачо», что он никого не слышит, никого не слушает, а если что - и в морду даст. А «не мачо» не понравился - был недостаточно крутой. Всему есть своя цена. Если в отношениях допустимо «почему ты не такой, как мне нужно» - значит, там есть насилие. А где есть насилие - будет и эскалация этого насилия. Поэтому сегодня она рассказывает, как она похудела, чтобы нравиться мужу, а завтра она синяк замазывает.

«Женский и мужской мозг», как он устроен?

Женский и мужской мозг.

НЕЙРОБИОЛОГИ, сопоставляя строение мозга мужчины и мозга женщины, неизменно приходят к одним и тем же выводам. Во-первых, отличия есть. Во-вторых, это ничего не значит. В среднем мозг мужчины крупнее женского. В среднем у мужчин лучше выражены связи внутри полушарий, а у женщин - между полушариями. Есть десятки отделов мозга, в которых серого вещества в среднем больше у мужчин (например, в гиппокампе) и десятки отделов, в которых серого вещества в среднем больше у женщин (например, в нижней лобной извилине). Означает ли это, что мужчины лучше контролируют эмоции? Или что у женщин более развито вербальное мышление? Или мужчины лучше координируют движения? Или женщины лучше обрабатывают зрительную информацию? Даже если закономерности удается обнаружить, от них по-прежнему нет низкой пользы для принятия решений о том, как в этой связи лично вам следует взаимодействовать с вашим мужем.

Можем ли мы обосновать и подтвердить наши гендерные стереотипы, опираясь на научные данные? Звучит соблазнительно, но…

Женский и мужской мозг. Авторы каждого исследования оговариваются: результаты получены при усреднении тысяч испытуемых. Если же посмотреть на конкретного гражданина или гражданку, то абсолютно во всех случаях оказывается, что какие-то анатомические особенности мозга этого человека «типично мужские», какие-то - «типично женские», а большинство признаков описывается туманным «ни то, ни сё». Патологоанатом не может при осмотре мозга с уверенностью сказать, мужской он или женский. Исследования подтверждают: разнообразие очень велико и индивидуальные особенности выражены сильнее, чем универсальные отличия между полами.

Но главное - мозг меняется в течение жизни под влиянием индивидуального опыта. Отличается не только мозг мужчин и женщин. Мозг людей, знающих иностранный язык, отличается от мозга моноязычных. Мозг музыкантов отличается от мозга тех, кто не умеет играть. Плотность серого вещества увеличивается в тех отделах, которым вы даете нагрузку. Вполне вероятно, что многие отличия между мозгом женщин и мужчин объясняются не биологией, а социальными факторами - просто потому, что, когда вы играете в «Лего», у вас развиваются одни отделы мозга, а когда играете в Барби - другие. У мужчин может быть лучше пространственное мышление в среднем, но у женщин-инженеров оно лучше, чем у случайного прохожего, даже если у него борода.

В том, что касается возможностей мозга, пол не дает серьезных преимуществ и не накладывает серьезных ограничений. Гораздо важнее, чем вы занимаетесь и чему учитесь в вашей собственной жизни.