Государство как социальный институт статья. Понятие социального института

Государство как социальный институт статья. Понятие социального института

Государство - социальный институт организации жизни людей, удовлетворяющий общественные потребности, сфера общего интереса, а также основной орган политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в том числе принуждение. Государство играет центральную роль в политической системе и представляет собой конкретную историческую форму осуществления государственности в жизни того или иного народа. Государственность - системное единство (целостность) факторов взаимосвязей и взаимодействий, тенденций, форм и сфер жизнедеятельности людей и их общностей. Государственность - тип политической организованности общества, которая достигается в ходе исторического развития и обеспечивает включенность человека в общество, социализированность его жизнедеятельности.

Определения понятия и характера власти в обществе имеют важнейшее значение для понимания природы политики и государства. В.И. Ленин, объясняя, что власть существовала задолго до появления государства, проводил разграничение между властью и государством.

Государство - это устойчивый тип и форма социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Государство как социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного типа государства.

Совокупная сущностная характеристика государства включает в себя:

· Социальное назначение государства, его организационную структуру;

· Специфические возможности, права и полномочия в сравнении с другими общественными институтами;

· Характер отношений с обществом, классом, нацией.

Наряду с функцией подавления государство осуществляет внешнюю политику, регулирование хозяйственного процесса, деятельность в сфере социальных отношений и духовной жизни.

Государство в любой стране осуществляет совокупность необходимых функций, независимо от того, каким типом государство оно является.

Важнейшие характеристики государства - государственное устройство и политический режим. В политической обиходе понятие государства используется и для обозначения одного из институтов политической системы, располагающей аппаратом принуждения и как официальное выражение всего общества. Государственное устройство находит свое выражение в территориальной организации государственной власти, характере взаимоотношений между государством в целом и его частями, а также между частями государства, центральными и местными органами. Один из его типов - социальное государство.

Выделим следующие признаки государства:

· Наличие особой группы людей, занятых исключительно управлением всем обществом и охраной его экономической и социальной структуры;

· Наличие монополии на принудительную власть в отношении всего населения;

· Право и возможность осуществления внутренней и внешней политики - экономической, социальной, военной - от имени всего общества внутри и вне страны;

· Суверенное право издания законов и правил, обязательных для всего населения;

· Организация власти по определенному территориальному делению;

· Монопольное право на взимание налогов и сборов со всего населения, на формирование общественного бюджета и др.

Если же государство все отмеченные права и возможности направляет на создание условий по повышению благосостояния своих граждан, развития человеческого потенциала членов общества, обеспечивает достойную жизнь и свободное развитие человека, его социальную защиту, то оно при полном соблюдении демократических и правовых принципов становится социальным.

В России государство всегда являлось мощным институтом управления обществом. По мнению Кравченко С.А. государство должно декларировать общенациональные ценности качества жизни, что осуществлялось под жестким контролем государственного аппарата.

В современном мире демократическое государство в наилучшей степени обеспечивает условия для развития социальной активности граждан, социальных групп и общностей. В таком государстве в многообразии функций на одно из первых мест выдвигается его всеобъемлющая социальная функция. Социально ориентированное государство создает благоприятное пространство общественных возможностей, защищенных от какого - либо произвола, гарантирует возможность беспрепятственного взаимодействия социальных групп и других элементов социальной структуры, способствует улучшению социального положения граждан и социальных групп.

Социальный институт при таком рассмотрении - ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий не только огромное количество индивидуальных действий людей, но и регулирующий социальные отношения людей и взаимодействия различных компонентов общества. Государство как главный социальный институт общества направляет свои усилия:

· На реализацию основополагающих потребностей общества в области культуры, науки, образования, здравоохранения и других сфер;

· На обеспечение материальной жизнедеятельности, интеграцию социальных групп и коллективов, поддержание и сохранение духовных ценностей и многое другое.

Таким образом, деятельность государства при рассмотрении его в качестве социального института определяется:

· Разработкой и применением специфического набора социальных и правовых норм и предписаний, регулирующих поведение различных сообществ и людей;

· Интеграцией других социальных институтов в социально - политическую, идеологическую и ценностную структуру общества;

· Создание материальных средств и условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность всех структур общества;

· Созданием основ для осуществления устойчивых связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Социальное государство, функционирующее как социальный институт макроуровня, формирует свою структуру и организует жизнедеятельность всех сфер общества, опираясь на конституционные основы. Наша страна провозглашена социальным государством согласно ст.1 Конституции РФ; ныне Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Ст.3 Конституции РФ гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ.

Конституционные обязанности социального государства в реализации трудовых прав закреплены в ст.37. Каждый гражданин России имеет право свободно распоряжаться своими способностями, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Этой статьей признаются права трудящихся на индивидуальные и коллективные, в том числе в форме забастовки, трудовые споры; закреплены права работающих на отдых, регламентированную продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Права в сфере защиты детей, материнство, детства, семьи, а также обязанности трудоспособных детей, достигших 18 лет, установлены в ст.38. Гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, выплат государственных пенсий и пособий раскрывает ст.39. Права на жилище определены в ст.40, на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплены в ст.41, охрану окружающей среды - в ст.42, на образование в ст.43. Права в области культуры раскрыты в ст.44. Этими правами граждане России согласно ст.19 обладают независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (ст.4), соответственно права распространяются на всех граждан, независимо от того, в каком из субъектов Российской Федерации они проживают. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - равноправных субъектов Федерации.

Республика (государство) имеет свои конституцию и законодательство (ст.5). Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свои устав и законодательство Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации (ст.5). Гражданство является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (органы последних самостоятельны). Осуществляют государственную власть в РФ Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ. Действует местное самоуправление. Как отмечает ст.14 Конституции, никак религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

На современном этапе развития российского общества, когда практически еще идет формирование многосубъектного гражданского общества историческая ответственность за благополучие граждан целиком и полностью лежит на государстве. Древнегреческий мыслитель Платон определял государство, как общность людей достаточную для развития и процветания. Из реально существующих на тот период типов государства он отдавал предпочтение монархии и аристократии ,как наиболее подходящим формам осуществления власти лучших. Аристотель давал определение государству, как «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающиеся и ни от кого другого не зависящие».

Сам термин «государство» впервые применил Н. Макиавелли, который пытался создать законченное учение о государстве. Он определял государство как общее благо, которое возникает от воплощения в жизнь реальных государственных интересов. Понимание Г. Гегелем государства как политической общности и области реализации гражданских политических прав близко к определению гражданского общества.

Государство является социальным институтом организации жизни людей, удовлетворяющий общественные потребности, сферой общего интереса (в отличие от гражданского общества, в основе которо­го лежит частный интерес), а также основным органом политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в том числе принуждение. Государство играет центральную роль в политической системе. Оно также представляет собой конкретную историческую форму осуществления государственности в жизни того или иного народа. Государственность – системное единство (целостность) факторов, взаимосвязей и взаимодействий, тенденций, форм и сфер жизнедеятельности людей и их общности. Государственность есть тип политической организованности общества, которая достигается в ходе исторического развития. Государственность обеспечивает включенность человека в общество, социализированность его жизнедеятельности (трудовая, семейно-бытовая, досуговая, общественно-политическая).

Государство – мощный институт власти. А. Смит определяет функции государства следующим образом. С одной стороны, оно должно делать то, что невозможно или невыгодно для частных лиц (народное образование, общественные работы, развитие и содержание систем транспорта, связи, коммунальных служб и т. п.), с другой стороны, поддерживать режим естественной свободы (антимонопольная деятельность, регулирование нормы процента); наконец, охранять жизнь, свободу и собственность граждан (регулирование минимума заработной платы, оборона страны, полиция, отправление правосудия). Фундаментом общества по мнению А. Смита служит социальная справедливость. Опорой моральных стандартов и социальной справедливости служит система положительного права.

Центральным пунктом для разработки теории государства является интерпретация понятия власти. Для социологов, разрабатывающих проблемы социального государства, концепция власти является самой необходимой, ибо власть присутствует во всех процессах общественной жизни. К. Маркс и Ф. Энгельс применяют термин «власть» не только для характеристики социальных отношений, но и применительно отношения человека к природе. К. Маркс и В.И. Ленин неоднократно указывали, что понятие власти относится к числу коренных понятий политической власти.

Определение понятия и характера власти в обществе имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства. В.И. Ленин, объясняя, что власть существовала задолго до появления государства, проводил разграничение между властью и государством. Петр Струве утверждал, что государство сохранится и после уничтожения классов.

С точки зрения долженствования государство – гарант уверенности граждан в обладании своей собственностью. «Одинаковое у всех людей, постоянное и не исчезающее стремление улучшить свое положение – это начало, откуда вытекает как общественное и национальное, так и частное богатство, – часто оказывается достаточно могущественным для того, чтобы обеспечить естественное развитие в сторону улучшения общего положения вопреки чрезмерным расходам правительства и величайшим ошибкам администрации».

Государство представляет собой устойчивый тип и форму социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Государство как социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного типа государства.

Совокупная сущностная характеристика государства включает в себя: социальное назначение государства; его организационную структуру; специфические возможности, права и полномочия в сравнении с другими общественными институтами; характер отношений с обществом, классом, нацией. Наряду с функцией подавления государство осуществляет внешнюю политику, регулирование хозяйственного процесса, деятельность в сфере социальных отношений и духовной жизни.

Некоторые исследователи 80-х годов прошлого столетия (А.С. Юнг, Ф.М. Бурлацкий, А.А. Галкин и др.) указывали на следующие признаки государства: 1) право государства употреблять силу; 2) оно охватывает все сферы жизнедеятельности; 3) право обязательного привлечения к его членству всех граждан; 4) наличие своей территории; 5) независимость и суверенность.

«К сожалению, россияне из поколения в поколение сталкиваются с такими формами государства, которые не относятся к благоприятным для большинства населения. Отсюда массовая недооценка той роли, которую могло бы при определенных обстоятельствах сыграть государство в становлении гуманистической и демократической социальной политики».

Ф. Энгельс главным признаком государства считал наличие публичной власти, отделенной от массы народа. Современные ученые выделяют следующие основные признаки государства, которыми являются: а) наличие определенного механизма (особой системы органов и учреждений), реализующего функции государственной власти; б) закрепление определенной системы норм, санкционированных государством (право); в) распространение юрисдикции государства на конкретную территорию.

Государство в любой стране осуществляет совокупность необходимых функций, независимо от того каким типом государства оно является. «Таковы функции защиты государственного строя; предотвращения и устранения социально опасных конфликтов; регулирования экономических и других общественных отношений; осуществление общей для страны внутренней политики как системы ее конкретных проявлений – социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и прочей политики; внешнеполитические функции защиты интересов страны; функции обороны страны и ведения вооруженной борьбы и многое другое».

Важнейшими характеристиками государства являются государствен­ное устройство и политический режим. В политическом обиходе понятие государства используется и для обозначения одного из институтов политической системы, располагающей аппаратом принуждения и как официальное выражение всего общества. «Государственное устройст­во России имеет три уровня публичной власти: федеральный центр, субъекты Федерации и местное самоуправление. Каждый уровень обладает собственной исключительной компетенцией, вторгаться в которую органы иного уровня власти не вправе. Кроме того, государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную». Таким образом, государственное устройст­во находит свое выражение в территориальной организации госу­дарственной власти, характере взаимоотношений между государством в целом и его частями, а также между частями государства, центральными и местными органами. Одним из его типов является социальное государство.

Обобщая, можно выделить следующие признаки государства: 1) наличие особой группы людей, занятых исключительно управлением всем обществом и охраной его экономической и социальной структуры; 2) наличие монополии на принудительную власть в отношении всего населения; 3) право и возможность осуществления внутренней и внешней политики – экономической, социальной, военной – от имени всего общества внутри и вне страны; 4) суверенное право издания законов и правил, обязательных для всего населения; 5) организация власти по определенному территориальному делению; 6) монопольное право на взимание налогов и сборов со всего населения, на формирование общественного бюджета и др.. Если же государство все отмеченные права и возможности направляет на создание экономических и иных условий для повышения благосостояния своих граждан, развития человеческого потенциала членов общества, обеспечивает достойную жизнь и свободное развитие человека, его социальную защиту, то оно при полном соблюдении демократических и правовых принципов становится социальным.

Под государством в более узком смысле слова обычно понимается организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, религиозных, национальных, расовых и т.п.) в пределах определенной территории. Государство – универсальная общественно-политическая организация (целостность), обладающая публичной властью, специализированным аппаратом управления социальными процессами в пределах определенной территории, на которую распространяется ее суверенитет.

К числу важнейших атрибутов современного государства относятся:

· государство является единственным официальным представителем всего общества;

· выполняет общесоциальные функции;

· имеет право – систему норм, санкционированных государством;

· обладает, как правило, монополией на правотворчество;

· находится в устойчивых правовых связях с населением, проживающим на его территории (институт гражданства);

· обладает суверенитетом;

· имеет специальный аппарат власти и управления;

· использует право принуждения и использует его;

· обладает вооруженными и другими специализированными силами, обеспечивающими его целостность и безопасность;

· имеет систему правосудия (конституционный, арбитражный, уголовный, гражданский суды);

· обладает материальными средствами для проведения государственной политики (собственность, бюджет, валютные запасы и др.) и применяет систему налогов и займов;

· имеет административно-территориальное деление;

· имеет свои символы (герб, гимн, флаг) и памятные даты.

В России государство всегда являлось мощным институтом управления обществом. «Оно декларировало общенациональные ценности и качество и сообразно этому определяло меру и формы реального участия населения в политической жизни, что всегда осуществлялось под жестким контролем государственного аппарата. Характерной особенностью политической социализации государства было то, что оно целенаправленно подавляло политическую субъективность человека – нормативное политическое поведение предполагало подготовку человека для официальных структур, а не структуры создавались для человека, его свободного и самостоятельного волеизъявления. Для современной России задача построения социального государства равносильна задаче по сохранению и последующему укреплению самой государственности.

На рубеже 80-90-х годов ХХ века государство утрачивает монополию на выдвижение и обоснование общенациональных ценностей, но, это существенно не изменило суть практики социализации, которая по прежнему направлена на ограничение политической субъективности человека, на сохранение статус-кво политических структур и функций, их ведущей роли в формировании нормативного политического поведения россиян. ... И все-таки новые социополитические ценности прорастают на российском политическом поле: развенчиваются стереотипы о том, что государство может быть монопольным или главным агентом политической социализации, что оно в одиночестве способно предложить и выработать нормативные образцы поведения и тем самым разрешить проблему нынешней политической дезорганизации».

В современном мире демократическое государство в наилучшей степени обеспечивает условия для развития социальной активности граждан, социальных групп и общностей. В таком государстве в многообразии функций на одно из первых мест выдвигается его всеобъемлющая социальная функция. Социально ориентированное государство создает благоприятное пространство общественных возможностей, защищенных от какого-либо произвола, гарантирует возможность беспрепятственного взаимодействия социальных групп и других элементов социальной структуры, способствует улучшению социального положения граждан и социальных групп.

«К важнейшим социальным функциям государства относятся:

1) обеспечение целостности общества и создание основных условий для его безопасного развития;

2) обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина;

3) создание условий для быстрого экономического роста;

4) обеспечение свободы, независимости и безопасности народа в мировом сообществе».

Социальный институт при таком рассмотрении определяется как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий не только огромное количество индивидуальных действий людей, но и регулирующий социальные отношения людей и взаимодействия различных компонентов общества. Государство, как главный социальный институт общества, направляет свои усилия на реализацию основополагающих потребностей общества в области культуры, науки, образования, здравоохранения и др. сфер; на обеспечение материальной жизнедеятельности, развития социальной рыночной экономики, интеграцию социальных групп и коллективов, поддержание и сохранение духовных ценностей и многое другое.

Таким образом, деятельность государства, при рассмотрении его в качестве социального института определяется разработкой и применением специфического набора социальных и организационно-правовых норм и предписаний, регулирующих поведение различных сообществ и людей; интеграцией других социальных институтов в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества; созданием материальных средств и условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность всех структур общества; созданием основ для осуществления устойчивых связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Социальное государство, функционирующее как социальный институт макроуровня, формирует свою структуру и организует жизнедеятельность всех сфер общества, опираясь на конституционные основы. Кроме того, поскольку наша страна провозглашена социальным государством, согласно ст. 1 Конституции РФ, Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Статья 3 Конституции подчеркивает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ.

Конституционные обязанности социального государства в реализации трудовых прав закреплены в ст. 37, согласно которой каждый гражданин России имеет права свободно распоряжаться своими способностями, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Этой статьей признаются права трудящихся на индивидуальные и коллективные, в том числе в форме забастовки, трудовые споры. Также закреплены права работающих на отдых, регламентированную продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Права в сфере защиты детей, материнства, детства, семьи, а также обязанности трудоспособных детей, достигших 18 лет установлены в ст. 38. Гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, выплат государственных пенсий и пособий раскрывает ст. 39. Права на жилище определены в ст. 40, на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплены в ст. 41, охрану окружающей среды – в ст. 42, на образование – в ст. 43. Права в области культуры раскрыты в ст. 44. Этими правами граждане России согласно ст. 19 обладают независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (ст. 4), соответственно права распространяются на всех граждан, независимо от того, в каком из субъектов Российской Федерации они проживают… Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов – равноправных субъектов Федерации. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство (ст. 5).

Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации (с. 5). Гражданство является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (органы последних самостоятельны). Осуществляют государственную власть в РФ Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство РФ и суды РФ. Действует местное самоуправление. Согласно ст. 7 Конституции, Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Российская Федерация – светское государство. Как отмечает ст. 14 Конституции, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Кафедра социологии и психологии

РЕФЕРАТ

на тему:

«ГОСУДАРСТВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»

по дисциплине «Социология»

Направление:

Направленность:

Студент:

Группа:

Проверил:

Должность:

Оценка:_________________ Дата:_____________

Подпись:________________

Санкт-Петербург

2017

1. Государство как социальный институт 4

2. Функции государства 6

3. Субъект социальной политики 7

4. Российская Федерация как социальное государство 8

5. Социальная защита населения 9

6. Социальное обеспечение 10

7. Субъекты социальной работы 11

8. Социальное государство 12

Список использованных источников 16

Введение

Государство - социальный институт организации жизни людей, удовлетворяющий общественные потребности, сферой общего интереса (в отличие от гражданского общества, в основе которого лежит частный интерес), а также основным органом политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в том числе принуждение. Но как же государство выполняет свои задачи для населения, являясь социальным институтом? Для начала узнаем что же такое институт.

Институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе. Именно поэтому нам приходится говорить о государстве как о социальном институте, которое выполняет соответствующие функции и задачи.

1. Государство как социальный институт

Для понимания особенностей государственного управления необходимо разбираться в вопросах возникновения государства и его развития. До сих пор среди ученых продолжается дискуссия по теории образования государства.

Существует теория, которая объясняет возникновение государства с коллективистских позиций, в основе которого лежит насилие или внутреннее или внешнее. При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей подчиняет себе остальную массу населения. При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями. К этой группе теорий возникновения государства можно отнести и классовую теорию К. Маркса. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы и государство является органом и средством насилия господствующего класса.

Среди отдельных современных теоретиков получило распространение олигархическая теория образования государства (власть немногих). В основе ее лежит неодинаковость людей, их различные личные качества и способности и т.п., что приводит к образованию элиты общества, которая поднимается над обществом и присваивает власть себе. С позиций олигархической теории возникновение государство идет тремя способами:

  1. Военный – в ходе постоянных захватнических набегов и защиты от других племен, сообществ, захватом большой добычи в ходе военных действия, как у монголов или франков;
  2. Аристократический – власть знати как в Древнем Риме;
  3. Плутократический – в обществе выделяется небольшая группа, слой богатых людей, которые присваивают власть себе (плутократия – власть богатства).

В российской теории государственности преобладает многофакторный подход к первоначальному образованию государства. В процессе образования государства наиболее важную роль играют следующие факторы:

Социальная практика общественной жизни есть закрепление некоторых типов социальных отношений в качестве обязательных для каждого индивида . Без подобных правил общество вообще не могло бы эффективно производить материальные блага, воспроизводить население, социализировать подрастающее поколение, защищать престарелых, развиваться и обеспечивать накопление социально-культурных достижений и т.д.

Таким образом, в обществе для обеспечения его жизнедеятельности вырабатываются определенные правила игры для всех его членов, и эти правила закрепляют и регулируют все формы социальных отношений.

Функциональность общества, следовательно, тем эффективнее практически, чем чётче в нём прописаны правила социальных отношений, чем чётче в нем распределена система ролей и статусов, предписывающая модели поведения индивидов, и чем чётче в нем определены санкции против тех, кто пытается нарушать правила социальных отношения и модели поведения.

Таким образом, эффективность общества определяется тем, насколько оно способно обеспечивать свои СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ, что является важнейшим назначением общества вообще.

Социальная функция общества – это его задача по обеспечению той или иной жизненно важной общественной потребности. Учитывая, что социальные функции общества являются задачами сложными, полиструктурными, взаимоувязанными во всех своих элементах, то для их обеспечения необходимы масштабные усилия специальных организаций и целенаправленные мероприятия множества учреждений и людей.

Эта задача в обществе решается так называемыми СОЦИАЛЬНЫМИ ИНСТИТУТАМИ, то есть, узко нацеленными на обеспечение той или иной социальной функции общества системами учреждений, организаций и отдельных групп людей. Это: экономические, военные и политические институты, институты права, образования, здравоохранения, науки, культуры, морали, искусства, спорта, идеологии, семьи, и т.д.

Жизнь общества сопровождается периодическим возникновением в нём того или иного процесса институционализации, то есть процесса образования того или иного социального института.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ состоит из нескольких последовательных этапов :

1. Обострение некоторой важной общественной потребности и осознание её обществом в качестве проблемы , требующей совместных усилий для своего решения.

2. Формирование массово преобладающего в данном обществе теоретического концепта для решения возникшей проблемы.

3. Стихийное формирование в ходе социальной практики практических норм и правил решения возникшей проблемы методом проб и ошибок.

4. Появление на основе этих норм и правил определенных процедур решения проблемы , и закрепление тех из них, которые наиболее оптимально проявили себя практически.

5. Формирование на базе закрепленных процедур некоего общего, системного метода решения проблемы, благодаря которому она из статуса проблемы переходит в статус социальной функции, которая надежно обеспечивается общими усилиями.

6. Институционализация норм, правил, процедур и общего системного метода обеспечения этой социальной функции, то есть передача и вменение всего этого в обязанность некоей общественно назначенной совокупности учреждений, организаций и групп людей;

7. Установление системы санкций для поддержания норм и правил, обеспечивающих данную социальную функцию.

Социальные институты разделяют на основные и не основные . Поскольку каждый социальный институт решает проблему обеспечения той или иной жизненно важной потребности, то

К ОСНОВНЫМ социальным институтам относятся :

1. Экономические институты , организующие хозяйственную деятельность. Удовлетворяют потребность в обеспечении средствами существования .

2. Политические институты , организующие и поддерживающие систему государственной власти. Обеспечивают потребность в обеспечении внутренней безопасности и социального порядка .

3. Семейные институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей. Обеспечивают потребность в обеспечении воспроизводства населения.

4. Военные институты, защищающие общество от физических угроз и потери независимости. Удовлетворяют потребность во внешней безопасности и в сохранении суверенитета .

5. Религиозные институты, организующие исполнение религиозных обрядов и религиозного поклонения. Обеспечивают потребность в решении духовных проблем смысла жизни, приобщения к Высшему, обретения духовной гармонии.

НЕ ОСНОВНЫЕ институты являются так называемыми общественными практиками, с помощью которых обеспечивается функциональность основных институтов .

Так, например, основной институт экономики обеспечивается такими не основными институтами, как конвертирование валюты, маркетинг, рынок, биржа, подготовка и переподготовка кадров, банки, защита собственности и т.д. Основной институт семьи и брака поддерживается не основными институтами: наследования, регистрации актов, наречения имени, родительской ответственности, отцовства, материнства и т.д. Основной институт права поддерживается не основными институтами адвокатуры, судебной экспертизы, прописки, регистрации, судопроизводства, исполнения наказаний и т.д.

ГОСУДАРСТВО по этой классификации можно назвать важнейшим социальным институтом, который осуществляет наиважнейшую социальную функцию – создает механизм контроля за полным обеспечением всех социальных функций общества и управляет работой этого механизма.

Таким образом, государство отвечает за исполнение всех социальных функций общества, и, если говорить о сущности государства, то в социальном плане сущность государства состоит в том, что государство наделено всеми социальными функциями как верховный социальный институт .

Эти функции для государства делятся на внешние и на внутренние:

1. Внутренние функции в глобальной формулировке сводятся к сохранению общественного порядка, политической стабильности и экономической обеспеченности общества.

Для этого государство создает правоохранительную систему, регулирует экономические, имущественные и производственные отношения, занимается социально-экономическим планированием; обеспечивает здравоохранение, пенсии, социальную защиту, образование, судопроизводство и т.д.

2. Внешние функции государства сводятся к задачам обороны страны и отстаивания ее интересов во взаимоотношениях с другими государствами.

Несмотря на очевидность назначения государства и, несмотря на его функциональность в социальном плане, в философии нет единой теории, как происхождения государства, так и его сущности.

Существует несколько точек зрения на происхождение и сущность государства:

1. Теория естественного государства (берет своё начало в античной мысли, затем развита в теории органического государства Краузе, Аренса и др.):

согласно этой теории, государство является естественной формой завершающего этапа формирования социальных отношений. Человек – существо общительное, стремящееся к совместному бытию и к совместной деятельности. В результате этого само собой, естественным образом, складываются большие союзы людей, объединенные совместным проживанием, совместной производственной деятельностью, близкими коренными интересами, этническим фактором, общей духовностью и образом жизни.

Государство, таким образом, само собой возникло из социальной практики в череде различных стихийных людских объединений – род, племя, союзы племен и, непосредственно, государство.

Следовательно,

происхождение государства проистекает из естественной общительности человека («человек – существо по своей природе политическое», Аристотель), а также из естественных предпосылок социального развития, а

сущность государства состоит в естественной разумности его формирования, аналогичной разумности формирования вообще любого естественного организма.

2. Государство, как Божье установление для земной жизни (идея сформирована религиозными мыслителями древнейших времен, закрепилась в качестве господствующей в средневековой философии):

государство – это власть, а власть – это сущностный атрибут Бога. Следовательно, если и существует земная власть человека, то она имеет божественный источник, поскольку возникает не из земного, а проистекает из сущностного атрибута Бога.

Таким образом, если кто-то из земных получает власть, то она законна, как власть от Бога, ибо только у Бога власть, и только Богом она может быть кому-либо ниспослана, иначе Бог лишил бы любого его власти. И это есть божий промысел, и все должны его принимать, и подчиняться власти земной, как власти божественной.

Таким образом,

происхождение государственной власти – это Божий промысел, это забота Бога о человеке, это освященный небесами и данный Божьей мудростью порядок человеческой жизни , без которого человек оставался бы диким и раздробленным. А

сущность государства состоит в наделении властью от Бога определенных людей для заботы и охранения своих подданных .

3. Теория вотчинного государства (возникла в позднее средневековье):

вотчина – это право полной собственностью на землю. По этой теории государство сложилось, как следствие укрупнения вотчинных землевладений. Крупные вотчинники, землевладельцы, обладали полным правом собственности не только на свою землю, но и на всё то, что на ней находилось, и на всё то, что на ней происходило.

В итоге естественно-объединительных или насильственных действий, сложились крупные территории, на которых господствовало право одного человека, одной семьи, одного рода, или племени, и т.д. На этих территориях устанавливались единые порядки, неукоснительные для всех, которые стали прототипом государственного устройства.

Затем очевидная эффективность такого правления привела к дальнейшему развитию государственных форм правления, в которые органически перетекли вотчинные модели правления. Таким образом,

происхождение государства состоит в частной собственности на землю, а

сущность государства состоит в произрастании из права на земельную собственность всех остальных властных прав, а потом и обязанностей по поддержанию и защите данной территории.

4. Договорная теория государства (основатели Гроций, Гоббс, Локк):

поскольку ни один человек никогда естественным образом не признает над собой власти другого человека, то возникновение власти можно считать возможным только в результате некогда происшедшей договоренности между людьми.

Стимулом для подобной договоренности было ясное осознание человеком, что наличие собственных естественных прав без их надежного обеспечения приравнивается к их полному отсутствию.

Таким образом, человек понял, что лучше добровольно передать свои естественные права в распоряжение другому, более сильному человеку, в обмен на их обеспечение с его стороны. Так, например, передается имущество или земля в пользование человеку, способному лучше ими распорядиться, в обмен на долю от результатов.

Таким образом, все люди, там или здесь, некогда добровольно передавали свои естественные права (собственности, свободы, различного рода личного выбора и т.д.) одному достойному и сильному лицу с тем, чтобы тот обеспечивал действие этих прав и распространял их в определенной доле на всех остальных.

Так появились представители верховной власти и их подданные, чьи взаимоотношения образовали государственную систему жесткой, вертикально организованной власти. Таким образом,

происхождение государства искусственно, оно в разумности человеческого общества, а

сущность государства состоит в добровольной передаче естественных прав большинства меньшинству.

5. Теория общественного договора (разработчик Руссо):

аналогична договорной теории практически во всём, кроме того, что добровольное соглашение людей о государственной власти было ими заключено по своему смыслу не как передача власти от большинства к отдельным лицам, а как договорной акт, в котором властью была наделена общественная, коллективная воля большинства, принявшая подобное решение. То есть

государство возникло договорным способом, но не как власть отдельного человека, а как власть всеобще осознанного выбора большинства и, тем самым, является всеобще разработанной и коллективно принятой системой права.

6. Государство, как аппарат насилия (марксизм ):

государство – это инструмент подчинения господствующими классами эксплуатируемых классов.

Происхождение государства проистекает из необходимости принуждения эксплуатируемых классов к труду, а

сущность государства состоит в обеспечении сложившихся классовых отношений.

С исчезновением классов (при коммунизме) исчезнет и государство.

Существует также множество воззрений, объясняющих происхождение и сущность государства с других позиций: с чисто философских позиций отвлеченно от исторической практики; или с чисто географических позиций, или с чисто социальных позиций, или с юридических, с нравственных, с рациональных, с культурологических и т.д. позиций.

Однако, несмотря на разность всех этих течений, можно сказать, что в общем смысле

сущность государства состоит в верховенстве его прав над правами всех остальных элементов его структуры или отдельных индивидов, а

происхождение государства можно само по себе, как таковое, назвать социальным законом организации общественной жизни, потому что исходя из онтологического факта обязательного и повсеместного возникновения государства в исторической практике всех народов, государство есть проявление действия закона, потому что только закон обеспечивает эти две характеристики любого явления – повсеместность и обязательность.

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако понять роль и место государства в истории общества можно только рассматривая его в контексте других - более широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая система. Изучением взаимодействия таких феноменов общественного развития, как государство и политическая система занимаются представители многих наук - философии, социологии, политологии, правоведения, экономических наук, психологии. Их задача - познание законов взаимовлияния политической системы и государства с тем, чтобы в критические моменты развития общества и государства иметь способы и механизмы возможного предотвращения революционных взрывов и социальных катастроф, резкой смены действующих государственно-политических режимов, нейтрализации негативных тенденций в развитии общества.Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о месте государства в политической системе общества и его роли в ней. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий “государство” и “политическая система”, определить их содержание. Поскольку государство является лишь одной из форм организации общества и в определенной степени само порождает складывающуюся в нем политическую систему, в работе целесообразно рассмотреть типы государств, возникавших в различные исторические периоды и отчасти - действовавшие в них государственно-политические режимы.Развитие общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественноисторический процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как характерные особенности государства, отличающие его от других элементов политической системы общества. Поэтому функции государства также рассматриваются в настоящей работе, в том числе - в свете известных теории государства и права различных концепций возникновения государства и присущих ему функций.В то же время следует иметь в виду, что функции государства не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы, в связи с чем вопрос о некоторых особенностях государства дополнительно рассматривается и в последнем разделе работы.

Государство в определении современных теоретиков государства и права - это один из способов территориально-политической организации общества. Государство определяется также как социальный институт, складывающийся в результате возникновения и деятельности публичной власти, которая осуществляет руководство основными сферами общественной жизни, используя при необходимости аппарат принуждения. Государство - это лишь одно из общественных явлений, (общественных институтов), то есть один элемент, одна сторона общественной жизни. Поэтому предпосылки его возникновения имеют социально-историческую природу. К общим признакам государства относятся:По своей сути государство есть политическая организация общества, обеспечивающая решение его “общих дел”;Наличие публичной власти - специального слоя профессиональных управленцев;Ограничение пределов действия власти определенной территорией, распределение населения по административно-территориальному принципу;Превращение индивидов в граждан (подданных);Введение налогов - экономической основы деятельности власти;Государство появляется вследствие замены кровнородственных связей рыночными (обменными). Следовательно, государство представляет собой социальное явление, ограниченное определенными историческими рамками. Возникает оно в результате замены кровнородственных связей, характерных для первобытно-общественного строя, обменными связями. Племенные отношения превращаются в общественные, а первобытное общество - в цивилизацию. Все перечисленные свойства государства имеют под собой реальные основания, отражающие ту или иную его сторону. Однако, если территория, суверенная публичная власть, налоги - это необходимые признаки всякого государства, то такие его свойства, как, например, откровенно классовый, диктаторский характер присущ лишь определенным историческим формам государства (фашизму, государству диктатуры пролетариата) и потому в его общее определение включаться не должны._

Классовый подход в определение государства привнесли К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Государство, по их определению, есть результат борьбы классов, возникающих в результате общественного разделения труда, формирования семьи и частной собственности, распада кровнородственных связей. “Самой чистой”, классической формой возникновения государства Энгельс, например, считал Афины в Древней Греции, где государство появилось “непосредственно из классовых противоречий”. Первостепенное значение классики марксизма придавали насильственной стороне государственной власти - классовой диктатуре, смена которой означает смену отношений собственности и, следовательно, социально-экономической формации. Основной функцией государства, в определении классиков марксизма, является закрепление и охрана экономических и политических условий существования определенного класса. Отсюда следует трактовка государства как машины для поддержания господства одного класса над другим. Следует признать, что классовая теория государства, не выдерживает испытания временем. Классовая теория не применима и ко многим современным постиндустриальным обществам, в которых нет классов в марксистском понимании, но существует сложная социальная структура: социальный статус человека в них определяется не столько его отношением к средствам производства, сколько его местом в системе производства и распределения.