Уроки вежливости

Вежливость является важным качеством любого культурного человека. Имея навыки вежливого общения, легко произвести хорошее впечатление в обществе, легко добиться расположения к себе. С вежливым человеком всегда приятно общаться. Поэтому задача каждого родителя суметь привить эти навыки с самого раннего возраста.

У одних детей получается усвоить легко основные нормы, другим они даются с трудом. Давайте разберёмся, почему так происходит.

Для начала каждый родитель должен понять, что означает вежливость для детей. Для кого-то, вежливый ребенок — тот, знает «волшебные слова», для других – тот, кто умеет культурно вести себя в общественных местах, или просит прощение за свое неправильное поведение. Скорее всего, вежливость – это комплексное понятие, которое предполагает соблюдение многих норм поведения, придуманных в обществе.

Когда же начинать приучать к вежливости? Правильнее будет начинать с «пелёнок». В первый год жизни, малыши, будучи крохотными несмышлёнышами, становятся настоящими личностями, способными найти контакт с окружающими. И именно в этот период закладываются первые нормы вежливости. Ребёнок, как губка впитывает всё, что происходит в семье. Если мама будет обращаться с ним вежливо, говорить «спасибо», «пожалуйста», «спокойной ночи», то малыш быстрее усвоит первые уроки вежливости для детей. Волшебные слова появятся в лексиконе крохи естественным образом, без лекций и нравоучений. Но если, же ребёнок вместо «спокойной ночи» слышит «Спи быстро», а вместо «дай, пожалуйста» — «отдай, а то получишь», то, вряд ли, от него следует ожидать вежливых фраз. Скорее всего, его поведение будет агрессивным. Поэтому важным этапом в воспитании вежливости является личный пример взрослых.

Появление в лексиконе ребёнка вежливых слов – второй этап. Если малыш постоянно слышит от окружающих эти слова, то уже к 1,5 годам он сможет их произносить. Прежде всего, ребёнка следует научить основному слову «здравствуй». Сначала он может просто говорить «привет», но к трём годам следует, непременно, научить его здороваться. Как минимум, к трем годам ребенок должен активно использовать следующие слова: «здравствуй», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «извини». Постепенно расширяйте лексикон вежливых слов.

Вежливость для детей начинает закрепляться в сознании в возрасте 3 лет. Именно этот период является благоприятным для того, чтобы научить ребёнка осознанному вежливому поведению. Потому, что к этому возрасту малыш активно определяет границы дозволенного и недозволенного, а вежливость – это граница допустимого.

После 4 лет вежливость для детей становится более осознанной. Родительский пример так и остаётся главным приоритетом в этом возрасте. Но ребёнок перестаёт быть пассивным участником, а становится судьёй этого процесса. В старших группах детского сада часто можно услышать: «А Коля ударил меня и не хочет извиняться!». Ребёнок не просто ябедничает, а пытается разобраться, правильно ли он усвоил определённую этическую норму. К шести годам ябедничество постепенно уходит, поскольку ребенок уже усвоит что плохо, а что хорошо. И при правильном воспитании именно в этот период в детях начнут просыпаться настоящие «леди» и «джентльмены».

Наглядно показать эффективные способы общения, усвоить уроки дружбы поможет сюжетная игра. Участниками могут стать любые игрушки обозначаемые живое существо. А ситуаций, где необходимо проявить вежливость очень много: общение в садике, встреча знакомого, поход в магазин, в гостях, в транспорте. Разыграйте историю в ролях, демонстрируя ребенку вежливое поведение и его важность.

Есть много поучительных сказок о вежливости. Например, сказка Ш. Перро о двух сёстрах или «Морозко». Вы можете сами придумать сказку, иллюстрируя какой-либо пример вежливости, а потом обыграть её с теми же игрушками.

Каждые родители задумываются о том, как воспитать успешного ребенка. Одно их главных условий успешности – это вежливость, умение уважать мнение других людей. Поэтому, обучая ребенка вежливости, вы ориентируете его на успешность.

Уроки вежливости можно преподносить в процессе игры. Очень полезна игра «Волшебные слова». Вариантов ее – великое множество. Вы можете придумать свой или воспользоваться нашим примером. Главное смысл – игра носит соревновательный характер. Ребёнок со взрослым соревнуются, кто больше назовёт «волшебных слов». Повторять слова нельзя. Когда прейдет очередь взрослого, пусть старается называть слова, неизвестные для малыша.

Важно быть вежливым в общении с ребёнком, побольше разговаривать с ним, как с взрослым, о правильном и неправильном поведении, о благородных и трусливых поступках. И тогда, непременно, он вырастет вежливым,  добрым и воспитанным  человеком.

Автор: Елена, специально для сайта Звездочет

Метки текущей записи: ,
 
Статья прочитана 6 раз(a).
 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля