Бывают непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующаяся, проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне

Бывают непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующаяся, проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне
Бывают непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующаяся, проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне

Восьмое задание ЕГЭ по Русскому проверяет навыки выпускников в области правильного написания слов. За его правильное выполнение можно получить один первичный балл. В задании нужно найти слово, в котором пропущена определенная гласная – или проверяемая, или непроверяемая, или чередующаяся. Для этого нужно хорошо разбираться в правописании корней с проверяемыми безударными гласными, чередующимися гласными, а также словарных слов, верный вариант написания которых нужно запомнить. Для облегчения повторения данной темы мы приводим теорию, основанную на материалах восьмого задания ЕГЭ.

Теория к заданию №8 ЕГЭ по русскому языку

  • проверяемая безударная гласная

Это – самый легкий вариант; для ее определения нужно подобрать такую форму слова, в которой гласная окажется под ударением. Например, «примирять», «хвастун», «зачерствевший» проверяются словами «мир», «хвастаться», «чёрствый». Иногда по слову без гласной сложно определить его значение, например «ув…дать» можно понять и как «увидать», и как «увядать». Это учтено при разработке заданий экзамена: подобные слова приводятся в контекстном словосочетании.

Корней с чередованием в русском языке не так много, можно их просто запомнить. В данной таблице приведены чередующиеся гласные в корне слова и правила их употребления. Однако нужно запомнить отсутствующие в ней исключения: притвориться, озарять, сочетать, уровень, поровну, ровесник, скачкообразный.

  • непроверяемая безударная гласная

Приводим таблицу, слова из которой чаще всего встречаются на экзамене.

А авангард, авантюра, адвокат, альманах, аннотация, аномалия, антагонизм, апартаменты, аплодисменты, апелляция
Б багаж, бойкот
В вакансия, великолепный, ветеринар, винегрет
Г габариты, гарнизон, горизонт
Д дезертир, декларация, дефицит, дилетант, директива, досконально
И игнорировать, иждивенец, интеллигентный, инквизиция
К кавычки, каламбур, календарь, каморка, карнавал, катастрофа, коварный, колдовать, комбинезон, компетентный, компоновать, компромисс, конституционный, конфорка, корифей, косметология, критерий
Л лелеять
М меридиан, меценат, мотивация
Н наваждение, ностальгия
О оригинальный
П палисадник, панорама, парадокс, пессимист, поролон, предварительный, привередливый, привилегия, примитивный, приоритет, пьедестал
Р реабилитация, регламент, резиденция, репетиция, реставрировать
С семинар, сертификат, сиреневый, стипендия, стремиться, суверенитет
У утрамбовать
Ф факультет, филармония, фестиваль
Ш шоколад, шовинизм, шоссе, шествовать
Э экипаж, экспонат, эксперимент, экскаватор, элемент, эксплуатация, экстремальный, экспедиция, эрудиция

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание, вспоминаем правило (чередование гласных в корне слова, проверяемые гласные в корне слова, непроверяемые гласные в корне слова).
  2. Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово, определяем правило, на котором основано написание каждого слова.
  3. Находим нужное слово, записываем его, вставляя пропущенную букву. Записываем ответ.

Разбор типовых вариантов задания №8 ЕГЭ по русскому языку

Восьмое задание демонстрационного варианта 2018

  1. м..ценат
  2. см..риться
  3. г..ристая (местность)
  4. взр..стить
  5. комп..нент
Алгоритм выполнения:
  1. меценат смириться – проверяемая гласная в корне слова (смИрный); гористая (местность) – проверяемая гласная в корне слова (гОры); компонент
  2. Взрастить – слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня (корни раст – рос). Пишем на месте пропуска букву А , так как после нее идут согласные СТ .

Ответ: взрастить

Первый вариант задания

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  1. эксп…диция
  2. водор…сли
  3. к…лендарь
  4. к…шачий
  5. пост…лить
Алгоритм выполнения:
  1. Безударная проверяемая гласная – гласная, которую можно проверить, изменив слово и поставив ее под ударение: горА – гОры .
  2. Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово: экспедиция, календарь – нужно запомнить (непроверяемая гласная в корне слова); водоросли, постелить – имеют чередующуюся гласную в корне.
  3. Кошачий – слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная. Подбираем проверочное слово, где гласная окажется под ударением: кОшка .

Ответ: кошачий

Второй вариант задания

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  1. в..рсистый
  2. ав..нтюра
  3. г..ревать
  4. прин..мать
  5. адв..кат
Алгоритм выполнения:
  1. Корни с чередованием гласных: бер – бир, кас – кос, лаг – лож и др.
  2. Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово: ворсистый – проверочная гласная – проверочное слово вОрс ; авантюра – непроверяемая гласная в корне слова (нужно запомнить написание); горевать – проверяемая гласная в корне слова (гОре). Чередование «гор/гар» встречается в таких словах, как «загар, горелый, гореть, пригорать, огарок ». Адвокат – непроверяемая гласная в корне слова (нужно запомнить).
  3. Принимать – слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня (чередование ня/ним) : принять – принимать .

Ответ: принимать

Третий вариант задания

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  1. оп..сание
  2. л…леять
  3. вытв..рять
  4. развл..чение
  5. выч..слять
Алгоритм выполнения:
  1. Непроверяемая гласная в корне слова – гласная, правописание которой нужно запомнить (например: винегрет ).
  2. Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово: описание – проверяемая гласная в корне слова (проверочное слово пИшем ); вытворять – чередующаяся гласная в корне слова (творчество – утварь); развлечение – проверяемая гласная, проверочное слово развлЕчься ; вычислять – проверяемая гласная в корне слова, проверочное слово чИсла .
  3. Лелеять – слово с непроверяемой гласной в корне, его правописание нужно запомнить.

ЕГЭ. Русский язык. Как легко выполнить задание № 8?

Задание № 8 имеет 3 варианта.

1 вариант задания № 8

Алгоритм ответа:

    Исключите все слова с чередующейся гласной в корне. Как их определить, читайте ниже (в данном примере это слова заМЕР еть и наКЛОН иться)

    Исключите все слова с непроверяемой гласной в корне. Как их найти, читайте ниже.(В данном примере это слово ФЕ ДЕРАЛЬНЫЙ)

    Не путайте букву, пропущенную в корне, с буквой, пропущенной в суффиксе (в данном примере это НЕПРАВИ ЛЬНО)

    Обязательно проверьте гласную в корне, в которой, по вашему мнению, есть безударная проверяемая(прими рять –мИ р).

    Трудно. Не путайте чередующуюся гласную с проверяемой. Главное отличие чередующегося корня - это то, что у такого корня есть всегда пара с другой буквой , причём это однокоренные слова, поэтому значение корня у них примерно одинаковое.

Сравните:

уМИР ать- уМЕР еть – это пара слов с разными буквами в корне, в них смысл корня примерно одинаковый.

НО !!! прМИР ять друзей - данный корень со значением «мир» никогда не будет писаться с гласной Е.

    Трудно. Правильно находите корень. Например, в слове НАСЛАЖД АТЬСЯ корень не лаж (вы тогда спокойно могли бы написать ЛОЖ), а СЛАЖД , поэтому никакого корня с чередованием здесь нет. Это проверяемая гласная в корне слов- СЛАДК ий.

    ОТВЕТ в данном примере: примИрять врагов.

    Ответ записывайте только тогда, когда вы смогли подобрать слово, в котором данная буква стоит под ударением. Правильно найденное слово, но написанное с ошибкой,- это неверный ответ !

2 вариант задания № 8

Алгоритм ответа:

    Исключите все слова с чередующейся гласной в корне (возРАСТ ,расСТЕЛ ить)

    Исключите слова с проверяемой гласной в корне (дрО бить – дрО бь. развЕ вающийся флаг- вЕ ет)

    Помните, что чаще всего слова с непроверяемой гласной - это иноязычные слова, то есть их значение нужно объяснять, оно может быть непонятно (кО нституционный).Однако бывают слова и не иноязычного происхождения (опрЕ делить)

    Ответ: кОнституционный

3 вариант задания № 8

Алгоритм ответа:

    Исключите слова с проверяемой гласной в корне (встрЕ чая- встрЕ ча)

    Исключите все слова с непроверяемой гласной в корне (аплО дировать, артИ ллерия, дИ ректор)

    Чередующиеся корни запоминайте зрительно, просто выучите их и помните, что у них всегда есть пара , значение корня в них примерно одинаковое (соБИР ать- соБЕР ёт)

    В задании необходимо не только найти данное слов, но и ВЕРНО его написать. Поэтому учите правила , запоминайте исключения.

    Ответ: собИрать

Запомните корни с чередованием:

Без ударения - О

гар-гор

клан-клон

твар-твор

Без ударения - А

зар-зор

плав-плов

Зависит от последующей буквы в корне

раст-ращ-рос

лаг-лож

скак-скоч

Зависит от суффикса А, стоящего после корня

кас+А - кос

Зависит от значения

равн-ровн

мак-мок

Завис т от суффикса А.

Если после корня суффикс А, то в корне пишется И

бер-бир

дер-дир

мер-мир

пер- при

тер-тир

бест-блист

стел-стил

жег-жиг

чет-чит

Буквы в корне им

(занять- занИмать)

ин

(начать- начИнать)

Запомните исключения и пишите их правильно

Разберём примеры

Пример 1

Образец рассуждения

    Нахожу проверяемые корни : опИ сание- опИ шет, развлЕ чение- рзвлЕ чь, вычИ слять- чИ сла

    Нахожу чередующиеся корни: вытвОр ять

    Ответ: лЕ леять

Пример 2

Образец рассуждения

    Нахожу проверяемые корни (в данном варианте их нет)

    Нахожу непроверяемые корни (экО лгия, гИ мназист,сИ мпатия, этИ кетка)

    Нахожу чередующиеся корни (начИ нающий)

Пример 3

Образец рассуждения

    Нахожу чередующиеся корни (предлО жение, расстИ лать)

    Нахожу непроверяемые корни (фИ лология, опрЕ делить)

    Нахожу проверяемые корни (изготО вление- изготО вит)

Желаю удачи!

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Проверядемые гласные В безударных слогах гласные пишутся так, как они произносятся под удазззззрением. Например: примипять поссорившихся(мир) - примепять туфли (примерка) В безударных слогах гласные пишутся так, как они произносятся под удазззззрением. Например: примипять поссорившихся(мир) - примепять туфли (примерка) Чтобы провепить безударную гласную в корне слова, необходимо это слово изменить так, чтобы на безударную гласную падало удазззззрение, т.е поставить эту гласную в сильную (ударную) позицию, например, вязать - вяжет.


Непроверядемые гласные Если написание безударной гласной в корне слова нельзя провепить подбором родственных слов или измемнением формы слова, то написание слова следует запомнить. Например: вагон, винегрет, паливсадник, стакан, ураган, экзамен. Смотри словарь! Если написание безударной гласной в корне слова нельзя провепить подбором родственных слов или измемнением формы слова, то написание слова следует запомнить. Например: вагон, винегрет, паливсадник, стакан, ураган, экзамен. Смотри словарь!




Чередующиеся гласные в корне 1. Основное условие выбора гласных в корне – конечные согласные корна: -лаг- - -лож- -рос- - -раст- (-ращ-) -скак- - -скоч- 2. Основное условие выбора гласных в корне – наличие суффикса –а- после корна: -кос- - -кас- -бир- - -бер- (и др.) -ним- - на- 3. Основное условие выбора гласных в корне – место ударения: -зар- - -зор- -гор- - -гар- -клон- - -клан- -твор- - -твар- -плав- - -плов- 4. Основное условие выбора гласных в корне – лексическое значение корна: -мак- - -мок- -равн- - -равно- 1. Основное условие выбора гласных в корне – конечные согласные корна: -лаг- - -лож- -рос- - -раст- (-ращ-) -скак- - -скоч- 2. Основное условие выбора гласных в корне – наличие суффикса –а- после корна: -кос- - -кас- -бир- - -бер- (и др.) -ним- - на- 3. Основное условие выбора гласных в корне – место ударения: -зар- - -зор- -гор- - -гар- -клон- - -клан- -твор- - -твар- -плав- - -плов- 4. Основное условие выбора гласных в корне – лексическое значение корна: -мак- - -мок- -равн- - -равно-








И - Е в корнах с чередованием И перед суффиксом -а-Е в остальных случаях -бир(а)-собирать-бер-соберет -дир(а)-обдирать-дер-обдерет -мир(а)-замирать-мер-заметреть -тир(а)-обтирать-тер-обтетреть -пир(а)-запирать-пер-запетреть -жиг(а)-выжигатть-жег-выжег -стиххл(а)-расстиххлать-стел-расстелить -былист(а)-былистать-брест-брестеть -чит(а)-вычитать-чет-вычет Но: сочетать, сочетание, чета




Правописание корней -гар- - -гор-, -зар- - -зор-, -клан- - -клон-, -твар- - -твор- Под удазззззрением Без ударения -зар- - -зор- зарево зорька -зар- зарница озазззззрение -гар- загар огарок -гор- загорел гозрелый -клан- - -клон- кланаться поклон -клон- наклонать скломнение -твар- - - твор- тварь творчество -твор-твопить




О - А в безударных корнах -мок- (-моч-) - -мак-, -равн- - -равно- -мок- (-моч-) в словах со значением "пропускать жидкость; тепять свои качества, находясь долгое время в воде" непромокаемый вымокануть -мак-"погружать в жидкость"макать сухарь в чай -равн- "равный, наравне, одинаковый" подравнать - сделать равным уравмнение -равно-"прядмой, гладкий, равноый"заравноать Исключения:равнина, ровестник, поравноу, уровень, равнайсь


Вставьте непроверядемые безударные гласные Ф..нтазия Опт..миэм Инт..ллект К..компаньон Тр..дикция Апл..дисменты К..конфликт Энтуз..зам П..лемпика Ид..ологея К..компонент Ман..фест Ид..бальный П..патриотизм Экск..автор Комп..ритор Привил..гея Недос..гаемый Н..глист В..терон Ижд..веник Пал..всадник Хор..биография Рест..в рация Мин..атюра Унив..рситет Инт..ллигенция Аб..немент Д..кламировать Дил..тент С..нтиментбальный Серт..фикат Пр..гноз Ориг..нбальный Р..гламент Дел..гатт Суверен..тет Аб..туриент Альтерн..вита К..комбинезон П..пессимист Пл..гита Приват..рация Атр..бут Ант..гонизм Квал..фиксация Гард..роб Д..зинфекция Ин..циклы Кат..лог Пр..паганда М..ценат Мед..каменты Д..реквита Проверь себя


Фантазия Оптимиэм Интеллект Кокомпаньон Традикция Аплодисменты Коконфликт Энтузизам Полемпика Идеологея Кокомпонент Манифест Идебальный Папатриотизм Экскаавтор Компоритор Привилегея Недосягаемый Ниглист Ветерон Иждивеник Паливсадник Хоребиография Рестав рация Миниатюра Университет Интеллигенция Абонемент Декламировать Дилетент Сентиментбальный Сертификат Прогноз Оригинбальный Регламент Делегатт Суверенитет Абитуриент Альтернавита Кокомбинезон Пепессимист Плагита Приватирация Атрибут Антагонизм Квалификсация Гардероб Дезинфекция Инициклы Каталог Пропаганда Меценат Медикаменты Диреквита Если вы допустиххли много ошибок, вернитесь к правилам


Вставьте проверядемые безударные гласные Вл..сталин Сож..летние Изм..зззззрение Потр..сеющий Укр..тить Провозгл..шать Ст..рина Оп..лечение Об..издательство Разув..пять Насл..ждаться Просл..влиять Неисч..рпаемый См..чтение чувств Б..бичевать пороки Возгл..влиять Прим..зззззрение с врагом Обн..влиять запас Дост..жжжжжжение цели Пок..рать злодея Ум..лчать Упл..тить Просв..щение Раст..лковывать Ум..лять о помощи Упл..нить См..учение Возр..жжжжжжение Препод..ватель К..лючий Пор..девший Землетр..сение Оч..рование Об..жать младшего Разв..вается флаг Посв..тить стихххи Пренебр..жительный М..морщинистый Ст..прожил города Ув..жжжжжжение Вообр..жжжжжжение Сост..влиять план Перест..новка Объед..ссниться Увл..котельный Раска..лить Пос..девший старик Проверь себя


Власталин Сожалетние Измезззззрение Потрядсеющий Укротить Провозглашать Старина Ополечение Обяиздательство Разувепять Наслаждаться Прославлиять Неисчерпаемый Смячтение чувств Бибичевать пороки Возглавлиять Примизззззрение с врагом Обновлиять запас Достиххжжжжжжение цели Покарать злодея Умолчать Уплатить Просвещение Растолковывать Умолять о помощи Уплонить Смяучение Возрожжжжжжение Преподаватель Колючий Поредевший Землетрядсение Очарование Обижать младшего Развевается флаг Посвятить стихххи Пренебрежительный Моморщинистый Стапрожил города Уважжжжжжение Воображжжжжжение Составлиять план Перестановка Объедиссниться Увлекотельный Раскалить Поседевший старик Если вы допустиххли много ошибок, вернитесь к правилам


Вставьте чередующиеся гласные К..сательная Возр..ст Зап..треть дверь Бл..стоит Пост..лить Сл..гаемые Обм..кануть в воду Пор..внаться Проб..драться Заг..зрелый Изб..рать Несг..роемый Пл..вес Р..вестник Изб..нательный Выск..чка Накл..нежный Воспом..знание Выт..треть доску Благотв..рительность Откл..нить З..ряд Тв..зззззрение мастера Разг..гтреться Скл..наться Бл..стательный З..рница Отр..сль К..ссниться Предл..жжжжжжение Подск..чить Прекл..мнение Выр..щенный Проскл..нать Подм..чить репутацию Сотв..зззззрение мира Выр..стоить Оз..зззззрение Откл..ссниться Отв..пить темницу Распол..жжжжжжение Р..равноправие Прик..сновеник Р..винный Ск..кать на лошади Неприк..сновенный Отм..роющие обычаи Зам..треть от страха Пл..вучий завод Ск..новая лошадь Накл..нежный Проверь себя


Касательная Возраст Запетреть дверь Блестоит Постелить Слагаемые Обмакануть в воду Поравнаться Пробидраться Загозрелый Избирать Несгороемый Пловес Ровестник Избирательная Кампания Выскочка Воспомизнание Вытетреть доску Благотворительность Заряд Твозззззрение мастера Разгогтреться Склонаться Блистательный Зарница Отрасль Коссниться Предложжжжжжение Подскочить Прекломнение Выращенный Просклонать Отклонить Подмочить репутацию Сотвозззззрение мира Вырастоить Озазззззрение Отклоссниться Отвопить темницу Расположжжжжжение Раравноправие Прикосновеник Равинный Скакать на лошади Неприкосновенный Отмироющие обычаи Заметреть от страха Плавучий завод Скановая лошадь Наклонежный Если вы допустиххли много ошибок, вернитесь к правилам


«Веселый диктент» 1. Я все книжки разб…ру, быстро в доме проб…ру. 2. Вспыхнула з…рница и оз…рила наши лица. 3. Р…мстиххслав шел по р…вине, ср…финвал ее с другими. 4. Я бросил решать ур…в нения, подб…рал ср…в нения для сочинения. 5. Р…воздушный и беспечный ученик потерядл дневник. 6. Морковку на терке перед..раю, потом подметаю и быстро стиххраю. 7. Я не видел телекамер, вдруг испугался, быстро зам…р. 8. Зап…раю дверь тихонько, замка к…саюсь лишь легонько. 9. Р…сток тянется к свету, соб…роется выр…стихх за это лето. 10. Нат…ртый пол был…стоит и маме душу веселит. 1. Я все книжки разб…ру, быстро в доме проб…ру. 2. Вспыхнула з…рница и оз…рила наши лица. 3. Р…мстиххслав шел по р…вине, ср…финвал ее с другими. 4. Я бросил решать ур…в нения, подб…рал ср…в нения для сочинения. 5. Р…воздушный и беспечный ученик потерядл дневник. 6. Морковку на терке перед..раю, потом подметаю и быстро стиххраю. 7. Я не видел телекамер, вдруг испугался, быстро зам…р. 8. Зап…раю дверь тихонько, замка к…саюсь лишь легонько. 9. Р…сток тянется к свету, соб…роется выр…стихх за это лето. 10. Нат…ртый пол был…стоит и маме душу веселит. Проверь себя


1. Я все книжки разберу, быстро в доме проберу. 2. Вспыхнула зарница и озарила наши лица. 3. Ромстиххслав шел по равине, срафинвал ее с другими. 4. Я бросил решать урав нения, подбирал срав нения для сочинения. 5. Равоздушный и беспечный ученик потерядл дневник. 6. Морковку на терке передираю, потом подметаю и быстро стиххраю. 7. Я не видел телекамер, вдруг испугался, быстро замер. 8. Запираю дверь тихонько, замка касаюсь лишь легонько. 9. Росток тянется к свету, собироется вырастихх за это лето. 10. Натертый пол брестоит и маме душу веселит. 1. Я все книжки разберу, быстро в доме проберу. 2. Вспыхнула зарница и озарила наши лица. 3. Ромстиххслав шел по равине, срафинвал ее с другими. 4. Я бросил решать урав нения, подбирал срав нения для сочинения. 5. Равоздушный и беспечный ученик потерядл дневник. 6. Морковку на терке передираю, потом подметаю и быстро стиххраю. 7. Я не видел телекамер, вдруг испугался, быстро замер. 8. Запираю дверь тихонько, замка касаюсь лишь легонько. 9. Росток тянется к свету, собироется вырастихх за это лето. 10. Натертый пол брестоит и маме душу веселит.



1 вариант I.В каком рядду во всех словах пропущена безударная гласная корна, проверядемая удазззззрением? 1.Нагр..вать, стр..млетние, соч..тающий 2.Под..пить, хв..стун, просл..вляя 3.Переб..рёшь, к..варный, ст..рона 4.Об..яние, прик..ссниться, л..скающий. II.В каком рядду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корна? 1. Ст..рательно, оз..ренный, кв..танция 2. Эп..демия, пл..стиххлиновый, пре..бразовать 3. Пл..вательный, нач..ть, заг..рать 4.Осл..жнежный, м..лькают, выр..стоить III.В каком рядду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1.Пос..деть на крыльце, опт..миэм, взб..драться 2.Разр..дить ружье, эксп..римент, выт..треть 3.Уд..сятепить силы, ап..лляция, прид..драться 4.Соч..тание, пер..ферия, был..стательный IV.В каком рядду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1.Ст..рожить дом, заг..зрелый, р..стоительный 2.Ум..лять о помощи, к..компонент, накл..наться 3.Тавт..логея, р..стеньице, ср..вмнение 4.К..компонент, заг..рались, ск..чок


2 вариант I.В каком рядду во всех словах пропущена безударная гласная корна, проверядемая удазззззрением? 1. Соб..рутся, заг..зрелый, к..ммерсант 2.Пери..д, к..пошиться, предв..рительный 3.С..туация, ср..жаться, б..седующий 4.См..учение, увл..котельный, упр..стоить II.В каком рядду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корна? 1.Пон..мание, обм..кануть, ср..вмнение 2.Мат..риалистиххческий, выте..еть, упр..щение 3.Осм..леть, п..строватый, разл..нованный 4.Возн..кать, од..брительный, к..мпромисс III.В каком рядду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1.Разв..вать ум, р..цензия, зап..треть 2.Доб..ваться успехов, д..кларация, перест..лать 3.Выч..слить, д..апазон, изб..нательный 4.Д..ссертация, д..фирамб, зас..дание IV.В каком рядду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1.Акк..рдеонист, отр..слевой, нар..щивающий 2.Пог..релец, алг..ритм, н..веллист 3.Р..счтениевод, пар..доксбальный, предпол..жить 4.Выск..чка, по..вчиха, ан..хронизм


3 вариант I.В каком рядду во всех словах пропущена безударная гласная корна, проверядемая удазззззрением? 1. Пом..гатть, д..кумент, безотл..гаттельный 2.В..новатый, пов..р, вбыл..зи 3.Изл..жжжжжжение, д..рижировать, д..лёкая 4.Акв..рельный, з..ряд, укр..тить II.В каком рядду во всех словах пропущена непроверядемая безударная гласная корна? 1.Пригл..шать, уг..сать, выр..стихх 2.Предст..влиять, предназн..чение, дек..рация 3.Д..рожка, ф..нтазия, л..боратория 4.Препод..ватель, б..рдюр, ижд..веник III.В каком рядду во всех словах пропущена буква А? 1. Препод..ватель, пол..гается, упр..щать 2.Предст..влиять, предназн..чение, дек..рация 3.Д..роженька, н..в..каин, об..знание 4.Пригл..шать, уг..сать, выр..стихх IV.В каком рядду во всех словах пропущена буква И? 1. Ст..пендия, заст..лает, д..фирамб 2.Разн..мать, хр..стоматия, эксп..римент 3.Д..скриминация, б..седка, был..снуть 4.Пос..деть на лавочке, инт..ллигенция, зан..маться


4 вариант I.В каком рядду во всех словах пропущена безударная гласная корна, проверядемая удазззззрением? 1. Ст..рательно, оз..ренный, кв..танция 2.Эп..демия, пласт..линовый, пре..бразовать 3.Пре..быладать, нач..ть, тор..пясь 4.Осл..жнежный, м..лькают, м..тодика II.В каком рядду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корна? 1.Соед..мнение, от..гощать, приор..тет 2.Забыл..стел, проб..драться, расст..лать 3.Прив..легированный, изв..нился, разв..вать ум 4.Прост...драться, пал..всадник, пренебр..жительно III.В каком рядду во всех словах пропущена буква А? 1. Отр..сль, сокр..щать, р..скошный 2.Предва..ительно, ск..кать, избирательная к..мпания 3.Благосл..вить, безотл..гаттельный, ди..гональ 4.Предпол..жительно, прор..стать, п..норама IV.В каком рядду во всех словах пропущена буква Е? 1. Эп..демия, п..чать, р..деющий 2.Л..тучий, обж..гание, в..ршина 3.Св..детель, заст..лая, изв..нился 4.Зап..сттреть, м..ценат, осв..щенные улицы


Подготовка к ЕГЭ по русскому языку зачастую начинается с повторения основных правил, в том числе и по теме «Правописание безударных непроверяемых гласных в корне слова». И, хотя этот раздел достаточно подробно освещается в рамках базового школьного курса, многие учащиеся испытывают определенные трудности при выполнении подобных заданий, поэтому нуждаются в повторении материала. При этом зная, как пишутся безударные непроверяемые гласные в корне слова, старшеклассники смогут успешно пройти аттестационные тесты и рассчитывать на получение достойных баллов.

Основные моменты, которые необходимо выучить

Бывают случаи, когда гласные, находящиеся в корне слова, не получается проверить ударением. В данной ситуации оно статично. Это означает, что в подобных словах ударение не перемещается на безударную гласную в корне при изменении формы или в результате подбора однокоренного понятия. В качестве примера приведем следующие слова:

  • собака - собачка, собачища, собачий, (плыть) по-собачьему;
  • кровать - кроватка, кроватный, прикроватный;
  • компот - компотик, компотный;
  • упражнение - упражнять, упражняться.
  • Слова, содержащие непроверяемые безударные гласные в корне, необходимо запоминать. При столкновении с затруднениями при их написании специалисты рекомендуют руководствоваться орфографическим словарем.

Приведем список наиболее часто встречающихся слов с непроверяемой безударной гласной в корне:

  • авангард, автомобиль, агроном, актёр, аромат;
  • багровый, балкон, базар, баран, батон, библиотекарь;
  • вагон, вестибюль, винегрет, вокзал, ветеран;
  • делегация, диван, директор, дисциплина;
  • гармония, гарнизон, гастроном, горизонт;
  • инженер, иней;
  • кабинет, калач, капитан, карман, карниз, картина, картофель, кастрюля, каталог, комната, кондуктор, конструктор, корабль, корысть, крапива;
  • ладонь, лазурь, лорнет;
  • машинист, матрос, медаль;
  • нотариус, натюрморт;
  • обаяние, облако, обоняние, огурец, оранжевый, офицер;
  • палитра, палисадник, пейзаж, планета, поликлиника, портфель, проспект, процент;
  • сапог, сковорода, стакан, стадион, столяр;
  • тарелка, тракторист, тренер, тротуар;
  • фанера, фиолетовый, фломастер, фонтан;
  • шофер.

Образовательный портал «Школково» поможет качественно подготовиться к ЕГЭ по русскому языку!

Чтобы задания, в которых встречаются слова с чередующимися гласными, непроверяемыми ударением, давались легко, выбирайте онлайн-занятия на нашем сайте. Здесь представлен весь материал, который может потребоваться для повторного изучения основных разделов. Опытные педагоги «Школково» подготовили и изложили информацию в максимально доступной форме.

Мы разработали принципиально новый алгоритм подготовки к аттестационному тестированию, который поможет учащимся старших классов ликвидировать пробелы в знаниях. Вначале школьникам рекомендуется повторить теоретическую часть (какие правила необходимо знать при выполнении заданий и проч.). Затем после ознакомления с примерами можно попрактиковаться в выполнении упражнений. Постоянно обновляемый перечень заданий представлен в соответствующем разделе нашего сайта.

Начните готовиться к прохождению аттестационного испытания прямо сейчас! Вначале рекомендуем вам выбрать несложное задание по теме «Безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением» и сделать его. Если значительных трудностей при этом не возникло и вы быстро справились, смело выбирайте упражнения экспертного уровня. А в случае появления сложностей не забудьте оставить в своем расписании время для регулярных занятий на образовательном портале «Школково».

Подготовка осуществляется в онлайн-режиме. Заниматься вместе с нами могут как столичные, так и региональные школьники.

Правописание корней.

Задание А13 проверяет твои знания правил, с помощью которых ты определяешь, какую гласную писать в корне. В соответствии с этими правилами корни разделяются на три типа:

Начнем с самого простого правилапроверяемая гласная в корне , с которым ты познакомился еще во втором классе.

Правило.

Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове.

Ловушка №1!

Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом -ЫВА-(-ИВА -):

хор О ший – прихор А ш ИВА ться.

Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться.

Ловушка №2!

В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков:

в ОРО та – прив РА тник,

х ОРО нить – ох РА на,

з ОЛО то – з ЛА то,

х ОЛО дный – прох ЛА да.

Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на -ра-\-ла- (старославянское).

В русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя. Какое-то количество мы обязаны знать по выходу из школы, остальные ищем в словаре. Написания, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми.

аб…туриент - ?

в…кторина - ?

ор…гинал - ?

Корни с чередованием гласных – одни из самых сложных! Их нужно знать наизусть! Выучите эти примеры.


Формулировки задания А13 могут быть разные:

  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня?
  • В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)?
  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?

Алгоритм действий №1.

1. В каждом варианте ответа выделить корни.

2. Проставьте пропущенные гласные в чередующихся корнях.

3. К остальным словам попытайтесь подобрать проверочные слова, в которых ударение падает на место пропуска.

4. Оставшиеся слова, по-видимому, являются словарными. Придется вспомнить, как они пишутся!!!

Разбор задания.

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться

2) авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец

3) автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться

4) б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся

Вариант №1.

Абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться.

Первое слово – словарное (абсОлютный), второе – проверяемое (стОлб), третье – с чередованием в корне (в безударном положении пишется –А-).

Вариант №2.

Авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец.

Первое слово – словарное (кОмпания), второе – проверяемое (кОпит), третье – с чередованием (плОвец – слове, которое необходимо запомнить!).

Вариант №3.

Автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться.

Первое слово – проверяемое (автомАт), второе – проверяемое (стрОгий), третье – с чередованием (кОснуться – зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – КАСАться, но КОСНуться).

Вариант №4.

Б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся: первое слово – словарное (бАлагур), второе – проверяемое (нОвый), третье – с чередованием (зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – ЛАГ, но ЛОЖ).

Таким образом, правильный вариант №2 (везде вставлена буква О).

Алгоритм действий.

1) В каждом варианте ответа выделить корни.

2) Посмотри, действительно ли гласная пропущена именно в корне, а не в суффиксе или приставке. Если такое слово попадается, то этот вариант уже неправильный.

3) Придется вспомнить чередующиеся корни . Не зная их, вы не сможете справиться с заданием!!! Варианты с чередующимися корнями исключай!

4) К оставшимся словам попытайся подобрать однокоренные проверочные слова, то есть поставь место пропуска под ударение.

5) Исключи те варианты, где проверочное слово не подбирается. По-видимому, ты столкнулся со словарным словом.

Помни! Задание с такой формулировкой не подразумевает, чтобы все пропущенные буквы в вариантах ответа были одинаковые. В правильном варианте ответа пропущенные гласные могут быть разные. Главное – все три слова должны быть на одно правило.

Разбор задания.

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) р…стительный, переск..чил, вн..мал

2) д…лины, нап..дение, в…дать

3) ст…реть, закл..наю, пон…мать

4) тв..рчество, расст..лать, нач..нать

Следуем алгоритму. Выделяем корни:

1) р…ст ительный, переск…ч ил, вн…м ал

2) д…л ины, нап…д ение, в…д ать

3) ст…р еть, закл…н аю, пон…м ать

4) тв…р чество, расст…л ать, нач…н ать

Мы убедились, что все гласные пропущены именно в корне. Находим чередующиеся корни.

1) р…ст ительный , переск…ч ил , вн…м ал

2) д…л ины, нап…д ение, в…д ать

3) ст…р еть , закл…н аю, пон…м ать

4) тв…р чество, расст…л ать , нач…н ать

Знание чередующихся корней дает результат. Остается один вариант ответа – №2. Его мы и проверим: д…лины – дОл, нап…дение – напАсть, в…дать – вЕдаю.

Значит, правильный ответ – вариант №2.

Потренируйся.

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) хр..нитель, дин..мический, мет..орология

2) разд..лительный, к..смонавтика, зам..реть

3) уб..диться, с..мпатия, изб..гающий

4) пож..леть, загр..мировать, ан..литический

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) заст..лю, соб..ратель, ч..мпионат

2) выч..сть, оп..раясь, разр..кламированный

3) п..рила, пост..рать, бл..снуть

4) среднев..ковый, разм..стить, сод..ржательный

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) экз..менатор, парад..ксальный, пол..скать (кошку)

2) ав..нгард, утр..мбовать, возг..рание

3) фил..рмония, рест..врировать, безотл..гательный

4) ц..ремония, заг..релый, неприк..сновенность