Развитие машиностроения в россии. Крупные машиностроительные заводы россии

Развитие машиностроения в россии. Крупные машиностроительные заводы россии
Развитие машиностроения в россии. Крупные машиностроительные заводы россии

Основные металлургические базы России

Черная и цветная металлургия.

Металлургический комплекс включает в свой состав черную и цветную металлургию. Черная металлургия является одной из основных отраслей промышленности, так как металл остается основным конструкционным материалом и находит широкое применение во многих отраслях экономики.

1.Уральская база - дает примерно половину всего российского металла. Крупнейшие предприятия находятся в Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Челябинске, Новотроицке. На Урале есть также множество предприятий значительно меньших размеров, специализирующихся на выпуске качественных сталей.

2. Центральная металлургическая база - старейший район развития черной метал- лургии в России. Новолипецкий, Новотульский, Старооскольский комбинаты.

3. Сибирская - черная металлургия начала здесь развиваться в 30-х годах 20 века со строительством Урало-Кузнецкого комбината. Основой формирования этой базы являются угли Кузбасса и железные руды Сибири (Горная Шория, Хакасия, Ангаро-Илимский бассейн). Сейчас здесь работают два крупных комбината - Кузнецкий и Западно-Сибирский в городе Новокузнецке, они дают около 10% всего металла страны.

Россия является вторым после Японии экспортером стального проката. Отрасль является экологически очень грязной.

Цветная металлургия - это производство алюминия, цинка, меди, никеля, титана и других металлов. В России производится свыше 70 разнообразных металлов и элементов. Во многом отрасль работает на экспорт, поэтому падения производства не испытала.

Алюминиевая промышленность .

Центры выплавки алюминия - Волгоград, Новокузнецк, Братск, Красноярск, Надвоицы, Кандалакша.

Россия обладает двумя главными конкурентными преимуществами: наличием крупных производств (таких гигантов как Братск и Красноярск нет ни в одной стране мира) и огромным количеством самой дешевой в мире электроэнергии ГЭС. Строится алюминиевый завод в г. Тайшет Иркутской области.

Медная промышленность в основном сконцентрирована на Урале - Ревда, Красноуральск, Медногорск. Наиболее крупными являются медно-никелевые комбинаты в Норильске и Мончегорске.

Свинцово-цинковая промышленность развита в районах распространения полиметаллических руд - Владикавказ, Челябинск, Дальнегорск.

Таким образом, наибольшее развитие цветная металлургия получила в Красноярском крае, Челябинской и Мурманской областях.

Продукция машиностроения - машины, оборудование, приборы, инструменты, транспортные средства - обеспечивают техническое перевооружения всех остальных отраслей производства, комплексную механизацию и автоматизацию производства. Поэтому машиностроение играет роль ускорителя НТП в различных отраслях экономики. Низкий удельный вес машиностроения связан с высокой долей добывающих отраслей в структуре промышленности России и низкой конкурентоспособностью продукции машиностроения на мировых рынках.



Машиностроение имеет очень разветвленную отраслевую структуру. По особенностям размещения выделяется несколько групп отраслей.

1. Тяжелое машиностроение - производство горного и металлургического оборудования, оборудование для энергетической, химической, строительной индустрии. Факторами размещения тяжелого машиностроения являются потребительский и сырьевой. Наиболее крупные заводы тяжелого машиностроения размещены в металлургических районах России - на Урале, в Кузбассе. Екатеринбург, Орск, Новокузнецк, Красноярск, Иркутск.

Энергетическое машиностроение – производство турбин, генераторов, электродвигателей - ориентируется кроме металла на высококвалифицированные кадры и размещено в крупных городах: Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Волгодонске.

2. Общее машиностроение.

Сельскохозяйственное машиностроение - ориентируется явно на районы потребления, в строгом соответствии с профилем сельского хозяйства района. В России практически выпускается весь перечень с/х машин, в которых нуждается сельское хозяйство. Не производятся только узкоспециальные, например свекло- и виноградоуборочные комбайны.

Зерновые комбайны выпускают на Северном Кавказе - Ростов, Таганрог, Красноярск, Орел, Биробиджан. Льноуборочные комбайны производят в Бежецке Тверской области, картофелеуборочные в Рязани. Очень крупные центры по выпуску разнообразной сельскохозяйственной техники находятся в Воронеже (зерноочистительная), Грязях Липецкой области (противоэрозионная техника), Люберцах, Рязани.

3. Среднее машиностроение.

Тракторостроение. Крупные гусеничные тракторы сельскохозяйственного назначения выпускают в Волгограде, Рубцовске (Алтайский). Колесные тракторы - в районах возделывания пропашных культур – в Липецке, во Владимире -тракторы малой мощности.

Трелевочные тракторы - Петрозаводске, Санкт-Петербурге. Крупные промышленные тракторы – в Санкт-Петербурге, Чебоксарах. Челябинске

Петербургский тракторный – мощные «кировцы»

Доля российских тракторов составляет на рынке не более ¼.

Автомобилестроение – для этой отрасли характерен высокий уровень кооперирования, поэтому оно ориентируется на районы развитого машиностроения.

Основные центрами производства легковых автомобилей являются:

Тольятти –здесь расположен Волжский автозавод, самый крупный в России, производящий легковые машины «Жигули» . В городе Набережные Челны выпускают наиболее популярные грузовые машины «КАМАЗы». Крупные автомобильные заводы расположены в Ульяновске, Нижнем Новгороде (ГАЗ). Ижевск – «Иж-авто».

В Москве находятся два крупных завода – «ЗИЛ». Автобусы выпускают в Ликино-Дулево (Московская область), Павлово и Кургане. В Энгельсе находится крупнейший в Европе и единственный в нашей стране троллейбусный завод.

Грузовые автомобили выпускают 4 предприятия: Зил, Газ, Камаз и Урал (Миасс).

В последние годы появились заводы по сборке иномарок (Калининград, Санкт-Петербург и др.)

4. Точное машиностроение и приборостроение - выпускает приборы, инструменты, средства автоматизации, теле- и радиоаппаратуру, вычислительную технику.

Поэтому, именно эта отрасль играет роль ускорителя НТП. В своем размещении предприятия точного машиностроения ориентируется на районы с высокой технической культурой производства, размещаются в наиболее крупных городах и развитых центрах машиностроения: Санкт-Петербурге, Москве, Новосибирске, Воронеже.

Литература:

1. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. - М., 2006.

2. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география России – М., -2004.

3. Экономическая география России (под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова).- М., 2005.

4. Экономическая география России (под ред. Т.Г. Морозовой).- М., 2004.

Введение……………………………………………………………………2 стр.

1. Структура машиностроительного комплекса…………………..3 стр.

2. Проблемы машиностроительного комплекса…………………...6 стр.

3. Перспективы машиностроительного комплекса………………..7 стр.

4. Машиностроительный комплекс…………………………………9 стр.

Заключение………………………………………………………………….12 стр.

Список литературы…………………………………………………………14 стр.

Введение

Машиностроение – одна из ведущих отраслей промышленности РФ. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов – орудия труда, на его долю приходится более 1/3 объемов пр-ва товарной продукции промышленности РФ.

Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства.

Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования.

Машиностроение также производит предметы потребления, в основном длительного пользования. Эта отрасль имеет огромное значение для народного хозяйства страны, так как служит основой научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства

Целью этой работы является анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств, а также характеристика состояния комплекса и перспектив.

Структура машиностроительного комплекса

Условно машиностроение делится на три группы:

- тяжелое машиностроение (67 % продукции). Эта группа отраслей машиностроения отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и использованием энергии. Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов

- общее машиностроение (18% продукции). Эта группа машиностроительных отраслей характеризуется средними нормами потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины.

- среднее машиностроение (15 % продукции). Оно объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной энергоемкости и трудоемкости. Основными технологическими процессами в среднем машиностроении являются механическая обработка деталей, сборка их на конвейерах в узлы, агрегаты и готовые машины. Эта отрасль потребляет большое количество разнообразных черных и цветных металлов, пластмасс, резины, стекла. Предприятия среднего машиностроения наиболее многочисленны, узкоспециализированы, имеют широкие кооперированные связи. Их продукция массовая и крупносерийная, она включает производство автомобилей и самолетов, тракторов, комбайнов, двигателей для них, средних и небольших металлорежущих станков и кузнечнопрессовых машин, насосов и компрессоров, машин и различного технологического оборудования для легкой, пищевой, полиграфической промышленности.

- отрасли по производству точных машин, механизмов, приборов и инструментов (около 0,1 % продукции) группа наукоемких отраслей электроника, приборостроение, вычислительная техника.

В России сегодня доля машиностроения в общем выпуске производственной продукции составляет около 25%, хотя в последние годы она практически перестала расти. В то же время объем машиностроения и металлообработки в экономически развитых странах (США, Германия, Япония) составляет от 36% до 45%, что обеспечивает им возможность перевооружения своей промышленности каждые 7-10 лет. В России же темпы обновления технологической базы не превышают 0,1-0,5% в год, а выбытие основных фондов - 1,5-2,5%, что во многом и определяет низкий технический уровень и конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Основная нагрузка по поддержанию жизнеспособности машиностроения для базовых отраслей народного хозяйства ложится на плечи государства. Необходимо заняться оздоровлением экономики с упором на важнейшие и наукоемкие отрасли машиностроения, при одновременном постепенном отказе от преимущественного развития отраслей добывающей промышленности. Для этого необходимы новые концептуальные подходы к формированию и управлению крупными научно-техническими проектами и целевыми комплексными программами, обеспечивающими максимальную гибкость и адаптивность к изменяющимся условиям на мировом рынке и перспективам развития техники. Разработка программно-ориентированных комплексов с учетом конструктивно-технологических особенностей проектов, их экономической обоснованности и эффективности, особенно актуальна для таких наукоемких отраслей, как атомная, авиационно-космическая, радиоэлектронная, энергетическая и судостроительная промышленность.

Следует обеспечить развитие и воспроизводство научно-конструкторского и производственного потенциалов, чтобы проводить на современном уровне прикладные наукоемкие высокотехнологичные исследования и разработки в условиях существующих ограничений бюджетных средств. Эта стратегия должна непременно сочетаться с развитием фундаментальных научных исследований, как основы создания инновационных технологий и новейших принципов.

Необходимо создание современной инфраструктуры машиностроительного производства, с целью существенного повышения его технологического уровня на всех этапах, включая высокий уровень специализации групп предприятий, их обеспечение широкой номенклатурой высококачественных комплектующих и полуфабрикатов и комплексную автоматизацию с использованием интеллектуальных производственных систем нового поколения, с соответствующим программно-методическим обеспечением и рынком информационных услуг. Осуществление такой структурной перестройки возможно, в частности, за счет экономии средств при внедрении ресурсосберегающей политики во всех отраслях экономики.

Следует стимулировать перераспределение ресурсов из слабых отраслей в сильные, а не наоборот, поддерживая неконкурентоспособные отрасли за счет конкурентоспособных, в связи, с чем наша промышленная политика по существу носила ярко выраженный импортозаменяющий характер. Для конкурентоспособности необходимо обновление производственного аппарата машиностроительных предприятий. В процессах его обновления чрезвычайно важно определить задачи текущего дня и перспективы, привести в действие все рычаги и стимулы и заставить их работать на конечный результат.

В настоящее время объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет 2,5 трлн. долларов, а доля России в нем 1,8%; по прогнозам, при условии реализации мероприятий по структурной перестройке экономики, эта доля может составить к 2010 г. 4,4%, достигнув 107-110 млрд. долларов.

Ведь роль и значение каждой страны в мировой экономике определяются степенью овладения передовыми технологиями. Для России, как одной из наиболее ресурсоемких стран мира, проблема разработки и внедрения передовых технологий имеет первостепенное значение.

Проблемы машиностроительного комплекса

На уровне машиностроительных предприятий к числу основных проблем следует отнести:

Критический моральный и физический износ оборудования и технологий;

Острый дефицит квалифицированных кадров вследствие относительно низкой заработной платы, падения престижа инженерно-технических и рабочих специальностей, обострения социальных проблем

Дефицит денежных ресурсов по причине низкой рентабельности производства и низкой кредитной и инвестиционной привлекательности предприятий для реализации программ стратегических преобразований, в том числе: внедрение передовых управленческих и организационно-технических решений, модернизация производственной инфраструктуры, подготовка и привлечение квалифицированных кадров, разработка и освоение новых конкурентоспособных видов продукции и услуг

Наличие избыточных производственных мощностей, как правило, с морально устаревшей конфигурацией и архитектурой производственных зданий (излишние габариты, высокая энергоемкость, низкая ремонтопригодностъ и т. п.) и, соответственно, крайне высокие издержки на их содержание

Морально устаревшую инфраструктуру производственных мощностей (промышленные коммуникации, внутризаводская транспортная и складская система (внутренняя логисгика), экологическая безопасность, санитарные нормы и требования (охрана труда), техника безопасности и т. п.);

Морально устаревшую систему управления предприятаем;

Слаборазвитую систему менеджмента качества (несоответствие международным стандартам качества, включая систему контроля, техническое регулирование, культуру производства);

Недостаток опыта и ресурсов для формирования эффективной маркетинговой (сбытовой) политики, особенно на рынке наукоемкой продукции;

Недостаточно развитую (вплоть до полного отсутствия) систему сервиса и технической поддержки выпускаемой продукции в течение всего жизненного цикла изделия;

Реальную угрозу несанкционированных действий со стороны третьих лиц: инициация банкротства, рейдерство, дискредитация на рынке и в обществе и т. п. (в настоящее время на российском рынке появились новые производители автомобильной и крупной бытовой техники - дочерние компании транснациональных корпораций, обладающие значительными финансовыми преимуществами перед российскими предприятиями за счет возможности материнских фирм инвестировать в них крупные средства. Зачастую расположенные в особых экономических зонах, они пользуются льготами по российскому законодательству. За счет этого происходит постепенное вытеснение с рынка отечесгвенного производителя зарубежными фирмами, предлагающими свою продукцию на более выгодных финансовых условиях);

Развитие машиностроения в России

Машиностроение является одной из важнейших отраслей промышленности. Она тесно связанна с научно-техническим прогрессом. За годы своего развития эта отрасль претерпела немало реорганизаций и изменений, связанных с нестабильным финансовым положением России (кризис 90-х, санкции США и др).

Не смотря на то, что данная отрасль не настолько наукоемка, как например фармакология, от ее развития зависят остальные отрасли, так как именно машиностроение обеспечивает их оборудованием, техникой и т. п.

В 90-е годы, в период кризиса, машиностроение претерпело спад производства, но уже в 2000-х темп выпуска продукции начал расти и даже занимал лидирующие позиции среди стран (свыше 20%).

Замечание 1

В российском машиностроении 80% предприятий являются частными и лишь 20% находятся на государственном попечении.

Ведущие направления развития российского машиностроения:

  1. Устранение монополий, которые составляют 80% производств России
  2. Увеличение высокоразвитых производств по выпуску станков, нефтяного оборудования
  3. Открытие новых и укрепление старых экономических и технологических связей со странами дальнего и ближнего востока
  4. Стимулирование инвестиций отечественных предприятий
  5. Государственная поддержка предприятий

Факторы развития машиностроения

Считается, что для лучшего развития машиностроения требуется соблюдение пропорций 1:2:4. Где 1 – это темп развития хозяйства и экономики страны, 2 – состояние машиностроительной сферы, а 4 – уровень развития электроники и приборостроения.

К сожалению, в России это соотношение совсем иное – 1:0,98:1. Именно поэтому наш машиностроительный комплекс не может составить конкуренцию зарубежным странам.

На долю машиностроения приходится более 1/3 объемов производства товарной продукции промышленности России, около 2/5 - промышленно-производственного персонала и почти 1/4 основных промышленных производственных фондов.

Ассортимент, выпускаемый машиностроительной отраслью, отличается большим разнообразием, что обуславливает различные принципы размещения производства. Хотя, порой в одних районах располагаются исключительно профилирующие производства, а в других только те, что будут удовлетворять потребности населения.

Оптимальным вариантом для развития машиностроения является совпадение места производства с местом добычи сырья необходимого для данного производства, что значительно сокращает расходы на транспортные перевозки, оборудование.

Современное состояние росийского машиностроения

Если судить по проблемам и перспективам развития машиностроения, то можно смело сказать, что его нынешнее состояние оценивается как депрессивное. С одной стороны, производство вещей личного пользования (автомобилей, компьютеров и т. п. продукции) возросло, с другой же, наоборот, наметился спад производства крупной техники (комбайны по уборке зерна).

Так в XX веке стремительно начало расти производство такого оборудования как телевизоры, холодильники и прочая бытовая техника.

Особенности развития машиностроения в 2000 годы:

  1. Ускоренные темпы увеличения производственных мощностей на территории России
  2. Не столь интенсивное развитие машиностроения на востоке
  3. Увеличение производства в центральном регионе на 41%, за счет выпуска электропоездов и легковых автомобилей
  4. Благодаря программе по выпуску нефтегазодобывающего оборудования интенсивно развиваются предприятия Западной Сибири
  5. Восточная Сибирь не столь развита, скачок производства наблюдается только в тяжелом, транспортном и сельскохозяйственном машиностроении.

Замечание 2

В развитии машиностроения можно наметить 2 основных направления, первое – это решение социальных проблем (выпуск машин, медицинской техники, предметов оборудования и т. п.), второе – это развитие электроэнергетической и электротехнической промышленности (выпуск вычислительной техники, танкостроение, приборостроение).

Факторы, влияющие на эффективность развития машиностроения:

  • Научно-технический прогресс
  • Специализация
  • Кооперирование
  • Концентрация
  • Комбинирование производства
  • Наличие трудовых ресурсов
  • Близость к источникам сырья, материалов и потребителям
  • Объем транспортных работ и затрат на транспортировку.

Среди этих факторов наиболее значимыми по праву можно считать специализацию и кооперацию. Благодаря специализации повышается эффективность развития машиностроения. Например, автомобильный комплекс включает в себя следующие специализации: ремонтно-строительная, литейная, дизельная, прессово-рамная, кузнечнопрессовая, автосборочная. Наличие всех этих специализаций позволяет заводу легко переключиться со сбора одной модели автомобиля на другую.

Кооперирование – это участие в производстве готовой продукции, нескольких предприятий. Например, Волжский автозавод кооперативно связан более чем с 300 смежными странами, в том числе и зарубежными, которые поставляют ему более 500 наименований материалов.

Поддерживать кооперативные связи выгоднее всего с близкими друг к другу предприятиями, особое место выделяется предприятиям внутри экономического района, что существенно сократит расходы на перевозки.

По сравнению с 1990 годом нынешнее положение машиностроения находится в тяжелом состоянии. Доля машиностроения составляет всего 15%.

Больше всего пострадала авиационная, оборонная промышленность, тяжелое машиностроение, электротехническая промышленность, станкостроение, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение. Несмотря на этот спад, военное машиностроение набирало темп.

Проблемы и перспективы развития российского машиностроения:

  • 95% продукции производится в европейской части страны
  • Большая доля металлоемких видов машиностроения
  • Около 40% предприятий связанно с военно-промышленным комплексом
  • Проблема перехода на выпуск гражданской продукции
  • Низкое качество гражданской продукции и ее неконкурентоспособность на мировом рынке.

Продукцией которых являются различные машины и механизмы. Причем это образование характеризуется весьма сложными связями.

Машиностроительный комплекс, структура которого обширна, включает в себя непосредственно машиностроение, а также металлообработку. Продукция предприятий данного комплекса играет главную роль в процессе реализации новейших достижений современного научно-технического прогресса. Причем это актуально для всех областей народного хозяйства.

Структура сферы машиностроения

Эта крупнейшая комплексная отрасль обеспечивает все народное хозяйство страны приборами и оборудованием. Для населения она выпускает разнообразные предметы потребления. В входят ремонт оборудования и машин, а также металлообработка. Характерным для него является углубление специализации производств и постоянное расширение масштабов деятельности.

В состав машиностроительного комплекса включено более семидесяти отраслей. Причем все они объединены в группы согласно назначению выпускаемой продукции, сходства технологических процессов и видов используемого сырья.

В состав машиностроительного комплекса входят:

1. Энергетическое и тяжелое машиностроение. Сюда включают производства по выпуску энергетического, подъемно-транспортного и горного, полиграфического и атомного оборудования, вагоно-, турбино- и тепловозостроение.
2. Станкостроение , отвечающее за выпуск различного рода станков.
3. Транспортное машиностроение , включающее в себя отрасли по производству автомобилей и судов, а также относящиеся к авиации и ракетно-космической сфере.
4. Тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение .
5. Приборостроение, выпуск электротехники и электроники , считающийся точным машиностроением.
6. Выпуск станков и оборудования для пищевой и легкой промышленности.

Помимо вышеперечисленных подразделений в машиностроительный комплекс включают малую металлургию, занимающуюся производством проката и стали. Данный технологический процесс выполняется в литейных цехах. Подобные площади размещаются на машиностроительных или на специализированных предприятиях. Здесь производятся штамповки, литье, поковки и сварные конструкции.

Тяжелое машиностроение

Все заводы, входящие в данную отрасль, отличаются высоким потреблением металла. При этом они обеспечивают необходимыми машинами и оборудованием предприятия, относящиеся к горно-химическому, горнодобывающему, топливно-энергетическому и металлургическому комплексу.

Продукцией заводов тяжелого машиностроения являются узлы, детали (к примеру, валки для металлургических а также готовое оборудование (турбины и паровые котлы, экскаваторы, горно-шахтное оборудование). В составе данной отрасли находится десять подотраслей. Среди них подъемно-транспортное, путевое, атомное, полиграфическое, горное и металлургическое машиностроение, а также дизеле-, вагоно-, турбо- и котлостроение.

Самую высокую по стоимости продукцию в отрасли тяжелого машиностроения выпускают производства металлургического оборудования. Им оснащают электроплавильные и а также агломерационные фабрики. Высокой стоимостью отличается и оборудование для дробильно-размольных и прокатных производств.

Продукцией предприятий горного машиностроения являются агрегаты, используемые для разведки, а также добычи (открытым и закрытым способом), обогащения и дробления полезных ископаемых, обладающих твердой структурой. В их число входят очистные и горнопроходческие комбайны, шагающие и роторные экскаваторы. Применяют подобное оборудование на предприятиях цветной и черной металлургии, угольной и химической промышленности, а также при изготовлении строительных материалов.

Огромное экономическое значение для народного хозяйства страны имеет продукция, выпускаемая подъемно-транспортным машиностроением. Ведь с таким оборудованием в России работает порядка пяти миллионов человек. Данной подотраслью производятся электрические и мостовые краны, ленточные и стационарные конвейеры, а также оборудование, предназначенное для комплексной механизации складских помещений.

Продукция вагоно-, тепловозостроения призвана обеспечить железнодорожную сферу необходимым для нее транспортом. Эта подотрасль выпускает и путевые механизмы необходимые для рельсосварочных, укладочных, снегоочистительных и прочих работ.

Что касается турбостроения, то его основной задачей является оснащение необходимым оборудованием энергетической сферой народного хозяйства. Заводами данной подотрасли выпускаются агрегаты для атомных и гидравлических, газотурбинных и тепловых электростанций. Она же отвечает за оснащение магистральных газопроводов и поставку нагнетательных, компрессорных и утилизационных агрегатов, используемых в нефтеперерабатывающей и химической промышленности, а также цветной и черной металлургии.

Заводы атомного машиностроения специализируются на выпуске различного оборудования для АЭС. В этот перечень входят и корпусные реакторы.
Минимальным объемом продукции отличается полиграфическое машиностроение. На его предприятиях производят конвейеры для типографий, печатные станки и т. д.

Станкостроение

Данная отрасль машиностроительного комплекса производит:

Металообрабатывающий инструмент;
- кузнечно-прессовое оборудование;
- металлорежущие станки;
- деревообрабатывающее оборудование.

Помимо выпуска готовых изделий данная отрасль отвечает и за централизованный ремонт агрегатов, используемых для металлообработки.

Транспортное машиностроение

Одной из его отраслей является авиационная промышленность. Для изготовления продукции используются материалы и разнообразное оборудование, выпускаемое на предприятиях практически всех отраслей машиностроительного комплекса. На заводах авиационной промышленности задействованы высококвалифицированные инженерные и рабочие кадры, производящие грузовые и пассажирские самолеты. С конвейеров данных предприятий сходят и вертолеты разнообразных модификаций.

Продукцией ракетно-космической промышленности являются орбитальные ракеты и корабли обитаемого и грузового типа. В этих транспортных средствах прекрасно сочетаются высокие технологии и широкая межотраслевая комплексность производства.

Предприятия судостроительной промышленности используют при выпуске своей продукции большое количество металла. Но, несмотря на это, их размещение производится вне регионов, имеющих крупные металлургические базы. Это связано с большими трудностями транспортировки готовых кораблей. Предприятия судостроительной промышленности обладают многочисленными кооперационными связями с заводами многих отраслей народного хозяйства. Это позволяет производить на средствах водного транспорта установку разнообразного оборудования.

Крупнейшей отраслью машиностроительного комплекса является автомобильная промышленность. Выпускаемая ею продукция находит свое применение во всех сферах народного хозяйства. Автомобили пользуются спросом и в розничной торговле.

Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение

Эта отрасль отличается подетальной специализацией. В процессе выпуска ее продукции задействовано небольшое количество заводов, выпускающих узлы и детали для различных стадий технологического процесса.

Тракторным и сельскохозяйственным машиностроением производятся комбайны различных видов. В их число входят льноуборочные и зерноуборочные, хлопкоуборочные и кукурузоуборочные, картофелеуборочные и другие машины. Производятся на заводах данной отрасли и разнообразные модификации колесных и гусеничных тракторов.

Приборостроение и электротехническая промышленность

Продукция, выпускаемая предприятиями этих отраслей, отличается небольшой энерго- и материалоемкостью. Однако для ее выпуска необходим подбор высококвалифицированных рабочих и научно-исследовательских кадров.

Заводы по приборостроению осуществляют наладку и монтаж средств автоматизации. В их задачи входят разработка программного обеспечения, конструирование и выпуск медицинских приборов, часов, оргтехники и измерительной аппаратуры. Подобная продукция является наукоемкой и используется для автоматического управления технологическими процессами и информационными системами.

На российских заводах, входящих в электротехническую отрасль машиностроения, в настоящее время производится более ста тысяч наименований различной продукции.

Данные изделия находят свое применение практически во всех сферах народного хозяйства. Объем продукции, выпускаемой электротехнической промышленностью, превосходит то количество изделий, которое изготавливается всеми отраслями тяжелого машиностроения в совокупности. Основная номенклатура таких товаров представлена генераторами к гидравлическим, газовым и паровым турбинам, а также электродвигателями, электромашинами, преобразователями и трансформаторами, электротермическим, электросварочным и светотехническим оборудованием.

Машиностроение для пищевой и легкой промышленности

В данную сферу производства входят подотрасли, выпускающие оборудование для трикотажной и текстильной, обувной и швейной, меховой и кожевенной, пищевой области народного хозяйства. География размещения подобных заводов зависит от близости к потребителю.

Роль в народном хозяйстве

Значение машиностроительного комплекса переоценить невозможно. Ведь эта отрасль является одной из ведущих в тяжелой индустрии РФ. На предприятиях данной сферы создается основная и наиболее активная масса основных средств, в которые входят орудия труда. Кроме того, машиностроительный комплекс оказывает значительное влияние на направление и темпы развития научно-технического прогресса, на величину роста производительности труда, а также на многие другие показатели, влияющие на эффективность развития производства.

Весь объем изделий, который производит машиностроительный комплекс России, составляет более одной трети от всей товарной продукции, выпускаемой в стране. На предприятиях данной сферы народного хозяйства трудится 2/5 от общего количества промышленно-производственных рабочих. Здесь же установлена практически четверть от всех основных фондов промышленно-производственного характера, имеющихся в стране.

Важно значение машиностроительного комплекса в жизни крупных районов России. Причем от уровня развития данных предприятий зависит развитие всех сфер народного хозяйства. Велика роль машиностроительного комплекса и в обеспечении обороноспособности России.

Отличительные признаки, влияющие на размещение предприятий

Машиностроительный комплекс России обладает широкими межотраслевыми связями. Но помимо этого данное образование имеет ряд характерных особенностей. Их необходимо иметь в виду при размещении различных производств в том или ином регионе.

Прежде всего, отрасли машиностроительного комплекса обладают развитой специализацией. Другими словами, их предприятия сосредоточены на выпуске одного, или, в крайнем случае, нескольких видов продукции. При этом наблюдается высокое концентрирование. Это такой фактор машиностроения, когда производством готовой продукции одновременно занимается несколько предприятий. Возьмем, например, автомобильный завод. Его продукцией являются только транспортные средства.

Необходимые для изготовления автомобилей узлы и детали такой завод получает в готовом виде от других предприятий, число которых может быть достаточно большим. Данный фактор оказывает существенное влияние на размещение машиностроительного комплекса, которому жизненно необходимы хорошие транспортные связи. Именно поэтому многие отрасли этой сферы народного хозяйства находятся в Поволжье и Центральной России. Ведь в этих районах имеется хорошо развитая транспортная сеть.

География машиностроительного комплекса России, ориентирующегося на выпуск наиболее сложных и прогрессивных товаров (электроники и радиотехники), связана с фактором наукоемкости. Именно поэтому подобные отрасли размещают неподалеку от Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и т. д. То есть поблизости от тех мест, где хорошо развита научная база.

Машиностроительный комплекс, продукция которого связана с военно-стратегическим фактором, как правило, располагают в «закрытых» городах. Это Снежинск, Новоуральск, Саров и др. Иногда такие производства находятся неподалеку от военных баз.

В факторы машиностроительного комплекса, влияющие на его развитие, входит и наличие значительного числа квалифицированного персонала. Так, наиболее трудоемкими отраслями считаются станко- и приборостроение. Именно поэтому подобные производства размещают в регионах с наибольшей концентрацией населения, то есть в Москве, Воронеже, Пензе, Рязани и т. д.

При строительстве предприятий тяжелого машиностроения учитывается их большая материалоемкость. Для выпуска продукции в данных отраслях требуется много металла. Только при его наличии можно осуществить выпуск металлургического и энергетического оборудования. Подобные предприятия размещаются в районах Урала (Екатеринбург), Сибири (Красноярск, Иркутск). Это связано с имеющейся в данных регионах крупной металлургической базы. Иногда предприятия тяжелого машиностроения ориентируются на привозное сырье. Таковые имеются в Санкт-Петербурге.

Есть такие виды машин, потребность в которых испытывают только некоторые регионы. Это касается, например, тракторов для вывоза леса и льноуборочных комбайнов. Подобную технику нелегко транспортировать, а значит, ее лучше всего производить там, где в ней существует потребность.

Испытываемые трудности

Развитие машиностроительного комплекса с 90-х годов прошлого века значительно снизило свои темпы. Одни из подобных предприятий просто закрыли, другие в значительной мере сократили объемы выпускаемой продукции. Особенно снизилось количество продукции на заводах, выпускающих станки, а также изделия точного машиностроения. В чем была основная причина данного процесса? Она крылась в низком качестве нашей продукции, которая не могла конкурировать с изделиями импортного производства. Кроме того, после распада Советского Союза произошел разрыв всех производственных связей, ранее существовавший между республиками страны.

Проблемы машиностроительного комплекса кроются и в большом износе оборудования. По данным статистики, он достигает практически 70%. Такое положение дел существует в вертолето- и судостроении, а также в радиоэлектронике. Средний возраст станков на машиностроительных заводах равен примерно 20 годам. Это не позволяет использовать при производстве продукции новые технологии. На сегодняшний день многие отрасли машиностроения требуют кардинальной модернизации оборудования. Только в таком случае выпускаемая ими продукция станет конкурентоспособной на рынке сбыта.

Обострению ситуации способствуют многие зарубежные компании. Проникая на наш рынок, такие корпорации значительно повышают уровень конкуренции.

Еще одной острой проблемой машиностроительной отрасли является дефицит кадров. Та система подготовки трудовых ресурсов, которая существовала в СССР, была попросту разрушена. На сегодняшний день возраст квалифицированных работников уже приближается к пенсионному. По причине острой нехватки молодых кадров значительно тормозится процесс модернизации машиностроительного производства. Но такое плачевное положение немного улучшается благодаря инвестиционным проектам. Строятся и уже построены новые заводы, проводится реконструкция старых предприятий, налаживаются новые и восстанавливаются ранее существовавшие производственные связи.

Развитие машиностроительного комплекса характеризует уровень научно-технического прогресса и обороноспособности страны, определяет развитие других отраслей экономики. Структура комплекса очень сложна. Выделяют следующие крупные отрасли:

  1. Энергетическое машиностроение.
  2. Металлургическое машиностроение.
  3. Горно-шахтное и горно-рудное машиностроение.
  4. Производство подъемно-транспортного оборудования.
  5. Электротехническое машиностроение.
  6. Химическое машиностроение.
  7. Производство нефтепромыслового и геологоразведочного оборудования.
  8. Производство нефтегазодобывающего оборудования.
  9. Станкостроительная и инструментальная промышленность.
  10. Радиоэлектронная и приборостроительная промышленность.
  11. Транспортное машиностроение.
  12. Тракторостроение.
  13. Сельскохозяйственное машиностроение.
  14. Машиностроение для и кормопроизводства.
  15. Строительно-дорожное машиностроение.
  16. Производство оборудования для легкой и .
  17. Производство сантехнического и газового оборудования.

Промышленность межотраслевых производств

Каждая из этих отраслей, в свою очередь, подразделяется на подотрасли (более 130). Европейский регион производит 94,6% всей продукции машиностроения России, азиатский — 5,4%.

В зависимости от особенностей производства в выделяют тяжелое, общее и среднее машиностроение.

Тяжелое машиностроение отличается высокой металлоемкостью, электроемкостью и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому относят производство металлургического, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, кузнечно-прессовых машин, тяжелых станков, крупных морских судов, локомотивов, вагонов. Предприятия этой группы тяготеют к металлургическим базам (сырьевой фактор) и районам потребления (потребительский фактор). Крупнейшие районы — ( , Нижний Тагил, Пермь и др.), Центральный (Москва, Брянск, Коломна, Иваново и др.), Северо-Западный (). Крупные предприятия имеются в Поволжском, Волго-Вятском, и других районах.

Общее машиностроение — группа отраслей со средней металло- и энергоемкостью, невысокой трудоемкостью. Основной фактор размещения — потребительский. Ряд предприятий тяготеют к металлургическим базам.
Предприятия общего машиностроения производят оборудование для нефтеперерабатывающей, целлюлозно-бумажной, строительной, легкой и , сельскохозяйственные машины.

Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости и повышенной трудоемкости. Это приборостроение, производство вычислительной техники, автомобилестроение, производство оборудования для полиграфической и и т.д. Главные факторы размещения — трудовой и потребительский.

Автомобилестроение в основном развито в Центральном, Волго-Вятском и Поволжском экономических районах. Крупнейшие производители грузовых автомобилей — заводы КамАЗ (Набережные Челны, Республика Татарстан) и ГАЗ (). Основной центр производства легковых автомобилей — Волжский автозавод (ВАЗ) в Тольятти (Самарская обл.). Крупные предприятия отрасли находятся в Москве, Ульяновске, Ижевске, Миассе и т.д.

Объемы производства в в 90-е годы значительно сократились и в 1999 г. составили: легковых автомобилей 956 тыс.; грузовых 174 тыс.; тракторов 13 тыс.; вагонов грузовых 4 тыс.; металлорежущих станков 7,3 тыс.; телевизоров 276 тыс.; холодильников 1168 тыс.