Когнитивная сфера личности. Когнитивная сфера - это что такое? Развитие когнитивной сферы

Когнитивная сфера личности. Когнитивная сфера - это что такое? Развитие когнитивной сферы


Когнитивная сфера человека: структура и значение

Одним из важнейших компонентов сознания человека являются познавательные или когнитивные процессы. Именно эти процессы позволяют человеку получать знания об окружающем мире и в конечном итоге успешно ориентироваться в постоянно изменяющейся обстановке.


Благодаря наличию и правильному функционированию данной сферы, люди имеют возможность воспринимать, обрабатывать и запоминать информацию. Другими словами,

когнитивная сфера – это механизм, позволяющий обучаться и применять усвоенные знания.


Он включает следующие составляющие:

  • Память.
  • Воображение.
  • Внимание.



Типы памяти

Двигательная память - автоматические движения. Она отвечает за выработку полезных навыков, которые используются достаточно часто. Цель этого механизма в том, чтобы повысить эффективность и ускорить двигательные процессы. Люди используют двигательную память для управления автомобилями, написания слов, игры на музыкальных инструментах и даже для ходьбы.



Эмоциональная память

это память на эмоциональные состояния, возникающие в тех или иных ситуациях.

Это очень важный вид памяти, так как он дополняет другие виды памяти.

Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности. Пережитые и сохранѐнные в памяти эмоции выступают как сигналы либо побуждающие к действию, либо как удерживающие от неѐ.



Образная память

Это память на зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и другие образы. Это профессиональный вид памяти, его развитие определяется условиями деятельности.


Словесно-логическая память

это память на мысли, которые у человека оформлены средствами языка – словами.


Непроизвольная память

называется процесс запоминания, сохранения и воспроизведения, в котором отсутствует сознательная цель что-либо запомнить или вспомнить.


Произвольная память


Кратковременная память

это процесс целенаправленного запоминания или припоминания информации.


Долговременная память

информация накапливается как бы впрок и сохраняется длительное время.




воображение

это способность создавать образ реально не существующего объекта, удерживать его в сознании и манипулировать им.





Виды воображения

  • Активное
  • Пассивное
  • непреднамеренное

Активное воображение

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Обычно оно является элементом творческой деятельности, направленной на преобразование окружающего.


Пассивное воображение

человек уходит в область фантастических, далѐких от реальности представлений, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимых задач.. Пассивное воображение создаѐт образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются, а зачастую не могут осуществиться.


Непреднамеренное воображение

возникает главным образом при ослаблении контролирующей роли сознания, при временном бездействии человека, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения ), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации ) и т.д.


Основные функции воображения

  • активизация наглядно-образного мышления,
  • управление эмоционально-потребностными состояниями,
  • произвольная регуляция познавательных процессов,
  • создание и реализация внутреннего плана действий,
  • управление физиологическими состояниями.


Виды внимание

  • Произвольное
  • Непроизвольное
  • послепроизвольное

Основные свойства внимания

УСТОЙЧИВОСТЬ

это его способность длительно сосредотачи-ваться на определѐнных объектах. В процессе деятельности имеют место колебания внимания, т.е. периодически повторяющиеся отклонения от основного объекта внимания и возвращения к нему. Периодичность колебания приблизительно 5 секунд.


СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ

это степень концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечение от других (иногда это свойство называют концентрацией внимания).


Объѐм

количество объектов, которые одновременно охватываются вниманием с одинаковой степенью ясности и отчѐтливости. Средний объѐм внимания – 5-7 единиц информации.


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

это способность иметь в сознании несколько разнородных объектов, параллельно выполнять несколько разных видов деятельности.


ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ

– это скорость перевода внимания с одного объекта на другой. Она зависит прежде всего от значимости того объекта или вида деятельности, в сторону которых изменяется направленность внимания.


КОГНИТИВНАЯ СФЕРА сфера психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе.

Педагогический словарь. - М.: Академия . Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров . 2005 .

Смотреть что такое "КОГНИТИВНАЯ СФЕРА" в других словарях:

    КОГНИТИВНАЯ СФЕРА - сфера психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    Когнитивная семантика - является частью когнитивной лингвистики. Основными принципами когнитивной семантики являются следующие: во первых, грамматика есть концептуализация; во вторых, концептуальная структура закреплена в речи и мотивируется ей; в третьих, возможность… … Википедия

    Познавательная сфера - познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Синоним: Когнитивная сфера … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Изменённое состояние сознания - Изменённые состояния сознания (ИСС) качественные изменения в субъективных переживаниях или психологическом функционировании от определенных генерализованных для данного субъекта норм, рефлексируемые самим человеком или отмечаемые… … Википедия

    Компетентность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетентность (лат. competens подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) качество человека, обладающего всесторонними знаниями в… … Википедия

    ПАМЯТЬ - психофизиол. процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта (в виде образов, мыслей, действий, чувств). Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний … Российская педагогическая энциклопедия

    F60 Специфические расстройства личности - G1. Указание на то, что характерные и постоянные типы внутренних переживаний и поведения индивидуума в целом существенно отклоняются от культурально ожидаемого и принимаемого диапазона (или нормы). Такое отклонение должно проявляться более чем в … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

    память - процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией … Большая психологическая энциклопедия

    ПОНИМАНИЕ - метод, обосновывающий методол. автономию гуманитарных наук (“наук о духе”); П. противопоставляется объяснению в естеств. науках (генерализирующей интерпретации фактов наблюдения в категориях общих закономерностей и стат. регулярностей).… … Энциклопедия культурологии

    Замятина, Надежда Юрьевна - Надежда Юрьевна Замятина Дата рождения: 13 июня 1974(1974 06 13) (38 лет) Место рождения: Москва, СССР Страна … Википедия

Одной из основ психогенеза личности является познание и преобразование человеком мира, который его окружает. Собственным опытом, успехами и ошибками, радостями и горем человек формирует в себе модель мира, которая является центральной частью его психической жизни. Эту модель обычно описывают в виде взаимодействия таких крупных блоков, как психические функции, структура ценностей, цензура и система психологической защиты - барьеров.

Когнитивная, то есть познавательная сфера личности имеет принципиальное нагрузки в плане построения модели мира. Среди познавательных процессов выделяют ощущения и восприятия, память, мышление и воображение, внимание. Научно-психологический подход требует аналитического рассмотрения процессов познания, однако в реальной психической жизни все эти процессы слиты, едины и зависят от структуры и содержания личности человека, его мотивов, глобальной цели и тому подобное.

Человек осуществляет познавательную деятельность, ибо она активно ставит перед собой цель, старается ее достичь. Познание не является пассивным процессом, оно всегда сопряжено с преобразованием познанного. В познании различают две ступени - так называемого чувственного отражения и отражение абстрактно-теоретического. К первой степени относятся ощущения, непосредственно связаны с воздействием предметов на органы чувств. Физиологически эти знания обеспечиваются деятельностью первой сигнальной системы.

Ощущения, восприятия и представления существуют как у человека, так и у животных. Однако эти формы чувственного отражения у них не тождественны. Труд и речь сформировали специфически человеческие ощущения и восприятия, отличающиеся содержанием, физиологическими механизмами и месту в процессе познания. У животных это, как правило, высшая форма ориентировки, а у человека - начальная форма познания.

Вторая ступень познания - логическое познание - присуще только человеку. К нему относятся мышление и воображение. Мышление базируется на чувственном познании и протекает в форме образов, так и понятий, выделяя существенные связи предметов и явлений. Воображение заключается в создании образов объектов и процессов, которых человек не воспринимала, которые, возможно, не существуют в окружающей среде. Мышление и воображение являются основой специфически человеческого познания, преобразовательной функции человеческого интеллекта, продуктивности и творческой деятельности личности.

в Целом структуру когнитивной сферы личности можно показать графически (рис. 8).

Рис. 8. в

Психические процессы образуют структуру интеллекта человека, хотя понятие интеллектуальной сферы личности значительно шире, нежели когнитивной. Интеллект как понимание, розсудок, постижение разумом представляет собой систему умственных операций с образами, символами, знаками, объединенную определенным когнитивным стилем и стратегией решения задач, умственную способность, способности, одаренность. Поэтому интеллектуальную деятельность связывают прежде всего с відображувальною и регулятивной деятельностью, которая заключается в способности эффективно решать задачи, учиться использовать накопленный опыт для решения новых и ф о лем, лучше приспосабливаться к новой ситуации. Эти способности в значительной мере обусловлены функциями мышления" в частности логического, устойчивого внимания, оперативной памяти, а также восприятия, воображения, интуиции, познания нового и реализации его результатов.

Интеллект как познавательная деятельность человека органически сочетает в себе как уже приобретенный опыт (знания, умственные навыки и умения), так и способность дальнейшего самостоятельного приобретения и творческого применения на практике. Поэтому обе эти категории не могут рассматриваться без учета способностей и определенной одаренности человека, его умственной работоспособности, умение творчески решать новые задачи, проницательности, сообразительности, любознательности, речевой совершенства

Большое значение в интеллектуальных способностях имеет соотношение теоретического и практического, логического и образного компонентов. Интеллектуальные операции и опыт в основном связаны с реальными предметами и действиями с ними или с их символическими определениями. Интеллектуальная деятельность опирается на работу левого (словесно-логического) полушария головного мозга или правого (образно-конструктивной)" то предоставляет ей индивидуальной специфичности, определяет рациональный, імажинативний или наглядно-действенный преимущественный способ познания, определенный когнитивный стиль, а их взаимодействие обеспечивает целостность відображувальної деятельности, актуализацию творческого потенциала личности.

Интеллект-весьма сложное интегративное психическое явление, включающее в свою структуру ряд познавательных процессов и их результативных элементов. Но он не может быть сведен к одному из них, например, мышления, воображения, памяти или опыта. Так, мышление тесно связано с интеллектом, но интеллект и мышление не тождественны. Часто можно заметить снижены познавательные возможности при сохранении розсудкової деятельности (анализа, синтеза, суждений) и мисленнєвого процесса как такового. Большой запас знаний (эрудиция) - важное свойство интеллекта. Однако нельзя оценить ум человека только значительным объемом знаний, потому что сама эрудиция еще не определяет всего интеллекта.

Итак, интеллектуально-творческая, когнитивная сфера личности обеспечивает динамическое отражение действительности и ЕЕ преобразование, формирование опыта, построение модели мира, регуляцию деятельности. В этой сфере специфически взаимодействуют психические процессы, обеспечивая единый поток целостной сознательной відображувальної и преобразовательной продуктивной деятельности.

Когнитивная сфера - это познавательная сфера личности. Становление когнитивной сферы билингва воспринимается в русле психолого-дидактической концепции развития личности. Когнитивная сфера - это познавательная сфера личности. Становление когнитивной сферы билингва воспринимается в русле психолого-дидактической концепции развития личности.


Основные психологические показатели: внимание, зрительное восприятие, слуховое восприятие, зрительная память, слуховая память, ассоциативное мышление, пространственное мышление, пространственное мышление, логическое мышление, логическое мышление, творческое мышление, аналитические операции, синтетические операции, комбинаторные способности.


Дети монолингвы и билингвы отличаются в полноте, скорости и качестве мыслительных операций. Дети монолингвы и билингвы отличаются в полноте, скорости и качестве мыслительных операций. «Носитель двух языков – это не сумма двух носителей одного языка, скорее он – уникальная и специфическая лингвистическая система» (Ф. Гросжан)


Когнитивистика – это теория познания 1. Сензитивный возраст для усвоения языка (по Л. Выготскому) – 4 -7 лет. 1. Сензитивный возраст для усвоения языка (по Л. Выготскому) – 4 -7 лет. 2. Естественным билингвом можно стать лишь до 6 лет (координативный билингвизм). 2. Естественным билингвом можно стать лишь до 6 лет (координативный билингвизм). 3.Если ребёнок –монолингв, то изучение второго языка возможно осуществлять только после сложившихся когнитивных навыков в родном языке – с 5-6 лет. Причем, достаточно долго (ещё 5-7 лет) основные мыслительные операции и постижение мира будут связаны у него только с первым языком. 3.Если ребёнок –монолингв, то изучение второго языка возможно осуществлять только после сложившихся когнитивных навыков в родном языке – с 5-6 лет. Причем, достаточно долго (ещё 5-7 лет) основные мыслительные операции и постижение мира будут связаны у него только с первым языком.


4. Язык социализации – язык страны, где находится билингв, со временем вытеснит «материнский язык». 4. Язык социализации – язык страны, где находится билингв, со временем вытеснит «материнский язык». Это происходит в лет. Именно в этом возрасте важен «режим поддержки» языка. Это происходит в лет. Именно в этом возрасте важен «режим поддержки» языка. Если основные навыки в русском языке уже получены, русский язык ребёнка можно «развернуть» в осознанном возрасте, обычно в лет. Если основные навыки в русском языке уже получены, русский язык ребёнка можно «развернуть» в осознанном возрасте, обычно в лет.


5. К годам дети теряют способность «естественного» овладения языком и могут изучать новый язык уже только аналитически, как взрослые. 5. К годам дети теряют способность «естественного» овладения языком и могут изучать новый язык уже только аналитически, как взрослые. Это связано с физиологическими процессами в тканях мозга. Это связано с физиологическими процессами в тканях мозга. 6. Ребёнок проходит этап эмоционального развития (от рождения до 3 лет), этап «освоения мира» (включение абстрактных понятий и суждений) – до 6-7 лет, этап интериоризации – «присвоения» мира в 7-10 лет, этап социализации – в лет. 6. Ребёнок проходит этап эмоционального развития (от рождения до 3 лет), этап «освоения мира» (включение абстрактных понятий и суждений) – до 6-7 лет, этап интериоризации – «присвоения» мира в 7-10 лет, этап социализации – в лет. На каждом этапе ребёнок-билингв будет отличаться от монолингва. На каждом этапе ребёнок-билингв будет отличаться от монолингва.


7. Билингву важно получить оба языка во всём функциональном многообразии. Перекосы (русский язык – бытовая сфера; язык страны- учебная) могут нарушить становление интеллекта. 7. Билингву важно получить оба языка во всём функциональном многообразии. Перекосы (русский язык – бытовая сфера; язык страны- учебная) могут нарушить становление интеллекта. Первоначальный запуск когнитивных механизмов происходит только на функционально родном языке (язык эмоциональной сферы, язык первых дней освоения мира). Первоначальный запуск когнитивных механизмов происходит только на функционально родном языке (язык эмоциональной сферы, язык первых дней освоения мира). Если становление когнитивной сферы не происходит на функционально родном языке, её прирост за счет второго языка практически невозможен. Появляются аддитивные билингвы. Если становление когнитивной сферы не происходит на функционально родном языке, её прирост за счет второго языка практически невозможен. Появляются аддитивные билингвы.


Советы родителям 1.Говорите с ребёнком на родном для себя языке. Из желания «помочь адаптироваться» родители часто используют дома лишь один язык (язык страны). Из желания «помочь адаптироваться» родители часто используют дома лишь один язык (язык страны). Ребёнок начинает говорить с акцентом и ошибками родителей. У него не хватает «детского» лексического запаса, который приходит только через эмоционально окрашенные слова, как правило, с первых дней рождения. Ребёнок начинает говорить с акцентом и ошибками родителей. У него не хватает «детского» лексического запаса, который приходит только через эмоционально окрашенные слова, как правило, с первых дней рождения.


2. Говорите с ребёнком на родном для себя языке постоянно, обеспечивайте контакт на этом языке со сверстниками (и не только другими детьми-билингвами). 2. Говорите с ребёнком на родном для себя языке постоянно, обеспечивайте контакт на этом языке со сверстниками (и не только другими детьми-билингвами). Не избегайте «людных» мест для общения на родном языке, не переходите на язык страны. Не избегайте «людных» мест для общения на родном языке, не переходите на язык страны. Так Вы научите ребёнка не стесняться родного языка. Так Вы научите ребёнка не стесняться родного языка.


3. Поддерживайте интерес к русской культуре, русской истории, национальным праздникам. Чаще говорите с ребёнком о своих детских предпочтениях, героях любимых книг, сказок, мультфильмов. 3. Поддерживайте интерес к русской культуре, русской истории, национальным праздникам. Чаще говорите с ребёнком о своих детских предпочтениях, героях любимых книг, сказок, мультфильмов. 4. Если в речи ребёнок смешивает слова двух языков, обязательно повторите фразу правильно по-русски, но не делайте ребёнку замечания. 4. Если в речи ребёнок смешивает слова двух языков, обязательно повторите фразу правильно по-русски, но не делайте ребёнку замечания.


5. В силу синтетичности русского языка и его флективного характера сначала начинайте учить ребёнка слоговому чтению, аналитико- синтетическим операциям над буквой и звуком. Отсутствие навыка слогового чтения спровоцирует огромное количество не только языковых, но и логических ошибок. Отсутствие навыка слогового чтения спровоцирует огромное количество не только языковых, но и логических ошибок. Навыки слогового и словесного чтения на русском должны быть сформированы либо до чтения на английском, либо параллельно, но с некоторым опережением. Навыки слогового и словесного чтения на русском должны быть сформированы либо до чтения на английском, либо параллельно, но с некоторым опережением.


Играйте с ребёнком: Поиграйте в ресторан – разместите разрезную кассу букв на кухне так, чтобы ребенок мог свободно до нее дотянуться и "заказать" себе лакомства, блюда или игрушки складыванием слов и предложений ("Марина хочет яблоко").Поиграйте в ресторан – разместите разрезную кассу букв на кухне так, чтобы ребенок мог свободно до нее дотянуться и "заказать" себе лакомства, блюда или игрушки складыванием слов и предложений ("Марина хочет яблоко"). Очень интересно вместе "писать письма" на печатной машинке или компьютере (сделайте шрифт покрупнее и добавьте цветную заливку экрана) - пишите сначала как можно более простые слова, например, напишите слово "папа", выберите вместе шрифты и цвет заливки, если есть возможность, распечатайте на принтере - и отнесите папе, пусть он обрадуется. Очень интересно вместе "писать письма" на печатной машинке или компьютере (сделайте шрифт покрупнее и добавьте цветную заливку экрана) - пишите сначала как можно более простые слова, например, напишите слово "папа", выберите вместе шрифты и цвет заливки, если есть возможность, распечатайте на принтере - и отнесите папе, пусть он обрадуется. Чтобы создать или поддержать интерес ребёнка, придумывайте для него различные задания и интересные дела: написать письмо любимому сказочному герою, сочинить сказку (скорее всего сочинять сказку придется вместе, а печатать ее будете Чтобы создать или поддержать интерес ребёнка, придумывайте для него различные задания и интересные дела: написать письмо любимому сказочному герою, сочинить сказку (скорее всего сочинять сказку придется вместе, а печатать ее будете Вы).


Советы педагогам 1.В процессе обучения чтению по букварю нужна аналитико-синтетическая работа, в том числе по моделям и схемам. Для успешного обучения чтению на русском языке, нужны хорошо развитое пространственное восприятие (чтобы ребенок ориентировался, в каком направлении надо читать) и достаточно развитый фонематический («речевой» слух) - умение слышать звук в слове. Для успешного обучения чтению на русском языке, нужны хорошо развитое пространственное восприятие (чтобы ребенок ориентировался, в каком направлении надо читать) и достаточно развитый фонематический («речевой» слух) - умение слышать звук в слове. Для его развития используются задания: «Определи, есть ли в слове звук (и любые игровые варианты этих заданий)». Для его развития используются задания: «Определи, есть ли в слове звук (и любые игровые варианты этих заданий)».


2. Часто повторяйте фразы, демонстрирующие падежные варианты («Мы читаем книгу, интересная книга, нет книги» и пр.). 3. Используйте в работе только мини-тексты, избегайте разрозненных предложений. 4.Учите наизусть четверостишия, используйте задания «письмо по памяти».


5. У ребёнка-билингва несколько ранее, чем у его сверстника-монолингва должны быть сформированы такие умственные действия, как грамматические классификации или операции с понятиями. 5. У ребёнка-билингва несколько ранее, чем у его сверстника-монолингва должны быть сформированы такие умственные действия, как грамматические классификации или операции с понятиями. Это позволит в дальнейшем воспринимать парадигматические связи в русской грамматике. Необходимы задания, конструирующие содержание правил, обучение через алгоритмы. Это позволит в дальнейшем воспринимать парадигматические связи в русской грамматике. Необходимы задания, конструирующие содержание правил, обучение через алгоритмы.


6. Нужны мотивирующие задания-игры: Пусть ребенок играет роль учителя (самостоятельно составляет слова и слоги из разрезной азбуки). Предложите поиграть в почтальона и раздать всем конфеты (подарки, письма). Напишите крупными буквами простые записки, помогите их прочитать. Предложите детям найти игрушку по записке: "Под столом", "На стуле" и т.д. (с указанием следующего места расположения игрушки). Предложите детям найти игрушку по записке: "Под столом", "На стуле" и т.д. (с указанием следующего места расположения игрушки).


Необходима систематическая работа над моделированием (от звуко- буквенного до синтаксического). Обязательны задания на самостоятельную систематизацию (обобщение) или структурирование задачи. (обобщение) или структурирование задачи. Это обеспечит «мыслительную доминанту» и даст прирост абстрактного мышления. Это обеспечит «мыслительную доминанту» и даст прирост абстрактного мышления.


При помощи когнитивной сферы происходит анализ и синтез всех поступающих впечатлений и сведений. Когнитивные психические структуры являются носителем интеллекта, обеспечивают репрезентацию действительности и предопределяют интеллектуальные свойства личности (М.А. Холодная).


Спасибо за внимание!

Современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 12 основных областей исследования (рис. 1.1): когнитивная нейронаука, восприятие, распознавание паттернов, внимание, сознание, память, репрезентация знаний, воображение, язык, психология развития, мышление и формирование понятий, а также человеческий интеллект и искусственный интеллект.

Рис. 1Основные направления исследований в когнитивной психологии

Когнитивная психология – раздел психологии изучающий познавательные процессы человеческого сознания. Охватывает весь диапазон психологических процессов.

Проблема репрезентации знаний, как эта информация будет представлена.Репрезентация – структура информации, создаваемая нами и хранимая в сознании в виде картинок, звуков, ощущений

Когнитивная нейронаука

Лишь в течение последних нескольких лет когнитивные психологи и когнитивные неврологи (специалисты по мозгу) установили между собой отношения тесного сотрудничества. К настоящему времени этот союз дал наиболее впечатляющие результаты в области изучения свойств нашего разума. Когнитивные психологи ищут неврологические объяснения имеющихся у них данных, а неврологи обращаются к когнитивным психологам, чтобы объяснить результаты, полученные в лабораториях. В приведенном примере разговора сбитого с толку водителя и полицейского каждая часть когнитивного процесса - от ощущения до знания правил вождения автомобиля - поддерживается основными электрохимическими процессами, происходящими в мозге и нервной системе.

Восприятие

Отрасль психологии, непосредственно связанная с обнаружением и интерпретацией сенсорных стимулов, называется психологией восприятия. Из экспериментов по восприятию мы хорошо знаем о чувствительности человеческого организма к сенсорным сигналам и - что более важно для когнитивной психологии - о том, как интерпретируются эти сенсорные сигналы.

Описание, данное полицейским в вышеприведенной уличной сцене, в значительной степени зависит от его способности «видеть» существенные признаки окружения. «Ви дение», однако, это далеко не простое дело. Для восприятия сенсорных стимулов - в нашем случае они преимущественно зрительные - необходимо, чтобы они имели определенную величину: если водителю предстоит выполнить описанный маневр, эти признаки должны иметь значительную интенсивность. Кроме того, постоянно изменяется сама ситуация. По мере изменения положения водителя появляются новые признаки. Отдельные признаки приобретают особое значение в процессе перцепции. Указательные знаки различаются по цвету, положению, форме и т. д. Многие изображения при движении постоянно меняются, и, чтобы действовать согласно их указаниям, водитель должен быстро корректировать свое поведение.