Как избавиться от гневливости. Молитва от гнева

Как избавиться от гневливости. Молитва от гнева

Гнев - одно из самых низкочастотных, тяжелых чувств человека - имеет активное мужское начало. Его элемент - Дерево. Гнев - ведущая эмоция весны, и именно в это время года особенно опасно его подавлять.

Чувство сильного негодования защищает от вторжения извне, помогает найти в себе силы, чтобы в нужный момент противостоять опасности. Однако гнев, скапливающийся внутри, опасен. Его мощные токсины действуют медленно и разрушительно.

Раздражение обязательно должно выходить наружу, в противном случае застой делает человека либо чрезмерно подавленным и пассивным, либо агрессивным и нетерпимым.

Виды гнева

Гнев бывает горячим и холодным. Горячий (южный) заставляет человека орать, ругаться, швырять предметы, драться. Он причиняет вред и кричащему, и тому, на кого направлен, - у обоих повреждается аура. Холодный (северный) гнев провоцирует безосновательные обвинения, пессимизм, обидчивость, раздражительность, ревность, отчаяние, разочарование, зависть, ненависть ( мы писали в предыдущей статье), агрессию. Все это приводит к болезням, особенно к образованию опухолей.

Гнев вырабатывается в печени, в желчевыводящих протоках и в желчном пузыре. Испытывая его, мы вызываем в организме резкое нарушение кровообращения, приводящее к закупорке сосудов, а со временем к инсультам, инфарктам. Подавленный или не по адресу направленный гнев может нанести огромный вред сердцу, мозгу, печени, органам дыхания, суставам. Внутреннее негодование сначала вызывает воспаление желчного пузыря и застой желчи, а со временем эти невыраженные горькие чувства откладываются в виде камней.

Гневливый человек излучает темнокрасный цвет. Когда гнев выходит наружу, аура вспыхивает во многих местах молниями и искрами, которые частично летят внутрь, разрывая ауру владельца, а частично попадают в ауру жертвы, пробивая в ней дыру.

Чтобы освободиться от гнева, важно трансформировать его. Если мы хотим что-то получить, мы должны менять свое поведение и мысли до тех пор, пока у людей или Вселенной не появится естественное желание дать нам это. Тогда вместо растрачивания жизненной энергии на грубые, негативные эмоции мы приведем в соответствие свои сознательные желания и подсознательные намерения.

А для этого нужно взять ответственность за свою жизнь на себя, никого не обвинять в том, что с вами происходит, потому что только мы своими мыслями и эмоциями создаем мир, в котором живем. И все, кого мы притягиваем в этой жизни, - наши зеркальные отражения, подсказка, от чего еще должны избавиться.

Реализуя свой гнев, открыто выражая его, мы проявляем насилие по отношению к окружающему миру и по закону бумеранга получаем ответное насилие. Подобное притягивает подобное.

Работа с гневом

  • Признав, что вы действительно испытываете гнев, ощущаете себя жертвой в отношениях, вы перестанете тратить энергию на отрицание. Если вы сердитесь на кого-то или на себя, излейте свои чувства на бумаге, выразив всю свою ярость. Пишите до тех пор, пока вам не станет легче, а затем порвите письмо или сожгите его, дав возможность гневу преобразоваться в пламени.
  • Позвольте себе почувствовать печаль, отчаяние, раздражение. Пусть волна эмоций захлестнет вас, а затем схлынет через в землю. Перестаньте обвинять других, направьте внимание внутрь себя. Разрешите уйти всей негативной энергии, которой вы окутали другого человека, признайте, что это ваша энергия и ваши чувства. Заполните эти чувства золотым светом пространства.
  • Гнев имеет право на существование. И хотя многим не нравится наблюдать и испытывать его, он живет внутри нас с детства. Было бы хорошо поработать со своим Внутренним Ребенком и освободить его от гнева, растворить негатив в золотом облаке божественной любви, наполнить освободившееся пространство доверием, радостью, умиротворением.
  • Гнев, как и другие взрывные эмоции, может длиться всего несколько минут. Понаблюдайте, как быстро происходят эмоциональные вспышки у детей. Позвольте себе, взрослому, остановить этот гнев: либо трансформировать его в физическую работу, либо растворить в медитации, либо просто разбить тарелку или поколотить подушку.
  • В минуты сильного гнева и ярости займитесь активным физическим трудом: вручную постирайте белье, вымойте полы или окна, перекопайте огород, позанимайтесь в тренажерном зале.
  • Когда мы сердимся на кого-то, нам необходимо высвободить эту энергию. Для этого нужно простить человека, который вызвал гнев, и простить себя за то, что позволил кому-то разгневать вас. Покопайтесь в себе, возможно, в вас кроется глубокая, давняя обида, требующая прощения.
  • Поработайте с : «Я уважаю себя, с глубокой любовью принимаю мой гнев, раздражение, агрессию. Я прощаю себе проявления этих чувств. Я благословляю свой гнев, свою печень, свой желчный пузырь любовью и божественным умиротворением».
  • Любое эмоциональное возбуждение остынет, если дать ему время. Почувствовав приступ гнева, начинайте дышать медленно и глубоко, при этом представляйте себя большим горячим солнцем либо считайте до десяти или до ста.
  • Учитесь замещать эмоции гнева эмоциями радости, смеха, ироническим отношением к себе. Встаньте перед зеркалом, посмотрите на свое перекошенное от гнева лицо, затем растяните рот в улыбке, пусть даже искусственной. Снова понаблюдайте за выражением негативных эмоций, и вновь подержите улыбку подольше, вспомнив что-нибудь веселое. Повторите 5-10 раз.
  • Старайтесь поступать с гневом так, чтобы не быть ни хронически злым из-за каждого пустяка, ни пассивно угрюмым. Вы можете высказаться вслух, проговорить свое огорчение, возразить, отстоять свои интересы, но при этом внутренне оставаться абсолютно спокойным, умиротворенным. Поможет концентрация на образе гладкого, чистого голубого озера. Нет отрицательных эмоций - нет волн и ряби. Мысленно понаблюдав за зеркальной гладью, вы постепенно успокоитесь.
  • Очень помогают молитвы, особенно молитва от гнева преподобного Ефрема Сирина к Господу. Всегда наблюдайте за своим гневом лишь со стороны.
  • Помогите телу избавиться от мышечных зажимов, блоков, вызванных гневом. Подойдут упражнения и медитации на мышечное расслабление, массажи и теплые солевые ванны.
  • Вы победите гнев окончательно, если настроитесь на добродушно-спокойную реакцию на все события, происходящие в вашей жизни.
  • Поможет и мудра «Кулак»: сожмите обе руки в кулак, большой палец положите на безымянный. Выполняйте три раза в день по 15 минут. Эта мудра активизирует энергию печени и желудка, способствует пищеварению, помогает при лечении запоров, успокаивает.

Паисий Святогорец

Как преодолеть гнев

– Геронда, я хочу освободиться от гнева Вижу, насколько неуместен для монаха гнев.

– Гнев, чистый гнев – это сила души. Если человеку от природы кроткому это свойство его характера помогает в духовном совершенствовании, то человеку гневливому в два раза больше пользы от силы, которая заключена в его характере, только бы он эту силу гнева использовал против страстей и против лукавого. Если он не будет пользоваться этой силой правильно, то ей воспользуется диавол. Если человек по природе мягкий не постарается приобрести мужества, то не будет способен к большим делам А гневливый, если решится на что-то большое и обратит свой гнев против зла, то считай дело сделано. Поэтому высот в духовной жизни достигают люди, в которых есть искра сумасбродства

– Значит, геронда, мне нужно было бы гневаться на диавола, а не на сестёр.

– Видишь ли, вначале человек гневается на других, потом, если будет подвизаться, станет гневаться на тангалашку, а в конце приходит к тому, что гневается только на своего ветхого человека, на свои страсти. Потому старайся гневаться только на тангалашку и на свои страсти, а не на сестёр.

– Геронда, мои гнев и упрямство – это детские страсти?

– Нет, дорогая! Понятно, если маленький ребёнок злится, стучит ножками и кричит “не хочу, не буду!” Но с возрастом он должен от этого избавиться, сохранить только детскую простоту, непосредственность, а не свои детские глупости. Видишь, некоторые потом до чего доходят! Бьются в гневе головой о стенку – хорошо, что Бог так устроил, что у людей крепкая голова, поэтому с ними ничего не случается! Другие рвут на себе одежду! Был человек, который каждый день в гневе рвал на себе рубашку. Рвал на кусочки, чтобы не срываться на других.

– Получается, что гнев – это вымещение злобы?

– Да, но не лучше ли вымещать злобу на своём ветхом человеке, чем на других?

Почему мы гневаемся

– Мне кажется, что я не гневаюсь, а просто раздражаюсь.

– Это как? Если раздражаешься, то должна посмотреть, нет ли в тебе страсти гнева. Одно дело, если человек в раздражении скажет резкое слово, потому что он устал, у него что-то болит, есть какие-то проблемы и т. д. Иной и на приветствие может ответить: “Да отстань ты!” – хотя ему ничего плохого не сказали, сказали только “здравствуй”. Но человек устал, ему больно, поэтому так и реагирует. Ведь даже самый терпеливый ослик, если его перегрузить, будет лягаться.

– Когда у меня нет мира с собой, то меня раздражает любая мелочь.

– Если у тебя нет мира с самой собой – значит, у тебя духовное недомогание и неудивительно, что ты так реагируешь. Если человек болен, он иногда устаёт даже от звуков речи. То же самое, когда он в плохой духовной форме, у него нет трезвения, терпения, снисходительности.

– Геронда, почему я гневаюсь по малейшему поводу?

– Гневаешься, потому что думаешь, что всегда виноваты другие. В тебе гнев происходит от того, что ты принимаешь относительно других помыслы, приходящие слева. Если будешь принимать помыслы, приходящие справа, то не будешь обращать внимания на то, что тебе сказали и как сказали. Будешь принимать ответственность на себя и не будешь гневаться.

– Но, геронда, я не могу поверить, что всегда виновата именно я.

– Похоже, что в тебе есть скрытая гордость. Смотри, осторожно, ведь гнев несёт в себе самооправдание, гордость, нетерпение, наглость.

– Геронда, почему сегодня люди так легко раздражаются?

– Сейчас и мухи раздражаются! У них упрямство, настойчивость! Раньше, если ты муху отгонял, она улетала. Теперь упорно сидит… Но правда и то, что сегодня и некоторые виды деятельности не только не помогают обретению душевного спокойствия, но могут и спокойного от природы человека сделать нервным

– Почему теперь, когда живу в монастыре, не гневаюсь, а в миру сильно гневалась?

– Часто из-за внешних причин человек испытывает недовольство и срывается, потому что не испытывает удовлетворения от того, что делает и хочет чего-то другого. Но такое раздражение как внешняя пыль, оно исчезает, когда человек находит то, к чему стремится.

“Гневайтеся, и не согрешайте”‘(Пс.4,5)

– Геронда, негодование происходит от эгоизма?

– Не всегда Есть и праведный, священный гнев. Пророк Моисей скрижали с заповедями держал в руках, но, когда увидел, что израильтяне приносят жертву золотому тельцу, в священном гневе бросил их на землю и разбил (См.Исх.32,1-24). Прежде чем подняться на гору Хорив13, где он должен был получить заповеди, Моисей сказал израильтянам, что они должны делать до его возвращения. К тому же они и сами видели молнии и слышали гром на вершине Хори-ва, но, так как Моисей долго не возвращался, они стали искать себе бога Пошли к Аарону и сказали ему. “Мы не знаем, что случилось с Моисеем Кто нас теперь поведёт? Сделай нам богов, чтобы они вели нас”. Аарон сначала не соглашался, но потом уступил. Люди взялись за работу. Построили печь, побросали в неё всё золото, которое им дали египтяне перед исходом из Египта, и сделали целого золотого тельца. Водрузили его на большой камень и стали пить и веселиться. “Он поведёт нас”, – говорили люди. Тогда Бог сказал Моисею: “Иди скорее вниз, потому что народ изменил Мне”. Спускаясь с Синая, Моисей услышал крики. Иисус Навин, который ждал его внизу, говорит “Что случилось? Пришли иноплеменники!” “Это не боевые крики, это веселье”, – ответил ему Моисей. Они подошли ближе, увидели, как люди веселятся, потому что золотой телец поведёт их в Землю обетованную! Видишь, телец-то был золотой!… Вознегодовал Моисей, бросил на землю и разбил скрижали с заповедями.

Человек духовный может рассердиться, вознегодовать, закричать, но по серьёзному духовному поводу. Внутри у него нет зла, и другим он зла не причиняет. “Гневайтеся и не согрешайте” – не так ли говорит ли пророк Давид?

“Уготовихся и не смутихся” (Пс.118,60)

– Геронда, как же мне преодолеть гнев?

– Задача в том, чтобы не доходить до гнева. Молоко, если не успеешь вовремя снять его с огня, поднимается и сразу убегает.

– А как не доходить до гнева?

– Необходимо бодрствование. Следи за собой и сдерживай свой гнев, чтобы страсть не пустила в тебе корни. А иначе, даже если ты потом захочешь вырубить её топором, она постоянно будет давать новые побеги. Помни сказанное пророком Давидом: “Уготовихся и не смутихся”. Знаешь, как один монах поступал? Выходя из кельи, он крестился и говорил: “Боже мой, сохрани меня от искушений”. Он был готов к встрече с искушением. Словно стоял на страже. Смотрел, с какой стороны придёт искушение, чтобы защититься от него. Если какой-нибудь брат делал ему что-то плохое, он был готов и отвечал ему кротостью и смирением. То же делай и ты.

– Геронда, иногда, когда бывает искушение, я себе говорю: “Промолчу”, но под конец не выдерживаю, срываюсь.

– Что значит срываюсь? А сорванное потом куда девается? Сгорает? Похоже, в тебе мало смирения, поэтому ты доходишь до определённого предела, а потом срываешься. Нужно ещё чуть-чуть смирения. Прежде чем заговорить, прочитай два-три раза молитву Иисусову, для просвещения. Одна женщина, когда сердилась, сначала читала “Верую” и потом открывала рот. Мирские люди, а, видишь, как подвизаются!

– Что делать, если мне не нравится манера поведения одной из сестёр?

– Относись к сестре по-доброму. Постарайся оправдывать её с любовью. Это поможет тебе приобрести естественным образом постоянное хорошее духовное расположение. И когда к тебе придёт страсть гнева, то найдёт твоё сердце занятым любовью и, не имея места, где остановиться, уйдёт.

Смирением и молчанием мы побеждаем гнев

– Геронда, как человек может победить гнев?

– Смирением и молчанием мы побеждаем гнев. Почему мы называем змею мудрой? Хотя у неё есть сильное оружие, яд, и она может причинить нам вред, но стоит ей услышать небольшой шум, она сразу уползает: не идёт напролом, уступает место нашему гневу. Так и ты, если кто-нибудь заденет тебя словом, не отвечай. Молчанием ты обезоруживаешь человека. Однажды кот Дикас у меня в келье собирался придушить лягушонка. Лягушонок сидел без движения, и Дикас оставил его в покое и ушёл. Лягушонок своим молчанием и смирением… победил кота Но стоило бы ему хоть немного пошевелиться, Дикас схватил бы его, стал бы бросать и бить как бубен.

– Когда у нас с сестрой бывают разногласия и каждая стоит на своём, то мы заходим в тупик, и под конец я раздражаюсь.

– Видишь ли, одна из двух должна смириться и уступить, иначе никак. Если два человека хотят пронести в маленькую дверь длинную доску, кто-то из них должен зайти первым, другой за ним по-другому они не смогут её занести. Когда каждый стоит на своём, это всё равно, что бить камень о камень – только искры летят!- Жители фарасы, когда кто-то стоял на своём, говорили: “Пусть твой козёл будет козочкой, а мой козлёнком”, и так избегали ссоры. Во всяком случае, тот, кто уступает, оказывается в выигрыше, потому что чем-то жертвует, и это приносит ему радость и мир.

– А если человек внешне ведёт себя правильно и уступает, а в душе возмущается?

– Это значит, что в нём ещё жив ветхий человек, и он с ним борется.

– Но почему, геронда хотя он и правильно себя ведёт, но внутреннего мира не имеет?

– Как же у него будет мир? Чтобы у человека был мир, он должен и внутренне быть правильно сориентирован. Тогда уходит гнев, беспокойство, и в человека входит мир Божий. А когда приходит душевный покой, то уничтожает чад гнева душевные очи очищаются, и человек начинает видеть ясно. Поэтому Христос именно о “миротворцах” говорит, что они “сынове Божий нарекутся” (Мф.5,9)

Старец Паисий Святогорец. Слова. Том 5. Москва, 2009 г.

Молитва от гнева аввы Дорофея

Боже милосердый и человеколюбивый! По неизреченной твоей благости сотворивый нас из ничего, для наслаждения Твоими благами, и кровию Единородного Сына Твоего, спасителя нашего, призвавший нас, отступивших от Твоих заповедей! Приди и ныне, помоги немощи нашей, и как Ты некогда запретил волнующемуся морю, так и ныне запрети возмущению сердец наших, чтобы Ты не лишился в один час нас обоих, чад Своих, умерщвленных грехом, и дабы не сказал нам: «коя польза в Крови Моей, внегда сходити Ми во истление», и: «аминь глаголю вам, не вем вас», потому что светильники наши погасли от недостатка елея. Аминь.

Психологические методы нейтрализации гнева

Рациональная психотерапия

Рациональная терапия - это совладение с ситуацией с помощью разума. Одним из вариантов ее является способность извлекать пользу из ситуации, которая ранее вводила вас в гнев. Столкнувшись с чем-то неприятным и раздражающим, нужно сделать несколько глубоких дыхательных движении с протяжным выдохом, после чего спросить себя:

«Какую новую информацию я сейчас получил?»

«Как я могу использовать эту информацию в будущем?»

«Какую пользу я могу извлечь из этого сейчас?»

Первый вопрос относительно легкий. Над вторым вам придется немного потрудиться. Третий вопрос может сначала поставить вас в тупик, однако со временем вы научитесь с легкостью отвечать на все три вопроса - тогда мудрость придет на смену гневу и ваша жизнь изменится в лучшую сторону. Такой подход поможет вам освободиться от отрицательных эмоций и научит поступать правильно в аналогичных ситуациях. Вы будете воспринимать конфликт как возможность научиться чему-либо, а гнев покинет вас навсегда.

Еще одно эффективное средство от гнева - юмор. Если вы хотите избавиться от приступов гнева и понять свое настроение там, где другие будут сжимать кулаки и извергать ругательства - научитесь находить смешные стороны в самых напряженных жизненных ситуациях. Будьте наблюдательными и ироничными. Скажите себе: «Разве это не забавно?» Какими смешными могут быть люди, когда слишком серьезно воспринимают этот фарс под названием «общественная жизнь».

Давайте теперь рассмотрим несколько рекомендаций такого специалиста в преодолении гнева, как Рустема. Он полагает, что вы можете призвать на помощь не только разум, но спокойствие и «христианское смирение», если скажите себе: «Не факт, что моя точка зрения лучше всякой другой точки зрения. Моя справедливость, моя правда - это справедливость и правда для меня, а не для других. Никто не обязан следовать моему порядку, моей справедливости, моей правде. Ведь я же не обязан следовать правилам и установкам других людей - каждый имеет право на собственный взгляд на мир - и не должен навязывать его другим».

Помните, что мир изменчив - то, что сегодня вызывает ваш гнев, завтра, возможно, вызовет лишь улыбку. В этой Вселенной не существует вечного. Каждую се-кунду, каждый миг мир изменяется, и мы изменяемся вместе с ним. Только наша косность и окаменелость меша-ют нам воспринять эти перемены. Говорите себе: «Я существо гибкое, текучее, изменчивое. Для меня нет ни привычного, ни обычного; всё новое, яр-кое, свежее. Нет никаких поводов для гневливости в этом новом, ярком, свежем, счастливом мире!»

Постоянно повторяйте себе, что вы не желаете судить ни людей, ни обстоятельства, ни процессы, ни точки зрения. И — самое главное — вы не нуждаетесь в этом! Какой вам толк от этого судейства? Какая выгода? Это глупо, безрассудно, это вредная трата вашего драгоценного вре-мени и вашей бесценной жизненной энергии. Это противоре-чит вашей подлинной природе, каковая есть Любовь. Ибо сказано в Библии: «Не судите, да не судимы будете».

Помните, что люди не ведают, что творят (включая и вас). Если бы они ведали, то на них было бы невозможно гне-ваться, ибо они и не ошибались бы. Но поскольку они не ведают, то на них грешно гневаться — ведь всё, что случилось, произошло не по их воле (и не вопреки их воле), а именно случилось с ними. Случилось так, как случается с механиз-мами (как происходят перемены в природе, как падает сосулька, и как ветер ломает дерево).

Визуализация

Не копите гнев. Не коллекционируйте обиды. Реши-тельно освобождайтесь от остатков гнева, пока они не превысили «критическую массу взрыва». Для этого используйте метод «визуализации», который может быть использован в разных вариантах.

Например, вы можете мысленно изменить пропорции или характеристики человека, который вызывает ваш гнев. В НЛП такой прием называется «изменением субмодальностей». Самый распространенный вариант этой методики - мысленное превращение вашего оппонента в грудного младенца. Вы можете сделать это одномоментно или же через ряд промежуточных стадий, представляя, как он выглядит в 20 лет, затем в 10, потом в 5, в один год и, наконец - в возрасте полугода. Слегка напрягите фантазию и ясно, во всех подробностях представьте себе, как ваш оппонент ползает по полу, бессмысленно гулит, пускает слюни и мочит свои ползунки. Поверьте, что очень скоро гнев уступит место улыбке. Помимо зрительных параметров вы можете менять и звуковой ряд - представив, как голос оппонента меняет свои характеристики - например, звучит очень тонко и быстро или наоборот - низко, глухо и замедлен, как будто идет из-под земли. Все зависит от вашей фантазии и чувства юмора.

Второй способ визуализации касается не вашего оппонента, а вас самих. Как только в пылу спора вы почувствуете в себе первые признаки гнева, визуализируйте их в виде черного дыма или газа, заполняющего ваши легкие. Представьте гнев в виде грозового облака, которое разрастается внутри вас. Подумайте о том, что разряды этой грозы могут повредить ваш организм и нужно срочно избавиться от этой темной субстанции.

Сделайте глубокий вдох на 3 счета, максимально отчетливо представляя, как свежий воздух смешивается с черными клубами гнева, после чего сделайте протяжный энергичный выдох, изгоняя из себя негативную энергию (примерно на 4-5 счета). После этого сделайте паузу в 3 счета, во время которой мысленно скажите себе: «Я очищаюсь от гнева!». Снова повторите это упражнение несколько раз, зрительно представляя себе, как с каждым дыхательным циклом уменьшается черное облако внутри вас и воздух в легких становится все светлее и светлее.

Дыхательные упражнения

Если вы вышли из себя или гнев только-только заполняет вашу душу, сделайте несколько глубоких дыханий. Встаньте достаточно устойчиво. Сделайте медленный глубокий вдох на три счета. Вдох должен начинаться с живота, куда заходит первая порция воздуха, а живот несколько выпячивается вперед. Затем расширяется и приподнимается грудная клетка. Таким образом, получается волнообразное движение снизу вверх.

Сделайте медленный выдох на пять счетов.Выдох производится в обратном порядке - сначала втягивается живот, а затем опускается грудная клетка. Пауза на выдохе - 2-4 счета, в зависимости от ваших возможностей.

Таким образом, рисунок дыхания при выполнении этого упражнения будет выглядеть так: Вдох (3 сек) - Выдох (5 сек) - Пауза (3 сек). Повторяем так 5-6 раз.

Результаты этого упражнения: дополнительное насыщение крови кислородом, возвращение частоты сердечных сокращений к норме, расслабление мышц, которые до этого находились в напряженном состоянии; уменьшение эмоционального напряжения, отвлечение от источника гнева, восстановление способности к рациональному мышлению.

Ролевые игры

Чтобы не сердиться понапрасну на другого человека и не разжигать пламя конфликта, в котором могут сгореть хорошие отношения, попробуйте поставить себя на место другого человека - с которым вы конфликтуете. Будьте им. Постарайтесь понять, почему он так себя ведет. Отнеситесь к этой процедуре как к игре. Ведь это так интересно и заманчиво - перевоплотиться в другого, понять его мысли, почувствовать то, что он чувствует.

Поставьте два стула, и прикрепите к их спинкам свое имя и имя второго человека. Пересаживаясь с одного стула на другой попеременно обратитесь друг к другу, и в спокойной доброжелательной форме выскажите свои претензии. Попробуйте понять потребности и мотивы поведения второй стороны и прийти к компромиссу.

Если ваш гнев по отношению к другому человеку слишком велик и вам трудно оставаться спокойным и быть к нему доброжелательным, перевоплотитесь в человека или существо, которое могло бы остаться спокойным в подобной ситуации - в святого отшельника, в Будду, в слона, гору или облако. Попробуйте вести разговор от их имени и оцените, как изменится ваше состояние и ваши эмоции.

У одного юноши был очень плохой характер. Однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбивать один гвоздь в столб забора.

В первый день в заборе было несколько десятков гвоздей. Через неделю молодой человек научился сдерживать себя, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что контролировать свою вспыльчивость легче, чем вбивать гвозди. Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что с этого дня каждый раз, когда сыну удастся сдерживаться, он может вытаскивать из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришел день, когда юноша мог сообщить отцу, что в столбе не осталось ни одного гвоздя.

Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:

- Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него в душе остается такой же шрам, как эти дыры.

И действительно, ничто так не осложняет жизнь, как гнев . Однако, даже зная это, злость и раздражение иногда бывает трудно сдержать. Если фитиль уже стал коротким, то на раздумья до взрыва остается слишком мало времени. Если необузданный гнев доставляет вам лишь проблемы, возьмите вожжи в свои руки.

Гнев вредит не только другим, но, прежде всего, тому, кто его испытывает . Что бы не являлось поводом для бури страстей, организм гневающегося человека испытывает колоссальный стресс. Если это происходит время от времени, то создаются благоприятные условия для возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного диабета. Как говорится, если в гневе ударить ногой по камню, то угадайте, кому будет больно?

Согласно традиционной китайской медицине, гнев - причина роста ци, что приводит к покраснению лица и красным глазам, головным болям, головокружению. В долгосрочной перспективе, гнев способствует застою ци в печени. Это может привести к депрессии или нарушению менструального цикла.

Гнев не только разрушает здоровье, но и портит отношения. Гнев затмевает рациональное мышление, заставляя людей забывать о человеческой природе. Поэтому довольно часто можно заметить, что после вспышки эмоций, человек испытывает раскаяние. Если человек часто испытывает гнев, ему также стоит смириться с мыслью, что он не услышит от людей настоящих аргументов. Никто не будет говорить ему своё истинное мнение, потому что не захочет проблем.

Другими словами, гнев - худший спутник при любых обстоятельствах. Для тех, кто понимает это, существует лишь вопрос избавления от гнева. Конечно, если гнев вошёл привычку, сделать это будет непросто.

Терпение, только терпение

Кто-то считает, что эмоции нельзя держать в себе. Другими словами гнев надо выпускать, чтобы стало легче. Можно срываться на крик. Не видел людей, кто помог себе таким способом. И даже наоборот, это только ухудшает дело. Если гнев всё-таки возник, его лучше держать при себе, иначе вы просто будете продолжать разрушать отношения с другими людьми.

Думайте рационально

Пока вы терпите, подумайте рационально, неужели возникшая проблема стоит этих нервов. Иногда мы интерпретируем поступки людей, совсем не представляя, чем они вызваны. Допустим, кто-то подрезал ваш автомобиль на дороге, и вы потеряли контроль. Но ведь мы не знаем, ситуацию этого человека. Может он на всех парах летит в роддом или больницу? Если бы это было так, как вы отнеслись к его поступку?

Меньше эгоизма

Есть множество техник, которые направлены на то, чтобы научиться сдерживать гнев. Однако как говорил один мудрый монах: «Что толку в излечении симптомов?» Нужно действовать на корень и в принципе забыть о том, что такое гнев. Как и большинство негативных эмоций, гнев растёт из эго.

Кто-то выставил вас в дурном свете перед другими, вы потеряли деньги или другие выгоды, люди ведут себя не так, как вы рассчитываете? Всё вертится вокруг одного и того же - себя любимого. Корнем гнева является эгоизм. До тех пор, пока он будет сильным, контроль гнева - это просто попытка покрасить старый забор. Необходимо научиться отпускать обиды и унижения и стараться больше думать о других. Кому это надо? Прежде всего, нам самим!