Государственное управление в начале 20 века. Органы государственной власти и управления во второй половине XIX– начале XX века

Государственное управление в начале 20 века. Органы государственной власти и управления во второй половине XIX– начале XX века
Государственное управление в начале 20 века. Органы государственной власти и управления во второй половине XIX– начале XX века

Раздел III. Государственное управление в

первой половине XX века.

ЩЕЧОК СЛАЙДА

Революция имела в себе несколько направлений:

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Вооружённые восстания (Моряков на броненосце Потёмкин, Декабрьское вооружённое восстание в Москве)

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Крестьянские волнения – крестьяне стали захватывать помещичьи земли и распределять их между собой, убивать помещиков

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Политические убийства

Политические убийства

Всего с 1901 по 1911 г. жертвами революционного террора стали около 17 тысяч человек (из них 9 тысяч приходятся непосредственно на период революции 1905-1907 гг.). В 1907 году каждый день в среднем погибало до 18 человек. По данным полиции, только с февраля 1905 г. по май 1906 года было убито: генерал-губернаторов, губернаторов и градоначальников - 8, вице-губернаторов и советников губернских правлений - 5, полицеймейстеров, уездных начальников и исправников - 21, жандармских офицеров - 8, генералов (строевых) - 4, офицеров (строевых) - 7, приставов и их помощников - 79, околоточных надзирателей - 125, городовых - 346, урядников - 57, стражников - 257, жандармских нижних чинов - 55, агентов охраны - 18, гражданских чинов - 85, духовных лиц - 12, сельских властей - 52, землевладельцев - 51, фабрикантов и старших служащих на фабриках - 54, банкиров и крупных торговцев - 29.

а) землевладельческую (в неё входили все владевшие более 150 десятина ми земли)

б) городская (мещане, ремесленники, купцы, торговцы);

в) крестьянская курия

г) рабочая курия.

3. Выборы были косвенными (т. е. избиратели голосовали не за кандидатов, а за коллегию выборщиков)

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Землевладельцы избирали выборщиков от губернии, которые избирали депутатов Государственной Думы; (две ступени)

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Горожане избирали выборщиков от городов, выборщики от городов избирали выборщиков от губерний, которые избирали депутатов ГД (три ступени)

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Крестьяне избирали волостных выборщиков, волостные избирали уездных, уездные – губернских, губернские избирали депутатов Государственной Думы (четыре ступени).

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Рабочие избирали съезд уполномоченных, они избирали губернских выборщиков, которые избирали депутатов ГД).

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Дума избиралась на 5 лет, возглавлялась председателем, которого избирали на один год император имел право её досрочного роспуска. Депутаты ГД могли распределятся по фракциям – партийным группам.

Компетенция Государственной Думы:

1. Рассмотрение и принятие законов (эти полномочия были ограничены, т. к. в промежутках между сессиями император имел право издавать указы, имеющие законодательную силу, которые потом должны быть утверждены ГД)

3. Депутатские группы имели право обращения с запросом к министрам и главе правительства

За всю предреволюционную историю в России работало четыре состава Государственных Дум:

Первая Дума проработала всего 72 дня (с 27 апреля по 8 июля 1906 г) – большинство в ней принадлежало кадетам и трудовикам (представителям крестьянства), главным вопросом, который обсуждался там, был аграрный. Депутаты ГД предложили насильственно изъять помещичьи земли, но правительство выступило резко против этого. Дума была распущено из-за своей революционности.

Вторая Дума проработала 102 дня (с 20 февраля по 3 июня 1907 г.) – в ней принимали участие социал-демократы, большинство опять было у кадетов и октябристов, была также распущена из-за своей революционности (формальный предлог – обвинение депутатов социал-демократов в подготовке мятежа, Столыпин потребовал лишить их депутатской неприкосновенности, Дума отказалась и за это была распущена).

Правительственным кругам стало ясно, что крестьянство перестало быть опорой самодержавной власти (это был первый звоночек – крестьянам нужна была земля, а кто там у власти их уже не волновало).

3 июня 1907 г. был издан новый избирательный закон с одновременным роспуском ГД (увеличивалось представительство помещиков и одновременно уменьшалось представительство крестьян).

Третья Дума – единственная, которая проработала полный срок (с ноября 1907 до июнь 1912 гг.) большинство было у правых монархических партий и октябристов. В целом Дума поддержала реформу Столыпина аграрную.

Четвёртая Дума (ноябрь 1912 – февраль 1917 гг.), она была распущена, об этом поговорим немного позже.

Государственный Совет – превратился в верхнюю палату Российского парламента, половина его членов назначалась царём, другая половина избиралась от земств,

дворянских обществ,

торгово-промышленных комитетов,

духовенства,

университетов,

члены его избирались на 9 лет, каждые три года Государственный Совет должен обновляться на 1/3.

Главная задача Гос. Совета – одобрение законов, принятых Государственной Думой.

Процедура принятия законов состояла из следующих этапов:

(КАЖДЫЙ РАЗ ПО ЩЕЛЧКУ)

Особое совещание по топливу – распределяло топливо между потребителями, осуществляла реквизицию топлива (принудительный выкуп по фиксированным ценам)

Особое совещание по продовольствию – проведение реквизиции продуктов.

Особое совещание по перевозкам – имело право принудительного использования транспорта по снабжению армии и флота

Чтобы лучше понять, что представляла собой Россия в конце 19 - начале 20 века, я хочу привести слова Льва Толстого из его письма Николаю 2 от 16 января 1906 года. Лучше ситуацию в России той эпохи не описал ни один из историков.

Россия находится в положении усиления охраны, то есть вне закона. Армия и полицейские (явные и тайные) увеличиваются. Тюрьмы переполнены. К политическим заключенным теперь приравнивают даже рабочих. Цензура дошла до нелепостей запрещений, которых не достигала никогда. Религиозные гонения никогда не были столь сильны. В результате те 100 миллионов, на которых зиждется могущество России, нищает. Нищает так, что голод стал теперь нормальным явлением. Еще 50 лет назад, при Николае 1, престиж царской власти стоял очень высоко. Теперь же он упал так, что даже представители низших сословий критикуют не только правительство, но уже и царя.

Лев Толстой

Население

Первая официальная перепись населения (без экономического подтекста) в российской Империи прошла в 1897 году и насчитала в стране 125 млн человек. Вторая перепись 1914 года зафиксировала 178,1 млн человек (за 17 лет прирост 53,1 млн). Темпы прироста населения были высокими и было подсчитано, что если России удастся без внешних и внутренних потрясений пройти до середины 20 века, то численность населения в стране составит порядка 350 млн жителей.

Россия в начале 20 века была многонациональной страной. Та же перепись 1914 года зафиксировала следующий состав населения:

  • Русские - 44,6%
  • Украинцы - 18,1%
  • Поляки - 6,5%
  • Евреи - 4,2%
  • Белорусы - 4,0%
  • Казахи - 2,7%
  • Остальные народы - каждый не более 2%

Официальный язык Российской Империи начала 20 века - русский. При этом притеснений по языковому признаку не было и другие народы могли использовать свой язык для общения.

Сословия

Важная характеристика российского населения начала 20 века - сохранение сословий. Основная масса населения - крестьяне, сословие которых составляло чуть более 80% населения страны. Дворян в России было примерно 1,5%, но это было ведущее сословие, которое скрепляло власть. Дворянство не было единым, подразделялись на потомственное и личное.

Проблема дворянства стояла остро в России, поскольку по реформе 1861 года дворяне формально лишались всех прав исключительного землепользования. Это стало отправной точкой, после которой позиции дворянства стали ухудшаться, а вместе с ними власть Императора становилось все менее крепкой. В результате случились события 1917 года.

Отдельное важное сословия в России - духовенство. В начале 20 века оно делилось на разряды:

  • Черное (монашествующее). Монахи, которые приняли обет безбрачия.
  • Белое (приходское). Священники, которым позволено иметь семью.

Несмотря на важный статус духовенства, церковь продолжала находиться под контролем государства.

Автономии

Автономии - это характерная черта развития российского государства. Империя, присоединяя новые земли в свой состав, в большинстве случаев предоставляла этим землям автономию, сохраняя их национальные традиции, религию и так далее. Наиболее полной автономия была у Финляндии, которая обладала собственным парламентом, законодательством и деньгами. Я специально подчеркнул эту систему сохранения автономий, которая была актуальна еще в начале 20 века, чтобы вы сравнили - как присоединяла регионы Россия, и как это делали страны Запада. Достаточно вспомнить, что в результате колонизации Северной Америки европейцами, индейцы (коренное население практически полностью было истреблено, а та часть, что осталась жива, была помещена в специальные резервации - загоны для скота, выбраться откуда невозможно.

Автономия также предоставлялась народам Прибалтики и Польши на западе. Автономия этих регионов была урезана в плане политических свобод, поскольку, например, польское население всегда выступало за восстановление польского государства, а значит активно подпольно боролось против России.

Наилучшим показателем сохранение культурной целостности автономий была религия. Несмотря на господство православной церкви (76% населения), сохранялись и другие религии: мусульманство (11,9%), иудаизм (3,1%), протестантизм (2,0%), католицизм (1,2%).

Территория

В начале прошлого столетия территориально был пик масштабов России, и естественно это была самая большая страна в мире. Западные границы государства проходили с Норвегией, Германией, Австро-Венгрией и Османской империей.

В состав российского государства входили: современная Молдова, Украина, Белоруссия, Латвия, Литва, Эстония, Финляндия, частично Польша. Хочу отметить, что нынешняя столица Польши, Варшава, в начале 20 века входила в состав России.


Мы рассмотрели территорию России в Европе, поскольку это был тот театр, где происходили основные действия той эпохи. Если говорить об Азии - там в составе России также были включены полностью все государства, которые в дальнейшем присоединились к СССР.

Управление и законы

Россия в начале 20 века продолжала оставаться монархией, когда в 1-ой статье свода законов страны было записано, что “император есть самодержец с неограниченной властью”. Власть в стране передавалась по наследству, старшему в роду. При этом предпочтение отдавалась лицам мужского пола.


Система управления

Главной фигурой в стране был Император. Ему принадлежали основные функции в управлении страной. Сама династия Романовых и все лица, которые к ней относились, имели влияние на императора и оказывали влияние на политику России. По законам того времени членом правящей династии могли быть только православные, поэтому когда в династию вливались представители других стран их тут же крестили в православную веру.

С 1810 года в России функционировал Государственный Совет - совещательный орган, который предоставлял законодательные идеи Императору, но принятие закона это была функция исключительно Императора.

Исполнительная власть сосредотачивалась в руках Министерств. Над министерствами не было правительства и премьер-министров. Каждый министр отчитывался напрямую перед правителем (в этом особенность имперского режима). Важнейшие Министерства Российской империи конца 19 - начала 20 века: внутренних дел, военное, иностранных дел, финансов и народного просвещения. Министерства создавали огромное количество чиновников. По официальной статистике в России в начале 20 века на 3 тыс человек населения приходился 1 чиновник . Это был самый большой бюрократический аппарат в мире. Типичной проблемой царских чиновников была коррупция и взяточничество. Во многом этому способствовали низкие зарплаты. Явной проблемой большого аппарата чиновников было неспособность принимать важные решения быстро.

Судебные функции

Высшая судебная власть в стране, еще со времен Петра 1 , принадлежала Сенату. Он выполнял функции судебной власти, надзорных органов и интерпретации законов. Сама судебная власть опиралась на судебную реформу 60-х годов 19 века. В России практиковалось равенство, суды присяжных и гласность. На практике же все-равно сохранялось неравенство, поскольку многочисленные законы Российской Империи оставляли множество лазеек для адвокатов. Кто мог их нанять - тот и побеждал в судах.


Относительно судебной системы России начала 20 века важно отметить, что особый способ судебных разбирательств применялся к политическим преступникам (к таковым можно было при большом желании отнести любого). После убийства Александра 2 был принят закон «О сохранения порядка и общественного спокойствия». По нему - в отношении политических заключенных вердикт выносился не судом, а чиновниками .

Местное самоуправление

система местного самоуправления функционировала на основе законов 60-х годов 19 века. На местах создавались земства, которые решали исключительно местные вопросы (строительство дорог, школ и так далее. К началу 20 века функции земства несколько изменились. Теперь над ними был выстроен бюрократический аппарат, полностью контролирующий все функции местных органов власти.

Органы самоуправления подразделялись на:

  • Городские. Формировались Городские Думы, в которые могли избираться только владельцы домов в городе.
  • Сельские. Формировались сельские сходки или “миры”.

С каждым годом роль местных органов становилась все ниже, и над ними появлялись все новые контрольные организации.

Армия и охрана

Вопросами внутренней безопасности занимался Департамент полиции (аналог нынешнего МВД). Полицейская сеть была разветвлена и в целом со своими функциями справлялась недостаточно хорошо. Достаточно вспомнить только многочисленные покушения на членов императорского дома, чтобы в этом убедиться.

Численность армии в начале 20 века превысила 900 тыс человек. Армия продолжала оставаться регулярной, формирующейся по принципу воинской повинности. Повинность была всеобщая, но предоставлялись льготы. От службы в армии освобождались единственные сыновья в семье, кормильцы, учителя и врачи. Сегодня много говорят о том, что армия Российской Империи была лучшей в мире. С этим точно можно поспорить. Достаточно вспомнить русско-японскую войну , чтобы понять, что проблемы в армии и в ее управлении были существенными. Ограниченность командования также подчеркивает и Первая мировая война , в которую Россия вошла практически без артиллерии (командование было убеждено, что это бесперспективный вид вооружения). В реальности же 75% всех потерь той войны были от артиллерии.


Экономика

Проблемы, которые были характерны России конца 19 века, нашли свое отражение в экономическом развитии страны в начале 20 веке. Ведь не случайно на этот этап приходится 2 революции и значительное недовольство населения. На экономику той эпохи есть 3 точки зрения:

Если выделять основные черты российской экономики того периода, то можно выделить: формирование монополий, сохранение во многом крепостной системы хозяйствования, полная зависимость экономики от государства, неравномерность экономического развития регионов.


Государство предпринимало попытки решить проблему, которые накопились в экономике. Для этого были предприняты реформы Витте и аграрная реформа Столыпина . Кардинально эти реформы ситуации не изменили и в начале 20 века в России наблюдалось падение производства и уровня жизни большинства населения. Именно тут кроется тот социальный динамит, который взорвался в 1917 году.

Ситуация в деревне

Очень важными для понимания ситуации в русской деревни конце 19 - начале 20 века, являются события 1893 года. В этот год был принят закон, ограничивающий право общины на передел земли. Теперь землю делили 1 раз в 12 лет. Что это значит? Каждые 12 лет земля делилась заново. То есть община забирала земельный участок у одного крестьянина и отдавала другому. Часть историков говорит о малой значимости этих событий, но это не так. Земельный вопрос всегда на Руси стоял очень остро и большинство бунтов, восстаний и революций случалось именно из-за земельного вопроса. Наилучшим образом представляют значимость закона 1893 года последующие события. Достаточно прибавлять по 12 лет, что убедить в этом. Получаются следующие даты:

  • 1905 (1893 + 12) - первая революция
  • 1917 (1905 + 12) - февральская и за ней октябрьская революция
  • 1929 (1917 + 12) - начало коллективизации

Из-за особенностей передела очень страдало сельское хозяйство. Смысла вкладываться в землю не было. Все равно через 12 лет этот участок отдадут другому. Поэтому нужно было за 12 лет выжать максимум, а дальше пусть другой хозяин думает о восстановлении урожайности земли. И такая точка зрения была массовой!

Еще раз хочу подчеркнуть годы передела земли: 1905, 1917, 1929. Это важнейшие года русской истории, и если их рассматривать без учета специфики передела земли - понять реальные события в русской деревне в России начала 20 века невозможно. Ведь подавляющее большинство населения были крестьяне, а их кормит земля. Поэтому в буквальном смысле слова - крестьяне за землю были готовы убивать.


Международные отношения

После царствования Александра 3, Россия очень часто характеризовалась страной мощной, но слишком отдаленной от европейских политических процессов. Это полностью соответствовало интересам Империи, и Николай 2 обещал продолжить эту политику. Этого сделать не удалось. в результате чего Россия оказалась втянутой в мировую войну.

В начале 20 века наблюдался подъем Германской Империи, которая становилась сильнее с каждым годом и демонстрировала признаки подчинить Европу себе. Если рассматривать этот процесс объективно - России Германия никак не угрожала, но Николай 2, гарантирующий на словах путь Империи на изоляцию от европейских интриг, на деле испугался германию и начал искать союзников. Так началось сближение с Францией, а после подписания франко-английского договора образовалась Антанта. Я не буду сейчас детально описывать идиотизм поведения Николая 2 (эта тема хорошо разобрана в материале про первую мировую), но именно его страх Германии, позволил втянуть Россию в войну, где ее союзники по Антанте (Франция и Англия)вообще никак не помогали и больше мешали.

Традиционный соперник России - Османская империя - переживала явный упадок и все чаще в российском обществе поднимались вопросы, что надо бы у Турции отобрать Константинополь. Примечательно, что это должно было произойти (все документы были подписаны) после Первой мировой. Именно здесь кроется одна из причин, почему Западные страны так быстро признали российскую революцию легитимной

К началу XX в. в Российской империи сохранялась система государственного управления, одним из характерных признаков которой была значительная бюрократизация. Первое место среди высших государственных учреждений страны принадлежало Государственному Совету. Члены и председатель Совета назначались царем, а по должности в его состав входили министры. До своей реорганизации в 1906 г. Совет являлся высшей законосовещательной инстанцией. Предварительное обсуждение законопроектов, вносившихся по воле царя, происходило в департаментах, которые играли роль подготовительных комиссий. Затем рассмотренные законопроекты поступали на общее собрание Государственного совета. Если Государственный совет не приходил к единому мнению, монарху представлялись различные точки зрения. Решения по ним принимал он единолично, при этом мог встать на точку зрения меньшинства.

К высшим государственным учреждениям относились также Сенат и Синод. Сенат окончательно потерял свое значение высшего органа государственного управления и превратился в орган надзора за законностью действий правительственных лиц и учреждений и высшую кассационную инстанцию по судебным делам.

Непосредственная исполнительная власть принадлежала министерствам (важнейшие – внутренних дел, военное и военно-морское, финансов, иностранных дел, народного просвещения). До 17 октября 1905 г. в России не было объединенного правительства, хотя формально существовали Комитет министров и Совет министров. Если Комитет министров, призванный заниматься совместным обсуждением дел, которые требовали согласования между несколькими ведомствами, иногда собирался, то Совет министров с 1882 по 1905 г. вовсе бездействовал.

В России не существовало должности премьер-министра. Каждый министр докладывал о делах непосредственно императору. Ему также напрямую подчинялись генерал-губернаторы и градоначальники Москвы и Петербурга. Вся эта структура строго соответствовала идеалам самодержавной монархии, но с усложнением задач государственного управления в начале XX столетия стала давать сбои.

Исполнение воли монарха должно было осуществляться многочисленным чиновничеством. К началу XX в. в стране насчитывалось свыше 430 тыс. чиновников, т. е. один на каждые 3000 человек населения. По тем временам это был самый большой бюрократический аппарат в мире. В образованных слоях общества чиновник являлся объектом насмешек и издевок. Маленькие оклады чиновников, особенно на низких ступенях иерархической лестницы, способствовали взяточничеству и коррупции. Но в целом государственный аппарат был неплохо приспособлен для исполнения своих функций в обычное, спокойное время, хотя являлся малоподвижным, неинициативным и неспособным к быстрому реагированию в критических ситуациях.

Введение 2 Глава 1. Политическое развитие России на начало 20 в. 3
Глава 2. Государственное управление в Российской империи в нач. 20 в. 6
Заключение 9
Список литературы 10

Введение
Российское государство проходит уже достаточно долгий тысячелетний путь развития и государственного управления вместе с ним развивалось и эволюционировало. Начиная с древних князей, и княгине Ольги, что внесла большой вклад созданием устава, до сегодняшних дней. И всегда перед государственной властью стоит вопрос об усовершенствовании государственного и местного управления.
Начало 20 века рассматривается в отечественной истории, как предвидение революционный борьбы больших масс населения с самодержавным строем.
Система государственных органов взяла начало на совершенствование в 19 веке, и продолжалась с приходом 20 века. Именно данный период был ознаменован значительными переменами как в политической так и государственной жизни. В это время под сильном напором как внутри страны так и на международной арене верховная власть вынуждена будет предпринять ряд либеральных акций, и даже фактического ограничения самодержавия. На практике реализовывается идея создания учредительного органа представительность власти и уже начинает разрешаться легализация оппозиционная политическая деятельность.
Целью работы является изучение системы государственного управления России складывающиеся в начале 20 века.
Глава 1. Политическое развитие России в 20 веке.

В начале 20 века Россия продолжает оставаться самодержавной монархией. Все ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная) продолжала оставаться в руках императора. Император со своей семьей продолжали владеть крупными участками земли, а так же предприятиями.
В статье 1. Основных законов государства того времени гласила: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Таким образом тот вид государственной власти который был в России подразумевал полностью независимость от любых государственных органов в том числе и парламента. В это время монарх считается «помазанником» Божьим, и право издательства законов принадлежало только ему.
После указа Павла 1, монархия в России становилась наследственной, по началу первородства и с отдачей предпочтения мужскому полу.
Такого рода власть в России считалась обычным явлением, к положительному моменту принятия такой формы можно и отнести то, что большая часть России была православной веры, а царь в это время был не только главой государства, но и главой Русской православной церкви, и непосредственно назначал лиц на высшие церковные чины.
Немаловажную роль в правлении играла императорская фамилия. Все члены семьи должны быть исключительно православные, так что датские принцессы выходя за мужчин из рода Романовых, обязаны были принимать православную веру.
После смерти императора Александра 3 в 1894 году, на престол взойдет его сын Николай 2 (годы правления его 1894-1917). Часть общества с либеральным настроем надеялась на смену жесткого консервативного курса – политической модернизацией. Но как показал ход истории, ожидания эти были напрасны. Николай 2 продолжил курс своего отца.
Начало 20 века, было критическим временем, чувствовалась необходимость перемен, и фигура Николая 2 на политической арене, была не ко времени. Большое влияние на взгляды императора, оказал его учитель – К.П. Победоносцев, который был высоко образованным, но поддерживающим крайне консервативные взгляды. Именно с его подачи, Николай 2 был убежден что неограниченная монархия единственный возможный тип политического устройства России.
Николай 2 большое внимание уделял своей семье. В 1894 г. Он женился на Александре Федоровне, от которой у него было 4 дочери и сын. Николай 2 считал самодержавие дело семейным, и хотел передать в будущем свой престол сыну.
По мнению таких исследователей, как И.В.Волков, М.М. Горинов: «Николай 2 проявлял полное равнодушие ко всему, что не входило в рамки придворной жизни и семейных отношений. Примером тому может служить Ходынская трагедия. В день коронации нового императора 18 мая в 1896 году, на Ходынском поле погибло около полутора тысячи человек. На что Николай 2 не только не отменил празднование, но и принимал участия в увеселительных мероприятиях, не объявив даже траур по погибшим».
На главные посты Николай 2 предпочитал ставить своих родственников, независимо от их компетенции в деле. В результате этого во время кризиса в стране на высших постах были не кем неподконтрольные главы.
Многие члены семьи могли влиять на политическую и экономическую сторону жизни страны. Не редкость возникали конфликты между различными группами в царской семье и их окружении.
Большой вред самодержавию в это время приносит личность Григория Распутина, которого народ воспринимал как символ разложения российского самодержавия.

Глава 2. Государственное управление в Российской империи в начале 20 в.

В начале 20 в. Сохраняется государственное управление прошлого века с характерной чертой – бюрократизацией. Высшим звеном среди государственных учреждений остается Государственный Совет, который был создан в 1820 г. По инициативе Сперанского. В его состав входили по должности – министры. Члены и председатель совета назначались царем. Он представлял собой высший законосовещательный орган до его реорганизации в 1906 г. Законопроекты что вносил царь, предварительно обсуждались в подготовительных комиссиях, так называемых – департаментах. Затем после рассмотрения департаментом законодательных проектов, они выносились на общее собрание Государственного совета. При спорных вопросов в Государственном Совете, монарху приходило несколько точек зрения. Решения по ним монарх принимал единолично, независимо от количества человек, которые поддержали тот или иной вариант.
К высшим государственным учреждениям относили так же Сенат и Синод. Те функции и значение что выполнял Сенат в прошлые годы, в начале 20 в. Утрачиваются, он начинает выполнять функции надзора за законностью деятельности правительственных лиц, а так же стал высшей кассационной инстанцией по судебным делам.
Исполнительная власть была в руках министерств, из них наиболее важными в этот период были министерства по внутренним делам, военные, военно-морские, народного просвещения. До 17 октября 1905 г. В России объединенного правительства не существовало. Хотя формально был Комитет Министров и Совет Министров. При этом Совет министров бездействовал в период с 1882 по 1905 гг.
Каждый министр, докладывал о своих делах лично императору. Так же Императору докладывали на прямую о своих делах генерал губернаторы и градоначальники таких городов как Москвы и Петербурга. Вся структура не выходила за рамки самодержавия монархии, но в связи с усложняющимися задачами управления в начале 20 в. Система стала давать сбои.
Выстроенная система государственного управления, вынуждена была обслуживаться множеством чиновнического аппарата, что непременно ведет к большой бюрократизации. И в начале 1900-х гг. Россия имела самый бюрократический аппарат, который включал в себя 430 тысяч чиновников.
Оклады чиновников, были мизерными, что приводило к взяточничеству и коррупции. В целом аппарат мог не плохо работать в мирное время, но в кризисное время он становился неинициативным, малоподвижным и не способным к быстрым изменениям.
Судебное устройство оставалось почти неизменным после судебной реформы в 60-х г. 19 века. Функционировал суд присяжных. Суд носил гласный характер и имел состязательность сторон. Однако оставался неизменным распоряжение по которому каждого человека, подозреваемого в политических преступлениях. Судил не суд присяжных, а чиновник с сугубым своим мнением.
Вопросами по охране государственной безопасности занимался департамент полиции.
Одним из главных и традиционных институтов в России была – армия. В начале 20 века ее численность была более 900 тысяч солдат. Действовала всеобщая воинская повинность, но вместе с тем действовало много льгот и отсрочек. Примером могут служить льготы на единственного сына в семье, старших братьев которые были кормильцами, учителей и врачей. Офицерские чины были высокопрофессиональными.
Не малую роль в организации страны занимало и местное самоуправление. Было оно закреплено в форме земств в 60-х годах 19 века. Они избирались крестьянами и так называемыми «городскими обывателями». Они занимались вопросами здравоохранения, народным образованием, статистикой и агрономией. Происходит процесс усиления дворянства. Происходит усиление бюрократической опекой. В городах присутствовало городское самоуправление, в сельской местности вопросы решались на сходах, называемые «миром».
Законы затрагивали все сферы жизни и их проблемы: экономика, социальная и культурная сфера. Русские правоведы того времени очень высоко ценились в мире.
Совместить традиционные устои в организации власти с идеей проведения реформ, пыталась верховная власть и государственный аппарат, однако, конечные цели реформ четко не осознавались.
Примером, может служить Манифест от 26 февраля 1903 г. Где сказано « хранить вековые устои российской державы» и подавлять «смуту», так же в нем говорилось о расширении свободы вероисповедания и идти по пути ослабления «социальной неравностью» крестьян, а это около половины населения страны.
Таким образом, казалось, что то развитие страны, достаточно спокойное, обычного склада продвижения дел, будет продвигаться и дальше. Подобное мнение высказывал государственный секретарь, а позже он стал министром внутренних дел В.К.Плеве: «Россия имеет свою отдельную историю и специальный срой». Но к сожалению, исполнительные структуры не были готовы к тем глубоким рыночным преобразованиям, на порог которых стала Россия.

С 1900- х годов в России быстрыми темпами начинают назревать революционная ситуация.
Основной проблемой в период с 1900 по 1917 года в государственном управлении явился раскол общества, произошел раскол между царем и населением, произошла двойственность системы власти и управления. Создавались новые государственные органы, начали действовать различной направленности партии.
Но несмотря на все шаги от верховной власти, Николай 2 меньше всего желал и менее всего хотел проводить политические реформы. Он был убежденным сторонником самодержавия, за кардинальный консерватизм, чем обязан своему учителю - К.П. Победоносцеву. Он не представлял себя со статусом ограниченного в правах, т.к. это не соответствовало его воспитанию, обучению, мировоззрению, характеру. Россия для него была «как личная собственность Романовых». Решения, которые шли навстречу народу, были приняты запоздало. Страна была готова получить свои права путем революции.

Список литературы

Игнатов, В.Г. История государственного управления в России / В.Г. Игнатов – Ростов –на –Дону, 2007.Орлов, А.С. История России: учебник / А.С. Орлов - М.: Проспект,2007Приходько, А.М. Становление министерской системы управления / А.М. Приходько – М.: М.: Проспект, 2008. Рашин, А.Г.Население России за 100 лет (1811-1913) / А.Г.Рашин- М.: Проспект, 2006. Сахаров, А.Н. Учебник истории. 19 век / А.Н.Сахаров - М.: Проспект, 2010.
Сахаров, А.Н. Учебник истории. 19 век / А.Н.Сахаров - М.: Проспект, 2010. -260-265 с.

Сахаров, А.Н. Учебник истории. 19 век / А.Н.Сахаров - М.: Проспект, 2010. -67 с.

Приходько, А.М. Становление министерской системы управления / А.М. Приходько – М.: М.: Проспект, 2008. – 80-102 с.

Приходько, А.М. Становление министерской системы управления / А.М. Приходько – М.: М.: Проспект, 2008. – 99-101 с.