Внутриполитические интересы. Политические интересы и ценности субъектов политической деятельности

Внутриполитические интересы. Политические интересы и ценности субъектов политической деятельности

Исходным пунктом политической активности людей являются соответствующие потребности. При этом политические потребности имеют изначально не столько индивидуальный, сколько групповой, общественный характер. Они порождаются, во-первых, необходимостью организации (регуляции) совместных действий людей для обеспечения материальных основ жизнедеятельности, а во-вторых, функционированием самих политических институтов. С развитием же политической сферы все больший вес приобретают и индивидуальные политические потребности - в защите своих прав и свобод, личного достоинства, имущества и пр.

Однако потребности сами по себе в состоянии лишь «включить» поисковую активность человека, в которой должны быть найдены конкретные пути, средства, а значит, и способы удовлетворения потребностей (для каждой потребности существует множество способов ее удовлетворения.) Если найден способ удовлетворения потребности, это значит, что у человека сформировался некий «интерес».

Интерес вообще - это направленность человека (или социальной группы) на осуществление определенной цели, удовлетворяющей какие-то потребности.

Интерес политический - это направленность социальной группы или индивида на завоевание подобающих им позиций в системе политической власти. Способами достижения такой цели выступают различные формы участия в политической деятельности государства, политических партий, общественных организаций и т.д.

Политический интерес - феномен по преимуществу объективный, так как обусловливается он независимыми от сознания людей характеристиками социальных групп - их размерами, местом в системе общественного разделения труда, средой обитания, наличием конкурирующих групп и пр. Однако объективность политического интереса вовсе не равнозначна его очевидности. Иначе говоря, чтобы превратиться в актуальный мотив политической деятельности, интерес должен быть осознан. А это уже - область человеческой субъективности, где возможны различные осложнения.

Например, нередко возникают ситуации, когда политический интерес какой-нибудь группы истолковывается ею неадекватно. В смутные времена социально-экономических кризисов какая-либо национальная группа частенько соблазняется возможностью обвинить во всех мыслимых грехах другую этносоциальную категорию людей, тем самым пытаясь вытолкнуть ее из сферы политической конкуренции и повысить свой собственный политический вес. (Так, в политически неустойчивых режимах периодически оживляются антисемитизм, ксенофобия, национальный или региональный сепаратизм и пр.).

Нередки также случаи завышенных ожиданий от реализации политических интересов в конкретной форме. Когда, к примеру, от установления демократии ждут немедленного повышения материального благополучия, решения экологических и вообще чуть ли не всех социальных проблем. А если этого не происходит, то демократические ценности объявляются мнимыми и начинается поиск другой формы выражения политических интересов - через авторитаризм, прошлые политические традиции и т.п. А ведь демократия - это «всего лишь» способ политической организации общества, и ничего более. Связь между демократическим политическим режимом и процветающей экономикой носит далеко не однозначный характер.

Так что политический интерес может быть неадекватно, и даже ложно понятым. А по возможности избежать таких ситуаций помогает только разнообразие и конкуренция таких политических институтов, как идеологии, партии, движения. Внося в политический процесс элементы состязательности, а следовательно, и критичности, дискуссионности, они могут способствовать установлению реальных истоков и значимости любых политических интересов.

Типология политических интересов может быть выстроена по разным основаниям. Если выделить субъектов, носителей интересов, то придется различать личностные , групповые, корпоративные, классовые и национальные политические интересы. Если иметь в виду степень их проявленности, то речь следует вести о стихийных и осознанных интересах. Рассматривая политику как наднациональный феномен, можно выделить внутриполитические, внешнеполитические и глобальные или геополитические интересы национальногосударственных общностей.

Мир политических интересов многообразен и противоречив. Ведь политика по сути своей - это и есть способ согласования интересов различных социальных групп и индивидов разными средствами. При этом реализованный (например, получением доступа к власти) политический интерес какой-либо группы не угасает, а постоянно возобновляется, пока существует сама группа, испытывает постоянное давление интересов других групп, в том числе и вновь образующихся в процессе эволюции социально-экономической структуры общества.

В динамике современных политических интересов, как отмечают многие политологи, проявляются две противоположные тенденции. Первая из них, более традиционная, выражается в укрупнении, агрегировании политических интересов двумя-тремя ведущими политическими силами. Не имея возможности в одиночку пробиться к власти, относительно небольшие группы интересов почитают за благо поддержать одну из мощных политических группировок, располагающих реальной властью. В конечном итоге это приводит к формированию достаточно устойчивых и стабильных, как правило, двухпартийных политических систем (США, Великобритания).

В то же время в современной политической реальности явственно проступает и другая, противоположно направленная тенденция диверсификации политических интересов, т.е. нарастания их многообразия и, как следствие, увеличения точек их пересечения. Постепенное размывание традиционного «праволевого» спектра политического соперничества, связанного с идеей открытой классовой борьбы, вызвано как «разрыхлением» прежней жесткой социальноклассовой структуры, так и феноменом «неоднородности сфер жизни». Последнее означает, что все чаще люди оказываются в ситуациях, когда определенные общие интересы в одной из сфер жизни

(заинтересованность в сохранении окружающей среды, например) могут вполне мирно уживаться с различием интересов в других «сферах» (в том, что касается распределения материальных благ, допустим). Люди уже не считают себя «принадлежащими» к какой- то конкретной социально-политической группе, но меняют свою «ориентацию» в зависимости от того, какая из многих проблем кажется им на сегодняшний день наиболее важной. Так появляется множество специфических интересов и образующихся вокруг них политических движений, которые создают немыслимые ранее «пестроту» и неоднородность политической жизни.

В целом же роль политических интересов в общем политическом процессе заключается: (1) в том, что в них происходит осознание и выражение политических потребностей общества; (2) именно они определяют конкретную направленность политической активности социальных групп и индивидов; (3) осознание политических интересов вызывает к жизни многочисленные политические ценности, идеологии, теории, обыденные взгляды, настроения, ожидания и т.п.

Реализуются же политические интересы в конкретной политической деятельности людей, что составляет другой важнейший компонент политического процесса.

1. Политические ценности

2. Политические интересы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ


Основанием политической деятельности и отношений являются осознанные потребности индивидов и общественных групп. У людей всегда есть определенные интересы, реализации которых они пытаются достичь. Для этого они объединяются, создают различные ассоциации, что в свою очередь требует согласия, выработки системы правил политических отношений и деятельности. Политические и экономические интересы возникают, формируются и отмирают в определенных социально-политических условиях посредством политической деятельности. Политические интересы выражают отношение субъектов политики к явлениям социально-политической среды, овладение которыми имеет существенное значение для удовлетворения их потребностей. Действия субъектов политической деятельности основаны на приоритете интересов, при этом личность исходит из приоритета цели, идеала, ценности. Ценности как обобщенные значения (отношение-оценка) объектов, как выражение фундаментальных норм, помогают осуществить выбор поведения в жизненно важных ситуациях.

В данной работе мы поподробнее остановимся на понятиях политических ценностей и интересов субъектов политической деятельности в России.


Хочется сказать, что одним из первых, кто начал разрабатывать теорию ценностей в марксистской философии и социологии был В.П. Тугаринов. Опираясь на исследования предшественников по этому вопросу и свои собственные, он сформулировал общее понятие ценностей: «Ценности суть предметы, явления и их свойства, которые нужны членам определенного общества или класса или отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала» .

В свое время в философской и социологической литературе высказывались суждения, согласно которым: во-первых, поскольку существует бесчисленное количество реальных ценностей людей, то и общее определение ценностей не нужно, а то и вообще невозможно; во-вторых, марксистская теория в целом фактически выступает в качестве теории ценности. Не соглашаясь ни с тем, ни с другим, он считал, что ценности и ценностное отношение следует отличать от теории ценностей. Разрабатывая же последнюю, исследователи тем самым применяют к анализу ценностей научно-технический подход. Данный подход идентифицировался с социологическим. Конечно, в той его трактовке, которая была принята в те годы.

В классификацию ценностей, основывающуюся на структуре общественных явлений, В.П. Тугаринов, наряду с материальными и духовными, включает социально-политические: общественный порядок, мир, безопасность, свободу, равенство, справедливость, человечность. Выделяя бесконечное количество форм этих базовых ценностей, автор различает научно-социологический или «естественнонаучный» и ценностный подход в исследовании социально-политических явлений. При первом подходе, с его точки зрения, невозможно делать выбор между этими явлениями, ибо они, играя положительную или отрицательную роль в общественном развитии, или ту и другую вместе, не могут быть объективно оценены. Изучается лишь их роль и значение в определенный исторический период. Что касается ценностного подхода, то он позволяет производить выбор из множества социально-политических явлений исторического периода, отбирать те из них, которые нужны, полезны на данном этапе развития и элиминировать те, которые мешают, тормозят в достижении тех или иных общественных целей. При этом ценностное отношение никоим образом не отождествляется с моральным, ибо значение и функции первого выходят за границы второго.

Кроме материальных, духовных, социально-политических ценностей, В.П. Тугаринов выделяет ценности: наличные-экзистенциальные, целевые и нормативные. Первые – реально существуют, вторые задуманы как цели деятельности и в большинстве случаев предполагают наличие правил, норм, идеалов и реализуются согласно этим нормам.

Эти классификации ценностей являются «открытыми», то есть могут быть дополнены новыми классификациями. Да, с одной стороны, ценности – это цели, идеи, мотивы, а с другой, ценности – это определенные средства, с помощью которых достигаются ожидаемые результаты. То сеть они могут выступать как ценности сами в себе и как инструментальные ценности.

Воспроизводство данных рассуждений позволяет нам констатировать, что проблема ценностей имеет довольно сложный и конечно же дискуссионный характер. Ее разрешение возможно на стыке многих гуманитарных наук: философии, социологии, права, психологии, истории, политологии. Когда разговор касается политических ценностей, это отнюдь не означает, что приоритет в исследовании принадлежит политической социологии или политологии. Данные науки обязаны инициировать изыскания в сфере политических ценностей, обобщать исследования, резюмировать результаты для последующего анализа.

Конечно, нас, прежде всего, интересует вопрос – возможно ли дать общее определение политических ценностей? Если следовать В.П. Тугаринову, то ответ может быть утвердительным. Это во-первых. Во-вторых, каждая категория, вводимая в научный оборот, может иметь свое обоснование и определение. В-третьих, в определении должен заключаться ответ на вопрос – зачем? Последнее замечание важно и с точки зрения раскрытия сущности самого явления.

Иногда в литературе встречается мнение, что следует говорить не о политических ценностях, а о месте и роли ценностей в практической политике. Данное суждение выводится из соотношения морали и политики. То есть ценности в политической деятельности идентифицируются с моральными, которые лежат в основании поступков людей, занимающихся политикой. Конечно, моральные или этические ценности влияют на действия отдельных политиков, на принимаемые ими решения. Политика с учетом данного фактора становится более гуманной и предсказуемой. Однако нас интересует проблема возникновения ценностей в политической практике, проблема причинной обусловленности, когда политическое значение ценностей изменяется и в процессе политической деятельности, и в действиях субъектов политики. Конкретный предмет становится ценностью не сам по себе, а оценивается с точки зрения определенного идеала или идеи конкретных свойств и особенностей данного типа предметов. В этой связи важной составляющей выступает система предпочтений-референций, в которой в реальности отражается социальная и политическая практика отдельного человека, общности, группы, класса, общества в целом, их интересы и потребности. Постоянно воспроизводящиеся предпочтения на протяжении какого-то временного отрезка составляют основу ценностного положения любого социального или политического субъекта. В онтологическом аспекте они – предпочтения – основание системы ценностей. На пограничном пространстве дихотомии «онтология ценности – онтология политики» возможно выявление и описание политических ценностей как объективированных идей определенных социальных и политических явлений. Политические ценности возникают и функционируют в сознании человека, социальной группы как продукты духовной жизнедеятельности в виде соответствующих идей, целей, норм. Наличие так называемой «преференциальной детерминации» способствует тому, что каждая политическая ценность как бы вступает в многочисленные контакты и в силу этого обстоятельства подвергается «расщеплению» на два элемента – абстрактный и конкретный, которые на следующем этапе начинают производить соответствующие ценностные потребности субъектов. Система предпочтений как совокупность элементов группового сознания и как основа формирования политических ценностей является, таким образом, существенным фактором, определяющим условия инициирования, детерминации всего политического процесса.

Каждый политический процесс имеет свои предпочтения и тем самым находит свою ценностную нишу, которая становится важной составляющей во взаимодействии с подобными себе. Политические ценности и могут быть выявлены с помощью этого субъектного критерия, включающего предпочтения, которыми могут обладать социальные общности как организованные целостности. Например, правовое государство, о котором мы постоянно говорим, но которого в действительности нет, это прежде всего идея, реализуемая в различных обществах по-разному, в зависимости от большого количества разнообразных условий и причин, отношений, действий, существующих социальных и политических институтов. Мы оцениваем то, что есть в реальности плюс конкретные особенности этих реальностей, их взаимосвязи. И в результате зачастую видим, как то, что мы сформулировали и охарактеризовали как политическую ценность, на практике выглядит совсем иначе и является деформированной ценностью. Один из польских авторов приводит следующий пример: «красота» – это ценность в первичном этого слова значении, а «красивые предметы» – вторичное значение – существует реально; но «красота» как таковая может существовать «реально» лишь как абстрактная идея.

В этом смысле политические ценности можно назвать идеями политических потребностей определенных субъектов, будь то человек или социальная группа, или политическая партия, или общество в целом. Политические идеи составляют основу действий политических субъектов, служат обоснованием этих действий. Например, программа какой-то партии – это лишь идеал, идея, к реализации которой она стремится путем завоевания власти.

Политические ценности постоянно возникают, распространяются, функционируют определенный промежуток времени, растворяются, исчезают, снова возникают и т.д. То есть они функционируют в общественной структуре как идеи-ценности социальных групп, общностей, классов, их политических представительств. Система политических ценностей всегда выступает в виде совокупности ценностей какой-то социальной группы как организованной общественной силы. В этой связи возникает проблема гармонизации политических ценностей социальных групп и общества в целом. Таким образом, политические ценности – это идеи политических потребностей, выражающие отношение индивидов, социальных групп, классов, общества между собой.

Данный подход, разумеется, не является единственным при анализе политических ценностей. Он лишь показывает, что эта проблема весьма сложна. В литературе встречаются довольно упрощенные варианты ее исследования, сводящиеся иногда к перечислению категорий и понятий, входящих в политическую социологию или политологию. Редко встречается их содержательная характеристика. Можно предположить, что такая ситуация складывается и по причине разнообразных подходов к исследованию таких базовых социальных явлений как: политика, политическая свобода, политическое согласие, политическое доверие, политический порядок, политический конфликт, политическая стабильность и др. Сказывается отсутствие методологических оснований в анализе политических институтов, процессов, политических ценностей. Вообще ценностный подход, видимо, должен занять соответствующее ему положение. В.П. Тугаринов, давая определение ценностей, делает акцент на таких категориях, как «идея», «идеал», «цель», «норма». Думается, что их обозначение свидетельствует о том, что он видел в этом перспективу использования дополнительных исследовательских приемов, в том числе и в социологической науке.

2. Политические интересы

Понятие “интерес” (лат. interest – иметь значение) активно используется в различных отраслях научного знания. При этом исходное понимание термина везде восходит к толкованию в словарях Даля, Ожегова, Ушакова – “интерес” как значение, важность дела; внимание, возбуждаемое к кому-нибудь значительному, важному, полезному или кажущемуся таковым. В философско-политологическом ключе интерес понимается как причина действий индивидов, социальных общностей, причина, определяющая их социальное поведение.

Природа интереса представителями различных отраслей знания объясняется по-разному. Так, психологи, социологи, философы, правоведы говоря об интересе указывают прежде всего на свой предмет исследования. Поэтому в литературе существует несколько подходов (концепций) объяснения генезиса интереса.

Приверженцы “психологической концепции” интересов видят их первооснову в психологии человека и его сознании. Интересы, по их представлению, выступают в виде чувств, желаний, настроений и устремлений к удовлетворению потребностей.

Сторонники другого подхода исходят из того, что интерес объективен и связан всецело не с сознанием и волей, а с материальными условиями жизнедеятельности людей (“концепция объективного интереса”).

Представляется, что более правильным является подход тех, кто видит корни интереса в единстве объективного и субъективного. Дело в том, что возникновение и содержание интереса обусловлено объективными потребностями субъектов социальной жизни. То, что необходимо для функционирования и развития отдельных индивидов, социальных групп, государств и общества в целом, составляет предмет их интереса. И в этом смысле интерес – это такое отношение к действительности, которое направлено на обеспечение всякого субъекта всем необходимым для его существования и развития.

Своей структурой интересы отражают: а) социальное положение субъекта интереса или совокупность его практических связей с обществом; б) степень осознания субъектом своего положения в обществе; в) идеальные побудительные силы или мотивы деятельности, направленные на вполне определенные объекты интереса; г) само действие субъекта в социальной среде обитания.

Таким образом, интерес, это отношение (осознанное и заинтересованное) субъекта к объекту, который является средством удовлетворения той или иной потребности индивида или социальной общности. При этом всегда происходит соотнесение (1) потребностей, (2) объектов, служащих средством их удовлетворения, (3) социальных условий жизнедеятельности субъекта (социальная Среда) и (4) способов удовлетворения тех или иных потребностей.

В зависимости от сферы действия и социального носителя интересы разделяются на экономические, политические, культурные, нравственные, эстетические, религиозные, военные. Особое место среди них занимают интересы политические.

Политический интерес – это избирательное отношение институциональных и социальных субъектов политики к общественно-политическим процессам, событиям и явлениям, реальная причина их политической активности, основанная на вполне определенных мировоззренческих принципах, убеждениях и установках. Иначе говоря, это тот внутренний осознанный источник политического поведения, который побуждает субъекты политики к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.

Исходя из специфики природы политических потребностей и политического интереса последний представляет собой по своей сути субъективное выражение объективно существующих политических отношений с точки зрения реализации субъектами политики своих социальных целей. Объектом политического интереса являются: власть и властные отношения в обществе; механизмы и способы осуществления политической власти; политическая деятельность партий, общественно-политических движений, общественных организаций и лоббистских групп; политическая элита и отдельные представители на общегосударственном, региональном и местном уровнях.

Предметом политического интереса выступает вся совокупность политических процессов, явлений и событий. Они воспринимаются и оцениваются субъектами политики с точки зрения полезности и возможности использования для достижения своих целей.

Политические интересы, в силу своего многообразия, представляют собой сложное системное образование. Классифицировать их можно по различным основаниям. Например:

а) по степени общности (личные, групповые, классовые, общественные);

б) по степени осознанности (стихийные или осознанные);

в) по своей направленности (внутриполитические, внешнеполитические);

г) по характеру субъекта интересов (национальные, государственные, партийные, классовые и т.д.);

д) по возможности их осуществления (выполнимые и мнимые); е) по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные).

В отличие от других социальных интересов политические интересы имеют ряд характерных особенностей, которые определяют их качественную специфику.

Во-первых, политический интерес коренится в материальных отношениях общества, но при этом играет активную роль по отношению к нему. Это связано с тем, что в экономических отношениях в каждый исторический момент потенциально заключено несколько тенденций развития, но далеко не каждая их них может реализоваться. Реализация той или иной тенденции есть вопрос политического выбора, в котором решающую роль играют политические интересы тех или иных общественных сил, социальных групп и слоев.

Во-вторых, политический интерес есть проявление властного отношения, он теснейшим образом связан с механизмом и со способами осуществления власти в обществе.

В-третьих, политический интерес обладает относительной самостоятельностью. Сложности и перипетии взаимодействия интересов разных социальных групп с совокупным общественным интересом – интересом социальной целостности, создают возможность самостоятельной формы существования политического интереса, воплощающегося в этом случае в образе надклассового, “внеполитического” государства.

В-четвертых, противоречивая природа политического интереса порождает разнообразные состояния, типы, в которых он предстает в общей системе политических отношений. Все многообразие типов и модификаций политических интересов имеет общий источник – соотношение интересов классов, социальных групп и слоев с интересами общества в целом. Отход от него вызывает формирование иллюзорных форм, теряющих атрибутивные свойства политических интересов. Такой иллюзорной формой может служить, например, бюрократический интерес. Это иллюзорно всеобщий, то есть, собственно, не политический, а частный интерес эгоистической социальной группы, который ее представителями сознательно выдается за всеобщий, но не является таковым. Более того, в силу неизбежной ориентации бюрократии на формирование специфического корпоративного – интереса, она играет сдерживающую роль по отношению к политической активности масс.

В-пятых, содержание политического интереса формируется главным образом в результате взаимодействия интересов социальных групп в зависимости от их зрелости, политической активности, веса в обществе. Однако совпадение политических интересов социальных групп и политических интересов общества, наступает лишь в определенный момент развития и целого – общества, и его интегральной части – социальной группы. Могут существовать ситуации, когда интересы социальной группы (класса) еще не созрели до выражения интересов целого, и ситуации, когда по времени уже упущены возможности для совпадения этих двух видов интересов, когда класс все менее способен строить свою деятельность с учетом интересов целого. Политическая деятельность такого класса вызывает нарастающую дезорганизацию социальной системы, ведет не к разрешению, а к нагромождению все новых противоречий, нарастанию социальных антагонизмов. Совпадение политических интересов социальной группы с интересами общества дает импульс интенсивному развитию, поскольку их деятельность не расходится в главном, определяющем с магистральным направлением общественного развития. Такими качествами обладают прогрессивные классы в эпоху социальных революций (например, буржуазных).

В-шестых, политические интересы отдельных классов, социальных групп и слоев могут не совпадать с политическим государственным интересом: осуществляя совокупный политический интерес, государство может ущемлять частные политический интересы. Конкретным выражением такого положения в обществе может служить осуществление советским государством политических мероприятий после революции 1917 года.

В-седьмых, в многонациональном обществе политический интерес имеет национальную окраску, поскольку нации – субъекты политики, а национальные отношения – элемент отношений политических. И в этом отношении негативные процессы: национальная рознь, сепаратистские тенденции, элементы гражданской войны на почве национальных противоречий и конфликтов, имеющие место сегодня, являются выражением политических интересов различных классов, социальных групп и слоев внутри Российской Федерации.

Какова роль политических интересов в общей системе политических отношений в обществе?

Во-первых, в политических интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные политические потребности представителей тех или иных социальных общностей, вследствие чего сами интересы всегда направлены на сохранение или изменение политического положения той или иной группы в обществе, служат реальными причинами их политического поведения.

Во-вторых, политические интересы определяют направленность политической деятельности, отражают взаимосвязь общего (общегосударственного интереса), частного (интереса класса, социальной группы, личности).

В-третьих, политические интересы выражают уровень развития политической деятельности, степень отражения в ней важнейших социальных потребностей. Если, например, экономика – важнейшее основание политической деятельности и политической активности, то качественные изменения в экономике, ее структуре служат наиболее важным итогом, показателем успешности политической деятельности.

В-четвертых, в политических интересах отражается отношение членов общества к политической власти, политической системе в целом. Отсутствие согласованности между политическими интересами различных социальных групп, слоев и интересами представителей властных институтов, может привести не только к формированию и обострению политических противоречий, но и созданию такой ситуации, при которой противоречия могут перерасти в политический конфликт.

В-пятых, политические интересы являются базой для формирования политических взглядов, политических общественных настроений, идеологических позиций, на основе которых осуществляется выбор политических приоритетов, учитывающих потребности социальных групп и слоев общества.

Таким образом, в сознательной регуляции социальных процессов, при выборе и обеспечении приоритетов общих интересов перед частными, политическому интересу принадлежит важное значение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Политическая жизнь современной России настолько сложна и хаотична, что порою трудно поддается рациональному анализу. Разброс политических предпочтений, ориентаций в обществе очень велик. Расколотость общественной жизни достигает крайних величин. Даже искушенному в политике человеку требуются основательные усилия для того, чтобы определить: «Что есть что?» или «Кто есть кто?». Традиционные российские ценности-идеи подвергаются со стороны правых радикалов постоянному остракизму. Человеку иногда невозможно идентифицировать себя с определенными политическими символами прошлого и настоящего. Одновременно многие нуждаются в социальной и политической опоре, чтобы не остаться один на один с трудно разрешимыми проблемами общественной жизни и собственного бытия.

Извечное противоречие «быть самим собой» и «быть свободным и не в одиночестве» становится в современных российских условиях еще более актуальным. Его разрешение видится в единстве теоретических изысканий и практических действий всех, кто имеет отношение к властным структурам. Идея демократии, как политическая ценность, так и остается нереализованной. Более того, она получила благодаря так называемым «демократическим реформам» негативный оттенок. Нам предстоит длинный и трудный путь, чтобы одна из основных ценностей политической жизни получила полное право на существование и функционирование.

В заключении хотелось бы заметить, что в контексте изучения реальных отношений субъектов политической деятельности особое значение имеют аналитические материалы, связанные с изучением динамики ценностных ориентаций личности и общества в настоящее время. В наши дни в наиболее жизненно важных для человека сферах выделяют следующие социально-политические ценности и идеалы:

Идеалы и ценности в сфере государственности:

· демократический общественный строй своего государства, его союзников;

· суверенитет и территориальная целостность своей страны, ее союзников;

· верность конституции и закону;

· экономические, социальные, политические, духовные интересы своего народа, его жизнь свобода и независимость;

· жизненно важные внешнеполитические, внешнеэкономические интересы России.

Ценности в сфере демократии:

· неоспоримое достоинство личности;

· равенство всех людей перед законом;

· неотъемлемое реальное право на справедливость и счастье;

· осуществление социальной и правовой защиты граждан России, проживающих в стране и за ее пределами.

Детальный анализ ценностей россиян по итогам исследования ученых Российского независимого института социальных и национальных проблем, дает интересные и актуальные для настоящего исследования выводы:

Ценностные ориентации человека выступают в России одним из основных стратифицирующих факторов и оказывают определяющее воздействие на его реальные жизненные шансы в новой ситуации. В ряде случаев они более значимы, чем экономические интересы, и это одна из характерных особенностей менталитета россиян с их неэкономическим типом сознания;

Ценностные системы россиян являются в основном оптимальными для успешного развития в России демократического политического процесса. Высокая ценность свободы, неуравнительный характер ценностных ориентаций, высокая толерантность к социальной дифференциации – все это создает оптимальную среду для развития демократического общества.


1. Виноградов В.Д. Политические ценности в жизнедеятельности людей // Тугариновские чтения. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители», выпуск 1. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.11-14.

2. Мир словарей [Электронный ресурс]: #"#_ftnref1" name="_ftn1" title=""> Тугаринов В.П. Избранные философские труды. – СПб.: Изд-во ЛГУ, 1988, С.261.

О политике каждый из нас знает много. Мы знаем все о политике государства, своей компании и даже проводим свою политическую линию в семейных отношениях. А что такое политика? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

Что означает «политика»

Слово политика пришло к нам с древнегреческого языка. Оно происходит от слова politike, которое переводится как общественные или государственные дела. Многие известные философы давали свое определение политики. Например, Платон считал, что политика – есть искусство управления всеми другими искусствами (судебное, ораторское, военное и т.д.) с целью улучшения жизни граждан. Макиавелли считал что политикой можно назвать знания о правильном и мудром правлении государством.

Что такое политика: современное определение

Политикой называется обще руководство для принятия решения и действия, которые облегчают достижения поставленной цели. Политика вырабатывает направления, по которым необходимо следовать, чтобы достигнуть цели. Помимо этого она объясняет, почему необходимо придерживаться этих направлений. Хотя политика направляет действия на выполнение поставленной задачи или достижение определенной цели, однако, при этом она оставляет свободу действия.

В чем суть политики

Понятие «политика» давно вошло в нашу речь и повседневную жизнь. Но разве стало оно от этого понятнее? Попробуем объяснить, в чем заключается суть политики:

  1. Политика создается государственными структурами и общественными движениями, поэтому она неразрывно связана с ними.
  2. Политика – это борьба за власть, пользование ею и удержание ее.
  3. Политику можно рассматривать как процедуру принятия решений в обществе, в котором нет полного единства. Эти решения могут удовлетворять интересы большой группы людей или наоборот, очень узкого круга лиц.
  4. Политику можно сравнить с одним из видов искусства. Ведь искусный политик всегда достигает цели с минимальными потерями, способен примерить враждующие стороны, учесть как долгосрочные, так и краткосрочные интересы своей партии, народа и государства. А все это не возможно, если политик не будет обладать глубокими знаниями, талантом, интуицией.

Чем занимается политика

Политика играет значительную роль в развитии любого общества. Рассмотрим подробнее, чем занимается политика в обществе:

  1. Обеспечивает стабильность и целостность общества.
  2. Обеспечивает эффективность и мобилизацию всех видов общественной деятельности.
  3. Регулирует и управляет общественными интересами.
  4. Обеспечивает социалистическую социализацию, путем втягивания индивидуума и целых групп населения в социальную жизнь.
  5. Создает права и свободы личности, а также является гарантом их соблюдения.

Что относится к политике

К политике можно отнести все то, что каким-либо образом связано с общественными движениями, политическими партиями и государственными структурами. Это можно объяснить тем, что именно все перечисленное и создает политику, а, следовательно, и неразрывно связано с ней. Любая проблема, если попадает в сферу внимания государства, общественного движения или партии сразу становится политической проблемой.

Что входит в политику

Политика представляет собой богатый и разнообразный мир, куда входят:

  1. Различные науки, т.к. политика неразрывно связана с ними.
  2. Цели, интересы и установки различных политических институтов и социальных групп.
  3. Механизмы согласования и регулирования интересов, которые предотвращают раскол общества.
  4. Непосредственное взаимодействие объектов и субъектов политики.

К элементам политики также можно отнести политические отношения, политическую власть, политическую организацию и культуру, политическое сознание, а также субъектов политики.

Что такое учетная политика

Учетной политикой называется документация, регламентирующая ведение налогового и бухгалтерского учета на предприятии или в организации, а также целый комплекс правил по отражению на счетах организации расходов и доходов, постановки на баланс имущества и составления отчетной документации.

Другими словами, учетную политику можно рассматривать как целую совокупность документов, облегчающих ведение бухгалтерского учета и снижающих налогообложение.

Грамотно разработанная учетная политика позволяет уменьшить законным способом налогообложение предприятия или организации.

Разрабатывается учетная политика главным бухгалтером, а утверждается руководителем организации, издающим о ее внедрении приказ.

Политический интерес – феномен по преимуществу объективный, так как обусловлен он независимыми от сознания людей характеристиками социальных групп: их размерами, местом в системе общественного разделения труда, средой обитания. Однако объективность политического интереса не равнозначна его очевидности. Чтобы превратиться в актуальным мотив политической деятельности, интерес должен быть осознанным. Но в этой области человеческой субъективности могут быть осложнения. Так, политический интерес может быть неадекватно и ложно понятым. Избежать подобных ситуаций помогают разнообразие и конкуренция политических партий, движений, их идеологий.

Роль политических интересов заключается в том, что:

1) в них происходит осознание и выражение политических потребностей общества;

2) именно они определяют конкретную направленность политической активности социальных групп и индивидов;

3) осознание политических интересов вызывает к жизни многочисленные политические ценности, идеологии, теории, обыденные взгляды, настроения, ожидания.

В зависимости от основания политические интересы подразделяются на различные типы. Так, если выделить субъектов, носителей интересов, то различают личностные, групповые, корпоративные, классовые и национальные политические интересы. Если иметь в виду степень их проявленности, то выделяются стихийные и осознанные интересы. В зависимости от сферы действия выделяются внутриполитические, внешнеполитические и глобальные, или геополитические, интересы.

Мир политических интересов многообразен. По сути своей политика – это и есть способ согласования интересов различных социальных групп и индивидов разными средствами.

В динамике политических интересов, по мнению многих исследователей, проявляются 2 противоположные тенденции:

1) укрупнение, агрегирование политических интересов ведущими политическими силами. Это приводит к формированию устойчивых и стабильных, как правило, двухпартийных политических систем;

2) диверсификация политических интересов, т. е. нарастание их многообразия и, как следствие, увеличение точек их пересечения. Все чаще люди оказываются в ситуациях, когда определенные общие интересы в одной из сфер жизни могут вполне мирно уживаться с различием интересов в других сферах. Люди уже не считают себя принадлежащими к какой-то определенной социальной группе и меняют свою политическую ориентацию в зависимости от того, какая из проблем кажется им наиболее важной.

Политические интересы - осознание социальными субъектами (индивидами, группами, слоями, классами) своих объективных возможностей участия в политической жизни общества; идеальные стремления этих субъектов к политико-управленческой деятельности с целью стабилизации или улучшения своего положения. Интересы наряду с потребностями - важнейшие побудительные причины человеческой деятельности. Эту функцию они выполняют и в сфере политических отношений.

В политических интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные политические потребности представителей тех или иных социальных общностей, вследствие чего сами интересы всегда направлены на сохранение или изменение политического положения той или иной группы в обществе, служат реальными причинами их политического поведения.

Сложившийся политический интерес выступает как определенная цель, достижение которой осуществляется в ходе политической борьбы. Он возникает на базе экономического интереса, но не сводится к нему. Содержанием политического интереса выступает необходимость (потребность) завоевания политической власти. Это связано с особой ролью государства в обществе, призванного защищать интересы экономически господствующего класса. Иначе говоря, политический интерес - это тот источник политического поведения, который побуждает субъекты политики к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.

Объектом политического интереса являются: власть и властные отношения в обществе; механизмы и способы осуществления политической власти; политическая деятельность партий, общественно-политических движений, общественных организаций и лоббистских групп; политическая элита и отдельные представители на общегосударственном, региональном и местном уровнях.

Предметом политического интереса выступает вся совокупность политических процессов, явлений и событий. Они воспринимаются и оцениваются субъектами политики с точки зрения полезности и возможности использования для достижения своих целей.

Политические интересы классифицируются по нескольким основаниям: а) по характеру субъекта интересов (национальные, этнические, государственные, партийные, классовые и т.д.); б) по степени общности (личные, групповые, классовые, общественные); в) по отношению к тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные); г) по органу, представляющему интересы (государственные, партийные, общественных организаций и объединений); д) по своей направленности (внутриполитические, внешнеполитические); е) по характеру происхождения (стихийные или осознанные).

Если брать во внимание только фактор времени, то можно выделить такие типы интересов: 1.

Постоянные интересы. Их удовлетворение образует условие биологического выживания людей. 2.

Перспективные интересы. Нельзя утверждать, что они неизменно противоречат по своему содержанию постоянным интересам. Перспективные интересы образуют наиболее существенный элемент политических доктрин, концепций и программ действия. 3.

Текущие интересы. Они обычно рассматриваются в отношении к интересам с перспективным характером воздействия. Эмпирически доказанная склонность людей (в массе) придавать самый высокий ранг текущим целям действий приводит к тому, что одной из многих важных задач политики становится поиск способа связи между долговременными целями и давлением требований момента. Необходимость учитывать общественное мнение, нередко возникающее под влиянием текущих потребностей и настроений, вынуждает модифицировать принятые приоритеты. В отличие от других социальных интересов политические интересы имеют ряд характерных особенностей, которые определяют их качественную специфику. Во-первых, политический интерес коренится в материальных отношениях, но при этом играет активную роль по отношению к нему. Во-вторых, политический интерес есть проявление властного отношения, он теснейшим образом связан с механизмом и со способами осуществления власти в обществе.

В-третьих, политический интерес обладает относительной самостоятельностью. В-четвертых, политические интересы отдельных классов, социальных групп и слоев могут не совпадать с политическим государственным интересом. В-пятых, в многонациональном обществе политический интерес имеет национальную окраску, поскольку нации - субъекты политики.

В обществе всегда действует совокупность интересов различного уровня общности, выражающих специфику взаимоотношений и жизненных ориентаций различных социальных групп, слоев, классов, социально-этнических образований. Одни из этих интересов выражают долговременные, фундаментальные тенденции существования социальных общностей - это интересы классов, наций, общества в целом. Другие выражают специфику социальных отношений, которые устанавливает социальная группа или ее часть с другими социальными группами, - это частные интересы. Содержание политического интереса формируется главным образом в результате взаимодействия интересов социальных групп в зависимости от их зрелости, политической активности, веса в обществе. Однако совпадение политических интересов социальных групп и политических интересов общества наступает лишь в определенный момент развития и целого - общества, и его интегральной части - социальной группы.

Артикуляция и реализация политических интересов относятся к двум важнейшим функциям политической системы общества. Эффективность реализации политических интересов определяется тем, насколько полно их содержание отразится в политической идеологии и четко выразится в политических документах, выполняющих регулятивную функцию в политике. С другой стороны, полнота выражения политических интересов зависит от степени демократичности самого процесса выявления учета и сочетания политических интересов. В состав механизма выражения политических интересов включены организационные, идеологические, нормативные и коммуникативные элементы политической системы общества.

Все многообразие типов и модификаций политических интересов имеет общий источник - соотношение интересов классов, социальных групп и слоев с интересами общества в целом. Отход от него вызывает формирование иллюзорных форм, теряющих атрибутивные свойства политических интересов. Такой иллюзорной формой может служить, например, бюрократический интерес. Это иллюзорно всеобщий, т.е. собственно не политический, а частный интерес эгоистической социальной группы, который ее представителями сознательно выдается за всеобщий, но не является таковым. Бюрократия нацелена на формирование специфического, отличного от государственного и классового, корпоративного (т.е. не политического, а группового) интереса.

Политические интересы определяют направленность политической деятельности, выражают уровень их развития. Политический интерес, являясь неотъемлемым свойством всех субъектов политики, обнаруживает себя на всех уровнях активности субъекта (в процессе теоретического моделирования возможных действий, в конкретных практических действиях и т.д.). В целом политический интерес имеет ряд каналов: а) деятельность властных структур; б) политическое влияние партий, организаций, союзов, церкви, средств массовой информации; в) давление массовых политических сил (забастовочное движение, митинги).

В политических интересах отражается отношение членов общества к политической власти, политической системе в целом. Отсутствие согласованности между политическими интересами различных социальных групп, слоев и интересами представителей властных институтов может привести не только к формированию и обострению политических противоречий, но и созданию такой ситуации, при которой противоречия могут перерасти в политический конфликт.

Политические интересы являются базой для формирования политических взглядов, политических общественных настроений, идеологических позиций, на основе которых осуществляется выбор политических приоритетов, учитывающих потребности социальных групп и слоев общества.