Князь андрей.

 Князь андрей.
Князь андрей.

Бородинское сражение – кульминационный эпизод всего многотомного романа Толстого «Война и мир». Именно это сражение раскрыло то, что, по мнению писателя, помогло русскому народу победить Наполеона. Именно в описании Бородино проявилась точка зрения Толстого на войну вообще, на ход истории, ее движущие силы.

Разговор двух любимых героев писателя – Пьера Безухова и Андрея Болконского – предваряет Бородинское сражение и расставляет некоторые акценты в освещении темы войны, насилия, вопроса победы или поражения в романе.

Князь Андрей вечером 24 августа, за день до Бородинской битвы, встречает Безухова в расположении своего полка. Мы помним, что Пьер решил присоединиться к русским войскам, чтобы быть в центре событий, быть причастным к тому великому, что происходило вокруг. Поэтому Безухов тоже находился среди русских войск.

Но Болконский, увидев своего старого друга, к которому испытывал искреннюю привязанность, совершенно не обрадовался. Больше того, ему было неприятно появление Пьера: он напоминал ему о Москве и обо всем том, что произошло в жизни князя Андрея в последнее время. Именно поэтому герой так неприветливо встретил Пьера и не захотел побеседовать с ним наедине.

Первая половин разговора двух друзей происходила в присутствии еще нескольких офицеров, среди которых был и капитан Тимохин. Конечно, общая беседа вертелась вокруг войны с Наполеоном, предстоящей битвы, назначения Кутузова на пост главнокомандующего. В присутствии Пьера, этого совершенно невоенного человека, казавшегося совершенно лишним в такой обстановке, офицеры чувствовали себя скованно. Говорил в основном робкий и стеснительный капитан Тимохин.

Разговор коснулся назначения Кутузова и смещения Барклая де Толли. Князь Андрей был очень рад таким перестановкам, так же, как и другие офицеры. Уже здесь начинает звучать тема патриотизма, той скрытой любви к родине, которая живет в каждом русском человеке. И если Барклай действует умом и не переживает всем своим существом за исход битвы, то Кутузов, может быть, не такой искусный полководец, всем сердцем со своим народом, страной, солдатами. Именно поэтому преимущество на его стороне.

В этом эпизоде раскрывается взгляд Толстого на силы, влияющие на ход военных действий. Если Пьер смотрит на войну лишь с точки зрения теоретика и человека постороннего, то Болконский видит ее изнутри. Он прекрасно понимает, что исход сражения нельзя просчитать, потому что «на войне один батальон иногда сильнее дивизии, а иногда слабее роты. Относительная сила войск никому не может быть известна». Отчего же зависит успех на войне. По мнению князя Андрея, исключительно «от того чувства, которое есть во мне, в нем, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате».

Болконский приводит в пример сражение под Аустерлицем. Он считает, что русские потерпели там поражение, потому что не настроились должным образом, не дали себе установку выиграть. Так произошло, потому что им не за что было бороться, русские люди не чувствовали кровной заинтересованности в победе при Аустерлице. Теперь все иначе. И именно от простых рядовых солдат будет зависеть исход сражения.

По мнению князя Андрея, военные начальники никоим образом не могут изменить или повлиять на исход битвы. Вся их суета и приготовления - не больше, чем «забава», «ребячество», по мнению героя. Больше того, они своей суетой лишь мешают общему ходу дел, потому что заняты только собой и своими интересами. Руководство, по большей части, стремится извлечь для себя выгоду, получить лишний крестик или похвалу императора. Кроме этого, мало кого что интересует.

В отличие от них, простой народ понимает значение предстоящей битвы. Тимохин говорит, что его солдаты даже отказались пить водку – «не такой день, говорят».

Когда друзья остались один на один, Болконский выразил уверенность, что предстоящее сражение будет выиграно. Между этими героями начался более теплый и откровенный разговор. В нем князь Андрей выразил свое истинное отношение к войне (здесь его мысли близки мыслям самого Толстого). Этот герой считает войну грязным и кровавым делом. Поэтому ею нужно «заниматься» серьезно, а не играть, как это любят делать люди.

Почему-то военное сословие считается одним из самых уважаемых в обществе. А если разобраться, то за что уважать людей, считающих своим делом убийство невинных людей, кровопролитие? По мнению Толстого, люди слишком легко и беспечно относятся к войне, поводом к ней может послужить любой пустяк. А ведь это в корне неверно. Над этим начинает серьезно задумываться князь Андрей, и Пьер с ним соглашается.

Важно, что герои чувствуют, что эта их встреча – последняя. Так, впрочем, и случилось. Каждый ушел после этого разговора со своими мыслями, раздумьями, в преддверии важного события, свидетелями которого они должны были стать.

Таким образом, данный эпизод играет важную роль в романе. Из него мы узнаем концепцию самого писателя относительно войны вообще, сил, влияющих на победу и т.д. Кроме того, мысли, звучащие из уст Болконского и Безухова, характеризуют их как истинно русских людей, в критический момент оказавшихся вместе со своей Родиной.

Степень агрессив-ного воздействия по табл. 16, 17, 18 Влажностный режим помещений Зона влажности (по СНиП II-3-79) Защита
Неагрессивная Сухой, нормальный Сухая, нормальная Влажный, мокрый Влажная Без защиты Влагостойкие лакокрасочные материалы
Слабоагрессивная Сухой, нормальный Сухая, нормальная Влажный, мокрый Влажная Без защиты Химически стойкие влаго-стойкие лакокрасочные мате-риалы или влагобиостойкие пропиточные составы
Среднеагрессивная Сухой, нормальный Сухая, нормальная Влажный, мокрый Влажная Химически стойкие лакокра-сочные материалы Химически стойкие, влаго-стойкие лакокрасочные мате-риалы или химически стойкие влагостойкие пропиточные со-ставы
Сильноагрессивная Жидкая среда Химически стойкие влаго-стойкие лакокрасочные ма­териалы или химически стойкие влагостойкие пропи­точные составы

ВАРИАНТ 1

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполни­те задания 1-9.

Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот тол­стый молодой человек был незаконный сын знаменитого Екатеринин­ского вельможи, графа Безухого, умиравшего теперь в Москве. Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он вос­питывался, и был в первый раз в обществе. Анна Павловна приветст­вовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне. Но, несмотря на это низшее по своему сорту приветствие, при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось бес­покойство и страх, подобный тому, который выражается при виде че­го-нибудь слишком огромного и несвойственного месту. Хотя, дейст­вительно, Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной.

Сказала ему Анна Павловна, испуганно переглядыва­ясь с тетушкой, к которой она подводила его. Пьер пробурлил что-то непонятное и продолжал отыскивать что-то глазами. Он радостно, весе­ло улыбнулся, кланяясь маленькой княгине, как близкой знакомой, и подошел к тетушке. Страх Анны Павловны был не напрасен, потому что Пьер, не дослушав речи тетушки о здоровье ее величества, отошел от нее. Анна Павловна испуганно остановила его словами:

Вы не знаете аббата Морио? он очень интересный человек... - сказала она. Да, я слышал про его план вечного мира, и это очень интересно, но едва ли возможно...

Вы думаете?... - сказала Анна Павловна, чтобы сказать что- нибудь и вновь обратиться к своим занятиям хозяйки дома, но Пьер сделал обратную неучтивость. Прежде он, не дослушав слов собесед­ницы, ушел; теперь он остановил своим разговором собеседницу, ко­торой нужно было от него уйти. Он, нагнув голову и расставив боль­шие ноги, стал доказывать Анне Павловне, почему он полагал, что план аббата был химера.

Мы после поговорим, - сказала Анна Павловна, улыбаясь.

И, отделавшись от молодого человека, не умеющего жить, она воз­вратилась к своим занятиям хозяйки дома и продолжала прислуши­ваться и приглядываться, готовая подать помощь на тот пункт, где ос­лабевал разговор.

(Л.Н. Толстой«Война и мир»)

1. Назовите фамилию дворянский семьи, сцена именин в доме кото­рой резко противопоставлена картинам вечера у Анны Павловны Шерер.

Ответ: ___________________.

2. Кто единственный из гостей Анны Павловны выразит Пьеру искреннюю симпатию?

Ответ: ___________________.

3. Герои приведенного фрагмента обмениваются репликами. Как на зывается такой способ организации художественной речи?

Ответ: ___________________.

4. В бланк ответа впишите название композиционного элемента, ко торый позволяет Толстому создать описание внешности Пьера Бе зухова.

Ответ: ___________________.

5. Укажите термин, которым в литературе называется изобразитель но-выразительное средство, позволившее автору определить глав ное отличие Пьера от большинства гостей Анны Павловны: «ум ный, робкий, наблюдательный, естественный».

Ответ: ___________________.

6. Какое средство иносказательной выразительности использует Толстой, изображая обращение Пьера к тетушке: «пробурлил Пьер»?

Ответ: ___________________.

7. Толстой противопоставляет «беспокойство и страх» Анны Павлов­ны тому, как «радостно, весело улыбнулся» Пьер. Как называется этот прием?

Ответ: ___________________.

8. Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомменти­руйте слова исследователя: «Обязательная для Толстого нравствен­ная оценка всех персонажей исходит в «Войне и мире» прежде всего из того, насколько проявляется в каждом из них естествен­ная сила жизни...»

9. Почему жанр романа Л.Н. Толстого определяется как роман- эпопея и какие писатели-классики XX века избрали этот же жанр для своих произведений?

Несвицкий, Жерков и свитский офицер стояли вместе вне выстрелов и смотрели то на небольшую кучку людей в желтых киверах, темно-зеленых куртках, расшитых снурками, и синих рейтузах, копошившихся у моста, то на ту сторону, на приближавшиеся вдалеке синие капоты и группы с лошадьми, которые легко можно было признать за орудия. <...>

Ох! достанется гусарам! - говорил Несвицкий. - Не дальше картечного выстрела теперь.

Напрасно он так много людей повел, - сказал свитский офицер.

И в самом деле, - сказал Несвицкий. - Тут бы двух молодцов послать, все равно бы.

Ах, ваше сиятельство,- вмешался Жерков, не спуская глаз с гусар, но все с своею наивною манерой, из-за которой нельзя было догадаться, серьезно ли, что он говорит, или нет.- Ах, ваше сиятельство! Как вы судите! Двух человек послать, а нам-то кто же Владимира с бантом даст?

А так-то хоть и поколотят, да можно эскадрон представить и самому бантик получить.<...>

Ну,- сказал свитский офицер, - это картечь!

Он показал на французские орудия, которые снимались с передков и поспешно отъезжали. На французской стороне <...> показался дымок, другой, третий, почти в одно время, и в ту минуту, как долетел звук первого выстрела, показался четвертый. Два звука один за другим, и третий.

О, ох! - охнул Несвицкий, как будто от жгучей боли, хватая за руку свитского офицера. - Посмотрите, упал один, упал, упал!

Два, кажется?

Был бы я царь, никогда бы не воевал, - сказал Несвицкий, отворачиваясь.<. >

Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце! Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ярко и торжественно опускающееся солнце!

Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае!

И еще лучше были далекие, голубеющие за Дунаем горы, монастырь, таинственные ущелья, залитые до макуш туманом сосновые леса. там тихо, счастливо. «Ничего, ничего бы я так не желал, ничего бы не желал, ежели бы я только был там, - думал Ростов, - во мне одном и в этом солнце так много счастья, а тут стоны, страдания, страх и эта неясность, эта поспешность.».

Л.Н. Толстой«Война и мир»)

Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответст­вующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в от­дельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами .

1. К какому роду литературы относится «Война и мир»?

Ответ: ___________________.

2. Каким термином обычно обозначают жанр «Войны и мира»?

Ответ: ___________________.

3. Как называется значимая подробность, являющаяся средством

художественной характеристики (например, отмеченные автором жёлтые кивера, тёмно-зелёные куртки, расшитые снурками)?

Ответ: ___________________.

4. Установите соответствие между персонажами и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В

5. В данном фрагменте герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?

Ответ: ___________________.

6. В данном фрагмете противопоставлены война и картины природы. Как называется стилистическая фигура, сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления.

Ответ: ___________________.

7. «ласково-глянцевито блестела вода, таинственные ущелья, залитые до макуш туманом сосновые леса». Назовите троп, использованный

Л. Н. Толстым

Ответ: ___________________.

8. Какая тема, важная для понимания проблематики романа «Война и мир», получает развитие в данном фрагменте текста?

9. Как в данном фрагменте выражается отношение повествователя к войне, и в каких произведениях русской литературы мы встречаемся с таким же отношением?

Вариант № 3

К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вы­шел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечернее небо всё было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп ме­сяца. После замолкшего прежнего страшного гула ору­дий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространённым по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Сто­ны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднима­лись и расходились чёрные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разорённой кочки, в разных мундирах и в разных направлениях проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой-то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад.

Сдают город, уезжайте, уезжайте, - сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам:

Я вам дам по дворам бегать! - крикнул он.

Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел

ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вы­шли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся су­мерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались та­кие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с ку­чером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.

Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошёл Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что-то, но вдруг остановился и, схва­тившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом.

  1. Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! - за­кричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на ули­цу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, неко­торые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Фера­понтов обратился к нему.
  2. Решилась! Расея! - крикнул он. - Алпатыч! ре­шилась! Сам запалю. Решилась... - Ферапонтов побе­жал на двор.

По улице, запружая её всю, непрерывно шли солда­ты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был до­жидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела так же на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать.

Была уже совсем ночь. На небе были звёзды и све­тился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медлен­но двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться. Недалеко от перекрёстка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в чёрном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчётливо освещая лица столпившихся лю­дей, стоявших на перекрёстке.

(Л. Я. Толстой «Война и мир»)

1. Укажите литературное направление, принципы которого нашли своё воплощение в романе Л. Н. Толсто­го «Война и мир».

Ответ:___________________.

2. Какое определение добавляют к слову «роман», характеризуя жанр «Войны и мира»?

Ответ:___________________.

Ответ:___________________.

4. Установите соответствие между персонажами- дворянами и их поступками во время войны.

К каждой позиции первого столбца подберите соот­ветствующую позицию из второго столбца.

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.

А Б В

5. Каким термином обозначается способ отображе­ния внутреннего состояния героев, мыслей и чувств, владеющих ими («Алпатыч с кучером трясущимися ру­ками расправлял запутавшиеся вожжи»; «схватив­шись за волоса, захохотал рыдающим хохотом»)?

Ответ: ___________________.

6. Как называется выразительная подробность, не­сущая в художественном тексте важную смысловую на­грузку (например, застилаемый дымом молодой месяц в начале и в конце фрагмента)?

Ответ: ___________________.

В7. Фрагмент начинается и заканчивается описани­ем пожара в Смоленске. Укажите термин, которым обозначается расположение и взаимосвязь частей, эпи­зодов, образов в художественном произведении.

Ответ: ___________________.

8. Чем, с вашей точки зрения, можно объяснить «странное» поведение купца Ферапонтова в приведён­ном эпизоде?

9. В каких произведениях русской классики зву­чит тема человека на войне и что сближает эти произве­дения с романом Л. Н. Толстого?

Вариант № 4

Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут или не возьмут Москву так, как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло. Он прошелся несколько раз молча, но глаза его лихорадочно блестели, и губа дрожала, когда он опять начал говорить:

– Ежели бы не было великодушничанья на войне, то мы шли бы только тогда, когда стóит того идти на верную гибель, как теперь. Тогда не было бы войны за то, что Павел Иваныч обидел Михаила Иваныча. А ежели война как теперь, так война. И тогда бы интенсивность войск была бы не та, как теперь. Тогда бы все эти вестфальцы и гессенцы, которых ведет Наполеон, не пошли бы за ним в Россию, и мы бы не ходили драться в Австрию и в Пруссию, сами не зная зачем. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо понимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей… Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то – это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают бóльшую награду… Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, покалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много людей (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их! – тонким, писклявым голосом прокричал князь Андрей. – Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла… Ну, да и ненадолго! – прибавил он. – Однако ты спишь, да и мне пора, поезжай в Горки, – вдруг сказал князь Андрей.

– О нет! – отвечал Пьер, испуганно-соболезнующими глазами глядя на князя Андрея.

– Поезжай, поезжай: перед сраженьем нужно выспаться, – повторил князь Андрей. Он быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал. – Прощай, ступай, – прокричал он. – Увидимся ли, нет… – И он, поспешно повернувшись, ушел в сарай.

Было уже темно, и Пьер не мог разобрать того выражения, которое было на лице князя Андрея, было ли оно злобно или нежно.

Пьер постоял несколько времени молча, раздумывая, пойти ли за ним или ехать домой. «Нет, ему не нужно! – решил сам собой Пьер, – и я знаю, что это наше последнее свидание». Он тяжело вздохнул и поехал назад в Горки.

(Л.Н. Толстой, «Война и мир».)

1. Назовите сражение, накануне которого происходит разговор между князем Андреем и Пьером. 2. Значительную часть данного эпизода занимает развернутое высказывание князя Андрея о войне. Как называется такое высказывание? 3. В речи князя Андрея встречаются эмоционально-оценочные определения («страшную необходимость», «праздных и легкомысленных людей»). Как называется это средство художественной выразительности? В данном эпизоде отображено внутреннее состояние князя Андрея. Каким термином обозначается изображение душевной жизни человека в художественном произведении? 4. Установите соответствие между персонажами и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

5. Слова «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни», сказанные Болконским, являются законченной мыслью, изречённой или записанной в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимой другими людьми. Назовите соответствующий термин.

6. «…остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло ». Как называется использование не буквального (прямого), а переносного значения слов.

7. Н. Г. Чернышевский ввёл понятие которым обозначается детальное воспроизведение вхудожественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств,настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психическогопроцесса, его закономерностей и форм. Назовите его.

8. Как воплотилась в этом эпизоде мысль Л.Н. Толстого об антигуманном характере войны?

9. Что сближает изображение войны у Л.Н. Толстого и у русских писателей XX века? (Включите в свой ответ имена писателей и названия их произведений.)

Вариант № 5

Пьер, приехав вперёд, как домашний человек, прошёл в кабинет князя Андрея и тотчас же, по привычке, лёг на диван, взял первую попавшуюся с полки книгу (это были Записки Цезаря) и принялся, облокотившись, читать ее из середины.

– Что ты сделал с mademoiselle Шерер? Она теперь совсем заболеет, – сказал, входя в кабинет, князь Андрей и потирая маленькие белые ручки.

Пьер поворотился всем телом, так что диван заскрипел, обернул оживлённое лицо к князю Андрею, улыбнулся и махнул рукой.

– Нет, этот аббат очень интересен, но только не так понимает дело... По-моему, вечный мир возможен, но я не умею, как это сказать... Но только не политическим равновесием.

Князь Андрей не интересовался, видимо, этими отвлечёнными разговорами.

– Нельзя, mon cher

везде все говорить, что только думаешь. Ну, что ж, ты решился, наконец, на что-нибудь? Кавалергард ты будешь или дипломат? – спросил князь Андрей после минутного молчания.

Пьер сел на диван, поджав под себя ноги.

– Можете себе представить, я всё ещё не знаю. Ни то, ни другое мне не нравится.

– Но ведь надо на что-нибудь решиться? Отец твой ждёт.

Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернером-аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста. Когда он вернулся в Москву, отец отпустил аббата и сказал молодому человеку: «Теперь ты поезжай в Петербург, осмотрись и выбирай. Я на всё согласен. Вот тебе письмо к князю Василью, и вот тебе деньги. Пиши обо всём, я тебе во всём помога». Пьер уже три месяца выбирал карьеру и ничего не делал. Про этот выбор и говорил ему князь Андрей. Пьер потёр себе лоб.

– Но он масон должен быть, – сказал он, разумея аббата, которого он видел на вечере.

– Всё это бредни, – остановил его опять князь Андрей, – поговорим лучше о деле. Был ты в конной гвардии?..

– Нет, не был, но вот что мне пришло в голову, и я хотел вам сказать. Теперь война против Наполеона. Ежели б это была война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу; но помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире... это нехорошо.

Князь Андрей только пожал плечами на детские речи Пьера. Он сделал вид, что на такие глупости нельзя отвечать; но действительно на этот наивный вопрос трудно было ответить что-нибудь другое, чем то, что ответил князь Андрей.

– Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было, – сказал он.

– Это-то и было бы прекрасно, – сказал Пьер.

Князь Андрей усмехнулся.

– Очень может быть, что это было бы прекрасно, но этого никогда не будет...

– Ну, для чего вы идёте на войну? – спросил Пьер.

– Для чего? Я не знаю. Так надо. Кроме того, я иду... – Он остановился. – Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!

(Л.Н. Толстой, «Война и мир»)

__________________________________________

5. Какой вид комического, основанный на скрытой насмешке, использован в реплике князя Андрея: «Что ты сделал с mademoiselle Шерер? Она теперь совсем заболеет…»?

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • дать представление о Бородинском сражении как кульминационном моменте в развитии действия романа;
  • путем вопросов определить основной принцип описания войны у Толстого;
  • анализируя эпизоды художественного произведения, дополнить, обобщить знания учащихся по теме;
  • продолжить работу по формированию аналитических и речевых умений;
  • создать педагогическую ситуацию для размышления о нравственных качествах человека.

Оборудование: презентация (PowerPoint) с включением вопросов и заданий, иллюстраций, цитат, кинофрагментов из фильма «Война и мир» режиссера Сергея Бондарчука; раздаточный материал (фрагменты текста с заданиями).

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Форма обучения: организация исследовательской работы в микрогруппах, участие в диалоге, дискуссии.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя. (Слайд 1)

Задача сегодняшнего урока – рассмотрение сцены Бородинского сражения как кульминации романа «Война и мир» и понимание философии истории Л. Н. Толстого.
Обратите внимание на эпиграф к уроку: «Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В «Войне и мире» я любил «мысль народную» вследствие войны 1812 года». Любимая мысль Толстого, «мысль народная», реализуется при создании сцен Бородинского сражения.

Действия учащихся : учащиеся записывают тему урока и эпиграф в тетради.

2. Учитель . Следует обратить внимание на название романа. Вспомним, что такое антитеза? С какой целью Толстой выносит в заглавие романа антитезу «война» и «мир»?

Примерные ответы учащихся. Антитеза – это противопоставление, создающее эффект резкого контраста. Мир человеческой жизни представлен в романе-эпопее Л Н. Толстого в сложном переплетении и взаимодействии картин войны и мира, созидания и разрушения, гармонии и дисгармонии в самых разных проявлениях. По-мнению Толстого, жизнь человека состоит из борьбы двух этих начал.

3. Учитель. Проведем небольшую исследовательскую работу. Какие ассоциации у вас вызывают слова «мир» и «война»?

Действия учащихся: работа в малых группах. Учащиеся подбирают слова-ассоциации.Один из представителей группы записывает на доске варианты, предложенные учащимися.

Учитель. Посмотрите на выписанные слова и сделайте вывод: какое значение Толстой вкладывает в понятие «мир» и «война»?

Примерные ответы учащихся:

А. Мир – гуманность, человечность, доброта, человек, жизнь.

Б. Война – кровь, смерть, боль, страдание. Эти понятия у Толстого многозначны. Война – это не только сражение, военные действия, но и разрушительные действия людей в мирное время, фальшь, корысть, карьеризм. Мир – любовь и взаимопонимание, стремление к обретению истины.

4. Учитель. Таким образом, понятия «мир» и «война» приобретают философское звучание в романе Толстого. Человеческая личность раскрывается у Толстого через философские понятия «мир» и «война». Мы видим героев Толстого не только в мирных сценах, но и в эпизодах, описывающих военные действия.

5. Учитель. Какие военные сцены, кроме Бородинского сражения, изображает Толстой в романе «Война и мир»?

Ответы учащихся: Шенграбенское и Аустерлицкое сражения.

6. Учитель. Как изображена война 1805-1807 гг.?

Примерные ответы учащихся. Солдаты не понимают целей войны, Кутузов относится к ней отрицательно, общее состояние неразберихи. Кутузов старается удержать армию от боя. Война навязана.

7. Учитель. У вас на столах лежит фрагмент текста. (Приложение 1 , эпизод 1)Это диалог между князем Андреем и Пьером незадолго до отъезда князя на войну 1805 г. Прочитайте и ответьте на вопросы:

  • Какие чувства вызывает предстоящая война в Пьере?
  • Назовите причину отъезда князя Андрея на войну?

Действия учащихся: .

Примерные ответы . Война для Пьера – зло, т. к. она против его кумира. Цель войны для Пьера непонятна. Кн. Андрей уезжает на войну, т. к. он устал от привычной светской жизни, тяготится привычной жизнью, испытывает духовный кризис.

8. Учитель. Внимательно прочитайте размышления князя Андрея накануне Аустерлицкого сражения. (Приложение 1 , эпизод 2)

  • Какие чувства испытывает князь Андрей накануне военных действий? Назовите слова, указывающие на эти чувства.
  • О чем мечтает Болконский перед сражением?

Действия учащихся: выразительное чтение вслух данного фрагмента.

Примерные ответы учащихся. Раздражение, волнение, беспокойство от предстоящего сражения. Он мечтает, что, наконец, наступит минута, которая принесет ему славу.

9. Учитель . Случай совершить подвиг представился кн. Андрею при Аустерлицком сражении. Но после ранения происходит переосмысление духовных ценностей. Кн. Андрей понял, что самая главная ценность у человека – это жизнь. Все остальное обман, ложь. Назовите главную особенность изображения войны в романе? Ответ запишите в тетрадь.

Действия учащихся: слушают учителя, обсуждают вопрос и делают запись в тетрадь.

Примерные ответы учащихся. Толстой сознательно показывает войну не в романтическо-героическом плане, «с развевающимися знаменами»; он акцентирует внимание на крови, страданиях и смерти.

10. (Слайд 2) Учитель. Культурологическая справка. Прежде чем мы обратимся к разговору о Бородинском сражении, необходимо совершить заочную экскурсию по историческим местам Санкт-Петербурга и Москвы, где есть памятники Отечественной войне 1812 года.

Комментарий одного из учащихся. В Москве в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия был возведен Храм Христа Спасителя. Храм был построен по проекту архитектора Константина Тона на народные деньги. Первоначальное здание строилось почти 44 года; освящено 26 мая 1883 года. 5 декабря 1931 года здание храма было до основания уничтожено взрывом. Храм был восстановлен в 1990-е годы, верхний храм освящен 19 августа 2000 года.

11. (Слайд 3) Комментарий одного из учащихся. Казанский собор в Санкт-Петербурге был построен в 1801-1811 годы по проекту и под руководством выдающегося зодчего А. Н. Воронихина. В первые месяцы существования собор стал памятником русской военной славы: в нем разместили трофеи Отечественной войны 1812 года. В 1813 году здесь был похоронен великий русский полководец Михаил Илларионович Кутузов.

12. (Слайд 4) Комментарий одного из учащихся. 25 декабря 1837 года, в 25-летнюю годовщину изгнания наполеоновских завоевателей из пределов России и победоносного завершения Отечественной войны 1812 года, состоялось торжественное открытие памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли, сопровождавшееся артиллерийским салютом и военным парадом. (Скульптор Б. И. Орловский, архитектор В. П. Стасов.)

13. (Слайд 5) Комментарий одного из учащихся. Следует обратить внимание еще на два исторических факта. Перед битвой был обычай: служили молебен чудотворной иконе. Выполнялся этот обычай и перед Бородинским сражением: с русскими войсками была Смоленская икона Божьей Матери. Толстой упоминает в романе о том, чтобы укрепить дух воинов, по лагерю проносят Смоленскую икону Божьей Матери. Ее возили за армией, так как считалось, что она помощница в военном деле.

14. (Слайд 6) Комментарий одного из учащихся. В Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. орденом Кутузова награждались прославленные военачальники

15. Учитель. Заочная экскурсия подошла к концу, и мы возвращаемся к страницам романа Толстого «Война и мир». Тема войны получит новое решение в изображении событий 1812 года. Обратимся к эпизоду Бородинского сражения.
Перед вами внутренний монолог князя Андрея, его размышления о предстоящем сражении. (Приложение 1 , эпизод 3)Прочитайте и ответьте на вопросы: (слайд 7)

  1. Какие чувства испытывает Андрей Болконский накануне Бородинского сражения?
  2. О чем думает князь Андрей?
  3. Вспомните, о чем думал князь Андрей накануне Аустерлицкого сражения. Как изменился внутренний мир героя перед Бородинским сражением?

Действия учащихся: перед каждым учащимся лежит лист с эпизодом и вопросами. В микрогруппе происходит обсуждение, затем звучат ответы, учащиеся записывают выводы в тетрадь.

Примерные ответы. Накануне Бородинского сражения князь Андрей размышляет о смысле жизни. Он чувствует волнение и раздражение. Жизнь представилась ему волшебным фонарем. Теперь князь Андрей не мечтает о славе, он боится смерти, но понимает, что смерть за Отечество – святое дело.

16. Учитель. Перед Бородинским сражением происходят важные встречи и разговоры для многих героев. Мы обратимся к эпизоду, в котором встречаются князь Андрей и Пьер Безухов. Прочитаем их диалог. (Приложение 1 , эпизод 4)

Вопросы: (слайд 8)

  1. Почему так холодно и враждебно князь Андрей встречает Пьера?
  2. Какой вопрос мучил Пьера до встречи с князем Андреем?
  3. Что понял Пьер после разговора с Андреем Болконским?
  4. Какую главную мысль для понимания войны высказывает князь Андрей?
  5. Чем мысли князя Андрея кажутся странными на первый взгляд?
  6. Чем разговор с Пьером был важен для князя Андрея?

Действия учащихся: перед каждым учащимся лежит лист с эпизодом. Обсуждение в микрогруппе, затем звучат ответы, запись основных положений в тетрадь.

Примерные ответы.

1. Князь Андрей холоден, почти враждебен по отношению к Пьеру. Пьер невольно одним своим видом напоминает ему о прежней жизни, о Наташе, а князь Андрей сейчас не хочет вспоминать об этом. Все, что он говорит, звучит почти злобно, как звучали в последнее время слова его отца.

2-3. Но, разговорившись, князь Андрей невольно совершает то, чего ждал от него Пьер, – объясняет положение дел в армии. Пьер понял ту скрытую теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, с которыми он встречался за последнее время. Это объясняет, почему люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти. Но пока люди живы, они думают о жизни. Этим они и сильны нравственно.

4. Князь Андрей высказывает главную для понимания войны мысль: речь идет не об абстрактном жизненном пространстве, а о той земле, в которой лежат наши предки, на которой живут дети и близкие. За эту землю идут в бой солдаты. И в этих условиях нельзя «ни себя жалеть», ни «великодушничать с врагом».

5. Толстой вкладывает в уста князя Андрея странные на первый взгляд мысли: «Я бы не брал пленных…Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. И также думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить». Князь Андрей не только оправдывает жестокость, но и призывает к расправе над врагом. И это он, который еще недавно осуждал ужасы войны. Но это все справедливо. Князь Андрей объясняет свои слова: «Война так война, а не игрушка», такая война, чтобы после нее никто не захотел ее повторения.

6. Но и для князя Андрея разговор с Пьером был важен. Как это часто бывает, высказывая свои мысли другому человеку, яснее понимаешь то, о чем думал в одиночестве. Болконский рассуждал не только о своей жизни, но и о жизни всех близких ему людей, чья судьба должна решиться после Бородинского сражения.

17. (Слайд 9) Учитель. В романе «Война и мир» звучат слова Толстого о том, что война должна идти не по правилам фехтовального искусства.
«…Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотой и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью».
«Война – это самое гадкое дело в жизни».

  • Какую войну признает и оправдывает Толстой?

Действия учащихся: слушают учителя, затем индивидуально работают с цитатой и отвечают на вопрос. После обсуждения вывод записывают в тетрадь.

Примерные ответы.

Толстой признает и оправдывает оборонительную и освободительную войну, войну за жизнь отцов и детей. Война – это «самое гадкое дело в жизни», говорит Толстой устами князя Андрея. Но когда тебя хотят убить, лишить свободы, тебя и твою землю, тогда бери дубину и рази врага. Осуждая ужасы войны, Толстой призывает не складывать оружия, когда войны нельзя избежать.

18. Учитель. И вот наступает 26 августа – день Бородинского сражения. Сошлись две армии: русская и французская. Итог сражения пока неизвестен. Кто же руководит сражением?

Ответ учащихся. Сражением руководят Кутузов и Наполеон.

Учитель. Перед вами характеристика Кутузова и Наполеона, которую дает Толстой.

(Слайд 10)

Действия учащихся. Один из учащихся выразительно читает цитаты.

Учитель. Как же ведут себя два великих полководца в Бородинском сражении?

Действия учащихся. Звучат устные ответы.

Примерный ответ . Кутузов обладает тайным знанием: сражение выигрывает тот, на чьей стороне находится нравственная правда. Он уверен в победе, все его приказы поддерживают и усиливают дух войска. Наполеону война нужна для престижа и личной славы. Его приказы бессмысленны и жестоки.

Учитель. (Слайды 11, 12) Обратите внимание, какой образ Кутузова и Наполеона создает режиссер Сергей Бондарчук в фильме «Война и мир». Какие основные черты характера двух полководцев подчеркивает режиссер?

Действия учащихся. После просмотра эпизодовзвучат устные ответы.

Примерные ответы. Режиссер изображает Кутузова без прикрас, неоднократно подчеркивает его старческую дряхлость и сентиментальность. Так, в важный момент генерального сражения мы видим полководца за обедом, с жареной курицей в тарелке. Кутузов уверен в победе. Он руководит духом войска, вселяет в людей веру в победу.
Необыкновенным цинизмом веет от образа Наполеона. И в этом проявляются основные черты французского полководца: тщеславие, самовлюбленность, уверенность в собственной правоте и непогрешимости. Честолюбие делает его жестоким и бесчувственным к страданиям людей. Режиссер подчеркивает неистребимое желание Наполеона все время выглядеть великим, его откровенную жажду славы. Он «не мог отречься от своих поступков, восхваляемых половиной света, и потому должен был отречься от правды, добра и всего человеческого».

19. Учитель . Подведем первый итог. У вас на столах лежит фрагмент текста. Это размышления Кутузова и Наполеона накануне Бородинского сражения. (Приложение 1 , эпизод 5)

Прочитайте и ответьте на предложенные вопросы.

1. Какие человеческие качества скрыты, на первый взгляд, в Кутузове?
2. Какие качества воплощает в себе Наполеон?
3. В чем обвиняет Толстой Наполеона?
4. Какое знание отличает Кутузова от Наполеона.

Вопросы дублируются на экране. (Слайд 13)

Действия учащихся. Самостоятельноечтение данных фрагментов.

Примерные ответы учащихся.

1. В Кутузове скрыта теплота патриотизма, присущая всей русской армии. Именно об этой характерной особенности и говорил Пьеру Андрей Болконский. Кутузов величественно отдается воле событий. Он не заботится о впечатлении, которое он производит на других людей.

2. Наполеон воплощает в себе суетность, он заботится о впечатлении, которое производит на других.

3. Толстой обвиняет Наполеона в отсутствии в нем человечности, он не понимает ни красоты, ни добра, ни правды. В нем все ложь и обман.

4. Кутузов в отличие от Наполеона знает то, что участь сражения решают не распоряжение главнокомандующего, а тот дух войска, о которой Пьеру говорит князь Андрей. Не себя Кутузов стремится возвеличить, не свою волю продиктовать истории. В его образе воплощена «мысль народная». В Наполеоне нет душевности, теплоты по отношению к людям. Наполеон выполняет роль доктора, который только мешает своими лекарствами.

20. Учитель. Бородинское сражение показано глазами не только Кутузова и Наполеона. Это событие народное. Большинство сцен до и во время боя показано глазами Пьера Безухова. Поразмышляйте, почему именно Пьеру Толстой доверил изображение Бородинского сражения?

Примерные ответы учащихся. Толстой сознательнопоказывает Бородинское сражение глазами Пьера, поскольку Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения. Поэтому он пристально наблюдает за настроениями участников сражения. По Толстому, именно настроение определяет победу. Это не тактическая победа, а нравственная победа русских.

21. Учитель. (Слайд 14) Вместе с Пьером мы видим панораму Бородинского сражения. Просмотрите эпизод из фильма «Война и мир» и обратите внимание на роль пейзажа в описании сражения.

Действия учащихся. Просмотр эпизода.

Учитель. (Приложение 1 , эпизод 6)Для Толстого природа – это высший суд над человеческими деяниями. Обратимся к тексту романа. Прочитайте фрагмент текста и ответьте на предложенные вопросы:

  1. Какой пейзажный образ проходит через все описание боя?
  2. Какую роль выполняет пейзаж в конце эпизода?
  3. Как вы понимаете слова Толстого: «…нравственная победа была одержана русскими под Бородиным»?

Вопросы дублируются на экране. (Слайд 15)

Действия учащихся. Двое учащихся вслух читают фрагмент текста.Обсуждение в микрогруппах вопросов, запись основных положений в тетрадь. Учащиеся вслух читают свои размышления.

Примерные ответы. Через все описание боя проходит замечательный пейзажный образ солнца, освещающего битву: утреннего солнца, рассеивающего туман, смешанный с дымом выстрелов; солнце в середине сражения; солнце бьет косыми лучами прямо в лицо Наполеона, а в конце сражения тучи закрыли солнце, стал накрапывать дождик на убитых, раненых, на испуганных и изнуренных людей. Образ солнца сопровождает у Толстого звуки выстрелов и дым.
Пейзаж в конце эпизода выполняет роль миротворца, уговаривающего людей опомниться, ужаснуться над тем, что натворили. Природа играет роль умиротворяющую, ощущение неестественности, ужаса происходящего усиливается от впечатления контраста войны и природы.
Русскими была одержана нравственная победа, так как в каждом солдате была та сила, та скрытая теплота патриотизма, та истина, которая помогала людям сражаться.

22. Учитель . (Слайд 16) Обратите внимание на слова академика Д. С. Лихачева: «В Толстом сильно сознание того, что правда всегда торжествует над силой, ибо нравственная правда сильнее любой грубой силы».

  • О какой нравственной правде, по вашему мнению, говорит Лихачев?

Действия учащихся: звучат устные ответы.

Примерные ответы. Лихачев говорит о том, что побеждает правый. И победа того, кто прав, не всегда внешняя, но всегда нравственная. Русские одержали не только внешнюю победу, Нои нравственную победу над врагом, так как правда на стороне русских.

23. Учитель. Наш разговор о значении сцен, посвященных Бородинскому сражению, подошел к концу. Мы проследили принцип изображения войны Толстым, рассмотрели эпизоды, связанные с пониманием философии истории у Толстого. Необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Почему Бородинское сражение мы вправе назвать кульминацией романа «Война и мир»?
  • Определите основной принцип изображения войны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Действия учащихся: после обсуждения звучат устные ответы.

Примерные ответы. Бородинское сражение мы вправе называть кульминационным моментом в развитии действия. Во-первых, в ходе войны Бородинское сражение было переломным моментом, после которого французское наступление захлебнулось. Во-вторых, Бородинское сражение – кульминационный момент в художественном развитии действия в романе, так как это точка пересечения судеб всех героев романа. В сражении участвуют или присутствуют при нем почти все главные герои, от того, как сложится их судьба, зависит участь всех других героев романа, связанных с участниками сражения семейно или духовно.
Изображая войну 1812 года, Толстой подчеркивает кровавость войны, его герои говорят, что война – самое страшное и бессмысленное дело. Но при изображении войны 1812 года Толстой указывает на историческую необходимость войны. Толстой внушает отвращение к войне. Война для Толстого бессмысленное и бесчеловечное дело. «Люди, опомнитесь» – вот главная мысль писателя. Толстой сознательно показывает войну не в романтическо-героическом плане, «с развевающимися знаменами»; он акцентирует внимание на крови, страданиях и смерти.

24. Учитель. (Слайд 17) Домашнее задание. Дома вам предлагается ответить на вопросы:

1 . Почему Толстой считает Бородинское сражение нравственной победой русских?
2. Как это отразилось на изображении боя? (ответ запишите в тетрадь).

Список литературы :

  1. Толстой Л.Н. Война и мир. – Москва, 1993.
  2. Бочаров С.Г. «Война и мир» Л.Н. Толстого. – М., 1978.
  3. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. – СПб, 2000.
  4. Полтавец Е.Ю. «Война и мир» Л.Н. Толстого на уроках литературы. – М.: Дрофа, 2006.
  5. Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». – М., 1983.

Текст 7

Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.

Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «примите уверения в совершенном моем почтении и преданности».

Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю. Оставшись за штатом, поселились они в Петербурге, и получали пенсию. Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат. Разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними и не случилось.

Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился, - сказал один генерал, - вижу, будто живу я на необитаемом острове... Сказал это, да как вскочит! Вскочил и другой генерал.

Господи! Да что же это такое! Где мы! - вскрикнули оба не своим голосом.

И стали друг друга ощупывать, точно ли не во сне, а наяву с ними случилась такая оказия. Однако, как ни старались уверить себя, что все это не больше, как сновидение, пришлось убедиться в печальной действительности.

Перед ними с одной стороны расстилалось море, с другой стороны лежал небольшой клочок земли, за которым стлалось все то же безграничное море.

Заплакали генералы в первый раз после того, как закрыли регистратуру.

Стали они друг друга рассматривать и увидели, что они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену.

Теперь бы кофейку испить хорошо! - молвил один генерал, но вспомнил, какая с ним неслыханная штука случилась, и во второй раз заплакал.

Что же мы будем, однако, делать? - продолжал он сквозь слезы, - ежели теперича доклад написать - какая польза из этого выйдет?

Вот что, - отвечал другой генерал, - пойдите вы, ваше превосходительство, на запад, а я пойду на восток, а к вечеру опять на этом же месте сойдемся, может быть, что-нибудь и найдем. <...>

Сказано - сделано. Пошел один генерал направо и видит -растут деревья, а на деревьях всякие плоды. Хочет генерал достать хоть одно яблоко, да все так высоко висят, что надобно лезть. Попробовал полезть - ничего не вышло, только рубашку изорвал. Пошел генерал к ручью, видит: рыба там, словно в садке на Фонтанке, так и кишит, и кишит.

«Вот кабы этакой-то рыбки!» - подумал генерал и даже в лице изменился от аппетита. Зашел генерал в лес - а там рябчики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают.

Господи! Еды-то! Еды-то! - сказал генерал, почувствовав, что его уже начинает тошнить.

Делать нечего, пришлось возвращаться на условленное место с пустыми руками. Приходит, а другой генерал уж дожидается.

Ну, что, ваше превосходительство, промыслили что-нибудь?

Да вот нашел старый нумер «Московских ведомостей», и больше ничего!

Легли опять спать генералы, да не спится им натощак. То беспокоит их мысль, кто за них будет пенсию получать, то припоминаются виденные днем плоды, рыбы, рябчики, тетерева, зайцы.

(М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

В1 Форму какого фольклорного жанра избрал М.Е. Салтыков-Щедрин для своей «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

В2 Во втором и третьем абзацах фрагмента автор дважды использует для характеристики генералов сходные выражения. Выпишите одно из этих выражений, указывающих на глупость и умственную ограниченность генералов.

В3 Изображая генералов комически, автор акцентирует внимание читателя на том, что «... они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену...». Как называются такие выразительные подробности, несущие значительную смысловую и эмоциональную нагрузку?

В4 Укажите название использованного М.Е. Салтыковым-Щедриным приема сатирического преувеличения, предполагающего соединение фантастики и реальности, который в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» становится «двигателем» повествования.

В5 Какой этап развития сюжета мы видим в данном фрагменте «Повести...» Салтыкова-Щедрина?

В7 Как называется разновидность русской прибаутки, добавляемой рассказчиком в начале, середине или конце сказки, например, «по щучьему велению, по моему хотению»?

C 1 К каким социальным проблемам, комически описывая бездеятельность генералов, обращается М.Е. Салтыков-Щедрин в данном фрагменте?

C 2 В творчестве каких писателей XX века нашли продолжение традиции щедринской сатиры и почему? (Укажите авторов и произведения.)

Текст 8

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.

Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут или не возьмут Москву так, как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло. Он прошелся несколько раз молча, но глаза его лихорадочно блестели, и губа дрожала, когда он опять начал говорить:

Ежели бы не было великодушничанья на войне, то мы шли бы только тогда, когда стоит того идти на верную гибель, как теперь. Тогда не было бы войны за то, что Павел Иваныч обидел Михаила Иваныча. А ежели война как теперь, так война. И тогда бы интенсивность войск была бы не та, как теперь. Тогда бы все эти вестфальцы и гессенцы, которых ведет Наполеон, не пошли бы за ним в Россию, и мы бы не ходили драться в Австрию и в Пруссию, сами не зная зачем. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо понимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война - это любимая забава праздных и легкомысленных людей... Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны - убийство, орудия войны - шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия - отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то - это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду... Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, покалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много людей (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их! - тонким, писклявым голосом прокричал князь Андрей. - Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла... Ну, да и ненадолго! - прибавил он. - Однако ты спишь, да и мне пора, поезжай в Горки, - вдруг сказал князь Андрей.

О нет! - отвечал Пьер, испуганно-соболезнующими глазами глядя на князя Андрея.

Поезжай, поезжай: перед сраженьем нужно выспаться, -повторил князь Андрей. Он быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал. - Прощай, ступай, - прокричал он. - Увидимся ли, нет... - И он, поспешно повернувшись, ушел в сарай.

Было уже темно, и Пьер не мог разобрать того выражения, которое было на лице князя Андрея, было ли оно злобно или нежно.

Пьер постоял несколько времени молча, раздумывая, пойти ли за ним или ехать домой. «Нет, ему не нужно! - решил сам собой Пьер, - и я знаю, что это наше последнее свидание». Он тяжело вздохнул и поехал назад в Горки.

(Л.Н. Толстой «Война и мир»)

В1 Назовите сражение, накануне которого происходит разговор между князем Андреем и Пьером.

В2 Укажите жанр, к которому принадлежит «Война и мир».

В3 В данном эпизоде образ князя Андрея раскрывается объективно в связи с закономерностями эпохи. Какое литературное направление второй половины XIX века считало этот принцип главным в изображении действительности?

В4 Значительную часть данного эпизода занимает развернутое высказывание князя Андрея о войне. Как называется такое высказывание?

В5 В данном эпизоде отображено внутреннее состояние князя Андрея. Каким термином обозначается изображение душевной жизни человека в художественном произведении?

В6 Взволнованная оценка князем Андреем антигуманной сущности войны близка авторской позиции. Как называется это эмоционально-оценочное отношение автора к изображаемому?

В7 В речи князя Андрея встречаются эмоционально-оценочные определения («страшную необходимость», «праздных и легкомысленных людей»). Как называется это средство художественной выразительности?

C 1 Как воплотилась в этом эпизоде мысль Л.Н. Толстого об антигуманном характере войны?

C2 Что сближает изображение войны у Л.Н. Толстого и у русских писателей XX века? (Включите в свой ответ имена писателей и названия их произведений.)

Текст 9

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.

Позволь, я тебе серьезный вопрос задать хочу, - загорячился студент. - Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь? Понимаешь?

Ну, понимаю, - отвечал офицер, внимательно уставясь в горячившегося товарища.

Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семей, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, - и все это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помо-щию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!

Конечно, она недостойна жить, - заметил офицер, - но ведь тут природа.

Эх, брат, да ведь природу поправляют и направляют, а без этого пришлось бы потонуть в предрассудках. Без этого ни одного бы великого человека не было. Говорят: «долг, совесть», - я ничего не хочу говорить против долга и совести, - но ведь как мы их понимаем? Стой, я тебе еще задам один вопрос. Слушай!

Нет, ты стой; я тебе задам вопрос. Слушай! -Ну!

Вот ты теперь говоришь и ораторствуешь, а скажи ты мне: убьешь ты сам старуху или нет?

Разумеется, нет! Я для справедливости... Не во мне тут и дело...

А по-моему, коль ты сам не решаешься, так нет тут никакой и справедливости! Пойдем еще партию!

(Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»)

В1 В каком городе происходит разговор студента и офицера?

В2 Кто стал случайным свидетелем разговора студента и офицера?

В3 В разговоре студента и офицера указаны важные, типические черты жизни, описанные объективно. Какое литературное направление второй половины XIX века широко использовало такой способ отображения действительности?

В4 Студент и офицер высказывают разные точки зрения на возможность убийства старухи и на общественную справедливость. Укажите термин, которым в художественном произведении называется столкновение взглядов, жизненных принципов героев.

В5 В репликах студента многократно встречаются слова, обозначающие преувеличенно большое количество («сто, тысячу добрых дел и начинаний», «сотни, тысячи... существований», «тысячи жизней» и др.). Какой художественный троп здесь использован?

В6 Как называется разговор двух действующих лиц (в данном случае - студента и офицера) в литературном произведении?

В7 Взволнованность речи студента создается восклицательными и вопросительными предложениями, не требующими ответа. Как называются в литературоведении такие вопросы и восклицания?

С1 Как разговор студента и офицера повлиял на развитие идеи Раскольникова?

С2 Какие персонажи русской литературы близки образу старухи-процентщицы? Свой ответ аргументируйте.

Из литературы конца XIX - начала XX века Текст 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.

Прошло четыре года. В городе у Старцева была уже большая практика. Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным, уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками и возвращался домой поздно ночью. Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой. И Пантелеймон тоже пополнел, и чем он больше рос в ширину, тем печальнее вздыхал и жаловался на свою горькую участь: езда одолела!

Старцев бывал в разных домах и встречал много людей, но ни с кем не сходился близко. Обыватели своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом раздражали его. Опыт научил его мало-помалу, что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик и заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти. Когда Старцев пробовал заговорить даже с либеральным обывателем, например, о том, что человечество, слава богу, идет вперед и что со временем оно будет обходиться без паспортов и без смертной казни, то обыватель глядел на него искоса и недоверчиво и спрашивал: «Значит, тогда всякий может резать на улице кого угодно?» А когда Старцев в обществе, за ужином или чаем, говорил о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя, то всякий принимал это за упрек и начинал сердиться и назойливо спорить. При всем том обыватели не делали ничего, решительно ничего, и не интересовались ничем, и никак нельзя было придумать, о чем говорить с ними. И Старцев избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт, и когда заставал в каком-нибудь доме семейный праздник и его приглашали откушать, то он садился и ел молча, глядя в тарелку; и все, что в это время говорили, было неинтересно, несправедливо, глупо, он чувствовал раздражение, волновался, но молчал, и за то, что он всегда сурово молчал и глядел в тарелку, его прозвали в городе «поляк надутый», хотя он никогда поляком не был.

От таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением. Было у него еще одно развлечение, в которое он втянулся незаметно, мало-помалу, это - по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой, и, случалось, бумажек - желтых и зеленых, от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью, - было понапихано во все карманы рублей на семьдесят; и когда собиралось несколько сот, он отвозил в Общество взаимного кредита и клал там на текущий счет.

(А.П. Чехов «Ионыч»)

В1 Назовите жанр произведения А.П.Чехова «Ионыч».

В2 Каждая часть чеховского повествования о докторе Старцеве знаменует собой этап нравственного падения героя. Каким термином обозначается построение художественного произведения, расположение его элементов?

В3 Укажите название средства художественной выразительности, использованное Чеховым для характеристики одной из сторон «либерального обывателя» «...мирный, благодушный и даже неглупый человек».

В4 Как называется выразительная подробность в художественном тексте, несущая смысловую нагрузку и указывающая на происходящие в герое изменения («тройка с бубенчиками»; «бумажки, добытые практикой»)?

В5 Выпишите из текста прозвище, которым наградили Старцева обыватели за его неразговорчивость и нежелание общаться с ними.

В6 Во фрагменте автор указывает на изменения, которые произошли в облике Старцева за несколько лет: «Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой». Как в литературоведении называется такое изображение внешности героя, служащее для его характеристики?

В7 К какому литературному направлению, в основе которого лежит принцип правдивого изображения жизни, относится «Ионыч» А.П. Чехова?

С1 Каковы причины духовного оскудения Старцева?

С2 В произведениях каких русских писателей изображено нравственное падение человека и в чем сходство жизненных путей этих героев с судьбой Дмитрия Старцева?

/ / / Анализ эпизода «Разговор князя Андрея с Пьером перед Бородинским сражением» (по роману Толстого «Война и мир»)

Где же скрывается кульминационный момент романа Льва Толстого «Война и мир»? Читатели неоднократно задумывались над этим вопросом! И ответ очевиден! – вот что стоит в основе романа.

Толстой в описании данного эпизода выражает свое отношение к военным действиям, в целом. Также, он показывает те особенности проведения битв, которые позволили русскому народу взять верх над Наполеоном и его армиями.

Перед Бородинским сражением мы вслушиваемся в беседу двух главных героев романа. За день до начала битвы, князь Андрей встречает своего хорошего товарища в расположении русских войск. решил принять участие в тех великих событиях, которые происходят в его стране, именно по этой причине и очутился на военной территории.

Когда Андрей увидел товарища, то вспомнил о Москве, обо всех тех событиях, которые происходили в последнее время. Это расстроило героя, и он без особой радости отреагировал на такую нежданную встречу.

Первая часть разговора князя и Пьера произошла в присутствие других военных офицеров. Конечно, речь шла о войне, о назначении Кутузова на новую должность. Пьер казался лишним при этих разговорах, ведь был очень далек от военных новостей и событий. Между мужчинами проскальзывает мысль о том, что назначение Кутузова и смещение Барклая можно назвать радостным событием. Офицеры, князь проявляют свою патриотическую позицию. Они знают, что Кутузов всем сердцем со своим войском, со своим русским народом. Именно этими качествами он и завоевал преимущество среди воинов.

В данном разговоре Толстой показывает нам, насколько далек Пьер от тех событий, которые происходят на войне. Он видит лишь поверхностную сторону происходящего. А вот владеет досконально точной информацией, проживает любые ситуации изнутри. Болконский говорит о том, что исход битвы нельзя предсказать. Победа будет зависеть только лишь от внутреннего настроя каждого воина, каждого солдата.

Поражение в бывшей битве под Аустерлицем, по мнению Болконского, произошло из-за разлаженности, растерянности воинов. Они не были заинтересованы в самом сражении. Но теперь ситуация совершенно иная. Князь высказывает мысль о том, что военные начальники никаким образом не могут повлиять на своих солдат. Они только лишь рассеивают панику своими приготовлениями и чрезмерной метушней. Ведь что на уме начальников – желание получить лишнюю награду. Вот и все! А простой народ совершенно по-другому оценивает ситуацию. Вот, к примеру, перед Бородинским сражением солдаты даже водку отказались пить, сказав, что не такой это день!

После общего разговора, между Андреем и Пьером состоялась индивидуальная беседа. В ней князь выразил свое понимание войны. И его можно также причислять на счет самого автора романа. Болконский называет ее грязной, кровавой. И войной должны заниматься понимающие, знающие люди, а не так, для развлечения. По мнению Толстого, люди совершенно спокойно могут затеять войну, из-за всякого пустяка, уничтожать, жечь, убивать. Но к такому шагу нужно относиться серьезно, обоснованно, обдуманно.

Вот такими мыслями делится Андрей в беседе с Пером. Друзья понимают, чувствуют, что этот разговор и эта встреча последняя для них. Они расходятся в разные стороны, с разными мыслями и убеждениями.

В данном эпизоде романа читатель может узнать о позиции самого автора относительно тех военных событий, которые творились на земле. Также, из разговора Болконского и Безухова понятно, что они настоящие русские люди, преданные своей стране.