Вестготы - это древнегерманское племя. Вестготское королевство

   Вестготы - это древнегерманское племя. Вестготское королевство
Вестготы - это древнегерманское племя. Вестготское королевство

Вестготы, тервинги - германское племя, западная ветвь готов. С III в. занимали территорию от Днестра до устья Дуная. В 376 г., спасаясь от гуннов, - получили разрешение поселиться на территории Римской империи. В 377 г. подняли восстание против римлян и разгромили войска императора Валента у Адрианополя (378). После этого получили разрешение селиться на Балканском полуострове и заняли территории Мёзии, Фракии и Македонии. Отсюда предпринимали опустошительные набеги на Константинополь, а при короле Аларихе I (395-410) - походы в Италию. В 410 г. захватили и разграбили Рим. При короле Атаульфе (410-415) поселились в Аквитании, где основали первое варварское королевство на территории Римской империи со столицей в Тулузе. Во второй половине VI в. при короле Эрихе (466-484) завоевали Овернь, Прованс и значительную часть Пиренейского полуострова. В 507 г. после поражения от короля франков Хлодвига I на равнине Вуйеу Пуатье и последовавшей за этим потерей Аквитании центр вестготского королевства переместился в Испанию (Толедское королевство). В VIII в. государство вестготов пало под натиском арабов.

Шанбай Т.К. Вестготы

ВЕСТГОТЫ, Визиготы, Тервинги - германское племя, одно из главных ветвей готов. Занимали обширную территорию к северу от Нижнего Дуная и Черного моря. Первым князем Вестготов был Атанарих (366-381). Его власть простиралась на большую часть вестготов. Остальная часть признала другого князя, Фридигерна. Гумилёв рассматривает вестготов в связи с изучением этногенеза в Западной Европе. Так, по Гумилёву, вестготы, захватив половину Франции, всю Испанию, за исключением северо-западного угла, выгнали вандалов.

Кононенко М. Готы.

«Го» - это некая вполне определенная часть территории, местность.

Вторая часть рассматриваемого слова - «ты», если знать, каким образом в русском языке появилась буква «ы», тоже не является тайной за семью печатями.

Буква «ы» явилась результатом редукции дифтонга «ои» (аи), служившего окончанием слов множественного числа.

Вестготы по Брокгаузу и Ефрону.

Вестготы, иначе визиготы и тервинги - часть готского народа, занимавшая с начала III в. до второй половины IV в. земли между Нижним Дунаем и Днепром. Древнейшая история их совпадает с историей остготов, отдельной народностью они являются только в припонтийских своих жилищах, причем они долгое время еще составляли с остготами одно политическое целое, но имели, вероятно, известную долю самостоятельности, т. е. особых местных князей, признававших только верховную власть остготского короля.

Королевство вестгготов первое из так называемых варварских королевств, сложившихся на территории Западной Римской империи.

Вестго́ты, визиготы или лат. тервинги - древнегерманское племя, составлявшее западную ветвь готского племенного объединения, распавшегося к середине III века на две племенные группы: вестготов и остготов, Считаются одними из далеких предков современных испанцев и португальцев. У готов было два царских рода. Первый — более влиятельный, это род Амалов, к которому относились короли остготов, а из второго рода — Балтов — происходили вестготские короли.

Миграция вестготов

Древние готы занимали территории на острове Готланде, в южной Скандинавии, на нижней Висле и далее к востоку — на побережье Балтийского моря. Во 2 веке начинают продвигаться на юго-восток, к Черному морю и расселяются в бассейне рек Днестра и Днепра, смешиваясь с местным населением и перенимая их культуру. Около середины 3 столетия вестготы перешли Дунай и вторглись в пределы Римской империи, но несколькими годами позднее, при императоре Аврелиане, были оттеснены обратно. В 270 г. римляне покинули провинцию Дакию, и вестготы расселились на оставленных территориях.

В 376 году вестготы, всё сильнее притесняемые гуннами, во главе со своим предводителем Фритигерном обратились к императору Валенту с просьбой разрешить им обосноваться во Фракии, на южной стороне Дуная. Валент ответил согласием. Вестготы обязались охранять границу и поставлять вспомогательные войска. Они селились компактными массами под управлением своих предводителей, которые стремились разбогатеть, прежде всего, на римской военной службе.

Вестготы после нашествия гуннов перешли Дунай и вторглись на территорию Римской империи.

Ко времени перехода через Дунай большинство вестготов были язычниками. Они решились на принятие христианства только после вступления на территорию империи. Так как заключивший с ними договор император Валент придерживался арианского вероисповедания, вестготы приняли арианство, но единичные случаи сохранения язычества отмечались еще в IV веке.

Как только вестготы поселились на Балканах, отношения с византийскими чиновниками приняли откровенно враждебный характер, и очень быстро из союзников-федератов Византийской империи вестготы превратились в ее врагов. Близ Адрианополя в 378 году вестготы разгромили войска Валента. Эта битва стала поворотныхм моментом европейской истории, который изменил баланс сил в пользу германских народов. Победы готов над римлянами показали народам, жившим за Рейном и Дунаем, что есть возможность завладеть римскими землями. Вскоре после 378 г. вестготы позволяли проводить среди них воинские наборы, хотя их соплеменники и сражались против Феодосия. При Феодосии германцы, среди них и многочисленные вестготы, заняли даже значительную часть руководящих постов в армии. Процесс германизации армии – а тем самым и империи – с тех пор проходил очень быстрыми темпами.

После смерти Феодосия вестготы в 395г., лишившись федератского статуса, избрали Алариха конунгом и двинулись на Константинополь, опустошая местности на своем пути. Затем повернули в Македонию и Фессалию, проникли через Фермопилы, сожгли Коринф, опустошили Пелопоннес, Афины избежали разграбления, но были вынуждены выплатить тяжелую контрибуцию. Разрозненные племенные группы, последовавшие за Аларихом в Италию, выполняя федератские функции все больше консолидируются, они не только поддерживали власть императора «чужого народа» и государства, но и продемонстрировали Империи готовность и желание служить своему конунгу. После 378 г. в истории придунайских и примкнувших к ним отрядов примеотийских готов начал активно разворачиваться процесс формирования «народа» везеготов. Начавшаяся после окончания войны миграция готских племён привела к захвату Рима.

В течение ряда лет военные действия вестготов против Рима периодически сменялись соглашениями о союзе. Полководец императора Гонория Стилихон, по происхождению был варваром, долгое время сдерживал натиск вестготов на Италию. Но успехи Стилихона были недолгими: в результате придворных интриг он был отстранен от должности и вскоре убит. С 408 г натиск вестготов усилился.

Готский конунг Аларих вновь предпринял попытку переселить свой народ в Италию. Вестготские требования о денежных выплатах и расселении в Паннонии были отклонены. Аларих проник в Италию и осадил Рим, который вскоре сдался на милость победителя из-за нехватки продовольствия. Аларих потребовал от Гонория, отсиживавшегося в Равенне, предоставить ему титул полководца императорских войск, власть над частью империи и ежегодно платить дань золотом и хлебом. Но Гонорий с презрением отверг притязания варвара. Тогда Аларих в 409 г. снова двинулся на Рим, осадил город и обрек его на голод. Переговоры с Гонорием затягивались. Рим был осажден в третий раз; 24 августа 410 г. город пал жертвой предательства. Хотя Рим и был подвергнут крупным грабежам, церкви и их имущество сохранялись. Захват измученного города не принес вестготам никаких выгод. Им было нужно зерно.

В 410 г. н.э. вестготы под предводительством Алариха сокрушили Рим.

За походами вестготов вовсе не стоял план уничтожения Римской империи. Аларих всегда стремился к переговорам с римскими властями. Он никогда не рассматривал возможности образования собственного, полностью юридически независимого от Рима государства. Сохраняя свою относительную независимость, готы стремились строить отношения с Империей с помощью мирных договоров и заверений в лояльности. Через Кампанию Аларих двинулся в Южную Италию, чтобы оттуда переправиться в Африку, но эта затея провалилась из-за бури в Мессинском проливе. После этого Аларих повел свои войска обратно на север. В этом походе в 410 г. его не стало, Аларих умер близ города Козенцы в Бруттиях (Калабрия).

Преемником Алариха был избран его родственник Атаульф, который, отказавшись от африканских планов, двинулся в Галлию. Высшее должностное лицо в Галлии, префект претории Дардан, побудил Атаульфа вступить в переговоры с Гонорием. Обе стороны были готовы к компромиссу. Империя предоставила варварам свои пограничные территории на Дунае для поселения, не только не обложив их налогами, но и обязавшись уплачивать определенную дань, они получили согласие на поставки столь необходимого им зерна. Выхода к Средиземному морю, сохранение власти над которым оставалось первоочередной задачей императора, вестготы не получили. Вестготы сочли это нарушением договора и в 413 г. захватили Нарбонн.

Прекращение всех поставок продовольствия со стороны равеннского правительства в конечном итоге вынудило вестготов уйти из Галлии. Зимой 414-415 гг. Атаульф двинулся в Испанию; в августе 415 г. он был убит в Барселоне своим дружинником из личной мести. Его преемника Зигериха через неделю постигла та же участь. Новый король Валия вернулся к плану Алариха в несколько измененном виде и попытался переправиться в Африку через Гибралтарский пролив. Впрочем, эта попытка также закончилась неудачей.

Римская империя боролась за существование с лавинами нашествий, в качестве одного из способов самосохранения натравливала одни группы варваров против других. Так выполняя обязанности федератов, вестготы выступили в поход против аланов и вандалов-силингов в Испании. Между 416 и 418 гг. уничтожили их основные силы. Возвращение в Галлию натолкнулось на римское сопротивление, Валия был вынужден пойти на мирные переговоры. После завершения войны в Испании вестготам были предоставлены для поселения провинции Аквитании Второй и сопредельных земель в провинции Новемпопулана и Первой Нарбоннской провинции.

Территория, выделенная вестготам в 418 году по договору вестготского короля Валии с римским императором Гонорием

Со своей стороны они обязались сражаться за империю в качестве федератов, не избирали короля и верно служили императору. Вследствие союзного договора, заключенного вестготским королем Валией с императором Гонорием в 418 году возникло королевство вестготов со столицей в г. Тулузе . Королевством в общепринятом значении этого слова оно еще не было: в нем сочетались элементы древнеримской государственной системы и германской племенной организации. С появлением варварских «королевств», началась борьба за расширение или сохранение принадлежащих этим «королевствам» земель. В условиях ослабления империи вестготы, хотя и не отрицали формальную верховную власть Рима, приобрели полную самостоятельность.

Вскоре после своего поселения в Аквитании вестготы разделили земли с местным населением, получив две трети пахотных земель и половину других угодий, принадлежавших римским землевладельцам, в первую очередь земли императорского фиска и крупных римских магнатов. Вестготы постепенно преодолевали остатки родового строя и традиционной военной демократии, переходя к более цивилизованным формам хозяйствования. Однако требования нового времени и смешение их обычаев с классическими римскими, привели к развитию новых отношений богатых и бедных, колонов и землевладельцев, складывалось раннефеодальное государство. Эпоха миграций стала для вестготов периодом перехода от старых, в государственном отношении примитивных форм к становлению государства на римской земле и под римским влиянием.

Приход к власти Теодериха I (418/419-451 годах) по времени совпадает с колонизацией вестготами провинции Аквитания Вторая и пограничных частей соседних провинций. Вторжение общего врага, гуннов, привело к новому объединению вестготов и римлян. Вестготская и римская армии совместно со вспомогательными войсками других народов: бургундов, франков, саксов и др. дали сражение Аттиле, которому помогали различные германские племена. Неподалеку от Шалона на Марне на Каталаунских полях Аттила был разбит в 451 году. Доблестно сражавшийся Теодорих I погиб в этом бою. Смена правителя, которая произошла в 453 г., повлекла за собой и изменения в вестготской внешней политике: Теодерих II (453-466) проводил проримскую политику и восстановил федеративные отношения. Овладел престолом после насильственной смерти брата Торисмунда. Теодерих II хотел стать основной опорой Рима, признав теоретическое верховенство империи.

Большая часть войска вестготов во главе с Теодерихом II двинулась в Северную Испанию, чтобы отразить нападения свевов, разорявших римские земли. Именно в качестве федератов вестготы и были отправлены на Пиренейский полуостров. Перед ними стояла задача изгнать орды аланов, вандалов и свевов. Над аланами и вандалами они быстро одержали верх, но борьба со свевами оказалась затяжной и трудной. С появлением варварских «королевств», началась борьба за расширение или сохранение принадлежащих этим «королевствам» земель. После того, как свевы были оттеснены в горные районы Галисии, вестготы захватили Испанию Тарраконскую. Король вестготов в 462 г. под предлогом оказания помощи Либию Северу завладел Нарбонном, который он столь давно хотел присоединить к своим владениям Вестготы, перейдя в наступление, захватили и земли в среднем течении Луары.

Эйрих был четвёртым сыном Теодориха I. Он достиг престола, убив своего брата Теодориха II. Первые годы правления Эйриха ознаменовались значительным оживлением дипломатической активности, направленной, вероятнее всего, против Римской империи, так как в качестве союзников Эйриха появляются свевы и прежде всего вандалы. Он сложил с себя статус федерата. Планы по заключению союзов с другими племенами показывают, что Эйрих собирался продолжать и даже развивать политику расширения пределов своего государства, основы которой были заложены его предшественниками. Известия о крупной римской морской экспедиции побудили его незамедлительно отозвать своих посланцев из Карфагена.

Эйрих вознамерился подчинить себе всю Галлию – предположительно, за исключением бургундских земель, но претворению этих замыслов в жизнь помешал мощный оборонительный союз, который римляне заключили с франками, бретонцами и бургундами.

Тогда в 469 г. он обратил свои взоры на Испанию, где вряд ли можно было ожидать столь же сильного сопротивления, вестготы захватили Мериду. Другое вестготское войско выступило против бретонцев, которые во главе со своим королем Риотамом заняли окрестности Буржа. При Деоле произошла битва, в которой бретонцы потерпели поражение. Теперь Эйрих повернул войска против римской Южной Галлии, добившись наибольших успехов, прежде всего, на побережье Средиземного моря и в 470 г. выйдя к Роне.

Римское войско, вступившее в Галлию, было разбито Эйрихом в 471 г. на восточном берегу Роны. Вестготы захватили земли на левом берегу реки южнее Валанса, которые вскоре были отбиты у них бургундами. В руки вестготам очень быстро попали и остальные части провинции Аквитаника Первая; только в Клермоне бывший префект Рима и теперешний епископ Сидоний Аполлинарий вместе с Экдицием, сыном императора Авита, оказывали ожесточенное сопротивление вплоть до 475 года. Сознавая свое бессилие, император Непот вступил в переговоры с Эйрихом. В 475 г. был заключен мирный договор, по которому римляне против воли овернской аристократии оставляли Клермон и захваченные вестготами земли. Рим признал полную независимость Евриха.

Король Эйрих не без оснований видел в ортодоксально-никейской церкви злейшего врага вестготского господства и по этой причине чинил препятствия высшим ее иерархам, препятствуя замещению вакантных епископских кафедр, в результате чего ортодоксальные общины оставались без главы.

Когда в 484 г. Эйрих умер, государство вестготов находилось на вершине своего могущества, оно охватывало не только большую часть Испании, но и южную и среднюю Галлию до Луары на севере и р. Роны на востоке, что привело к тому что, соседями стали франки. Франкская проблема стала приобретать все более угрожающие очертания во время правления сына и преемника Эйриха.

28 декабря 484 года престол своего отца в Тулузе занял Аларих II (484-507). Франки, которых объединил под своей властью Хлодвиг, победили в 486 г. под Суассоном римлянина Сиагрия, который до того самостоятельно управлял Северной Галлией. Сиагрий бежал в Тулузу, где Аларих поначалу предоставил ему убежище. Однако позднее, когда Хлодвиг под угрозой объявления войны потребовал его выдачи, осознавая военное превосходство франков, вестготы уступили. Тем не менее, поход, который Аларих II предпринял в 490 г. в поддержку Теодериха Великого, прошел весьма успешно. Вторгшиеся в Италию остготы натолкнулись в войне против Одоакра на определенные сложности, которые были преодолены с помощью вестготов.

В 507 году между франкским войском короля Хлодвигом I и армией вестготского короля Алариха II в битва при Пуатье вестготы были разбиты. Аларих II погиб в бою. Вестготы потерпели поражение и потеряли часть своих территорий в Галлии. Победители быстро проникли в центральные области вестготского государства и взяли Бордо и Тулузу. После завоевания франками большей части вестготских владений в Галлии, вестготы во множестве переселяются в Испанию. Эта страна отныне стала их новой родиной, а остатки владений в Южной Галлии, получившие название Септимания, потеряли прежнее значение. Растущая мобильность германских племен все более отчетливо концентрировалась в двух регионах Западной империи – в диоцезах Галлии и Испании. На территории Галлии образовываются в течение V в. два королевства.

В Испании вестготы оставили без изменений административное устройство, существовавшее в римской империи, не вводили новых законов. Римские должностные лица были заменены военными вождями, которые позже стали именоваться графами, герцогами, маркизами. Муниципальный строй также оставался без изменений. Были запрещены браки между вестготами римлянами, византийцами. Земли вестготов были свободны от налогов. На протяжении всего существования Вестготского королевства в нем шли процессы консолидации: завоеватели-вестготы постепенно сближались с покоренным ими населением римской Испании. Это проявлялось и в языке и в правовой сфере.

При Аларихе II был составлен Римский Закон Вестготов, также известный под названием «Бревиарий Алариха». Свод Алариха II сыграл большую роль в будущей судьбе римского права в Западной Европе; на протяжении нескольких столетий римское право было известно только в той форме, которую придали ему правоведы вестготского короля

С этого времени католическое духовенство приобретает огромное влияние на королевскую политику. Епископские собрания разрабатывали обязательные для исполнения законы, касавшиеся не только внутрицерковных вопросов, но и общего управления. Соборы ставили свою власть выше власти короля.

Особенно большое влияние имели св. Леандр – архиепископ севильский и его младший брат и преемник по духовной кафедре Исидор Севильский известный ученый, автор «Этимологии, или происхождение вещей», «Истории королей готов, вандалов и свевов». Оба прелата старались упрочить привилегии церкви, что привело к тому, что вестготская монархия приобрела теократический оттенок. (ТЕОКРАТИЯ — форма правления, при которой глава духовенства, церкви является главой государства).

Возрождение Королевства вестготов началось при Леовигильде на территории Иберии. Для укрепления находившейся в упадке королевской власти новый король не удовольствовался усмирением знати и возродил основы королевского достоинства. Первыми шагами короля Леовигильда в 570 году стали действия против опаснейшего противника, византийцев. Уже в первом походе Леовигильд перешёл Бетис (совр. Гвадалквивир), и удовольствовался опустошением окрестностей городов Бастетания (совр. Басы) и Малацитана (совр. Малаги). Города Бастетания (совр. Басы) и Малацитана (совр. Малаги) он взять не смог. В 571 году пала крепость Асидона (совр. Медина-Сидония), важный торговый город, приносивший значительные доходы византийской казне. В 572 году, когда он захватил важнейший город Кордуба (совр. Кордова) и его окресности. Кордова после её повторного завоевания Леовигильдом стала важным опорным пунктом, обеспечивавшим вестготскую власть в Бетике. Леовигильд создал 8 провинций, во главе которых были поставлены королевские представители.

Вестготская граница придвинулась к Картахене - столице византийских владений. Но отсутствие флота не позволило Леовигильду завершить вытеснение византийцев из Испании. Перемирие был заключено в 572 году, и по его условиям вся долина Бетиса перешла под власть Леовигильда.

Воспользовавшись неурядицами и борьбой за престол, наступившими в Свевском государстве после смерти Миро, вестготы вторглись на их территорию, захватили короля Аудеку, его столицу и его сокровища. Франки пытались оказать свевам помощь и послали им торговый флот. Однако, корабли, отплывшие из Галлии в Галисию, были разграблены по приказанию короля Леовигильда. Королевство свевов, в которое были включены большие территории древнеримских провинций Галлеция и Лузитания, стало шестой провинцией вестготского королевства Толедо. Испания была районом концентрации и консолидации племен и тем порогом на пути к государственности, который перешагнули вандалы, но не смогли преодолеть свевы.

Королевство Вестготов
Политическаяя карта юго-западной Европы около 600 года. Три области государства вестготов после потери Аквитании: Римская Испания, Галлеция и Септимания

Территории на юге Иберийского полуострова, захваченные византийцами в 552 году, были большей частью отвоеваны обратно при Леовигильде.

Присоединив Пиренейский полуостров к остальным своим землям, германцы создали государство, столицей которого по воле короля Леовигильда стал Толедо, выгодно географически расположенный и прекрасно укрепленный самой природой. Точной даты, когда был основан этот старинный город, история не сохранила.

Если верить легендам, поселение на берегу реки Тахо основали кельты, смешавшиеся с племенами иберов, пришедших сюда на несколько веков раньше. К приходу римлян в 193 году оно представляло собой небольшой, хорошо укрепленный город Толетум, как называли его римские историки. Горожане сопротивлялись легионерам до тех пор, пока не закончились вода и продовольствие, а затем сами открыли ворота, сдавшись на милость консула Маркуса Фульвиуса Нобилиуса. Войдя в состав огромной империи под названием Толедо, город испытал свой первый расцвет. Далекому от цивилизации народу были предложены театры, цирк, бани, храмы.

Став столицей вестготского королевства, Толедо превратился в один из главных городов Европы.

Религиозная рознь сильно препятствовала слиянию римского и вестготского населения в единую массу подданных короля, порой перерастая в открытую вражду. Попытка Леовигильда сплотить своё государство, взяв за основу незначительно видоизмененное арианство, вызвала волнения, обременившие правление его сына и преемника Реккареда.

Поняв, что невозможно навязать религию меньшинства подавляющему большинству населения страны, и находясь в окружении ортодоксально-никейских государств, Реккаред решил сделать единой государственной религией ортодоксально-никейское христианство. В первый же год своего правления он перешёл из арианства в исповедание Никейского Символа веры. При этом арианские епископы, принявшие Никейский Символ веры, сохраняли свой сан. Переход правивших Испанией вестготов из арианской ереси в православие на III Толедском соборе в 589 году положил начало замечательному культурному расцвету. Одним из проявлений этого расцвета было церковное строительство, по размаху которого готская Испания превзошла все современные ей страны Западной Европы. Хотя в 589 году вестготский король Реккаред I принял католицизм, это не сняло всех противоречий, религиозные распри лишь усилились. К VII в. все нехристиане, особенно евреи, были поставлены перед выбором: изгнание или обращение в христианство.

В остальном Реккаред продолжал политику, завещанную ему отцом. Войну с франками он завершил крупной победой, которую одержало готское войско под началом Лузитанского герцога Клавдия.

Правление Реккесвинта было последним относительно спокойным периодом существования Вестготского королевства. В 654 г. король Реккесвинт опубликовал первый свод законов «Либер Юдициорум». В этом своде законов отменялись все правовые различия между вестготами и коренными народами Пиренейского полуострова. Политика в отношении евреев, предусматривала вплоть до смертной казни переход в иудаизм. После его смерти началась ожесточенная борьба за власть. Выборная монархия вестготов давала неисчерпаемые для этого возможности. Власть короля ослабевала с пугающей быстротой. Кровавые междоусобные войны не прекращались вплоть до самого падения Вестготского королевства в 711 г.

Королевство вестготов пало в результате нашествия арабов. Их наступление на Европу ускорил заговор группы вестготских аристократов во главе с графом Юлианом против последнего короля вестготов Родриго.

Заговорщики обратились за помощью к властителю Северной Африки Мусе и оказали помощь при высадке арабских войск на юге Пиренейского полуострова.…Арабский полководец Тарик с вершины одинокой скалы наблюдал за тем, как к берегу один за другим причаливают корабли, наполненные сотнями воинов. Всё новые и новые отряды подобно шторму накатывались на побережье Испании. Ни Тарик, ни его воины, переправившиеся в 711 году через Геркулесовы столбы, не знали, да и не могли знать, что это событие на долгие столетия определит судьбу всей Европы. А гора, с которой арабский полководец наблюдал за высадкой своей армии, отныне будет именоваться Джебель-аль-Тарик - «гора Тарика» или, на европейский лад, Гибралтар .

Два войска сошлись в конце июля на берегах реки Гуадалете (Гвадалете) близ нынешнего города Херес де ла Фронтера. Битва закончилась полным разгромом вестготов. Причины поражения вестготов в этой битве могут объясняться недостатком времени для подготовки к сражению, скорой гибелью короля и ближайших его соратников, вероятной изменой некоторой части войска, преимуществами арабской конницы.

После битвы ворота Андалусии были открыты перед Тариком. К тому же ему оказала поддержку часть местного населения, видевшая в арабах скорее освободителей, чем захватчиков. Многие иудеи стали союзниками завоевателей, именно евреи открыли арабам ворота Толедо. Со смертью Родериха организованное сопротивление вестготов было сломлено. После победы Тарик должен был вернуться домой, но его терзали два желания: распространить свою религию на страну неверных и захватить легендарные сокровища царя Соломона, которые якобы находятся в районе Толедо. К 714 году мавры установили контроль над большей частью полуострова. Арабское завоевание освободило евреев от бесправного положения. В Септимании, которая была частью Вестготского королевства и подчинялась всем его светским и церковным законам, отношение к евреям было более мягким, чем южнее Пиренеев, и во второй половине VII века Септимания стала убежищем для многих иудеев, бежавших или изгнанных оттуда.

С последними годами существования вестготской державы связана легенда о короле Родерихе, его любви к прекрасной Флоринде, дочери толедского графа Юлиана. Проиграв битву с арабами, Родерих бежал с поля боя и вскоре погиб, так и не увидев свою возлюбленную. Трагедия правителя, не сумевшего защитить подданных, нашла отражение в драме великого испанского драматурга Лопе де Вега «Последний гот». Жители Толедо до сих пор помнят древнее предание и бережно относятся ко всему, что доказывает его правдивость. Гостям города непременно показывают место на берегу Тахо, там, где под навесом скалы купалась Флоринда. Более ничем не примечательный, с незапамятных времен этот участок называется Баньо де ла Кава («Купанье Кавы»). Рядом на скале возвышается башня Родриго – массивное сооружение в романском стиле, из окна которого король смотрел на прекрасную графиню.

Сегодня редко где можно встретить следы пребывания готов на португальской земле. Объясняется это их немногочисленностью и тем, что уровень их культуры находился ниже уровня культуры коренного населения. Варварский мир, столкнувшись с более развитой римской культурой, в дальнейшем многое у нее перенял

Один из сохранившихся до наших дней вестготских памятников - стены Каркасонна. Главная достопримечательность Каркассона — крепость, окруженная 52 башнями и 2 рядами крепостных стен общей длиной 3 км.


Судьба вестготов сложилась более счастливо. Франки вытеснили их из Юго-Западной Галлии в начале VI в., но в Испании они жили спокойно. Им никогда серьезно не угрожали ни королевство свевов на северо-западе, ни византийцы на юге; к тому же в VII в. и те и другие ушли из Испании.
Подобно остготам в Италии, вестготы сохранили существовавшую в Испании римскую административную систему и приспособили ее, в несколько упрощенном виде, для своих нужд: во главе войск, городов
и провинций встали представители племенной аристократии. Короли вестготов, ранее просто военные вожди, превратились теперь в абсолютных правителей, которые, подобно римскому императору, издавали законы и собирали налоги. Даже придворный церемониал копировал византийский образец. Конечно, отдельные представители крупной знати вступали в конфликт с королем и на протяжении VI в. не раз пытались убить или низложить очередного правителя. Однако это уже не могло изменить природу королевской власти, в основных чертах сходную с властью римского императора.
Как происходило приспособление варварских обычаев к римским традициям, лучше всего видно на примере права. Системати- зиция и кодификация права - одно из самых значительных и самых характерных достижений поздней Римской империи. Практически все германские государства, которые стали наследниками империи, даже самое недолговечное королевство бургундов и самое варварское - лангобардов, тоже кодифицировали свое законодательство. Идея кодификации принадлежала римлянам, и показательно, что почти всегда эту задачу они выполняли, даже если законы касались германских обычаев. Однако и само содержание законов вестготов в значительной мере было заимствовано из римских юридических сборников V в. В некоторых отношениях правовой кодекс вестготов даже превосходил римские и германские образцы. В частности, законы, определявшие положение и права женщин, были шагом вперед по сравнению с примитивным германским правом и строгим патернализмом римского права. Вместе с тем в большинстве случаев законы вестготов сочетали эти два элемента, - таков, например, закон о кровной мести. Кровная месть подразумевает, что за вину одного человека отвечает весь его род; с помощью такого механизма в примитивных обществах, лишенных централизованной власти, решалась проблема воздаяния за убийство или причинение ущерба, совершенного отдельным человеком. Все германские кодексы стремились свести к минимуму взаимные убийства, вводя денежные выкупы, размер которых зависел как от свойства причиненного ущерба, так и от социального положения пострадавшего. Лишь вестготы в своем законодательстве пошли дальше и ввели в закон о кровной мести римский правовой принцип, гласивший: за преступление должен отвечать лишь тот, кто его совершил, но не его семья или род. Это были серьезные попытки ограничить кровавую практику общества воинов. Однако они не могли совершенно устранить кровную месть, которая еще много веков будет терзать европейское общество.

Больше столетия ариане-вестготы жили изолированно от римско- католического населения Испании; по их законам смешанные браки были запрещены. Однако в течение VI в. эти законы постепенно отменялись, и многие перешли в католичество. В 587 г. король Реккаред принял католичество и приказал сжечь все арианские книги. Неизвестно, было ли это обращение совершено по внутреннему побуждению, но несомненно, что оно в громадной степени укрепило силу монархии. Отныне король фактически стал управлять Испанской церковью, назначая ее епископов (подобно тому, как раньше он назначал ариан- ских епископов). Короли регулярно созывали церковные соборы в Толедо, на которых присутствовали высшая знать и духовенство, а председательствовал сам король; ясно, что и здесь образцом послужила византийская практика. Никто из других германских королей не имел такой власти над своей церковью. Именно в этом периоде берет начало специфически испанская традиция строжайшей католической ортодоксии, соединенной с властью короля над церковью и реальной независимостью от пап в Риме. Именно в русле этой традиции испанская монархия издала свои первые и крайне суровые законы против евреев, к которым до тех пор власти относились вполне терпимо. Теперь в отношении к ним появились предубеждение и опаска - как к людям чуждой веры, не желающим подчиняться государству.
Несмотря на абсолютистские претензии вестготской монархии, ей так и не удалось до конца решить спор о власти с представителями крупной знати. На рубеже VII-VIII вв. королевский трон вновь стал «яблоком раздора» между различными группировками знати. Поэтому, когда в 711 г. из Северной Африки в Испанию вторглись мусульмане-берберы, их радостно встретили не только евреи и простолюдины, но и значительная часть знати, безрассудно надеявшаяся, что сможет использовать завоевателей в своих интересах.
Вестготам, как и остготам, в конечном счете не удалось сохранить свое государство. Однако наследие, оставленное ими Испании (во многих отношениях, разумеется, достаточно проблематичное), в любом случае было гораздо значительнее, чем то, которое остготы оставили Италии.

Еще по теме Вестготы:

  1. I. Проблемы миграций. Отношение Атаульфа к Римской империи. Римляне и вестготы. Состав племени. Королевская власть. Христианизация вестготов.
  2. II. Поселение в Испании. Взаимоотношения вестготов и римлян. Королевская власть. Система управления. Церковная политика.
  3. Ранняя история вестготов до их вторжения в Римскую империю (376 г)
  4. Передвижения вестготов в пределах Римской империи (376-418 гг).
  5. Проникновение в империю. Битва при Адрианополе. Поселение вестготов на Балканах. Аларих. Первое нападение на Италию. Второе нападение. Захват Рима. Атаульф. Мирный договор с Римом. Валия.

Вестготы - это часть готского племенного союза, который распался к третьему веку. Они были известны в Европе со второго по восьмой век. Племена вестготов смогли создать собственное сильное государство, соперничать за военное могущество с франками и византийцами. Конец их истории как отдельного королевства связан с приходом арабов. Оставшихся вестготов, которые не подчинились мусульманскому миру, можно считать прародителями аристократии будущей Испании.

Кто такие готы?

Со второго века в Европе появились древнегерманские племена, которые назывались готами. Предположительно они имели скандинавское происхождение. Разговаривали они на готском языке. На его основе епископ Вульфил разработал письменность.

Племенной союз состоял из трех основных ветвей:

  • остготы - это группа, которую считают далекими предками итальянцев;
  • крымские готы - группа, которая откочевала в Северное Причерноморье;
  • вестготы - группа, которая считается далекими предками испанцев с португальцами.

Происхождение названия

Чтобы лучше понять, кто такие вестготы, следует подробней узнать о названии племени. Точное происхождение названия так и не было установлено. Но существует несколько версий. По одной из них слово «вест» происходит от готского языка «мудрый», тогда как «ост» - «блестящий». По другой версии слово «вест» означает «знатный», а «ост» - «восточный».

В ранние времена вестготов называли тервингами, то есть «людьми лесов», а остготов именовали гревтунгами, что означало «жители степей».

Так готов называли до пятого века. Позже их стали называть «западными» и «восточными» готами. Случилось это из-за того, что Иордан несколько переосмыслил книгу Кассиодора. На тот момент вестготы контролировали западные земли Европы, а остготы - восточные территории.

Союз с Римом

Вестготы начали свою самостоятельную историю в третьем веке, когда перешли Дунай и вторглись в земли Римской империи. К этому времени они отсоединились от остготов. Это позволило им принимать самостоятельные решения относительно места своего расселения и прочих нюансов. Окончательно вестготы смогли расселиться на Балканском полуострове, после того как его покинули римляне в 270 году.

Спустя пятьдесят лет вестготы заключили союз с Константином Великим. Император предоставил им статус федератов, то есть союзников. Такое поведение Рима было обычным делом по отношению к племенам варваров. По договору вестготы обязались охранять границы Римской империи и поставлять своих людей для военной службы. За это племена получали ежегодную плату.

В 376 году германские племена сильно страдали от гуннов. Они обратились к правителю Валенту, чтобы он разрешил им поселиться во Фракии, с южной стороны Дуная. Император дал на это свое добро. Но это привело к другим неприятностям.

Из-за серьезных противостояний с римлянами, которые стали наживаться на вестготах, последние начали открытое восстание. Оно переросло в войну, продолжавшуюся с 377 по 382 гг. Вестготы нанесли римлянам тяжелейшее поражение в битве под Адрианополем. Был убит император со своими военачальниками. Так началось падение Римской империи, которая больше не контролировала северные границы.

Перемирие состоялось в 382 году. Вестготы получили земли, ежегодную плату за поставку воинов для имперской армии. Постепенно стало формироваться королевство вестготов.

Правление Алариха Первого

К концу четвертого века был избран первый король вестготов. Он получил власть над всем племенем. В это же время по договору с империей вестготы поддержали Феодосия Великого, который боролся с Евгением. Они понесли серьезные потери в боях. Это стало причиной мятежа, который возглавил король Аларих I.

Сначала вестготы со своим королем решили захватить Константинополь. Но город был прекрасно защищен. Мятежники сменили планы и направились в Грецию. Они опустошили Аттику, разграбили Коринф, Аргос, Спарту. Многих жителей этих полисов вестготы угнали в рабство. Чтобы избежать разграбления, Афинам пришлось откупиться от варваров.

В 397 году римская армия окружила войско Алариха, но ему удалось вырваться. Далее вестготы вторглись в Эпир. Военные действия смог приостановить император Аркадий. Он откупился от племени и наградил Алариха званием магистра армии Иллирика.

Завоевание Рима

В начале пятого века Аларих решил пойти в Италию. Его смог остановить Стилихон со своей армией. После заключения договора Аларих вернулся в Иллирик.

Через несколько лет Стилихон скончался. Это означало прекращение действия договора, и началось вторжение вестготов в Рим. В городе, который осадили варвары, не хватало провианта. Вскоре Вечный город сдался. Он должен был выплатить контрибуции ценностями и рабами. Аларих получил тысячи фунтов золота, серебра, шкур, шелковых платьев, а также множество рабов, которые были приняты в армию вестготов.

Помимо ценностей, Аларих запросил у императора Гонория земли для своего племени. После получения отказа он вновь захватил Рим. Случилось это в 410 году. Примечательно, что германское племя не причиняло городу существенных повреждений. Из этого напрашивается вывод, что вестготы - это не представители обычных варваров. Они совершали грабеж и хотели получить земли для создания собственного королевства, но не стремились уничтожить все на своем пути.

Завоевание Аквитании

После разграбления Рима Аларих решил покорить побережье Африки. Помешало этому уничтожение флота из-за сильной бури. Вскоре скончался и король вестготов. Его планы так и не были выполнены.

Следующие короли не правили долго. Исследователи связывают это с тем, что они выступали за союз с Римом. Многие знатные семьи были против договора с империей. Однако союз все же был заключен, он принес свои плоды. В 418 году император Гонорий пожаловал племени земли в Аквитании, которые они могли использовать для поселения. С этого времени начало формироваться королевство вестготов.

Центром королевства стал город Тулуз. А королем был избран внебрачный сын Алариха Теодорих. Он правил вестготами в Аквитании тридцать два года. Правитель раздвинул границы своего королевства. Его смерть была связана с легендарным сражением против Аттилы. Готы и римляне одержали победу над гуннами, но слишком большой ценой.

Далее короли вестготов сменяли один другого. Началась междоусобица, которая завершилась после прихода к власти Эвриха. Период его царствования считается расцветом вестготского королевства. Его территория распространялась на Южную и Среднюю Галию, было самым большим из всех варварских держав, которые сформировались на развалинах былой империи.

Вестготы - это племя, которое смогло не только создать собственное государство, но и составить свои законы. Они постоянно корректировались и пополнялись новыми законами. В 654 году они легли в основу Вестготской правды.

Утрата былого могущества

В конце пятого века у готов появились новые враги - франки. Вестготы это осознали в 486 году, когда Хлодвиг Первый одержал победу над последним влиятельным римским полководцем по имени Сиагрий.

Правителем вестготов к этому времени стал Аларих Второй. Он поддерживал хорошие отношения с остготами, поэтому участвовал в походе против франков в 490 году. Но в начале шестого века франки и вестготы подписали мир.

Он продержался пять лет, пока Хлодвиг не нарушил его в 507 году. Битва при Вуйе привела к тому, что король западных готов погиб, а его народ потерял значительную часть своих земель в Аквитании.

Положение ухудшилось после прихода к власти Гезалеха. Король не желал сражаться и бургунды с франками продолжили захват вестготского королевства. Ситуацию исправил остготский правитель. Теодорих Великий смог остановить наступление франков. Он стал править обоими народами.

Следующие правители продолжили борьбу с франками. Но больших успехов не добились. К тому же, более могущественным врагом выступила Византия. За этот период столица вестготов переместилась сначала в Нарбонну, а позднее в Барселону.

Могущество вестготскому королевству ненадолго смог вернуть король Леовигильд. Он перенес столицу в Толедо, начал чеканить собственные монеты, занялся законами.

Толедское королевство

Леовигильд был соправителем своего брата Лиувы. Позднее он стал единоличным правителем. Леовигильд стал королем в момент политической анархии. Магнаты не желали считаться с центральной властью. Каждый из них превращал свои земли в небольшое государство.

Леовигильд решительно взялся за защиту королевского престола. Он стал вести борьбу с внутренними и внешними противниками. Он не сдерживал себя в этой борьбе. Многие знатные вестготы поплатились своей жизнью за свои богатства. Король пополнял государственную казну за счет ограбления граждан и обирания врагов. Не обходилось без мятежей со стороны магнатов и крестьян. Все они были подавлены, а мятежники казнены.

В своей власти король опирался на низшие слои населения. Это ограничило могущество магнатов, которые были опасными врагами королевской власти.

Внешняя политика:

  • В 570 году началась война с Византией. Вестготы смогли потеснить византийцев. Последние не получили помощи от Константинополя и стали договариваться о мире.
  • В 579 году король женил старшего сына на франкской принцессе. Брак не только не привел к заключению мира между народами, но вызвал раздоры в королевском доме. Это привело к мятежу против короля, которое удалось подавить лишь в 584 году. Леовигильду пришлось казнить старшего сына.
  • В 585 году король подчинил себе свевов, их королевство прекратило существовать.

Леовигильд желал построить государство, которое бы походило на Византию. Он стремился создать империю не только по территориальному признаку, но и по внешнему облику. Для этого был установлен пышный дворцовый церемониал, король начал носить корону, богатые одеяния.

Умер правитель своей смертью в 586 году. Перед этим он уничтожил знатные семьи, представители которых могли бы претендовать на престол. Королем стал сын Леовигильда Реккаред. Во внешней политике он продолжил деятельность отца.

Постепенно Франкское государство стало оттеснять вестготов на суше. Из-за отсутствия серьезного флота Толедское королевство не могло отстаивать свои интересы на море.

Некоторые правители вестготского королевства:

  • Гундемар - воевал с византийцами и басками.
  • Сисебут - подчинил себе рукконов и астурийцев, начал создание флота, проводил преследования иудеев.
  • Свинтила - окончательно изгнал византийцев из Толедского королевства.
  • Сисенанд - в годы правления состоялся четвертый постановивший, что вестготских королей отныне будут выбирать на собраниях знати и духовенства.
  • Хиндасвинт - боролся с непокорной знатью, считается последним сильным королем вестготов.
  • Вамба - усилил светскую власть, но ненадолго, поскольку был свергнут.
  • Эрвиг - примирился с духовенством, ограничил права иудеев, отражал нападения франков.
  • Эгик - жестоко преследовал евреев, которых лишили всех прав, продавали в рабство, а детей с семи лет забирали от родных и отдавали на перевоспитание в христианские семьи.

Правитель Вамба был свергнут довольно хитрым способом. Ему дали выпить напиток, который лишил его сознания. Придворные решили, что правитель мертв, и переодели его в монашеские одежды. Так положено было сделать по обычаю. В результате король перешел в духовное звание, лишившись власти. После того как Вамба очнулся, ему пришлось подписать отречение и уйти в монастырь.

Окончательное падение государства

В конце седьмого века Эгик сделал своим соправителем сына. Позже Витиц стал править самостоятельно. Преемником Витица стал Родерих. В это время вестготы столкнулись с сильным противником - арабами.

Предводителем арабов был Тарик. В начале восьмого века он с войском переправился через Гибралтар и смог разбить готов в бое при Гвадалете. Король вестготов погиб в этом бою.

Довольно быстро арабы сумели завоевать полуостров, на котором создали Кордовский эмират.

Успех арабского завоевания связывают со многими факторами:

  • слабость королевской власти вестготского королевства;
  • постоянная борьба готской знати за трон;
  • завоеватели умело манипулировали противниками, они предлагали вестготам приемлемые условия капитуляции.

Многие знатные семьи готов приняли новую власть. За ними сохранялись их земли, возможность управлять своими делами. Также им разрешили сохранить веру.

Вестготы еще существовали на северо-восточных землях. Они смогли противостоять арабам и не пустили их на свою территорию. Королем там стал Агила Второй. Сохранившиеся земли стали плацдармом для Реконкисты. Также из королевства впоследствии появилась средневековая Испания.

Верования

Изначально готы были язычниками. В первой половине четвертого века они стали приверженцами арианского направления христианской веры. В этом им помог священник по имени Вульфил. Сначала он сам принял христианство в Константинополе, а после этого составил алфавит для готского языка. Также он перевел Библию на готский язык, назвав ее «Серебряным Кодексом».

Вестготы были арианами до конца шестого века, пока в 589 году король не провозгласил основной религией христианство западного направления. Другими словами, вестготы стали католиками. К концу существования королевства, духовенство пользовалось значительными привилегиями и имело много прав. Они могли влиять на избрание очередного короля.

Достижения

Чтобы понять, кто такие вестготы, следует больше узнать об их культурном наследии. Известно, что в архитектуре они использовали подковообразные арки, делали кладку из тесаного камня, украшали здания растительным либо животным орнаментом. Архитектура готов, так же как и скульптура испытала существенное влияние искусства Византии.

Известные церкви германского племени:

  • Сан-Хуан-де-Баньос - была основана при короле Реккесвинтоне в Паленсии.
  • Санта-Комба - создана в восьмом веке в Оренсе.
  • Сан-Педро - создана в Сарагосе.

Благодаря находке сокровищ в Гварразаре исследователи смогли многое узнать о прикладном искусстве вестготов. Они были захоронены вблизи Толедо. Предполагается, что сокровища были дарами от королей для церкви.

Все элементы были сделаны из золота. Они были украшены драгоценными камнями, среди которых были агаты, сапфиры, горный хрусталь, жемчуг.

Находка в Гварразаре не была единственной. В ходе других археологических раскопок были обнаружены изделия из металла, стекла, янтаря. Это были бусы, пряжки, броши, фибулы.

По находкам исследователи сделали выводы, что в ранний период существования вестготов они делали украшения из бронзы. Их украшали цветными вставками из стекла, эмали, полудрагоценных камней красных оттенков. Изделия позднего периода создавались под влиянием Византии. На них делали орнамент внутри пластины, мотивы были растительными, животными или религиозной тематики.

Наиболее известной находкой считается корона Реккесвинта. Она выполнена в виде широкого золотого обруча, на котором размещены двадцать две подвески из золотых букв и драгоценных камней. Из букв можно прочесть фразу, которая переводится как «Дар короля Реккесвинта». Драгоценная корона подвешена за четыре золотые цепи, которые на вершине скреплены замком, напоминающим цветок. Из центра замка спускается цепь, на конце которой расположен массивный крест. Он изготовлен из золота и украшен сапфирами и жемчугом.

Важнейшей задачей вестготских королей, утвердившихся на Пиренейском полуострове, стало обеспечение единства разнородного и разрозненного испанского общества. Пограничные конфликты, мятежи внутри страны, отсутствие преемственности королевской власти – всё это создавало бесконечную череду проблем, с которой боролись, но так до конца и не справились вестготские короли. Между тем, Европе практически не было дела до того, что творится за Пиренеями.

Благочестивый мятежник

Как помним, в 573 году король вестготов Леовигильд назначил соправителями своих сыновей Герменегильда и Реккареда. Стремясь укрепить границу с франками, наседавшими на Септиманию – владения вестготов за Пиренеями на территории современной Франции, – Леовигильд женил старшего сына на дочери франкского короля Ингунде (Ингузе). Этот брак был заключён в 579 году и быстро привёл к жестокой распре внутри вестготского королевства.

Дело в том, что Ингунда была ревностной католичкой, в то время как вся королевская вестготская семья исповедовала старую «готскую веру» – арианство. Наибольшее религиозное рвение проявляла жена Леовигильда, королева Гоисвинта (Гозвинта, Гозвинда).

Гоисвинту Леовигильд «унаследовал» от своего предшественника вместе с королевским троном. Сыновьям-соправителям, Герменегильду и Реккареду, эта дама приходилась мачехой: Леовигильд был женат на ней вторым браком. Имя его первой жены неизвестно, а сообщение о том, что её звали Феодосия и что она была византийского происхождения, видимо, следует считать легендарным.

Итак, в королевской семье начались раздоры. Гоисвинта требовала, чтобы Ингунда обратилась в арианство. Злая свекровь даже «схватила девушку за волосы, бросила её на землю и до тех пор её била башмаками, пока у неё не выступила кровь, затем она приказала снять с неё одежду и окунуть в пруд» (видимо, пытаясь насильственно «перекрестить» в арианство), как сообщает епископ Григорий Турский. Однако Ингунда стойко держалась католической веры.

В конце концов, Леовигильд отправил старшего сына с женой в Севилью в качестве правителя области Бетика, удалив его тем самым от своего двора.

Испания при вестготах

В Севилье, вдали от отцовского присмотра, Герменегильд уступил просьбам жены и перешёл в католичество. Тотчас поднялось восстание: города, где преобладали католики, объявили Герменегильда своим государем, а еретика Леовигильда признавать королём отказались. Леовигильд отправил к сыну послов, убеждая того прекратить бунт. Герменегильд же развязал полномасштабную войну против отца и одновременно повёл тайные переговоры с византийцами.

Чтобы лишить мятежного сына возможности получать помощь от сторонников, Леовигильд начал последовательно преследовать всех влиятельных католиков в больших городах. «Многие были обречены на изгнание, лишены имущества, истощены голодом, посажены в тюрьму, подвергнуты избиению и погибли от различных наказаний. Зачинщицей же этого злодеяния была Гоисвинта» , – сетует Григорий Турский и тут же мстительно прибавляет, что королеву постигла кара свыше: бельмо затянуло один её глаз.

В 582 году Леовигильд наконец отправил против Герменегильда войска. К тому времени на стороне восставших находились такие значительные города, как Мерида и Касерес. Дважды правительственные войска терпели поражение от мятежников, причём Герменегильд, засевший в Севилье, даже отчеканил монеты, на которых запечатлел свои победы.

Тогда Леовигильд выступил против непокорного сына лично и с большим трудом овладел Касересом, а затем Меридой. Дипломатической победой короля стало полученное от византийцев обещание отказаться от помощи Герменегильду. Утверждают, что ради этого Леовигильд раскошелился на страшную сумму в 30 000 солидов.

В 583 году Леовигильд осадил столицу Герменегильда Севилью – однако взять город штурмом сумел только спустя два года. Во время штурма Герменегильда в Севилье не было – он объезжал Бетику, собирая подкрепление, и временно остановился в Кордове. Когда же к Кордове приблизились королевские войска, Герменегильд вынужден был сдаться отцу. Григорий Турский изображает этот эпизод так:

«Герменегильд, лишённый помощи, увидел, что никак не сможет одолеть отца. Он устремился к расположенной поблизости церкви, при этом говоря: «Да не пойдёт отец мой против меня, ибо противоестественно, чтобы сын убивал отца или отец сына». Услышав эти слова, Леовигильд послал к нему его брата (Реккареда), который, после того как дал ему клятву в том, что Герменегильд не будет подвергнут никакому унижению, сказал: «Подойди сам к нашему отцу и пади перед ним ниц, и он всё тебе простит». Герменегильд бросился к ногам отца. Подняв его и поцеловав, отец успокоил его льстивыми речами и привёл в лагерь. Пренебрегая клятвой, он подал знак своим, приказав схватить его, снять с него одежду и надеть на него рубище. Вернувшись в город Толедо, он отнял у него слуг и отправил его в изгнание лишь с одним слугой».

Сперва Герменегильд был сослан в Валенсию; оттуда пленника перевели в Таррагону, где он и был тайно умерщвлён – неизвестно, по инициативе ли местных ариан или же по секретному распоряжению самого Леовигильда. Так закончилась шестилетняя гражданская война в Вестготском королевстве. Впоследствии Герменегильд был объявлен пострадавшим за истинную веру и канонизирован как святой, а младший брат мученика Реккаред лично расправился с его убийцами.


Смерть Герменегильда (картина Алонсо Васкеса, 1602 год)

Что касается его жены Ингунды, то она, как сообщает в «Истории лангобардов» хронист Павел Диакон, с маленьким сыном бежала в Галлию, но на границе была задержана. Её увезли в Сицилию, где она и умерла, а сына отправили в Константинополь к императору Маврикию.

«Равноапостольный» король

В 586 году Леовигильд умер, а на престоле его сменил Реккаред. Новый король решил покончить с религиозной рознью. В 589 году он созвал в Толедо III Поместный собор. На этом соборе сам король Реккаред и виднейшие представители готской знати и арианского духовенства подписали ортодоксальный символ веры. Отныне официальной религией в Испании становилось католичество.

Вдовствующая королева Гоисвинта пыталась организовать арианский заговор и даже поддержала восстание знати, которая оставалась верной традиционной «вестготской религии». Этим раздором воспользовались католики-франки, которые тотчас вторглись в Септиманию, однако Реккаред разгромил франков, а зачинщиков мятежа предал смерти или изгнанию. Впрочем, арианская «партия» так и не сдалась до самого конца вестготского королевства.


Реккаред на церковном соборе принимает католичество

По мысли Реккареда, установление конфессионального единства должно было создать предпосылки для слияния основных этнических групп, населявших Испанию. В стране теперь оставалась единственная группа, которая сохраняла собственную религию, – евреи. Они жили в Испании со времён императора Адриана, и до некоторых пор их положение было вполне удовлетворительным: они могли занимать общественные должности и вступать в брак с христианами.

Притеснения начались при Леовигильде. Реккаред и его преемники вынуждали евреев принимать христианство под страхом конфискации имущества и изгнания. В дальнейшем антииудейские законы ужесточались всё больше.

Ещё одно важное значение III Толедского собора заключалось в том, что король был вознесён на сакральный уровень и объявлен «священнейшим правителем, исполненным божественного духа… ибо он исполнил апостольский долг» . Иными словами, вестготский король, подобно византийскому императору, объявлялся «равноапостольным».

В дальнейшем взаимопроникновение церковной и светской областей государственной жизни будет только усугубляться. На Толедских соборах будут обсуждаться светские законы, и каждый новый вестготский король, даже захвативший власть путём переворота, получит от «своей» церкви одобрение и освящение.

Нельзя сказать, чтобы внутренние враги были усмирены раз и навсегда. Об одном из выступлений «оппозиции» сообщает в своей «Хронике» епископ Иоанн Бикларский:

«Когда Реккаред правил, наслаждаясь ортодоксальным миром, ему были ниспосланы домашние интриги. Ведь некто из его спальни, а также герцог провинции по имени Аргимунд, стремясь захватить власть, составили заговор против короля Реккареда, намереваясь, если удастся, лишить его и королевства, и жизни. Но коварство этого нечестивого заговора было раскрыто, (Аргимунд) схвачен и ввергнут в железные оковы; после допроса сообщники его сознались в нечестивом коварстве и были казнены, понеся заслуженную кару».

Реккаред укрепил границы королевства, подавил внутренние мятежи и сделал всё для того, чтобы вестготской власти был подчинён весь полуостров. Он умер в 601 году, оставив королевство почти единым и почти процветающим. Именно с этого момента начинается своеобразная изоляция готской Испании. Европе до неё как будто нет никакого дела.


Развалины Реккополиса – города, названного в честь Реккареда и одной из столиц вестготов

Франки в тот момент не были способны на какие-либо серьёзные действия и перестали представлять интерес как в качестве союзников, так и противников. Септимания на время утвердилась за вестготами. С королевством лангобардов в Италии у наследников Реккареда практически не имелось точек соприкосновения. Византию занимала борьба с Персией, а с 632 года – с арабами, и ей также определённо было не до того, что происходит за Пиренеями.

Вестготское королевство казалось «потерянным» для европейской политики. Да и вестготы практически не уделяли внимания тому, что происходило за пределами их страны. А между тем, к Испании приближалась новая угроза, о всей серьёзности которой вестготы пока не догадывались.

Время раздоров

Первого вестготского властителя, который столкнулся с мусульманскими завоевателями, звали Вамба. Этого короля избрали на трон в день смерти его предшественника, и произошло это в 672 году.

Вамба был родовитым вестготом. Кстати, само его имя может быть не собственно именем, а прозвищем – оно означает «толстяка», «человека с большим брюхом».

Уже немолодой король, тем не менее, энергично взялся за дело. Сначала он воевал с мятежным графом Нима Хильдерихом, не признававшим власти нового короля. Однако лично покончить с этой проблемой Вамба не успел – в очередной раз восстали баски. На сей раз они добрались до Сарагосы, и Вамба поневоле переключился на них как на более серьёзную угрозу. Против Хильдериха, по приказанию Вамбы, выступил герцог Септимании по имени Павел. Тот, разгромив Хильдериха, в свою очередь провозгласил королём лично себя и короновался в Нарбонне.

Теперь Вамбе пришлось сражаться уже против Павла. Не встречая серьёзного сопротивления, король перешёл Пиренеи и захватил опорные пункты восставших. В «Истории короля Вамбы» епископ Юлиан Толедский подробно излагает эти события:

«После того как Нарбонн была захвачен и подчинён, наше войско бросилось в погоню за Павлом, который обосновался в Ниме и собирался держать там оборону. Следом сдались города Биттеры и Агаф… Наши отправились прямо на Ним, чтобы завоевать его. Впереди было приказано идти авангарду во главе с четырьмя полководцами. Из него был выделен отряд молодых воинов, который шёл примерно в тридцати милях впереди.

Это войско славно обрушилось на Ним, где Павел готовился к сражению, вместе с отрядами галлов и собравшимися там франками. Упредив засады, расставленные мятежниками, и совершив быстрый марш, проделанный в течение одной ночи, наши боевые порядки… показались, как только забрезжил рассвет.

[Враги]… заподозрив хитрость и засаду, посчитали лучшим вести сражение изнутри города, со стен, нежели за его пределами встретиться с неожиданной опасностью… Когда над землёй взошло солнце, наши вступили в сражение. Сначала все увидели тучу камней… Они смяли поставленных на стены (для обороны) воинов всеми возможными метательными снарядами, копьями и стрелами; хотя, впрочем, и враги, сопротивляясь, поразили многих наших брошенными дротиками. Ну что я могу сказать ещё? Жестоко с обеих сторон велась битва…»

Последний оплот Павла – римский амфитеатр Нима – пал, и мятежный герцог был вынужден сдаться. В стране как будто воцарился мир.


Толедо (гравюра XIX века)

Новая угроза пришла извне – первые признаки той бури, которая через 40 лет окончательно сокрушит вестготское королевство в Испании. Северное побережье Африки было захвачено воинственными арабами. Не желая останавливаться на достигнутом, арабы направили к восточному берегу Пиренейского полуострова флотилию. Вамба отбил вторжение и нанёс захватчикам урон в живой силе и кораблях.

Все эти неурядицы заставили Вамбу обратить большее внимание на армию. К этому времени среди вестготов появилось обыкновение уклоняться от воинской службы. Наверное, если бы о таком рассказать Алариху, тот просто не поверил бы собственным ушам. Вамба же вынужден был издавать законы, согласно которым все обитатели полуострова под страхом различных наказаний обязывались участвовать в войне – в частности, гражданин, не выполняющий воинский долг, терял личную свободу.

Витица и его сыновья

Король Вамба пал жертвой интриги. 14 октября 680 года на пиру Эрвиг, родственник предшественника Вамбы, короля Хиндасвинта, поднёс Вамбе в напитке яд. Вамба потерял сознание – все были уверены, что он умирает. Согласно обычаю, на короля надели монашескую одежду, дабы он предстал перед Господом в одеянии святости.

Согласно одной версии, король тогда не умер. Когда через несколько часов он очнулся, то узнал, что успел перейти в духовное звание и тем самым лишился возможности управлять страной. После этого отрекшийся от престола Вамба прожил ещё 12 лет в монастыре. Другая версия событий сводится к тому, что Вамба скончался вскоре после того, как был отравлен, 30 сентября или 14 октября 680 года. Так или иначе, престол он потерял.

Власть перешла к Эрвигу, который умер 15 ноября 687 года, назначив преемником своего зятя Эгику. Эгика, племянник по материнской линии Вамбы, занимался преследованием его врагов, а епископ Толедский Сисберт, в свою очередь, организовал заговор против Эгики, и одно время «королём» в Толедо считался некий Сунифред (о котором ничего не известно, кроме того, что он дерзко чеканил свою монету).

В 694 году население Испании выкосила страшная эпидемия чумы. О масштабах бедствия говорит хотя бы тот факт, что вестготское правительство временно приостановило жёсткие антииудейские законы и разрешило христианам пользоваться услугами иудеев.

С 698 года соправителем Эгики уже считался его сын Витица (Витик, Витиза). Таким способом Эгика пытался обеспечить за сыном королевскую власть. В конце 702 года Эгика скончался.

Правление Витицы счастливым определённо не было. Между 707 и 709 годами в Испании лютовал голод, к которому присоединилась чума. Хроники говорят о том, что король вёл распутный образ жизни, и даже, в силу своей развращённости, принуждал клириков брать себе жён. Согласно одной из версий, такое решение было продиктовано тем обстоятельством, что Испания после эпидемий обезлюдела, и король пытался увеличить численность населения любой ценой.

Витица также попытался обеспечить трон своим сыновьям, насчёт количества и имён которых существуют разные мнения. Одни историки называют трёх сыновей Витицы – Аламунда, Ромулуса и Ардабаста. Другие склонны считать сыном Витицы короля Агилу II (Ахилу II). Дитрих Клауде считает, что Агила был не сыном, а только лишь сторонником Витицы.

Сын (сыновья) Витицы скоро станут знаменем оппозиции, и через несколько лет это послужит одной из причин гибели всего королевства. А пока события развивались привычным образом. В 709 или 710 году Витица умер в Толедо. Знать, не желая признавать права Агилы или других сыновей Витицы на престол и сломив сопротивление сторонников Витицы, избрала новым королём герцога Бетики Родериха.

Это и был тот самый «Родриго», которому будет суждено стать последним вестготским королём. Именно при нём вестготское королевство станет поистине «потерянным» – оно будет захвачено арабами и исчезнет с карты мира навсегда, перейдя в предания и песни.

Окончание следует.