Ким ир сен чучхе высосал из пальца. Чучхе – идеология Трудовой партии Кореи

Ким ир сен чучхе высосал из пальца. Чучхе – идеология Трудовой партии Кореи
Ким ир сен чучхе высосал из пальца. Чучхе – идеология Трудовой партии Кореи

За время ведения данного дневника, поступило большое количество вопросов с просьбой рассказать о идеологии чучхе и сонгун, их основных философских принципах.
В сети Интернет есть немало достоверных источников по идеологии чучхе и сонгун.
Но тем не менее здесь, в этом дневнике мы решили дополнительно рассказать о чучхе, идя на встречу настойчивым пожеланиям наших уважаемых читателей, желающих еще более идейно вооружить свое сознание.

Руководитель Ким Чен Ир указывал:

«Философия чучхе выдвигает основной вопрос философии, уделяя человеку главное внимание. Как наука, она разрабатывает взгляд на окружающий нас мир, отношение и подход к нему, ставя в центр внимания человека».


Поставить человека в центр внимания


Идеи чучхе, философия чучхе как философская идеология, имеют существенные особенности, в корне отличающиеся от всех предшествующих философских учений. Эти особенности заключаются в том, что философия чучхе является философией, которая уделяет основное внимание человеку, развертывает и систематизирует свои положения, ставя человека в центр внимания. Сказанное нами означает, что она выдвигает основной вопрос философии и вырабатывает взгляд на окружающий нас мир, отношение и подход к нему, ставя в центр внимания человека

Вопрос о том, какое место и какую роль играет человек в мире, представляет собой мировоззренческий вопрос.


Коренное отличие от других философских школ


Ввиду того, что выдвинут основной вопрос философии, развернут и систематизированы положения, философия чучхе коренным образом отличается от всех других философских течений.

Обычно, особенности учения определяются наряду с основным вопросом философии и тем, чему уделять главное внимание в разработке содержания мировоззрения.

В истории философии человечества было немало философских течений, но все они были или идеалистическими теориями, считающими главным божественное существо, как «Б0г» или дух, или же материалистическими воззрениями на мир, ставящими в центр внимания материю.

Разумеется, в старых философских теориях были и такие, которые якобы на первый план ставили человека. Что касается «гуманистической» философии, то она появилась уже давно, существовали разные ее течения. Но все эти течения считали объектом своего изучения чисто человеческие проблемы. Это было своего рода философским отражением подхода к человеческой жизни, которое рассматривало, главным образом, вопросы: что такое человек, какова его жизнь?


Относится к окружающему миру исходя из интересов человека


Философия чучхе дает новый взгляд на сущность мира и закономерности его изменения и развития. Мир управляется и преобразуется человеком, мир развивается при активном воздействии и роли человека, по направлению служения человеку и в соответствии с его развитием. И на основе этого же взгляда она устанавливает новое отношение и подход к миру - нужно относиться к миру, исходя из интересов человека и с точки зрения его деятельности.

Таким образом, философия чучхе дает людям мощное оружие для верного осознания и преобразования мира и успешного решения своей судьбы. Вот в чем главные особенности, научность и революционный характер, самобытность и преимущество идей чучхе как революционного мировоззрения нашего времени.

Говоря об особенностях идей чучхе как философской идеологии, важно иметь правильное понимание того, что она самая народная, революционная и политическая философия.

Философия чучхе - это, прежде всего, самая последовательная революционная философия, которая разработана, углублена и развита на основе революционной практики нашего времени.

Создание идей чучхе - плод революционной практики


При разработке философских вопросов Президент Ким Ир Сен всегда исходил из требования практики революции и в ходе поиска научно обоснованных ответов на актуальные идейно-теоретические вопросы, выдвигаемые в процессе революционной практики, создал философию чучхе.

Чучхейская эпоха является новой эпохой, когда народные массы выступили властелинами мира и решают свою судьбу самостоятельно и творчески.

Новая эпоха требовала нового мировоззрения, которое могло бы повысить у народных масс сознание властелина мира и хозяина своей судьбы. В силу особенностей исторического развития, сложного и трудного характера корейской революции в Корее особенно серьезно была поставлена задача перед народными массами - прокладывать путь революции самостоятельно и творчески.

В ходе кровопролитной борьбы за свержение японского империализма и возрождение Кореи Президент Ким Ир Сен в отражение требования эпохи разработал философию чучхе, дающую людям истину.

Чучхейская эпоха далеко продвинулась вперед и практика революции углублена и развита на новый высокий этап.


Появление, развитие и совершенствование идей чучхе


В ходе мудрого руководства социалистическим строительством в Корее и делом превращения всего мира в независимый и в отражение требований практики руководитель Ким Чен Ир в комплексном виде систематизировал разработанную Президентом Ким Ир Сеном философию чучхе, углубил и развил ее новым содержанием.

Это говорит о том, что философия чучхе от начала до конца возникла, развивалась и усовершенствовалась как революционная философия.

Революция - это борьба в защиту и за осуществление самостоятельности народных масс и в этой борьбе главными лицами являются народные массы. Следовательно, лишь та философия, которая отвечает стремлениям народных масс к самостоятельности и их требованиям и служит их интересам, может стать народной философией.

Философия чучхе представляет собой народную философию, которая отражает стремления и требования народных масс, разработана, углублена и развита при обобщении опыта борьбы масс.

Эти черты философии и служат главным условием, гарантирующим ее народность.


Идеи чучхе - безотказное оружие народных масс в борьбе за самостоятельность


Философия реакционного эксплуататорского класса подчинена его интересам. Поэтому она антинародна. Однако все положения и содержание философии чучхе все без исключения способствуют защите и осуществлению требований и стремлений народных масс к самостоятельности. Вот почему эта философия станет народной, которая легко постижима любому человеку и может быть воспринята его собственным умом и стать безотказным оружием борьбы.

Философия чучхе - это политическая философия.


Для того, чтобы философия стала революционной, освещающей путь к решению судьбы народных масс, ей надо быть философией, дающей принципиальную основу политики.

Судьба народных масс решается в ходе развития общества. Следовательно, только та философия, которая освещает принципиальную основу политики, может верно служить решению судьбы народных масс.

Философия чучхе освещает принципиальную основу политики, предназначенной вести развитие общества прямым путем.

Основные положения идей чучхе, ставящие человека в центр внимания, и положения чучхейского философского мировоззрения, развернутые на основе первых, являются мировоззренческими положениями и одновременно принципиальной основой политики, направляющей развитие общества по прямому пути. К таким положениям относятся и положения об общественно-историческом развитии, основные положения революции и основанные на них положения взглядов на революцию.


Вождь, партия и массы

1. Вождь, партия и массы едины общей судьбой, делят друг с другом и радость, и горе.

2. Вождь – мозговой центр революции, партия – ее штаб, народные массы – хозяева, непосредственные исполнители революционного дела.

3. Когда есть великий вождь, великая партия и настоящая Родина, процветает нация, расцветают и судьба, и честь отдельного человека.

4. Надеяться на победу в революции без вождя – это ожидать цветов без солнца.

5. Даже небольшая страна, если она идет за великим вождем, может прославиться на весь мир как родина великих идей эпохи, как ведущая в идеологическом и политическом плане держава.

6. Великий вождь, великая партия возвеличивают народ.

7. Величие данной нации зависит от величия ее вождя; будущее данного народа зависит от мудрости его вождя.

8. Массы без мудрого вождя подобны человеческому организму без мозга.

9. Народ, не имеющий выдающегося вождя, не более чем сирота, лишенный родителей.

10. Великий политический деятель, великий полководец должен быть прежде всего настоящим человек.

11. Если руководитель лишен твердых убеждений и воли, это ведет к разброду в народе и тогда революция не может защитить себя.

12. Партия идеологически здорова – массы идеологически здоровы; партия идеологически заболевает – массы тоже страдают от идеологической болезни.

13. Облик партии находит свое яркое отражение в облике воспитанного ею народа.

14. Партия без фундамента в массах подобна беседке, построенной на песке.

15. Дерево, пустившее в землю глубокие корни, устроит на любых сильных ветрах Подобно этому, партия не боится никаких потрясений, когда ее глубокие корни – в широких массах.

16. Гарантия несокрушимости партии – ее глубокие корни в гущи народных масс, с которыми она образовала одно целое.

17. Революционная организованность и дисциплинированность – жизненный фактор существования партия рабочего класса, источник ее силы.

18. Наладишь работу с людьми – сдвинешь гору и перекроешь море.

19. Партийная работа – это такой вопрос, который не решить по готовым формулам.

20. В работе с людьми не может быть универсальных рецептов.

21. Строить иллюзии в отношении кого-либо – означает, как правило, попадать впросак.

22. Народные массы – это учитель во всем, творец всего.

23. Если и есть на свете всемогущее существо, то это не что иное, как народные массы.

24. Силы отдельного человека имеют предел, но силы народных масс неисчерпаемы.

25. В изоляции от народных масс не может быть ни партии, ни вождя. И вождь – на службе народным массам; и партия – для служения им же.


26. И свой ум, и свое искусство руководства, свою нравственность руководитель черпает в гуще народных массы.

28. Таланты – в гуще масс.

29. Уникальный ключ к решению наболевшего вопроса – в мудрости масс.

30. Диагноз недостатков ставят массы.

31. Глаза масс все видят.

Родина и нация

32. Родина – это не просто край, где ты родился и рос. Она должна стать таким местом, где человек живет настоящей жизнью, где гарантируется счастье грядущих поколений.

33. Родина – это настоящая мать для каждого, колыбель его жизни и счастья.

34. Судьба нации есть судьба каждой отдельной личности; в жизни нации пульсируется жизнь отдельных людей.

35. Величие нации не в обширности территории и многолетней истории. Оно – в величии вождя, стоящего у руля той нации.

36. Любить свою нацию, быть готовым защитить Родину – важнейшие качества человека как общественного существа.


37. Любовь к жене и детям, любовь к своим родным – это и есть любовь к своей Родине.

38. Патриотизм означает самоотверженное, самозабвенное служение Родине и народу.

39. Только тот, кто всеми фибрами души осознает, как дорога ему Родина, может без раздумья отдать свою молодость, даже свою жизнь во имя Родины.

40. Кто не умеет оберегать, любить, гордиться своим и не старается еще более развивать его, тот не может стать настоящим патриотом.

41. На зов Родины и народа надо откликаться не словами, а готовностью к самоотверженному служению им – так относится патриот к Родине и народу.


42. Кто не любит Родину, не борется за ее благо, чей вклад в эту борьбу ничтожен, тот не вправе рассуждать о Родине, не вправе называться настоящим сыном, настоящей дочерью матери-Родины.

43. Кто ничего не сделал для Родины, ничего не оставил ей после себя, - жалкий человек, бесцельно проживший жизнь.

44. Патриот – то высокое звание, которое дают Родина и народ своими славным сынам и дочрям.

Социализм и революция

45. Социализм – это наука.

46. Социалистическое движение – великое движение народных масс, его цель – созидание нового, независимого мира.

47. Социализм непременно восторжествует, ибо к нему стремление и воля народа.

48. Социализм принадлежит народу. Измена социализму – измена народу.

49. Главное в социалистическом обществе – не деньги, а человек, его идеи.


50. Социализм победит, если вооружишься его идеями; упустишь их – погибнет его дело. Это истина, подтвержденная историей.

51. В любом случае основной социализма является коллективизм.

52. Агрессия и война – синонимы империализма.

53. Как волк не может обернуться овцой, так и звериная природа империализма никогда не изменится.

54. Последние минуты жизни тех, кто бросает вызов истории, как правило, сопровождается предсмертной агонией.

55. Цель революции – дать расцвести любви к народу.

56. Смена поколений не может остановить шествие революции, борьба должна продолжаться.

57. Загнивают корни – болеет все дерево. Подобно этому, не обеспечивается чистота революционных традиций – заболевает партия; заболевает партия – насмарку идет революция.

Коллектив и организация, борьба и сплоченность

58. Общественный коллектив – базовая основа общественно-политической жизни человека.

59. Самое дорогое для человека – это жизнь. Причем общественно-политическая жизнь дороже физиологической; жизнь общественного коллектива дороже жизни отдельного человека.

60. Дисциплина – это жизненный фактор существования организации.

61. Высокая требовательность в соблюдении дисциплины организации есть истинная любовь к коллективу.

62. Там, где идет борьба, там жизнь; там, где жизнь, должно быть место эмоциям и романтике.


63. В борьбе – жизнь; в жизни – борьба.

64. Один день, прожитый человеком в самоотверженной борьбе за революцию, ценнее и дороже, достойнее, чем прожитые им бесцельно сто или тысяча дней.

65. Сплоченность – предпосылка победы, раскол – фактор поражения.

Идеология и теория

66. Мир движут не деньги или атомная бомба, а великие идеи.

67. Юность без мечты и идеалов – не молодость.

68. Плодотворная жизнь молодости должна славиться в созидательном труде и новаторских подвигах.

69. Там, где трудится молодежь, должны быть песни и танцы; именно они сопутствуют новаторству в труде.

70. Жизнь без песен, молодость без песен подобны цветам, лишенным аромата и свежести.

71. Цветы увядают, но могут снова расцвести, тогда как прошедшая молодость не возвращается.

Молодежь и молодые годы

72. Молодежь – драгоценный цвет страны и нации, самый жизнедеятельный отряд общества, герой будущего.

73. Приказами и распоряжениями не повлияешь на идейный настрой человека.

74. Лучший способ воздействовать на душу человека – вникнуть в его духовный мир.

75. Возможности надо сознательно создавать, а предпосылки – целеустремленно готовить.

76. Будь смелым в принятии решений, организуй дело масштабно и двигай его энергично – и, как правило, откроется закрытый путь, появится и то, чего раньше не было.

77. Привыкнешь много спать – все время тебя будет одолевать сон. Так и с делами: работаешь спустя рукава – все валится из рук.

Северная Корея
Часть 1.

Социальный строй Северной Кореи носит название «чучхе», что переводится как «хозяин собственного тела и всего мира». Официально это направление было внедрено в 50-х годах прошлого века, когда КНДР стремилась избавиться от чрезмерного влияния соседей – Китая и СССР. При этом термин существовал еще во времена средневековья как общеизвестное философское понятие конфуцианства.

Главные принципы чучхе

После распада страны в 1948 году северная часть примкнула к социалистическому лагерю и приняла догматы, выработанные при Сталине и Мао Цзэдуне. Однако к середине 50-х годов правительство, возглавляемое Ким Ир Сеном, поняло, что от культурного и политического влияние союзников необходимо освобождаться. Именно поэтому идеологи стали разрабатывать положения нового строя, который совмещал классическое социалистическое учение и основы конфуцианства, по которым Корея жила почти полтысячелетия.

Новое политическое направление не оформилось в короткие сроки. На его разработку ушли годы, а главные положения так и не были собраны в манифест. Об идеях чучхе можно судить по работам Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, которые имеют едва ли не тезисную структуру.

Главными идеологическими положениями служат такие утверждения:

  • Народ придерживается строгой иерархической структуры, которой управляет вождь.
  • В государстве установлен приоритет коллективизма над индивидуализмом.
  • Главная задача чучхе – удовлетворение потребностей всего народа, а не отдельных его слоев.
  • Строй поддерживает позиции изоляционизма и антиглобализма.
  • Главное принцип государственного строя – сонгун. Он предполагает главенство армии. При этом войска не противопоставляются остальному народу, а являются его вооруженной частью.

Нетипично трактуется идеологами понятие революции. Оно обозначает не форму государственного переворота, а борьбу человека со своими слабостями, а также непрерывное стремление к совершенствованию окружающего мира. Политический подтекст в этом случае не главный, но он также подразумевается под «окружающим миром». Лучшей формой борьбы считается труд – как на бытовом, так и на военном поприще.

Чучхе и внешняя политика Северной Кореи

Идеологический строй этого типа имеет милитаристскую окраску. Согласно учению вождей, государство должно быть крепостью, которая защищает себя от внешнего влияния. Это поддерживается политикой изоляционизма – все данные о политической, экономической и военной жизни страны засекречены. Кроме того, в основу функционирования общества поставлена армия. Каждый солдат должен служить так, чтобы без раздумий отдать жизнь за командира.

Такой взгляд на устройство жизни сказывается на отношениях Северной Кореи с другими странами. Они считают республику агрессивно настроенной и опасной. Однако власти КНДР убеждены, что непрерывная демонстрация силы необходима, чтобы проводить политику «сдерживания агрессии», направленную, прежде всего, на США.

Для этого используются такие методы:

  • пропаганда – например, создание ролика о сбрасывании ядерной бомбы на территорию Америки;
  • идеологическое воспитание – жителей Северной Кореи с детства учат тому, что США – главные враги нации;
  • пробные запуски баллистических ракет ;
  • захват судов , проходящих вблизи от северокорейских берегов;
  • разработка и испытания ядерного оружия.

Такие действия приводят к ответной агрессии – против КНДР введены десятки санкций и торговых запретов, подрывающих и без того слабую экономику страны. Однако отказ от пропагандистских методов борьбы неизбежно приведет к падению политического строя. Международные организации ищут выход из этой ситуации, но она все равно ухудшается с каждым годом.

Идея чучхе в Северной Корее: влияние на быт

О том, как живут люди в КНДР, ходят слухи, которые сложно подтвердить из-за закрытости общества. В большинстве случаев они носят крайне негативную окраску: строю приписывают тоталитарную репрессивную политику и несоблюдение базовых прав человека. Большая часть данных такого плана получена от южнокорейских разведслужб и беженцев из КНДР.


Подтвердить можно лишь некоторые:

  • Жители страны обязаны принимать активное участие в политической жизни – вступать в Трудовую партию и посещать обязательные лекции по идеологическому воспитанию.
  • В КНДР действует всеобщая воинская повинность . Мужчины служат от 5 до 12 лет, женщины – 3 года.
  • Общество построено на классовом принципе «сонбун». От происхождения и благонадежности человека зависит, на какие блага он может рассчитывать.
  • Жителям запрещено покидать пределы страны, пользоваться общим доступом к Интернету, хранить западные и южнокорейские фильмы и книги.

Жизнь в Северной Корее подчинена общему ритму. В стране нормированный рабочий день, после которого проводятся волонтерские работы и трудовые собрания. Правительство определяет место человека в обществе и задает течение его жизни. Беженцы, перебравшиеся в Южную Корею, часто жалуются на то, что самое сложное для них в новой обстановке – научиться жить самостоятельно, не опираясь на указы партии.

В свете событий 2017 года, после серьезного обострения отношений между Северной Кореей и , все больше людей стали интересоваться тем, что значит загадочное слово чучхе.

Вообще 20 века, когда и зародилось учение чучхе, поражает глобальными изменениями всех мировых устоев. Вряд ли выдающиеся умы 19 столетия могли предположить, что ждет мир в век научно-технического прогресса.

Чучхе – это государственная коммунистическая идеология (КНДР), разработанная Ким Ир Сеном, который руководил страной без малого полвека: с 1948 по 1994 год.

Историки считают, что Ким Ир Сену понадобилось изобретать чучхе для того, чтобы подчеркнуть самостоятельность и независимость своих взглядов от «импортного марксизма». Ведь к тому времени человечество уже знало коммунистическую систему (сталинизм) и Мао Цзэдуна (маоизм).

Но Ким Ир Сен решил «оприходовать» мировоззренческую систему Карла Маркса под себя. Чучхе обосновывает не только многие нормы жизни северокорейцев, но и саму законность единоличной власти Ким Ир Сена, а также его преемников.

Значение слова Чучхе

Интересен факт, что само слово «чучхе» обозначает «хозяин природы», то есть всего, что существует. Дословно чучхе переводится так: «Чу» — «хозяин», а «чхе» - «тело, природа». Хотя корейско-русские словари переводят чучхе, как «основная часть».

Рассматривает идею чучхе, как естественное развитие идей марксизма-ленинизма.

Идеи чучхе

Суть чучхе северокорейцы понимают, как «опору на собственные силы». Причем не только во всех сферах государства, но и отдельно взятого человека в частности.

Интересно, что официальный статус на законодательном уровне идея чучхе получила только в 1970 году, став главным учением Трудовой партии Кореи.

По-другому идеи чучхе называют кимирсенизмом (или кимизмом), по имени своего основателя.

Жители Северной Кореи уверены в том, что это совершенно новая и уникальная система революционных взглядов на жизнь, считающая основной своей догмой – опору исключительно на собственные силы.

Никаких письменных основополагающих текстов, объясняющих чучхе нет. Сторонники этой мировоззренческой системы воспринимают ее как совокупность трудов Ким Ир Сена и его сына Ким Чен Ира.

Надо сказать, что идеи чучхе получили широкое распространение в мире. В 26 странах созданы комитеты по этому учению, а тысячи кружков занимаются его изучением и распространением. Около 200 университетов мира проводят лекции по чучхе.

Справедливости ради нужно сказать, что многие утверждения этого учения вполне естественные и понятны любому человеку. Кто же будет выступать против благоустройства природы вообще и жизни каждого человека в частности?

Для полноты понимания приведем цитату из трудов Ким Чен Ира об этих идеях:

«Лишь под верным руководством партии и вождя рабочий класс, народные массы в состоянии настойчиво вести серьёзную и сложную революционную борьбу за преобразование природы и общества, добиться национального и классового освобождения, успешно строить социалистическое и коммунистическое общество и управлять им».

«… Наша партия отстаивает курс, направленный на то, чтобы, борясь с империализмом, поддерживать национально-освободительные движения в колониальных странах и международное рабочее движение, неуклонно идти к социализму и коммунизму и, соблюдая принципы невмешательства, взаимного уважения, равенства и взаимной выгоды, укреплять сплоченность социалистических стран и международного коммунистического движения».

Но крайности, как хорошо известно по урокам истории, способны превратить самые благие намерения и взгляды в нечто обратное: разрушительное и уничтожающее.

Кстати, любителям надо знать, что слово «чучхе» часто используют в качестве объяснения чего-то темного и непонятного, извращенного и неприемлемого для большинства.

Монумент чучхе

В 1982 году, в честь семидесятой годовщины со дня рождения Ким Ир Сена, в Пхеньяне был построен памятник. Официально он называется «Монумент идей Чучхе».

Это гранитный обелиск высотой 170 метров. У его основания расположено три фигуры, изображающие крестьянина, рабочего и трудового интеллигента.


Монумент идей Чучхе

Ну что же, теперь вы знаете о взглядах, которыми на сегодняшний день руководствуется, пожалуй, одна из самых замкнутых и изолированных от мира стран – КНДР.

Введение

демократичный чучхе идеология

Корейская Народно-Демократическая республика - одно из самых закрытых государств мира. Информация, доходящая до нас из КНДР достаточно скудна и не всегда достоверна. Всё, что помогает нам судить КНДР - немногочисленные сообщения из информагентств, сведения посещавших данную страну и «обличительные» речи западных государств. Северная Корея - один из последних островков государственного социализма не только в Азии, но и в мире. Идеологическим обоснованием социализма в КНДР являются идеи чучхе. Идеи чучхе - государственная идеология КНДР и официальная идеология Трудовой партии Кореи. Идеология спорная и противоречивая.

Актуальность изучения идей чучхе обусловлена рядом факторов. КНДР - одно из самых закрытых, тоталитарных государств. Находясь фактически на осадном положении, Северная Корея сохраняет государственный строй и не меняет курс уже более полувека. Стоит отметить, что КНДР отстаивает свой суверенитет не просто в условиях экономической блокады, но и при почти полном отсутствии природных ресурсов и не самым благоприятным для ведения хозяйства природным условиям. Трудовая партия Кореи (правящая партия в КНДР), несмотря на то, что почти все компартии мира после падения Организации Варшавского договора уже свернули на путь социал-демократии, сохраняет свою коммунистическую ортодоксальность и не подвергается реформистским настроениям. КНДР декларирует курс на построение социализма. Учитывая системный кризис капитализма и отсутствие единства мнений среди социалистов и коммунистов, чучхейская идеология может быть интересна для народов, выбирающих движение к социализму.

Объектом исследования является тоталитарная идеология. Предметом - идеи чучхе, основные идеологические и философские положениях чучхе, и особенности трансформации этих идей в современной Северной Корее.

Целью курсовой работы - разобраться, почему идеи чучхе являются тоталитарной идеологией и можно ли назвать чучхе социалистической идеологией.

Цель работы определяет следующие исследовательские задачи:

рассмотреть историю возникновения чуччхейско-сонгунской идеологии, основные философско-идеологические положения и составные части;

проанализировать трансформацию чучхе в современном политическом процессе КНДР и её причины;

определить эффективность и перспективы развития идей чучхе, их значение в современном идеологическом процессе.

Основными источниками для написания курсовой работы стали: государственные и партийные документы КНДР и ТПК, работы Ким Ир Сена,Ким Чен Ира,научные исследования по проблемам функционирования современного политического режима в КНДР. При написании курсовой работы использовалась следующая методология исследования: дискрептивный метод, сравнительный метод, исторический метод.

1. Процесс формирования основного идеологического комплекса чучхе


.1 История и причины возникновения идей чучхе


Основателем идеологии чучхе считается Ким Ир Сен (имя при рождении - Сон Чжу, в переводе - Становящийся опорой) Так же был известен под именами: Тон Мен (Свет с Востока), Хан Бер (Утренняя звезда), Чансон (Старший внук). В историю же вошёл под именем Ир Сен (Восходящее Солнце). Ким Ир Сен вырос в бедной семье, все члены семьи Ир Сена были участниками антияпонского движения. Уже в училище увлёкся марксизмом. Позже стал партизаном, создал свою партийную организацию и в последствие стал первым и «вечным» президентом КНДР .

Каковы причины возникновения чучхе? Одной из причин является японская оккупация и как следствие широкая распространённость националистических идей в корейском обществе, возникающая в любой стране при наличии притеснения титульной нации по национальному, языковому, культурному или религиозному принципу. Влияние Советской России и всеобщая бедность среди трудящихся корейцев сделали коммунистические идеи в Корее весьма популярными. Строки «Интернационала», пишет А. Балканский, вызывали у корейцев живое сочувствие. Они присматривались к Советской России, стране победившей революции. Во многом это было обусловлено тем, что на Дальнем Востоке и в Сибири проживала достаточно большая корейская диаспора. Можно считать, что совмещение коммунистической и националистической идеологии дало в результате идеи чучхе, которые Ким Ир Сену оставалось лишь оформить в идеологический комплекс. Ким Чен Ир пишет, что в отличие от корейских коммунистов и националистов Ким Ир Сен пошёл в гущу народных масс, осознав, что народные массы нужно организовывать и воспитывать, опираться на них в революционной борьбе и лишь массы есть подлинные хозяева революции. По мнению Ким Чен Ира, это и послужило отправным моментом для зарождения идей чучхе .

Согласно официальной биографии Ким Ир Сена, после выхода из тюрьмы, при посещении села Калунь в июле 1930 г. он впервые формирует идеологию «самостоятельности» и создаёт свою партийную организацию под названием «Союз товарищей Консор» .

Таким образом, можно сказать, что идеи чучхе провозглашены Ким Ир Сеном на двадцать пять лет раньше, чем обычно принято считать. Западные исследователи оспаривают официальную северокорейскую версию и утверждают, что никакой партийной организации Ким Ир Сене не создавал, а просто вступил в Коммунистическую партию Китая, а термин «чучхе» стал известен только после речи «Об изжитии догматизма и установления чучхе в идеологической работе», произнесённой Ким Ир Сеном в 1955 году.


1.2 Основные идеологические и философские положения идей чучхе


Чучхе - это целый идеологический и философский комплекс, хотя всё-таки идеологического в идеях чучхе, на наш взгляд, значительно больше. Эти идеи являются определяющим фактором социалистического строительства в Корейской народно-демократической республике.

Задача общества и государства согласно идеям чучхе - построение идеального общества, которое в КНДР именуется словом «социализм». Однако нередко в северокорейских средствах массовой информации это идеальное общество, которое предстоит построить в Северной Корее, также именуется словом «рай». Северокорейские идеологические издания начала XXI столетия иногда также используют словосочетание «рай на земле» («чисан нагвон»), приближая, таким образом, терминологию идей чучхе к религии чхондогё.

Дословный перевод термина «чучхе» - самобытность или самостоятельность. Корейско-русские словари дают этому термину толкование «основная часть» и «самобытность» .

«Чу» означает «хозяин», а «чхе» - «тело, сущность, субстанция, природа». Таким образом, «чучхе» означает такую ситуацию, когда человек является хозяином и себя самого, и всего окружающего мира.

В трудах Ким Ир Сена и Ким Чен Ира можно встретить определение чучхе и сонгун как «самобытной социалистической (революционной) идеологии». По Конституции 1972 года, КНДР - суверенное социалистическое государство, которое в своей деятельности руководствуется идеями чучхе - «мировоззрением, в центр которого ставится человек, и революционными идеями, нацеленными на осуществление самостоятельности народных масс». Чучхе - важная составная часть кимирсенизма-кимчеринизма и его идеологическая квинтессенция.

Ким Ир Сен говорил, что согласно идеям чучхе в центре всего находится человек, то есть человек хозяин всего. «Поклоняться народу, как небу» - это было девизом его жизни и идейно-теоретической деятельности, размышления и поиска. Он всегда считал приоритетом интересы народных масс Согласно идеям чучхе субъект истории есть трудящиеся народные массы, они Ким Чен Ир развивал кимирсеновскую теорию: «Субъект истории - трудящиеся народные массы. В его роли (т.е. субъекта истории) не могут выступать реакционные классы. Если первые - создают и развивают историю, то последние стремятся остановить ход истории». Ким Чен Ир, однако, отмечает, что не в каждом обществе их роль и место одинаковы. Он говорил: «Исход революции и строительства,в конце концов, зависит от того, насколько широко проявляются творческие силы народных масс. Народные массы - это бесконечное множество людей, их сила и ум неиссякаемы. Они самые сильные и умные в мире. Поэтому, если они осознают своё место хозяина и поднимутся, то любой трудный вопрос в революции строительстве можно решать успешно» .

Чучхе - тоталитарная идеология. Многие тоталитарные режимы после развала Советского Союза трансформировались или пали под натиском Запада. Почему в КНДР тоталитаризм сохранился почти в первозданном виде? Стоит отметить, что этому способствовала восточная ментальность, склонная к иерархии, коллективизму и обожествлению руководителя государства, партии и так далее. Одним из факторов является чучхейский принцип самостоятельности и опоры на собственные силы. Ещё одним мощным фактором стоит обозначить осадное положение КНДР, сильнейшую блокаду и империалистическую пропаганду. Во многом режим КНДР держится на высоком общественном консенсусе, доверии народа к партии и руководству. Если же в народных массах начнутся малейшие сомнения - северокорейский режим, рухнет достаточно быстро. Поэтому Трудовая партия Кореи борется за сохранение роли гегемона, руководящей и направляющей силы, повсеместном установлении принципов чучхе, а инакомыслие подавляется репрессивными методами.

По трудам вождей социалистической Кореи, можно выделить следующий комплекс идей чучхе.

Чучхе в идеологии. Чтобы установить принципы чучхе в идеологии, необходимо вооружится революционными идеями рабочего класса, линией и политикой своей партии. Установить принципы чучхе в идеологии - это значит,что каждый должен усвоить и выработать такую точку зрения и такой подход, чтобы приобрести самосознание хозяина революции. Чтобы установить принципы чучхе в идеологии, нужно в совершенстве знать специфику и особенности своей страны.

Независимость в политике. Ким Ир Сен учит, что независимость в политике - первый признак суверенитета. То есть, чтобы установить политическую самостоятельность, нужно установить народную власть, власть трудящихся. По Ким Ир Сену - политические силы составляют основу революционных сил. Чтобы обеспечить независимость в политике, необходимо иметь собственные руководящие идеи. Разрабатывать и проводить политику самостоятельно, опираясь на собственные идеи. Для обеспечения самостоятельности в политике, в полной мере нужно сохранять принцип независимости,равноправия и суверенитета в внешних сношениях .

Самостоятельность не противоречит интернационализму <#"justify">Идеи «сильного, процветающего, великого государства» - это собственное развитие Ким Чен Иром идей чучхе Ким Ир Сена, но на новом историческом этапе. Эти идеи Ким Чен Ир создал потому, что он предан Ким Ир Сену как почтительный сын, и предан государству как верный подданный. (Для передачи этих понятий в корейском тексте были использованы традиционные для корйской культуры категории «сыновней почтительности» хё и «преданности» чхун). Понятно, что целью этих новых идей является превращение КНДР в сильное и процветающее государство. Общественным строем его будет социализм. Не «советского» образца, естественно, а корейский национальный, в котором главным является то, что всё подчинено не индивидуальным интересам, а интересам общества в целом. А каждая отдельная личность добивается удовлетворения своих личных интересов через реализацию интересов коллектива. В идеях кансон дэгук Ким Чен Ира присутствуют и совершенно новые элементы. Так, говорится о том, что для построения сильного и процветающего государства требуется научный и технический обмен с другими странами. Это означает, что теперь в Северной Корее, несмотря на традиционную и вполне понятную приверженность к самостоятельности, начинает проводиться политика большей открытости и она фиксируется на идеологическом уровне, связанном с именем Ким Чен Ира. Северная Корея начала XXI века стоит на пороге больших перемен.

По мнению некоторых политологов, сегодня национализм полностью заменил в КНДР социалистические идеологию .


2.2 Кимирсенизм-кимчениризм как трансформация идей чучхе


В части 1.2 уже было упомянуто, что чучхе есть суть кимирсенизма-кимчениризма. Идеологи ТПК посчитали необходимым изъять из чучхе некоторые положения марксизма-ленинизма, которые по их мнению стали неактуальными в современных реалиях. Уже к апрелю 2012 с главной площади Пхеньяна, где проходят массовые шествия и военные парады, были убраны портреты Маркса и Ленина.

Трудовая партия Кореи провозгласила «Кимирсенизм» и «Кимчениризм» официальной идеологией страны. Об этом передало северокорейское агентство ЦТАК после проведения четвёртого съезда ТПК в 2012 году. Цитата: «ТПК примет Кимирсенизм и Кимчениризм единственной идеологией партии и будет формировать все общество на основе Кимирсенизма и Кимчениризма - высшей партийной программы. Партия будет под руководством Ким Чен Ына бороться за победу дела Ким Ир Сена и Ким Чен Ира и революционной идеи Чучхе», - говорится в сообщении азиатского агентства. Данное решение было принято во время четвертого партийного съезда ТПК.

Таким образом, можно сказать что понятие «марксизм - ленинизм» было интегрировано в чучхе. Ким Чен Ир пишет: «Создав в середине XX века марксизм, Маркс и Энгельс указали историческую миссию рабочего класса и осветили путь к его освобождению.» . Далее он пишет: «Ленин развил марксизм дальше, применительно к новым историческим условиям перерастания капитализма в стадию империализма. Он создал ленинизм и вдохновил народы на борьбу за разгром цитадели империализма…» Там же подчёркивается, что Ким Ир Сен взглянул на историческую ситуацию «по новому». Следовательно, чучхе признаёт марксизм-ленинизм как идеологию рабочего класса, но при это считает, что марксизм-ленинизм не является совершенной революционной идеологией. Своё влияние оказали так же история коммунистического движения в Азии и национальная специфика.. Учтён опыт революционного движения в Корее. Попытка Коминтерна сделать революцию «правильно, по-марксистски» довели корейское комдвижение до многочисленных расколов и бесчисленных междоусобиц. Идеи Ким Ир Сена наилучшим образом адаптировали социалистические идеи под восточный менталитет. Как и марксизм-ленинизм чучхе исходит из материалистического миропонимания, многие положения очень схожи.

При составлении костяка самостоятельных революционных идей, призванных прокладывать новый путь корейской революции, и при создании идей чучхе, Ким Ир Сен использовал идеи и идеалы марксизма-ленинизма идейно-теоретической предпосылкой.Есть и отличия. В отличие от ленинского интернационализма, чучхе находится гораздо ближе к сталинскому принципу построения социализма в отдельно взятой стране. На это повлияла всё та же национальная специфика, во время японской оккупации стихийный и массовый национализм среди корейского населения получил широкое распространение и коммунистические идеи социальной справедливости повсеместно совмещались с корейским национализмом, вызванным ущемлением национального достоинства корейского народа

2.3 Актуальность и перспективы функционирования идей чучхе


Чучхе - это, прежде всего, восточная философия. То, что для корейца хорошо, для восточнославянского менталитета может быть неприемлемым. Народы востока гораздо более склонны к иерархичности, к сильной централизации, к коллективизму. Нельзя говорить, что чучхе и сонгун абсолютно неприменимы в наших реалиях, но в данном случае имеет смысл говорить лишь об отдельных элементах. Всё-таки восточнославянская ментальность гораздо более либеральна, чем корейская или,например, китайская.

В целом, имеет смысл полагать, что чучхе в обозримом будущем сохранится в качестве государственной идеологии КНДР. Этому способствуют сильная изоляция страны, высокая доля общественного консенсуса, непрерывная работа идеологических отделов ТПК и наличие достаточно сильной армии для противостояния агрессии.

Если говорить о идеях чучхе в мире, то стоит упомянуть следующую статистику: Лекции по чучхе читаются в 200 университетах пяти континентов, в Японии существует международный институт по идеям Чучхе. Во Франции, например, действует Чучхейская партия Франции. Разнообразным кружкам и обществам уже давно потерян счёт. По факту сейчас существует 27 национальных комитетов,4 континентальных организации и Международный институт изучения идей чучхе.

В России существует «Союз сторонников идей чучхе». На постсоветском пространстве чучхе наиболее симпатизируют компартии сталинского типа и некоторые националисты, например, идеи чучхе очень популярны среди сторонников идеологии национал-большевизма. Очевидно из-за того, что чучхе во многом отражает национал-большевистский лозунг «Нация! Родина! Социализм!», привлекает лимоновцев своей тоталитарностью.

Интересна идеология чучхе и для угнетённых народов третьего мира, которые борются как за социальную справедливость, так и за национальную независимость.


Заключение


Идеи чучхе, которые являются официальной государственной и партийной идеологией КНДР представляют интерес так как являются идеологией государства, которое сохраняет преданность идеям социализма. Эти идеи функционируют в модели идеологии тоталитарного типа. КНДР в социально-экономическом плане и в плане международной изоляции переживает непростые времена.

В КНДР существуют определённые проблемы, среди них можно выделить дефицит товаров народного потребления, нехватка продовольствия и вытекающий из этого голод, имевший место быть в КНДР. По некоторым данным, голод 1995-1999 годов унёс от 10.000 до 3.000.000 жизней. Однако, даже по данным ООН, голод всё-таки остаётся вопросом спорным. Цитата «…откуда появились якобы миллионы погибших. В середине 1990-х годов ряд западных ученых провели оценки масштабов возможных жертв голода в тех регионах КНДР, которые сильнее всего пострадали от наводнения и засух. Были получены определенные цифры. При этом было подчеркнуто, что это „предполагаемые оценки ситуации в наиболее пострадавших отдельных районах», повторяю, „отдельных районах», а не по всей стране. Многие регионы пострадали гораздо меньше. Но другие специалисты взяли эти расчеты и приложили ко всей Северной Корее, отсюда и получились пресловутые миллионы погибших. Не спорю, пострадало вероятно очень много, точных цифр нет, и вряд ли мы их получим в ближайшее время, но не миллионы». Джеймс Моррис, директор Всемирной продовольственной программы ООН (World Food Program): «Данные о миллионах жертв голода в КНДР не соответствуют действительности».

Востоковед А.Н. Ланьков, считает что: «Сообщения об улучшении ситуации в КНДР до мирового читателя не доходят. Каждую осень в мировых СМИ пишут, что Северная Корея, дескать, находится на грани голода. К январю эти новости исчезают, так как очевидно, что никакого голода в КНДР нет, а на следующую осень разговоры о надвигающейся катастрофе начинаются по новой. Голод с массовыми смертями остался в прошлом, в конце 1990-х. После 2000-2002 годов с голода в стране никто не умирает. ….в последние 7-8 лет экономическая ситуация в КНДР постепенно улучшается. Однако об этом мировые СМИ не пишут».

Все существующие проблемы КНДР неразрывно ассоциируются с чучхе.

К чучхе, как и к Северной Корее в целом, можно относиться по разному, но бесспорным остаётся то,что создание чучхе Ким Ир Сеном оказало огромнейшее влияние на мировую историю Кореи и мировую историю в целом. Так же не стоит забывать, что Корея- крохотный кусочек земли, с населением около 20 миллионов человек. Корейцы строят социалистическое государство в условиях почти полного отсутствия природных ресурсов, тотального экономического эмбарго, постоянной угрозы империалистической агрессии.

Чучхе - идеология, однозначно, тоталитарная с ярковыраженным милитаристским оттенком.

Трансформации чучхе имеют место быть и на данный момент выражаются в замене некоторых элементов марксизма-ленинизма.

Чучхе интересна для мировой общественности, изучается во многих странах мира.

В обозримом будущем сохранится в КНДР.

Следовательно, в чучхе нужно подчеркнуть следующие положения:

Тоталитаризм.

Руководящая роль ТПК, при наличии ещё нескольких партий.

Вождизм.

Изоляционизм

Концентрация средств производства в руках государства. (Государственный социализм)

Человек является хозяином всего окружающего мира.

Субъектом истории являются народные массы.

Чучхе официально считают в КНДР высшим этапом развития революционной мысли, остальные не отрицаются, но считаются предшествующими

Нужны или не нужны в КНДР реформы - решать должен народ КНДР. В конце концов, корейский народ сам выбрал путь социализма и не западному миру диктовать, по какой дороге идти Северной Корее.

Хотелось бы завершить работу следующей цитатой:

«Даже на маленьком скалистом клочке Земли всего с 20 миллионами человек можно создать развитую цивилизацию, полностью альтернативную существующей мировой» - пишет А. Волынец. «- Именно за это любой мыслящий знающий человек не может не уважать Северную Корею. Вспоминая ресурсы СССР, понятно все шансы создать свою цивилизацию в планетарном масштабе» .


Список использованных источников


1. Балканский, А. Жизнь замечательных людей. Ким Ир Сен /А.Балканский.-.М.: Молодая гвардия,2011.- 257 с.

2. Волынец,А. За Союз и коммунистическую партию Союза.-[Электронный ресурс]- Режим доступа: <#"justify">10. Ланьков,А.Н.: С новым вождем! Как изменится политика КНДР после смерти Ким Чен Ира.-[Электронный ресурс]-Режим доступа:#"justify">11. Панина, И. Ю Политика приоритета армии (сонгун) в КНДР: истоки, сущность и формы проявления / И.Ю. Панина. Автореф. на соискание ученой степени канд. полит наук 23. 00. 01. Теория и философия политики, история и методология политической науки.- М.: 2011 - 19 с.

Социалистическая Конституция Корейской народно-демократической республики. Принята на I сессии Верховного Народного Собрания КНДР пятого созыва 27 декабря 1972 года, в нее внесены изменения на III сессии Верховного Народного Собрания КНДР девятого созыва 9 апреля 1992 года - [ Электронный ресурс]. - Режим доступа: vkpb.ru/old/kndr/const_kndr.shtml. - Дата доступа: 10.02.2014

Союз сторонников идей чучхе. Интернет сайт организации.-[Электронный ресурс]- Режим доступа: #"center">1.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.