Знаки препинания в сложносочинённых предложениях (Ладыгина Н. В.)

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях (Ладыгина Н. В.)

Урок русского языка в 8 классе. Тема: Знаки препинания в простом предложении

Учителя русского языка и литературы: Дмитриевой Валентины Леонидовны - МБОУ «Козьмодемьянская СОШ»

Цели:

1. Обучающая - изучить правило постановки тире между подлежащим и сказуемым, формировать умение применять правило в письменной речи.

2. Развивающая - развивать логическое мышление, речь, память.

3. Воспитывающая - воспитывать интерес и уважение к родному языку.

Ход урока:

1.Слово учителя.

Добрый день. Я утверждаю, что тире и дефис - это один и то же пунктуационный знак. Вы согласны с этим утверждением или нет? Аргументируйте свой ответ.

1. Задание: я вам выдам 2 карточки с научными определениями этих знаков. (устно)

Определите, какое из них является определением тире, а какое дефиса?

Определение тире не закончено. В ходе урока нужно будет его закончить.

2.Задание: Соотнесите примеры предложений с употреблением тире в левой части с определениями в правой части. (Работа с доской)

Определения

Алло. Здравствуйте, я вас слушаю.

Неполное предложение

«Родная, я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке», - сказала третья дочь.

Обобщающее слово после однородных членов предложения

Дедушка рассказывал нам сказки, а отец - истории

из своих путешествий.

Прямая речь

И деревья, и трава, и цветы - все дышало свежестью.

Итак, вы вспомнили еще несколько определений постановки тире.

3. Объявление темы урока: А на сегодняшнем уроке мы рассмотрим постановку Тире между подлежащим и сказуемым (ученики записывают тему в тетрадь)

Нужна ли нам эта тема? (Нужна)

Зачем? (Чтобы быть грамотным, правильно записывать предложения)

В годы В.О.в. один разведчик, находившийся в тылу врага, передал записку партизанскому отряду о местонахождении карательного отряда. В ней была допущена одна пунктуационная ошибка. Партизаны неправильно поняли разведчика и погибли. Так одна ошибка стала причиной гибели целого отряда.

Итак, в наш информационный век очень важно и престижно быть грамотным.

Обратите внимание на эпиграф к уроку: Писать безграмотно…

Совершенно недопустимо.

Л.В.Щерба.

Ученики записывают его в тетрадь.

- Вы согласны с этим высказыванием?

-Так в чем же противоречие или проблема? (знаем, что надо писать грамотно, а пишем безграмотно)

-Как решить эту проблему? (Нужно изучить правило)

Это правило вы сейчас попытаетесь вывести сами.

-Но сначала определите цель урока (изучить постановку тире между подлежащим и сказуемым и научиться применять это правило).

4. Задание: запишите предложения, найдите главные члены предложения, определите, чем они выражены, расставьте пропущенные знаки препинания. (Письменно в тетрадь)

Знание это сила.

Чтение вот лучшее учение.

Наша задача хорошо учиться.

Уметь слушать великое дело

Чужим умом жить добра не нажить.

Пятью пять двадцать пять.

А теперь сделайте вывод, когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?

Какой темой объединены эти предложения?

5. Домашняя работа:

Составить текст на одну из тем, употребив предложения на изученное правило.

Выписать из художественных произведений предложения на изученное правило.

6 . Самостоятельная работа с учебником.

А теперь прочтите, пожалуйста, это правило по учебнику.

Прочтите, пожалуйста, когда не ставится тире между подлежащим и сказуемым.

7. Работи с карточками (дидактический материал)

Задание: Напишите предложения в настоящем времени, опуская глаголы - связки, ставя, где следует тире. Н - р.: Иван Федоров был первым известным русским типографом. - Иван Федоров - первый известный русский типограф.

1.Михаил Васильевич Ломоносов был сыном рыбака с далекого Севера.

2.Ломоносов был великим ученым и крупным поэтом.

3.Украинский поэт Тарас Григорьевич Шевченко был певцом трудового народа.

4.Произведения Горького были призывом к жизни свободной, разумной и светлой.

8. Выводы по уроку :1.Итак, что нового вы сегодня узнали на уроке?

2.Расскажите, когда ставится тире между гл. чл. предложения?

3.Расскажите, когда тире не ставится между подлежащим и сказуемым?

9. Рефлексия: Выберите утверждение:

1.Я услышал и забыл.

2.Я увидел и запомнил.

3.Я сделал и понял.

10. Выполнение упр.74 - по учебнику (если останется время)

Тема Урока: « ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ »

Урок поготовил учитель начальных класс

МБОУ СОШ№20 г.Новочеркасск

Зубкова Татьяна Ивановна

Педагогическая цель: создать условия для формирования у учащихся понятия «интонация» и ознакомления со знаками препинания в конце предложения.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся: определять существен­ные признаки предложения (законченность мысли и интонация конца); находить границы предложения, составлять их схемы; определять количество слов в предложении.

Личностные: участвуют в процессе обучения, имеют позна­вательные интересы.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные: общеучебные - используют знаково-симво-лические средства, в том числе схемы для решения задач; логи­ ческие - сравнивают предложения с разной интонацией, опреде­ляют соответствие интонационных средств смыслу предложений; коммуникативные: умеют договариваться и приходить к об­щему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуа­ции столкновения интересов.

Сценарий урока

I . Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все на месте, все в порядке:

Книги, ручки и тетрадки?

П. Повторение изученного материала.

Работа со схемой предложения.

    Я буду произносить различные предложения, состоящие из разного количества слов (от одного до четырех), а вы потре­нируетесь в определении количества слов, в назывании первого, второго, третьего, последнего слова в предложении. (Висит кор­ мушка. Синичка клюет зерно. Ваня повесил кормушку на дерево.)

    Несколько схем предложений изобразим на доске.

    Чем различаются схемы? (Количеством слов.)

    Что общего в схемах? (Большая буква в начале предложе­ ния и точка в конце предложения.)

III . Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы познакомимся со знаками, которые встречаются во всех книгах, - это знаки препинания. С точкой и конце предложения вы уже знакомы.

IV . Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с инвариантной частью букваря.

Познавательные УУД: общеучебные - выявляют особенности использования знаков препинания в предложениях. Коммуникативные УУД: умеют работать коллективно.

1. Путешествие по «маршрутному листу» (с. 6-7).

Найдите флажок «Предложение. Знаки препинания».

2. Знакомство со знаками препинания.

    Рассмотрите на с. 13 стилизованный поезд и установите, на что он похож. (На схему предложения.)

    Верно, на схему предложения. Только в конце этого пред­ложения нет знака, а на «запасных путях» таких знаков - три.

    В конце предложения может стоять любой из этих трех знаков: точка, вопросительный знак или восклицательный знак.
    Их используют на письме для того, чтобы обозначить интона­цию, с которой это предложение должно произноситься, а также чтобы обозначить паузу при чтении.

    Если в конце предложения стоит точка, то предложение нужно произносить спокойным голосом.

    Если в конце предложения стоит восклицательный знак, то предложение нужно произносить радостно, взволнованно, тор­жественно.

    Если в конце предложения стоцт вопросительный знак, то предложение нужно произносить с вопросительной интона­цией.

3. Тренировка в определении знака препинания.

Я буду произносить различные предложения с разной ин­тонацией, а вы определите, какой знак должен обозначать эту интонацию на письме. (Дети слушают учителя и называют зна­ ки препинания.)

    Где ты живешь?

    Наступила осень.

    Как тебя зовут?

    С днем рождения!

    Составление предложения по рисункам к схемам («Маль­ чик забил гол», «Это вертолет») и тренировка в произношении составленных предложений с разной интонацией. (Мальчик за­ бил гол. Мальчик забил гол? Мальчик забил гол! Вертолет ле­ тит. Вертолет летит? Вертолет летит!)

Физкультминутка

V . Работа с вариативной частью учебника.

    Чтение стихотворения А. Дитриха.

    Беседа по содержанию стихотворения.

    Рассмотрите текст стихотворения, найдите знакомые знаки препинания. (Восклицательные знаки.)

    Найдите восклицательные знаки. Сколько их? (2.)

- Есть и другие знаки препинания - запятые и тире.
Коммуникативные УУД: выразительно читают стихотворение.

Прочитайте стихотворение выразительно. Помните, что зна­ки препинания показывают, где нужно при чтении сделать не­ большую остановку - паузу. (Учащиеся читают выразительно стихотворение.)

VI . Работа в тетради (с. 6).

1. Обведение знаков препинания.

Обратите внимание на разнообразие знаков. Это могут быть цифры, буквы, стрелки, знаки препинания. Вам нужно об­вести знаки препинания.

2. Работа со схемами предложений.

Девочка готовит обед. Салют! Ура! Который час?

1. Работа с рисунком.

    Рассматриваем рисунок. Находим нарисованные на нем предметы.

    Что за листочки прикреплены к каждому предмету? (На­ звания.)

    Кто дал всем предметам названия? (Человек.)

    Проверьте, у всех ли предметов есть название. (Мел, тряп­ ка, доска, указка, воздух, пылинка, солнце, облако, дома.)

2. Работа со стихотворением «Все в мире имеет названия».
Чтение стихотворения учителем.

    Что раньше появилось: предмет или слово? (Сначала появ­ ляется какой-либо новый предмет, а потом человек придумыва­ ет ему название.)

    Когда ваши бабушки были маленькими, они не знали таких слов, как робот, компьютер, видеомагнитофон. Эти слова вошли в нашу речь не так давно.

3. Разведение понятий «предмет» и «слово».

Познавательные УУД: логические - различают предмет и слово.

    Я приглашаю выйти к доске двух учеников. Одному уче­нику вручаю предмет - карандаш, а для другого ученика пишу название этого предмета на доске.

    Что первый ученик может сделать с предметом? (Заточить, взять, положить, убрать, сломать, уронить, отдать и т. д.)

    Что второй ученик может сделать со своим «карандашом»? (Подчеркнуть, зачеркнуть, обвести, стереть.)

4. Введение понятия «звуковая схема слова».

Познавательные УУД: логические - соотносят название изо­браженного предмета со схемой слова, обозначающего предмс i моделируют звуковой состав слова (количество звуков).

    Названия предметов мы пока не умеем записывать, поэтому будем использовать схемы.

    Названия каких предметов записаны под картинками? (Лук, слон, крот.)

    Как вы это определили?

    В слове лук три звука - три кружочка.

    В слове слон четыре звука - четыре треугольника и т. д.

    Сколько звуков в словах крот, сыр, волк, груша! (Читают схемы.)

    Что является главным при записи слова с помощью схемы? (Точное количество звуков и знаков.)

    А обозначаться они могут любыми значками: точками, сне­жинками, палочками, цветочками, домиками. В букваре звуковые схемы слов будут составляться с помощью квадратов. Сколько звуков в слове, столько квадратов в схеме.

5. Определение количества звуков в слове.

Определите количество звуков в слове сом. (3 звука.)

Произнесите слово продолжительно, выделяя голосом звук: «Ссс-ооо-ммм».

Определите количество звуков в словах шар и ток.

Физкультминутка

V . Работа с вариативной частью букваря.

Работа в паре.

Регулятивные УУД: намечают действия при работе в паре.

    Назови три предмета, которые находятся справа от тебя, а твой сосед по парте пусть назовет три предмета слева.

    Определите количество звуков в одном из названных слов.

VI . Работа в тетради (с. 7).

1. Выполнение задания 1.

    Обратить внимание, что слова бывают длинными и корот­кими (матрешка-мяч).

    Величина слова не зависит от величины предмета.

2. Выполнение задания 2.

Какие еще бывают трубы и краны? (Трубы – музыкальные инструменты; трубы - водосточные, водопроводные, газовые; печные трубы на крышах домов и у самоваров; трубы подзор­ ные, трубы заводские. Краны строительные, водопроводные и автокраны.)

3. Выполнение задания 3.

    Третье задание сделайте на выбор.

    Начертите схему любого слова (мак, морж, банан) или на­чертите схемы всех слов.

    Чтобы облегчить вам черчение квадратов, на верхней ли­нии полосы сделаны засечки. Черчение схемы слова всегда нужно начинать с первой засечки.

VII. Итог урока.

Регулятивные УУД: оценивают результаты своей деятель­ности.

    Что нового для себя вы сегодня узнали?

    В чем испытывали затруднения? (Ответы детей.)

    Упражнение «Укрась торт»:

    Я доволен своей работой на уроке - красный цвет.

    Я хорошо работал, но умею еще лучше - зеленый.

    Работа не получилась, недоволен собой - синий цвет.

Урок русского языка. 11 класс.

Тема: Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции.

Цели: знать принципы русской пунктуации, основные типы знаков препинания и их функции; применять основные принципы русской пунктуации, правильно расставлять знаки препинания согласно их функциям.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

1. Вступительная беседа.

Наш урок хочу начать необычно: прошу вас на несколько минут вернуться в детство и прочитать небольшое стихотворение известной детской поэтессы И. Токмаковой (текст на доске без знаков препинания)

Под ёлкой дыра
Это лисья нора
Здесь лисята живут
Много их тут
Можно их сосчитать

Почему трудно читать? (нет знаков препинания)
- Запишите стихотворение, расставив знаки препинания. (записывают)
- Какие знаки препинания поставили?
- Как меняется смысл стихотворения в зависимости от разной постановки знаков препинания?
- О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- Как называется система правил о постановке знаков препинания?
- Какова тема урока? Задачи?

2. Целеполагание.

II. Работа учащихся по группам (учащиеся готовили сообщения и практические задания)

Выступление 1-й группы.

1. Сообщение «Принципы русской пунктуации».

В основе правил русской пунктуации - три основных принципа:

а) смысловой (логический): знаки препинания помогают расчленить речь на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме;
б) грамматический (структурно-синтаксический): знаки препинания делают наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части;
в) интонационный: знаки препинания служат для обозначения интонационного оформления, обозначения ритмики, мелодики фразы. Чаще правила пунктуации отражают не один, а два или одновременно все три принципа.

Например: постановка знаков препинания при обособленных членах отражает смысловой и интонационный принцип. Постановка вопросительного знака в конце вопросительного предложения - все три принципа.

2. Практическое задание (распечатано для групп, знаки не расставлены).

Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Какие принципы русской пунктуации нашли отражение в тексте.

Тропинка обогнула куст орешника и лес сразу раздался в стороны. Посреди поляны в белых сверкающих одеждах огромный и величественный как собор стоял дуб. Казалось деревья почтительно расступились чтобы дать сегодняшнему собрату развернуться во всей силе. Так вот он зимний дуб стремительно мелькнуло в голове.

(по Ю.Казакову)

Выступление 2-й и 3-й групп.

1. Сообщения «Одиночные знаки препинания», «Парные знаки препинания».

(Учащиеся представляют обобщающую таблицу с важнейшими случаями постановки знаков)

ЗНАК

СТАВИТСЯ

В конце повествовательного предложения, в конце побудительного предложения (при спокойном тоне речи).

2. Восклицательный знак.

В конце восклицательного предложения, после обращения, после междометия.

3. Вопросительный знак.

В конце вопросительного предложения.

4. Многоточие.

Чтобы показать незаконченность речи, перерывы в речи; в неполных цитатах.

5. Запятая.

Для разделения однородных членов предложения, для выделения обращений, вводных слов и вводных предложений, междометий, обособленных второстепенных членов; для разделения простых предложений в сложносочиненных, придаточных частей и главных или выделения их в середине главных в сложноподчиненных предложениях; для разделения простых предложений в составе бессоюзного сложного предложения.

6. Точка с запятой.

Для разделения сильно распространенных или менее тесно связанных по смыслу предложений, входящих в состав сложного предложения.

7. Двоеточие.

Перед однородными членами после обобщающего слова, при прямой речи, в бессоюзном сложном предложении.

Между подлежащим и сказуемым, после однородных членов перед обобщающим словом, для выделения вводных предложений, приложений; в бессоюзном сложном предложении, для выделения слов автора при прямой речи, в начале реплик диалога.

9. Скобки.

Для выделения вводных предложений, а также всякого рода пояснений и вставок от автора.

10. Кавычки.

Для выделения прямой речи, цитат, названий книг, журналов, газет и т.п., необычных в литературной речи слов или слов в не свойственном им значении, или слов, употребленных с иронией, метафорически, иносказательно и т.п.

2. Практическое задание: заполнить таблицу в учебнике

III. Работа с текстом упр. 381 (там же)

1. Беседа:

Перескажите текст.
- С чем связывает Д.Андреев заслуги А.Пушкина как поэта? Как он характеризует русский литературный язык?

2. Тест (предварительно пронумеровать предложения в данном тексте - упр. 498).

1) Укажите правильное объяснение пунктуации в 1-ом предложении запятыми выделено:

а) сравнительный оборот;
б) придаточное сравнительное;
в) вводное предложение.

2) Укажите тип предложения №3:

а) сложноподчиненное с одним придаточным;
б) сложноподчиненное с двумя придаточными;
в) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

3) Сколько рядов однородных членов в предложении №3:

а) 4;
б) 5;
в) 6.

4) Какую роль выполняет точка с запятой в предложении №3:

а) отделяет простые предложения;
б) выделяет обособленные члены;
в) отделяет сильно распространенные части.

5) Укажите правильное объяснение отсутствия запятой перед как в предложении №3:

а) оборот с как – это приложение со значением “в качестве...”;
б) оборот с как – устойчивое словосочетание;
в) оборот с как – это приложение со значением причины;

6) Какое из утверждений неверное:

а) 1-е предложение текста - бессоюзное;
б) в 3-ем предложении нет причастного оборота;
в) в 3-ем предложении есть деепричастный оборот.

Самопроверка по листку контроля: 1в, 2а, 3в, 4в, 5а, 6б.

IV. Итоги урока. Рефлексия.

Какая часть урока показалась наиболее важной? Почему?
- Что было трудным? Почему?
- Что нужно сделать, чтобы эти трудности не возникали?

Домашнее задание:

1) по выбору: упр. 383 или упр. 384

Разработка урока по русскому языку в 12 классе по теме «Принципы русской пунктуации.

Функции знаков препинания»

Цели:

1) рассмотреть основные принципы пунктуации, классифицировать знаки препинания;

2) определить функцию каждого из препинания;

3) совершенствовать умения использовать основные приемы информационной обработки текста;

4) совершенствование умения проводить пунктуационный анализ предложения;

5) определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.

Структура урока: комбинированный; для достижения поставленных целей будут использованы приемы компетентностно-ориентированной технологии (коммуникативная и культурологическая компетенции).

Методы обучения: частично-поисковый и исследовательский

Оборудование: учебник А.И. Власенков «Русский язык 10-11 класс, дидактический материал.

Ход урока:

I. Организационный момент : приветствие и объяснение целей и задач урока.

  1. Подготовка к восприятию нового материала.Мотивация.

Известно, что до XV века в книгах не было знаков препинания.

А сколько знаков препинания в системе русской пунктуации в настоящее время?

(10 знаков)

Умеем ли мы пользоваться возможностями, которые представляет стройная система знаков препинания?

Задание 1. Французский писатель В.Гюго, закончив роман «Отверженные», послал его издателю вместе с письмом, в котором был только вопросительный знак (?). Издатель так же ответил без слов: !.

Попробуйте составить диалог, который мог бы произойти между В.Гюго и издателем.

Какую роль играют знаки препинания? Как вы относитесь к знакам препинания?

Что такое пунктуация?

Дается справка.

Пунктуация (лат. - точка) – эта система знаков препинания и правил их употребления.

В современном русском языке наиболее употребляются 10 знаков препинания:

Точка (.)

Вопросительный знак (?)

Восклицательный знак (!)

Многоточие (…)

Запятая (,)

Точка с запятой (;)

Двоеточие (:)

Тире (-)

Кавычки («»)

Скобки ().

Назначение знаков препинания – передавать синтаксическое и смысловое членение текста, а также основные черты интонации предложения на письме. Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения и текста.

Задание 2. Известны случаи, когда от постановки знаков препинания зависела не только жизнь человека, но и ход истории.

Английский король Эдуард II, правивший на рубеже XIII-XIV вв., притеснениями и непосильными налогами восстановил против себя большинство подданных так, что они составили заговор, во главе которого встала его жена Изабелла. По решению парламента король был лишен трона и заключен в тюрьму, где ожидал решения своей участи. Тюремщики короля, получили от Изабеллы предписание, в котором отсутствовали знаки препинания: «Эдуарда убить не смейте бояться полезно».

Какие знаки препинания и как можно поставить в этом предложении? Сколько вариантов у вас получилось?

Покажите, как меняется смысл предложения?

Вы заметили, что строение предложения как бы программируется заданным смыслом?

Вывод: знаки препинания в ряде случаев помогают установить смысловые отношения между словами в предложении, помогают уточнить структуру предложения.

II. Изучение новой темы. Осмысление содержания.

Сегодня главные вопросы на уроке:

  1. Какие принципы русской пунктуации лежат в основе расстановки знаков препинания?
  2. Какова функция каждого из 10 знаков препинания?

Попробуем найти ответ на эти вопросы, проводя диалог с текстом.

А) Работа с текстом учебника, упражнение №225 (приложение 1).

После выразительного чтения ответить на вопросы:

  1. Каковы принципы русской пунктуации?
  2. Какой принцип является ведущим?

Составить тезисный план к вопросам (приложение 2): смысловой (логический), грамматический (синтаксический), интонационный (логико-грамматический), так как разъяснить смысловую и грамматическую роль знаков препинания практически невозможно.

Смысловой (логический) принцип. В основе правил лежит смысл высказывания. Выполняя грамматическое расчленение текста, знак препинания тем самым организует его смысловое расчленение.

Грамматический (синтаксический) принцип. Употребление большинства знаков препинания в русском письме регулируется по преимуществу именно грамматическим (синтаксическим) принципом.

Интонационный принцип. Знаки препинания показывают, как надо при письме и при чтении написанного расчленять речь на ее составные части.

Читая текст Э.Шима, заполняем таблицу (текст на каждой парте, приложение 3):

Функции знаков препинания.

Знаки препинания

Функции знаков

Пример

  1. Точка
  1. Восклицательный знак

Предают соответствующую интонацию

  1. Вопросительный знак

Указывают на целевое назначение предложения или его эмоциональную окраску.

Приглашают читателя к разговору.

  1. Многоточие

Подчеркивает неисчерпанность передаваемого содержания

Знак эмоционального напряжения

Отделяет одно предложения от другого

  1. Запятая

Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части

  1. Точка с запятой

Членение текста на значимые части

  1. Тире

Пропуск связки в сказуемом (подлежащее и сказуемое – одна часть речи)

Пропуск членов предложения

Означает композиционную, интонационную, смысловую неожиданность

Привлекает и акцентирует внимание читателя

  1. Двоеточие

Разъяснительно-пояснительная

  1. Скобки

Выделение в предложении особо значимых частей

  1. Кавычки

Выделение цитат, «чужой речи»

Тире ставится: 1) между подлежащим и сказуемым при наличии определенных условий;

2) после однородных членов перед обобщающим словом;

3) в БСП для выражения противопоставления;

4) в неполных предложениях.

Спишите указанные предложения. Сделайте синтаксический разбор предложения. Кто затрудняется – выделите грамматическую основу предложения.

I вариант: 1 предложение (1 абзац)

II вариант: 2 предложение (2 абзац)

Объясните постановку тире и его отсутствие между главными членами.

III. Подведение итогов проделанной работы. Рефлексия.

Высказывания о знаках препинания.

Тире – знак отчаяния. (А.М.Пешковский)

Многоточие – это следы на цыпочках ушедших слов (В.В.Набоков)

Как вы их понимаете?

Проиллюстрируйте высказывания примерами из художественной литературы.

Что изучает пунктуация?

Назовите принципы русской пунктуации.

Перечислите функции знаков препинания.

Приложение 3

Стояли зимние дни хмурые, тоскливые: рассветает поздно, темнеет рано, света белого не видать. Будто тянутся сплошные, долгие сумерки…

И вдруг улыбнулась погодка: выпал чистый, мягкий снежок, с неба тучи ушли, солнышко проглянуло, и как-то сделалось словно в лесу! Сахарный снег блестит – переливается, все деревья цветными сделались: елки – с коричневой шкуркой, сосны – с желтенькой, осинки – с зелененькой, березки – с пестренькой, будто в родимых пятнышках. И над всем лесом голубое небо сияет!