Грамотная речь. Основы правильной красивой речи

Грамотная речь. Основы правильной красивой речи
Грамотная речь. Основы правильной красивой речи

Грамотная устная речь очень поможет вам в жизни при выступлении на публике или в личной беседе, при трудоустройстве и защите диплома. Бедный словарный запас и трудности в связном изложении мыслей, наоборот, могут сослужить плохую службу.

Любой навык, как и навык грамотного разговора, можно приобрести. Этому помогает чтение качественной литературы. Не стоит уповать на чтиво, состоящее из книжек-однодневок. Их авторы, порой, сами грешат неграмотностью. Следует сосредоточиться на чтении классики, на произведениях лучших мировых авторов.

Приобрести грамотность речи помогает пересказ запавших в душу книг или фильмов. Старайтесь делать пересказ подробным и наблюдайте за слушающими вас, чтобы они не заскучали. Если это вдруг случилось, значит, вам не удалось донести до них свои впечатления от фильма. Возможно, слушатель запутался в личных местоимениях, с помощью которых вы пытаетесь изложить суть. Ему уже непонятно, кто такие «он» или «она» и почему их так много.

Засоряющие речь лишние слова нужно изъять из обихода. Они не имеют никакого смысла и не несут в себе полезной информации. Примерами таких слов и выражений является тавтология: «минута времени», «поднимать вверх», «не май месяц». Ведь май не может быть часом или годом, зачем же тогда рядом употреблять лишнее слово «месяц»?

Тавтология - это ненужное повторение близких по смыслу или имеющих один корень слов. Яркие примеры тавтологии: «спросить вопрос» и «масло масляное». Постарайтесь не применять подобных выражений. Понаблюдайте за речью телеведущих, политиков или своих ближайших знакомых. Проанализируйте их ошибки, постарайтесь найти замену их неудачным оборотам. Тогда вам станет проще уловить речевые казусы в своем разговоре.

Старайтесь избегать слов, смысл которых для вас непонятен. Иначе будете похожи на Щукаря, считавшего, что скромная девушка называется «абажур», а девушка легкого поведения именуется «бордюр». Превосходно обогащают лексикон словарь иностранных слов и толковый словарь русского языка. Но не забывайте о правильном ударении в словах!

Далеко не всегда уместен сленг, как профессиональный, так и молодежный. Если на работе или в кругу друзей он допустим, то в официальных беседах им вряд ли стоит пользоваться.

Постоянно следите за своей речью, и тогда она постепенно станет красивой и грамотной.

Под грамотностью традиционно понимают степень владения навыками письма и чтения на родном языке. При этом с распространением всеобщего школьного образования требования к грамотным людям повысились: речь идёт уже не просто о том, чтобы они умели читать и писать, но писать в соответствии с установленными нормами грамматики и правописания. Без преувеличения можно сказать, что сегодняшнее сообщество читателей и писателей делится на два лагеря: ярых поборников грамотности и, конечно, не её противников, но тех, кто относится к ней без какого-либо пиетета. Первых шутливо прозвали граммар наци (grammar nazi), так как они требуют неукоснительного соблюдения правил грамматики и готовы вынести смертный приговор тексту, в котором сумели обнаружить малейшую ошибку. Их противники резонно замечают, что главное в тексте - это содержание, и язык является не застывшим сводом правил, а живым и развивающимся образованием, нормы которого постоянно меняются. В данном уроке мы поговорим о том, насколько важна грамотность при написании текстов и как её в себе развить.

Когда нужно и не нужно писать грамотно

Возможно, многим данное утверждение покажется крамольным, но мы дадим следующий совет: пишите, не обращая внимания на грамматику. Дело в том, что часто излишняя концентрация внимания на грамматических правилах мешает писать. Человеку сложно мгновенно облечь свои мысли в идеальную с грамматической точки зрения форму. В результате, его работа застопоривается на нескольких предложениях, и продвинуться дальше он уже не в состоянии. Поэтому полезно практиковать так называемое свободное письмо (free writing ), в процессе которого человек просто излагает свои мысли, не исправляя опечатки и ошибки, не думая о расстановке знаков препинания и правильном построении предложений.

Впрочем, это не означает, что о грамматике можно вообще забыть. Написанный текст - это ещё не конечный продукт, это всего лишь черновик, который подлежит многократному редактированию. Причём последний этап редактирования - проверка на соответствие языковым правилам и исправление всех возможных языковых ошибок. Таким образом, полностью наш совет звучит так: не обращайте внимания на грамматику в процессе письма, но несколько раз перечитывайте законченный текст и исправляйте ошибки.

Почему же в конечном итоге важно писать грамотно? Начнём с того, что языковые правила не являются произвольными установлениями лингвистов, придуманными для того чтобы мучать людей. Они сложились естественным образом в ходе исторического развития языка, и их роль состоит в унификации способов письма, чтобы мы могли понимать тексты друг друга. Если бы унифицированного свода грамматики не существовало, то письменная коммуникация была бы невозможна. Поэтому не нужно рассматривать соблюдение грамматических правил как одолжение, которое вы делаете учителю или учёному-лингвисту. Помните, что это условие существования писательского мастерства вообще.

Далее, неграмотно написанный текст отталкивает читателя. Во-первых, если в тексте содержится множество очевидных ошибок, это говорит о том, что автор даже не удосужился своё творение перечитать. Отсюда читатель делает правомерный вывод, что автор его не уважает, подсовывая ему незаконченную работу. А если автор на читателя не ориентировался, то зачем тогда его текст вообще читать? Во-вторых, человеческое восприятие устроено таким образом, что даже если мы сами допускаем ошибки при письме, мы непременно видим их в чужом тексте. Это означает, что многие читатели, сами того не замечая, в процессе чтения превращаются в тех самых граммар наци. При этом многие склонны рассуждать так: если автор не сумел осилить школьную грамматику, то стоит ли вообще воспринимать его текст всерьёз; скорее всего, у него есть проблемы и с логикой, с умением структурировать свои мысли, с глубиной проработки материала и т.п. Хотя подобное рассуждение далеко не всегда оказывается верным, не задумываясь о грамматике, автор может потерять значительную долю читателей.

Сверх этого, расхожий аргумент - «Важно содержание, а не форма» - является некорректным. Исследователи коммуникации уже давно сформулировали следующий принцип: «The medium is the message», т.е. «Средство передачи сообщения - это сообщение». Принцип, если задуматься, довольно очевидный. По крайней мере, писатели пользуются им с давних времён. Если применить этот принцип к нашей теме, то получается, что форма неотделима от содержания, она также работает на его производство. Наиболее простой иллюстрацией этого тезиса является то, что ошибки (особенно это касается пунктуации) затемняют смысл текста.

Наконец, несоблюдение правил русского языка может приводить к комическому эффекту, создавать который автор не намеревался. К примеру, видя надпись «Х-й съезд журналистов», все сразу понимают, что и съезд организован плохо, да и журналисты на него приехали так себе. Хотя в данном случае очевидно, что отрицательная характеристика съезда в планы автора не входила.

Как научиться писать грамотно?

По идее курс русского языка в средней школе обеспечивает нас всеми необходимыми знаниями для того, чтобы писать грамотно. К сожалению, практика показывает, что многим так и не удаётся его освоить. Разумеется, мы не можем перечислить и объяснить все правила русского языка в данном уроке. Наша цель - дать несколько простых советов, которые подскажут, как самостоятельно восполнить пробелы в знании русского языка при наличии соответствующей мотивации.

Существует распространённое мнение, согласно которому можно научиться писать грамотно, если читать много хорошей классической литературы. Оно основано на убеждении, что при чтении люди усваивают визуальный облик слова и потом в процессе письма восстанавливают его с помощью зрительной памяти. На наш взгляд, значение чтения для развития грамотности несколько переоценено. Конечно, читать качественную литературу всегда полезно. Это обогатит словарный запас и поможет сформировать хороший стиль. Однако, что касается грамотности, здесь возникает несколько проблем. Во-первых, далеко не все обладают развитой зрительной памятью, особенно на мелкие детали. Во-вторых, при чтении люди обычно поглощены содержанием текста и не ставят себе цели обращать специальное внимание на написание слов или конструирование предложений. Наконец, множество ошибок возникает не из-за того, что человек не знает, как пишется то или иное слово, но из-за неправильного склонения, непонимания разницы между -тся и -ться , путанице в слитном и раздельном написании, неправильной постановки знаков препинания и т.п. В данном случае чтение совершенно бесполезно: нужно знать правила. Таким образом, читайте как можно больше, но чтобы улучшить свою грамотность выполняйте следующие рекомендации:

Перечитывайте свой текст после написания. Большинство ошибок возникает из-за невнимательности. Если автор полностью поглощён процессом формулирования своих мыслей, то он уже не может следить за написанием слов или расстановкой запятых. Простая проверка поможет с лёгкостью выявить и исправить ошибки и опечатки. Также может быть полезным перечитать свой текст сзади наперёд. Эта техника позволит избавиться от эффекта скольжения глазами по тексту и вчитаться в каждое отдельное слово.

Используйте проверку орфографии и пунктуации, встроенную в текстовый редактор. Естественно, такая проверка не идеальна: текстовые редакторы часто не знают многих слов и не могут правильно разобраться в синтаксисе, однако они, по крайней мере, помогут исправить какие-то грубые ошибки и укажут на фрагменты, требующие повышенного внимания. Многих людей раздражает постоянное подчёркивание слов и предложений разноцветными линиями. В таком случае можно отключать встроенную проверку в процессе письма, но включать её во время редактирования текста.

Пользуйтесь словарями и справочниками по русскому языку. Образованным является не тот, кто знает всё, а тот, кто знает, где ему найти необходимую информацию. Ничего катастрофического в том, что человек не знает или не помнит какие-то правила, нет. Главное не забывать при необходимости заглядывать в нужную книжку. Вот небольшой список словарей и справочников по русскому языку, которые полезно иметь под рукой (или в закладках):

  • Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию
  • Лопатин В.В. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник
  • Орфографический словарь русского языка
  • Толковый словарь русского языка
  • Бучкина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника)
  • Колесников Н.П. Слова с двойными согласными: Словарь-справочник
  • Словарь иностранных слов
  • Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка
  • Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник

Составляйте таблицы и схемы. Они выступают идеальным способом структурировать и запомнить сложный материал. Например, можно составить таблицу склонений существительных или схемы расстановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях. В принципе существуют уже готовые справочники «Русский язык в таблицах и схемах», но мы советуем создавать таблицы самостоятельно. Для этого вам потребуется действительно разобраться в теме, что, безусловно, поможет её запоминанию, и вы сможете организовать материал именно тем способом, который наиболее удобен для вас. Такие таблицы удобно держать на рабочем столе и обращаться к ним в случае сомнений относительно того или иного правила.

Ознакомьтесь с основами морфологии и синтаксиса. Их знание является залогом правописания. Кратко говоря, морфология - это раздел лингвистики, изучающий части речи, строение слов, словообразование и словоизменение. Чтобы правильно написать слово, прежде всего, нужно определить, к какой части речи оно относится: существительное, прилагательное, числительное, глагол, причастие, частица, наречие и т.д. Затем нужно понять, в какой именно части слова возникла проблема (тот самый школьный разбор слова по составу): корень, приставка, суффикс, окончание. Определив часть речи и часть слова, вы уже можете понять, какое именно правило будет действовать в данном конкретном случае.

То же самое относится и к синтаксису. Нужно уметь выделять в предложении его составные части: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство, приложение, вводная конструкция. Все правила пунктуации построены именно на этом умении выделять члены предложения. Если вы научитесь видеть структуру слов и предложений, запоминание и применение правил уже не составит для вас труда.

Если ваше слабое место - это орфография, то попробуйте воспользоваться одной из следующих техник. Во-первых, проверяйте безударные гласные в корне подбором однокоренных слов, где на эти главные падает ударение. К примеру, недавно я столкнулась со следующей ошибкой: «я излИчилась от этой болезни». Правильно писать «излЕчилась », и это легко проверить с помощью слов «лечит » и «лекарь ». Во-вторых, попробуйте сложные слова записывать на стикер, выделяя проблемные буквы размером шрифта и цветом: «прИвИлегия », «суББота ». В-третьих, можно использовать метод ассоциаций. В качестве иллюстрации, в слове «молоко » безударные гласные в корне могут быть проассоциированы с бубликами, которые мы едим, запивая их молоком, и которые имеют форму буквы «О». Вспомнили бублики, вспомнили, как пишется слово. Наконец, попробуйте запоминать типичные случаи. Такой метод может быть особенно эффективным для запоминания слитного и раздельного написания слов. Например, твёрдо запомнив, что слово «вице-президент » пишется через дефис, вы уже не будете испытывать трудностей с подобными ему словами: «вице-премьер», «вице-консул» и т.д.

Если же особую сложность вызывает пунктуация, то полезно помнить о том, что знаки препинания призваны отражать на письме паузы и интонационные нюансы речи. Поэтому может быть полезным прочитать предложение вслух и обратить внимание на то, как вы его произносите, где делаете паузы, на какие слова ставите акценты. Там, где вы заметили паузы и акценты, должны стоять знаки препинания. Вот все общие советы, которые можно дать относительно развития грамотности.

Онлайн-курс «Русский язык»

Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много - примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс « ». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Приветствую вас, дорогие друзья! На связи Павел Ямб. Несмотря на то что по статистике Россия входит в число самых грамотных стран мире, так как умеют читать и писать почти все её граждане, я очень часто встречаю такие слова как «симпОтичный», «день рождениЕ» или «день рожденЬя» и т.д.

Вы согласны, что грамотно написанные статьи приятнее читать, чем текст, кишащий ошибками? Вроде в школе уроки русской литературы и языка были у всех, но большинство, кажется, полученные навыки или растеряли, или вовсе не слушали учителя. Так как же освежить их в памяти? Как «поднять» грамотность по великому, могучему взрослому человеку? Ведь грамотные люди добиваются успеха быстрее!

Давайте сначала трезво посмотрим на ситуацию, на каком уровне наша грамотность. Не довольны? Приступаем к обогащению знаний.

Что и как читать?

Один из способов стать гуру по русскому языку, который нам постоянно советуют – больше читать. С одной стороны, правильно: когда много читаешь, больше слов запоминаешь и знаешь, как они пишутся. Только вот не вся литература одинаково полезна. Самый лучший вариант для полезного чтения – это классика. Очень много интересных произведений не вошли в школьную программу, некоторые мы читали в сокращенной «демо» версии, а другие подзабыли, так что приятные эмоции гарантированы. Например, с учебников, единственное, что мне запомнилось это «Мастер и Маргарита».

Есть такая методика как орфографическое чтение. Ее принцип в том, что детей учат читать так, как написано, а не так, как принято говорить. Особое внимание уделяют длинным и сложным словам, которые проговаривают по слогам. В этом случае слуховая память подключается к зрительной. Именно так мы быстро запоминаем, как пишутся слова. Потом уже по методу «нравится-не нравится» можно интуитивно определить, как пишется незнакомое слово.

Читая вы прочувствуете стилистику, увидите сочетаемость слов, да и словарный запас расширите. Что как не чтение способствует этому?!

Настольная книга? Словарь!

Повышение уровня грамотности – дело не одного дня и даже не нескольких месяцев. Если решили основательно подтянуть грамотность, то вашей настольной книгой должен стать словарь русского языка. При малейшей неуверенности в правильности написания необходимо обращаться к нему. Встретили незнакомое слово? Тоже откройте словарь, узнаете смысл и как писать. Еще один хороший способ пополнения своего словарного запаса.

Не бойтесь, что объемные тома заполнят комнату. Ведь электронные версии всех словарей есть в Интернете в свободном доступе. Вот, dic.academic.ru .

У современных людей также есть возможность повышать грамотность в режиме online с помощью специальных ресурсов. Например, есть такой полезный сервис - Gramota.ru , с пояснениями, правилами, справочными материалами. Заходим на сайт, набираем сомнительное слово в строке, нажимаем на Enter – и правильный ответ перед глазами. Удобно! И это не единственный такого рода сайт.

Обратите внимание на такие ресурсы как:

  • «Тотальный диктант» – полная онлайн-школа, все бесплатно;
  • «Верные слова» – курсы по родной речи для детей начальной и средней школы, лингвистические игры, онлайн-олимпиады. Сервис платный, но есть возможность попробовать бесплатный вариант;
  • «Могу писать» – уроки русского языка, платные, бесплатные курсы, вебинары, учебники, тесты;
  • «Образование на русском» – бесплатные интерактивные учебники, онлайн-платформы для изучения русского как иностранного;
  • «Пишите живее» – бесплатный курс, который поможет избавить ваши тексты от словесного мусора;
  • «textologia.ru» – онлайн журнал о русском языке и литературе.

Играем и повышаем грамотность

Можно учиться грамотности легко и играючи. Любите разгадывать кроссворды? Прекрасно! Значит, узнаете новые слова и запоминаете, как они пишутся. Словесные головоломки, тесты, анаграммы, шарады, ребусы также превосходно развивают наши интеллектуальные способности.

Если собственными силами не получается добиться хороших результатов, посетите курсы повышения грамотности. С помощью специалистов дело пойдет гораздо быстрее. Такие курсы доступны и онлайн.

Есть и сервисы-помощники для повышения грамотности, например, Tutoronline.ru . Оставьте заявку, и занимайтесь с репетитором по русскому языку или литературе по скайпу.

Соблюдение требований русского языка обязательно по умолчанию в любой сфере. Значит, вспоминаем или учим правила. В случае, когда работы перед отправкой проверяет , то почему бы не попросить его сообщать о каждом нарушении языковых норм? Выучили правило – повысили грамотность. Будете действовать так постоянно – сможете соревноваться с проверяющим.

Но коллега корректор есть не у всех. Тогда ваше спасение – учебники. Не ленитесь, открывайте их почаще, читайте правила самостоятельно!

Сегодня – диктант

На мой взгляд, это лучший способ повышения грамотности в кратчайшие сроки. Даже помощники не нужны: интерактивных диктантов для вставки пропущенных знаков препинания и орфограмм в сети достаточно. Польза двойная: интересно и познавательно.

Пишите!

Ежедневно пишите, так вы повысите уровень грамотности в ближайшие сроки, выработаете навык узнавания ошибок на уровне интуиции. Постоянно, много, интересно! Врожденной грамотностью может похвастаться не каждый, придется потрудиться, чтобы получить столь полезное преимущество. Чем больше пишем – тем меньше делаем ошибок. Проверено на практике!

Есть еще способ повышения знания языка как каллиграфическое письмо. Каллиграфический почерк вырабатывает сосредоточенность, помогает фиксировать фразу в памяти и даже вспомнить правило! Писать не спеша – этот метод работает и при наборе текстов на компьютере. Думать, а не мчаться во весь опор.

Интересно, что первоначальное ошибочное написание врезается в память. Появляется стойкий навык письма с ошибками. Чтобы избавиться от него, придется не менее ста раз написать слово правильно. Где-то через сто повторений в свое время я перестал писать «Здраствуйте» – постоянно на уровне навыка пропускал букву “в”.

Знаете, даже не обладая супер грамотностью, можно хорошо зарабатывать . Чем выше ваши знания по языку, тем выше заработки.

Аудиокниги

Знакомо вам выражение «сюда просится запятая»? Логика изложения, ритм предложения подсказывают, что здесь нужен знак препинания. Чтобы прочувствовать эту ритмику, слушайте аудиокниги, обращайте внимание к произносимым фразам. Так вы научитесь определять в какие места «просится запятая».

Ситуации, из ряда вон выходящие

К сожалению, или к счастью, русский язык на самом деле очень гибкий. Если ключевом слове заказчика обнаружили ошибку, не торопитесь исправлять. Вполне возможно, что это специальное требование, то есть так и положено. Причина простая. Поисковые запросы набирает с ошибками большая часть пользователей Интернета. Когда число запросов с ошибками заметно возрастает, некоторые веб-мастера используют подобные слова как ключевые.

Немного статистики

Как показывает статистика, русский язык состоит примерно из 500 000 слов. Но в повседневной жизни мы используем только около 3000.

По данным textologia.ru , словарный запас школьника составляет 2000 – 5000 слов, совершеннолетний владеет 5000 – 8000 тысячами, взрослый, получивший высшее образование имеет в запасе около 10 000, а эрудиту доступны 50 000.

Итак, подытожим, как быстро повысить уровень грамотности:

  1. Много читайте, особенно классическую литературу.
  2. Почаще заглядывайте в словарь, как в томах, так и в Интернете.
  3. Пусть online ресурсы как Gramota.ru станут вашими друзьями.
  4. Разгадывайте кроссворды, шарады, ребусы.
  5. Если самостоятельно не получается достичь результатов, занимайтесь с репетитором.
  6. Посещайте курсы повышения грамотности.
  7. Пишите.
  8. Слушайте аудиокниги!

А вам пока. С вами был Павел Ямб. Будьте грамотными, пишите комментарии к этой статье без ошибок:)

P.s. А с какими словами у вас возникали проблемы?

А вот и крутой совет по нашей сегодняшней теме:

Грамотность в самом прямом понимании – это умение человека , правильно писать и строить свою речь в соответствии с правилами родного языка. Грамотность бывает врожденной и приобретенной.

Если вы пишете без ошибок, но при этом не можете воспроизвести ни одного правила русского языка и не читаете запоем классику – у вас врожденная грамотность. В ее основе – чувство языка на генетическом уровне.

Приобретенная грамотность – это результат саморазвития и самосовершенствования, неустанной работы над собой.

Путь к грамотности – лестница с множеством ступеней

В современном мире грамотность – это визитная карточка человека. При ее отсутствии нельзя устроиться на хорошую высокооплачиваемую работу – HR-мененджеры отслеживают этот нюанс уже на стадии приема заявления или резюме. Замечено, что люди, обладающие правильной речью, богатым словарным запасом и умением писать без ошибок, добиваются успеха в любой выбранной сфере. Грамотный человек априори воспринимается как интеллектуально развитый, он более других уважаем. Но повышение грамотности – это дело далеко не одного дня. От вас потребуется терпение и настойчивость в этом благородном деле.

Методы повышения грамотности

Для начала определите, что является вашими «слабыми» сторонами и что вы хотели бы «подтянуть»: орфографию, пунктуацию, грамматику, искусство речи. Самоанализ должен быть объективным. Далее составьте для себя краткий план и двигайтесь к назначенной цели, используя следующие методы развития грамотности.

Первый метод – читайте классическую литературу. Пользу от чтения хороших книг трудно переоценить. Даже если вы в свое время прочитали всю литературу, предусмотренную школьной программой, есть еще много новых произведений, которые – поверьте – обязательно вас заинтересуют. Не исключено, что и некогда прочитанное вы осмыслите по-другому – благодаря приобретенному жизненному опыту. Читая, вы можете прочувствовать стилистику произведения, сочетаемость слов, пунктуационные особенности. Непременно расширится ваш словарный запас. Кроме того, чтение способствует развитию зрительной памяти. Но читать нужно медленно, вдумчиво, осмысливая каждую фразу. Особенно обращайте внимание на сложные слова и длинные предложения со сложной пунктуацией.

Второй метод – вооружитесь словарями. Это может быть как книжный, так и электронный вариант. Если вы сомневаетесь, написать то или иное слово, или столкнулись с новым словом, значения которого до этого момента не знали – не поленитесь заглянуть в словарь. С течением времени вы будете нуждаться в нем все реже.

Третий метод – учите правила русского языка. Одного правила в день вполне достаточно.

Четвертый метод – слушайте аудиокниги. Для развития грамотности очень полезно слушать правильную «живую» речь. Слуховая память вам не помешает.

Пятый метод – пишите диктанты. Начинайте с нетрудного текста, со временем увеличивая его сложность и объем.

Шестой метод – возьмите себе за правило писать правильно везде. Даже в социальных сетях, чатах и форумах – там, где в порядке вещей считается коверкать слова, передавая только их смысл («ваще», «как-нить»).

Седьмой метод – попробуйте сделать аудио- или видеозапись своей речи. Если вы послушаете себя со стороны, вам будет легче понять, в чем ошибки вашей речи.

Восьмой метод – развивать грамотность можно и в игровой форме. Не стесняйтесь увлекаться кроссвордами и компьютерными играми, которые помогают развивать ваши интеллектуальные способности (анаграммы, шарады, ребусы и другие).

Девятый метод – запишитесь на курсы русского языка. Помощь профессионала еще никому не навредила.

Источники:

  • Не знаете, как повысить грамотность? Мы подскажем!

Русский язык и культура речи является одним из базовых предметов в школьной программе. К сожалению, с возрастом навыки,полученные за несколько лет изучения родного языка , постепенно теряются. Порой только диву даешься, на каком ломаном языке изъясняются наши депутаты, члены правительства и прочие высокопоставленные лица. Возникает вопрос: можно ли повысить русского языка у взрослого человека, и как это сделать?

Инструкция

В действительности, повысить уровень владения родным языком можно, но этот занимает далеко не пару дней и даже не пару месяцев. Прежде всего, позаботьтесь о том, чтобы словарь русского языка и грамматический справочник вашими настольными книгами. Не ленитесь лишний раз обратиться к словарю, если вы не уверены в значении слова или его написании. Если вы услышали новое , то потратьте пару минут на то, чтобы выяснить его значение и . Таким образом вы сможете существенно расширить свой активный словарный запас. Кстати говоря, в наши дни совсем не обязательно приобретать толстый бумажный словарь Даля или Ожегова. Электронные версии практически всех словарей русского языка находятся в свободном доступе в сети Интернет.

Второй важный момент- это чтение. К сожалению, с каждым мы читаем все меньше книг. Мы привыкли получать информацию из телевизионных передач, с новостных сайтов в интернете или по радио. Мы зачастую проводим свободное время за экраном , а не за любимой книгой. Однако, именно чтение помогает нам повысить уровень родного языка . Читая различные книги, мы расширяем свой словарный запас, учимся комбинировать лексические единицы. Кроме того, при чтении наш мозг автоматически запоминает правильное написание слов, что позволяет уменьшить количество орфографических ошибок на письме. Не стоит и упоминать, что чтение книг существенно расширяет кругозор .

Грамотность письменной речи является своеобразной визитной карточкой человека. Если он пишет с многочисленными орфографическими и грамматическими ошибками, во многих случаях ему будет трудно претендовать на престижную высокооплачиваемую работу. Поэтому повышение грамотности письма для многих людей является достаточно актуальной задачей.

Инструкция

Знание правил является необходимым, но не единственным условием грамотной письменной речи. Грамотный человек может уже не помнить правил, которые он когда-то учил в – он просто знает, как именно надо писать. Чтобы добиться такой «врожденной» грамотности, надо читать качественную русскую литературу. Правильное построение фраз, написание слов классиками русской литературы должны отложиться в сознании, стать своеобразным шаблоном.

Алмазова А.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие

Качества грамотной речи

Речь – явление не только лингвистическое, но и психологическое и эстетическое. Коммуникативные качества речи во многом зависят от умения говорящего видеть системные отношения речи, её соотнесённость не только с языком, но и с мышлением, сознанием, действительностью, адресатом, условиями общения.

Выделяются следующие коммуникативные качества речи:

1) правильность – соответствие нормам современного литературного языка;

2) точность – строгое соответствие слов обозначаемым предметам, явлениям действительности;

3) логичность – соответствие смысловых связей и отношений единиц языка в речи связям и отношениям предметов и явлений в действительности;

4) чистота – отсутствие элементов (слов и словосочетаний), чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности;

5) выразительность – наличие особенностей, которые поддерживают интерес слушателя/зрителя;

6) богатство – лексическое и синтаксическое разнообразие;

7) уместность (стилевая, контекстная, ситуативная, личностно-психологическая) – такая организация языковых средств, которая делает речь отвечающей целям и условиям общения.

8) ясность (понятность);

9) действенность (доходчивость), определяемая целью речевого сообщения и сменой видов деятельности.

Основным признаком правильной речи служит устойчивость и стабильность языковых форм. Правильная речь – это, прежде всего, речь литературная. Основные требования, предъявляемые к литературному языку, – единство, целостность и общепонятность. На страже этих требований стоит языковая (литературная) норма, которая исполняет роль своеобразного языкового фильтра и является как бы «паспортом грамотности».

Точность – соответствие сказанного коммуникативному намерению говорящего. Основные условия точности как коммуникативного качества – ясность мысли, знание предмета, знание языка и умение соотнести знание предмета со знанием языковой системы. Средствами, способствующими созданию точной речи, являются: верное словоупотребление, умение выбрать нужное слово из ряда синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Например, точность нарушается в таких случаях: «Моя семья никакого отношения к искусству не имела. Я родился в нормальной семье» (может быть, в обычной, обыкновенной, рядовой). «Отец зашел в мою комнату» (спутаны паронимы – вошел и зашел).



Понятийная точность требует правильного употребления терминов, особенно в научной речи. Например: «Что нужно сделать, чтобы был правильный дефект речи» (говорящий не понимает термина «дефект речи» – нарушение речи); «Печорин – личность самокопающаяся» (говорящий, видимо, не знал точно значения слов «рефлексирующая личность»).

От понятийной точности и логичности следует отличать предметную точность и логичность. Речевые структуры всегда соотнесены с какими-либо предметами, явлениями, событиями окружающего мира. И слушатели, и читатели заинтересованы в том, чтобы правильно, в соответствии с замыслом и намерением говорящего или пишущего, соотнести представляемую в своем воображении действительность с обозначаемой автором. Так, ошибочной является следующая фраза: «Чичиков поехал на колеснице к Собакевичу» (он ехал в бричке).

Точность нарушается:

Неправильной постановкой ударения (У динозавра крепкая броня);

Неправильным употреблением паронимов (нелицеприятный мошенник);

Неоправданным употреблением местоимения (Моя дочь не пойдёт в эту школу, потому что она недоделанная);

Субъектно-объектной (синтаксической) контаминацией (примеры см. ниже);

Употреблением слов, неизвестных аудитории, без пояснения;

Неправильным порядком слов (Солнце закрыло облако);

Некоторыми формами эллипсиса – сокращения предложения;

Модели синтаксической контаминации:

1) наличие двух слов, совпадающих в именительном и винительном падежах, с глаголом между ними (Мать (Им.п.) любит дочь (В.п.));

2) смешение причастий страдательного и действительного залога (сумка, разгружающаяся дома вм. разгружаемая; анонимная записка, оставшаяся после собрания вм. оставленная);

3) употребление существительного в форме родительного падежа вместо дательного (памятник (кому?) Пушкину, Гоголю; но памятник (чей?) Клодта, Церетели);

4) концентрированное употребление слов в родительном падеже, выражающем разные смысловые отношения (Уже критика декабристов была непосредственной формой общественно-политической борьбы; Работа над сочинениями учеников была замедлена приходом директора; Урок истории Сергеева был прерван звонком);

5) неверное использование деепричастных оборотов (Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа. (Из А.П. Чехова)).

Логичность речи основана на связи «речь – мышление». Если точность соотносима с лексическим уровнем языка, то логичность – с синтаксической организацией как высказывания, так и текста. Значит, она может быть нарушена и при правильном употреблении слов. Нарушение логичности очевидно в примерах: «Одно из лучших стихотворений С. Есенин отдает „Собаке Качалова“; „Старуха Изергиль“ состоит из трех частей»; «На берегу реки девушка доила корову, а на воде отражалось наоборот»; «Тема крепостного права разоблачается в стихотворении Пушкина „Деревня“; „За хорошую работу меня наградили доской почета“; „Книга заставляет человека стать выше“; „Папа у нее хороший, мама добрая, и бабушка в деревне“» и т. д.

Б.Н. Головин условиями логичности на уровне предложения называет следующие:

1) непротиворечивость сочетания одного слова с другими;

2) правильный порядок слов;

3) правильное использование средств выражения логических связей и отношений между словами – служебных слов (предлогов, союзов, частиц), а также вводных слов и словосочетаний (следовательно, итак, значит, во-первых, во-вторых, иначе говоря и т. д.).

Определены условия логичности на уровне связного текста:

1) ясное и правильное выражение связи отдельных высказываний в тексте с помощью языковых средств;

2) обозначение переходов от одной мысли к другой;

3) членение текста на абзацы;

4) выбор синтаксических структур, адекватных характеру выражаемого содержания;

5) продуманная композиция текста.

Посмотрим, как эти условия были нарушены в сочинении абитуриентки на тему «Образ русской девушки в произведениях Пушкина и Лермонтова»:

Образ русской девушки открывается и описывается почти в каждом из произведений писателей. Также к ним относится Пушкин и Лермонтов. Это одни из великих мастеров создавать образы и писать произведения. Они легко и быстро запоминаются.

В каждом из произведений писатели создают свой образ русской девушки в различных произведениях. Образы русских девушек могут проявляться в стихах, т. е. в поэзии Пушкина. Иногда он описывает образ Родины в роли русской девушки. Так же «мила, красива, но уныла». Спросили мы себя: «Кто?» Конечно, Родина в образе девушки.

В произведении «Евгений Онегин» он описывает Ольгу, Татьяну Ларину так отчетливо, что любой человек, прочитавший это творение, ясно представит образ пред собой:

До ужаса красива,

Прилежна и мила,

Бывает и уныла,

Мне нравится она.

Русская девушка всегда описывалась у поэтов как простое создание, у которого душа чище, чем небо в ясный солнечный день. Тяжелая крестьянская жизнь также отразилась в образе девушки. Ведь все, что окружает нас, влияет на нашу жизнь.

Еще одна интересная вещь проявляется в поэзии как у Пушкина, так и у Лермонтова. Это сравнение с природой русской девушки. В зависимости от времени года меняется и образ девушки. То есть летом она цветет, сияет, как цветок на лугу; зимой «засыпает» девушка под лютыми снегами, которые окружают всю Россию. Весной – цветет и радуется, ведь пришла пора любви вместе со всеми животными, птицами и другими живыми существами. Все поют, веселятся и сияют в своей красе. Вот некоторые цитаты, подтверждающие выше сказанное:

Осень! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю природу, увяданье,

В багрец одетые леса.

Некоторые строчки, связанные с временем года, – зима:

Мороз и солнце. День чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный.

Очнись, красавица, проснись,

Открой сомненья негой взоры,

Навстречу Северной Авроре

Звездою севера явись…

Образ девушки описывают многие советские писатели, но Пушкин и Лермонтов описывают свой идеал девушки. Говорят, что глаза – зеркало души, именно это и пытался Пушкин доказать и размыслить в некоторых стихах, которые посвящены разбитой любви, где ясно можно понять, что посмотрев в глаза любимому человеку, можно получить точный душевный ответ.

Я думаю, что образ русской девушки навсегда останется в произведениях Пушкина и Лермонтова. Этот образ «всегда жил и будет жить в наших сердцах».

Как видим, содержание сочинения не соответствует теме. Абитуриентка плохо знает предмет, о котором рассказывает, ее суждения примитивны, язык беден, нарушена логика повествования. Складывается впечатление, что одно предложение присоединяется к другому по мере того, как они хаотично «созревают» в голове в результате вынужденного умственного напряжения.

Таким образом, логичность нарушается:

– неверным структурированием текста;

– причинно-следственными несоответствиями;

– несоблюдением мотивационной последовательности;

– несоблюдением актуального членения предложения и текста (тема – известное, рема – новое);

– плеонастичностью речи, ее засоренностью лишенными смысла структурами (Я человек, потерявший как бы работу. Преступность – это как бы так сказать, ужасная вещь);

– фигурой силлепсиса – соединения несоединимого, различного по своим характеристикам (Москвич ищет девушку от 24 до 178).

Соотношение «речь – сознание» помогает понять, что стоит за словами «выразительность», «образность», «уместность», «действенность» речи. «Если речь построена так, что самим подбором и размещением средств языка, знаковой структурой воздействует не только на ум, но на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя, такую речь называют выразительной. Если структура речи, воздействуя на сознание (или выражая его), формирует конкретно-чувственные представления о действительности, она называется образной. Если речь, захватывая различные области сознания слушателя или читателя, подчиняет его автору, такая речь действенна».

Соотношение «речь – человек, её адресат» связано с таким коммуникативным качеством речи, как действенность. Автор заинтересован в том, чтобы получатель понял речь и, чтобы эта речь побудила его к изменению поведения, внешнего (поступка, действия) или внутреннего (мыслей, взглядов, настроений).

Уместность – особое качество в ряду других параметров речи. Она как бы регулирует соответствие темы сообщения, его содержания, языкового и эмоционального оформления конкретной коммуникативной ситуации (составу слушателей, месту, времени сообщения), информационным, воспитательным, эстетическим и другим задачам письменного или устного выступления. На неуместность, к примеру, в судебном выступлении отдельных качеств указывал П.С. Пороховщиков (Сергеич): «Красота и живость речи уместны не всегда: можно ли щеголять изяществом слога, говоря о результатах медицинского исследования мертвого тела, или блистать красивыми выражениями, передавая содержание гражданской сделки?»

Существует уместность стилевая, контекстуальная, ситуативная, личностно-психологическая.

Вопрос о допустимости того или иного слова, оборота решается часто в зависимости от стилевой принадлежности текста. В художественной речи бывают уместными отступления от литературной нормы, если они помогают писателю полнее раскрывать образ, представить его в карикатурном виде или вызвать комический эффект. Вот как, например, описывает встречу своего героя с невестой М. Зощенко в рассказе «Свадебное путешествие»:

«Сидит он (Володя Завитушкин) в трамвае и вдруг видит, перед ним этакая барышня стоит вырисовывается… И стоит эта самая барышня в зимнем пальто и за ремешок держится, чтобы не опрокинули. А другой рукой пакет к груди прижимает. А в трамвае, конечно, давка. Пихаются. Стоять, прямо сказать, нехорошо. Вот Володька ее и пожалел. „Присаживайтесь, – говорит, – ко мне на одно колено, все легче ехать“.

„Да нет, – говорит, – мерси“. „Ну так, – говорит, – давайте тогда пакет. Кладите мне на колени, не стесняйтесь. Все легче будет стоять“.

Нет, видит, и пакета не отдает. Или пугается, чтоб не упер. Или еще что. Глянул на нее Володя Завитушкин еще раз и прямо обалдел. „Господи, – думает, – какие бывают миловидные барышни в трамваях“».

Уместность регламентируется и контекстом, т. е. речевым окружением языковых единиц. Часто неуместными в контексте бывают отглагольные существительные: «потопление Муму», «поджигание дома Дубровских» и др. Однако на сближении в речи книжной лексики со словами, сниженными по экспрессивной окраске, строятся многие метафоры. Например, у Салтыкова-Щедрина: рыцари ломаного гроша, рыцари кулачного боя, литературное взяточничество, нравственные подзатыльники и др.

Уместность личностно-психологическая регулирует наше речевое поведение в той или иной ситуации общения, что проявляется в умении найти нужные слова, тон, интонацию. Так, слово врача должно лечить пациента, грубость продавца или любого работника сферы обслуживания может на целый день выбить человека из нормальной колеи и снизить работоспособность.

Чистой считается речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов (диалектизмов, варваризмов, жаргонизмов, штампов и т. д.). Чистота как коммуникативное качество связана не только с соотношением «речь-язык», но и с нравственной стороной нашего сознания. Кроме того, чистую речь отличают хорошая дикция, поставленный голос, правильное дыхание.

Чистота речи давно беспокоит наших писателей, ученых-филологов, педагогов, общественных деятелей. Особую настороженность и неприятие в среде людей с достаточно развитой культурой вызывает бранная лексика и фразеология. Сквернословы нередко ссылаются на привычку, которую, якобы, им трудно преодолеть, однако если они понимают, что привычка дурная, то обязаны заставить себя отвыкнуть от нецензурных слов.

Канцеляризмы, необходимые в деловых бумагах, также становятся сорняками в художественном или разговорном стиле речи. Интересен пример, взятый из устного выступления на собрании:

«Товарищи! В данном собрании мне хочется осветить вопрос о главных задачах нашей работы на сегодняшний день. Я останавливаюсь на этом вопросе потому, что считаю необходимым подчеркнуть проблему подготовки кадров. И прежде всего я хочу поставить вопрос о том, что выступавшие до меня товарищи не уделили должного внимания вопросу о качественных показателях нашей работы. Они не остановились на вопросе о мероприятиях по организации помощи отстающим, о наведении должного порядка в деле налаживания обучения необученных кадров. А это на данный момент одна из неотложных задач. Поэтому мне и хочется заострить этот вопрос и остановиться на нем поподробнее».

Вместо сотни слов можно использовать двадцать семь, и мысль станет более ясной:

«Товарищи! Мне хочется сказать о подготовке кадров; выступавшие до меня об этом не говорили, они ничего не сказали о помощи отстающим, о недостатках в обучении рабочих».

«Валерка….это самое….Ты как: это самое… Да брось: вот мы тут – это самое. Да я, Машка, Тоська. А, брось…это самое…давай вместе! А? Ну, вот, это самое!.. Давай по-быстрому!».

Выразительность речи определяется как «точность словесного обозначения предмета или явления, представления или понятия» (Г.З. Апресян). «Говорить выразительно – значит выбирать слова образные, вызывающие деятельность воображения, внутреннее видение и эмоциональную оценку изображенной картины, события, действующего лица» (Л.А. Горбушина).

Выразительные возможности языка иногда сводят к так называемым изобразительно-выразительным средствам, т. е. тропам и поэтическим фигурам. Однако выразительность может быть произносительная, акцентологическая, лексическая, словообразовательная, морфологическая, синтаксическая, интонационная (просодическая), стилистическая.

Существуют условия, определяющие степень выразительности речи:

Самостоятельность мышления;

Хорошее знание языка, его выразительных возможностей;

Понимание свойств и особенностей языковых стилей;

Тренировка речевых навыков;

Использование языковых средств, способных сообщать речи выразительность.

Выразительность устной речи во многом зависит от умения говорящего использовать языковые средства и стилевые возможности языка. Она усиливается интонацией – совокупностью совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания. Интонация фактически оформляет речь, помогает активизации ее коммуникативной функции, функции общения между людьми. С. Волконский писал: «Голос – одежда, интонация – душа речи».

Очень большое влияние на выразительность речи оказывают метафоры (мысли летят, рыбье молчание, деревянный взгляд, кошачья походка и т. д.), пословицы и поговорки (ум хорошо, а счастье лучше; горьким лечат, а сладким калечат).

Иногда встречаются примеры неудачного использования образных слов, что можно наблюдать в речи абитуриентов: «Есенин сравнивал березку с русской девушкой, описывая ее словами: грустная, плакучая, могучая, кипучая», «И литература, надев солдатскую шинель и сапоги, на долгие годы ушла в окопы и блиндажи» и т. д.

Богатство (разнообразие) речи проявляется в ее насыщенности разнообразными языковыми средствами. Существует лексическое, семантическое и стилистическое разнообразие, включающее в себя синонимические, антонимические, омонимические и другие выразительные средства.

Лексическое богатство проявляется в том, что в речи редко повторяются одни и те же слова. Этого можно достичь лишь при условии большого активного запаса слов. Так, словарь А.С. Пушкина превышал 21 000 единиц, а у современного взрослого человека не превышает 10 000 – 12 000 . Фразеологическое богатство русского языка нашло проявление в речи басен И.А. Крылова.

Семантическое богатство речи выявляется в многообразии и обновлении словесных связей, а синтаксическое создается применением разнообразных синтаксических конструкций: простых и сложных предложений.