Справочник старшей медицинской сестры читать онлайн. Читать онлайн книгу «Справочник медицинской сестры

Справочник старшей медицинской сестры читать онлайн. Читать онлайн книгу «Справочник медицинской сестры

Книга "Справочник медсестры" включает основную информацию по вопросам сестринского дела. Авторы рассказывают историю становления сестринского дела как науки, рассуждают о морально-этических качествах медицинской сестры, ее профессиональной ответственности, правах пациента с учетом современного подхода к сестринской деятельности (читатели смогут узнать, что такое сестринский процесс).

Отдельные разделы посвящены описанию, лечению, диагностике наиболее распространенных патологий и уходу за пациентом, помощи при неотложных состояниях. Кроме того, в книге приводятся описания основных медицинских манипуляций, выполняемых медсестрой.

Издание может быть использовано в качестве учебного пособия для средних медицинских учебных заведений и как руководство по уходу за больными в домашних условиях.

  • Елена Юрьевна Храмова, Владимир Александрович Плисов
    Справочник медсестры. Практическое руководство

    Введение

    В настоящее время в России насчитывается почти 1,5 млн медицинских работников среднего звена. Медицинская сестра – очень распространенная и востребованная профессия, предполагающая наличие определенных нравственных и психологических качеств у человека, ее избравшего, а также необходимой профессиональной подготовки.

    В последние десятилетия подход к профессии медицинской сестры изменился во всем мире. В России первые изменения начались уже в конце 1980-х гг. Однако на практике медсестра еще долго оставалась "лицом со средним медицинским образованием, работающим под руководством врача или фельдшера".

    В начале 1990-х гг. во многих европейских странах было внедрено высшее сестринское образование. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Международный совет медсестер способствовали развитию сестринского дела как науки в России.

    Уже с 1966 г. в Серии докладов ВОЗ № 347 говорилось о том, что медицинские сестры должны быть менее зависимыми в своих действиях, иметь более высокую квалификационную подготовку, кроме того, им необходимо развивать профессиональное мышление, которое позволило бы принимать самостоятельные решения на основе научных знаний.

    В настоящее время постоянно расширяется спектр медицинских услуг, появляются лечебно-профилактические учреждения различных форм собственности, дневные стационары, развивается паллиативная медицина. К последней относятся хосписы, в которых оказывается медицинская помощь и осуществляется уход за пациентами с тяжелыми неизлечимыми заболеваниями и умирающими. Оказывать помощь таким больным может медицинская сестра, обладающая аналитическим мышлением, способная составить и выполнить план обследования, сестринского ухода, проведения необходимых медицинских манипуляций в соответствии с технологиями их выполнения и при этом обосновывать свои действия науч но.

    С 1994 г. в России существует многоуровневая система подготовки медицинских сестер в соответствии с Государственным образовательным стандартом. В настоящее время в связи с развитием медицинского страхования возникли новые предпосылки для продолжения реформ в сестринском деле.

    Многоуровневая система подготовки среднего медицинского персонала позволяет повысить качество медицинского обслуживания населения, снизить экономические затраты на подготовку медицинского персонала и др. Реформирование сестринского дела позволило изменить кадровую политику, использовать сестринские кадры более рационально. В результате в больницах вновь появились младшие медицинские сестры, осуществляющие основной уход за больными, а также новые виды медицинской помощи, например паллиативная медицина.

    Реформа сестринского дела в России осуществляется на основании программы развития сестринского дела. Для подготовки специалистов новой формации создана многоуровневая система подготовки медперсонала со средним медицинским образованием, открываются институты высшего сестринского образования, в настоящее время во многих высших медицинских учебных заведениях нашей страны осуществляется последипломная подготовка специалистов высшего сестринского образования (интернатура, аспирантура и др.). Такая подготовка позволяет развивать сестринское дело как науку, делать новые научные разработки в области сестринского дела.

    Для развития сестринского дела регулярно проводятся международные семинары, конференции. Специалисты сестринского дела входят в состав многих международных и российских общественных и профессиональных медицинских организаций.

    Особое значение в последнее время приобрел вопрос статуса медицинской сестры. Сейчас уделяется большое внимание повышению престижности данной профессии, ее социальной значимости. Большое значение в этом имеет собственное самосознание медицинских сестер, поэтому в науке "Сестринское дело" выделяется понятие "философия сестринского дела". Именно формирование особого философского подхода помогает вывести мышление обучающихся по специальности "Сестринское дело" на более высокий уровень.

    Современным медицинским сестрам нужно иметь научные знания, уметь анализировать, предвидеть последствия, планировать свою деятельность и принимать самостоятельные решения. Большое значение имеет умение налаживать профессиональные контакты с коллегами, пациентами и их родственниками, руководством.

    С развитием таких отраслей медицины, как трансплантология, паллиативная медицина, появлением экстракорпорального оплодотворения и иного стали актуальными многие этические вопросы. Сформировалась даже отдельная наука – биомедицинская этика. Медсестра, как известно, наиболее близкий для больного человек из всего состава медицинских работников, поэтому для оказания помощи пациентам необходима определенная психологическая подготовка медсестер. На факультетах высшего сестринского образования изучают различные направления психологии, которые помогут будущим специалистам найти психологический подход к пациентам и их родственникам, разобраться в сложной для пациента психологической ситуации.

    Для качественного выполнения обязанностей медсестра должна постоянно стремиться к повышению своей квалификации. В современной медицине внедряется все больше передовых технологий (новые хирургические операции и виды исследования), используется сложная медицинская лечебная и диагностическая техника, появляются новые лекарственные препараты и др. Все это требует постоянного обновления знаний. Одновременно это помогает медсестрам осознавать себя представителями современной профессии, специалистами своего дела.

    Трудно переоценить роль медицинской сестры в лечебно-диагностическом процессе. Именно она больше всего взаимодействует с пациентом, поэтому наука "сестринское дело" выделяет такое понятие как "сестринский процесс". Потребность в этом возникла в связи с тем, что для качественного медицинского обслуживания пациента необходимо систематизировать деятельность медсестры. Итак, сестринский процесс включает 5 этапов:

    1) постановку сестринского диагноза;

    2) определение потребностей пациента;

    3) составление плана сестринского вмешательства;

    4) выполнение намеченных мероприятий;

    5) оценку результата.

    Конечно, при решении проблем пациента медсестра ограничена существующими юридическими и медицинскими правилами и нормами, однако в рамках своих профессиональных возможностей она должна сделать все, от нее зависящее, для улучшения здоровья и поддержания жизни пациента.

    -------
    | сайт collection
    |-------
    | Елена Юрьевна Храмова
    | Владимир Александрович Плисов
    | Справочник медсестры. Практическое руководство
    -------

    В настоящее время в России насчитывается почти 1,5 млн медицинских работников среднего звена. Медицинская сестра – очень распространенная и востребованная профессия, предполагающая наличие определенных нравственных и психологических качеств у человека, ее избравшего, а также необходимой профессиональной подготовки.
    В последние десятилетия подход к профессии медицинской сестры изменился во всем мире. В России первые изменения начались уже в конце 1980-х гг. Однако на практике медсестра еще долго оставалась «лицом со средним медицинским образованием, работающим под руководством врача или фельдшера».
    В начале 1990-х гг. во многих европейских странах было внедрено высшее сестринское образование. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Международный совет медсестер способствовали развитию сестринского дела как науки в России.
    Уже с 1966 г. в Серии докладов ВОЗ № 347 говорилось о том, что медицинские сестры должны быть менее зависимыми в своих действиях, иметь более высокую квалификационную подготовку, кроме того, им необходимо развивать профессиональное мышление, которое позволило бы принимать самостоятельные решения на основе научных знаний.
    В настоящее время постоянно расширяется спектр медицинских услуг, появляются лечебно-профилактические учреждения различных форм собственности, дневные стационары, развивается паллиативная медицина. К последней относятся хосписы, в которых оказывается медицинская помощь и осуществляется уход за пациентами с тяжелыми неизлечимыми заболеваниями и умирающими. Оказывать помощь таким больным может медицинская сестра, обладающая аналитическим мышлением, способная составить и выполнить план обследования, сестринского ухода, проведения необходимых медицинских манипуляций в соответствии с технологиями их выполнения и при этом обосновывать свои действия науч но.
    С 1994 г. в России существует многоуровневая система подготовки медицинских сестер в соответствии с Государственным образовательным стандартом. В настоящее время в связи с развитием медицинского страхования возникли новые предпосылки для продолжения реформ в сестринском деле.
    Многоуровневая система подготовки среднего медицинского персонала позволяет повысить качество медицинского обслуживания населения, снизить экономические затраты на подготовку медицинского персонала и др. Реформирование сестринского дела позволило изменить кадровую политику, использовать сестринские кадры более рационально.

    В результате в больницах вновь появились младшие медицинские сестры, осуществляющие основной уход за больными, а также новые виды медицинской помощи, например паллиативная медицина.
    Реформа сестринского дела в России осуществляется на основании программы развития сестринского дела. Для подготовки специалистов новой формации создана многоуровневая система подготовки медперсонала со средним медицинским образованием, открываются институты высшего сестринского образования, в настоящее время во многих высших медицинских учебных заведениях нашей страны осуществляется последипломная подготовка специалистов высшего сестринского образования (интернатура, аспирантура и др.). Такая подготовка позволяет развивать сестринское дело как науку, делать новые научные разработки в области сестринского дела.
    Для развития сестринского дела регулярно проводятся международные семинары, конференции. Специалисты сестринского дела входят в состав многих международных и российских общественных и профессиональных медицинских организаций.
    Особое значение в последнее время приобрел вопрос статуса медицинской сестры. Сейчас уделяется большое внимание повышению престижности данной профессии, ее социальной значимости. Большое значение в этом имеет собственное самосознание медицинских сестер, поэтому в науке «Сестринское дело» выделяется понятие «философия сестринского дела». Именно формирование особого философского подхода помогает вывести мышление обучающихся по специальности «Сестринское дело» на более высокий уровень.
    Современным медицинским сестрам нужно иметь научные знания, уметь анализировать, предвидеть последствия, планировать свою деятельность и принимать самостоятельные решения. Большое значение имеет умение налаживать профессиональные контакты с коллегами, пациентами и их родственниками, руководством.
    С развитием таких отраслей медицины, как трансплантология, паллиативная медицина, появлением экстракорпорального оплодотворения и иного стали актуальными многие этические вопросы. Сформировалась даже отдельная наука – биомедицинская этика. Медсестра, как известно, наиболее близкий для больного человек из всего состава медицинских работников, поэтому для оказания помощи пациентам необходима определенная психологическая подготовка медсестер. На факультетах высшего сестринского образования изучают различные направления психологии, которые помогут будущим специалистам найти психологический подход к пациентам и их родственникам, разобраться в сложной для пациента психологической ситуации.
    Для качественного выполнения обязанностей медсестра должна постоянно стремиться к повышению своей квалификации. В современной медицине внедряется все больше передовых технологий (новые хирургические операции и виды исследования), используется сложная медицинская лечебная и диагностическая техника, появляются новые лекарственные препараты и др. Все это требует постоянного обновления знаний. Одновременно это помогает медсестрам осознавать себя представителями современной профессии, специалистами своего дела.
    Трудно переоценить роль медицинской сестры в лечебно-диагностическом процессе. Именно она больше всего взаимодействует с пациентом, поэтому наука «сестринское дело» выделяет такое понятие как «сестринский процесс». Потребность в этом возникла в связи с тем, что для качественного медицинского обслуживания пациента необходимо систематизировать деятельность медсестры. Итак, сестринский процесс включает 5 этапов:
    1) постановку сестринского диагноза;
    2) определение потребностей пациента;
    3) составление плана сестринского вмешательства;
    4) выполнение намеченных мероприятий;
    5) оценку результата.
    Конечно, при решении проблем пациента медсестра ограничена существующими юридическими и медицинскими правилами и нормами, однако в рамках своих профессиональных возможностей она должна сделать все, от нее зависящее, для улучшения здоровья и поддержания жизни пациента.

    В России сестринское дело как наука сформировалась относительно недавно. Тем не менее оно имеет многовековую историю. Во все времена тяжелый труд по уходу за больными и ранеными ложился в основном на плечи женщин. Так, в женских монастырях сестры осуществляли абсолютно бескорыстный уход за больными. Первое упоминание о лечебнице, где подобные обязанности выполняли женщины, относится к Х в., а создана она была легендарной княгиней Ольгой. В XVI в. Стоглавым собором был издан указ об основании мужских и женских богаделен, в которых могли служить в том числе и женщины.
    Для ухода в условиях госпиталей и лазаретов женщины были впервые задействованы во время царствования великого реформатора Петра I. Несколько позже женский труд в лечебных учреждениях был упразднен (такое положение сохранилось до середины XVIII в.) согласно принятому в 1735 г. генеральному регламенту о госпиталях, в котором сфера деятельности женщин ограничивалась мытьем полов и стиркой белья, а роль сиделок была возложена на солдат-отставников.
    Профессия медсестры как таковая появилась лишь в XIX в., причем термин «медицинская сестра» относится уже к XX в. Почти 200 лет назад в России возникла служба «сердобольных вдов», организованная при воспитательных домах Санкт-Петербурга и Москвы. Параллельно при тех же воспитательных домах были основаны так называемые вдовьи дома для содержания больных, нищих и сирот (по терминологии того времени – «призрения Божьих людей»).
    Безусловно, служба «сердобольных вдов» явилась предтечей службы сестринской помощи, основателем которой в России стал Xристофор фон Опель. Он же был автором первого в истории руководства по уходу за больными, изданного на русском языке в 1822 г. В данном пособии для женщин – помощниц врача впервые появились понятия об этике и деонтологии «ухаживающего персонала».

    По указу Петра I в 1715 г. были учреждены воспитательные дома, для службы в которых привлекались женщины, так называемые бабы-сидельницы из числа вдов и жен больничных солдат.

    Спустя 2 года после Отечественной войны 1812 г. по личному распоряжению императрицы Марии Федоровны из числа работниц Санкт-Петербургского вдовьего дома были приглашены и направлены в лечебные учреждения женщины для ухода и присмотра за пациентами. По истечении годичного испытательного срока 12 марта 1815 г. 16 из 24 приглашенных вдов приняли присягу и получили из рук императрицы специально учрежденный по такому случаю знак – «Золотой Крест» с надписью «сердолюбие». В 1818 г. в Москве был учрежден «Институт сердобольных вдов», а при многих больницах и госпиталях организовали курсы для подготовки сиделок. Пожалуй, именно этот момент следует считать отправной точкой начала специальной подготовки женского среднего медицинского персонала в России. Основным учебником для подготовки будущих «сердобольных вдов» являлось ранее упомянутое руководство Христофора фон Опеля.
    В 1844 г. в Санкт-Петербурге была основана первая в России Свято-Троицкая община сестер милосердия. Именно с этого момента подготовка женского медперсонала в России вышла на новый качественный уровень. Инициатива основания данной общины исходила непосредственно от великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской.
    Всем женщинам, решившим посвятить себя благородному делу помощи больным, назначался испытательный срок продолжительностью в 1 год, в случае успешного прохождения которого они в обстановке торжественной официальной церемонии принимались в сестры милосердия. После литургии, совершаемой митрополитом Санкт-Петербургским, на каждую принятую в число сестер милосердия возлагался особый золотой крест. На нем был изображен лик Пресвятой Богородицы, сопровожденный словами «Всех скорбящих радость» – на одной стороне и надписью «Милосердие» – на другой. В утвержденной присяге, которую принимала каждая сестра милосердия, в числе прочего были и такие слова: «…буду тщательно наблюдать все, что по наставлению врачей будет полезным и нужным для восстановления здоровья вверенных моему попечению болящих; все же вредное для них и запрещенное врачами всемерно удалять от них».
    Согласно уставу сестры милосердия не должны были владеть каким-либо имуществом, включая собственную одежду, или даже мизерной суммой денег. В нем было оговорено следующее: «Все, что может за свои услуги сестра получить подарками или деньгами, принадлежит общине» (существовала община в основном на пожертвования от различных благотворительных организаций). При малейших нарушениях этих правил сестра исключалась из общины, но за всю историю ни одного подобного случая не было!
    «Если сестра удовлетворяет своему назначению, – она есть друг его семьи, она облегчает физические страдания, она же успокаивает порой и душевные муки, она нередко посвящается больным в самые интимные его заботы и скорби, она записывает его предсмертные распоряжения, напутствует его в вечность, принимает его последний вдох. Сколько нужно для этого терпения, находчивости, скромности, твердой веры и горячей любви. Есть глубокий смысл в требовании безвозмездности труда сестры милосердия, ибо за оказание ею услуг нет и не может быть земной платы». (По записям историографа Свято-Троицкой общины сестер милосердия (1864 г.).)
    В 1847 г. почетное звание сестер милосердия получили первые 10 женщин, прошедшие специальную медицинскую подготовку в общине, а вскоре началась кровопролитная Крымская война 1853–1856 гг., в которой сестры милосердия прошли первую настоящую проверку. С тех пор медицинским сестрам суждено было принимать активное участие во всех событиях, связанных с войной, начиная с той, первой для них Крымской кампании, и до настоящего времени.
    Инициатива оказания помощи раненым с помощью сестер милосердия исходила от великой княжны Елены Павловны, жены великого князя Михаила Павловича, родного брата российского царя Николая I. Немка по происхождению (что для российской правящей династии было почти традицией) она была блестяще образована, говорила на нескольких языках и знала историю России. Приняв православие и став супругой великого князя, она получила русское имя Елена Павловна, но счастливой матери пяти дочерей судьбой было уготовано тяжелейшее испытание: с 1832 по 1846 гг. она потеряла четверых детей, а в 1849 г. овдовела в возрасте 43 лет. По природе своей великая княгиня была очень скромной, отзывчивой и добросердечной и уделяла большое внимание помощи богоугодным заведениям, став в этом деле достойной преемницей русской императрицы Марии Федоровны, которая завещала ей руководство Мариинским и Повивальным институтами. Следует отметить, что на благотворительность Елена Павловна расходовала большую часть собственных средств и именно ей первой пришла в голову идея создания прообраза Общества Красного Креста.
    Осада Севастополя в период Крымской войны со всей наглядностью показала, в каком плачевном состоянии находится организация медицинской помощи в частях русской армии. Повсеместно ощущалась острая нехватка квалифицированных врачей и среднего медицинского персонала. В связи с этими обстоятельствами Елена Павловна обратилась ко всем русским женщинам с просьбой оказать посильную помощь героическим защитникам Севастополя. Ее инициатива встретила горячую поддержку со стороны гениального хирурга Н. И. Пирогова, находившегося в самой гуще военных действий, однако военное управление проявило обычный скептицизм. Н. И. Пирогов на протяжении нескольких месяцев был вынужден убеждать военных чиновников в том, что он нужен именно на передовой. Следует отметить, что в тот момент сама мысль о возможности присутствия женщины у постели раненого военнослужащего считалась чиновниками если не крамолой, то во всяком случае вольнодумством, да и страдания раненого солдата едва ли могли волновать работников военного министерства. Даже главнокомандующий российской армии А. С. Меньшиков отнесся к благим намерениям Елены Павловны и Н. И. Пирогова без понимания и даже позволил себе грубость, издевательски осведомившись: «… а не открыть ли сразу же при фронте и венерологическое отделение?..» В этой ситуации дело могло спасти только вмешательство монарха. Великая княгиня лично убедила Николая I в необходимости организации добровольной помощи раненым. 25 октября 1854 г. по указу императора была учреждена Крестовоздвиженская община сестер милосердия.
    Призыв великой княгини побудил многих женщин, не исключая и представительниц высших слоев общества, отправиться в Севастополь, а сама Елена Павловна посвятила все свое время закупке на собственные деньги медикаментов и отправке их в Крым.
    Всю тяжесть труда сестер милосердия невозможно переоценить: они работали по 20 часов в сутки, невзирая на ужасные условия передовой, постоянные артобстрелы, холеру и тиф. Присущая сестрам чистоплотность и аккуратность, а также благотворное нравственное влияние позволяли им выхаживать раненых, которые, без сомнения, были бы просто обречены без заботы «сестричек», – так ласково называли сестер милосердия солдаты. Пример этих женщин вдохновил российскую общественность: огромное количество людей выразили желание оказать посильную материальную помощь, а многие россиянки пожелали вступить в ряды сестер милосердия.
    До самого окончания военных действий сестры милосердия работали в госпиталях Севастополя и многих других городов Крымского полуострова. Первой операционной сестрой стала личная помощница хирурга Н. И. Пирогова – Е. М. Бакунина. Она была представительницей аристократии, имела дворянское происхождение, приходилась родной дочерью губернатору Санкт-Петербурга и внучатой племянницей великому русскому полководцу М. И. Кутузову. Оставив высший свет, Е. М. Бакунина поспешила в Севастополь и стала незаменимой ассистенткой при сложнейших операциях, проводимых Н. И. Пироговым. В 1856 г. великая княгиня оценила ее заслуги по достоинству и назначила Е. М. Бакунину главной сестрой-настоятельницей Крестовоздвиженской общины сестер милосердия.

    В Свято-Троицкую общину принимались в соответствии с ее уставом физически здоровые и нравственно безупречные вдовы и девицы от 20 до 40 лет всех без исключения сословий и вероисповедания, но с 1855 г. доступ был открыт только для православных.

    Крымская война не стала последней военной кампанией для этой самоотверженной женщины. В 1877–1878 гг. Е. М. Бакунина отправилась с отрядом Общества Красного Креста на Кавказский фронт. Даже в своем собственном имении она организовала бесплатную больницу для простых крестьян округи. Кроме этого, она была назначена попечительницей земских больниц Тверской губернии, в связи с чем по праву считается основательницей сельской медицины. Имя Екатерины Бакуниной в 1954 г. увековечено в названии одной из улиц города-героя Севастополя. «Много было в ту войну патриоток, жертвовавших своим имуществом, но не много было пожертвовавших самими собой. Тут нужно было не только сострадание, но и самоотверженность, великодушие, твердость характера и помощь Божья. Ни разные лишения военного времени, ни ненастная погода, ни зной лета, ни гром орудий и осколки, ни ежедневные смерти, ни холерные и тифозные испарения, ничто не могло их удержать от добросовестного исполнения святого своего долга», – так писали о сестрах милосердия в журнале «Русская старина».
    Одним из ярчайших примеров героизма и самоотверженности в Крымской войне стала Даша Севастопольская. Ее настоящее имя – Дарья Михайлова. Она вошла в историю как первая в России сестра милосердия, начавшая помогать раненым еще за 2 месяца до приезда группы сестер милосердия из Санкт-Петербурга, с 8 сентября 1854 г. Во время осады Севастополя вместе с регулярной армией в боях участвовали ополченцы – обычные жители города. В их числе оказалась молодая женщина, дочь погибшего в Синопской битве матроса Лаврентия Михайлова. Оставшись сиротой, Дарья Михайлова продала свой дом, а на вырученные от продажи средства купила лошадь, повозку, бочонок спирта, бинты и прочие медикаменты, а затем отправилась вслед за отрядом матросов на Альму, к месту будущего крупного сражения. Во время битвы раненые с удивлением и радостью принимали помощь одетой в матросский бушлат Дарьи, называя ее «Ангелом от Престола Господня». Не имея в отличие от санкт-петербургских сестер милосердия специальной подготовки, Михайлова промывала и бинтовала раны, подносила раненым чарку с нехитрым «народным» обезболивающим.
    Всю Крымскую кампанию прошла Дарья Михайлова в качестве сестры милосердия и была отмечена самим императором, которому было доложено о бескорыстии и самоотверженности женщины из народа. 16 ноября 1856 г. по высочайшему указу ей были вручены золотая медаль «За усердие!» на Владимирской ленте и 500 рублей серебром. Кроме того, ей было обещано приданое от самого государя в размере 1000 рублей. Следует отметить, что свое обещание император впоследствии выполнил. По окончании войны Дарья вышла замуж за простого солдата Максима Хворостова и на немалое по тем временам приданое открыла свое дело (обзавелась трактиром), позже переехала жить с мужем в город Николаев. Однако потом Даша вернулась в родной Севастополь и благополучно прожила там до самой смерти в 1910 г. В 1954 г., в год празднования векового юбилея обороны Севастополя одна из его улиц была названа именем Даши Севастопольской. Совсем недавно, в 2005 г., в Севастополе был установлен памятник героине Крымской войны и первой сестре милосердия Даше Севастопольской.
    В 1855 г. был издан царский указ о праве женщин, «которые несли службу в госпиталях или во время обороны Севастополя и оказали особенные услуги» на получение медали «За защиту Севастополя». Помимо этого, по личной просьбе великой княгини были отчеканены 7 золотых и 145 серебряных медалей для вручения сестрам милосердия. Несколько позже изготовили еще 6 золотых и 200 серебряных медалей для крымских сестер милосердия, которыми были удостоены не только сестры Крестовоздвиженской общины, но и Одесской общины сердобольных вдов, а также женщины Севастополя, не принадлежавшие к общинам, но ставшие сестрами милосердия.
    В 1868 г. министром внутренних дел было принято историческое решение об открытии ряда учреждений по специальной подготовке сестер и братьев милосердия, совпавшее по времени с учреждением Общества Красного Креста.
    Сестры милосердия также выполняли свою благородную миссию во время Русско-турецкой войны (миссия Красного креста в Яссах 1877–1878 гг.), Русско-японской войны 1904–1905 гг., Первой мировой войны 1914–1918 гг.
    К другим историческим вехам в становлении сестринского дела в нашей стране можно отнести присоединение России к Женевской конвенции (1867 г.), официальное разрешение на работу женщин в госпиталях в мирное время (1871 г.). После того как в январе 1873 г. скончалась великая княгиня Елена Павловна, в память об этой выдающейся женщине в том же году началась реализация ее последнего замысла – постройка в Санкт-Петербурге института усовершенствования врачей.
    В 1897 г. Российское общество Красного Креста организовало в Петербурге институт, где проводилась двухлетняя подготовка мужчин для ухода за ранеными и больными. 26 августа 1917 г. в Москве прошел I Всероссийский съезд сестер милосердия, на котором было официально учреждено Всероссийское общество сестер милосердия. К октябрю 1917 г. в России существовало 109 общин, а сестер милосердия насчитывалось около 10 000. Все они сыграли важную роль в борьбе с эпидемиями и уходе за ранеными красноармейцами в период Гражданской войны. Российское общество Красного Креста пережило сначала ликвидацию, а затем признание в 1921 г. и, наконец, возрождение в 1925 г.
    В 1938 г. имущество Российского общества Красного Креста было передано в ведение разных народных комиссариатов, однако эти организационные проблемы практически не отразились на его бурной деятельности. Первые медицинские школы в республике Советов появились в 1920 г., тогда же были разработаны и приняты к внедрению программы по подготовки акушерок и медсестер. В 1927 г. по указанию наркомата здравоохранения и под непосредственным руководством Н. А. Семашко было издано «Положение о медсестрах», в котором четко определялись обязанности медицинских сестер по уходу за пациентами больниц и госпиталей. В период с 1934 по 1938 гг. в советских медицинских школах было подготовлено свыше 9000 медсестер, а всего в Советском Союзе в предвоенные годы насчитывалось 967 медицинских и санитарных школ и отделений.
    К 1940 г. обеспеченность нашей страны средним медицинским персоналом увеличилась в 8 раз по сравнению с 1913 г. В 1942 г. вышел в свет первый номер журнала «Медицинская сестра». В 1950-е гг. все медицинские школы были реорганизованы в медицинские училища – была создана государственная система среднего специального образования медицинских работников.
    Только в 1993 г. была сформулирована и принята философия сестринского дела. В 1994 г. организована Ассоциация медицинских сестер России, вошедшая в состав и принимающая деятельное участие в работе Международного совета медицинских сестер.

    ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ (участковой медсестры)

    Рабочее место: кабинет участкового врача, территориальный участок поликлиники.

    Цели деятельности:

    Помощь врачу при оказании ПЕРВИЧНОЙ медико-санитарной помощи населению обслуживаемого участка;

    Помощь врачу при приеме пациента в поликлинике (амбулатор­ный прием), диспансере, МСЧ и др.;

    Помощь врачу при наблюдении за пациентами, находящимися на лечении дома;

    Выполнение врачебных назначений и санитарно-просветитель-ской работы среди пациентов.

    МЕД. СЕСТРА ДОЛЖНА ЗНАТЬ:

    Организацию и структуру поликлиники (МСЧ, диспансера);

    Структуру обслуживаемого участка, как ТЕРРИТОРИАЛЬНУЮ, так и по ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ;

    Принципы ОРГАНИЗАЦИИ и ПРОВЕДЕНИЯ диспансеризации;

    один из основных методов лечебно-профилактической работы включа­ет в себя АКТИВНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ пациентов, нуждающихся во вра­чебном наблюдении в целях установления начальных форм заболева­ния, ведение учета и систематического или периодического наблюде­ния за состоянием здоровья ОПРЕДЕЛЕННЫХ групп населения и боль­ных; своевременное проведение лечебных и профилактических меро­приятий для ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ заболеваний и их осложнений и др.;

    Принципы ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ работы среди населения;

    Объем и методы санитарно-просветительной работы среди на­селения;

    Основные лекарственные препараты, применяемые для лечения наиболее распространенных заболеваний;

    Правила ВЫПИСКИ, ПОЛУЧЕНИЯ и ХРАНЕНИЯ лекарственных препаратов;

    Документацию данного учреждения;

    ПРАВИЛА проведения ТЕКУЩЕЙ и ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ дезин­фекции в очаге инфекции (обратить пристальное внимание на особо опасные инфекции);

    Способы подготовки пациентов к различным видам исследова­ний:

    а) рентгенологические: рентгеноскопия или -графия органов груд­ной клетки, ХОЛЕЦИСТОГРАФИЯ - исследование желчного пузыря. ИРРИГОСКОПИЯ - исследование толстой кишки: ЕЮНОСКОПИЯ - ис­следование тонкой кишки, исследование желудка и 12-перстной кишки), БРОНХОГРАФИЯ - исследование бронхов:

    б) инструментальные (ЭНДОСКОПИЧЕСКИЕ, то есть изучающие состояние СЛИЗИСТОЙ ПОЛЫХ органов):

    ЭЗОФАГОГАСТРОДУОДЕНОСКОПИЯ (ЭГДС) - исследование слизистой ПИЩЕВОДА, ЖЕЛУДКА, 12-ПЕРСТНОЙ КИШКИ;

    КОЛОНОСКОПИЯ - исследование слизистой ТОЛСТОЙ кишки;

    СИГМОСКОПИЯ - исследование слизистой СИГМОВИДНОЙ кишки;

    РЕКТОРОМАНОСКОПИЯ - исследование слизистой ПРЯМОЙ кишки;

    в) ультразвуковое исследование органов (УЗИ);

    г) лабораторные исследования биологических жидкостей пациен­та:

    Мокрота,

    Содержимое желудка и 12-перстной кишки;

    Способы транспортировки биологических жидкостей в лаборато­рию;

    Правила комплектации сумки УЧАСТКОВОГО ВРАЧА и УЧАСТ­КОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ;

    Правила проведения ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ прививок;

    Правила выполнения различных манипуляций на дому и в усло­виях поликлиники.

    МЕДСЕСТРА ДОЛЖНА УМЕТЬ:

    1. Организовать и контролировать выполнение текущей и заклю­чительной дезинфекции в очаге инфекции.

    2. При необходимости ознакомить пациентов с организацией ра­боты и структурой поликлиники.

    3. Вести учет ДИСПАНСЕРНЫХ пациентов, приглашать их на очередной осмотр к врачу или посещать их на дому вместе с врачом.

    4. Вести санитарно-просветительную работу на своем террито­риальном участке.

    5. Выписывать рецепты на лекарственные средства по назначе­нию врача, кроме наркотических средств.

    6. Выписывать, получать и хранить лекарственные средства для:

    Сумок врача и мед. сестры,

    Процедурного и перевязочного кабинетов и др.

    7. Вести документацию, предусмотренную для поликлиник (амбулаторную карту пациента - титульный лист, статистический талон - титульный лист, талоны на прием к врачу, диспансерные учетные кар­ты пациентов и др.).

    8. Подготовить пациента или его родственников к различным ви­дам исследований (см. выше).

    9. Проводить в условиях поликлиники и на дому назначенные врачом манипуляции.

    10. Осуществлять ПАТРОНАЖ на дому.

    11. Проводить:

    ОСМОТР ПАЦИЕНТОВ НА ПЕДИКУЛЕЗ!

    Измерение АД;

    Измерение Г, а также измерение объема груди, живота, конечностей, длины тела;

    Подсчет пульса, числа дыхательных движений.

    12. Объяснить пациенту и его родственникам особенности ухода за тяжело больным.

    13. Оказывать доврачебную помощь пациенту при возникновении в этом необходимости.

    14. Пользоваться весами для взвешивания пациента.

    15. Пользоваться ростомером для измерения роста пациента.

    16. При вызове на дом к пациенту скорой помощи правильно до­ложить врачу о состоянии пациента.

    17. При возникновении экстремальных ситуаций успокоить паци­ента и его родственников и быть им опорой.

    18. Осуществлять патронаж на дому пациентов, выписавшихся из стационара и не имевших возможности по состоянию здоровья посе­щать поликлинику.

    19. Организовать на своем территориальном участке активистов, обучать их элементам ухода за тяжело больными, таким образом обес­печивая возможность чаще помогать пациентам (особенно одиноким).

    20. В поликлинике регулировать прием пациентов, учитывая их состояние.

    ОБЩЕЕ ЦЕЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - СЕМЕЙНОЕ!

    ОБРАБОТКА ПАЦИЕНТА ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ВШЕЙ (шампунь "РИД")

    Цель: предупреждение распространения инфекции. Показания: наличие вшей и гнид.

    ПРИГОТОВЬТЕ (для себя):

    1. Бутылку с шампунем "РИД".

    2. Дополнительный халат.

    3. Косынку.

    5. Перчатки.

    ПРИГОТОВЬТЕ (для пациента):

    1. Кушетку.

    2. Клеенку.

    3. Прорезиненный мешок для вещей (2 шт.).

    4. Обычный шампунь для мытья головы.

    5. Клеенчатую пелерину.

    ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ:

    1. Постелите на кушетку клеенку.

    2. Наденьте дополнительный халат, косынку, маску, перчатки.

    3. Хорошо встряхните бутылку с шампунем "РИД".

    4. Предложите пациенту сесть на кушетку и объясните его пове­дение во время манипуляции.

    5. Нанесите НЕРАЗВЕДЕННЫЙ шампунь "РИД" на СУХИЕ воло­сы и кожу пациента, подождите, пока они полностью не промокнут.

    6. Оставьте шампунь на поверхности на 10 минут, но НЕ БОЛЬ­ШЕ.

    7. Промойте волосы ТЕПЛОЙ водой и обычным шампунем или

    8. Пока волосы еще МОКРЫЕ, расчешите все узлы ОБЫЧНОЙ расческой, разделите волосы на 4 пряди.

    9. Начиная с верха головы, поднимите одну из 4 прядей на 2-3

    10. Возьмите СПЕЦИАЛЬНУЮ расческу в другую руку и поставь­те зубчики КАК МОЖНО БЛИЖЕ к скальпу.

    11. МЕДЛЕННО расчесывайте от скальпа ДО КОНЧИКОВ волос, так, чтобы полностью расчесать во всю длину прядь волос в 2-3 см.

    12. Заколите НАЗАД пряди, которые уже расчесаны. Продолжай­те расчесывать и закалывать до тех пор, пока не будут вычесаны все

    вши и гниды (часто снимайте куском марли гнид, которые накапливают­ся на расческе).

    13. Когда все волосы расчесаны, промойте их теплой проточной водой и обычным шампунем.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

    Если во время обработки и расчесывания волосы высыхают, их необходимо смачивать водой,

    После высушивания волос (после окончания обработки) ПРО­ВЕРЬТЕ ИХ ЕЩЕ РАЗ, и, если обнаружите гнид, вычешите волосы еще раз тщательно,

    ПОВТОРИТЕ обработку шампунем через 7-10 дней,

    Вещи пациента сдайте в дез. камеру,

    После использования расчески и все другие вещи и материал замочите в дез. растворе.

    Для обработки волос при выявлении вшей можно использовать и др. средства:

    1. НИТТИФОР - наносится тщательно на волосы на 40 мин., за­тем смывается обычным шампунем.

    2. МЫЛЬНО-КЕРОСИНОВУЮ ЭМУЛЬСИЮ - 450 г. керосина+300 г. мыла, лучше "К* или хозяйственное.* Натереть на терке, добавить 0,25 л горячей воды. Полученный состав нанести на кожу головы и во­лосы на 60 мин.

    ЗАПОМНИТЕ!

    На границе волос и кожи лица наложите ЖГУТ из ХЛОПЧАТО­БУМАЖНОЙ ткани!

    Смыть через 60 минут УКСУСНОЙ ВОДОЙ (состав см. ниже).

    Прочесать густым гребнем и еще раз промыть шампунем.

    3. 5% БОРНУЮ МАЗЬ:

    Нанести на 60 минут, смыть мыльно-пенистой пастой, если ее нет, то хозяйственным мылом.

    4. УКСУСНАЯ ВОДА - часто применяется для борьбы с ЖИДА­МИ.

    Состав: обычный уксус 5-9% (2-3 ст. ложки) + 1 стакан обычной теплой воды (27-35 градусов).

    1. Нанести состав на голову.

    2. Накрыть голову х/б косынкой на 30 минут.

    3. Прочесать голову частым гребнем (если его нет, то между зуб­чиками расчески протянуть нитку).

    4. Смыть состав обычным шампунем.

    ЗАПОМНИТЕ!

    В течение месяца необходим 3-КРАТНЫЙ осмотр пациента, че­рез каждые СЕМЬ дней. ТЕ. КТО ПРОВОДИЛ ОБРАБОТКУ, ДОЛЖНЫ ПРИНЯТЬ ДУШ, А ВЕЩИ СДАТЬ НА ДЕЗОБРАБОТКУ.

    В настоящее время широкое применение нашли ЛОСЬОНЫ:

    "Ниттилон", "Сана", "Перфолон". Они наносятся на 30 минут;

    "Чуб-чик", "Стагифор" - наносятся на 20 минут.

    СМЫВАЮТСЯ ОБЫЧНЫМИ ШАМПУНЯМИ, ПОСЛЕ ВЫЧЕСЫ-

    Используются и шампуни:

    2. "СИФАКС" - Турция.

    3. "ЭЛКО-ИНСЕКТ" - Бельгия, очень хороший препарат, который может быть использован даже для животных.

    МОЮЩИЕ СРЕДСТВА для ГОЛОВЫ и ВЕЩЕЙ:

    2. "Санам".

    3. "Векурин".

    4. "Медифос" - может использоваться при ЧЕСОТКЕ и всех видах вшей, экспозиция - 20 минут.

    ДЛЯ ОБРАБОТКИ пациента с ЧЕСОТКОЙ используется 20% эмульсия БЕНЗИЛБЕНЗОАТА (выдается по рецепту врача!), а также КАРБОФОС (30% эмульсия), из нее готовится 0,15% раствор, то есть 1ч.л. 30% эмульсии на 1 л воды. Раствор

    Наносится на голову НЕ БОЛЕЕ, чем на 30 минут,

    Голова повязывается косынкой,

    Промывается теплой водой с шампунем. Чаще этот препарат используется для ОБРАБОТКИ ПОМЕЩЕ­НИЙ и ВЕЩЕЙ.

    ОБРАБОТКА ПОМЕЩЕНИЙ:

    0,15% раствором карбофоса,

    0,5% раствором хлорофоса (50 г на ведро воды),

    Неофосом "1" и "2",

    3% раствором хлорамина - при наличии даже "скрытой* крови,

    5% раствором хлорамина - при наличии туберкулеза,

    3% раствором хлорамина - при наличии гепатита.

    ВНИМАНИЕ!

    После обработки пациента с наличием ГНИД, ВШЕЙ, ЧЕСОТКИ в условиях стационара, все вещи пациента и дополнительная спец. оде­жда медсестры отправляются в ДЕЗ. КАМЕРУ.

    Если ОБРАБОТКА пациента проводилась в домашних условиях, то ВЕЩИ НЕОБХОДИМО КИПЯТИТЬ в любом содовом растворе (2 столовые ложки соды на ведро воды) 15 минут с МОМЕНТА ЗАКИПА-НИЯ.

    ЗАПОМНИТЕ!

    ПОСЛЕ СТИРКИ ТКАНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОГЛАДИТЬ ГОРЯ­ЧИМ УТЮГОМ!

    Медицинский персонал, проводивший дез. обработку пациента, ОБЯЗАН провести дез. обработку помещения, сдать свой комплект спец. одежды в дез. камеру и пройти гигиеническую обработку.

    ОБРАЩАЮ ваше внимание, что каждое лечебно-профилактичес­кое учреждение, в том числе поликлиники и стационары, ОБЯЗАНО иметь в своем оснащении ПРОТИВОПЕДИКУЛЕЗНЫЙ набор.

    ПРОТИВОПЕДИКУЛЕЗНЫЙ НАБОР.

    1. Для пациента:

    ОВОЦИДНЫЕ препараты в достаточном количестве,

    СТОЛОВЫЙ уксус (эссенцию),

    ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫЕ (типа ПРОТИВОЧУМНЫХ) КОСЫНКИ -2-3 шт.,

    КЛЕЕНЧАТАЯ ПЕЛЕРИНА, полностью прикрывающая пациента,

    Машинку для СТРИЖКИ ВОЛОС,

    Бритвенный станок,

    Ножницы,

    Частый гребень (лучше металлический),

    НАБОР мешков, КЛЕЕНЧАТЫХ и Х/Б (5-6 комплектов) для ЛИЧ­НЫХ вещей пациента, с ДВУМЯ карманами:

    а) для головного убора,

    б) для обуви,

    Вата для тампонов,

    Х/б халат для пациента (чтобы он не оставался голым!),

    Клеенка,

    Кушетка или стул, легко подвергающийся дез. обработке,

    ОЦИНКОВАННОЕ ведро (лоток) - для сжигания волос.

    ПОМНИТЕ!

    Горловина мешков ОБРАБАТЫВАЕТСЯ дез. раствором перед транспортировкой мешка в дез. камеру!

    2. Для медицинской сестры СПЕЦ. ОДЕЖДА:

    Косынка, типа противочумной,

    Очки (при работе с некоторыми видами растворов),

    Хирургический халат, "

    Фартук,

    Перчатки, можно хозяйственные.

    Фартук и халат не должны быть короче нижней трети голени!

    ЗАПОМНИТЕ!

    ПРИ ОБРАБОТКЕ ПАЦИЕНТА ДЕЗ. СРЕДСТВАМИ СТРОГО СО­БЛЮДАЙТЕ ВРЕМЯ ЭКСПОЗИЦИИ.

    Медицинская сестра ОБЯЗАНА знать, что ЧЕСОТКА передается главным образом:

    Через ПОСТЕЛЬ,

    Через РУКОПОЖАТИЕ и др.

    ПОМНИТЕ!

    ВАЖНА ТЕКУЩАЯ ДЕЗИНФЕКЦИЯ - необходимо ежедневно КИ­ПЯТИТЬ белье, ГЛАДИТЬ его утюгом.

    Крайне важна САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

    ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПРИЕМНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

    I. Общая часть.

    На должность медицинской сестры приемного отделения назна­чается лицо со средним медицинским образованием.

    М/с назначается и увольняется главным врачом больницы, по представлению заведующего отделением, в соответствии с действую­щим законодательством.

    М/с непосредственно подчиняется врачу и старшей медицинской сестре отделения.

    В своей работе руководствуется распоряжениями и указаниями вышестоящих должностных лиц, настоящей инструкцией.

    Распоряжения медицинской сестры являются обязательными для младшего медицинского персонала приемного отделения.

    II. Обязанности.

    1. Знакомится с направлением больного и сопровождает его в ка­бинет врача.

    2. Выслушивает жалобы больного, поступившего "самотеком" и направляет его к дежурному врачу.

    3. Заполняет паспортную часть медицинской карты стационарно­го больного. Осматривает больного на педикулез. Производит измере­ние температуры тела у больных. Выполняет процедуры и манипуля­ции, назначенные врачом.

    4. Помогает больным во время осмотра врачом.

    5. Осуществляет по указанию врача вызов консультантов и лабо­рантов в приемное отделение.

    6. В случае задержки срочных консультаций извещает об этом дежурного врача приемного отделения для принятия соответствующих мер.

    7. Следит за состоянием больных, находящихся в изоляторе, и своевременно выполняет все указания врача по их обследованию и ле­чению.

    8. Своевременно передает телефонограммы в отделение мили­ции. активные вызовы в поликлиники города, экстренные извещения в центр Госсанэпиднадзора об инфекционных заболеваниях.

    9. Следит за качеством санитарной обработки больных.

    10. Осуществляет забор кала, мочи, рвотных масс и промывных вод для лабораторного исследования.

    11. Получает у старшего фельдшера медикаменты и обеспечива­ет их хранение.

    12. Выдает медикаменты в экстренных случаях по рецептам, подписанным дежурным врачом по заявкам отделений (в те часы, когда не работает больничная аптека).

    13. Следит за санитарным состоянием в отделении и контроли­рует работу младшего медицинского персонала. Не допускает присут­ствия в отделении или хождения через него посторонних лиц.

    14. Своевременно сдает сестре-хозяйке отделения вышедшие из строя аппаратуру и инструменты для ремонта.

    15. Ведет необходимую учетно-отчетную документацию.

    16. Систематически повышает профессиональную квалификацию путем посещения занятий и конференций, организуемых для среднего медицинского персонала в больнице и в отделении.

    III. Права.

    Медицинская сестра приемного отделения имеет право:

    1. В отсутствии врача оказывать больному экстренную доврачеб-ную медицинскую помощь.

    2. Отдавать распоряжения младшему медицинскому персоналу отделения, в соответствии с уровнем его компетенции и квалификации,

    и контролировать их выполнение.

    3. Получать информацию, необходимую для выполнения своих

    обязанностей.

    4. Вносить предложения старшей медицинской сестре отделения

    по вопросам улучшения организации и условий труда.

    5. Повышать профессиональную квалификацию на курсах усо­вершенствования в установленном порядке.


    Елена Юрьевна Храмова, Владимир Александрович Плисов

    Справочник медсестры. Практическое руководство

    Введение

    В настоящее время в России насчитывается почти 1,5 млн медицинских работников среднего звена. Медицинская сестра – очень распространенная и востребованная профессия, предполагающая наличие определенных нравственных и психологических качеств у человека, ее избравшего, а также необходимой профессиональной подготовки.

    В последние десятилетия подход к профессии медицинской сестры изменился во всем мире. В России первые изменения начались уже в конце 1980-х гг. Однако на практике медсестра еще долго оставалась «лицом со средним медицинским образованием, работающим под руководством врача или фельдшера».

    В начале 1990-х гг. во многих европейских странах было внедрено высшее сестринское образование. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Международный совет медсестер способствовали развитию сестринского дела как науки в России.

    Уже с 1966 г. в Серии докладов ВОЗ № 347 говорилось о том, что медицинские сестры должны быть менее зависимыми в своих действиях, иметь более высокую квалификационную подготовку, кроме того, им необходимо развивать профессиональное мышление, которое позволило бы принимать самостоятельные решения на основе научных знаний.

    В настоящее время постоянно расширяется спектр медицинских услуг, появляются лечебно-профилактические учреждения различных форм собственности, дневные стационары, развивается паллиативная медицина. К последней относятся хосписы, в которых оказывается медицинская помощь и осуществляется уход за пациентами с тяжелыми неизлечимыми заболеваниями и умирающими. Оказывать помощь таким больным может медицинская сестра, обладающая аналитическим мышлением, способная составить и выполнить план обследования, сестринского ухода, проведения необходимых медицинских манипуляций в соответствии с технологиями их выполнения и при этом обосновывать свои действия науч но.

    С 1994 г. в России существует многоуровневая система подготовки медицинских сестер в соответствии с Государственным образовательным стандартом. В настоящее время в связи с развитием медицинского страхования возникли новые предпосылки для продолжения реформ в сестринском деле.

    Многоуровневая система подготовки среднего медицинского персонала позволяет повысить качество медицинского обслуживания населения, снизить экономические затраты на подготовку медицинского персонала и др. Реформирование сестринского дела позволило изменить кадровую политику, использовать сестринские кадры более рационально. В результате в больницах вновь появились младшие медицинские сестры, осуществляющие основной уход за больными, а также новые виды медицинской помощи, например паллиативная медицина.

    Реформа сестринского дела в России осуществляется на основании программы развития сестринского дела. Для подготовки специалистов новой формации создана многоуровневая система подготовки медперсонала со средним медицинским образованием, открываются институты высшего сестринского образования, в настоящее время во многих высших медицинских учебных заведениях нашей страны осуществляется последипломная подготовка специалистов высшего сестринского образования (интернатура, аспирантура и др.). Такая подготовка позволяет развивать сестринское дело как науку, делать новые научные разработки в области сестринского дела.

    Для развития сестринского дела регулярно проводятся международные семинары, конференции. Специалисты сестринского дела входят в состав многих международных и российских общественных и профессиональных медицинских организаций.

    Особое значение в последнее время приобрел вопрос статуса медицинской сестры. Сейчас уделяется большое внимание повышению престижности данной профессии, ее социальной значимости. Большое значение в этом имеет собственное самосознание медицинских сестер, поэтому в науке «Сестринское дело» выделяется понятие «философия сестринского дела». Именно формирование особого философского подхода помогает вывести мышление обучающихся по специальности «Сестринское дело» на более высокий уровень.

    Современным медицинским сестрам нужно иметь научные знания, уметь анализировать, предвидеть последствия, планировать свою деятельность и принимать самостоятельные решения. Большое значение имеет умение налаживать профессиональные контакты с коллегами, пациентами и их родственниками, руководством.

    С развитием таких отраслей медицины, как трансплантология, паллиативная медицина, появлением экстракорпорального оплодотворения и иного стали актуальными многие этические вопросы. Сформировалась даже отдельная наука – биомедицинская этика. Медсестра, как известно, наиболее близкий для больного человек из всего состава медицинских работников, поэтому для оказания помощи пациентам необходима определенная психологическая подготовка медсестер. На факультетах высшего сестринского образования изучают различные направления психологии, которые помогут будущим специалистам найти психологический подход к пациентам и их родственникам, разобраться в сложной для пациента психологической ситуации.