Порядок разделения рабочего дня на части. Как отразить в пвтр разделение режима работы на несколько частей

Порядок разделения рабочего дня на части. Как отразить в пвтр разделение режима работы на несколько частей

Комментарий к статье 105

1. Статья устанавливает основания, при которых вводится разделение рабочего дня на части: особый характер труда в организациях (например, организации, обслуживающие население); производство работ, интенсивность которых не одинакова в течение рабочего дня (смены) (например, городской пассажирский транспорт). Установить разделение рабочего дня на части, или раздробленный рабочий день, можно при соблюдении условия - общая продолжительность рабочего времени не может превышать предусмотренную продолжительность ежедневной работы.

Законодательством не определяется, на какое количество частей может быть разделен рабочий день. На практике рабочий день делится на две части с перерывом более 2 часов. Возможно установление большего количества перерывов. Указанные перерывы не оплачиваются. Обеденный перерыв включается в указанные перерывы.

2. Разделение рабочего дня на части вводится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Локальный нормативный акт, регулирующий разделение рабочего дня на части, должен предусматривать: круг работников, для которых вводится раздробленный рабочий день; величину продолжительности частей, на которые разделен рабочий день, величину продолжительности перерыва между ними; срок, на который вводится раздробленный рабочий день (или срок не указывается), и др. Поскольку режим, при котором рабочий день разделен на части, неудобен работнику, в локальном нормативном акте может предусматриваться выплата работнику доплат.

3. Для некоторых категорий работников разделение рабочего дня на части установлено законодательством. Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15, предусмотрено, что водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более 2 часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены). Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей.

Приказом Минсвязи России от 8 сентября 2003 г. N 112 утвержден Перечень профессий и должностей работников связи, для которых работодатель может устанавливать разделенный на части рабочий день. В него включены: начальники отделений связи (включая передвижные отделения связи) 5, 6 и 7 групп; операторы связи по приему и выдаче почтовых отправлений и телеграмм, а также по организации доставки почты; сортировщики почтовых отправлений и произведений печати в доставочных организациях связи; почтальоны по доставке почтовых отправлений, периодической печати, телеграмм и денежных средств; телефонисты переговорных пунктов; электромонтеры станционного оборудования по обслуживанию бюро ремонта телефонов ГТС и СТС; телефонисты справочной службы справочно-информационного узла телефонной сети и др.

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей, утв. Приказом Минтранса России от 18 октября 2005 г. N 127, определено, что водителям с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две части. Перерыв между двумя частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность перерыва между частями рабочего дня (смены) при разделении рабочего дня (смены) на части в дневное время должна быть не более 2 часов без учета времени для отдыха и питания, в ночное время - не более 6 часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительной ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены). Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте, оборудованном для отдыха водителей.

На некоторых предприятиях нередко фиксируются существенные перепады интенсивности труда в пределах одной рабочей смены. В зависимости от сферы деятельности и профиля производства, его масштабов и количества привлеченных сотрудников, на предприятии может вводиться режим разделенного трудового дня.

Понятие разделенного рабочего дня, его правовая база

Разделенный график представляет собой такой порядок исполнения рабочих обязанностей сотрудником, при котором смена делится на конкретные временные отрезки, между которыми существуют перерывы фиксированной длительности. При этом общее количество фактически отработанных часов в день не должно превышать стандартную норму.

В ст. 105 ТК РФ определяются общие условия действия такого режима в рабочем процессе. При этом ТК РФ не регламентирует максимальное или минимальное количество дробных частей одной трудовой смены, как и их длительность.

Однако, как показывает практика, работодатели зачастую предпочитают делить смену на две части с перерывом свыше 2 часов. Также, если направленность предприятия предполагает более частые остановки производственного процесса, то перерывы определяются в большем количестве.

Для того чтобы выявить, является ли рабочий день раздробленным, необходимо определить характер перерыва. Так, пауза на отдых и прием пищи для сотрудников – обеденный перерыв – регламентируется ст. 108 ТК РФ. Исходя из обозначенной статьи, если подобный перерыв длится более двух часов, то рабочий день считается разделенным. При этом работодатель в таких обстоятельствах должен опираться на ст. 105 ТК РФ в процессе ведения дальнейшей трудовой деятельности.

Случаи, в которых актуально разделение рабочего дня на части

Интенсивность работ на протяжении одной трудовой смены может быть изменчива. Например, производство предполагает большое количество заказов в утреннее время, при этом к вечеру остаются единичные клиенты. Деление смены в таких обстоятельствах создано для удобства руководящего аппарата и самих сотрудников, которые смогут находиться на рабочих местах только по факту необходимости, то есть при наличии конкретной работы. Основной целью деления трудового дня выступает оптимизация распределения временных ресурсов.

Представителями подобного рабочего режима являются многие службы коммунальной сферы и транспортные организации.

Условия применения данного режима трудового времени описаны в ст. 105 ТК РФ. К ним относятся:

  • особая направленность производства;
  • наличие в производственном процессе перепадов интенсивности на протяжении одного рабочего дня;
  • фиксация подобного положения в локальном нормативном документе, основываясь на одобрении профсоюзного образования;
  • отсутствие возможности организации беспрерывно работать целый трудовой день. Например, если в середине смены определенное количество времени выделено на уборку офиса. В таких обстоятельствах работникам предоставляется перерыв.

Наниматель не вправе применять подобный режим по собственному усмотрению. Для введения подобного рабочего графика в организации нужны веские причины, а также существенные доказательства, обуславливающие невозможность иного варианта осуществления деятельности. То есть, компании необходимо соответствовать требованиям ст. 105 ТК РФ.

Практика показывает, что в ситуациях, когда между работодателем и подчиненным возникают споры относительно профессиональных отношений, правовые структуры в первую очередь требуют предоставление обоснований для разделенного трудового графика.

Особенности перерывов при разделении рабочего дня

Сотрудникам, трудящимся при разделенном рабочем графике, также полагаются перерывы в течение дня для отдыха и приема пищи. Это фиксируется в ст. 108 ТК РФ. Подобное положение строго обязательно для любых управленцев вне зависимости от правовой формы организации, а также от режима трудового дня, предполагаемого в компании.

Подобный период на восстановление сил и приема обеда может использоваться сотрудником в любой момент смены. Основным требованием выступает временной промежуток. Так, стандартный перерыв должен длиться более получаса и менее двух часов. Подобная пауза не учитывается при начислении зарплаты, а также не включается в общее трудовое время.

Исходя из ч.1, ч.2 ст. 108 ТК РФ, подобный перерыв может быть присоединен к любому перерыву, предусмотренному раздробленным трудовым режимом.

Неоплачиваемые перерывы между частями трудового дня

Периоды перерывов при разделенном рабочем графике не подлежат оплате. При этом количество частей, на которые может делиться одна рабочая смена, а также длительность каждого перерыва между частями, определяется руководителем компании и фиксируется в локальном нормативном документе. Возможность управленца самостоятельно определять подобное положение фиксируется в ст. 8, ст. 22, ст. 105 ТК РФ.

Наиболее распространенным вариантом является деление одной смены на две части с одним неоплачиваемым перерывом, длящимся более двух часов.

Также существуют отдельные нормативные документы, регламентирующие частные профессии и порядок их труда при разделенном рабочем графике. В частности, отдельные правила предусмотрены для следующих профессий:

  • водители общественного транспорта (трамваи и троллейбусы);
  • водители автобусов, работающих по междугородним маршрутам.

Важно помнить, что, если деление трудового дня предусмотрено отраслевыми нормативами, то принятие во внимание положений таких документов необходимо при составлении локальных документов.

Существующие доплаты за разделенный рабочий день

Дробление одной трудовой смены обуславливает неудобство для подчиненных, которым приходится покидать рабочее место, чтобы через несколько часов туда вернуться. Подобные обстоятельства являются причиной обеспечения субъектов доплатой за труд при раздробленном трудовом режиме.

Порядок выплат и объем дополнительных начислений фиксируется местным нормативным документом или в коллективном соглашении. Также, в соответствии со ст. 149 ТК РФ, данный вопрос может регулироваться индивидуально, то есть, обозначаться в трудовом соглашении с конкретным подчиненным.

Следует понимать, что доплата представляет собой компенсационные выплаты, которые не входят в объем оклада. Объем таких выплат определяется, исходя из конкретной ситуации, специфики деятельности и труда самого сотрудника. Размер доплаты определяется как процент от оклада или ставки подчиненного.

Ст. 149 ТК РФ предполагает такой объем доплаты конкретным группам работников:

  • женщинам, трудящимся в сельскохозяйственной отрасли, полагаются дополнительные 30% от установленной оплаты труда;
  • гражданам, трудящимся в жилищно-коммунальных организациях, также полагается 30%;
  • управляющему аппарату РЖД – 30%.

При этом наниматель не вправе устанавливать меньшую по объему надбавку. Однако сумма компенсационного процента может увеличиваться, исходя из желания работодателя.

За выдачу доплаты в меньшем объеме работодатель может понести ответственность. Так, сотрудник вправе подать соответствующую жалобу в инспекцию труда. Регулировка данной ситуации будет основываться в своем порядке на ст. 357 ТК РФ.

Если по факту проверки на предприятии были выявлены соответствующие нарушения, на сотрудников компании будет наложена административная ответственность, основываясь на ст. 5/27 КоАП РФ:

  • для должностных лиц – от 1.000 до 5.000 руб.;
  • для юридических лиц – от 30.000 до 50.000 руб.

Порядок оформления разделенного трудового дня

Алгоритм действий по оформлению раздробленного рабочего дня выглядит следующим образом:

  1. Проектировка локального нормативного документа, основываясь на котором, работодатель сможет регулировать порядок режима труда при разделенном рабочем времени.
  2. Предоставление проекта документа в службу профсоюза. После рассмотрения профсоюзом проекта, выносится решение.
  3. Утверждение документа, его официальная публикация.
  4. Обеспечение подчиненных возможностью ознакомиться с документом, получив их подпись в доказательство осуществления указанного действия. Также, в случае необходимости, работникам следует разъяснить детали и подробности нового режима.
  5. Составление дополнительных соглашений с подчиненными. Данный документ призван фиксировать разделенный трудовой график по отношению к каждому сотруднику в частности.

Так, наниматель не имеет права единолично принять решение об использовании подобного режима труда. Ему также необходимо получить согласие профсоюза, который должен убедиться, что принимаемые корректировки не отразятся на служащих негативно, а также не нарушат их права.

Разделение рабочего дня на части для водителей

Деление трудового дня, в частности, характерно для водителей рейсового транспорта . Это обусловлено необходимостью водителя подстраиваться под график движения автобусов, который определяет руководитель организации пассажирских перевозок. Таким образом, трудовой период, включающий все поездки сотрудника, может превышать зафиксированную законом норму. Однако получить надбавку за сверхурочный труди или не представляется возможным ввиду того, что:

  • общее сверхурочное время не должно превышать отметки в 120 часов в год. Поездки между городами осуществляются ежедневно;
  • ст. 101 ТК РФ определено, что использование ненормированного графика только при краткосрочной необходимости (на несколько дней) запрещено.

В данных обстоятельствах трудностью является также посменный график, так как определить нормированную смену проблематично. Помимо этого, труд на протяжении двух рабочих смен подряд законодательно запрещен, но, как показывает практика, имеет место быть. Так, когда водитель осуществляет одну поездку, он ждет необходимое количество времени (зачастую более 2-х часов), после чего осуществляет новую поездку.

Оптимальным решением становится использование дробленного рабочего графика, так как режим работы водителей попадает под положения ст. 105 ТК РФ.

Нюансами данного режима труда для водителей являются:

  1. Перерыв между частями рабочей смены должен начинаться не позднее первых пяти часов с начала рабочего дня.
  2. Когда разрыв рабочего времени достигает более 4 часов, работник имеет право брать перерыв в первой части смены. При этом длительность перерыва не может быть менее 15 минут.
  3. Временной отрезок, находящийся между рабочими частями, не должен быть более двух часов. В него не учитывается законодательно положенный субъекту перерыв на еду и отдых.

Так, для оформления подобного режима труда, наниматель должен получить письменное согласие водителя. В иных случаях привлечение субъекта к подобной деятельности незаконно.

Таким образом, разделенный график труда используется для оптимизации использования рабочего времени. Это характерно для предприятий, у которых существуют сильные перепады интенсивности работы. Для оформления подобного графика нанимателю требуется получить согласие сотрудников и профсоюзного органа.

Здравствуйте!

РФ. Что такое разделенный рабочий день? Если в организации работники выполняют задачи различной степени интенсивности в течение рабочего дня, то руководство имеет право разделять их рабочий день на части. При этом в разные промежутки времени для таких работников может варьироваться оплата труда. Обычно такой метод применяется организациями для более рационального и эффективного использования рабочего времени. О том, как оформить этот процесс, сказано в статье 105 ТК РФ, которая содержит нормы и правила, регламентирующие такой график работы. В частности, общая продолжительность разделенного на части рабочего дня не должна превышать 8 часов. При этом не важно, в какое время суток трудился работник. Зачастую этот метод применяют: предприятия сельского хозяйства; организации, предоставляющие транспортные услуги; поставщики коммунальных услуг; организации, осуществляющие железнодорожные и авиаперевозки. При этом нужно учитывать, что разделение рабочего дня на части не всегда является посменной работой. Поэтому работодатель должен очень внимательно составлять график работы, а также не забывать о доплатах. День, разделенный на части, оплачивается дополнительно Как напомнили специалисты Минтруда в своем письме, во время разделенного рабочего дня сотрудники испытывают неудобства.

Ведь им приходится в течение рабочего дня покидать рабочие места, а потом возвращаться всего через несколько часов. Поэтому логично, что работодатель обязан компенсировать такой график работы материально. Порядок доплаты и ее размер обязательно следует прописать в коллективном договоре и учесть в положении об оплате труда. Также такое условие должны содержать трудовые договоры работников. Величина доплаты за разделение рабочего дня на части устанавливается для каждого сотрудника индивидуально. Как правило, за основу берут процентное соотношение к окладу сотрудника или его дневной ставке.

Здравствуйте!

Не все работодатели, а тем более их работники знают, что существует вид доплаты за разделение рабочего дня на части . Об этом напомнил Минтруд России, который также указал, что неисполнение этого требования грозит работодателям серьезными штрафами. Минтруд России опубликовал письмо от 17.05.2018 № 14-2/ООГ-4118, в котором напомнил работодателям об обязанности доплачивать работникам за отклоненение условий их труда от нормативных. По мнению чиновников, таким отклонением является работа в режиме разделения рабочего дня на части. Обязанность оплачивать такие условия труда предусмотрена статьей 149 Трудового кодекса РФ. Что такое разделенный рабочий день? Если в организации работники выполняют задачи различной степени интенсивности в течение рабочего дня, то руководство имеет право разделять их рабочий день на части. При этом в разные промежутки времени для таких работников может варьироваться оплата труда. Обычно такой метод применяется организациями для более рационального и эффективного использования рабочего времени. О том, как оформить этот процесс, сказано в статье 105 ТК РФ, которая содержит нормы и правила, регламентирующие такой график работы. В частности, общая продолжительность разделенного на части рабочего дня не должна превышать 8 часов. При этом не важно, в какое время суток трудился работник. Зачастую этот метод применяют: предприятия сельского хозяйства; организации, предоставляющие транспортные услуги; поставщики коммунальных услуг; организации, осуществляющие железнодорожные и авиаперевозки. При этом нужно учитывать, что разделение рабочего дня на части не всегда является посменной работой. Поэтому работодатель должен очень внимательно составлять график работы, а также не забывать о доплатах. День, разделенный на части, оплачивается дополнительно Как напомнили специалисты Минтруда в своем письме, во время разделенного рабочего дня сотрудники испытывают неудобства. Ведь им приходится в течение рабочего дня покидать рабочие места, а потом возвращаться всего через несколько часов. Поэтому логично, что работодатель обязан компенсировать такой график работы материально.

Вход на сайт

Порядок доплаты и ее размер обязательно следует прописать в коллективном договоре и учесть в положении об оплате труда. Также такое условие должны содержать трудовые договоры работников. Величина доплаты за разделение рабочего дня на части устанавливается для каждого сотрудника индивидуально. Как правило, за основу берут процентное соотношение к окладу сотрудника или его дневной ставке. Размер надбавки может составлять от 30 до 70%, в зависимости от занимаемой должности, условий труда и задействованного в графике времени суток. Ответственность работодателя за отсутствие доплаты Если организация не пропишет в коллективном договоре или другом нормативном локальном акте доплату за разделение рабочего дня на части, ее могут привлечь к административной ответственности по статье 5.27 КоАП РФ. Размер штрафа при этом будет зависеть от того, какое по счету совершено нарушение: за первый проступок работодателю грозит штраф в размере до 50 000 рублей; повторный проступок приведет к административному штрафу в размере до 100 000 рублей. Выявить нарушение проверяющие инспекторы Государственной инспекции труда могут как в ходе плановой проверки, так и при внеплановом визите в организацию. Во втором случае прийти с проверкой ГИТ может на основании жалобы работника, если он обнаружит, что ему не платят за график работы, отличающийся от стандартного.

Размер доплаты устанавливает работодатель в зависимости от условий труда.

Обращайтесь с жалобой в трудовую инспекцию со ссылкой на письмо Минтруда.

Здравствуйте!

Не все работодатели, а тем более их работники знают, что существует вид доплаты за разделение рабочего дня на части . Об этом напомнил Минтруд России, который также указал, что неисполнение этого требования грозит работодателям серьезными штрафами. Минтруд России опубликовал письмо от 17.05.2018 № 14-2/ООГ-4118, в котором напомнил работодателям об обязанности доплачивать работникам за отклоненение условий их труда от нормативных.

По мнению чиновников, таким отклонением является работа в режиме разделения рабочего дня на части. Обязанность оплачивать такие условия труда предусмотрена статьей 149 Трудового кодекса РФ. Что такое разделенный рабочий день? Если в организации работники выполняют задачи различной степени интенсивности в течение рабочего дня, то руководство имеет право разделять их рабочий день на части.

Разрывной рабочий день трудовой кодекс

При этом в разные промежутки времени для таких работников может варьироваться оплата труда. Обычно такой метод применяется организациями для более рационального и эффективного использования рабочего времени. О том, как оформить этот процесс, сказано в статье 105 ТК РФ, которая содержит нормы и правила, регламентирующие такой график работы. В частности, общая продолжительность разделенного на части рабочего дня не должна превышать 8 часов. При этом не важно, в какое время суток трудился работник. Зачастую этот метод применяют: предприятия сельского хозяйства; организации, предоставляющие транспортные услуги; поставщики коммунальных услуг; организации, осуществляющие железнодорожные и авиаперевозки. При этом нужно учитывать, что разделение рабочего дня на части не всегда является посменной работой. Поэтому работодатель должен очень внимательно составлять график работы, а также не забывать о доплатах. День, разделенный на части, оплачивается дополнительно Как напомнили специалисты Минтруда в своем письме, во время разделенного рабочего дня сотрудники испытывают неудобства. Ведь им приходится в течение рабочего дня покидать рабочие места, а потом возвращаться всего через несколько часов. Поэтому логично, что работодатель обязан компенсировать такой график работы материально. Порядок доплаты и ее размер обязательно следует прописать в коллективном договоре и учесть в положении об оплате труда. Также такое условие должны содержать трудовые договоры работников. Величина доплаты за разделение рабочего дня на части устанавливается для каждого сотрудника индивидуально. Как правило, за основу берут процентное соотношение к окладу сотрудника или его дневной ставке. Размер надбавки может составлять от 30 до 70%, в зависимости от занимаемой должности, условий труда и задействованного в графике времени суток. Ответственность работодателя за отсутствие доплаты Если организация не пропишет в коллективном договоре или другом нормативном локальном акте доплату за разделение рабочего дня на части, ее могут привлечь к административной ответственности по статье 5.27 КоАП РФ. Размер штрафа при этом будет зависеть от того, какое по счету совершено нарушение: за первый проступок работодателю грозит штраф в размере до 50 000 рублей; повторный проступок приведет к административному штрафу в размере до 100 000 рублей. Выявить нарушение проверяющие инспекторы Государственной инспекции труда могут как в ходе плановой проверки, так и при внеплановом визите в организацию. Во втором случае прийти с проверкой ГИТ может на основании жалобы работника, если он обнаружит, что ему не платят за график работы, отличающийся от стандартного.

Размер доплаты устанавливает работодатель в зависимости от условий труда.

Обращайтесь с жалобой в трудовую инспекцию со ссылкой на письмо Минтруда.


Действительно, ст. 105 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) точно не определяет, какой день считать разрывным, или раздробленным. Данная статья ТК РФ содержит общие условия, которые, однако, очень важны (основания для введения такого режима работы, продолжительность рабочего времени при его введении и др.). Также закон не определяет количество частей, на которые может быть разделен рабочий день. Чтобы определить, является ли рабочий день разрывным, надо установить характер перерыва в середине рабочего дня. В большинстве случаев таким перерывом является перерыв для отдыха и питания, или так называемый обеденный перерыв, который регулируется ст. 108 ТК РФ. Эта статья устанавливает, что продолжительность обеденного перерыва не должна быть менее 30 минут, но не более 2-х часов. Из вышесказанного на практике делается вывод, что если перерыв в середине рабочего дня более 2-х часов, то такой день считается разрывным, но для его установления надо соблюдать условия, определенные статьей 105 ТК РФ. Этот вывод подтверждается и рядом нормативных актов на федеральном уровне, которыми установлены особенности рабочего времени и времени отдыха для отдельных категорий работников. Так Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Постановлением Минтруда России от 25.06.99 № 16, предусматривает, что водителям автобусов, работающим на городских, пригородных и междугородних регулярных пассажирских линиях, с их согласия, может устанавливаться рабочий день с разделением смены на две части при условии, что водители будут возвращаться к месту дислокации до начала разрыва смены, не позже чем через 4 часа после начала работы. При этом продолжительность перерыва должна быть не менее 2 часов. Это время не включается в перерывы для отдыха и питания. То есть помимо перерыва между частями рабочего дня в рассматриваемом случае водители имеют право и на перерыв для отдыха и питания до двух часов.
Что касается других категорий работников, то ст. 105 ТК РФ позволяет работодателю вводить разрывной рабочий день и в других случаях, помимо предусмотренных централизованными нормативными актами.

Разделение рабочего дня на части (Орлова Е.)

Однако для этого должны быть основания (в организации ведутся работы, при которых разделение необходимо вследствие особого характера труда, или работы, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены)) и должна быть соблюдена процедура. Разделение рабочего дня на части производится работодателем на основании специального локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации. Этот локальный нормативный акт должен предусматривать:



2017-09-1515.09.2017 14:33

Здравствуйте. Начнем с того, что я повторюсь, для установления режима работы сотрудника есть ПВТР, Коллективный договор, Табель учета рабочего времени. На данный момент форма путевого листа нигде не регламентирована, как, в общем-то и досконально порядок его заполнения.

Почему вы путаете две смены и разрывной график.

Сменная работа заключается в том, что бригады (сотрудники) сменяют друг друга в течение суток. По факту смена у вас одна, но с перерывом 4 часа. Если вы считаете верным проводить 4 медосмотра, это ваше право и хуже от этого не будет.

Учет рабочего времени педагогов: как оплачивается разрывной день воспитателя?

Но по факту, исходя из буквального прочтения имеющихся и приведенных выше правил, вам достаточно проводить его в начале и в конце дня(а он у вас у работника один). Если у нас легковой автомобиль несколько рейсов делает, возвращаясь в гараж — мы водителя не осматриваем перед каждым выездом (но мы не госпредприятие).

Никакой фривольности здесь не вижу. Перерыв установлен всеми нормативными документами, вы можете в путевом листе написать на обороте перерыв со стольки-то до стольки-то — не вижу здесь ничего противозаконного. Также сейчас лично сам разрабатывал разрывной график для 2-х водителей автобусов, но мы не автотранспортное предприятие. Никто претензий не предъявлял, в том числе и транспортная инспекция. Гадать о чем там будет судиться с компанией водитель — не вижу смысла, отразить время перерыва можно разными способами, фактически основной документ по учету рабочего времени — табель.

Кроме того, у вас работник может проводить перерыв вне гаража — на каком основании вы будет ставить ему время въезда и выезда в середине дня. Если просмотреть все документы по медосмотрам (текущие) нигде нет четкого указания на необходимость их проведения после каждой поездки. Необходимый минимум — начало смены — конец смены.

Я также знаю, что в муниципальных автотранспортных предприятиях при разрывном графике их проводят 4 раза, но считаю, что частные компании могут ограничиваться предсменным и после сменным. Тем не менее при принятии решения о количестве медосмотров следует учитывать интенсивность нагрузки на водителя. В вашем случае проведение 4-х осмотров оправдано.

Ответить

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Поясните, пожалуйста, какой день может относиться к разрывному. Какой продолжительности должен быть перерыв в середине рабочего дня. Существуют ли какие-либо нормативные акты на этот счет, т.к. ст. 105 не поясняет, какой режим можно считать разрывным.

Действительно, ст. 105 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) точно не определяет, какой день считать разрывным, или раздробленным. Данная статья ТК РФ содержит общие условия, которые, однако, очень важны (основания для введения такого режима работы, продолжительность рабочего времени при его введении и др.). Также закон не определяет количество частей, на которые может быть разделен рабочий день. Чтобы определить, является ли рабочий день разрывным, надо установить характер перерыва в середине рабочего дня. В большинстве случаев таким перерывом является перерыв для отдыха и питания, или так называемый обеденный перерыв, который регулируется ст. 108 ТК РФ. Эта статья устанавливает, что продолжительность обеденного перерыва не должна быть менее 30 минут, но не более 2-х часов. Из вышесказанного на практике делается вывод, что если перерыв в середине рабочего дня более 2-х часов, то такой день считается разрывным, но для его установления надо соблюдать условия, определенные статьей 105 ТК РФ. Этот вывод подтверждается и рядом нормативных актов на федеральном уровне, которыми установлены особенности рабочего времени и времени отдыха для отдельных категорий работников. Так Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв.

Оплата при разрывном графике работы

Постановлением Минтруда России от 25.06.99 № 16, предусматривает, что водителям автобусов, работающим на городских, пригородных и междугородних регулярных пассажирских линиях, с их согласия, может устанавливаться рабочий день с разделением смены на две части при условии, что водители будут возвращаться к месту дислокации до начала разрыва смены, не позже чем через 4 часа после начала работы. При этом продолжительность перерыва должна быть не менее 2 часов. Это время не включается в перерывы для отдыха и питания. То есть помимо перерыва между частями рабочего дня в рассматриваемом случае водители имеют право и на перерыв для отдыха и питания до двух часов.
Положением о рабочем времени и времени отдыха работников эксплуатационных организаций связи, утв. Постановлением Минтруда России от 17.11.97 № 58, предусмотрено, что работникам, непосредственно связанным с обслуживанием населения, может устанавливаться, с их согласия, несколько перерывов в работе общей продолжительностью более 2 часов, включая перерыв для отдыха и питания.
Что касается других категорий работников, то ст. 105 ТК РФ позволяет работодателю вводить разрывной рабочий день и в других случаях, помимо предусмотренных централизованными нормативными актами. Однако для этого должны быть основания (в организации ведутся работы, при которых разделение необходимо вследствие особого характера труда, или работы, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены)) и должна быть соблюдена процедура. Разделение рабочего дня на части производится работодателем на основании специального локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации. Этот локальный нормативный акт должен предусматривать:
— основания для введения разрывного рабочего дня,
— круг работников, для которых вводится разрывной рабочий день,
— количество и продолжительность частей, на которые разделен рабочий день, продолжительность перерыва между ними,
— срок, на который вводится разрывной рабочий день (или срок не указывается) и др.
Поскольку режим разрывного рабочего дня не удобен работнику, в локальный нормативный акт могут включаться стимулирующие доплаты (см. ст. 144 ТК РФ).
Отсутствие выборного профсоюзного органа не является препятствием к введению режима разрывного рабочего дня, однако, если работники не согласны с таким введением, они могут обратиться с жалобой на действия работодателя в комиссию по трудовым спорам, действующую в данной организации, или в суд.

2008-2018, ООО «Трудовой Консалтинг»

Разделение рабочего дня на части (Орлова Е.)

Дата размещения статьи: 16.11.2015

Некоторые виды работ имеют разную интенсивность в течение трудового дня. В тех компаниях, где практикуются подобные виды деятельности, может быть установлен особый режим работы, предусматривающий разделение рабочего дня на части. Это делается для того, чтобы отдельные категории сотрудников компании более рационально и эффективно использовали свое рабочее время (с учетом специфики их труда) и не сидели на рабочем месте, что называется, сложа руки.

Чаще всего разделенный рабочий день вводится в коммунальных и эксплуатационных службах, на предприятиях связи, транспорта, гражданской авиации, животноводческого хозяйства и др. Мы расскажем, какие особенности надо учитывать при установлении такого нетрадиционного режима рабочего времени, его документальном оформлении и оплате труда работников, чье рабочее время разделено на части.

Порядок установления режима разделения рабочего дня на части

Разделение рабочего дня на части является одним из видов режима рабочего времени (ч. 1 ст. 100, ст. 105 ТК РФ). На практике его обычно называют "раздробленный", "разделенный", "разорванный" или "разрывной" рабочий день.

Основания для установления такого режима

Разделение рабочего дня на части возможно при соблюдении следующих условий (ст. 105 ТК РФ):
- при выполнении работ, где это необходимо вследствие особого характера труда;
- при осуществлении работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены);
- порядок и условия разделения рабочего дня на части должны быть установлены в локальном нормативном акте работодателя с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при ее наличии в компании).
В случае возникновения трудового или налогового спора работодатель должен будет доказать наличие объективных причин для разделения рабочего дня на части.
Например, особый характер работы может быть связан с отсутствием возможности выполнять трудовые обязанности в течение рабочего дня. В частности, крайне сложно убирать офисные помещения в присутствии сотрудников, в связи с чем рабочий день по уборке помещений может быть разделен на части. Первая часть рабочего дня может протекать до начала работы в организации, а вторая - после его окончания.
Исходя из норм ст. 105 ТК РФ работодатель должен изучить необходимость и основания введения данного режима рабочего времени, возможности и методы учета рабочего времени в этом режиме.

Суть режима

Режим разделения рабочего дня на части - это разделение рабочего дня (смены), в течение которых работник трудится у данного работодателя, на несколько частей, между которыми установлены перерывы определенной продолжительности, при этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы.
Статья 105 ТК РФ содержит только общие условия, которые, однако, очень важны (основания для введения такого режима работы, продолжительность рабочего времени при его введении). При этом Трудовой кодекс РФ не определяет количество частей, на которые может быть разделен рабочий день, а также их продолжительность. На практике рабочий день делится на две части с перерывом не более двух часов. Возможно установление большего числа перерывов (в зависимости от специфики труда отдельных категорий работников).
Чтобы определить, является ли рабочий день разделенным на части, надо установить характер перерыва в середине рабочего дня. В большинстве случаев таким перерывом является перерыв для отдыха и питания, или так называемый обеденный перерыв, который регулируется ст. 108 ТК РФ. Исходя из этого на практике делается вывод, что если перерыв в середине рабочего дня более 2 часов, то такой рабочий день считается разделенным на части, но для его установления надо соблюдать условия, определенные ст. 105 ТК РФ.
Этот вывод подтверждается и рядом нормативных правовых актов на федеральном уровне, которыми установлены особенности рабочего времени и времени отдыха для отдельных категорий работников, о которых речь идет далее.

Обратите внимание! Работа при разделении рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ) не относится к сменной работе (ст. 103 ТК РФ). Это разные режимы рабочего времени, регулируемые по разным правилам.

Неоплачиваемые перерывы между частями рабочего дня

Время перерывов в рабочее время не включается и не оплачивается. Количество частей, на которое может делиться рабочий день, а также продолжительность неоплачиваемых перерывов между этими частями Трудовым кодексом РФ не установлены. Поэтому работодатель самостоятельно определяет условия труда для работников, рабочий день которых делится на части (ч. 1, 2 ст. 8, абз. 7 ч. 1 ст. 22, ст. 105 ТК РФ). Как правило, это две приблизительно одинаковые части с перерывом более двух часов. В то же время для отдельных категорий работников составляющие режима разделения рабочего дня на части установлены отраслевыми нормативными правовыми актами, а также отраслевыми соглашениями. Например:
- для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации (п. п. 29 - 33 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ, утвержденного Приказом Минтранса России от 21.11.2005 N 139);
- для водителей трамваев и троллейбусов (п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, утвержденного Приказом Минтранса России от 18.10.2005 N 127);
- для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах (п. 13 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15);
- для работников железнодорожного транспорта, работающих в должностях специалистов, обслуживающих служебные и специальные вагоны (п. 38 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утвержденного Приказом МПС России от 05.03.2004 N 7);
- для работников метрополитена, непосредственно связанных с обслуживанием пассажиров, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены) (п. 17 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха для работников метрополитена, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.06.2005 N 63);
- для работников образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием учащихся (п. 3.3 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 N 69);
- для работников связи (Приложение 3 к Положению об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников связи, имеющих особый характер работы, утверждено Приказом Минсвязи России от 08.09.2003 N 112);
- для работников, ухаживающих за животными (п. 2.305 Правил по охране труда в животноводстве, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 10.02.2003 N 49);
- для работников организаций Спецстроя России (п. 7.14 Отраслевого соглашения по организациям Федерального агентства специального строительства на 2014 - 2016 годы, утвержденного Общероссийским профсоюзом работников специального строительства России, Спецстроем России 19.11.2013);
- для работников организаций наземного городского электрического транспорта (п. 3.2 Отраслевого соглашения по организациям наземного городского электрического транспорта Российской Федерации на 2015 - 2017 годы, утвержденного Советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей "Городской электрический транспорт", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 20.11.2014).
Помните также, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными Трудовым кодексом РФ (ч. 2 ст. 329 ТК РФ).
Если разделение рабочего дня на части предусмотрено отраслевыми нормативными правовыми актами и соглашениями, их положения нужно учесть при разработке локального нормативного акта работодателя.
Вместе с тем наличие нормативно закрепленных перечней профессий и должностей работников, для которых может устанавливаться разделение рабочего дня на части, не исключает возможности применения данного режима рабочего времени к работникам, профессии и должности которых в указанных перечнях отражения не нашли. Однако для этого должны быть основания (в организации ведутся работы, при которых разделение необходимо вследствие особого характера труда, или работы, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены)) и должна быть соблюдена процедура введения режима разделения рабочего дня на части.
Как следует из положений ст. 105 ТК РФ, разделение рабочего дня на части производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Отсутствие выборного профсоюзного органа не является препятствием к введению режима разделения рабочего дня на части, однако, если работники не согласны с таким введением, они могут обратиться с жалобой на действия работодателя в комиссию по трудовым спорам (при ее наличии в компании), государственную трудовую инспекцию или в суд.

Перерыв для отдыха и питания

Работникам, чей рабочий день разделен на части, нужно так же, как и другим работникам, предоставить перерыв для отдыха и питания (ч. 1 ст. 108 ТК РФ). Эта норма обязательна для исполнения всеми работодателями вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности, а также от режима рабочего времени, установленного в организации, продолжительности рабочего дня (смены) и т.д. (Определение Верховного суда Республики Коми от 25.06.2012 N 33-2603АП/2012).
Время, предоставляемое для отдыха и питания, может быть использовано в любой части рабочего дня, главное - чтобы оно составляло не менее 30 минут и не более 2 часов. Такой перерыв не включается в рабочее время и не оплачивается (ч. 1 ст. 108 ТК РФ). Перерыв для отдыха и питания может быть предоставлен в любой из частей рабочего дня, его можно присоединить к одному из перерывов между частями рабочего дня (ч. 1, 2 ст. 108 ТК РФ).

Доплата за разделение рабочего дня на части

Разделение рабочего дня на части создает неудобства для работников, которые вынуждены оставлять рабочее место, а затем возвращаться на работу. Это компенсируется установлением доплаты работникам, выполняющим трудовую функцию с данным режимом рабочего времени.
При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, работнику производятся соответствующие выплаты. К таким условиям относится в том числе режим разделения рабочего дня на части. Указанные выплаты могут быть предусмотрены законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 149 ТК РФ). Эти выплаты относятся к числу компенсационных и не учитываются в размере оклада (Определение Верховного суда Республики Коми от 13.01.2011 N 33-8/2011). Например:
- для женщин (независимо от места их проживания), работающих в сельской местности, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более 2 часов), предусмотрена оплата труда, повышенная на 30% (п. 1.7 Постановления Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1, Письмо Госкомэкономики РСФСР от 12.12.1990 N 19-117, ст. 423 ТК РФ);
- для работников ряда организаций жилищно-коммунального хозяйства, сферы бытового обслуживания населения и ремесленников введена доплата за работу по графику с разделением смены на части - в размере не менее 30% тарифной ставки за отработанное в смене время (пп. "з" п. 2.8.2.1 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 годы, утвержденного Минрегионом России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 09.09.2013; пп. "ж" п. 2.8.2 Отраслевого соглашения по организациям сферы бытового обслуживания населения и ремесленников на 2014 - 2016 годы, утвержденного Российским объединением работодателей сферы бытового обслуживания населения и ремесленников "Росбытсоюз", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 15.11.2013);
- для руководителей структурных подразделений железных дорог, структурных подразделений отделений железных дорог и обособленных структурных подразделений при работе с разделением рабочего дня (смены) на части (с перерывом в работе более 2 часов) может устанавливаться доплата в размере до 30% тарифной ставки (оклада) за фактически отработанное время (п. 4.4 Положения об оплате труда работников филиалов ОАО "Российские железные дороги", утвержденного Решением правления ОАО "РЖД" от 15.04.2004, Протокол N 8 (Письмо ОАО "РЖД" от 05.05.2004 N ФА-4049)).
Если разделение рабочего дня на части предусмотрено отраслевым соглашением, то локальный нормативный акт работодателя разрабатывается с учетом требований соответствующих положений. При этом работодатель не вправе установить меньший размер доплаты, чем предусмотренный отраслевым нормативным правовым актом или отраслевым соглашением, к которому он присоединился.
На практике далеко не все работодатели устанавливают работникам доплату за разделение рабочего дня на части, ошибочно считая, что размер такой доплаты для всех категорий работников законом не определен.
Если в локальном нормативном акте работодателя не будет установлена доплата за разделение рабочего дня на части, работник может обратиться с жалобой в ГИТ за защитой своих прав. Рассмотрев жалобу, ГИТ может предъявить предписание об устранении нарушений трудового законодательства, обязательные к исполнению работодателем (ст. 356, абз. 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ). По результатам проверки работодатель может быть привлечен к административной ответственности за нарушение законодательства о труде. Должностным лицам грозит административный штраф в размере от 1000 руб. до 5000 руб., юридическим лицам - от 30 000 руб. до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Налогообложение доплат за разделение рабочего дня на части

Доплаты за разделение рабочего дня на части, предусмотренные ст. 149 ТК РФ, носят компенсирующий характер.
Такие доплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором:
- учитываются в целях налогообложения прибыли в качестве расходов на оплату труда при соблюдении требований п. 1 ст. 252 НК РФ на основании п. 3 ст. 255 НК РФ, а также признаются в составе расходов на оплату труда в целях исчисления налога при применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения "доходы минус расходы" (пп. 6 п. 1, п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ);
- облагаются налогом на доходы физических лиц на основании п. 1 ст. 209, п. 1 ст. 210 НК РФ;
- облагаются страховыми взносами в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС, а также страховыми взносами от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и ч. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Документальное оформление

Процедура введения режима разделения рабочего дня на части включает в себя следующий алгоритм действий работодателя.
Шаг 1. Разрабатываем проект локального нормативного акта, устанавливающего порядок и условия разделения рабочего дня на части (ч. 1 ст. 8, абз. 7 ч. 1 ст. 22, ст. 105 ТК РФ).
Это может быть специальный раздел правил внутреннего трудового распорядка или отдельный локальный нормативный акт (например, положение о режимах рабочего времени компании).
В таком документе нужно указать следующую информацию:
- категории, профессии и должности работников, для которых вводится разделение рабочего дня;
- количество частей рабочего дня;
- продолжительность, время начала и окончания каждой части рабочего дня;
- количество и продолжительность неоплачиваемых перерывов в течение рабочего дня;
- продолжительность, время начала и окончания перерыва для отдыха и питания;
- дата, с которой вводится разделение рабочего дня на части;
- период, в течение которого действует данный режим, то есть дата, с которой вводится разделение рабочего дня на части, и срок его действия (при установлении определенного срока);
- размер доплаты работнику за разделение рабочего дня на части;
- иные условия (при необходимости).
Шаг 2. Получаем мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии).
Если в компании создан профком, то локальный нормативный акт (далее - ЛНА) принимается с учетом его мнения (ст. ст. 105, 372 ТК РФ).
Шаг 2.1. Направляем сопроводительное письмо и проект локального нормативного акта в профком.
Направление локального нормативного акта в профком целесообразно осуществлять вместе с сопроводительным письмом. В содержательной части сопроводительного письма нужно изложить причины утверждения режима разделения рабочего дня на части и обратиться с просьбой к профкому об оформлении мотивированного мнения.
Факт получения сопроводительного письма профкомом важно зафиксировать, так как этот орган должен направить работодателю мотивированное мнение по проекту локального нормативного акта в письменной форме не позднее 5 рабочих дней со дня получения проекта локального нормативного акта (ч. 2 ст. 372 ТК РФ). Отметку о получении можно оформить на копии сопроводительного письма.
Шаг 2.2. Получаем мотивированное мнение профкома.
Профком должен направить работодателю мотивированное мнение (в письменном виде) по проекту локального нормативного акта не позднее 5 рабочих дней со дня его получения. Если профком в установленный срок не направил работодателю мотивированное мнение в письменной форме или представил немотивированное мнение, работодатель имеет право утвердить локальный нормативный акт в том виде, в каком он был представлен.
Шаг 2.3. Учитываем мотивированное мнение профкома.
Шаг 2.3.1. Если письменное мотивированное мнение отражает согласие на утверждение локального нормативного акта в представленном виде, то после его получения на титульном листе локального нормативного акта делается отметка в верхнем левом углу: "Мнение профкома учтено (протокол от "__" _______ 2015 г. N __)", и сам локальный нормативный акт утверждается руководителем организации.
Шаг 2.3.2. Если письменное мотивированное мнение не содержит согласия на утверждение локального нормативного акта в представленном виде и работодатель согласен с внесенными поправками, локальный нормативный акт направляется на доработку с учетом внесенных замечаний и только после этого утверждается с пометкой об учете мнения первичной профсоюзной организации.
Шаг 2.3.3. Если письменное мотивированное мнение не содержит согласия на утверждение локального нормативного акта в представленном виде и работодатель не согласен с внесенными поправками, в течение 3 дней после получения мнения работодатель должен:
1) известить профком о времени и месте проведения дополнительных консультаций;
2) провести дополнительные консультации;
3) оформить протокол по результатам консультаций, указав в нем:
- (или) достигнутые договоренности по локальному нормативному акту;
- (или) факт недостижения согласия сторон по возникшим разногласиям.
После оформления протокола работодатель утверждает локальный нормативный акт и делает отметку об учете мнения профкома. Учет мнения профкома не означает согласования с ним локального нормативного акта. Работодатель вправе прислушаться к мотивированному мнению профкома или решить вопрос на свое усмотрение и утвердить локальный нормативный акт в том виде, в каком считает целесообразным.
Шаг 3. Утверждаем локальный нормативный акт.
Локальный нормативный акт, в котором предусмотрено разделение рабочего дня на части, должен быть утвержден руководителем организации или иного уполномоченного должностного лица:
- или путем проставления в верхнем правом углу на титульном листе локального нормативного акта грифа "Утверждаю", наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, Ф.И.О. и даты утверждения (п. 3.16 ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст);
- или путем издания приказа по организации, вводящего в действие этот документ (с указанием конкретной даты введения, а также лиц, ответственных за контроль исполнения такого локального нормативного акта).
При любом способе утверждения на титульном листе локального нормативного акта, в его верхнем левом углу нужно зафиксировать: "Мнение профкома учтено (протокол от "__" _______ 2015 г. N __)" или "Выборный орган первичной профсоюзной организации отсутствует".
Шаг 4. Знакомим работников, чей рабочий день разделен на части, с локальным нормативным актом.
С локальным нормативным актом, вводящим режим разделения рабочего дня на части, работодатель должен ознакомить работников, для которых введен такой режим, под подпись как при приеме на работу (до подписания трудового договора), так и в случае внесения в него соответствующих изменений (абз. 10 ч. 2 ст. 22, ч. 3 ст. 68 ТК РФ). При несоблюдении работником такого режима рабочего времени от ответственности работника освобождает именно неознакомление его работодателем с таким локальным нормативным актом.
Шаг 5. Заключаем с работником дополнительное соглашение к трудовому договору о разделении его рабочего дня на части.
Режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя) относится к числу обязательных для включения в трудовой договор условий (абз. 6 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
В связи с этим введение режима разделения рабочего дня на части в соответствии с утвержденным локальным нормативным актом признается изменением обязательных условий трудового договора, которое может быть произведено работодателем только с согласия работника, то есть после внесения соответствующих изменений в письменной форме в заключенный с ним трудовой договор (ст. 72 ТК РФ).
То есть в одностороннем порядке разделить работнику рабочий день на части нельзя. Таким образом, в дополнительном соглашении к трудовому договору нужно предусмотреть условия о новом режиме разделения рабочего дня на части, времени отдыха и доплате за такой режим.
В отношении вновь принимаемых на работу работников, чей рабочий день разделен на части, указанные условия, связанные с установлением режима разделения рабочего дня на части, будут изначально включены в текст трудового договора при его заключении.

Разделение рабочего дня на части – особый вид графика работы, который практикуется на некоторых фирмах с определенной спецификой трудовой деятельности. О подобном графике и оплате работы пойдет речь в статье, представленной ниже.

Из данной статьи вы узнаете:

  • как происходит разделение рабочего дня на части;
  • как устанавливается доплата за разделение рабочего дня на части;
  • существует ли ответственность за отказ устанавливать доплату за разделение рабочего дня на части;
  • как документально сопроводить установление разделения рабочего дня на части с соответствующей выплатой.

Разделение рабочего дня на части

Когда работники компании выполняют трудовые обязанности различной интенсивности в течение рабочего дня, руководство организации может разделять рабочий день на части. Соответственно, оплата такого труда в различные промежутки времени так же отличается. Данный подход используется для того, чтобы сотрудники фирмы использовали рабочее время максимально эффективно.

Нормы и правила, регламентирующие подобный график работы, прописаны в ст.105 Трудового Кодекса Российской Федерации. При таком графике общая продолжительность рабочего дня не должна превышать установленный 8-часовой лимит, и не имеет значения, в какое время суток трудоустроенный гражданин присутствует на рабочем месте. Чаще всего данную систему практикуют на предприятиях животноводческого характера и в компаниях, связанных с предоставлением транспортных, коммунальных услуг, авиаперевозок и так далее.

Как и у обычных работников, сотрудники, занятые по разделенному рабочему графику, должны иметь перерыв во время трудовых будней. Если такой перерыв длится более 2-ух часов в день, то система подпадает под определение разделенного рабочего дня. Следует учитывать, что деление рабочего дня на части не всегда является посменной работой, так что работодателю необходимо с должным вниманием анализировать методику составления графика посещений рабочих мест подчиненными.

Работники во время разделенного рабочего дня испытывают определенные неудобства, так как им приходится на длительное время покидать рабочее место, возвращаясь в офис или цех через несколько часов. Данные нюансы должны компенсироваться определенной материальной платой, величину и наличие которой необходимо уточнить при составлении коллективного или трудового договора, указать в штатном расписании и других нормативных локальных документах.

Величина доплаты за разделение рабочего дня на части устанавливается для каждого работника в индивидуальном порядке. Надбавка представляет собой процентное соотношение к дневному окладу сотрудника, и может составлять от 30 до 70%. Доплата так же зависит от того, какую должность занимает гражданин, какие условия труда присутствуют на его рабочем месте, и в какое время суток он должен выполнять свои обязанности.

Существует ли ответственность за отказ устанавливать доплату за разделение рабочего дня на части?

Хоть Законодательством и не установлены четкие границы, по которым работодатель должен ориентироваться при планировании трудового распорядка, необходимость установки доплат за разделение рабочего дня на части является его прямой обязанностью. Каждый сотрудник, чей рабочий день имеет специфические особенности, должен иметь возможность получать определенные доплаты к основной заработной плате, которые носят не только стимулирующий, но и обязательный характер.

Если работник трудится по такому графику, но непосредственный начальник предприятия отказывается компенсировать разделение рабочего времени, гражданин может обратиться с жалобой в органы по защите прав работников. По результатам проверки, если проверяющие органы установят факт нарушений, на директора компании может возлагаться административная ответственность. Физические лица будут обязаны не только ликвидировать ошибки в локальных актах, но и заплатить штраф в размере от 1000 до 5000р., а юридические лица – от 30 000 до 50 000р.

Как документально сопроводить установление разделения рабочего дня на части с соответствующей доплатой?

Для начала, необходимо составить проект локального нормативного акта, где будет прописана необходимость установления разделенного рабочего дня, указан размер доплаты и должности, к которым данный документ имеет отношение. Далее, бланк документа отправляется в профком, члены которого готовят ответ с согласием или возражением по поводу каких-либо пунктов проекта.

Если согласие от профкома получено, локальный акт утверждается и проходит процедуру подписания, регистрации и утверждения. Выплата доплат и разделенный график работы начинают действовать с даты, прописанной в приказе руководителя организации.