Второй вопрос предполагает рассмотрение проблемы типологии социальных институтов и определение их функций. Контрольная работа

Второй вопрос предполагает рассмотрение проблемы типологии социальных институтов и определение их функций. Контрольная работа

Г. Спенсер был одним из первых, кто обратил внима­ние на проблему институционализации общества и стиму­лировал интерес к институтам в социологической мысли. В рамках своей «организмической теории» человеческого общества, основанной на структурной аналогии между обществом и организмом, он различает три основных типа институтов:

1) продолжающие род (брак и семья) (Kinship);

2) распределительные (или экономические);

3) регулирующие (религиозные институты и политические системы).

Данная классификация основана на выделении глав­ных функций, присущих всем институтам.

В современной социологии предпринимаются попытки определить более точные и разносторонние типологии социальных институтов. По мнению многих социологов в современном обществе насчитываются шесть институциональных порядков, под которыми подразумеваются главные институты:

Семейный – институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

Политический – институты власти;

Экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность;

Военный – институты, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;

Образовательный - институты, направленные на накопление и передачу знаний следующим поколениям;

Религиозный – институты, организующие коллективное почитание богов.

Все перечисленные институты направлены на удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества как единого целого: потребности в воспроизводстве рода, в распределении власти и управлении людьми, в добывании и производстве средств существования, в безопасности, в передаче знаний, в решении духовных проблем. При этом функционирование всех социальных институтов направлено на обеспечение социального порядка, регуляцию и воспроизводство общественной жизни.

Институты возникли в глубокой древности. Самым древним (порядка 500 тыс. лет) является институт семьи. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм) появляется приблизительно 30 – 40 тыс. лет назад. Государству, как и образованию примерно по 5 – 6 тыс. лет.

Все социальные институты, образующие своеобразный «скелет» общества, можно подразделить на главные (фундаментальные) и частные (неосновные). Вторые складываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования.

К частным политическим институтам относятся институт президентства, королевской власти, судопроизводства, присяжных и т.д. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства.

Если главные институты обусловлены только лишь общественными потребностями то неглавные институты часто учреждаются государством и могут обретать форму учреждения или организации.

К примеру, институт представителей президента России, а также институт наставничества в бывшем СССР – отчетливо выраженные образцы частных (неглавных) институтов.

Неглавные институты называют еще общественными практиками или обычаями.

Например, дуэли, которые были институционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI до XVIII вв. Этот институт возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя.

Если институциональная потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь.

С развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин с расстояния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое существование.

Американский социолог Роберт Мертон, много сделавший для становления структурно-функционального подхода, первым предлагает различать «явные» и «скрытые (ла­тентные)» функции (от лат. functio – исполнение, осуществление) социальных институтов.

Явные функции социальных институтов носят предна­меренный характер и осознаются людьми. Обычно они формально заявлены, записаны в уставах или деклариро­ваны, закреплены в системе статусов и ролей, поэтому более подконтрольны обществу.

Явные функции могут выражаться в принятии специальных законов или сводов правил, например законов об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и т.д.

Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией.

Латентные (скрытые) функции и дисфункции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный харак­тер и их последствия осознаются не сразу и не всегда.

Латентными функциями школы будут: приобретение определенного социального статуса «грамотного человека» по сравнению с неграмотными сверстниками, завязывание прочных дружеских школьных связей.



Пример латентной дисфункции: институты парламента, правительства и президента в начале 90-х годов стремились улучшить жизнь народа, создать более цивилизованные отношения и внушить гражданам интерес к закону. Реально же в стране выросла преступность, а уровень жизни упал.

Культурология

Социальные институты культуры и их значения.

Введение

Социология - это наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Социология, как наука появилась в 1989 году. Термин «социология» состоит из слов двух разных языков: латинского и греческого. В переводе с латинского «socium» – это общество, а с греческого «logos» – это изучение. По представлениям О. Конта социология должна была объединить все понятия и знания об обществе в единый организм и дать ему научную основу. Т.е. объектом изучения социологии является специфика развития общества.

Понятие социального института

Главным объектом исследований в социологии является социальные институты. Само понятие «институт» в переводе с латинского - это установление, организация, учреждение. Это особая форма организации совместной деятельности общества людей, а так же определенные взаимоотношения между людьми.

«Социальный институт» - это устойчивые, организованные, общепризнанные формы взаимоотношений людей. В социальном обществе насчитывают сотни институтов, но более всего выделяют политический институт, экономический институт, социально - культурный институт, институт религии, институт образования, а так же институт семьи. Примеры институтов: семья, образование, армия, милиция, здравоохранение, банки, право и т. д.

Социальные институты, существующие в настоящее время, появились не сразу. Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни с помощью выработки обычаев, традиций, устанавливающих определенные нормы и правила поведения в обществе.

Классификация и функции социальных институтов

Типология социальных институтов

Пять основных социальных институтов:

1) потребности в воспроизводстве рода (институт семьи);

2) потребности в безопасности и порядке (государство);

3) потребности в добывании средств существования (производство);

4) потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты образования);

5) потребности в решении духовных проблем (институт религии).

что социальные институты классифицируются по следующим сферам жизнедеятельности общества:

1) экономическая сфера - отношения в процессе материального производства (производство, распределение, потребление материальных благ, собственность, деньги, регулирование денежного обращения, организация и разделение труда). Институты, относящиеся к экономической сфере: заводы, фабрики, банки, рынки, фирмы. Т.е эти институты организуют хозяйственную деятельность; служат производству и распределению ценностей и услуг; складываются на материальном базисе общества.

2) политические - отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, парламент, правительство, судебная система, политические партии, армия, полиция. Т.е. эти институты регулируют использование ценностей и услуг и связаны с властью; основывающиеся главным образом на манипулировании элементами силы для установления, исполнения и поддержания этой власти.

3) институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи. Т.е. семейный – институт регулирует половые отношения, рождение и социализацию детей.

4) Военный – институт, организующий законное наследие и осуществляет защиту членов общества от физической опасности.

5) институты образования и культуры Их задача состоит в укреплении, создании и развитии культуры общества, в передаче ее следующим поколениям. К ним относятся школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы.

6)Социальная - отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: коммунальные службы, образование, система здравоохранения, система социального обеспечения, предприятия связи, предприятия досуга.

7) религиозные институты организуют отношение человека к трансцендентным силам, т. е. к силам сверхчувствительным, действующим вне эмпирического контроля человека, и отношения к священным предметам и силам и возникающие в процессе создания духовных ценностей, коллективное почитание богов.

В аналитических целях все социальные институты, образующие своеобразный «скелет» общества, разделяют на главные (их именуют также основными, фундаментальными) и неглавные (неосновные, частные).

Вторые скрываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их можно классифицировать и по иным критериям. К примеру, институты могут различаться по времени своего возникновения и продолжительности существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткости применяемых санкций за нарушение правил, по условиям существования, наличию или отсутствию бюрократической системы управления, наличию или отсутствию формальных правил и процедур.

Ч. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, фактически подразумевая под этим главные институты:

Экономический – институты, организующие хозяйственную деятельность;

Политический – институты власти;

Семейный – институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

Военный – институты, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;

Религиозный – институты, организующие коллективное почитание богов.

Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие жизненные потребности общества как единого целого. Известно пять таких основных потребностей, им соответствуют пять основных социальных институтов:

Потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

Потребности в безопасности и социальном порядке (институт государства и другие политические институты);

Потребности в добывании и производстве средств существования (экономические институты);

Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования – в широком смысле, включая науку и культуру);

Потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Институты возникли в глубокой древности. Производство, если за отправную точку брать первое орудие труда, созданное человеком, насчитывает 2 млн лет. Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия (включая полигинию и полиандрию), моногамия, парное сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная и т. д. Государству примерно столько же, сколько и образованию, а именно 5–6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм и анимизм) появляется приблизительно 30–40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших наскальных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа матери-земли (25 тыс. лет), считают ее возраст несколько меньшим.

Как уже говорилось выше, главные институты включают в себя частные, или неосновные, институты. Неосновные институты называют еще общественными практиками. Что они собой представляют? У каждого главного института есть свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т. д.

Общественные практики называют также обычаями. Например, у определенных народов целибат (безбрачие) и кровную месть с равным правом можно называть либо традицией, либо устоявшейся практикой. То и другое верно. Ведь основной институт включает в себя и социальные практики, и обычаи. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства, наследования социального статуса родителей, имянаречения, родовой мести, побратимства и т. д. Обычай назначать свидание является элементом общественной практики ухаживания.

Бывает, что культуры различаются существующим в них набором социальных практик. Так, в некоторых регионах Азии невест выкупают либо похищают, поэтому родился институт выкупа. Калымный брак – его разновидность. А в Европе за невесту необходимо давать приданое, отсюда берет начало институт приданого, имеющий достаточно длительную историю и множество региональных особенностей.

Однако не будем спешить и полностью отождествлять общественную практику и частный (неосновной) институт. К примеру, институт представителей президента России, а также институт наставничества в бывшем СССР – отчетливо выраженные образцы частных институтов. Они были учреждены сверху государством, а не возникли из общественных потребностей как естественное продолжение народных традиций и обычаев. А вот ритуал знакомства, который у разных народов принимает подчас невероятно экзотические формы, относится к общественным практикам. В большинстве обществ для знакомства не нужны посредники, но во многих странах, прежде всего в высшем свете, мужчина не может подойти к даме или к другому мужчине и представиться ему. Необходимо, чтобы их представил друг другу кто-то третий.

Частный институт можно представить как учреждение или организацию. Институт представителей президента России и институт наставничества учреждались специальными постановлениями президента и соответствующих министерств, для их реализации выделялись бюджетные деньги, готовились штаты специалистов и т. д.

Напротив, исповедь, к примеру, всегда была социальной практикой, а не учреждением или организацией. Это многовековая практика, имеющая свои технологию исполнения, правила и нормы поведения, круг исполнителей практики (исповедники и исповедуемые), систему предписанных статусов и ролей.

К неглавным политическим институтам относятся, например, институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства, королевской власти и т. д. К ним можно отнести также институт отстранения от власти (должности), исторические формы которого претерпели длительную эволюцию. Достаточно сказать, что одной из древнейших разновидностей отстранения от власти являлось поедание вождя. Современная же его форма – импичмент президента. Сравнивая начальный и современный этапы развития исторической эволюции этого института, установим различие:

поедание вождя – социальная практика, а импичмент – частный институт в ранге учреждения. Отсюда вывод: некоторые неглавные институты претерпевают эволюцию от социальной практики к социальному учреждению.

Повседневные практики, помогающие организовать согласованные действия больших групп людей, вносят в социальную реальность определенность и предсказуемость, благодаря чему поддерживают существование социальных институтов. Вместе с тем социальные практики не только поддерживают, но еще и укореняют социальные институты в культурной почве данной страны, делают их специфичными только для данного народа. Институты демократии в каждом западном обществе свои, они давно интегрированы в традиции и обычаи своего народа, возможно, существуют только в неразрывном единстве с ними. В таком случае, как можно заимствовать их и переносить на другую почву, допустим из Европы в Россию?

Тема: Социальные институты

Цели и задачи: 1) познакомить с основными этапами институционализации, с типологией социальных институтов, показать их взаимодействие и функции; 2) развивать умения характеризовать с научных позиций основные социальные объекты, объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к потребностям общества и функциям социальных институтов, вырабатывать гражданскую позицию.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип уроков: комбинированный урок.

Ход уроков

I. Организационный момент

Древние китайцы, задумываясь о том, что определяет судьбу человека, придумали красивую легенду, где упоминались следующие понятия: «ян» и «инь», изображенные на двух сторонах веера.

«Ян» обозначало для них солнце, мужское начало и вообще все светлое, созидательное и позитивное... «Все добро происходит от мужчин, а все зло - от женщин». А вот это (веер переворачивают другой стороной) - иероглиф «инь». Он обозначал луну, а вместе с нею женщину, т. е., по мнению китайцев, «начало печальное и разрушительное».

Согласно легенде владелец этого магического предмета должен сделать выбор: повернуть веер Добром к себе, а Злом к внешнему миру. Или наоборот, Злом к себе, а Добром к внешнему миру. В первом случае желания исполняются и существование улучшится, но ухудшится окружающий мир. Во втором случае мир изменится к лучшему, но за счет того, что станет хуже человеку.

Сегодня вряд ли кто-нибудь из нас будет следовать этой легенде.

Но что же направляет поведение человека в обществе? Что регулирует его поведение? Об этом мы будем говорить на нашем уроке.

Тема урока: «Социальные институты».

План уроков

1. Понятие «социальный институт».

2. Типы социальных институтов.

3. Функции социальных институтов.

4. Социальная инфраструктура.

II. Изучение нового материала

1. Понятие «социальный институт»

Социальный институт - это широкое понятие. Социологи используют его, характеризуя современное общество. Более того, сегодня ученые широко разрабатывают институциональный подход, который позволяет рассматривать общественную жизнь сквозь призму основных социальных институтов. Рассмотрим два определения данного понятия.

Социальный институт - это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и отражающих систему ролей и статусов.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет общественно значимые ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

На основании приведенных определений выделите:

1. Главные черты социального института.

2. Сформулируйте комплекс признаков, присущих социальному институту.

(По ходу работы составляется схема.)

Авторы учебника предлагают вам провести маленькое исследование - пронаблюдать и проанализировать один день старшеклассника с момента подъема и до отхода ко сну. При этом попробуйте определить, какие социальные институты направляли ваше поведение. (Социальные институты: семья, школа, государство.)

По каким признакам социального института вы выявили семью, школу и государство?

Какие роли вы выполняли в семье? В школе? На улице?

Почему в каждом из приведенных примеров вы выбирали ту или иную модель поведения?

Скажите, социальные институты появляются сами по себе? Как появился социальный институт «школа»?

Итак, процесс возникновения социальных институтов, институционализация, - объективный процесс. Он проходит ряд этапов:

Возникновение насущной потребности, осознание ее обществом, формирование на этой основе общих целей;

Постепенная выработка социальных норм, призванных регулировать соответствующую область;

Создание особой системы знаков, символов, говорящих о принадлежности к данному институту;

Возникновение соответствующей системы статусов и ролей;

Создание материальной базы социального института;

Включение сложившегося института в существующую социальную систему, формирование набора санкций для обеспечения ожидаемого поведения.

Разбившись на группы, проиллюстрируйте на конкретных примерах становление социального института. Выбор произвольный. При работе можете опираться на изученный материал.

2. Типы социальных институтов

Работая с пунктом 2 § 2, ответьте на следующие вопросы:

1. Охарактеризуйте типологию социальных институтов.

2. Что лежит в основе типологии социальных институтов?

3. Дайте характеристику пяти главных социальных институтов:

экономического института;

политического института;

института семьи;

социально-культурного института;

института религии.

4. Чем отличаются между собой главные и неглавные социальные институты?

5. Дайте характеристику следующих неглавных институтов:

института собственности;

института брака;

института президентства;

института монархии.

6. Охарактеризуйте и проанализируйте одну из черт социального института - историчность.

7. На примере школы проследите эволюцию данного социального института.

8. Как происходит взаимодействие социальных институтов между собой?

9. Выделите несколько видов такой взаимосвязи. Приведите примеры.

10. К какому главному институту общества могут быть отнесены следующие характеристики: жесткая иерархия, историческая устойчивость, незыблемость исходных идей и утверждений, строгость предписаний в области поведения?

3. Функции социальных институтов

Как вы думаете, в чем главное назначение социальных институтов? (Социальные институты удовлетворяют определенные потребности.)

Выполнение данных функций зафиксировано:

В законах;

Программах;

Уставах.

Давайте познакомимся более подробно с функциями социальных институтов. Обратите внимание на таблицу.

Функции социальных институтов

Явные функции

Скрытые функции

Производство предметов потребления

Удовлетворять потребности людей через комплекс разнообразных товаров в пище, тепле, комфортной среде обитания

Производство данных вещей помогает нам повышать собственный престиж в своих глазах и глазах окружающих

Возникновение крупных промышленных предприятий

Сделать процесс производства более эффективным, а произведенные товары - более дешевыми

Работа на таких предприятиях учила рабочих точности, дисциплине, координации своих действий с другими, т. е. формировала новый тип работника

Средства массовой информации

Освещение сведений о событиях

Внедрение в сознание людей определенных установок, моделей ожидаемого поведения

В жизни общества иногда происходят следующие явления: скрытые функции приобретают негативный характер, а главные функции не реализуются. Тогда речь идет о дисфункции самого социального института. Попробуем рассмотреть этот процесс на конкретном примере.

Внимательно изучите дополнительный материал и ответьте на вопросы.

Разрастание бюрократического аппарата

Не доверяя обществу, Николай I видел главную свою опору в армии и чиновничестве. В николаевское царствование произошло небывалое разрастание бюрократического аппарата. Появлялись новые министерства и ведомства, стремившиеся создать свои органы на местах. Объектами бюрократического регулирования становились самые различные области человеческой деятельности, в том числе религия, искусство, литература, наука. Быстро росла численность чиновников. В начале XIX в. их насчитывалось 15-16 тыс., в 1847 г. - 61,5 тыс. и в 1857 г. - 86 тыс.

Усиливался, переходя все разумные пределы, управленческий централизм. Почти все дела решались в Петербурге. Даже высшие учреждения (Государственный совет и Сенат) были завалены массой мелких дел. Это породило громадную переписку, нередко носившую формальный характер: губернские чиновники строчили ответ на бумагу из Петербурга, не вникнув в суть дела и не собрав необходимых сведений.

Однако сущность бюрократического управления состоит не в исписывании большого количества бумаг и канцелярской волоките. Это его внешние признаки. Сущность же в том, что решения фактически принимаются и проводятся в жизнь не каким-либо собранием представителей, не единолично верховным носителем власти (царем) или ответственным должностным лицом (министр, губернатор), а всей административной машиной в целом. Царь же, министр или губернатор составляют только часть этой машины, хотя и очень важную. Когда министр докладывал царю то или иное дело, царь смотрел на это дело - вольно или невольно - глазами министра. Но и министр не сам писал доклад. Вся подготовка дела была поручена начальнику департамента или столоначальнику. Однажды в минуту прозрения Николай I сказал: «Россией правят столоначальники» (т. е. среднее чиновничество).

Современное государство не может обойтись без исполнительного аппарата чиновников. Однако он должен работать в строгих рамках закона, под надзором и контролем представительных органов и независимого от администрации суда. Только подлинно конституционный строй положил конец всевластию бюрократии.

1. Какую явную функцию ставил перед государством император Николай I?

2. Была ли она реализована? Почему?

3. Можно ли сказать, что речь идет о дисфункции? Позицию аргументируйте.

4. Дисфункция социального института может проявляться:

В падении его престижа в обществе;

Неопределенности;

Размытости целей;

Потере такого качества, как деперсонализация.

Работая с пунктом 3 § 2, приведите пример, демонстрирующий процесс дисфункции социального института в виде деперсонализации.

4. Социальная инфраструктура Очень часто вы слышите термин «социальная инфраструктура». Как вы его понимаете?

(После ответов учеников выстраивается схема.)

Как вы думаете, от чего зависит уровень развития социальной инфраструктуры?

Может ли отсутствие инфраструктуры оказать влияние на экономическое развитие региона?

Что способствует этому процессу, а что мешает?

Что подразумевает сегодня понятие «вандализм»? Имеет ли он место в нашей действительности?

Выскажите предположения о причинах подобного поведения людей.

Что конкретно мы можем сделать в этом направлении?

Разбившись на группы, создайте социальные проекты «Мой двор», «Моя школа», «Мой район». Работу следует представить наглядно.

III . Итог урока

Назовите основные признаки понятия «социальный институт».

Что такое институциализация?

Что лежит в основе типологии социальных институтов?

Что такое инфраструктура в широком и узком значениях этого термина?

Домашнее задание

Выучите § 2, выполните задания 3, 6.

Все социальные институты, существующие в обществе, удобно подразделять на главные (их именуют также фундаментальными, основными) и неглавные (неосновные, частные). Вторые скрываются внутри первых как более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные их можно классифицировать и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего возникновения и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием бюрократической системы управления, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, подразумевая главные институты: 1) экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность; 2) политический - институты власти; 3) семейный - институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

4) военный - институты, организующие законное наследие; 5) религиозный - институты, организующие коллективное почитание богов.

Вслед за ним большинство социологов сходятся в том, что главных (основных, фундаментальных) институтов в человеческом обществе всего пять . Их предназначение - удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом. Каждый наделен ими в избытке, к тому же у каждого - индивидуальная комбинация потребностей. Если можно так выразиться, индивидуальный стиль. Но фундаментальных, важных для всех, не так уж и много. Их всего пять, столько же, сколько и основных социальных институтов:

  • потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
  • потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
  • потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);
  • потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т. е. включая науку и культуру);
  • потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Институты, как и географические материки, возникли в глубокой древности. Производство насчитывает 2 миллиона лет, если за отправную точку брать первое орудие труда, созданное человеком. Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тысяч лет. С тех пор она постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная и т. д. Государству примерно столько же, сколько и образованию, а именно 5-6 тысяч лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм и анимизм) появилась приблизительно 30-40 тысяч лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших наскальных рисунков (15 тысяч лет) и миниатюрных скульптурой, отображающих зарождение культа матери-земли (25 тысяч лет), считают ее возраст несколько меньшим.

В табл. 13.2 приведены четыре из пяти фундаментальных институтов общества, указаны отличительные черты каждого.

Как уже говорилось, внутри главных институтов скрываются (наподобие матрешек) неглавные, или неосновные, институты. Неосновные институты называют еще социальными практиками. Что они собой представляют?

Основные институты общества: структурные элементы

Элементы

Институты

Государство

Промышленность

Провозглашаемые цели и задачи

воспроизводство потомства, социальный статус и др.

защита прав, обеспечение занятости и политической безопасности и др.

установление связи между миром естественного и сверхъестественного

обеспечение дохода и др.

Образцы поведения, включая установки

любовь, привязанность, преданность, лояльность, уважение родителей и т. д.

набожность, лояльность, уважение, подчинение и т. д.

утверждение почитания, страха, благоговения и др.

правила честной

конкуренции,

бережливость,

зажиточность,

трудолюбие и

мастерство

Символические черты

обручальные кольца, подвенечная фата, свадебный костюм, приданое и т. д.

государственные флаг, гимн и герб, униформа и т. д.

крест, иконы, идолы, святые мощи, церковное пение и т. д.

Утилитарные

брачное ложе, свадебный кортеж и др.

государственные здания, общественные места, полиция и др.

храм, амвон, колокол, купель, исповедальня и др.

фабрики, заводы, магазины, железные дороги, станки и др.

и письменная традиция

брачный контракт, генеалогия и др.

конституция, законодательство, история и др.

Библия, катехизис и др.

контракты, фрэнчайзы, корпоративные соглашения и др.

Источник: Chapin F. S. Contemporary American institutions. N. Y.: Harper & Brothers, 1935. P. 28.

которых регионах Азии невест выкупают либо похищают, поэтому родился институт выкупа. Калымный брак -его разновидность. А в Европе за невесту необходимо давать приданое, отсюда берет начало институт приданого, имеющий длительную историю и множество региональных особенностей.

В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу, обслуживает конкретный обычай или удовлетворяет нефундаментальную потребность. Так, важнейший институт - собственность - Т. Веблен возводил к потребности или склонности человека к соперничеству.

Однако не будем спешить и полностью отождествлять социальную практику и частный (неосновной) институт. К примеру, институт представителей Президента России, а также институт наставничества в СССР -яркие образцы частных институтов. Они учреждены сверху государством, а не возникли из низов народа как естественное продолжение его традиций и обычаев. А вот ритуал знакомства, который у разных народов принимает подчас невероятно экзотические формы, относится к социальным практикам. В большинстве обществ для знакомства не нужны посредники, но во многих странах, прежде всего в высшем свете, мужчина не может подойти к даме или к другому мужчине и представиться ему. Необходимо, чтобы их представил друг другу кто-то третий.

Частные институты можно представить как учреждение или организацию. Институт представителей Президента России и институт наставничества учреждались специальными постановлениями президента и соответствующих министерств, для их реализации выделялись бюджетные деньги, готовились штаты специалистов и т. д.

Напротив, исповедь является социальной практикой, а не учреждением, совокупностью учреждений или организацией. Это многовековая практика, имеющая свою технологию исполнения, правила и нормы поведения, круг исполнителей практики (исповедники и исповедуемые), систему предписанных статусов и ролей. Социологи говорят об институтах целибата (безбрачия) в католичестве, крещении и исповеди в православии, институтах инквизиции, монашества, епископата и т. д. Подумайте самостоятельно, к чему их следует относить -к частным институтам как учреждениям или социальным практикам?

Простейший пример социальной практики - очередь в магазине. За дефицитным, т. е. ограниченным в количестве, товаром выстраивается цепочка случайных прохожих, которые моментально подчиняются определенным правилам поведения. Никакое министерство или суд не устанавливали никаких правил нахождения и порядка продвижения в очереди. Спонтанно складывается распределение ролей, и добровольно люди подчиняются неформальным нормам: последние занимают очередь в конце, а не пробиваются вперед. Пришедшие первыми получают товар прежде, чем те, кто пришел позже, а не наоборот. Нередко появляются добровольные распорядители, которые ведут запись очереди, следят за порядком, пресекают нарушения и т. п. Очередь - специфическая институционализированная форма поведения, или социальная практика.

Среди неглавных политических институтов мы обнаруживаем институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства, королевской власти и т. д. К ним можно отнести также институт отстранения от власти (должности), исторические формы которого претерпели длительную эволюцию. Достаточно сказать, что одной из древнейших разновидностей являлось поедание вождя. Современная его форма - импичмент. Сравнивая начальную и конечную точки исторической эволюции этого института, установим различие: поедание вождя - социальная практика, а импичмент-частный институт в ранге учреждения. Отсюда вывод: некоторые неглавные институты претерпевают эволюцию от социальной практики к социальному учреждению. А возможен ли обратный путь? Подумайте об этом.

Институт заложников - разновидность частного, или неглавного, социального института. Видимо, он существовал у всех народов и во все исторические эпохи. Сегодня заложничество применяется не только отдельными гражданами, но и государством. Пример: в годы Кронштадтского мятежа чекистами в заложники была взята семья генерала Козловского. Это, пожалуй, пример смешанной формы, в которой объединены свойства социальной практики и социального учреждения.

Сделаем вывод: внутри главных институтов скрываются (наподобие матрешек) неглавные, или неосновные, институты - это социальные практики либо социальные учреждения.

Александр III ввел институт земских начальников в конце XIX века. Это было страшной ошибкой. Начальником в отсутствие помещиков должен быть добрый дворянин. Но где их в провинции набраться? Они все уехали в Питер и Москву. Поэтому в лице земских начальников воцарился произвол. Этот институт существовал недолго. Но зато возродился позже в виде сталинских колхозов. Председатель - тот же самодур, земский начальник. К какому типу институтов он относится-к основным или неосновным?

Социальные, культурные, языковые и повседневные практики все чаще фигурируют в качестве предмета исследования не только в социологии, но и в антропологии, философии, истории, политологии, языкознании и др. Обычно практики обозначают мышление или действие «по привычке», следование правилу, поведение, имеющее ритуальный характер, нечто само собой разумеющееся . В этнометодоло- гии, занимающейся социологическим изучением повседневности, практики понимаются как а) фоновое (неэксплицированное) знание, б) конкретная деятельность, соединяющая слова и действия («языковая игра»), в) искусство решения практических задач в ситуации неопределенности. Под фоновыми практиками Дж. Сёрль подразумевает совокупность принятых в культуре (традиционных) способов деятельности, навыков обращения с различными предметами и т. д. 1 Гарольд Гарфинкель, благодаря своим радикальным социологическим экспериментам, смог «пробить брешь в фоновых ожиданиях повседневной жизни» . Задавая респонденту сбивающие с толку вопросы, социолог стремился выявить нечто, что находилось на заднем плане и что считалось само собой разумеющимся, привычным. Именно оно служило тем неявным алгоритмом, с помощью которого респондент конструировал социальную реальность. Неудивительно, что при опросе он запинался, смущался, терял дар речи, но в конечном итоге выдавал скрытые механизмы, позволявшие ему осмысливать окружающую реальность и организовывать рациональное взаимодействие с другими людьми. В этом случае практики, по мнению Э. Гоффмана, выступали как неявные интерпретативные схемы (frames), которые организуют коллективный опыт, но сами остаются нетематизированными .

Повседневные практики, помогающие организовать согласованные действия больших групп людей, вносят в социальную реальность определенность и предсказуемость, благодаря чему поддерживают существование социальных институтов. Вместе с тем социальные практики не только поддерживают, но еще и укореняют социальные институты в культурной почве данной страны, делают их специфичными только для данного народа. Институты демократии в каждом западном обществе свои, они давно интегрированы в традиции и обычаи своего народа, возможно, существуют только в неразрывном единстве с ними. В таком случае, как можно заимствовать их и переносить на другую почву, допустим из Европы в Россию?

Политический философ Майкл Оакшотт полагал, что демократия как социальная и политическая практика представляет собой совокупность традиций и обычаев данного народа и включает множество весьма специфичных и очень незаметных постороннему глазу процедур, установлений, привычек, при помощи которых она только поддерживается и успешно функционирует. Если превратить эти процедуры в набор формальных принципов и постулатов демократии и перенести их в другую страну, то копия вряд ли будет соответствовать оригиналу, поскольку формальные постулаты наполнятся новым содержанием, соответствующим местным традициям и обычаям, местным социальным практикам 1 . Можно, конечно, российским депутатам посетить английский парламент и детально изучить его вплоть до регламента и процедурных тонкостей, с тем чтобы потом перенести все это на новую почву. Но приведет ли к успеху механическое заимствование? Способен ли и российский парламент, проведи над ним подобный эксперимент, стать более демократическим, более цивилизованным? каждого главного института свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. Так, экономические институты немогут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т. д. Социальные практики называют еще обычаями. Например, целибат и кровную месть с равным правом можно называть либо традицией, либо устоявшейся практикой. То и другое верно. Ведь определяя основной институт, мы уже включали в него и социальные практики, и обычаи. Внутри института семьи и брака-а сюда же входити система родства - ученые находят институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования социального статусародителей, имянаречения и т. д. Обычай назначать свидание являетсяэлементом социальной практики ухаживания. Бывает, культуры различаются существующим в них набором социальных практик. Так, в не-