Битва за Фолкленды. Как Британия одержала свою последнюю победу

Битва за Фолкленды. Как Британия одержала свою последнюю победу
Битва за Фолкленды. Как Британия одержала свою последнюю победу

Фолклендская война — это противостояние Англии и Аргентины за контроль над Фолклендскими островами. Что интересно, ни Аргентина, ни Великобритания формально не объявляли друг другу войны, с точки зрения обеих сторон, военные действия представляли собой восстановление контроля над своей законной территорией.

Ночью 21 мая 1982 года в бухте Сан-Карлос, где аргентинцы ожидали атаки десанта противника меньше всего, высадились сухопутные британские войска. Спустя почти месяц война закончилась. Победу одержала Великобритания, которая и контролирует острова по сей день.

Представляем вам небольшую фотохронику этого противостояния.

Десятки тысяч аргентинцев собрались на площади Пласа де Майо в Буэнос-Айресе, чтобы показать свою поддержку президенту Леопольдо Гальтиери, 10 апреля 1982 года

19 марта 1982 года на необитаемом острове Южная Георгия, управляющемся из столицы Фолклендов Порт Стэнли, высадилось несколько десятков аргентинских рабочих под предлогом того, что им необходимо разобрать старую китобойную станцию. Они подняли на острове аргентинский флаг. Английские солдаты попытались выдворить аргентинцев, но на помощь рабочим пришли войска.



Последствия сражения при Гуз­Грин, Фолклендские острова

2 апреля 1982 года аргентинский десант высадился на островах и после короткого боя вынудил капитулировать находившийся там небольшой гарнизон британских морских пехотинцев. После этого в Южную Атлантику немедленно было отправлено крупное британское военно-морское соединение с целью возврата островов.


Аргентинские солдаты совершают военные поставки вскоре после вторжения на Фолклендские острова, 13 апреля 1982 года

7 апреля 1982 года министр обороны Великобритании объявил об установлении с 12 апреля 1982 года блокады Фолклендских островов и установлении вокруг островов 200-мильной зоны, при нахождении в пределах которой корабли ВМС и торгового флота Аргентины будут потоплены. В ответ правительство Аргентины ввело запрет на осуществление платежей английским банкам, а в ответ на экономические санкции Запада Буэнос­-Айрес запретил полеты в страну авиакомпаний «Люфтганза», «Эйр-­Франс», КЛМ и ряда других.


Аргентинский крейсер Генерал Бельграно терпит крушение после удара торпедой британской атомной подводной лодкой HMS Conqueror, 1 мая 1982 года. Аргентинским и чилийским судам удалось спасти 770 человек, в то время как 323 были убиты


Вертолет доставляет боеприпасы британской армии

25 апреля британские силы высадились на острове Южная Георгия. Аргентинский гарнизон капитулировал, не оказав никакого сопротивления.


Британский фрегат HMS Antelope после попадания в него аргентинской ракеты



Аргентинские солдаты занимают позиции возле пролива Сан-Карлос в мае 1982 года

Аргентино-­британский конфликт длился 74 дня. Решающая битва произошла 2 мая 1982 года, когда британская атомная подлодка потопила аргентинский крейсер «Генерал Бельграно». Погибли 323 человека. После этого аргентинский военно­морской флот капитулировал.


Генерал аргентинской армии, который считался губернатором в Стэнли в течение 73 дней войны, обращается к своим войскам в Дарвине, 25 мая 1982 года


Оружейники готовят торпеды на британском авианосце HMS Hermes, вертолеты Sea King тем временем следят за возможным появлением аргентинских подводных лодок, 26 мая 1982 года


Густой дым поднимается над британским фрегатом HMS Antelope в заливе Аякс, 24 мая 1982 года. Четыре аргентинских Скайхока A-4B напали на британский фрегат накануне. В ходе атаки на судно было сброшена бомба, которую безуспешно пытались обезвредить британские техники. Она взорвалась, в результате чего начался пожар и погибли 2 члена экипажа.


Аргентинские военные патрулируют Фолклендские острова, город Порт-­Стэнли



Сотни аргентинцев собрались возле магазина в Буэнос-Айресе, чтобы узнать последние военные новости, 21 мая 1982 года

14 июня 1982 года Аргентина капитулировала (официально война закончилась 20 июня). В ходе конфликта погибли 258 британцев (включая трех жителей островов) и 649 аргентинцев.


Бывший премьер­-министр Великобритании Маргарет Тэтчер

Фолклендская война привела к резкому росту популярности Маргарет Тэтчер и ее переизбранию на пост премьер-­министра в 1983 году.


Аргентинские военнопленные в Порт-Стэнли, 17 июня 1982 года. К концу конфликта более 11 тысяч аргентинцев были взяты в плен


Британский флаг возле залива Аякс

В марте 2013 года жители Фолклендских островов приняли участие в референдуме о политической принадлежности архипелага. 99,8% голосовавших высказались за сохранение за Фолклендами статуса заморской территории Великобритании

Фолклендский_бой

Картина У. Л. Уайли «Гибель „Шарнхорста“ и „Гнейзенау“»

Противники

Командующие силами сторон

Силы сторон

Сражение у Фолклендских островов - морское сражение Первой Мировой войны , состоявшееся 8 декабря 1914 года между германской крейсерской эскадрой вице-адмирала Максимилиана фон Шпее и британской эскадрой вице-адмирала Доветона Стэрди около Фолклендских островов. В результате сражения германская эскадра практически полностью уничтожена, погибло более 2000 немецких моряков, около 200 взято в плен. Британские силы одержали победу не потеряв ни одного корабля .

Предыстория

Адмирал Джон Фишер, организатор охоты за немецкой эскадрой

Также на Стэрди возлагали ответственность за нечёткие инструкции и ослабление сил Крэдока , что привело к поражению у Коронеля. После вступления в должность Первого Морского лорда, Фишер начал добиваться отставки Стэрди с занимаемой должности. Чтобы избежать возобновления старой вражды, принято решение отправить Стэрди во главе эскадры для поиска и уничтожения Шпее. Должность начальника морского штаба занял контр-адмирал Оливер .

Понимая, что выделяя корабли для поиска эскадры Шпее, уменьшается сила Флота Метрополии , Фишер взял на себя полную ответственность за это решение. После согласования с Первым Лордом Адмиралтейства Уинстоном Черчиллем , 4 ноября в состав эскадры Стэрди включены линейные крейсера и . Крейсера отправились в Девонпорт , после чего должны были следовать в Южную Атлантику. На случай прорыва Шпее через Панамский канал в Карибское море направлялся линейный крейсер HMS Princess Royal .

После таких ротаций в Северном море против четырёх германских линейных крейсеров SMS Von der Tann , SMS Moltke , SMS Seydlitz и SMS Derfflinger оставалось только три британских линейных крейсера в боевой готовности: HMS Lion , HMS Queen Mary и HMS New Zealand . В ответ на опасения командующего Гранд Флитом адмирала Дэвида Битти , Уинстон Черчилль отметил, что в состав Гранд Флита вошёл новый линкор HMS Tiger , и вскоре ожидается ввод в строй линкора HMS Queen Elizabeth .

Под руководством Британского Адмиралтейство производилась передислокация и других, в том числе союзных японских , кораблей. Японская броненосная эскадра в составе крейсеров IJN Kurama , IJN Tsukuba и IJN Ikoma передвигалась из Центральной части Тихого океана к Панамскому каналу.

К мысу Горн двигался британский линейный крейсер HMAS Australia , а броненосный крейсер HMS Defence - к мысу Доброй Надежды, где он должен был встретиться с крейсерами HMS Minotaur , HMS Dartmouth , HMS Weymouth и броненосцем HMS Albion . В это время у побережья Западной Африки находились броненосец HMS Vengeance , броненосные крейсера HMS Warrior , HMS Black Prince , HMS Donegal и HMS Cumberland и крейсер HMS Highflyer . В Карибском море дежурили броненосец HMS Glory и броненосные крейсера HMS Berwick , HMS Lancaster и Condé . Охрана базы на Фолклендских островах поручена броненосцу , а у побережья Бразилии эскадру Стэрди ожидали броненосные крейсера HMS Defence , , , и лёгкие крейсера и HMS Bristol . В общей сложности для перехвата германской эскадры Адмиралтейством задействовано более 30 кораблей, не считая японских и французских .

Перемещения германских кораблей

Максимилиан Шпее - командующий германской крейсерской эскадрой

Через два дня после сражения при Коронеле, 3 ноября, германские корабли эскадры Шпее прибыли в Чили. , и встали на якорь в порту Вальпараисо, а и в связи с запретом на нахождение в нейтральном порту более трёх кораблей, отправились к острову Мас-а-Фуэра в архипелаге Хуана Фернандеса. Во время стоянки Шпее получил разведданные о японской эскадре, следовавшей в Южную Америку, отрезая германским кораблям путь к Панамскому каналу. Получив из Берлина рекомендации возвращаться в Германию, через 24 часа корабли Шпее вышли из Вальпараисо, направившись к Мас-а-Фуэра.

Находясь на значительном расстоянии от Европы, Шпее получал неполную и несвоевременную информацию о дислокации британских кораблей и их союзников. Однако вице-адмирал понимал, что руководство британского флота отправит в Южную Атлантику корабли для его перехвата и осознавал сложность прорыва в Германию. Шпее задержался около Мас-а-Фуэра, надеясь на возможный прорыв в Атлантику SMS Moltke и SMS Seydlitz с боезапасом для его кораблей. Во время стоянки эскадра Шпее пополнила запасы угля с транспортов, а боезапас разделён поровну между кораблями. В результате, на каждом корабле оказалось по 445 выстрелов 210-мм калибра и по 1100 выстрелов 150-мм калибра.

В Вальпарисо отправлены лёгкие крейсера и , 8 ноября они вернулись, доставив новые указания из Берлина. Учитывая сложившиеся обстоятельства, наличие британских сил в Атлантике, а также сложность снабжения, германской эскадре предписывалось прервать крейсерские операции и прорываться в Германию. В этом случае Шпее должен был заблаговременно уведомить Адмиралштаб о принятом решении, чтобы Флот Открытого Моря мог оказать ему помощь. Приняв решение возвращаться домой, Шпее передал сообщение о своем решении. Также вице-адмирал получил ошибочные разведданные об отправке соединения контр-адмирала Стоддарта в Южную Африку и посчитал путь домой свободным.

15 ноября 1914 года эскадра Шпее покинула Мас-а-Фуэра, на стоянке остался только вооружённый пароход SS Prinz Eitel Friedrich , получив задание вести радиопередачи, создавая впечатление о наличии германских кораблей в Тихом океане. С крейсерами ушли и три вспомогательных судна: транспорты SS Baden и SS Santa Isabel , а также госпитальное судно SS Seydlitz . С 21 ноября в бухте Сан-Квентин (исп. Bahía San Quintín ) (46.8167° ю. ш. 74.55° з. д. ) эскадра пять дней пополняла запасы угля с транспортов, топлива должно было хватить до следующей загрузки в Санта-Елене, в Аргентине. После выхода из бухты , эскадра попала в сильный шторм , поэтому мыс Горн обогнули только в ночь на 1 декабря. С крейсера сообщили, что запасов угля может не хватить, чтобы дойти до Санта-Елены. Эскадра захватила барк Drummuir , с 2800 тоннами угля и крейсера эскадры перегружали топливо до 6 декабря.

Утром 6 декабря на крейсере SMS Scharnhorst состоялось заседание, где Шпее представил командирам кораблей эскадры план дальнейших действий. Согласно данным разведки, на Фолклендских островах отсутствовали британские корабли, поэтому планировалось силами крейсеров и под прикрытием остальных кораблей разрушить радиостанцию, склады с углём и захватить в плен губернатора острова. Начало операции назначили на 8 декабря. На проведение операции отводилось время с 8:30 до 19:30. и должны были выйти к мысу Пемброк, должен был пленить губернатора и разрушить сооружения в Порт-Вильяме, а - обстрелять Порт-Стэнли.

11 ноября в 16:45 и вышли из Девенпорта. Благодаря удалённости военно-морской базы от густонаселённых мест, их выход остался в тайне. 17 ноября корабли пополнили запас угля в Сент-Винсенте, на островах Зелёного мыса. 24 ноября перехвачена немецкая радиопередача из которой стало известно местоположение эскадры Шпее и направление её движения. После соединения с эскадрой Стоддарта, Стэрди приказано отправиться к Фолклендским островам.

26 ноября в 30 км от берегов Бразилии к эскадре Стэрди присоединились крейсера под командованием Стоддарта: броненосные крейсера и лёгкие крейсера , HMS Bristol и вспомогательный крейсер HMS Orama . Броненосный крейсер из эскадры Стоддарта HMS Defence , отправлен к мысу Доброй Надежды, его радиостанция передана на . С помощью этой радиостанции Стэрди поддерживал связь с Адмиралтейством. У побережья Бразилии эскадра пробыла до 28 ноября.

Вице-адмирал Фредерик Доветон Стэрди

К тому времени защита Фолклендских островов обеспечивалась лишь одним броненосцем , еще 16 ноября он был посажен на мель в Порт-Стэнли и представлял собой некую береговую батарею. После сражения при Коронеле о точном местонахождении эскадры Шпее не было информации, но Адмиралтейство допускало высокую вероятность нападения германской эскадры на базу на Фолклендах. 28 ноября эскадра Стэрди отправилась к Фолклендским островам, 29 ноября на кораблях эскадры проведены учебные стрельбы на дистанции 60 кабельтовых . сделал 32 выстрела, добившись одного попадания, из 32 выстрелов попал по мишени три раза. Во время учебных стрельб, винт запутался в буксировочном тросе, на освобождение винта потрачен почти весь день.

Часть времени в пути эскадра потеряла на безуспешные поиски германского вспомогательного крейсера SS Kronprinz Wilhelm , вместо запланированного 3 декабря, эскадра прибыла к Фолклендам лишь 7 декабря. Эскадру ожидали три угольных транспорта, первыми начали перегрузку топлива и HMS Bristol . После них планировалось загрузить углём линейные крейсера. Стэрди рассчитывал 9 декабря выйти к мысу Горн на перехват эскадры Шпее. Последними должны были грузиться и , после чего самостоятельно догонять эскадру. Стэрди предполагал, что и и будут вести бой с германскими броненосными крейсерами, а остальные крейсера - с лёгкими германскими крейсерами.

Кроме погрузки угля на HMS Bristol проводилась срочная переборка механизмов. Остальная эскадра находилась в двухчасовой готовности для 12-узлового хода, один из кораблей назначался дежурным, с получасовой готовностью для 14-узлового хода. Первым назначен дежурным , затем его должен был сменить . В 10 милях от входа в гавань находился в дозоре вспомогательный крейсер SS Makedonia .

8 декабря в 6:00 завершилась погрузка угля на и , началась погрузка на линейных крейсерах. На также начался ремонт механизмов. В это время с наблюдательного поста на горе Саппер-Хилл сообщили о двух приближающихся с юга военных кораблях. Стэрди приказал всем кораблям прекратить погрузку и выходить в море.

Силы сторон

Корабль Тип Год постройки Водоизмещение, т Максимальная скорость на испытаниях, уз. Вооружение
Британские корабли
Линейный крейсер типа Invincible 1909 17 526 26 4×2×305-мм; 16×1×102-мм
Линейный крейсер типа Invincible 1908 17 526 26 4×2×305-мм; 16×1×102-мм
Броненосный крейсер типа Devonshire 1905 10 850 22 4×1 190-мм; 6×1 152-мм
Броненосный крейсер типа Monmouth 1903 9800 23,6 2×2 и 10×1 152-мм
Броненосный крейсер типа Monmouth 1903 9800 22,4 2×2 и 10×1 152-мм
HMS Bristol Лёгкий крейсер типа Town , подтип Bristol 1910 4800 26,8 2×1 152-мм, 10×1 102-мм
Лёгкий крейсер типа Town , подтип Bristol 1910 4800 25,3 2×1 152-мм, 10×1 102-мм
Броненосец типа Canopus 1899 12 950 18 2×2 305-мм; 12×1 152-мм
Германские корабли
Броненосный крейсер типа Scharnhorst 1907 11 420 23,2
Броненосный крейсер типа Scharnhorst 1908 11 420 23,5 2×2 и 4×1 210-мм; 6×1 150-мм
Лёгкий крейсер типа Bremen 1906 3200 22,4 10×1 105-мм
Лёгкий крейсер типа Königsberg 1908 3400 23,5 10×1 105-мм
Лёгкий крейсер типа Dresden 1908 3520 24 10×1 105-мм

Ход сражения

Начало сражения

С германских кораблей увидели Фолклендские острова в 2:30. В 5:30 Шпее объявил боевую тревогу и приказал увеличить ход до 18 узлов. С крейсера передали, что из-за навигационной ошибки он выйдет к заданной точке лишь к 9:30, на час позже запланированного.

Схема Фолклендского боя

Командир , Меркер заметил густой дым над гаванью и сделал вывод, что горят угольные склады. Однако в 9:00 немцы увидели в гавани мачты и трубы и поняли, что британская эскадра не ушла в Африку. Передав сообщение на флагманский корабль о замеченных объектах, продолжил движение к мысу Пемброк.

В 9:25 произвёл первый залп из своих 305-мм орудий по , вынуждая германские корабли круто отвернуть на восток. В море из гавани выходил и попытался отрезать его от входа в гавань. Однако Шпее приказал уходить полным ходом на северо-восток, а транспортам отделиться и уходить на юго-восток, затем к острову Пиктон. Шпее не хотел принимать бой и принял решение уходить всей эскадрой на восток. В 11:00 германская эскадра шла колонной курсом на восток в следующем порядке: и .

Британские корабли в это время срочно разводили пары. В 9:45 снялся с якоря , через 15 минут за ним последовал и линейные крейсера. В 10:00 начали движение и , последним начал движение . Стэрди отдал приказ о преследовании германской эскадры. Он знал, что германские корабли не смогут развить скорость более 18 узлов, поэтому британцы имели преимущество в скорости 4-5 узлов. Несмотря на расстояние в 19 миль, образовавшееся между противниками к 11:00, через два часа орудия линейных крейсеров уже могли вести огонь, и до наступления темноты оставалось ещё достаточно времени для боя.

В 11:00 с якоря снялся HMS Bristol , в это же время замечены германские транспорты возле Порт-Плезант. Опасаясь высадки десанта, Шпее приказал крейсерам HMS Bristol и HMS Macedonia уничтожить грузовые суда.

Первым в строю преследователей шел крейсер , в трех милях позади него следовал , справа за его кормой шел . В 11:29 Стэрди приказал снизить ход до 20 узлов, чтобы собрать растянувшуюся эскадру и дать возможность командам пообедать. В 12:20 корабли снова увеличили ход до 25 узлов, однако и могли развить скорость лишь 22 узла, поэтому отставали. Также остался позади и , не имея возможности разогнаться более 18 узлов.

В 12:47 Стэрди поднял сигнал «Открыть огонь и начать бой». Первым в 12:57 открыл огонь , дав залп с 14,8 км по , по нему же в 12:58 дал залп и . Все снаряды не долетели до цели. Противники двигались на юго-восток, параллельно друг другу, британская эскадра чуть левее германской. В таком положении линейные крейсера могли задействовать лишь две башни. При этом британцы находились с наветренной стороны, поэтому дым из труб затруднял обзор. Пристрелка осуществлялась выстрелами по два снаряда, дальность и условия наблюдения позволили пристреляться лишь через 20 минут.

Линейные крейсера выпустили по крейсеру 20 снарядов. Шпее понял, что от боя уйти не удастся и приказал лёгким крейсерам уходить в разных направлениях на максимальной скорости. и изменили курс на 68° и взяли направление на северо-восток. и уходили в южном направлении. Стэрди предусматривал такой манёвр, поэтому не ожидая приказа, и пошли за германскими лёгкими крейсерами. и продолжал преследовать броненосные крейсера Шпее. С этого момента сражение распалось на две отдельные части.

Бой главных сил

Несколько минут после 13:20 вёл огонь по головному , а по идущему вторым . Выполняя манёвр поворота, уменьшил ход и пропустил вперед . Вслед за германскими кораблями поворот на 7 румбов осуществили и британские линейные крейсера. После перестроения по вёл стрельбу , а по - . Ответный огонь германские корабли открыли в 13:25.

Гибель крейсера Scharnhorst. Картина Томаса Жака Сомерскейлса

Британские 305-мм орудия имели предельную дальность стрельбы 82,5-85 кабельтовых , дистанция действительного огня - 60-70 кабельтовых. Германские же 210-мм орудия могли поражать цели на расстоянии 75 кабельтовых, при этом эффективное расстояние стрельбы против британских линейных крейсеров равнялось 70 кабельтовым. Британские 305-мм снаряды пробивали германскую броню на любом расстоянии.

Расстояние между противниками составляло 70 кабельтовых и германские снаряды ложились с недолётом. Британские крейсера вели огонь лишь из трёх башен. После сокращения дистанции до 65 кабельтовых германские корабли взяли параллельный курс. Несмотря на явное преимущество британцев в огневой мощи, бой не обещал быть лёгким. В 13:44 получил первое попадание и Стэрди приказал своим кораблям повернуть на два румба влево, чтобы увеличить дистанцию и сделать стрельбу германских кораблей неэффективной. К 14:00 дистанция между противниками достигла 80 кабельтовых и перестрелка временно прекратилась.

Оказалось, что британские корабли тоже не могут с полной эффективностью вести огонь на предельной дистанции. Дым из труб мешал артиллеристам вести прицельный огонь. За полчаса боя британскими кораблями выпущено 210 снарядов, при этом они добились всего двух попаданий по и , германские корабли почти не пострадали. Из-за неисправности затвора, перестало вести огонь одно из орудий башни «А» на .

Чтобы вновь уменьшить дистанцию и возобновить бой, в 14:05 Стэрди повернул вправо на 4 румба, затем еще на 4. В это время германские корабли пропали из вида, их местоположение скрывал плотный дым. Когда видимость восстановилась, оказалось, что корабли Шпее уходят на юг, дистанция увеличилась до 85 кабельтовых. Стэрди довернул на противника и приказал увеличить ход. К 14:45 дистанция сократилась до 75 кабельтовых, британские корабли легли на параллельный курс и вновь открыли огонь. Шпее также довернул в сторону британцев, желая сократить дистанцию и ввести в действие среднюю артиллерию. Когда дистанция сократилась до 62,5 кабельтовых и германские 150-мм орудия открыли огонь, Стэрди маневрировал, удерживая дистанцию не менее 60 кабельтовых. и вели беглый огонь, стрелял из всех орудий, башня противоположного борта вела огонь через палубу.

Преимущество британских кораблей становилось всё явственней, получил несколько попаданий ниже ватерлинии, в 15:10 он начал крениться. горел в нескольких местах, его дымовая труба была уничтожена. В 15:15 германские корабли заволокло дымом и Стэрди приказал взять обратный курс. На этот раз стал головным кораблем, дым больше не создавал ему помех, и стрельба стала более эффективной. На осколком снаряда сбило адмиральский флаг и с запросили: «Почему приспущен адмиральский флаг? Он убит?». Шпее ответил, что с ним всё в порядке и признал перед Меркером ошибочность своего решения идти на Фолкленды.

Несмотря на точность стрельбы германских кораблей, попадания не влияли на боеспособность британских линейных крейсеров. В то же время и получали сильные повреждения от огня 305-мм орудий. Снаряды пробивали палубы казематов и создавали разрушения в нижних отсеках. получил тяжёлые повреждения казематов 150-мм орудий, затопило котельное отделение №1, начала поступать вода в котельное отделение №3. Скорость корабля упала до 16 узлов. Начались пожары на носу и корме.

Линейный крейсер HMS Invincible во время погони

Находился в ещё более тяжёлом положении, он осел на 1 метр, потерял третью дымовую трубу, возникло несколько пожаров. Артиллерийский огонь заметно ослабел, многие казематные орудия по левому борту имели повреждения. В 15:30 германские крейсера развернулись к противнику правым бортом, снова открыв огонь из 150-мм орудий. Этот маневр никак не повлиял на ситуацию.

В 16:00 стало понятно, что гибнет. Скорость его хода заметно упала, на корме распространился сильный пожар, уцелела только одна дымовая труба. В это время по открыл огонь и . В 16:04 внезапно прекратил огонь и начал крениться. Не спуская флаг , он в 16:17 лёг на борт и затонул. Британские корабли не стали останавливаться для спасения тонущих людей, так как еще вёл бой. Температура воды составляла 6-7° и из экипажа никто не выжил.

Британские корабли шли кильватерной колонной, первым шел , за ним и . При сближении с британским кораблям сильно мешал дым. Стэрди повернул на запад, удаляясь от . В худших условиях видимости находился , он попытался пройти за кормой германского корабля, в 17:00 без приказа вышел из строя. Ведя огонь по корме , какое то время разворачивался к противнику то левым, то правым бортом, затем вернулся в кильватерную колонну.

Весь бой вёл огонь по . Шёл дождь и видимость ухудшалась. На носу и корме германского корабля распространились пожары. Ход корабля снизился до 8 узлов, орудия постепенно прекращали огонь. В 17:15 зафиксировано последнее попадание в . В 17:30 на германском корабле закончились все 210-мм снаряды, он развернулся в сторону и остановился. Британские корабли начали сближаться с , который все ещё не спустил флаг. Иногда с германского крейсера открывали огонь по британцам, получая залпы в ответ. В 17:50 британские корабли прекратили огонь. В 18:00 медленно лёг на борт и перевернувшись, затонул.

К месту гибели подошли британские корабли и спустили шлюпки для спасения людей. Вода имела очень низкую температуру, из-за переохлаждения и разрыва сердца погибали даже поднятые из воды люди. Всего из воды поднято около 200 человек, но многие из них умерли, их похороны состоялись на следующий день. В 19:30 поиски пострадавших были закончены и Стэрди запросил по радио местоположение остальных крейсеров, но отозвался только .

Бой главных сил
Корабль Попаданий Убитые Раненые Пленные Вес бортового
залпа, кг
22 0 1 3084
3 1 2 3084
0 0 0 408
ИТОГО 25 1 3 6576
40 860 886
30 680 187 886
ИТОГО 70 1540 187 1772

Бой лёгких сил

Когда германские лёгкие крейсера начали уходить в 13:25 в юго-восточном направлении, они находились в 10-12 милях от преследователей. Максимальная скорость составляла 24 узла, - 23,5 и - 22,4. Но изношенность машин не позволяла на практике развить такую скорость, мог развить 22-23 узла, немного меньше мог развить лишь 21 узел. Германские корабли двигались в строю пеленга - в центре шёл , слева далеко , справа шёл .

У британцев наиболее скоростным являлся , показавший на испытаниях более 25 узлов. Однотипные и развивали скорость до 23 узлов. Британские броненосные крейсера имели вооружение и бронирование лучше, чем у германских бронепалубных крейсеров.

Преследование германских лёгких сил возглавлял , за ним шёл , замыкал погоню . Командир предложил разделить цели - он должен был взять на себя преследовал бы , а - . Но командир , старший по званию среди всех командиров британской группы, принял решение преследовать не , а .

Бой SMS Leipzig с HMS Glasgow и HMS Cornwall

Картина Фолклендского боя. Предположительно - гибель SMS Leipzig

Сократив разрыв до 60 кабельтовых, открыл огонь по из носового 152-мм орудия, британские крейсера находились в 4 милях позади. повернул направо и открыл ответный огонь. Британские 102-мм орудия не могли вести огонь на такой дистанции, в отличие от германских 102-мм орудий. отвернул вправо, увеличивая дистанцию. Он еще несколько раз открывал огонь из 152-мм орудия, вынуждая делать поворот и отвечать огнём. В итоге, ряд подобных манёвров позволили остальным британским крейсерам настичь .

Около 16:00 подошел к на расстояние 45 кабельтовых и открыл огонь из 102-мм орудий. В 16:15 остальные британские крейсера также открыли огонь, но снаряды ложились с недолётом. отвернул влево, преследуя , а сосредоточил огонь на . В начале боя вёл огонь по , который вскоре отклонился вправо и пересёк кильватерную струю и присоединился к , стреляя с левого борта. перенёс огонь на . Дистанция между противниками составляла 35-50 кабельтовых. Капитан маневрировал, давая возможность вести огонь бортовым орудиям.

Под перекрёстным огнём британских крейсеров получил множественные повреждения. В 18:00 пошёл на сближение с противником и начал использовать лиддитные снаряды. В результате нескольких попаданий на возник пожар, но корабль продолжал вести бой. В 19:30 на немецком крейсере закончились снаряды, в 19:50-19:55 по британским крейсерам выпущены три торпеды , которые прошли мимо целей. Примерно в это же время командир приказал открыть кингстоны и экипаж собрался на палубе, собираясь покинуть корабль. Так как флаг на не был спущен, британские корабли продолжали вести огонь, что вызвало массовые жертвы среди экипажа.

В 20:30 огонь был прекращён и в 20:45 с британских кораблей спущены шлюпки, для эвакуации германского экипажа. медленно лёг на левый борт, перевернулся и в 21:23 затонул. Лишь немногие немецкие моряки смогли спастись на британских шлюпках, многие утонули и погибли от переохлаждения. Когда на поднимали из воды последнюю шлюпку, был принят радиосигнал от Стэрди. В связи с частыми изменениями курса не мог определить свои координаты, также не смог предоставить сведения о судьбе и .

Бой с британскими крейсерами
Корабль Попаданий Убитые Раненые Пленные Вес бортового
залпа, кг
2 1 4 161
18 0 0 408
ИТОГО 20 1 4 569
20 280 18 79

Бой HMS Kent и SMS Nürnberg

Во время погони за шёл на всех парах и его машины выдавали на 5000 л.с. больше мощности, чем на испытаниях. При такой мощности его скорость равнялась 24-25 узлам. Чтобы удерживать настолько высокое давление пара, в котельных работало больше людей, чем обычно. В 17:00 попытался поразить огнем , но снаряды ложились с недолётом.

В 17:35 из-за износа на вышли из строя два котла, ход снизился до 19 узлов. Дистанция между противниками быстро сократилась и вскоре началась взаимная перестрелка. пошел на сближение с противником и подошёл к нему на 30 кабельтовых, а затем на 15. К тому времени почти потерял ход и смог обойти его с носа, сделав по противнику продольный залп с 17 кабельтовых. В 18:25 окончательно остановился, но флаг не спускал. В течении получаса вёл огонь, пока в 19:00 не спустил флаг.

Прекратил огонь и спустил две уцелевшие шлюпки, в 19:30 лёг на правый борт, перевернулся и затонул. Поисками тонущих людей занимались до 21:00, но всех спасти не удалось. Во время боя получила повреждения радиорубка , поэтому он не смог передать Стэрди информацию о результате боя. Лишь на следующий день, когда в 15:30 бросил якорь в Порт-Стэнли, стали известны события минувшего дня.

Бой и
Корабль Попаданий Убитые Раненые Пленные Вес бортового
залпа, кг
38 4 12 408
? 290 7 79

Столкновения прочих кораблей

Вспомогательные германские суда SS Baden и SS Santa Isabel стояли на якоре , когда их в 14:00 обнаружили с HMS Bristol и HMS Macedonia . SS Seydlitz смог уйти в юго-западном направлении. HMS Bristol выстрелами заставил остановиться пытавшихся скрыться SS Baden и SS Santa Isabel , снял их экипажи, а сами суда затопил. Оказалось, что командир HMS Bristol неверно понял приказ Стэрди и захваченные корабли следовало привести в Порт-Стэнли.

Статистика боя

Повреждения HMS Kent во время Фолклендского боя

За время боя сделал 513 выстрелов 305-мм снарядами - 128-ю бронебойными, 259-ю полубронебойными и 126-ю фугасными. потратил 75 % боекомплекта - 661 снаряд, в том числе 157 бронебойных, 343 полубронебойных и 161 фугасный. израсходовал 85 снарядов калибра 190-мм и 60 снарядов калибра 152-мм. Точное количество попаданий в германские крейсера неизвестно, но по приблизительным оценкам их количество составляло около 40 в каждый.

Оба линейных крейсера не имели приборов управления артиллерийской стрельбой, поэтому доля попаданий составила 6-8%. Хоть это считалось неплохим показателем, количество затраченных для потопления германских крейсеров снарядов было чрезмерным. Под конец боя на в башне A оставалось всего 12 снарядов, в башне X - 29 снарядов. В двух остальных башнях оставалось чуть более 100 снарядов в каждой.

По зафиксировано 22 попадания - двенадцать из 210-мм орудий, шесть - из 150-мм и четыре попадания неустановленного калибра. Два носовых отделения и угольную яму у башни P затопило, в результате корабль получил крен в 15° на левый борт. Из одиннадцати попаданий в палубу, два снаряда уничтожили кают-компанию . Бронепояс получил четыре попадания, столько же попаданий пришлось и в небронированный борт. Один снаряд попал в башню A, между орудиями, не пробив броню, ещё один - в якорь правого борта, один - в треногу фок-мачты . Попаданием снаряда срезало ствол 102-мм орудия. На ранение получил только один матрос.

Получил всего три попадания, пострадали 102-мм орудия на башнях A и X. Погиб один и ранено три моряка. не получил ни одного попадания. Из экипажа не было спасено ни одного человека. С спасено 187 человек.

Глазго получил два попадания, в результате которых один человек убит и четверо ранены. получил 18 попаданий, однако среди членов экипажа никто не пострадал. С спаслось 7 офицеров и 11 матросов, с - 12 матросов, из которых выжили лишь семеро.

Из британских кораблей наиболее всех пострадал , он получил 38 попаданий, погибло четверо, ранено двенадцать человек.

В числе погибших моряков были адмирал Шпее и два его сына, служившие один на , второй на .

Итоги и последствия

В британской истории к Фолклендскому бою относятся как к реваншу за поражение у Коронеля. Черчилль высоко оценил действия Стэрди и итоги боя:

SMS Dresden перед самозатоплением

Король Англии Георг V также поздравил адмирала, офицеров и матросов с победой. За этот бой Стэрди, первому из морских офицеров за 100 лет, пожаловано баронетство.

В результате победы британцев, уничтожена единственная сильная германская крейсерская эскадра, создававшая угрозу на морских маршрутах. В качестве рейдера мог действовать только ускользнувший , но он не представлял серьёзной угрозы и для его поимки не требовалось выделять мощный флот и предоставилась возможность вернуть большую часть кораблей в Метрополию.

Подвергались критике действия командира во время боя, из-за его действий смог уйти от погони, за ним пришлось организовывать новую охоту. 14 марта 1915 года, во время битвы у Мас-а-Тьерра он был потоплен крейсерами и в Кумберлендском заливе.

Современники называли Фолклендское сражение «боем между гигантами и карликами», так как оно произошло между неравноценными по классу кораблями. Преимущество британских линейных крейсеров над германскими броненосными крейсерами в скорости, весе залпа и бронировании было очевидным. Однако лишь благодаря Черчиллю и Фишеру, которые смогли грамотно перераспределить силы флота и организовать переброску линейных крейсеров в Южную Атлантику, стал возможен успех этого боя.

Scharnhorst (1936)

В честь победы британской эскадры, 8 декабря объявлен на Фолклендских островах праздничным днём. Каждый год в этот день проводится парад и демонстрация военно-воздушных сил и военно-морского флота. В 1927 году на средства от пожертвований в Порт-Стэнли открыт мемориал, посвящённый Фолклендскому бою. В честь линейных крейсеров британской эскадры названы горы в канадской части Скалистых гор - Инфлексибл (высота 3000 м) и Инвинсибл (высота 2670 м).

В Чили в городе Пунта-Аренас в память Максимилиана Шпее и его эскадры сооружён мемориальный знак. В Германии имя вице-адмирала Максимилиана фон Шпее планировали дать строящемуся в 1915 году линейному крейсеру типа Mackensen , но корабль так и не вошёл в строй. В 1934 году во время спуска на воду линкора типа

Морская владычица получила пощечину: в битве при Коронель немцы потопили британский флагман и крейсер, погибли 1654 моряка; что обидно, враг не понес потерь. Но Германия недолго смаковала победу: реванш состоялся 8 декабря 1914 г. у Фолклендских островов.

Эта морская битва (мировая война активно велась как на суше, так и на море) стала очередной схваткой в противостоянии мощного флота Германии и претендующей на господство Великобритании.

Найти и обезвредить

После потери двух броненосцев при Коронеле 1 ноября 1914 г. морское превосходство метрополии оказалось под большим вопросом. Теперь немецкие корабли могли спокойно расхаживать по южной Атлантике, угрожая торговым и военным суднам британцев.

Королевский флот получил ощутимый удар по престижу, уязвленные англичане жаждали возмездия. На поиски неприятеля отправились больше двух десятков броненосных крейсеров, кораблей разведки и транспортные судна. В воды южной Атлантики, к месту последней схватки, взяла курс эскадра под командованием Доветона Стэрди. Адмирала недолюбливали в ведомстве за тактические ошибки, в том числе при Коронеле, этот поход много значил для его дальнейшей карьеры. Еще одну экспедицию британское Адмиралтейство послало в Карибское море, чтобы перекрыть немцам проход по Панамскому каналу.

Незваные гости

Тем временем, германская эскадра вице-адмирала Максимилиана фон Шпее, выполнив свою недобрую миссию, решила прорываться домой через Атлантический океан. Под командованием Шпее находились два броненосных крейсера, три легких, а еще транспортные судна для перевозки угля и плавучий госпиталь. Перед дальней дорогой следовало немного подкрепиться, запастись углем и боеприпасами, поэтому немцы решили напасть на военно-морскую базу британцев Порт-Стенли, расположенную на Фолклендских островах.

Как сообщила разведка, в тот момент на базе и поблизости английских кораблей не наблюдалось, якобы британцы направились в Африку утихомиривать восстание буров. Немцы планировали напасть на радиостанцию и ограбить угольные склады. Кроме того, они намеревались взять в пленники губернатора Фолклендов – в качестве показательной порки за аналогичный случай на Самоа, где британцы произвели арест германского управляющего. Набег на Фолклендские острова казался удачной идеей, так как предполагалось, что порт охраняет лишь старый броненосный крейсер «Канопус». Но не тут-то было.

От рассвета до заката

Германские крейсеры добрались до Фолкленских островов ночью 8 декабря. На рассвете Шпее дал сигнал тревоги и прибавил ходу. Когда немцы увидели черные клубы дыма, они посчитали, что начался пожар на угольных складах. Но потом в гавани были замечены трубы, мачты, и тут стало ясно, что до буров британцы так и не доплыли.

Началась морская битва. Мировая война голодной пучиной поглощала новые жертвы. Первым огонь открыл старина «Канопус», участник недавней битвы при Коронеле. Крейсеры немцев «Гейзенау» и «Нюрнберг» от неожиданности включили задний ход. Это дало время эскадрам Стэрди и Стоддарта задать пару, позавтракать, и уж потом броситься в погоню за немцами. Опасаясь ловушки, Шпее развернул свои корабли, которые пустились бежать на все четыре стороны.

Стэрди отдал приказ преследовать разделившуюся эскадру и захватить ее до заката. Англичанам это не стоило большого труда, ведь их легкие крейсеры были куда более мобильными и могли развить высокую скорость, в отличие от тяжелых германских броненосцев.

Винить Максимилиана фон Шпее в трусости тоже не стоит. Отступление было единственно верным решением, так как после длительного путешествия запасы боеприпасов у немцев были на исходе. Их хватило бы на пару-тройку выстрелов, а потом крейсеры стали бы славной мишенью для кораблей метрополии.

Однако немцам не удалось выйти сухими из воды. Через пару часов англичане настигли и атаковали беглецов. Бой длился до вечера. Эскадры шли параллельным курсом, маневрируя по приказу капитанов. Грохотали выстрелы, многие из которых не достигали цели или не наносили серьезного урона противнику. Корабли были окутаны густым черным дымом, шедшим из труб угольных и нефтяных топок. Наконец, германские судна начали крениться, моряков ждала ледяная вода. В итоге большая часть кораблей немцев была повреждена, а те, что оставались на плаву в британцы потопили. Германский флот потерял 2110 моряков, в плен попало 212 человек.

Два главных британских крейсера «Инвизибл» и «Инфлексибл» пострадали от 15 точных выстрелов, один человек погиб, трое оказались ранены. Это были триумф англичан, долгожданная месть – блюдо, которое подают холодным.

Королевское спасибо

Британцы прошли через многие битвы Первой мировой войны, но именно Фолклендский бой они считают одним из самых ключевых сражений.

Итоги баталии имели большое значение и в дальнейшем отразились на положении Британии в каждом уголке мира. Царившее в обществе напряжение спало. Английские мероприятия, и военные, и торговые, в последствии шли без каких-либо помех. А на следующий день мы получили возможность отозвать десятки кораблей наших судов на родные просторы».

Победителей морской битвы – капитанов, офицеров, матросов – поздравил английский король Георг V. Сосланный в погоню за немцами Стэрди, положение которого было шатким в Адмиралтействе из-за предыдущих промахов, восстановил свои права на должность и получил титул барона.

Чем отличилась эта морская битва? Мировая война горько наказывает за ошибки в тактике каждого сражения. Надо признать, у Фолклендских островов мерялись силами корабли, неравные по классу. Англичане лидировали не только в скорости и броне, но и тяжести залпов, поэтому в газетах писали о «бое великанов и карликов». Британские историки порой ставили в вину Стэрди осторожность и перерасход боеприпасов, хотя другие битвы Первой мировой войны показывают, что его тактика была оправдана.

Фолклендский бой стал бесспорной стратегической победой англичан. После сокрушительного разгрома германский флот так и не сумел вернуть былую мощь. Лишь одному немецкому кораблю «Дрезден» удалось уцелеть и скрыться. Пик крейсерских баталий сошел на нет.

Британцы и немцы совершили немало тактических ошибок, которые могли изменить итоги боя, утверждают знатоки морских баталий. Однако у истории нет сослагательного наклонения. Не взирая на промахи, сражение у Фолклендских островов заслуженно включено в великие морские битвы Первой мировой войны.

8 декабря 1914 года у Фолклендских островов состоялось одно из величайших морских сражений Первой мировой войны, в результате которого военно-морские силы Германии, в лице адмирала фон Шпеее потерпели сокрушительное поражение от военизированной английской эскадры под командованием вице-адмирала Доветона Стэрди.

Немецкая эскадра состояла из 8 кораблей – 2-х броненосцев, трех крейсеров, двух транспортников и одного плавучего госпиталя. 1 ноября именно эта эскадра потопила два английских броненосца, погубив при этом более 1600 человек, среди которых был также и контр-адмирал Кристофер Крэдок. В результате нападения ни один из кораблей немецкой эскадры не пострадал, что в значительной мере ущемило английскую гордость за свой, слывущий непобедимым флот.

Неожиданное для англичан поражение создало немцам условия для перехода эскадры в южную часть Атлантического океана, что в свою очередь стало настоящей угрозой для английской торговли как вблизи берегов Южной Америки, так и в южноафриканской прибрежной зоне. Эскадра фон Шпее курсировала по всему Атлантическому океану, создавая препятствия для английских торговых кораблей, топя и беря их груз и команды в плен.

29 октября 1914 года в Великобритании произошла смена чинов в Морском ведомстве, пост Первого морского лорда занял Фишер, человек умный, находчивый и своевольный, не терпящий противодействия и возражения со стороны младших по чину. Пост этот Фишер занимал уже не в первый раз, потому вошел в свой кабинет, словно хозяин, вернувшийся из продолжительного отпуска, при этом обнаружив, что старый слуга, которого он желал бы уволить, все еще исполняет свои обязанности. Именно таким слугой являлся контр-адмирал Доветон Стэрди, которого Фишер считал виновником потопления немецкой подводной лодкой трех английских броненосных крейсеров, а также гибели контр-адмирала Кристофера Крэдока, из-за неправильных инструкций, полученных ими как раз таки от Стэрди.

Фишер, которому Стэрди не нравился очень давно не находил никакой возможности от него избавится, но после того, как в Атлантике появилась немецкая эскадра такой случай представился. Стэрди, занимавший пост начальника морского штаба во избежание дальнейшей конфронтации его интересов с интересами Фишера был отправлен во главе английской эскадры на поиски немецких боевых кораблей. В состав, возглавляемой им эскадры, по личному распоряжению первого лорда Адмиралтейства Уинстона Черчилля вошли линейные крейсера и вспомогательные суда. Пока два линейных крейсера «Инвинсибл» и «Инфлексибл» должны были проследовать прямиком в южную Атлантику, дугой крейсер обязан был проследовать в бассейн Карибского моря и предотвратить возможный прорыв немецких кораблей через Панамский канал. Помимо этих четырех кораблей в боевой операции по обнаружению и уничтожению немецкой эскадры приняло участие более 30 транспортов, причем некоторая их часть принадлежала союзному японскому флоту. В поимке эскадры фон Шпее приняли участие также и два десятка броненосных крейсера и несколько десятков кораблей разведки.

3 ноября три немецких корабля бросили якорь в нейтральном порту Вальпараисо, еще два встали на якорь в портовой гавани Мас-а-Фуэра. По закону военного времени, находиться в нейтральных водах можно было не более суток, при этом количество кораблей одной из воюющих сторон не должно было быть больше трех. Следуя данному правилу, фон Шпее спустя 24 часа покинул порт Вальпараисо и отправился на соединение с другой частью эскадры. Во время короткого перехода он получил данные разведки о планируемом англичанами капкане и планах его поимки, а также рекомендацию высшего командования, в которой говорилось, что эскадру следует уводить из Атлантики поближе к Европе, а лучше всего взять курс прямиком на Германию.

Дорога домой была крайне опасна, кольцо вокруг немецкой эскадры смыкалось, но видимо фон Шпее все же решил повременить с возвращением, надеясь на чудесное стечение обстоятельств, которое вскоре не замедлило последовать – адмирал получил известие о том, что часть английской эскадры отозвана в Африку для подавления восстания буров. Сведения, полученные немцами, были заведомо ложными, но влияние свое оказали – немецкий адмирал воспрял духом и задержался в водах Атлантики еще на несколько драгоценных дней, позволивших английским кораблям прибыть к месту его стоянки весьма своевременно.

Немецкие боевые корабли обладали несомненной боевой мощью, современным вооружением и хорошо обученной командой, единственное, чего у них не было – это боеприпасов, на каждом из судов их насчитывалось чуть более 400 штук, что было крайне мало. Узнав о том, сколь мал запас пороха, патронов и снарядов, фон Шпее стал питать надежды на подход подкрепления, посланного по его запросу из Германии, потому продолжал находиться в порту вплоть до 15 ноября, когда всем стало окончательно ясно, что никакого подкрепления не будет.

Понимая, насколько опасным для немецкой эскадры является затеянное им предприятие, командующий применил военную хитрость, оставив в порту вооруженный пароход, команда которого должна была вести переговоры на немецком языке, создавая видимость нахождения в порту немецкого флота.

6 декабря корабли немецкого флота встали на якорь вблизи Пиктона, и фон Шпее вызвал их капитанов для непродолжительного совещания по поводу дальнейших действий эскадры, на котором было решено продолжить попытки пробиться в Европу, но прежде атаковать английскую базу на Фолклендских островах, уничтожить имевшуюся там радиостанцию и захватить в плен губернатора. Данная акция должна была стать показательной местью за захват англичанами губернатора острова Самоа. Операцию планировалось осуществить 8 декабря, потому большая часть немецкой эскадры уже в начале 3-его ночи обозначенной даты достигла намеченной цели.

С наступлением расцвета немецкие корабли продвинулись вплотную к острову и внезапно обнаружили, что гавань. Которая должна была по данным разведки быть свободной, занята английской эскадрой под командованием Стоддарта и Стэрди, которым надлежало усмирять буров у берегов Африки.

По всей немецкой эскадре раздался приказ к отступлению, получив который немецкие корабли поспешили как можно быстрее развернуться и броситься прочь из грозившей захлопнуться ловушки. Тем не менее, осуществить стремительное бегство немецкому флоту все же не удалось, легкие английские крейсера были способны развить скорость в несколько раз большую, чем тяжелые броненосцы, потому Стэрди приказал преследовать и уничтожить враге еще до наступления заката.

В свою очередь бегство немецкой эскадры позорным не было, так как всем находившимся при ней матросам и офицерам было ясно, что того ничтожно малого количества боевых запасов хватит всего на несколько выстрелов, большая часть из которых цели так и не достигнет, а это значит, что немецкие корабли станут всего-навсего мишенью для англичан.

И все же, несмотря на принятые меры, касающиеся непрерывного бегства, примерно в 11 часов утра немецкий флот был нагнан и атакован превосходящими силами противника. В результате многочасового боя погибла большая часть немецких кораблей и их экипажей, оставшиеся на плаву были затоплены, а их команды взяты в плен, два же основных броненосных крейсера англичан получили всего лишь 15 попаданий, итогом которых стала гибель одного и ранение трех человек. Англичане добились полной и безоговорочной победы, отомстив за все нанесенные им до этого поражения. Ненавистный же Фишеру Стэрди не только не был смещен с занимаемой им должности, но и пожалован дворянским титулом, став английским бароном.

Анализируя случившееся 8 декабря Фолклендское сражение, многие историки находят в нем огромное количество тактических и иных ошибок, совершенных как английской, так и немецкой стороной, отбросив которые можно было бы иметь перед глазами совершенно иную историческую картину. Но несмотря на это, бой у Фолклендских островов заслуживает того, чтобы быть названным одним из известнейших сражений Первой мировой войны.

После боя у Коронеля дислокация морских сил Антанты, разверстых против германских крейсеров, была следующая.

В Тихом океане и у берегов Сев. Америки, идущие на юг, 1 японский крейсер и 2 английских.

Около Гонолулу - 2 японских бр. крейсера.

У островов Фиджи - австралийская эскадра - лин. кр. Australia (дред.) и 2 крейсера (1 фр. и 1 англ.).

У Маршальских островов - 3 японских бр. крейсера.

У Каролинских о-вов - японские 1 лин. кор. и 2 крейсера.

В Атлантическом океане - у Пернамбуко и севернее Рио-де-Жанейро по 1 англ. крейсеру для защиты от Карлсруэ.

У о-вов Зеленого Мыса - англ. кр. Carnarvon (под флагом адм. Стоддарта).

Таким образом, против эскадры Шпее в разных направлениях было развернуто 17 крейсеров, из коих один дредноутного типа.

Но задача их была нелегка. Они должны были сторожить германские крейсера в разных направлениях: инициатива была на стороне последних, и Шпее мог на громадном пространстве океана, пользуясь внезапностью появления, иметь много шансов на успех потому, что противник не успеет во время и в нужном месте сосредоточить свои силы.

Конечно, долго так не могло продолжаться. По меткому выражению Черчилля, эскадра Шпее была срезанным цветком, обреченным на смерть . Материальная часть, в конце концов, должна была сдать. Бой, поскольку он был сопряжен с крупными повреждениями, обрекал корабли на гибель, ибо починиться им было негде. Питание углем, хотя оно и было хорошо организовано, но всегда сопровождалось риском, так как назначение рандеву, слежка за угольщиками, и пр., все это могло дать противнику сведения и нарушить скрытность передвижений.

Чтобы покончить с Шпее, англичане решились на крайнюю меру: они откомандировали из Гранд Флита два новых линейных крейсера Invincible и Inflexible (дредноутного типа), тем ослабив свои главные силы, и послать их для борьбы со Шпее. На Invincible поднял флаг адмирал Стэрди, назначенный главнокомандующим морскими силами Южно-Атлантического и Тихого океана, который должен был объединить все действия против германских крейсеров. Ему было приказано идти к Фолклендским островам и, базируясь на них, найти и уничтожить неприятеля.

7 декабря Стэрди, соединившись с крейсерами адмирала Стоддарта, прибыл на Фолклендские острова, где таким образом были сосредоточены лин. крейсера Invincible и Inflexible бр. кр. Defence, Carnarvon, Cornwall, и Kent, легкие крейсера Bristol и Glasgow. Кроме того, туда же прибыл лин. кор. Canopus, который свез часть своих орудий на берег для усиления береговых батарей, сам же расположился при входе на рейд, чтобы стрелять перекидным огнем в случае появления неприятеля и попытки его атаковать временную базу английской эскадры.

Сосредоточение крупных английских сил на Фолклендских островах оставалось неизвестным Шпее. Мало того, ничего не подозревая, он решил под давлением командира Гнейзенау (хотя сам он не сочувствовал этой операции) идти на Фолклендские острова, разрушить там радиостанцию, склады и взять в плен английского губернатора, чтобы отомстить за недостойное обращение англичан с захваченным ими германским генерал-губернатором о-вов Самоа.

26 ноября германская эскадра с тремя угольщиками вышла из бухты С. Кентен, чтобы обогнуть мыс Горн и идти к восточным берегам Америки.

Подойдя к м. Горн, эскадра встретила жестокий шторм. Для пополнения запасов угля, Шпее решил зайти в одну из бухточек к NO от м. Горн. Но здесь попытка скрыть национальность им не удалась, германская эскадра была обнаружена, и о ней тотчас донесено англичанам. Погрузка задержала Шпее на 4 дня.

Предполагалось, что Гнейзенау подойдет к проходу в Порт-Виллиам (английскую базу на Фолклендских островах), спустит шлюпки, протралит вход, после чего в порт войдет Нюренберг, разрушит склады и возьмет необходимые для эскадры, запасы.

Эти два корабля утром (в 7 час. 50 мин.) 8 декабря и были замечены английскими наблюдательными постами.

Неожиданность для англичан была полная. Суда их не были готовы к выходу: Invincible и Inflexible грузили уголь, из других - кто перебирал машины, кто чистил котлы и пр.

Glasgow и Bristol получили приказание немедленно поднимать пары, прочие корабли начали срочно готовиться к выходу.

Когда немцы подошли каб. на 50-60, Canopus открыл огонь, будучи для них совершенно невидимым, так как он стрелял через берег.

В это время вышел и Kent. Немцы повернули в море, начали было уходить, но затем вернулись вновь к входу, как бы намереваясь атаковать Kent.

В 9 час. 40 мин. Гнейзенау увидел внутренность гавани. Помимо громаднейших столбов дыма, валивших из труб английских судов и показывавших, что там стоит не то, что немцы могли ожидать, они рассмотрели характерные мачты-треноги английских крейсеров дредноутного типа. Эти последние свидетельствовали о присутствии мощных кораблей, от которых эскадра Шпее, находившаяся вблизи, ни уйти, ни спастись не могла. Увидел это командир Гнейзенау, как раз тот командир, который настойчиво советовал Шпее идти к Фолклендам, поняв теперь, к чему привели его советы, сразу повернул и пошел на соединение к своему флагману. Нюренберг пошел за ним. В море они соединились со Шпее. Glasgow и Kent вышли вслед за немцами.

К 10 часам английские суда начали выходить из гавани: Invincible, Inflexible и Cornwall.

Glasgow, значительно опередивший Kent, все время доносил о движении немцев.

Немцы - в стремлении уйти, англичане - стараясь догнать, усиленно дымили. Дым был настолько густ и обилен, что временами совершенно заволакивал часть горизонта, и немцы, которых хорошо можно было видеть, т.к. погода была ясной, временами скрывались в дыму.

Англичане определенно нажимали. Помимо того, что скорость новых линейных крейсеров превосходила скорость немецких, сказывалось состояние котлов и механизмов последних, не получавших за свое продолжительное крейсерство ремонта.

Старые английские крейсера, отставая от дредноутов, все-таки имели некоторое преимущество перед германскими.

Стэрди, видя, что немцам все равно не уйти, уменьшил ход, чтобы дать подтянуться другим судам. Но так как средняя скорость противника в тот момент не превышала 15 узлов, то он, сбавив до 19 свой ход, спокойно стал нагонять его и на этом ходу. Соединившаяся немецкая эскадра шла хорошо сохраняя строй: Шарнгорст и Гнейзенау - головными, легкие крейсера - за ними.

В 12 час. 50 мин. Стэрди приказал увеличить ход до 25 узлов и открыть огонь.

Когда расстояние достигло 80 каб., Inflexible открыл огонь, а за ним и другой дредноут - Invincible. Концевой корабль немцев, Лейпциг сильно отставал. Он весь был закрыт столбами падений 12"" снарядов английских лин. крейсеров.

Адмирал Шпее, отчетливо сознавая, что при столь неравных силах бой долго продлиться не может, принял решение, делающее ему честь. Он решил пожертвовать собой и двумя броненосными крейсерами (Шарнхорстом и Гнейзенау), отпустив легкие крейсера в надежде, что они смогут уйти и затем нанести вред английской торговле.

Около 1 час. 20 мин. он поднят сигнал: Легким крейсерам уходить к южно-американскому побережью ,- а сам повернул на 6 румбов и пошел полным ходом в океан, идя на сближение с мощным противником.

Но такой маневр был предусмотрен английским командованием заранее, в период подготовки и обсуждения возможных обстоятельств боя. Английские крейсера без сигнала погнались за легкими крейсерами немцев, а линейные - вступили в бой с Шарнхорстом и Гнейзенау. Invincibles стрелял по первому, Inflexible - по второму. Расстояние было около 70 каб. Английские крейсера не стремились уменьшать его, т.к. на этой дистанции они могли безнаказанно расстреливать немцев, снаряды которых даже не долетали.

Однако, на короткое время Шпее удалось уменьшить дистанцию до 65 каб., и германские снаряды начали попадать, после чего Стэрди вновь увеличил расстояние.

Немцы берегли снаряды в этот период боя, так как количество их, не пополненное после Коронеля, оставалось ограниченным.

Густой дым сильно мешал английской стрельбе, и она была малоуспешной. В 2 часа, когда расстояние увеличилось до 90 каб., бой на время прекратился.

Немцы, временно закрытые дымом, повернули и пошли на S, в том направлении, где скрылись их легкие крейсера. Снова началась погоня.

В 2 часа 45 мин., приблизившись на 75 каб., оба англичанина снова открыли огонь. 5 минут Шпее продолжал идти прежним курсом, не отвечая на огонь, но затем начал поворачивать влево на 9 румбов, очевидно желая быстро сблизиться с противником, чтобы ввести в бой свою среднюю артиллерию. Через несколько минут дистанция уменьшилась до 62 каб. и немцы открыли огонь из всех орудий.

Это была отчаянная схватка совершенно неравных сил. Шпее со своими двумя слабыми кораблями дрался и дрался самоотверженно, с мощным противником, разносившим его своими 16 - 12 орудиями.

12 орудия скоро сделали свое дело. В 3 ч. 10 м. Гнейзенау начал крениться, а у Шарнхорста была сбита труба, он в нескольких местах горел, стрельба его ослабла.

Дальнейший бой был просто избиением обоих немецких крейсеров, не желавших сдаваться и дравшихся до последней возможности.

Палубы флагманского немецкого корабля , - писал очевидец, - представляли собой груду развороченных, перекрученных кусков стали и железа, через пробоины в борту, даже с большого расстояния ясно виднелись огненные языки, пробивающиеся на палубу между мачтами. Многим казалось, что ему пришел уже конец. Однако, как только крейсер развернулся противоположным бортом, стрельба возобновилась с прежней энергией, и снова заговорила его средняя артиллерия, т.к. дистанция опять уменьшилась ...

Шарнхорст сильно отставал и разрушался английской стрельбой. Он все еще поддерживал оживленный огонь из оставшихся орудий. Вдруг он неожиданно замолк, подобно ярко горевшей свече, которою вдруг задули , рыскнут вправо, в сторону английских судов, видимо переживая последние минуты, а затем повалился на бок.

Гнейзенау на минуту задержался у гибнувшего товарища, затем лег на прежний курс. Стэрди остался недалеко от лежащего Шарнхорста, ведя бой с Гнейзенау, пока первый (в 4 ч. 17 м.) не погиб.

Затем оба крейсера, с расстояния 50-60 каб., сосредоточили огонь по Гнейзенау. К ним подошел еще брон. крейсер Carnarvon и тоже принял участие в стрельбе.

После 5 часов Гнейзенау, весь разбитый и исковерканный, с сильным креном и объятый пожаром, все-таки временами открывал огонь из отдельных орудий. Наконец, он замолк. Стэрди поднял сигнал: Прекратить огонь . Однако, противник не хотел еще кончать боя и снова сам начал стрелять. Англичане вновь открыли огонь. Но через 1/4 часа доблестный бой Гнейзенау закончился. Он замолчал окончательно. Английские корабли пошли к нему 20 узловым ходом, но не успели дойти, как он лег на борт.

На Гнейзенау из 850 чел. 600 было убито или ранено. Все орудия были выведены из строя, но мысли о сдаче не возникало. Когда не осталось уже никакой надежды, опасаясь, чтобы крейсер не остался на плаву и не достался англичанам, открыли кингстоны и вызвали всех людей наверх.

С Шарнхорста не был спасен никто. С Гнейзенау было поднято из воды 200 человек.

Тем временем подобная же драма разыгрывалась в двух других местах, где были настигнуты легкие крейсера.

Самым быстроходным германским крейсером был Дрезден, дававший фактически до 27 узлов, Нюренберг - 23,5 узлов, Лейпциг - менее 22. Эти два последние корабля и были настигнуты англичанами, ход крейсеров которых был: Glasgow - более 25, Kent и Cornwall - 23 узла.

В начале погони немцы держались соединенно: Нюренберг, Лейпциг, Дрезден. Броненосные крейсера догоняли медленно.

В 2 ч. 53 мин. Glasgow, находясь в 4 милях впереди броненосных крейсеров в 60 каб. от Лейпцига, открыл по последнему огонь из 6"" орудия. Тот принял вызов, повернул вправо и ответил всем бортом. 6 английские снаряды не долетали, тогда как 4,1 германские могли покрыть эту дистанцию. Glasgow увеличил расстояние и продолжал его удерживать до тех пор, пока Лейпциг не прекратил огонь и не повернул за своими товарищами. Затем Glasgow повторил свой маневр и Лейпциг опять ответил ему, причем дал два попадания. Но при каждом повороте Лейпциг отставал от своих и вскоре сделался добычей подошедших английских броненосных крейсеров.

Увидев, что неприятель догоняет, Нюренберг отклонился влево, а Дрезден, бывший головным, повернул вправо, увеличил ход и скоро скрылся от англичан в юго-западном направлении.

Лейпциг и Нюренберг были обречены. Их уже заранее распределили между собой командиры двух английских бр. крейсеров. Первый должен был стать добычей кр. Cornwall, а второй - кр. Kent.

В 4 час. 15 мин. бронен. крейсера открыли огонь, но снаряды еще не долетали. Лейпциг отклонился вправо, за ним последовал и Cornwall. Сражающиеся разделились на две группы.

Мы не будем описывать всех маневрирований и эволюции Лейпцига - сражавшегося с Glasgow и Cornwall". Это было избиение слабейшего. Лейпциг, то смело переходил на малые дистанции, то англичане оттягивали их, одно время сильный ливень скрыл было врагов и дал время Лейпцигу передохнуть. 4 часа он сопротивлялся, ведя энергичный бой, пока наконец Cornwall, подойдя на 40 каб., не начал по нему стрелять лидитными снарядами.

Результат сказался немедленно: Лейпциг покрылся клубами черного дыма от рвущихся снарядов и через несколько минут загорелся. По словам одного из спасенных немцев, действие этих снарядов было ужасно и вызывало громадную потерю в людях. Однако, крейсер не прекращал огня, и английские суда продолжали приближаться. К 6 час. 35 мин., к моменту получения радио о потоплении Шарнхорста и Гнейзенау, расстояние уменьшалось до 35 каб. и Cornwall, снова открыв огонь из бортовых орудий, наносил противнику сильнейшие повреждения. Попадания следовали без перерыва и Лейпциг весь был охвачен огненными языками, но все-таки, хотя и изредка, стрелял. Только в 7 час. последнее его орудие замолкло. Более доблестного и упорного сопротивления, чем оказал Лейпциг , - пишет английский историк, - трудно себе представить. Когда наши суда приблизились, то он представлял из себя груду развалин. Мачты и трубы были сбиты, палубы, кроме средней части, пылали, но на остатках фок-мачты развевался германский флаг ...

Англичане прекратили было огонь, но видя, что Лейпциг не спускает флага, вскоре возобновили его опять.

А в это время команда Лейпцига, выпустив свой последний снаряд и открыв кингстоны, в числе 150 оставшихся в живых собралась посредине между двумя пылающими конечностями корабля в надежде быть спасенной.

Уже наступила темнота. Немцы показали англичанам два зеленых фонаря, принятые последними как сигнал о сдаче. Англичане тогда прекратили огонь против уже не стрелявшего давно по ним противника и спустили шлюпки. Им удалось спасти только 5 офицеров и 13 матросов, так как большинство оставшихся в живых после боя, умерло в ледяной воде океана, куда они бросились в последний момент.

Потери англичан были ничтожны Cornwall получил 18 попаданий, имел легкий крен, но не потерял ни одного человека. Glasgow получил два попадания, имел одного убитого и 4-х раненых.

В то же время Kent, развив 24 узла (контрактная его скорость 23) гнался за Нюренбергом. После боя, во многом напоминавшего бой Лейпцига, ведшегося Нюренбергом с тем же упорством, около 7 часов, весь избитый, в пожаре, лишившийся артиллерии и давно замолчавший под огнем кр. Kent, Нюренберг спустил флаг и скоро после этого перевернулся. Англичанам удалось спасти только 6 человек.

Три угольщика, о которых ранее упоминалось, были утоплены английским крейсером Bristol.

Таким образом эскадра Шпее была уничтожена вся, за исключением успевшего уйти Дрездена. Но последний ненадолго пережил своих товарищей. Он ушел к западным берегам Америки, где крейсеровал до марта. 19 марта, стоя на якоре в бухте Кумберланд на о-ве Мааса-Фуэра он был застигнут крейсерами Glasgow и Kent, обстрелян ими в нейтральных водах и затем потоплен своей командой.

Фолклендское сражение подтвердило всю рискованность крейсерских операций при отсутствии точной разведки. Шпее сам пошел в пасть врагу, о том не подозревая. Он, может быть, сделал ошибку, что шел соединенно эскадрой, а не предоставил с самого начала каждый корабль своей участи, отправив его на борьбу с торговлей. Результаты, в смысле воздействия на последнюю, были бы значительно больше, и задача союзников в борьбе с ними осложнялась бы. Но Шпее, по-видимому, стремился открытым боем с разрозненными судами и отрядами неприятеля обеспечить себе свободу действий. Он не знал о присутствии дредноутов и полагал, что успех Коронеля может быть повторен им. Но он был безусловно не прав, начиная авантюрную операцию против английской базы, которая в конечном счете, для его главного назначения - борьбы с торговлей - ничего ему не давала, но была сопряжена с большим риском.

Тактический успех англичан в боях не требует комментариев: это было просто избиение, притом, не вполне искуссное, коль скоро оно длилось 4-6 часов. Отчасти это объясняется тем, что англичане не хотели подвергать свои корабли опасности повреждений в бою, в особенности столь ценные, как крейсера-дредноуты. Они располагали возможностью, не торопясь и не рискуя, раздавить противника, не имевшего шансов ни уйти, ни победить. Однако, несмотря на то, что условия видимости (дым) затрудняли английскую стрельбу, она несомненно была неудачной: понадобилось израсходовать почти весь боевой запас дредноутов на бой с бесконечно слабейшим противником.

Оба дредноута несмотря на то, что имели попадания, оказались неповрежденными. Они не потеряли ни одного человека, ни один снаряд не пробил их брони. Также ничтожны были потери и на других кораблях.