Девушка пилот гражданской авиации. Может ли женщина быть пилотом

Девушка пилот гражданской авиации. Может ли женщина быть пилотом
Девушка пилот гражданской авиации. Может ли женщина быть пилотом

Очень часто, когда идет разговор об авиации, всплывает вопрос "А есть ли женщины пилоты самолета ?"

Конечно же, есть. Еще в 1910 году, во Франции, лицензию пилота получила первая в мире женщина, ей стала баронесса Раймонда де Ларош.

После, количество женщин-пилотов начинает постепенно увеличиваться. В 1914 году Шаховская Евгения стала первой в мире военной летчицей . В 20-х веках осуществить свою мечту удалось лишь единицам.

В 60-х годах впервые сформировали женский набор в летное училище гражданской авиации .

И уже в 73 году был первый выпуск, состоявший из 40 человек, в 77 году был второй, после которого выпустилось около 50 человек. Но, к сожалению, в нашей стране больше выпусков не было.


Сегодня в США насчитывается около 25 000 женщин-пилотов, благодаря чему Америка занимает первое место в мире по этому показателю. Женщинам посчастливилось получить лицензию на управление самолетом. Эта профессия набирает популярность среди женщин, что касается процентного соотношения, то, в сравнении с 2003 годом, количество женщин-пилотов увеличилось на 9% и женщины составляют 5% от всего числа пилотов. 400 женщин, по данным 2010 года, работают в крупных авиакомпаниях.

Так же дискриминация в профессии в наши дни встречается редко, коллеги и пассажиры адекватно реагируют на женщин в кабинах пилотов .

Офицер польского перевозчика , Агнешка Баран, считает, что нет ничего необычного в нашем веке, в том числе и девушки-пилота. В ее компании всего 7 девушек, остальные все мужчины. Но Агнешка говорит, что к ним никогда не относились предвзято, это их очень радовало, они считали себя полноценными членами экипажа.

Мировая авиация выходит на тот уровень, становится той отраслью, где на пол уже никто не смотрит. Особенно это относится к Западным авиакомпаниям.

Что же касается женщин пилотов в России. Они оказывают поддержку гражданскому сектору авиации.

За штурвалом, в Аэрофлоте - основном российском перевозчике, так же можно встретить девушку.

Азия так же имеет в своем штате женщин-пилотов. Их услугами пользуются Royal Brunei Airlines - национальный перевозчик Брунея.

Хочется завершить эту статью фразой Агнешки Баран :

«Да, нам, девушкам, сложнее, даже когда никто не напоминает об этом, но все же требования остаются высокими, и нам необходимо доказать, что мы так же справляемся с обязанностями. Самое главное – никогда не сдаваться и тогда все Ваши мечты будут осуществимы. Учиться и работать, а главное - никогда не сдаваться».

Есть ли женщины-пилоты в России? Конечно! На первый взгляд эта профессия кажется довольно романтичной, но это не так. Женщинам в этой сфере очень сложно по многим причинам. Но каким же? Давайте разберемся.

Наша служба и опасна, и трудна

С легкостью могут покорить небо, получив образование стюардессы. А если хочется большего? Высота, небо, красивая форма - это первые ассоциации, которые приходят на ум девушкам, когда они слышат слово "пилот". Но не всегда учитываются все подводные камни, сопряженные с этой профессией. Профессиональной женщине-пилоту в России нужно пройти специальное обучение, в совершенстве владеть иностранным языком, быть ответственным и внимательным человеком, ведь на кону человеческие жизни.

Почему именно авиация?

Женщин-пилотов в России с каждым годом становится все больше. Эта профессия приобретает все большую популярность - прекрасный пол жаждет реализации своих амбиций точно так же, как и мужчины. Зачастую бывает так, что маленькая дочь пилота, глядя на папу, мечтает пойти по его стопам. Рост популярности авиации в нашей стране очевиден.

Как женщине стать пилотом?

Уже никого не удивляет, что женщина - пилот самолета в России. В последнее время в нашей стране стала ощущаться острая нехватка кадров в транспортной и военной авиации. В связи с этим министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что необходимо увеличить количество мест в учебных заведениях для будущих женщин-пилотов в России. Преподаватели авиаклубов и летных училищ говорят, что для военной авиации женщины не очень подходят из-за высоких нагрузок. Зато для транспортной авиации - вполне.

Профессиональная подготовка пилотесс

Для начала нужно пройти специальную медицинскую комиссию - ведь пилот должен иметь отменное здоровье. Затем нужно выбрать учебное заведение. Сейчас в России для женщин-пилотов существует огромное количество авиаклубов и учебных центров, в которых проводится профессиональная подготовка авиационных кадров. После сдачи теории, на которую по стандарту отводится 220 часов, можно приступить к практике. На новоиспеченного пилота заводится летная книжка, в которой отражены допуски к полетам, общий налет, проверка теории и техники пилотирования. Начинать летать лучше осенью или зимой - в кабине будет не так жарко, а холод не чувствуется из-за переизбытка адреналина. В одиночный полет пускают не сразу - только после 9 часов с инструктором. И только после этого новичков выпускают в свободный полет без инструктора. В среднем практический курс длится около 50 часов.

Неженская работа

Считается, что авиация - это исключительно мужская сфера. Женщине тут сложно по нескольким причинам. Во-первых, это, безусловно, тяжелые физические нагрузки, предназначенные больше для мужского организма. Во-вторых, чтобы успешно работать в авиации, женщина должна мыслить по-мужски, что не всем под силу. Ну и в-третьих, не стоит списывать со счетов работу в мужском коллективе. С одной стороны - помощь и поддержка, а с другой - снисходительность и, порой, высокомерие. Женщина-пилот в России должна обладать железной выдержкой и твердым характером.

Пилотессы и война

Выдающейся летчицей военного времени стала Марина Михайловна Раскова, которая в 1941 году выступила с инициативой создания женского авиационного полка. Еще до войны наряду с мужчинами в летных училищах получали образование сотни женщин, так что желающих набралось аж на 3 полка. Руководил набором летчиц полковник Г. Розанцев. Через некоторое время были сформированы 586, 587 и 588-й авиационные женские полки. Отважные женщины охраняли район Сталинграда - важнейшего стратегического объекта военных действий. Женские авиационные полки участвовали в освобождении Крыма, Северного Кавказа, Польши. Иногда полк вылетал на задание без дополнительного снаряжения и парашютов. Вместо этого самолеты укомплектовывались еще большим количеством боеприпасов.

Никто не забыт, и ничто не забыто

Авиационные полки наших летчиц немцы называли "Ночные ведьмы". Отважные женщины наводили ужас на немецких солдат, против них высылались лучшие представители авиации немецкой армии.

Среди женщин-пилотов в России стоит выделить легендарную летчицу Полину Осипенко, которая прославилась своей необычной историей. Девушка работала в столовой летного училища, куда однажды приехал К. Е. Ворошилов. Набравшись смелости, Полина попросила зачислить ее в учебное заведение, что, ко всеобщему удивлению, он и сделал. Полина Осипенко поставила несколько мировых авиационных рекордов, ее жизнь трагически оборвалась во время полета в 1939 году. Многие летчицы женских полков трагически погибли, защищая Родину. Именами таких великих пилотесс, как П. Осипенко и Е. Бершанская, названы улицы в некоторых городах.

Первые женщины в авиации

Первой женщиной в мире, покорившей небо, традиционно считается Раймонда де Ларош (она же Элиза Дерош), которая в 1909 году первый раз поднялась на высоту 6 метров и пролетела около 300 метров. Этот поступок и стал отправной точкой для женщин в авиации. Элиза стала первой летчицей в мире, поставила несколько мировых рекордов. До появления авиации в жизни этой женщины она была актрисой. Умерла Элиза в авиакатастрофе. Пилотом был мужчина, а Элиза сидела на пассажирском сиденьи.

Первой женщиной, официально получившей свидетельство пилота, стала Берилл Маркхэм. Это первая девушка, совершавшая полеты по африканскому континенту со спасательными миссиями. В 1936 году Маркхэм первая из женщин отправилась в одиночный трансатлантический полет с востока на запад из Англии. Является автором мемуаров и различных пособий по авиации. Среди прочих заслуг Берилл можно отметить то, что она была первой женщиной, которая имела лицензию на преподавание верховой езды в Кении, что во времена ограничения женской половины человечества в правах было очень значимым достижением. Берилл Маркхэм умерла в возрасте 83 лет в г. Найроби.

Первые женщины-пилоты в России

Официально первой пилотессой в России считается Домникия Илларионовна Кузнецова-Новолейник, которая, обладая лишь теоретическими знаниями об устройстве самолета, подняла его, но, к сожалению, не смогла удержать и рухнула на землю. К слову, мужем Домникии был пилот-авиатор Павел Кузнецов, ставший позже летным инструктором.

Первая в России по фамилии Зверева, Лидия Виссарионовна, была первой официально признанной летчицей в нашей стране. В летном училище она нашла не только свое призвание, но и мужа - авиатора Владимира Слюсаренко. Кстати, Лидия Зверева была первой женщиной, окончившей специализированное учебное авиационное заведение.

Будни современных пилотесс

Сколько женщин-пилотов гражданской авиации в России? Сегодня на этот вопрос можно точно ответить - явно больше, чем в СССР. В Стране Советов женщин-авиаторов не очень любили. Во всем государстве было всего 4 места на подготовку женщин по этой профессии. В настоящее время список женщин-пилотов гражданской авиации в России гораздо обширнее чем, скажем, 30-40 лет назад. Зачастую, глядя на фото женщин-пилотов России, кажется, что у этих женщин не жизнь, а романтическая мечта. За кадром остаются разлука с родными и близкими, недосып и постоянное напряжение. И даже несмотря на эти немаловажные факторы, список женщин-пилотов России постоянно пополняется, все новые красавицы стремятся покорить небо.

Красота, покорившая даже небо

Российская в мирное и военное время всегда была на высоком уровне. Что же касается гражданской авиации, то она ничуть не уступает военной, профессия пилота во все времена была окутана духом романтизма и престижа. А сколько женщин-пилотов гражданской авиации в России! Можно заметить, что здесь работают исключительно сильные и прекрасные представительницы слабого пола. В чем же заключается секрет их красоты? Это определенно который появляется только тогда, когда человек занят своим любимым делом. Когда ты рядом с мечтой, то мир играет новыми красками. Ниже представлены видео и фото женщин-пилотов России, которые поражают не только целеустремленностью и силой духа, но и красотой.

Мария Федорова - самая молодая женщина-пилот в России

В 23 года многие представительницы прекрасного пола не умеют управлять не то что самолетом, даже автомобилем! Сколько женщин-пилотов в России в таком юном возрасте сели за штурвал самолета? Глядя на эту хрупкую девушку, никогда не подумаешь, что она привычным движением руки может посадить многотонный лайнер. Мария Федорова - самый молодой пилот компании "Аэрофлот".

На вопрос о причине выбора профессии Мария скромно отвечает, что стать пилотом всегда мечтал ее отец, у нее же такой мечты не было. Можно сказать, что мечта отца воплотилась у дочери. Для того чтобы приблизиться к своей цели, Марии пришлось пройти сложный путь.

Окончив авиационное училище, Маша несколько месяцев летала в качестве стажера, тренировалась на симуляторах, изучала теорию. Интересно, что Мария для полета предпочитает не "Боинг", как ее коллеги, а российский "Суперджет". На вопрос о причине выбора российского производителя Мария отвечает, что ей гораздо удобнее летать на отечественном самолете, тем более что качество у него превосходное.

Глядя на фото женщин-пилотов гражданской авиации в России, мы видим зачастую и взрослых женщин. Мария опровергает предрассудки о том, что возраст влияет на профессионализм пилота. По ее словам, к ней предъявлялись еще большие требования, чем к остальным (опять же, из-за возраста). Но ей удалось пройти все степени подготовки и проверки, на сегодняшний момент она полноценный второй пилот. Несмотря на плотный график, у Марии, по ее словам, остается время на личную жизнь. Правда, иногда, по ее словам, график бывает слишком загруженным.

Пилотесса компании "Аэрофлот" Мария Уваровская о своей работе

Список женщин-пилотов в России насчитывает около 30 человек. В 2009 году гордое звание командира воздушного судна получила Ольга Грачева. Через 3 года появилось такое понятие, как "пилотесса". Мария Уваровская получила это гордое звание в 2014 году.

Изначально юная Мария хотела быть архитектором. Понимание того, что она хочет связать свою жизнь с авиацией пришло случайно, во время бесплатного обучения авиации в ДОСААФ. Тогда хобби переросло в цель - стать профессиональным пилотом. Путь к мечте был тернистым - приходилось самостоятельно нарабатывать часы налета (а это стоит очень дорого), практиковаться на маленьком шестиместном самолете, параллельно работая по специальности архитектора.

После окончания учебного заведения девушку в "Аэрофлот" сразу не взяли, предложили попрактиковаться в другой авиакомпании, что она и сделала. После всех приложенных усилий Мария Уваровская все-таки исполнила свою мечту и была принята в ряды пилотесс компании "Аэрофлот". По ее словам, ей несложно было менять компанию, потому что работа пилота предполагает раз в 3 года переучиваться на другую технику, следовательно, перемена мест - не самое сложное в этой работе.

Как и всегда, в случаях, когда пилотесса управляет самолетом, пассажиры очень удивляются, когда слышат приветствие пилота-женщины. Но презрения или панического страха, по словам Марии, она ни разу не замечала. Что же касается работы в мужском коллективе, то к подобному окружению она быстро привыкла. Уваровская утверждает, что когда работаешь на мужской работе, то со временем начинаешь думать, как мужчина.

Ни разу Мария не заметила ни презрения, ни снисходительного отношения, ни грубости в свой адрес. Но есть, конечно же, предположение о том, что мужская часть коллектива компании "Аэрофлот" обсуждает пилотесс (в хорошем смысле этого слова).

Женщины во все времена вносили свой неоценимый вклад в историю русской авиации. В военное и мирное время прекрасный пол управлял штурвалом самолета на высоком уровне, ничуть не уступая авиаторам-мужчинам. В двадцатом веке общество активно избавлялось от гендерных предрассудков, которые диктовали женщине, чем ей заниматься и как жить. Сейчас, благодаря этому, женщины - полноправные члены общества, вносящие свой полноценный вклад в развитие мировой экономики. И в наше время представительница прекрасного пола может быть врачом, играть в футбол, водить машину и даже управлять самолетом. И это не вызовет насмешки и непонимание, ведь женщина, выбравшая такую профессию, - пример сформировавшейся, сильной личности, которая достойна уважения и восхищения.

Почему профессия пилота считается мужской?

— Видимо потому, что изначально полеты на самолетах были делом опасным и сложным, а первые воздухоплаватели были самыми настоящими испытателями. Во время Второй мировой войны не только мужчины поднимались в воздух. Женские полки и подразделения оставили яркий исторический след. Что же касается работы в гражданской авиации c послевоенного времени и до наших дней, я думаю, одной из причин было создание лайнеров с системой управления, предполагающей физические усилия. Но всегда были женщины-исключения, которые летали и на Ан-2 на севере, и на сложных Ту-134, Ан-24, Як-40. Стереотип «мужской среды» держался довольно долго, он заметен и сейчас.

Когда вы решили, что хотите летать?

— Осознанное желание стать пилотом пришло после начального полета с инструктором на маленьком спортивном самолете. Мой первый учитель по аэроклубу Сергей Николаевич Дадыкин сумел создать невероятно комфортную и благоприятную среду обучения для нас — тогда еще школьников. В этом полете я почувствовала, что такое пилотирование, и после уже никакая сила: ни стереотипы, что это все-таки не профессия для девочки, ни удивление окружающих, ни финансовые сложности не могли меня остановить. С семнадцати лет я знала, чем хочу заниматься. Сам аэроклуб, в котором я воспитывалась, был местом очень притягательным и романтичным. Очень жаль, что данная авиационная структура в бюджетном варианте сейчас почти упразднена.

из личного архива героя

Где вы учились профессии?

— Я училась в Санкт-Петербургской Академии гражданской авиации. На своем курсе я была единственной девушкой, но каждое авиационное учебное заведение хранит свои легенды о женщинах-пилотах. И преподаватели всегда с удовольствием вспоминают о них. Отношение к себе я чувствовала уважительное, меня принимали на равных.

Каков сегодня в России процент женщин-пилотов? Он отличается от аналогичных показателей в мире?

— У меня нет точных статистических данных. Я могу предположить, что в структуре гражданской авиации России сегодня работает около 50 женщин. Это совсем скромный показатель. В то время как в крупных европейских и американских авиакомпаниях соотношение женщин составляет примерно 20-30% от общего числа пилотов.

Сталкивались ли вы с недоверием со стороны мужчин-пилотов, стюардов, техников?

— Все зависит от самоощущения. Я не могу представить, что мой экипаж может мне не доверять и сомневаться. То же касается и наземного персонала. Секунды сомнения в глазах коллег сменяются нашим конструктивным сотрудничеством после того, как они осознают, что я компетентна, подготовлена и на своем месте.

Одинаковая ли нагрузка у женщин-пилотов с мужчинами-летчиками?

— Работа линейного пилота сложна не только и не столько работой на критических этапах полета, таких как взлет и посадка, но также и своим интенсивным и часто меняющимся графиком. Смена дневной и ночной активности вредна и плохо переносится как мужчинами, так и женщинами. Лично мой график от «мужского» не отличается.


Мария Уваровская

пресс-служба «Аэрофлота»

Как к вашему решению стать пилотом отнеслись родственники?

— К моему счастью, они не стали запрещать и препятствовать осуществлению мечты, и на этапе обучения помогали морально и финансово. Мой успех — их прямая заслуга.

Расскажите про свою форму. Есть ли какие-то нормы, во что должна быть одета женщина-пилот? И как шьется для вас форма?

— Форма, как и вообще внешний вид, — это часть нашей работы и уверенности в себе. Важно выглядеть сдержанно, так, чтобы комфортно было работать, ну и, конечно, красиво, мы же женщины. По международным стандартам комплект состоит из брюк и кителя, обязательно ношение галстука, головной убор в виде фуражки всегда при себе. «Аэрофлот» заказывает персональную форму для всех женщин-пилотов, мы можем обсуждать и вносить свои коррективы вместе с мастерами.

Были какие-то случаи лично на ваших рейсах или на рейсах других девушек-пилотов, когда пассажиры как-то особо реагировали на сообщение о том, что им предстоит лететь с женщиной за штурвалом?

— Часть пассажиров стараются поблагодарить и высказать свое впечатление от рейса. Кто-то с просьбой сфотографироваться, а был случай, когда пассажирка попросила оставить автограф у нее в паспорте. Лично меня тронул случай, когда одна женщина, выходя из самолета после прибытия рейса, попросила написать на бумаге слова поддержки и ободрения для дочери и подписать мою фамилию и должность. Приятнее миссии я не знаю, если я и мои слова помогли человеку поверить в себя и преодолеть препятствия.

23-летняя девушка смогла стать пилотом авиакомпании "Аэрофлот".

Многие девушки в столь юном возрасте еще и автомобиль толком водить не умеют и только задумываются об учебе в автошколе, а Мария Федорова без каких либо волнений управляет пассажирским авиалайнером, перевозящим за один рейс более 100 человек. На сегодняшний день она считается самой молодой пилотессой пассажирских авиалайнеров в России и первой девушкой, пилотирующей «Суперджет» в "Аэрофлоте".

Журналистам удалось пообщаться с Марией и с первых уст узнать о том, как ей удалось построить карьеру в крупнейшей авиакомпании России на должности пилота.

Девушка сообщила, что ничего удивительно в выборе своей профессии не видит.

Сразу после окончания школы будущая пилотесса поступила в университет гражданской авиации Санкт-Петербурга, и сразу после его окончания, в ноябре прошлого года пришла устраиваться на работу в «Аэрофлот». Далее события для начинающей летчицы развивались стандартно: несколько месяцев переподготовки в составе учебно-летного отряда, бесконечные занятия, тесты, тренировки и полеты на симуляторе, и уже в августе – первый рейс на должности полноценного второго пилота.

Сильно переживали в тот день?

– Честно говоря, я уже не помню, - смущенно ответила Мария. – На тот момент у меня уже было 225 часов практики в кресле «второго», поэтому тот полет не стал для меня каким-то особенным, он отличался лишь тем, что за спиной у меня не было пилота-инструктора как ранее.

Примечательно, что в штате «Аэрофлота» работает 20 девушек, но лишь самая юная среди них – Мария – управляет отечественным «Суперджетом». Другие представительницы прекрасного пола летают на импортных лайнерах Airbus. Наша героиня сообщила, что осознанно сделала этот выбор, и ей очень приятно быть первой девушкой в авиакомпании, управляющей этим типом лайнеров.

Ей очень нравится машина и перед каждым полетом она с удовольствием осуществляет предполетный осмотр и подготавливает самолет к полету.

В это действительно невозможно поверить – что столь хрупкой девушке удается одним движением руки поднять многотонный лайнер в небо и точно так же хладнокровно посадить его на посадочную полосу в Хельсинки, Казани или Шереметьево.

Какой этап полета Вам нравится больше всего?

– Посадка!

Мы уверены, что многие читательницы нашего портала захотят взять с Вас пример. Расскажите немного об обучении на пилота. Многим будет особенно интересна финансовая сторона вопроса.

– Я училась на «бюджете». Чтобы стать пилотом недостаточно простого желания требуется базовое образование. Не обязательно высшее, но как минимум среднее специальное.

Сколько длится смена пилота?

– Это зависит от графика и продолжительности рейса, но максимум -12 часов.

Какое качество обязательно для профессии пилота?

– На личном опыте я поняла, что внимательность! Без него вообще никак, отвлекаться в этой работе попросту нельзя.


Приходится обращаться с салоном по громкой связи?

– Да, бывало такое, что командир просил меня проговорить приветственные слова. Стюардессы потом передавали, что пассажиры после такого долго удивляются и начинают обсуждать, что делает девушка в кабине пилота, но никто претензий не предъявляет и не пугается по этому поводу.

Какие задачи второго пилота?

– Разделения обязанностей в полете нет. Вернее, оно есть, но только на земле. Уже перед взлетом мы решаем, кто будет пилотирующим и действуем по стандартному плану. Как правило, в одну сторону лайнер ведет один пилот, в обратную – другой.

Автолюбителям нравится тестировать автомобили других марок. Есть ли у Вас желание сесть за штурвал какого-нибудь другого самолета, например, Ан-2 или боевого истребителя и проверить все возможности машины?

– Уверена, что с управлением Ан-2 я справлюсь без проблем, а вот с боевым истребителем мне вряд ли удастся справиться. В кино, кстати, иногда показывают, как пассажир с навыками пилота садится за штурвал самолета, так как командир не может исполнять свои обязанности, и удачно выполняет посадку. На практике подобное почти невозможно, так как все модели самолетов существенно отличаются друг от друга.

А почему, соббсно, "Первой в России женщиной – командиром воздушного судна" тут названа Уваровская? ИМХО, это не так:
Наша современница Нина Васильевна Литюшкина.
Нина Васильевна пилот авиалайнера, ни одна женщина в мире не налетала столько часов за штурвалом реактивного самолёта.
Статья из газеты "Аргументы и Факты":

Авиаледи.

Над женщинами-водителями мужчины любят подшучивать. Но вряд ли кто-то сможет бросить колкость в сторону этого рулевого. Нина Литюшкина управляет не машиной, а самолётом! Она пилот первого класса, много лет была командиром Ил-18, сейчас - пилот самолёта Ту-154. Общий налёт - около 24 тысяч часов! Это уникальный показатель даже для мужчин-пилотов. Литюшкина - единственная женщина-пилот в России и бывшем СССР, кто имеет столько безаварийных часов налёта.

Она училась и оттачивала своё летное мастерство в небе родной Мордовии. На своей «Аннушке» Нина Васильевна перевозила пассажиров и грузы во все уголки Приволжского округа. Доставляла врачей в труднодоступные районы, вывозила больных. С 1971 года она оказалась в небе Красноярского края, потом и вовсе расширила горизонты, стала летать в различные уголки нашей страны и ближнего зарубежья.

Нина Васильевна отлично владеет техникой пилотирования Ан-2, Ил-14, Ил-18, Ту-154. Имеет допуск к контрольно-испытательным полётам, может перевозить VIP.ов, летает в сокращённом составе - без штурмана, освоила полёты с использованием спутниковых навигационных систем. Кстати, в августе 2007 года пилотесса получила медаль Нестерова. Это самый почётный знак отличия в российской авиации. В авиакомпании, где работает Нина Васильевна, такая награда пока в единственном экземпляре.

Статья в газете "Красноярский рабочий" :

До-жи-ли! За штурвалом - летчики в серьгах!..

Она оторвала взгляд от приборов, повернулась к губернатору Лебедю и улыбнулась. Александр Иванович увидел обаятельную женщину в летном мундире, а вскоре узнал, что недавно Нину Васильевну Литюшкину поздравляли друзья и коллеги с 35-летием летной работы и безаварийным налетом 20 тысяч часов. Это среди женщин своеобразный мировой рекорд. Генерал галантно поклонился и вышел из кабины самолета. Через несколько минут вернулся, занес нарядную коробку конфет и подарил Нине Васильевне...

Ее коллега Альберт Николаевич Жуков, командир такого же типа самолета, сказал о ней кратко, но четко:

Стремилась в небо, мечтала, хотела, попала - через ДОСААФ!

И он прав: другого пути к этой профессии для девушек не было, только через спортивные аэроклубы. Не каждая смогла бы выдержать изнурительные испытания и беспощадный отбор. Всегда ведь считалось: пилотаж - дело мужское...

Нина родилась в ноябре 1942 года в мордовском селении Чуколы Ардатского района. Вскоре отец ушел на фронт, матери непросто стало справляться с четырьмя детьми, и Нина стала жить у бабушки. Татьяна Павловна дала девочке православное воспитание.

Вскоре после войны Нина посмотрела фильм "Ночные ведьмы" - о женском авиационном Таманском полке и его сражениях с фашистами. И эти "ведьмы" утащили ее в небо!..

Закончив среднюю школу, поработала в Саранске на приборостроительном заводе и поехала в Куйбышев. Здесь в аэроклубе сумела пройти первоначальную подготовку инструктора-планериста, совмещая ее с работой приемосдатчицы речного порта. А в табеле почти все отличные оценки, на "хорошо" сданы только "Уставы Советской армии" и "Основы воинского воспитания". Увы! Женскую психологию победить трудно...

Тогда же она освоила полеты на планерах Каи-12 с лебедки "Геркулес-3" и на Л-12 "Бланик", шла за самолетом... Отчаянная девушка совершила 172 полета, налетав почти 36 часов, более десяти из них - парящие, то есть самые виртуозные.

Дорога в небо продолжалась... Через два года Литюшкину направили в Центральную объединенную летно-техническую школу ДОСААФ СССР, которую она закончила в 1964 году по специальности "инструктор-летчик-планерист".

Обучалась в школе Нина на самолете Як-12, летала 476 раз, проведя в воздухе более 130 часов!.. Девушке присвоен первый разряд по планерному спорту. Литюшкина изъявила желание работать в Саранском авиапредприятии, где переучилась и на самолет Ан-2. Когда же налетала на Яке и "Аннушке" свыше двух тысяч часов, ее утвердили командиром самолета Ан-2. А затем в Кировоградской школе высшего летного пилотажа она освоила Ил-14 и Ан-24.

О Сибири в те годы много пишут и говорят, а молодость не терпит однообразия, и Нина Литюшкина соглашается трудиться вторым пилотом Ил-14 и

Ил-18 на Красноярском авиапредприятии. Через три года переобучается в Ульяновске на вождение корабля Ил-18 и получает приписку к Красноярскому 214-му летному отряду. Ее личное дело пополняется бодрящими строчками: "По состоянию здоровья годна к летной работе без ограничения, летает уверенно, в полетах вынослива".

На земле она бывает так мало, что едва поспевает написать письма родным да повидаться с задушевной подругой Галиной - медсестрой из поликлиники. Они словно сестры. "В дружбе нет купли-продажи, есть только честность и доверие, - утверждает Нина. - Боюсь я бессовестных людей, - добавляет она. - Если плохих людей вижу, обхожу стороной". Она считает, что "авиация - сфера порядочных людей".

Оттого, видно, Нина Васильевна никогда не усомнилась в своем выборе. И на летном мундире Литюшкиной прибавился второй знак "За безаварийный налет 7000 часов". И вновь Нина набирает скорость: в Ульяновске переучивается по курсу командиров кораблей самолетов системы Ту. Вот и снова высший пилотаж ее жизни - аттестационная комиссия в 1983 году утверждает ее на должность второго пилота Ту-154.

Нина Васильевна улыбается: "Из женщин России я одна летаю на "Тушке"...

В ее характеристике появляется запись: "Сложную, временами тяжелую работу выполняет наравне с мужчинами, не требуя скидок..." Далее вывод: "Достойна быть кандидатом в командиры корабля..."

Не будет тайной, что отделы кадров аэрокомпаний хранят страховку-распоряжение пилотов на случай гибели. Нина Васильевна завещает скромную сумму сестре Лиде. Говорим, конечно, о риске в летном деле. Она же как-то доверительно произносит: "Всевышний хранит нас!" Добавляет: "Буду летать, сколько живу!"

И это естественно. Небу - Нинина молитва, но матушка-земля однажды все-таки взяла свое - помогла испытать женское счастье с Сергеем, разделить с ним любовь к небу. Теперь она не только взлет с восторгом встречает, но и посадку. На земле ее ждут, здесь она с супругом взращивает сад, в котором каждый цветок, каждая травинка радостью сердце ласкает. Цветы Нина боготворит и сожалеет, что их нет среди неописуемых красот небосвода...

Но зато ей дано, как она утверждает, "всю Россию видеть с неба!.."

Т.е., она еще в СССР была уже КВС, и перешла с этим званием уже в новую Россию. Так шта...