На каникулы с умом. Как подготовить ребенка к отдыху летом? Скоро на учебу: как подготовить ребенка к школе после летних каникул

На каникулы с умом. Как подготовить ребенка к отдыху летом? Скоро на учебу: как подготовить ребенка к школе после летних каникул
На каникулы с умом. Как подготовить ребенка к отдыху летом? Скоро на учебу: как подготовить ребенка к школе после летних каникул

Все мы знаем, как важно не забывать летом о будущей учёбе. И все, как правило, упускаем эту педагогическую возможность. Ну какие списки летнего чтения или, скажем, упражнения по математике, когда ещё не все лужи замерены и не все бабочки посчитаны? Последние летние деньки тратить на подготовку особенно обидно! В итоге первое сентября обрушивается на родителей и ребёнка, как лавина. Успели собрать все учебники с канцтоварами - уже хорошо. Тут-то и выясняется, что за три месяца знания основательно выветрились из детских голов, да и режим стал совсем не школьным.

Не переживайте! Как оперативно и безболезненно вернуть ребёнка в рабочее русло, вы узнаете ниже. Правда, вам необходимо понимать, что период адаптации длится как минимум 2 недели, а у некоторых детей, особенно маленьких, он запросто доходит до одного-полутора месяцев.

Ищем повод для оптимизма

Для начала родителям самим нельзя киснуть и заражать ребёнка разочарованием в связи с окончанием отпуска или каникул. Ура, школа! Ура, старые друзья! Ура, новые предметы! По крайней мере, так можно настраивать маленьких школьников.

С умудрёнными учениками средней школы фокус может не пройти. Как правило, в ход идёт «классика»: ребенку рассказывают о том, что он станет дворником, если будет учиться плохо, или, скажем, финансистом, если постарается. Это заявление многих пугает, но при этом никого не мотивирует. Детям слишком сложно оценить и представить то, что будет с ними через десяток-другой лет. Куда лучше напомнить маленьким умникам, что за средней школой следует старшая. Время фантастических приключений и невероятной свободы, когда ты, дорогой друг, получишь право совершенно самостоятельно… ну, например, распоряжаться карманными деньгами, добираться на общественном транспорте до кружков или загружать приложения в телефоне. В общем, обрисуйте заманчивую, реалистичную и не слишком отдалённую перспективу, к которой приведёт хорошая учёба в средней школе.

Намечаем цели

«Ходить в школу» и «проходить предметы» от этих выражений так и веет безысходностью и отсутствием мотивации. Ещё не поздно обсудить с ребёнком, зачем он всё это делает. Какие у вас с ним цели на конец четверти и года? И что нужно сделать для их достижения? Определившись с целью, обсудите шаги по её достижению. Процесс разбейте на мелкие понятные части. Можно даже составить специальный календарь, чтобы отмечать прогресс.

Не теряйте связи с действительностью. Например, осенняя простуда практически неизбежна. А значит, далеко не каждую неделю ребёнок сможет ставить галочки в своём плане. Ничего страшного.

Выстраиваем режим

Речь идёт и о режиме жизни, и о режиме учёбы. Во-первых, стараемся навести порядок со временем отхода ко сну и пробуждением. Если ребёнок привык не спать до позднего часа, постепенно, по полчаса за раз, возвращаемся к раннему укладыванию.

Во-вторых, разбираемся с новой программой. От изобилия информации у чада, скорее всего, голова пошла кругом, и кое-какие важные подробности могли вылететь из одного уха с той же скоростью, с какой влетели в другое. На первых порах стоит засесть с ребёнком вместе за новое расписание. Детально уточните все школьные требования. Таким образом вы, во-первых, снизите стресс, потому что предсказуемость даёт ребёнку чувство контроля. А, во-вторых, вы сократите число ситуаций вроде «а я прослушал про дневник погоды» и «ой, завтра надо сдать презентацию». Ну и, в-третьих, вы выясните, не перебрали ли вы по осени с целями и задачами, секциями и кружками. Чтобы прирождённые трудоголики ни говорили о том, что отдых - это смена деятельности, в расписании ребёнка всегда должно оставаться хотя бы немного времени для… безделья! И это время он, по-честному, имеет право потратить по своему усмотрению.

Украшаем действительность

Чередование каникул и учебного года не должно казаться ребёнку чередованием заточения и воли. Ищите в учёбе хорошие стороны или создавайте их сами. Если ребёнок заинтересовался каким-то предметом, подогревайте его любопытство, предлагайте ему дополнительные книги или интересные фильмы, связанные с темой.

Обратите внимание на организацию места для уроков в доме. За лето ребенок, определённо, подрос, и, возможно, ему потребуется новая мебель. Обязательно проверьте высоту стула, стола, чтобы не спровоцировать ребёнку проблемы со спиной.

Красота - в деталях. Попробуйте необычно упаковывать школьный ланч. Или, как вариант, к комплекту полезных школьных вещей добавьте вещи симпатичные и бесполезные. Особенно ценно то, чем можно поразить одноклассников. Каждый год детей захлёстывает какая-нибудь новая мода, нередко на что-то относительно бюджетное, наподобие резиночек для плетения браслетов. Будьте в курсе детских увлечений. Статус знатока резинкоплетения может здорово мотивировать не пропускать уроки.

Освежаем память

Забыть за лето школьную премудрость и нахвататься троек в первой четверти - дело обычное. В эти дни лучше отложить в сторону родительскую гордость вида «мой ребёнок делает уроки сам» и засесть за стол вместе с чадом. Не злитесь, если ребенок вдруг перестал понимать задания, которые раньше щёлкал, как орехи.

Прежде, чем приниматься за домашнюю работу, по всем проблемным предметам поднимите старые записи и учебники. Полистайте их вместе с ребёнком и разберитесь, где образовались пробелы. Учительнице может быть совершенно некогда этим заниматься, а вот вы спокойно поэтапно повторите пройденное заново. После этого новая информация без труда ляжет на подготовленную почву.

Да и каким бы тяжёлым ни было начало года, как бы недовольны вы ни были, не скупитесь на добрые слова. Есть хоть какой-то прогресс - хвалим! Да, и конечно, хвалить надо не столько оценки, сколько само усердие. Ведь отметки ребёнку будут в жизни ставить не всегда, а вот стараться нужно в любом деле.

Ищем союзников

Присмотритесь к новым учителям, выясните, какие у них с ребёнком складываются отношения. С учителями нужно встретиться, хотя бы немного поговорить и выяснить у них, на что обращать внимание, а о чём можно не волноваться.

Расспросите ребёнка и о его одноклассниках. После дачной компании, например, в классе может быть одиноко, особенно, если это первый класс. Постарайтесь найти возможность подружить ребёнка с кем-нибудь, пригласить потенциального товарища в гости, если так проще - вместе с его родителями. Верный друг - это и повод торопиться в школу и - только тс-с-с! - человек, который всегда поможет с домашним заданием.

Искренне сопереживаем

Маленьким детям бывает просто тяжело расставаться с родителями перед школой. Их могут одолевать страхи: «А вдруг мама за мной никогда не придёт!?» Поэтому не просто не опаздывайте за ребёнком в школу, а лучше приходите на пять минут раньше, пусть он видит, что вы скучали по нему также, как и он по вам.

Кроме того, важно не суетиться и не портить момент прощания. Выработайте свой собственный ритуал, на который у вас всегда должно хватать времени. Он может включать объятия, какие-то тёплые слова. Вы можете дать ребёнку с собой какую-то вещь, которая будет напоминать о вас. Конечно, это должно быть что-то, что соответствует школьным нормам. Например, счастливый карандаш.

Обсуждайте с ребёнком прошедший школьный день с любопытством и без давления. Заметим, что у детей есть манера отвечать на вопросы вроде «Ну, как сегодня в школе?» многозначительным «Ничего». Обхитрить их легко. Придумывайте более конкретные вопросы вроде «Что у вас было на втором уроке?», «Чем сегодня кормили?» или «Что самое интересное было на биологии?». Такие вопросы продемонстрируют вашу заинтересованность и позволят узнать действительно ценную информацию. Скажем, если самым замечательным событием на биологии было падение заснувшего одноклассника со стула, вы будете знать, на какой предмет стоит поднажать.

Все перечисленные приёмы похожи на метод мягкого обучения плаванию. Основная тонкость в том, чтобы не держать ребёнка «на руках» весь оставшийся год. Постепенно снижайте свою вовлечённость, но, разумеется, не отказывая ему в поддержке в критических ситуациях и просто в тяжелые дни. В какой-то момент ребёнок сам начнёт чувствовать себя увереннее и благополучно выйдет в автономное плавание.

Лето заканчивается, и приближается осень... Приближается и начало учебного года. Многих родителей волнует вопрос: как настроить ребенка на учебу после беззаботных летних каникул? И какие шаги нужно предпринять для того, чтобы начало учебного года не стало пыткой для всей семьи и процесс адаптации к школе прошел безболезненно.

За три месяца летнего отдыха юные ученики успевают полностью отвыкнуть от жесткого школьного режима, и быстро вернуться в учебный распорядок дня им очень тяжело. Многое зависит от характера вашего чада, его возраста и темперамента, однако почти у всех детей возвращение к учебе вызывает грусть и радость одновременно. Итак, как же помочь маленькому школьнику перестроиться, избежав стресса?


1. Восстановить режим дня.

В период продолжительных каникул у детей могут возникнуть нарушения сна. Дети, даже дошкольного возраста, в дни отдыха позже укладываются спать и позже встают.
Что можно сделать, чтобы привести в порядок режим дня?
  • За несколько дней до окончания каникул нужно попытаться сместить ночное время сна. Для этого ребенка необходимо начать укладывать в кровать немного раньше, каждый день сокращая время бодрствования на десять минут. Действовать стоит спокойно, не заставляя ребенка, а договариваясь с ним, обсуждая планы на завтра. Утром старайтесь будить школьника пораньше, постепенно приближая время подъема к школьному.
  • Обязательно нужно ограничить время просмотра телевизора и компьютерных игр. Особенно важно следить, чтобы дети прекращали подвижные игры не позднее, чем за два часа до сна. Вечером лучше почитать книги, устроить семейное чаепитие или поиграть в спокойные игры. Это позволит детям успокоиться и быстрее уснуть.
  • Хорошо, если в семье существуют вечерние ритуалы, например, чтение сказок на ночь или небольшая прогулка. Психологи рекомендуют ежедневно соблюдать одинаковый порядок действий перед сном, тогда организм ребенка будет заранее настраиваться на отдых.
  • Помните, что ребенку в начальной школе просто необходимо хорошо высыпаться. Минимум 9-10 часов сна – это обязательно!Найдите стимул для раннего пробуждения. Например, какие-то особые семейные прогулки, на которые чадо будет вставать рано самостоятельно и даже без будильника.
  • За 4 часа до сна исключайте все, что может его перебить: шумные игры, телевизор и компьютер, тяжелая пища, громкая музыка.
  • Используйте средства, способствующие лучшему засыпанию: проветренная комната с прохладным свежим воздухом, чистое белье, прогулка и теплая ванна перед сном и теплое молоко с медом после нее, сказка на ночь (даже школьники любят мамины сказки), и проч.
  • Не позволяйте ребенку засыпать под ТВ, музыку и при свете. Сон должен быть полноценным и спокойным – в темноте (максимум маленький ночник), без посторонних звуков.

За 4-5 дней до школы режим дня ребенка должен уже полностью соответствовать школьному – с подъемом, зарядкой, чтением книг, прогулкой.



2. Развивать двигательную активность ребенка.

Ребенку обязательно нужен активный отдых – прогулки на свежем воздухе, катание на лыжах, коньках, санках, летом – на велосипеде, роликовых коньках или самокате, подвижные игры на улице. Часто в период каникул, особенно когда они сопровождаются праздниками, ребенок большую часть времени проводит дома, что плохо сказывается на его эмоциональном и физическом состоянии. Поддержание физической активности не только приносит пользу здоровью, но и помогает быстрее вернуться к рабочему ритму.

Поэтому чем ближе окончание каникул, тем больше времени стоит уделять двигательной активности. Очень хорошо начинать день с утренней зарядки.


3. Обеспечить ребенку правильное питание

Ребенку необходимо полноценно питаться в любое время года, в том числе и на каникулах. Конечно, в праздничные дни можно позволить небольшие отступления от режима. Но в каникулы нужно организовать детям три полноценных приема пищи, желательно, чтобы они были в тоже время, что и в рабочие дни.
  • Режим питания налаживаем одновременно с режимом сна!
  • Сразу выбирайте такой режим питания, который будет в школе!
  • К концу августа вводите витаминные комплексы и специальные добавки, которые добавят ребенку выносливости на сентябрь, улучшат память, защитят от простудных заболеваний, которые начинают «сыпаться» по осени на всех детей.
  • Август – время фруктов! Покупайте их побольше и при возможности заменяйте ими перекусы: арбузы, персики и абрикосы, яблоки – наполняйте витаминами ваш «кладезь знаний»!

4. Выполнить школьные задания

На длительные каникулы школьникам дают список заданий, которые ребенку следует выполнять, чтобы не потерять полученные знания. Их обязательно нужно делать, но не сразу, а распределив по частям на каждый день отдыха. Так ребенок не переутомится, сможет отдохнуть, но в тоже время не утратит привычку к ежедневным занятиям. Не стоит заставлять ребенка заниматься, важна система мотивации, которая будет вызывать желание успешно справиться с заданием.

  • На уроки уделяйте в день около 30 минут. Час и больше – это слишком много для ребенка на каникулах.
  • Обязательно читайте вслух. Можно делать это вечером, при чтении книги перед сном. Идеальный вариант – чтение по ролям с мамой или папой, это сблизит вас с ребенком и поможет побороть «литературные» страхи перед школой.
  • Если в новом классе у ребенка появляются новые предметы, то ваша задача – подготовить ребенка к ним в общих чертах.
  • Выбирайте одно и то же время для занятий, вырабатывайте у ребенка привычку заниматься – пора вспомнить об усидчивости и терпении.
  • Проводите диктанты – хотя бы маленькие, по 2-3 строчки, чтобы рука вспомнила, каково это – писать ручкой, а не клавиатурой, чтобы вернуть почерку нужный наклон и размер, чтобы заполнить образовавшиеся пробелы в орфографии и пунктуации.
  • Будет здорово, если вы займетесь с ребенком и иностранным языком. Сегодня существует масса вариантов обучения через игру, которая обязательно понравится ребенку.
  • Если с обучением у ребенка – реальные проблемы, то за месяц до школы озаботьтесь поиском репетитора.Желательно, найти такого учителя, с которым ребенку будет интересно заниматься.
  • Распределяйте нагрузку равномерно! Иначе вы просто отобьете у ребенка охоту к учебе.

Как ребенка подготовить к школе морально – настраиваемся на новый учебный год вместе!

  • Устраняем помехи. Не все дети рвутся в школу. Бывает, что для ребенка – это повод вспомнить о проблемах, с которыми он снова столкнется в учебном году (неуверенность в себе, неподтянутая математика, первая безответная любовь и проч.). Все эти вопросы следует решать заранее, чтобы у ребенка не было страхов перед школой.
  • Вешаем веселый календарик с обратным отсчетом – «до 1 сентября – 14 дней». Пусть на каждом листке, который ребенок будет отрывать и складывать в папочку, он пишет о своих достижениях за день – «прочитал рассказ к школе», «начал вставать на час раньше», «сделал зарядку» и проч. Подобный календарик будет незаметно помогать вам настраивать чадо на школьный режим.
  • Создаем настроение. Вспомните, что именно ваш ребенок любит в школе более всего и делайте упор именно на это. Готовьте его к новым достижениям, общению с друзьями, получению новых интересных знаний.
  • Создаем расписание. Летние привычки пора менять. Вместе с ребенком продумайте – какое время оставить на отдых, а какое – на повторение пройденных за прошлый год материалов или на подготовку к новым, какое – на сон, какое – на прогулку и игры, какое – на зарядку (к физической нагрузке тоже нужно готовиться!). Рука наверняка забыла, как писать красивым почерком, а из таблицы умножения в памяти пропали некоторые столбики. Самое время подтянуть все «слабые места».
  • Пустое времяпрепровождение (бесполезные игры на компьютере и дурачества на детской площадке) заменяем полезными семейными прогулками – экскурсиями, походами, посещением зоопарков, театров и проч. После каждой прогулки обязательно делайте вместе с ребенком красивую презентацию (на бумаге или в программе) о проведенном вместе замечательном дне. Выдайте ребенку фотоаппарат – пусть снимает лучшие моменты вашего семейного культурного отдыха.
  • Покупаем школьную форму, обувь и канцелярские принадлежности. Все дети, без исключения, обожают эти моменты подготовки к школе: наконец, появляется новый ранец, новый красивый пенал, забавные ручки и карандаши, модные линейки. Девчонки с удовольствием примеряют новые сарафаны и блузочки, мальчишки – солидные пиджачки и ботиночки. Не отказывайте детям в удовольствии – пусть выбирают себе портфели и канцелярские принадлежности сами. Если к форме в большинстве российских школ отношение весьма строгое, то уж ручки и тетрадки можно выбирать, исходя из собственных пожеланий.
  • Отучайте чадо от телевизора и компьютера с телефонами – пора вспомнить про оздоровление организма, подвижные игры, полезные занятия.
  • Пора начинать читать книги! Если ребенок отказывается читать рассказы, заданные по школьной программе, купите ему те книги, которые он точно будет читать . Пусть читает хотя бы по 2-3 страницы в день.
  • Чаще разговаривайте с ребенком о том, чего он хочет от школы, о его страхах, ожиданиях, друзьях и проч . Так вам будет легче «подстелить соломки» и заранее подготовить ребенка к сложной учебной жизни.

Как подготовить ребенка к школе после каникул. Нашим детям приходится нелегко, усаживаться за школьную парту после отдыха. Многие родители думают, что ребенок в первый же учебный день сам по себе настроится на учебу, сконцентрируется и станет внимательным. «Надо, значит надо!» – говорят взрослые. Они думают, что стоит, как в сказке, произнести заклинание: «Горшочек! Вари!», и мысли настроятся на школьные будни, подготовку уроков, написание контрольных. Но… не варит «горшочек»! Точнее, варит не так быстро, как нам бы этого хотелось. Ребенку необходимо время, чтобы адаптироваться к школе после каникул.

Конечно, сложнее всего детям приходится после самых долгих, летних каникул. Во время каникул резко меняется распорядок всего дня: и сна, и питания, и прогулок. Ребята, как правило, «отсыпаются» до 9–10 часов утра, затем завтракают, много проводят времени на свежем воздухе (мы, по крайней мере, на это надеемся), а спать ложатся поздно, желая посмотреть все интересные фильмы, которых много в праздничные дни. Если в таком режиме ребенок продолжает существовать до последнего дня каникул, то, конечно, переход к учебе дается ему очень нелегко. Отвыкший вставать в 7.00, первые школьные дни он почти спит на уроках. Какая уж тут концентрация внимания и хорошие оценки?

Чтобы облегчить своему ребенку переход от каникулярного времяпрепровождения к школьным будням, нужно придерживаться режима дня и во время каникул. Конечно, идеально, если бы прежний распорядок дня сохранился (подъем в 7.00, ночной сон с 21.30). Но это вряд ли выполнимая рекомендация. Постарайтесь хотя бы в последние 3–4 дня каникул приблизить режим дня к школьному. Возможно, для этого придется настоять на том, что фильм, который заканчивается в 23.30, ребенок смотреть не будет. Пообещайте, что он сможет посмотреть его завтра, при дневном повторе. Вытерпите все эти «Ну, мама, пожалуйста! » и «Я на тебя обиделся». Вы-то знаете, что так действительно будет лучше. Предложите интересную замену фильму: например, перед сном поиграйте в такую игру.

Эта игра – почти волшебная. Она может помочь достигнуть нового уровня взаимопонимания между вами. В ходе игры и ребенок и родители испытывают очень теплые чувства. Надо взять любую мягкую игрушку и передавать ее друг другу со словами: «Мне нравится, что ты…». За один раз можно заканчивать фразу только одной мыслью, например: «Мне нравится, что ты хорошо рисуешь». Мама может услышать от ребенка, что ему нравится, что мама «добрая, дает конфеты, покупает игрушки и т.д.» А ребенку можно сказать, что вам нравится, что он «хороший помощник, никогда не обижает младших, любит читать и т.д.». Чем больше будет таких высказываний, тем лучше.

Понятно, что в этой игре выигрывают двое. На следующий день вы можете сыграть в «Я хочу, чтобы ты…». Вчера вы подготовили почву, здорово похвалив друг друга, и теперь можете пожелать, что бы вы оба хотели. Думаю, что ваш ребенок нисколько не пожалеет о пропущенном фильме и еще долго будет вспоминать, как вы играли.

На каникулы, как правило, задают уроки. И задача родителей – проследить, чтобы все задания выполнялись не в последний вечер перед первым учебным днем. Если ребенок желает сделать все уроки в начале каникул, чтобы потом «спокойно отдыхать», то пусть так и будет. Но если он оттягивает момент, когда нужно будет сесть за стол, то вам придется напомнить ему о заданиях. Не ленитесь, посмотрите дневник и вместе определите, что должно быть сделано. Затем договоритесь, в какое время он будет выполнять задания. Если ребенок поймет, что в день ему не потребуется более 20 минут, то вряд ли будет сильно сопротивляться. Более того, равномерное распределение нагрузки позволяет поддерживать учебную активность и существенно облегчает переход к школьной жизни.

Лучший помощник при многих проблемах – это свежий воздух. Будет идеально, если вы сделаете эти прогулки семейными. Ребенок, проводивший много времени на улице во время каникул, адаптируется к школе гораздо быстрее, чем тот, кто все это время просидел около компьютера и телевизора.

От того, как вы проведете последний вечер каникул, будет зависеть, насколько просто будет привыкнуть ребенку к школе в следующей четверти.

Сделайте этот вечер спокойнымПоменьше упреков и ругани: «Все каникулы отдыхал, а про задания забыл!», «Даже портфель сам не можешь собрать!»

Помогите ребенку собрать портфель

Это не значит, что вы должны сделать это за него. Настаивайте, чтобы он открыл дневник и складывал тетради и учебники, глядя, какие предметы будут завтра. Понадеявшись на «хорошую» память, ваше чадо может в школе не досчитаться пары учебников. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы проверить, на месте ли все, что нужно. Помогите подготовить одежду, которую завтра нужно будет надеть.

Продумайте все до мелочей, повесьте в шкаф или на стул, чтобы в первое утро новой четверти не нужно было нервно искать колготки, юбки и пиджаки по всей квартире.

Постарайтесь, чтобы он захотел пойти в школу завтра

Может быть, вы были на увлекательной экскурсии или интересном представлении? Как здорово будет, если ребенок завтра расскажет об этом друзьям! Дочка получила в подарок красивую кофточку, о которой мечтала? Если в школе нет формы, пусть наденет завтра новый наряд! В общем, настройте ребенка так, чтобы он подумал: «А неплохо, что завтра в школу!».

Создайте дома спокойную и доброжелательную атмосферуВполне вероятно, что оценки в начале четверти вас не порадуют. Но лень и нежелание учиться тут ни при чем. Просто весь организм еще не настроился на учебный лад. Вместо того чтобы читать нотации, выразите уверенность в том, что скоро результаты станут лучше, ведь у вашего ребенка такой хороший потенциал!

Не планируйте других изменений в жизни

Возможно, вы нашли новую студию, чтобы занять ребенка в свободное время, и он горит желанием туда ходить. Но пусть он начнет ее посещать по истечении первых 2–3 недель четверти. Какими бы позитивными ни были изменения, они требуют расхода психической энергии на привыкание к ним, а вашему ученику и так сейчас нелегко.

Продолжайте бывать на свежем воздухе

По возможности, сохраняйте прогулки в будние дни после школы или вечером, когда вы приходите домой с работы. Поужинали – и можно 30–40 минут погулять во дворе.

Обратите внимание на питание

Не забывайте каждый день давать ребенку фрукты и овощи.

Не забывайте про ласку

Психологи говорят: если ребенка не гладить каждый день по голове, то у него «засыхает мозг». Конечно, это образное выражение. Но оно недалеко от истины. В ласке нуждаются не только малыши, но и школьники средних классов, и даже подростки. Доказано, что дети, которых родители часто гладят по голове, обнимают, целуют, более оптимистичны, сообразительны, открыты в общении. Приласкайте своего ребенка, перед сном посидите с ним рядом несколько минут, почитайте книжку, скажите пару добрых слов, пожелайте спокойной ночи, и трудный завтрашний школьный день будет гораздо легче!

И последний совет для всех тех, кому трудно вставать по утрам: выполните упражнение «Звезда». Еще лежа в постели сожмите руки в кулаки, а потом с силой выпрямите растопыренные пальцы. Сделайте несколько раз подряд в комфортном для вас темпе. Вы очень быстро почувствуете прилив энергии. Вот теперь вы уж точно готовы открыть глаза и начать рабочий или учебный день!

После летних каникул, и что делать, чтобы период адаптации прошел гладко и для школьников, и для их родителей.

Летние каникулы — достаточно большой промежуток времени, чтобы и дети, и родители расслабились и полностью забыли, что такое школьный режим. После длительного отдыха трудно возвращаться в рабочую колею.

Возьмите на вооружение простые советы для адаптации ребенка и родителя к школьной жизни после отдыха, лагеря и обычного летнего безделья.


Режим дня

Сейчас самое время постепенно возвращаться в «школьный» режим дня. Резкий переход от состояния покоя к рабочему режиму — стресс и для детей, и для взрослых. Можно уже сейчас постепенно просыпаться утром и укладываться спать вечером чуть раньше.


Летний откат в знаниях

За три недели до школы можно в спокойном темпе, без давления и принуждения пролистать и, возможно, справочники за предыдущий год. Или скачать из интернета программу обучения по предмету, и хотя бы просто просмотреть заглавия тем.


Начать с кружков и секций

Если во время учебного года планируется, что ребенок будет ходить на кружки и секции, лучше начать заниматься уже в августе.


Подкрепить организм для защиты от стресса

Первые учебные месяцы — это стресс. Особенно в новой школе или в новом классе. Система образования меняется, но пока многим детям ходить в школу страшно. А жизнь подростков, так уж физиологически сложилось, — это всегда стресс.


В состоянии хронического стресса наш мозг испытывает дефицит цинка. Цинк влияет на работу гиппокампа, который помогает обрабатывать и запоминать большие объемы информации.

Уже сейчас пора подкрепить организм. Используйте то, во что вы верите: продукты, содержащие цинк, витаминные комплексы, биодобавки.

Предварительная встреча поможет вернуться в коллектив

Для интровертных, застенчивых детей, которые к тому же летние месяцы провели уединенно, возвращение в коллектив — это нагрузка и возможный источник напряжения.

Можно предложить в один из дней, оставшихся до , встретиться всем классом и пойти в кино или на пикник. Это поможет снизить тревогу и, возможно, поможет детям проявить те грани, которые им сложно проявить в школе.


До первого сентября важно прийти в школу, походить по коридорам, зайти в кабинет

Если ребенок приносит в класс какую-то свою вещь - книгу в библиотеку, вазон, плакат, фотографию — он как будто бы ставит отпечаток «я тут есть». Это облегчает адаптацию и привыкание к классу.

Здорово, если в классе делается общая «газета» с фотографиями всех учеников.


Создайте «запас позитива»

Если ребенок склонен фокусировать внимание на негативе, у него «ничего хорошего нет и не будет», он склонен не замечать ресурсных событий и радостей — помогите ему увидеть позитив.

Сделайте коллаж из фотографий самых радостных моментов лета. Пусть эти снимки будут даже сделаны на мобильник. Запишите все самое знаменательное в «журнале воспоминаний», благодарностей, успехов. Здорово ввести это в постоянную практику.


Поставьте точку в летних событиях

Иногда, когда ребенок приезжает из лагеря, у нас возникает ощущение, что он «не вернулся». Мыслями он остается в летних событиях. Нужно помочь ему завершить этап.


Отпразднуйте возвращение из лагеря, из отпуска, отметьте завершение каникул. Встретьте даже взрослого ребенка из лагеря или после любого отсутствия сюрпризом — шариком, подарком, рукодельным плакатом, тортом.

Нам, взрослым, тоже стоит научиться осознанно «ставить точку» в разных процессах. Так легче совершать переход в другие действия, психологически «акклиматизироваться».


Ребенок вернулся из лагеря и изменился

Нам важно дать себе возможность привыкнуть к изменившемуся за лето ребенку. Жизнь ребенка постоянно обогащается новыми отношениями, новыми ролями, новыми знаниями, словами и «системами». Фокус его внимания будет смещаться на других взрослых и детей.

Наша роль рядом с ребенком с одной стороны неизменна, с другой — тоже своими гранями трансформируется. Нам важно стараться не тревожиться и не возвращать свою власть и авторитетность силовыми методами.


Ребенок влюбился

Влюбленность ребенка — это всегда новый уровень взаимоотношений с родителями. Важно относиться с уважением к чувствам малыша или подростка. Важно сохранять тайны, если с нами делятся. Важно не вторгаться в личное пространство, если от нас его оберегают.


Часто «чувствующий» ребенок во время влюбленности перестает быть «думающим». Успеваемость в это время падает.

И взрослые не всегда умеют справляться с «нагрузкой чувств», а детям это еще тяжелее. Но им важно пройти свой первый опыт любви, очарований и разочарований.


Покупка важных и полезных вещей в школу

У ребенка в жизни очень мало возможности выбора. При финансовой возможности, позвольте ему выбрать хотя бы дизайн обложек и дневников и модель ручек.

Огромный выбор товаров в магазине ребенка пугает, иногда даже случаются истерики, когда ребенку предлагают выбрать все, что он хочет.

Ребенок находится в двойственном состоянии. С одной стороны, новый класс школы — это повышение статуса. С другой — может проявиться страх этого нового, страх взросления. Здорово, если помимо рациональных и обязательных покупок, при желании ребенка, вы купите что-то со взрослой точки зрения «детское».

Вера Прохорчук | 26.08.2016 | 1246

Вера Прохорчук 26.08.2016 1246


После летних каникул многим детям довольно сложно привыкнуть к школьным будням. Я расскажу, как подготовить ребенка к школе и мягко настроить его на учебный лад.

У меня двое детей-погодок: Саша перешел в 3-й класс, а младший Митя – во 2-й. В прошлом году после летних каникул они оба заявили мне, что не хотят идти в школу и мечтают, чтобы отдых продолжался до Нового года.

А мне так хотелось, чтобы учеба была сыновьям в радость, а не стала какой-то «каторгой». Я проконсультировалась со специалистами, которые дали мне несколько полезных рекомендаций по подготовке детей к школе.

Я применила их на практике, и, знаете, период адаптации к школе прошел довольно легко. В этом году я настраиваю детей на учебу, применяя на практике эти советы.

Делюсь ими и с вами, дорогие родители.

Родителям стоит уделить этому вопросу особое внимание: ведь трудности во время периода адаптации к школе могут привести к психологическим проблемам и даже неприятностям со здоровьем.

Распорядок дня для детей

Во время каникул родители допускают нарушения режима дня: дети часто ложатся спать поздно, спят до обеда, едят в разное время. Во время учебы распорядок дня поменяется: ребенок будет рано ложиться и вставать, весь день будет распланирован.

Чтобы детский организм успел перестроиться, за неделю до начала учебного года необходимо соблюдать «школьный» режим дня. Предлагаю примерный распорядок дня:

Также детям полезно употреблять:

  • постное мясо;
  • печень;
  • овсянку;
  • цветную капусту;
  • кисломолочные продукты, особенно творог;
  • около 2 литров чистой питьевой воды в день.

Диктанты

Если ребенок забыл, как обращаться с ручкой, можно В этом поможет написание диктантов. Достаточно уделять этому занятию примерно 30 минут в день, чтобы рука ребенка «вспомнила», как нужно писать.

Настроиться на «школьный» лад также поможет совместная покупка канцелярских принадлежностей, одежды и

Хочу предупредить родителей: первый месяц учебы может быть достаточно напряженным и даже нервным и для вас, и, конечно, для ребенка. Но вам следует проявить терпение, поддержать чадо и постараться максимально облегчить период адаптации ребенка к школе.