Дополнительная образовательная программа спортивного оздоравливания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья рабочая программа на тему. Дополнительная образовательная программа спортивного оздоравливания детей-инвалидов и детей с огр

Дополнительная образовательная программа спортивного оздоравливания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья рабочая программа на тему. Дополнительная образовательная программа спортивного оздоравливания детей-инвалидов и детей с огр

Светлана Манакова
Досуговая деятельность детей с ОВЗ в обществе здоровых людей

Досуговая деятельность - это не только биолого-физиологическая потребность детского организма в отдыхе, т. е. досуг выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную.

Эти функции в равной степени относятся и к здоровым детям ,и к детям с ограниченными возможностями. Так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья является полноправным членом общества , он может и должен участвовать в его многогранной жизни, а общество обязано создать для него специальные условия, предоставляющие ему равные с другими людьми возможности для удовлетворения всех его прав. Ребенок с особыми нуждами имеет такие же задатки и способности, как и его нормально развивающиеся сверстники. Задача общества , помочь ему обнаружить, проявить и развить свои дарования с максимальной пользой для семьи и общества .

Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации и самоутверждения детей с ограниченными возможностями, но часто ограничено, в связи с недостаточным уровнем развитости и доступности. К счастью в нашем городе есть реабилитационный центр "Журавлик" ,где получить помощь и поддержку может любой ребёнок -инвалид.

Отдых, досуг и восстановление душевных сил, – важные составляющие в жизни каждого человека. Дети с ограниченными возможностями лишены возможности заниматься продуктивной деятельностью . Именно поэтому досуг играет для них огромное значение. От его формы, вида и качества напрямую зависит успех реабилитации и интеграции ребёнка с ОВЗ в общество .

К наиболее распространенным формам организации досуговой деятельности для детей и подростков с ОВЗ можно отнести :

1. Создание кружков и клубов.

2. Кружки прикладного творчества.

3. Кружки художественного самодеятельного творчества , в том числе литературного или творческого объединения со смешением жанров.

4. Клубы выходного дня для родителей детей-инвалидов .

5. Игровые программы (специально подготовленные, с учетом физических и умственных способностей детей с ограниченными возможностями).

6. Организация праздников, концертов.

7. Постановка спектаклей.

8. Организация информационно-просветительских программ.

9. Проведение различных реабилитационных программ, например, арт - терапия

Основные формы работы с детьми инвалидами :

Вечера общения (праздники, детские утренники, вечера отдыха) .

Праздник – это радость, ощущение счастья. Он способен поднять настроение, улучшить самочувствие. И в последние годы все чаще приходится слышать о праздникотерапии – реабилитационной технологии, основанной на использовании возможностей праздников. Здесь элементом социокультурной реабилитации является волевой потенциал и оптимистическое настроение. Праздники помогают семьям с инвалидами выйти из изоляции, обрести уверенность в своих силах, завести новых друзей. Культурно-досуговые мероприятия должны проходить интересно. Все праздники обязательно отмечаются большими концертными программами, главные участники которых –как здоровые дети ,так и дети с ОВЗ. Под руководством педагогов они готовятся к досуговым и развлекательным мероприятиям : конкурсам, концертам, вечерам.

Участие в организации и проведении праздников создаёт уникальные условия значительного позитивного воздействия на физический статус и психоэмоциональную сферу инвалида. При этом возможно как пассивное, так и активное участие в мероприятиях. Главный принцип – это принцип включения. И ещё главный момент. Чем больше на празднике будет здоровых детей ,тем лучше-будь то волонтёры,или братья и сёстры участвующих ребятишек с ОВЗ.

Реабилитационный потенциал – чередование различных элементов праздника (игра, театрализация, музыка и др., общение с прекрасным – формирует позитивную эмоциональную среду, помогает человеку посмотреть на мир вокруг себя другим взглядом, в котором меньше тревоги, боли и одиночества, дарит ощущение победы над своей болезнью и своими страхами.

Праздник может проводиться в виде театрализованного представления. Очень важно, чтобы в нем принимали участие как можно больше детей с инвалидностью вместе со здоровыми детьми . Считается, что даже пассивное присутствие на мероприятии детей с ОВЗ способствует их социальной адаптации. Поэтому детям с тяжелыми формами инвалидности присутствовать на празднике необходимо. Например, в театральных постановках могут и должны принимать участие не только здоровые дети , умеющие ходить, говорить, но и ребята со множественными нарушениями или на коляске. В этом случае им поручаются роли без слов или с небольшим количеством слов или с восклицаниями. Например, сказка «Колобок» . Можно ввести дополнительную роль для не говорящего мальчика – роль второго волка-молчуна. Ребенок одевает костюм, участвует в действе и выходит в конце спектакля на поклон. Только представьте, сколько положительных эмоций получит мальчик, участвуя в представлении!

Также, праздник – это замечательная возможность применить новые технологии, предложить гостям торжества необычные развлечения. Большинство из нас знакомо с понятием – «рисование на лице» . Разрисовывание лиц – это веселое развлечение, которое нравится и детям и взрослым. Грим на лице великолепно дополнит карнавальный костюм и создаст единый образ. Можно пригласить молодых волонтёров, неравнодушных ребят-художников,предварительно объяснив им ситуацию. Их цель - быть открытыми для общения и творчества ,уметь вызвать ребёнка на контакт.

Прекрасным вариантом проведения праздника может стать игра в сказку. Самое главное, не зацикливаться на «собаке, кошке и принцессе» . Необходимо рисовать все, что окружает сказочных героев. Это и море, и дерево, и бабочка, и ветер. Важно, что ребенок, рисующий на лице, видит не нос-рот-глаз, а пространство для изображения : создаются условия для развития воображения и происходит момент самовыражения. Ведь когда наше лицо скрывает маска, нам легче выразить себя. В этот момент ребенок забывает, что «он не такой, как все» . И он не просто передает художественный образ, он подключает свои театральные способности, учится свободно выражать свои чувства. По окончании процесса – фотосессия.

Праздником можно отмечать многие события : приход весны, прилет птиц, начало нового учебного года и т. п. Праздники дают возможность детям с ограниченными возможностями здоровья радоваться жизни , способствуют улучшению их психологического состояния, помогают обрести уверенность в своих силах.

Участвуя в таких мероприятиях, каждый ребёнок с ОВЗ имеет возможность показать свои способности или просто продемонстрировать стремление необходимости в социуме.

Нужно отметить,что на концертные благотворительные мероприятия и спектакли (даже на платные

мероприятия многие учреждения культуры оставляют бесплатные билеты для детей- инвалидов , что даёт возможность детям с ОВЗ больше проводить досугового времени в обществе здоровых детей . Дети все вместе сидят в зрительном зале, играют в общие игры в антрактах,вместе обсуждают увиденное.

Большой отклик у детей с ОВЗ вызывает народная музыка,поэтому с удовольствием они принимают участие в фольклорном фестивале.

Участие в фольклорном фестивале для детей инвалидов означает расширение коммуникативного пространства, осознание своего единения с другими членами общества . Используемые здесь игровые элементы,народная музыка,необычные музыкальные инструменты имеют и адаптивное, и лечебно-оздоровительное , и эмоциональное значение. Вместе с обычными ребятами из фольклорных коллективов дети с ОВЗ водят хороводы,играют в игры,танцуют. Дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей , а интегрированы в общеобразовательную среду . Цель такого взаимодействия создать психологический комфорт,учиться азам общения со сверстниками . Мы наблюдаем уникальный процесс, когда развитие обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья ребят , идет через контакт с детьми общеобразовательных классов .

Хорошие возможности для социальной реабилитации детей инвалидов дают методики игротерапии : используются игры, способствующие развитию внимания, памяти, наблюдательности. Игровые программы с песнями, танцами, викторинами способствуют активизации участников, межличностному общению , снижению усталости. В народных играх сконцентрирован положительный опыт поколений, динамические процессы жизни. Они развивают целеустремленность, лидерство, дают мышечную разрядку, способствуют приближению к ритмам природы. Большое преимущество в развитии детей -инвалидов имеют коллективные игры. Для участия в них создается группа. Обязательно в группу нужно включать несколько здоровых детей . Так между детьми начинают завязываться дружеские отношения,появляется понятие взаимовыручки. В группе ребенок развивается интеллектуально, обогащается социальным опытом, учится проявлять свою индивидуальность. Если проводить соревновательные игры, он ощущает себя частью коллектива, переживает за свою группу, в случае выигрыша команды, испытывает гордость, радость, ощущение своей причастности к этому. Отдельные виды соревнований могут быть рассчитаны на совместное участие детей и родителей . Полученные ребёнком инвалидом положительные эмоции через участие в массовых мероприятиях, дадут эффект, если будут проводиться системно, в рамках целевых программ.

Большую роль в досуговой деятельности занимает игровая деятельность с элементами театрализации.

При этом важно, чтобы были учтены психические и физические особенности участников : игра не должна ставить участников в затруднительное положение и вызывать у них неуверенность в своих силах. Игротерапия на открытых сценических площадках востребована и детьми, и взрослыми. Театрализованные действа на открытых сценических площадках несут раскрепощение и зрителю, и актеру. Нередко зрители становятся актерами. Вовлекаемые в действо люди с ограниченными возможностями здоровья как бы «отыгрывают» болезненные для себя жизненные или психологические ситуации, ищут и приобретают оптимальные жизненные роли. Для детей -инвалидов это естественное занятие и способ моделирования отношений с окружающим миром и развития личности, для взрослых – лояльный и безопасный метод исследовать свой прошлый опыт. Такая игра,которую проводят здоровые актёры на сцене вместе с актёрами с ограниченными возможностями позволяет сбросить напряжение, избавиться от депрессии, побуждает активизироваться физически и умственно в спонтанном выражении, погружает участников в атмосферу эмоционального комфорта.

Весьма популярен кукольный театр, особенно театр ростовых кукол (большие кукольные персонажи оптимальны для открытых сценических площадок в силу яркости и размера). Программы с участием различных кукол : перчаточных, тростевых, ростовых, марионеток – воспринимаются детьми-инвалидами (да и взрослыми) иначе, чем игра обычных актеров, даже если те искусно загримированы. Ведь кукла несет в себе закодированный образ, воспринимаемый даже самыми маленькими зрителями с инвалидностью. И это не образ игрушки, а гораздо более глубокий и древний персонаж, спонтанно погружающий нас в сказочную реальность.

Куклотерапия напрямую связана с технологиями сказкотерапии – ведь архетип сказки сам по себе является исцеляющим, в нем зритель как будто вписывается в философскую сказку со счастливым концом, история служит средством встречи с самим собой. Дети с ограниченными возможностями здоровья приобретают знания о законах жизни и способах проявления созидательной творческой силы, о моральных нормах и принципах социальных взаимоотношений. Они с удовольствием вместе с обычными детьми одевают кукол на руку и играют в кукольный театр. Сказка учит ребенка с инвалидностью продуктивно преодолевать страх, активизировать творческий потенциал

с оптимизмом смотреть в будущее.

Большое значение для детей с ограниченными возможностями имеют вечера знакомств, целью которых является помочь детям с ОВЗ обрести новых друзей. Нередко такие вечера проводятся совместно со здоровыми детьми . Ребята быстро находят общий язык,потому что и те и другие знают,что такое интернет,сотовый телефон и компьюторные игры. Дети с ОВЗ на равных участвуют со здоровыми ребятами в продуманных конкурсах (чаще всего интеллектуальной или познавательной тематики) . Не надо разделять детей , имеющих ограниченные возможности здоровья и детей из обычных классов . И это дает свои положительные результаты : повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других.

Часто такие знакомства переходят в дружбу.

Таким образом, активная досуговая реабилитация в обществе здоровых людей позволяет детям с ограниченными возможностями реализовать себя и свою потребность в общении , возможность увидеть окружающий мир, встретиться с людьми, переживающими сходную ситуацию, и понять, что им доступно если не все, то почти все. Такие дети начинают лучше управлять своими эмоциями, становятся более успешными в коммуникативной деятельности , а родители отмечают стабилизацию самооценки детей и адекватную реакцию на различные ситуации общения .

Прикоснуться к прекрасному

В академическом театре кукол кипит работа. И хотя творческая жизнь тут никогда не прерывается, сегодня даже сотрудники со стажем не скрывают волнения. Впереди ответственный эксперимент. Коллектив решил дать возможность детям-инвалидам выступить перед сверстниками с постановкой «Сказка без границ».

Дети с ДЦП и другими заболеваниями, те, кого относят к категории «с ограниченными возможностями», станут настоящими актерами, - рассказал «Комсомолке» председатель Ассоциации инвалидов и общественных организаций инвалидов Республики Крым Дмитрий Кучмий . - И это, пожалуй, первый в Крыму такой опыт, когда профессионалы приобщают инвалидов к искусству театра кукол. Приобщают совершенно безвозмездно.


Вникнув в замысел, почти месяц прорисовывала декорации художник-постановщик театра кукол Светлана Сафронова .

Зрители у нас самые юные, а тут еще и актеры необычные, - говорит заслуженный работник культуры Крыма .

Воплощает эскизы, сооружает деревянную конструкцию - сцену-трансформер, яркие декорации художник-декоратор Виктор Кушин.


В мастерской запах стружки и олифы. На верстаке - молоток, рубанок, отвертка. «Все по чертежам», - улыбается он, демонстрируя раскладывающиеся части.


В соседней крохотной комнатке стрекочет швейная машинка. Над костюмом Медведя колдует заслуженный работник культуры Крыма Надежда Кацемон.


Уверена, всем понравится, - говорит художник-модельер.

Рядом на столе целая папка рисунков. Это эскизы костюмов для других участников спектакля.

Всё преодолеем!

Режиссер-постановщик КАТК Наталья Образцова контролирует весь процесс, ведь из графика никак нельзя выбиться. Премьера не за горами.


Мы просмотрели более сотни детей. Многим просто по-человечески не могли отказать, а потому набрали сразу два взаимозаменяемых состава, - признается Наталья Ильинична. - Драматургия написана, музыкальный материал готов, роли распределены. Доделываем декорации, кукол и приступаем к застольным репетициям. То есть обговариваем образы, работаем с текстом. Далее уже в костюмах выходим на сцену с декорациями, начинаем работать. Раскрою маленький секрет: даже танцы будут.

Опытный режиссер впервые работает с детьми-инвалидами, но полна энергии и энтузиазма:

Даже обыкновенному человеку сложно выйти на сцену, на публику. Необходимо учиться, нужен опыт. Естественно, будем помогать, комплексы и зажимы убирать. Все преодолеем.

Дети абсолютно необычные, - солидарны с Натальей Образцовой сотрудники театра. - Хотим до конца лета обкатать спектакль, поездить. Мы упертые, все сделаем!

Не меньше взрослых переживает 16-летняя Мария Карпова . Ей выпала главная роль. Она - ведущая постановки, в которой принимают участие дети от 7 до 16 лет.

Для каждого из 30 юных актеров это не только испытание, но и возможность развития творческих способностей и самореализация, социальная реабилитация, - говорит Мария. - Их участие в этой программе поможет самоутвердиться, поверить в свои возможности, быстрее приспособиться к окружающим условиям. Доброжелательность, отзывчивость сотрудников театра - неоценимы для нас.

Главные герои постановки убеждены: аплодисменты зрителей станут поддержкой для всех инвалидов.

Кстати

Это нужно детям, это нужно республике!

Проект по социальной адаптации детей в общество средствами кукольного театра поддержало Министерство труда и социальной защиты Республики Крым и Министерство культуры.

Конкретно

Как помочь артистам

Спектакли должны увидеть дети всего Крыма. Юных артистов-инвалидов уже ждут в России . Их пригласили в Краснодар , Москву , Санкт-Петербург . Однако им необходимы средства на переезды и проживание.

Расчетный счет № 40703810700930000013, АО «ГЕНБАНК» в г. Симферополь

ИНН 7750005820, КПП 910243001

К/счет 30101810835100000123 в отделении Центрального банка РФ по Республике Крым

БИК 043510123, ОГРН 1137711000074

Назначение платежа: благотворительная помощь на реализацию программы «Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами кукольного театра - постановка спектакля «Сказка без границ».