Как сдать экзамен, получить зачет «автоматом»? Как сдать первую сессию.

Как сдать экзамен, получить зачет «автоматом»? Как сдать первую сессию.
Как сдать экзамен, получить зачет «автоматом»? Как сдать первую сессию.

Это хорошее поощрение за отличную работу. Да и есть возможность расслабиться перед сессией.

11/01/04, Camille
Интересно, кто-нибудь их ненавидит? Разве что наверно те, кто их никогда не получает... %)) А еще лучше - экзамены автоматом! Завтра мне такой предстоит:)))))))))))))))

13/06/04, Nosferatu666
Вот уж действительно не понимаю, как можно не любить зачеты автоматом??? Получил зачет - у тебя есть время передохнуть, есть время подготовиться к экзаменам (а не за 3 дня).

20/02/05, Наф Нафыч
А мне наоборот нравилось, чего хорошего если всё придёться сдавать, эти простои в очереди у кабинета и ненужные волнения, а это раз и тебе сразу поставили в зачётку зачёт или экзамен, только потому, что ты неодного занятия непропустил и модуля сдал вовремя и хорошо. Нам перед началом семестра некоторые преподы заранее даже предуприждали, что если мы небудем пропускать занятия, то всё получат зачёты автоматом и у нас народ ради этого несмотря на свои проблемы вовремя и всегда приходили на занятия, ну почти все, бывали исключения для которых автомат не так важен.

08/06/05, Alx_B
Недавно получил такой зачёт! Это был полный трандец! Передо мной получело зачёт (соврав про какие-то решённые им задачи) ну такое дерево, что я решился твёрдо стоять на своём и не отрицая того, что не был не только ни на одной лекции, но даже на упражнениях... Короче я так и сказал давая зачётку преподу: "А для меня что-нибудь есть?"! "Есть!" ответил препод, оставляя свой автограф!

08/06/05, Рудольф Гесс
У меня почти все зачеты автоматом. Больше времени можно уделить экзаменам. И пока я свободен как Рудольф Гесс перед Шпандау. :-)

09/06/05, NorthernCrow
мдя... в прошлом семестре сдавала всего 2 зачёта... а в этом, блин, ни одного автомата!(но всёже вчера всё сдала!.. завтра уже экзамен... ну почему я не работала в семестре и не заработала себе этот автомат, а? теперь вот мучаюсь, блин!(но зачёты и экзамены автоматом - это очень здорово!!!

17/09/05, Jack Daniels
А кто ж не любит? Не надо париться, готовиться, перездавать - зачет поставлен и гуляй себе спокойно!

15/12/05, Рона
Как известно, преподаватели делятся на 2 типа: у которых проще сдать экзамен, или у которых одно спасение – автомат. Хороши они тем, что либо удлиняют каникулы, либо оставляют время для подготовки к другим экзаменам. Ещё это очень сильное воздействие на прочих экзаменаторов: когда они уже видят пару пятёрок, то тоже меньше сомневаются какую оценку ставить. А тем более в зимнюю сессию – подарок на Новый Год;)

23/12/05, Frau
Что за бред? Как из можно не любить?если есть на земле справедливость - то только вот в этих самых автом.зачётах она и выражаеться. Я не пропускала почти лекций, на всех присутствовала и вот она - моя награда.А ещё лучше экзамен...ну это уж совсем роскошь и из раздела фантастики. Да так и надо делать: посещаемость есть, лекции вот написанны и всё - роспись в зачётку и зачёт, а то ещё какие-то вопросы напридумывают, всё равно же их все выучат, сдадут (может не сразу) и забудут сразу же, как только выдут из аудитории.

06/06/06, Elegante
Обожаю, особенно учитывая то, что в нашем нехорошем:) универе их не ставят. Равно как и экзамены. До этого год учился в Политехе. 2 сессии прошли мимо. А тут что ни зачеты - так потеря времени.

14/07/06, Shiney
Ничего себе неинтересно. По мне так лучше сдать всё сессию и отвалить куда-нибудь в Индию на Гоа, подальше от пыльной Москвы и занудных преподавателей.

29/10/06, Mr Green Genes
Ну они освобождают время для подготовки к экзаменам. Да и предметы в основном фиговые, не нужные... А вот экзамен автоматом в прок не идет, предмет помню тогда намного хуже:(

29/10/06, Фальшивка Создателя
Ну, да, тупо посещаешь пары, а потом -5-. Ни за что.Ну, кто халявку не любит))))))

03/06/08, Sibilla Vain
я уже забыла, что такое зачёты автоматом, потому что одновременно с этим я забыла, что такое посещаемость лекций и семинаров. и ведь какая досада - 2 жутких зачёта можно было получить автоматом, если уж ты был на всех занятиях. и вот теперь у меня 2:35 ночи и осталось наделать шпор по ещё 20 вопросам. нехило. бессонные ночи в сессию для меня давно не нововведение - думаю, часов до 5 сегодня и просижу. а потом - о чудо - до 11 можно будет поспать

05/06/08, СЕЛЕНА
Ога. Распахиваешь дверь пинком ноги, срываешь с плеча автомат и орёшь "А ну быстро! Зачёты мне давай!". Весело. Негуманно правда как-то, да и проблем потом будет куча..

19/12/11, Fighter for the World
А, мне нравилось получать зачёты автоматом. Нам в своё время автоматы просто так не ставили. Для них необходимо было не иметь ни одного пропуска лекций и семинаров, иметь несколько устных отметок на семинарах, а на некоторых из них вообще иметь заполненный конспект лекций и семинаров. Наоборот, если ты не пропускаешь пары и хорошо занимаешься, ты больше получаешь знаний, чем, если ты дрожишь, что завтра у тебя сдача зачёта, и думаешь: "Сдашь, не сдашь, завалят, не завалят..." Сидишь, тупо зазубривая, лишь бы сдать и забыть. - Ну уж нет, это никуда не годится. Знания же приходят постепенно на протяжении всего семестра (триместра), а не в последний миг перед сдачей зачётов. Это же касается и сдачи экзаменов. А, зачёт автоматом - это классно: и предмет выучил, и сдал всё заранее. А, ещё не надо бояться, что вдруг завалят, не поставят зачёт и к экзамену не допустят.

Ведомство планирует сделать их объективнее, а заодно побороть коррупцию. Как теперь будет проходить сессия в вузах? С подробностями - корреспондент радио Анастасия Борисова .

Студенческие экзамены предлагают построить по принципу . Впрочем, сходство с Единым государственным экзаменом лишь одно - максимальная непредвзятость. На все экзамены в вузы Рособрнадзор предлагает приглашать сторонних экспертов - представителей профессиональных ассоциаций и будущих работодателей. Чтобы знания студентов оценивали они, а не те же самые преподаватели, которые их обучали, поясняет помощник руководителя Рособрнадзора Сергей Шатунов :

"Это такая же история, как с Единым государственным экзаменом, когда наши уважаемые педагоги 10-11 лет учат наших детишек, а потом сами же и принимают экзамены, фактически самостоятельно подтверждая качество своей работы. Ведь это не совсем правильно. Всегда важно иметь некую независимую стороннюю оценку того, как отработал человек. В вузах ситуация примерно такая же".

В преподавательском сообществе инициативу восприняли неоднозначно. С одной стороны, действительно повысится объективность экзамена, и оценить можно будет не только знания студента, но и работу преподавателя. С другой - фактически в расчёт не будут принимать деятельность учащегося в течение семестра: ответы на семинарах, выполнение домашних заданий и посещаемость. А это - важная составляющая нынешнего учебного процесса, говорит уполномоченный по правам студентов России Артём Хромов :

"Дело в том, что у нас сложилась практика, при которой студенты, когда получают все экзамены и зачеты, зачастую получают "автоматы". К этому можно относиться по-разному. Но это даёт возможность преподавателям быть уверенными, что ребята точно получили какие-то навыки, а студентам - быть уверенным, что, если они ходили на семинары, они в результате получат определённую льготу. Все факторы, связанные с той дополнительной активностью, которую вёл студент, должны учитываться в итоговой отметке. Нельзя этого полностью отрицать при изменении системы, при которой будут сдаваться экзамены в присутствии представителей профессионального сообщества. Конечно, это важно учитывать".

Если студент будет помнить, что его знания проверит совершенно незнакомый человек, это создаст мотивацию к хорошей учёбе, считают в Рособрнадзоре. К тому же, новая система поможет , уверены в ведомстве. Дать взятку за отличную оценку на экзамене постороннему человеку будет гораздо сложнее, чем хорошо знакомому преподавателю. Да и образовательный процесс таким образом нацелят на запросы бизнеса. Впрочем, система всё равно вряд ли приживётся, полагает научный руководитель Института образования ВШЭ Исаак Фрумин :

"Я не думаю, что присутствие внешних людей на всех экзаменах станет распространённой практикой. Повышение объективности экзаменов можно осуществлять разными способами. Например, в Высшей школе экономики практически все экзамены - письменные. Сдаются они в большинстве случаев в компьютерной форме, проверяются иногда двумя независимыми преподавателями. Всё это, безусловно, повышает надёжность и объективность экзаменов".

В новом учебном году такую экзаменационную практику в порядке эксперимента внедрят лишь в трёх вузах. Систему будут обкатывать на базе Московского государственного юридического университета имени Кутафина, Чеченского государственного университета и Северо-Восточного федерального университета. В частности, предстоит определиться с главным вопросом: кто же будет выставлять окончательную оценку - преподаватель вуза или приглашённый эксперт.

Популярное

23.01.2019, 09:10

Вузы есть – профессионалов нет

МИХАИЛ БАРЩЕВСКИЙ: "Меня поразило фантастическое падение уровня профессионализма всех. Возьми экономистов, юристов, журналистов. А водители такси – это уже притча во языцех, – которые не знают Москвы. У меня даже шутка такая была: я надеюсь, что пилотов самолетов учат в других местах. Но все авикатастрофы последних лет – ошибки пилотирования".

24.01.2019, 15:20

Непосильный "копипаст": итальянским школьникам задали задания из советского учебника по физике

Итальянцы украли задания по физике из советского учебника. Откровенный плагиат из старого отечественного учебника Игоря Иродова заметили местные учителя. Они отнеслись к этому с иронией. А школьникам совсем не до смеха: экзамены на носу, а тут – задания для выпускников университета.

19.02.2019, 13:32

Эфиры по теме: Образование

Никаких T-spotов, только Манту!

Двух пермских школьниц уже почти полгода не пускают на учебу из-за отсутствия пробы Манту. Их родители предпочли провести детям более прогрессивный тест на инфицирование туберкулезной палочкой T-spot. Однако это не убедило администрацию школы.

"Мои дети – не пробирки": пермских школьниц отстранили от занятий из-за пробы Манту

В Перми в одной из гимназий разгорелся конфликт из-за туберкулезных проб. Родители двух учениц не захотели делать своим детям Манту. И обратились для обследования в платные клиники, сделав более прогрессивный тест – T-spot. Результаты показали, что школьницы полностью здоровы. Однако директор учебного заведения отказался пускать девочек на занятия. В результате они не учатся уже полгода.

Физика, Химия, Высшая математика, Иностранный язык, Биология, Программирование, Сценическая речь, Теоретическая механика, Эконометрика, Экономика…. Для студентов каждого курса каждого ВУЗа свои предметы становятся настоящей головной болью.

Иногда это связано с «тяжёлым» преподавателем, иногда с личным непониманием предмета студентом. Но в начале декабря все подобные проблемы перерастают в одну большую - «Допуск-Зачёт-Экзамен».

Как сдать допуск?

На самом деле - проще простого. Всё что от Вас требуется – это желание.

Шаг 1 . Уточните у преподавателя все задания или темы, которые нужно сдать для получения допуска к зачёту. Не забудьте, также, о сроках их сдачи.

Шаг 2 . Выберите репетитора по предмету. У нас Вы найдете опытных преподавателей ВУЗов, которые на практике знают, что требуется от студентов.

Шаг 3 . Заниматься. Мы не предлагаем Вам сделать за Вас задания, мы предлагаем быстро и легко разобраться в предмете самим с помощью преподавателя. Так, Вы легко сможете доказать Вашему преподавателю в университете, что работа действительно выполнена Вами и Вы разбираетесь в темах, на которые говорите.

Как получить зачёт автоматом?

Ответ кроется в описанном выше шаге 3. Если Вы вовремя сдали преподавателю все допуски, при этом показали, что разбираетесь в предмете (а после нескольких занятий с нашими репетиторами Вы точно будете разбираться ), многие преподаватели идут навстречу и ставят студенту допуск с последующим «автоматом» на зачёте.

В крайнем случае, если преподаватель не ставит зачеты за хороший результат автоматически, то Вы придете на зачет с уверенностью: а) в своих силах и б) в том, что преподаватель видит в Вас способного студента , а не прогульщика и двоечника, а это уже гарант получения зачёта =)

Как сдать экзамен?

План действий тут очень схож с планом по получению допуска, но сроки тут становятся несколько шире. Хорошо подготовиться к экзамену за 3-4 урока, к сожалению, нельзя. Но за 7-10 уроков - вполне реально. Здесь от Вас также потребуется полный перечень тем, которые нужно знать на экзамене и конспект. Если Вы по какой-то причине его не писали – отсканируйте, перепишите, распечатайте, словом – сделайте так, чтобы материал лектора у Вас был.
Это важно, потому что каждый лектор очень ревностно относится к своему материалу и, если Вы начнете отвечать тему по другому учебнику, он сразу это заметит, что повлечет за собой вопрос: «Вели ли Вы конспект? Почему не ходили на лекции?» А нам такие вопросы вовсе ни к чему.

Просмотрите перечень вопросов и выберите те, в которых Вы абсолютно ничего не понимаете. Назначьте занятия с репетитором по этим темам. А остальным уделяйте по часу-два в день. За это время Вы вполне сможете прочитать по 3-4 лекции и сделать небольшие пометки, которые помогут вспомнить Вам прочитанное перед самым экзаменом. Учитывая, что обычно в экзаменационном списке содержится около 60 вопросов, Вы сможете полностью подготовиться к экзамену за 15 дней.

Конечно, можно пойти с наушником, телефоном, шпорами, но разве есть гарантия, что сигнал наушника ничто не заглушит, а телефон или шпаргалку у Вас не заметят и не отправят на платную пересдачу? К которой, кстати, снова придется каким-то образом готовиться…

Не теряйте времени, готовьтесь к зачётам и экзаменам с TutorOnline и добивайтесь успеха своими силами. Вы сможете!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Доброго времени суток, уважаемый читатель! Из этой статьи ты узнаешь о том, как сдать первую сессию . Как известно из расхожей студенческой притчи, студент становится настоящим студентом только после того, как успешно сдаст свою первую сессию в ВУЗе. Казалось бы, сессия - чего тут такого страшного? Однако многие первокурсники до ужаса боятся именно первой сессии, т.к. чётко не представляют себе, что это такое и с чем её едят. Далее мы подробно вам расскажем о тех хитростях, которые помогут вам стать настоящим студентом.

Конец ноября вызывает у многих студентов чувство небольшой боязни - скоро придёт она…СЕССИЯ. Даже для некоторых старшекурсников это слово всё ещё является пугающим, и наступление данного экзаменационного периода в студенческой жизни является для таких учащихся не слишком радостным событием. На самом же деле, сессия - это просто сказка … для тех, кто действительно учится!

Вот вам и первый секрет успешной сдачи первой сессии - учитесь ради знаний, а не ради оценок . Если вы с самого начала своего обучения в университете возьмёте за правило, что в ВУЗе нужно получать знания и лишь изредка валять дурака (совсем без этого ну никак нельзя, т.к. студенческие годы - это лучшие годы в жизни человека, ну, или одни из самых незабываемых), то тогда проблем со сдачей сессий у вас никогда не возникнет.

Совет тут такой: воспринимайте учёбу как некий плацдарм для своего будущего прыжка в мир успеха. Вы же за этим пришли в ВУЗ, чтобы достичь чего-то особенного, не так ли? А кто достигает высот успеха? Кому завидуют другие и от зависти постоянно критикуют успешную личность? Успеха достигает лишь только тот человек, который может сделать то, чего остальные сделать не могут.

Конечно, можно достичь успеха, и, не обучаясь в академической среде. Однако раз вы выбрали университет в качестве стартовой площадки в безоблачную взрослую жизнь, тогда будьте добры работать по максимуму, т.е. начинайте учиться ещё с августа месяца. Да-да. Очень важно прийти в институт подготовленным, чтобы быть готовым к учебным нагрузкам, а самое главное к учебной программе.

Вот вам и второй секрет сдачи своей первой сессии - готовьтесь заранее к предстоящим экзаменам и тогда сессия для вас окажется просто райским занятием.

Заблаговременная подготовка не предполагает ежедневного просиживания за книгами и непрекращающейся во времени зубрёжки. Возможно, кому-то и интересно, однако это не для нас, не для прагматичных людей. Нам важен результат, ведь как мы уже неоднократно писали в своих предыдущих статьях, что сейчас всем нужен именно результат. Как он добыт - это другой вопрос.

Однако вас будут оценивать именно по результату вашей деятельности. Никто вас не будет спрашивать в 21 год, какая у вас была оценка в третьей четверти по русскому языку. Максимум, что спросят: есть ли тройки в аттестате? А вообще обычно спрашивают: какого цвета диплом. Всё! Как вы его получили? Какие оценки были у вас в четвертях, сколько вы прочитали книжек - подобных вопросов вам не зададут. У людей слишком мало времени на то, чтобы составлять о вас подробнейшее досье. Сейчас составляют лишь досье результатов и баста.

Однако если вы достигаете необходимого вам результата путём непрекращающейся зубрёжки книг во время обучения, то стоит задуматься о том, а ту ли специальность вы выбрали для получения профессионального образования? Мы не говорим, что книги читать не стоит, наоборот, мы всегда призываем вас к тому, уважаемые читатели, чтобы вы, по возможности, каждый день уделяли хотя бы немного времени этому важному процессу - тренированию мозгов посредством чтения книг.

Однако не стоит путать простое чтение осмысление прочитанного с топорной зубрёжкой, т.е. банальным заучивание материала наизусть с практически полным непониманием того, как воспользоваться полученными знаниями в жизни. Надеемся, вы этот момент поняли, двигаемся дальше.

Третьим секретом , или даже лучше сказать, ответом на вопрос «Как сдать первую сессию » является наличие у вас дисциплинированности и системности ваших действий . Что это значит? А всё просто, господа, если вы будете выполнять все свои домашние работы, которые вам задают, и, ко всему прочему, будете ещё ходить практически на все занятия, тогда вам гарантированно обеспечен бонус в виде поблажки во время сессии.

Тот студент, который добросовестно учится, а не просто делает вид, что учится, всегда выглядит в глазах преподавателя выше остальной студенческой массы. А что значит «быть не как все»? Это либо означает отличаться от других либо в худшую, либо в лучшую сторону, не так ли? Первый вариант нам не подходит, т.к. вы настроены на то, чтобы стать первую сессию, и причём сдать её как можно лучше.

Соответственно, вам следует отличаться от других в лучшую сторону, чтобы оказаться на финишной прямой первым, т.е. получить заветную оценку «отлично» в свою ещё пока чистую зачётную книжку. Поэтому, возьмите себе на вооружение следующее правило: ответственность и дисциплинированность позволяет сгладить трудности предстоящей сессии до 50%.

Простыми словами это значит следующее: если вы будете посещать лекционные и семинарские занятия по максимуму, всегда выполнять все задания, включая домашние, то сессии вам можно практически не боятся, в виду отсутствия многих предметов для слачи лично для вас. Ведь тот, кто добросовестно учится, по многим (или даже может так случится, что и по всем) предметам получает отличную оценку «автоматом».

Для тех, кто не в курсе, оценка «автомат» — это когда оценку за экзамен вам ставят без какого-либо ответа на экзаменационный билет. Однако вы не подумайте, уважаемые первокурсники, что «автомат» — это халява. Это далеко не так, это халява лишь во время сессии, а так, чтобы получить оценку «автоматом» необходим кропотливый труд и упорство на протяжении всего семестра, т.е. для того чтобы получить отлично, не отвечая при этом на экзаменационные вопросы во время сессии, необходимо упорно трудится всё полугодие, чтобы показать преподавателю, что вы действительно достойны отличной оценки, и что оценка — «автомат» будет являться для вас некой наградой за работы на протяжении всего семестра.

Вывод : Выше мы рассмотрели основные хитрости, которые помогут вам сдать первую сессию . Вкратце перечислим их ещё раз для того, чтобы вы с самой первой своей сессии запомнили формулу успешного обучения в университете.

Итак, секреты сдачи первой сессии:

1) учитесь ради знаний, а не ради оценок

2) готовьтесь заранее к предстоящим дисциплинам

3) посещайте занятия и выполняйте всё, что вам задают

Эти три простых правила позволят вам закрепиться в своём ВУЗе и стать, наконец, настоящим студентом. Если вы с самого начала своего обучения в университете будете применять эти принципы, то вы можете не сомневаться в успешном окончании института, даже, возможно, с красным дипломом.

Помните, что сначала студент работает на свою зачётку, а потом зачётка работает на него. Отсюда вывод: пашите, что есть мочи на первых двух курсах и наслаждайтесь студенческой жизнью и получением «автоматов» на старших курсах.

Кстати, совсем скоро мы напишем статью, в которой подробно разберём график подготовки к экзаменам. Если вам интересно почитать о том, как спланировать свою подготовку, чтобы успеть подготовится ко всем экзаменам, тогда советуем вам подписаться на обновления сайта и тогда вы узнаете о выходе данной статьи первыми!

Теперь вы знаете о том, как сдать первую сессию .

В начале экзаменационной поры «Татьянин день» отправился на филологический факультет МГУ и расспросил Анну Валерьевну Архангельскую, заведующую учебной частью и преподавателя древнерусской литературы, о том, любит ли она сессию и зачем эта сессия нужна, если можно просто поставить всем оценки «автоматом»...

Кому труднее?..

- Что такое сессия с точки зрения преподавателя? Бедствие или праздник?

Надо начать с того, что я терпеть не могу сессии. Потому что в это время я стабильно задаю сама себе два вопроса. Первый из них звучит: «Я же это говорила ?», а второй - «Я это говорила?» На самом деле, я просто не люблю спрашивать так, чтобы от результата ответа что-то зависело - например, оценка, стипендия и общая картина успеваемости. Мне гораздо проще, когда разговор ведется в непринужденном ритме семинара, чем в стрессовом и для той и для другой стороны режиме экзаменационной сессии.

- Вопрос в лоб: кому труднее на сессии - студенту или преподавателю?

Когда я была студенткой, мне казалось, что труднее студенту. А теперь мне кажется, что труднее преподавателю. Поскольку студенткой я была шесть лет, а преподавателем уже одиннадцатый год, мне всё больше кажется, что труднее преподавателю.

- Сдавать недолго, долго нужно готовиться. Приходится ли преподавателю готовиться к экзаменам?

Когда я начинала принимать экзамены, еще в позднеаспирантском возрасте, мне приходилось готовиться. Принимали мы обычно с лектором вдвоем, иногда слушали оба одного студента, иногда рассаживались по разным концам аудитории и слушали двоих параллельно. Тогда мне приходилось просматривать билеты. Не так, конечно, как когда я сама готовилась отвечать, а чтобы иметь возможность задать логичные дополнительные вопросы, построить для себя «план прослушивания потенциального ответа». Помню, когда мы принимали древнерусскую литературу с Владимиром Владимировичем Кусковым, автором учебника (это был, наверное, последний год, когда он читал лекции, и первый год, когда я принимала экзамены), я очень боялась, что, задав какой-нибудь дополнительный вопрос и не услышав правильного ответа от студента, он повернется ко мне и скажет: «Ну, Анна Валерьевна, объясните коллеге, что я имел в виду». Владимир Владимирович был, конечно, опытным человеком и преподавателем, он таких вещей себе не позволял и, как я теперь понимаю, никогда бы не позволил. Но я помню, что мне эта мысль добавляла адреналина.

Сейчас все-таки готовиться к экзаменам уже не нужно. Всё уже многажды проговорено и в лекционных курсах, и на семинарах, и на кафедральных обсуждениях. Так что готовлюсь теперь только к занятиям.

Оценки от двух до пяти

- Когда Вы ставите оценку, Вы помните, что тройка - это семестр без стипендии и т. п.?

Держать это в голове, к сожалению, приходится. Я уже давно говорю о том, что надо платить стипендию всем, в том числе и троечникам, чтобы преподаватели не оказывались заложниками ситуации, не чувствовали себя монстрами, обрекающими студентов почти что на голодную смерть. Всем понятно, что жить на стипендию нельзя, но понятно, что без стипендии жить труднее.

В последнее время мы стоим перед фактом, что студенты хотят получать почти исключительно пятерки, о чем заявляют преподавателю довольно недвусмысленно и откровенно - кто в начале, кто в середине, кто ближе к концу ответа. Честно говоря, я сама не люблю ставить плохие оценки, а тройка, хотя оценка положительная - оценка для меня плохая. С другой стороны, если это на самом деле «три» - то это будет «три» несмотря ни на что. А если очень хочется в аспирантуру, придет на пятом курсе и пересдаст. Однако чтобы поставленная мною тройка оказалась единственной - один случай был, кажется, за десять лет.

- Сейчас, Вы сказали, все хотят получать только пятерки. Десять лет назад были скромнее?

С присущей моему возрасту критичностью мне положено ворчать, что мы-то были, конечно, гораздо скромнее. Я и правда не могу вспомнить, чтобы у нас в группе вымогательство оценок было системой. Сейчас в некоторых группах это действительно становится обыденностью. То есть народ начинает плакать, спрашивать: «А почему ей пять, а мне четыре?» Начинают говорить вещи, которые я совсем не люблю, типа: «Она списала, а ей пять, а я не списывала, а мне четыре». Разговор переводится в какую-то малоприятную тональность, которой я всегда стараюсь избежать.

Естественно, мне свойственно иметь иллюзии, что в наши времена этого не то чтобы совсем не было, но хотя бы было не столько и не так заметно. По крайней мере, кажется, не секрет, что за последние десять лет количество красных дипломов растет. Показатель ли это более высокого интеллектуального уровня нынешнего поколения студентов - не знаю, не берусь сказать, но преподаватели жалуются. Конечно, не в каждой группе это норма, но случаи такие довольно часты. Пожалуй, и это добавляет к моей нелюбви к сессии красок и оттенков.

- Что нужно учудить, чтобы пойти у Вас на пересдачу?

Во-первых, нужно сказать что-нибудь вроде того, что Иван Грозный вместе с Владимиром Святым крестили Русь в XVI веке. То есть продемонстрировать, что ты в принципе не понимаешь, о чем идет речь, не знаешь, откуда списывать, даже когда есть возможность списать. Либо нужно поразить меня какой-нибудь вопиющей наглостью вроде «Я вообще не знаю, зачем мне это надо, и в гробу я видел Ваш предмет». Такого я тоже не люблю. Есть еще один способ, хотя, наверное, непедагогично об этом говорить... Если человек очень хочет пятерку, а отвечает на четыре с минусом, тогда по его просьбе я могу поставить неудовлетворительную оценку и принять пересдачу.

Автомат - мечта студента

- Ставите ли Вы оценки «автоматом»?

Автоматов я не ставлю. Почему? Из вредности, наверное. С одной стороны, я не зверствую на экзамене. С другой стороны, я считаю, что именно за три дня перед экзаменом человек по большей части и формирует для себя окончательно цельную картину, систему и логику предмета, которые в результате и должны сохраниться в памяти. Он забудет какие-то факты, мелочи и детали, что в какой главе байроновского «Дон-Жуана», но система у него останется в голове. И мне кажется, что если остановиться на уровне прослушанных лекций, проработанных семинаров, но без этой последней подготовки, то это будет удар по формированию системы. Поэтому я думаю, что если человек хорошо работал, для него, как правило, во благо поработать и еще немножко и без проблем сдать экзамен. По крайней мере, на меня пока не обижались, что я не ставлю автоматы и мучаю всех на экзамене.

Многие преподаватели называют «автоматом» оценку, которая ставится уже в день экзамена, после трехдневной финальной подготовки, а иногда и после вытягивания билета, но без прослушивания ответа.

Мне кажется, что в такой ситуации хорошему студенту это может быть даже обидно. По крайней мере, я знаю хороших студентов, которые на это обижались. Как всегда в моих поступках, в моем решении не ставить автоматы больше ощущений, чем логики. Может быть, со временем это изменится. Но сейчас я считаю, что экзамен должен быть сдан. Зачеты, может быть, я бы и ставила по результатам работы в семестре, но пока мне приходилось принимать зачеты только по лекционным курсам, а ставить автоматы за посещаемость - совершенно нелепая вещь.

Кто посещал - к экзамену готов?

Если Вы впервые видите человека на экзамене, он имеет столько же шансов на высокую оценку, сколько посещавшие лекции и семинары?

Да конечно же! Ради Бога! Я помню, что когда я начинала работать преподавателем, я даже говорила в своих группах: «Если вам неинтересно, вы вполне можете не ходить - если считаете, что прочитаете тексты из списка, учебник, и вам этого будет достаточно, чтобы сдать экзамен. Никаких претензий формального свойства я к вам иметь не буду».

Другое дело, что в силу обстоятельств после занятия определенной административной должности (заведующей учебной частью) я поняла, что в моих устах это может быть расценено как разрешение распространить эту вольность не только на мой предмет. А это неправильно: каждый преподаватель для себя сам решает этот вопрос.

Конечно, если я человека вижу в первый раз, мне будет более интересно посмотреть, как он владеет материалом, который я пытаюсь спросить. Если человек всё прочитал, всё понял и ориентируется - не вижу никаких оснований не поставить ему ту оценку, которой он заслуживает. По крайней мере, сводить личные счеты - «Ах, вы на мои семинары не ходили, я вам поставлю на балл ниже» - я считаю неправильным, недостойным, да и ненужным. Мы оцениваем знания, а не то, «ходил он на меня или не ходил».

Было сказано, что если человек ходил на лекции, работал на семинарах, то ему легко будет сдать экзамен. Но часто учебная программа семестра разительно отличается от того, что выносится на экзамен. Хорошо, если треть вопросов звучит на лекциях, и хорошо, если четверть на семинарах. Не знаю, бывает ли так на других факультетах. Это нормально?

Первое побуждение - сказать, что это ненормально и надо стремиться основные вещи охарактеризовать хотя бы на лекциях. Конечно, нельзя успеть объять необъятное и за 16-18 лекций и семинаров охватить всё. Но основные направления должны быть даны. С другой стороны, в связи с Болонской конвенцией всё время говорится о том, что и формат лекций, и формат занятий в группах должен быть иным. Большую часть курса студенты должны осваивать самостоятельно, приходя к преподавателю с вопросами по поводу прочитанного. Представьте: получает человек задание, читает текст и десять книжек про текст, приходит и говорит: «Профессор, я не понял одного...» Профессор на этот вопрос отвечает и дает следующее задание.

Наверное, нельзя вместить всё в лекции и семинары, но и, с другой стороны, неправильно, чтобы в экзаменационные билеты входило исключительно и только то, что было на лекциях и семинарах. Я прекрасно помню, как прекрасный Николай Алексеевич Федоров - чудесный Николай Алексеевич Федоров - замечательный Николай Алексеевич Федоров читал нам античную литературу. Весь семестр говорили о Греции. А по Риму он прочитал одну или две лекции, сказав: «А дальше вы сами». В итоге мы прекрасно знали Грецию, и никто так и не выучил Рим. Поэтому первый вопрос билета отвечали прекрасно, а второй - как могли. Когда настолько велик разрыв - это неправильно, мне кажется. С другой стороны, определенное количество текстов и проблем, полуобязательной, полудополнительной литературы должно оставаться для самостоятельной работы.

- Чего нельзя сделать за 18 семинаров, то можно за три дня?

Но в идеале-то мы исходим из того, что у нас и 18 лекций, и 18 семинаров, и три дня. Тогда многое можно.

Часто билеты с такими новостями - вроде незнакомых имен писателей, которые написали толстые романы, - появляются на последнем семинаре.

Вот это неправильно. Список обязательной и дополнительной литературы должен быть дан в начале, на первой лекции. Если это историко-литературный курс - то список текстов. Перечень вопросов тоже должен появляться как можно раньше, хотя сама я, грешным делом, обычно порождаю его во второй половине семестра. Для себя я мотивирую это тем, что важно понять, что мы успеваем проговорить на лекциях, до самого ли конца мы дойдем, насколько дробно можно дать одни темы, насколько надо обобщить другие: как раз для того, чтобы не было разительных отличий между лекциями, семинарами и списком вопросов.

Часто лектор - на своей волне, практические занятия - на своей волне, а список вопросов вообще зав. кафедрой составляет. Даже списки литературы сильно отличаются по одному и тому же предмету.

Есть проблема, связанная с тем, что почти каждый курс, будь он лекционный или практический, в университете, как правило, авторский. То есть каждый преподаватель строит его, исходя из своих приоритетов, представлений, предпочтений, своего видения литературной ситуации или, например, фонетических школ. Например, я своим студентам в курсе древнерусской литературы даю гораздо больше работы с текстами, чем коллеги, которые предпочитают, допустим, обсуждение научной литературы - монографий и статей, или подробно рисуют на доске схему гипотезы Шахматова о происхождении «Повести временных лет», за которой я обычно отсылаю к учебнику. Действительно, каждому что-то более интересно, а что-то менее, и на семинарах хочется обсудить то, что греет душу, что дорого.

Думаю, стремиться надо к некоему разумному компромиссу. Должны быть учтены системные вещи, без которых нельзя, нравятся они или не нравятся. И в то же время должен быть определенный простор. Ситуация облегчается тем, что обычно экзамен принимает тот же преподаватель, который вел семинары. Это позволяет корректировать даже такие сложные случаи, когда билеты составляются заведующим кафедрой, допустим, давно уже не читающим именно этот курс. Но я согласна, что шок, иногда возникающий у студента на последней лекции или семинаре при получении списка вопросов, который изрядно отличается от всего, что было до того, - это сильное ощущение, и лучше бы нам этого избегать. Нервные клетки же не восстанавливаются.