Сколько ангелов в парке музеон. Статистика знает всё! Что требовала Вера Мухина

Сколько ангелов в парке музеон. Статистика знает всё! Что требовала Вера Мухина

Парк «Музеон» на Крымском Валу ждёт глобальная реконструкция: архитектурный проект нового облика уже готов, его разработал Евгений Асс. Экспозиция музея будет тщательно переработана: часть скульптур уберут из парка вовсе, оставшиеся расставят по-новому, серьёзно изменится и ландшафтный дизайн парка. Это значит, что «Музеон» в том виде, который сложился за последние 20 лет, существовать перестанет. Но пока это место, где ссыльные памятники советским вождям соседствуют с лирическими музами, где академик-диссидент Андрей Сахаров мечтательно смотрит в небо, а голова Ленина лежит в авоське из проволоки. The Village прошёлся по «Музеону» вместе с экскурсоводом Дмитрием Евсеевым и узнал, как и когда эти разные памятники попали в парк и что будет с ними в будущем.

План «Музеона»

Дмитрий Евсеев

экскурсовод
работает в «Музеоне» 4 года

Вожди и жертвы

«Музеон» начинался в 1992 году с памятников свергнутым вождям: основатель НКВД Феликс Дзержинский, Иосиф Сталин, Владимир Ленин - их свозили со всей Москвы и складывали здесь прямо на траве, с отколотыми носами и ногами, разрисованных краской.


Феликс Дзержинский. Евгений Вучетич, 1958

«Железный Феликс» попал к нам одним из первых. Посмотрите, он измазан краской - с тех самых времён, когда жители Москвы чуть ли не голыми руками стали его демонтировать. При любой реставрации этого памятника возникает вопрос: стоит ли избавляться от этих свидетельств эпохи, или нужно очистить Феликса. Я считаю, что нельзя смывать краску. Кстати, он долго валялся тут в траве, среди грязи и воды. И когда Дзержинского поднимали, у него из глаз как будто потекли слёзы.


Максим Горький. Вера Мухина, 1951

Вот такой «Бронзовый гость» Максим Горький оказался в этом ряду тиранов. Он прибыл к нам гораздо позже, его, конечно, не демонтировали недовольные граждане. Он стоял на площади перед Белорусским вокзалом, но в 2005 году там началась эта непонятная реконструкция. Причём его очень неаккуратно демонтировали и оторвали ноги. Это строители, им надо быстрее всё, чтобы отчитаться перед начальством. Реставрация была очень сложной. Кстати, у этого памятника много авторов. Вера Мухина лишь довершала работу, она лазала по лесам вверх-вниз, пожилая, нездоровая уже женщина. Изначально Горький должен был стоять в парке Горького, Мухина показывала его Ворошилову и Кагановичу, одному понравилось, другому - нет. Памятник отстояли, но место ему придумали другое. Надеюсь, после реконструкции площади он вернётся к Белорусскому вокзалу.


Сталин. Сергей Меркуров, 1939

Самое интересное, что монументов Сталина осталось не так много, потому что их в основном не демонтировали, а взрывали. Эта скульптура приехала к нам из Измайловского парка, который раньше носил имя Сталина. Он стоял на постаменте метра в четыре, его прямо верёвками стянули - он упал, и нос отбился. Скульптор Меркулов в своё время наладил массовое производство «Сталиных» - у него на даче был целый комбинат. Они у него были всех размеров и все в одинаковой позе: та же самая распахнутая шинель, та же рука за бортом тужурки и рука сзади со свитком каких-то бумаг.


«Жертвы сталинских репрессий», Евгений Чубаров, 1990-е годы

Раздел называется «Вожди и жертвы», но жертвы стали здесь появляться позднее. Эту работу нам отдал Чубаров в конце 90-х. Колючая проволока, намордник, решётка, а за ней головы, бетон с опалубкой. Это ж вот такой символ шлюзов, каналов, строек советской власти, где зеков использовали.


постамент, 2007

Академик Сахаров здесь появился много позже, в 2007 году. Он сидит прямо напротив своего вождя, жертвой которого стал при жизни. Для памятника всегда самое главное - выбрать место. Скульптура Потоцкого изображает Сахарова - учёного и правозащитника и человека. Вот он сидит, прикованный к земле, а смотрит ввысь. Очень тонкая работа.

Лирическая часть

Рядом с экспозицией вождей и героев находится часть, которую можно назвать лирической. Здесь собраны очень разные работы; кому не нравится смотреть на вождей, приходят сюда, к скульптурам, которые больше вписываются в окружающую обстановку парка у воды.


«Библейские мотивы», Олег Гаркушенко, 1990-е

Это очень своеобразные работы: «Возвращение блудного сына», «Сошедшие в ад», «Слепой», «Другое сотворение мира». Для скульптора важно всё: он каждый год приходит убирать ржавчину, смотреть, чтобы расположение памятников не поменялось.


«Туфельки», Дмитрий Тугаринов, 1995

Это «Туфельки», которые очень любят все наши посетители. Они постоянно пытаются засунуть в туфли монетки, хотя я не слышал, чтобы была какая-то примета.


Сотников, Салават Щербаков, 1990-е

Это портрет Алексея Григорьевича Сотникова. Жалко, что его сейчас никто не помнит и не знает. Он работал на Дулевском заводе и был замечательным скульптором по фарфору. На нём очень много одежды, если вы приглядитесь - не одна рубашка. Он работал у печи, боялся сквозняков, поэтому и надевал жилеточки, поддёвочки, рубашечки.

Пушкинский дворик

История создания дворика такая: каждый год в «Музеоне» проходили симпозиумы скульпторов, их участники лепили из белого известняка, поэтому по всему парку разбросаны белые скульптуры. Чаще всего симпозиумы были объединены какой-то темой. Собственно, Пушкинский дворик собрал скульптуры, сделанные в 1999 году, когда отмечали 200-летие со дня рождения поэта. Хотя есть здесь и бронзовый памятник в тему.


«Время Александра Сергеевича», Владимир Буйначёв, 1999

Прелесть этого памятника в том, что он 1 метр 66 сантиметров в высоту - как сам Пушкин. То есть вы можете к нему подойти и узнать, насколько вы выше или ниже Александра Сергеевича.


«Сорок тысяч вёрст», Александр Смирнов-Панфилов, 1999

Необычная работа. Кибитка с Пушкиным и верстовой столб неподалёку.


«Крылатый ангел вдохновения», Игорь Корнеев, 1999

Выставка Владимира Буйначева

Выставка этого художника занимает несколько аллей, тут громадное количество его скульптур. Как они сюда попали и почему, спрашивать бессмысленно, говорит Дмитрий Евсеев, все эти двадцать лет руководство парка и скульпторы были одним «дружеским сообществом»: «Что нам нравилось - брали, что не нравилось - брали на всякий случай». Сейчас какие-то работы музей пытается вернуть, но не все соглашаются забрать.


«Ленин в авоське», Владимир Буйначев, 1990-е

Буйначев позволяет себе смелые вещи. Например, этот Ленин в авоське из проволоки. Он, наверное, символизирует багаж истории. Выкинуть его нельзя, так и несём с собой. Хотя что с ним делать - непонятно (это я сейчас не про скульптуру).


Без названия, Владимир Буйначев, 1990-е

Я не знаю, что означают эти скульптуры. Не спрашивайте.

Аллея любви и материнства

Здесь собраны скульптуры, которые имеют отношение к теме любви. Выставка относительно новая, все работники парка были в каком-то приподнятом настроении, когда её собирали, говорит Евсеев. Но почему-то она не пользуется популярностью и посетители сюда редко заглядывают. Хотя недавно здесь установили сцену, и скульптуры теперь стоят прямо между лавочками. Стоит сюда заглянуть хотя бы из-за одной скульптуры.


Дон Кихот, Николай Силис, 1990

Скульптор во времена социализма осмеливался говорить о том, что форма, а не содержание должна быть на первом месте. Посмотрите, какое у него удивительное пластическое решение Дон Кихота. Но вот здесь у него как-то и зрителей нет. Ну если бы он на главной аллее был, согласитесь, было бы очень выигрышно. Я надеюсь, что новые руководители «Музеона» этот вопрос решат.

Вера Трахтенберг

Главный хранитель «Музеона»

Уже в самое ближайшее время мы уберём из парка все симпозиумные скульптуры из белого известняка - они все будут собраны на одной площадке. Историческая экспозиция «Вожди и жертвы» не изменится, по крайней мере в ближайшее время. Дзержинский будет на своём месте как опорная точка музея. Будет проводиться масштабное озеленение, памятников в парке станет гораздо меньше. То есть не будет больше полян, заставленных 15–20 скульптурами, а будет одна точка на каждую территорию. Ещё организуем одну большую площадку, где будут собраны памятники со всего парка, ну а часть их отдадим владельцам. Очень многое, конечно, зависит от ландшафтных решений, которые разработал Евгений Асс. Будем от них отталкиваться и продумывать экспозицию.
































Проект сайт продолжает цикл прогулок по Москве. Сегодня мы отправимся в Парк Искусств "Музеон".

Наша прогулка начинается от станции . Выход лучше всего осуществить с радиальной ветки (можно, конечно, выйти и с кольцевой, но тогда нам придется переходить Садовое кольцо). Выйдя из метро, мы оказываемся на .

А на противоположной стороне улицы, чуть правее, мы видим .

Мы же поворачиваем в другую сторону. Пройдя буквально несколько шагов, нашему взору откроется еще одну церковь,

Храм стоял здесь с 1694 года. Однако в годы советской власти был сначала закрыт (1927 г.), а затем и снесен (1972 г.). Восстановлен в 2000 году. Новое здание церкви было освящено в честь памяти погибших защитников правопорядка.

Непосредственно рядом с церковью мы видим подземный переход. Направляемся туда.

Оказавшись на другой стороны улицы, мы идем прямо до ближайшего перекрестка. На противоположной стороне Калужской площади мы видим ее доминанту - монументальный .

Обзору, к сожалению, мешают многочисленные провода и дорожные знаки. Однако Калужская площадь и не входит в наш сегодняшний маршрут. Мы поворачиваем направо и следуем по улице Крымский вал.

Вскоре, по правую руку от нас появится четырехэтажное здание, выполненное в красно-белых цветах. Это Московский академический художественный лицей. У входа в него установлен .

Вскоре, на другой стороне улицы, мы увидим главные ворота Парка Горького.

А прямо перед нами - высокая стела с надписью "МУЗЕОН", ознаменовывающая вход в .

От центрального входа открывается великолепный вид на .

Справа и слева от входа в парк установлены , составляющие единый ансамбль. Он не имеет названия, но на щите одного из мужчин на первой композиции расположена надпись "Мир земле". Это название вполне может подойти всему ансамблю, так здесь успешно сочетаются и женщина с караваем хлеба в руках и мужчина с автоматом, призванный охранять этот мир.

На первой скульптуре (справа от входа) мы видим трех женщин в крестьянских одеждах и уже упомянутого мужчину со щитом и автоматом.

На другой (слева от входа) - три мужчины и две женщины в одежде рабочих, над которыми возвышается герб РСФСР.


Заходим в парк. Перед нами начинается центральная аллея. Слева от нее - монументальное здание, . Прежде чем проследовать по главной аллее, сначала свернем влево, по небольшой тропинке, ведущей к ЦДХ.

Первая скульптура, встречажющая нас на территории парка - А.С. Пушкин. Очень маленькая, можно даже сказать миниатюрная скульптура, значительно ниже человеческого роста, и никаких опозновательных знаков. Поэта выдает лишь очевидное портретное сходство.

Рядом, по другую сторону тропинки - фонтан, выполненный также в пушкинской стилистике. Он украшен каменными цилиндром и плащом.

На второй изображены два человека в цилиндрах.

У левого крыла ЦДХ установлена скульптура: мужчина и женщина вздымают вверх знамя и цветы.

Несмотря на то, что скульптура весьма монументальна (в отличие, например, от двух предыдущих), ни названия ни автора на ней не указано. Забегая вперед, скажем, что подобное для Парка искусств - не редкость. В некоторых скульптурах мы увидим портретное сходство с теми, кому они посвящены, в некоторых - уловить сюжет. А некоторые, прямо скажем, оставят после их просмотра лишь недоумение.

Однако же, продолжим прогулку. От левого крыла здания ЦДХ открывается великолепный вид на памятник , он же памятник Петру I, расположенный на стрелке Болотного острова.

Эта монументальная работа Зураба Церетели высотой 98 метров является вторым по высоте памятником столицы. Первое место уверенно держит Монумент Победы в (141,8м).

Вернемся к главному входу и пройдем по аллее, уходящей влево.

Очередная безымянная скульптура. Фигурка младенца, склонившийся над ней старик и три стоящих фигуры. Сюжет додумайте сами.

А вот у этой скульптуры, изображающей мужчину в папахе, есть и название и автор. Она выполнена Фахраддином Рзаевым в 2000-м году и называется "Кавказ".

Конечно же, это не школа, в прямом понимании этого слова, однако, определенная связь присутствует. Это павильон для лекций и открытых дискуссий на различные темы: искусство, образование, сосуществование в едином пространстве и т.д. Участником мероприятний, проводимых в "Школе" может стать любой желающий. Вход бесплатный. А почему "Школа"? Да потому что здесь учат любить искусство, порой такое разное, противоричивое, но тем не менее вечное.

Вокруг павильона расположено несколько несколько достопримечательностей. Обойдем его вокруг.

При виде этого объекта, первое чувство, которое испытает большинство гуляющих по парку - недоумение. Душ на улице? Без каких либо ограждений?

Однако информационная доска, расположенная рядом, это недоумение быстро развеет. Это "световой душ". Из распылителя вместо воды должны литься лучи света. Данная работа (автор Мария Заикина) - победитель конкурса "Искусство движется в город" - 2013.

Рядом расположен безымянный всадник.

Если чуть углубиться в сторону от поляны, нам предстанет фигура, изображающая Родину. В одной руке автомат, в другой серп и молот. Волне типично для советского представления о Родине.

Левее расположены несколько аллегорических скульптур, из которых можно выделить разве что деревянную скульптуры футбольного вратаря.

Повернем влево и выйдем на центральную аллею, прямиком у богового фасада Дома художников. Надпись на стене сообщает нам, что значительную часть ЦДХ занимает , а именно, выставка "Искусство ХХ века".

У входа в здание установлена уменьшенная копия знаменитой скульптуры Е.В. Вучетича "Перекуем мечи на орала". Оригинал памятника находится в Нью-Йорке у здания штаб-квартиры ООН. Мужчина, кузнечным молотом игибающий меч, символизирует призыв к миру. ("Орало" это старорусское название плуга).

На другой стороне аллеи установлена скульптура "Караульный", выполненная в 1933 году. Ее автор Леонид Шервуд стал одним из первых скульпторов, кто стал осуществлять Ленинский план монументальной пропаганды.

Пройдемся влево от здания Дома художников.

Здесь мы видим еще одну уменьшенную копию памятника, известного на всю страну. Скульптура под названием "Стоять до конца" входит в мемориальный комплекс Мамаева кургана в Волгограде.

Советский воин с орденами на гимнастерке на гимнастерке и с ястребом на руке это не символический памятник. Это Степан Павлович Супрун - выдающийся советский летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза (второй раз был награжден посмертно).

Хотя и здесь, и у предыдущего памятника какие либо пояснительные надписи, к сожалению, отсутствуют.

Небольшой памятник Александру Твардовскому, автору поэме "Василий Теркин" и многих других произведений. Автор Татьяна Каменкова, 1987 год. На заднем плане - композиция "Песнь о мире" Людмилы Кремневой, выполненная в том же году и бюст безымянного советского солдата.

Авторство этой работы принадлежит творческому коллективу под руководством знаменитого скульптора Веры Мухиной. Памятник был отлит в 1950-м году, толчком к его создания послужила начавшаяся война в Корее. Тематика скульптуры призвана обратить внимание на необходимость мира на планете, совсем недавно пережившей Вторую мировую войну.

Еще одна небольшая скульптура на тему Великой Отечественной войны: бойцы (а может быть, партизаны) коротают время в землянке.

Выходим на центральную аллею. За зданием ЦДХ расположилась целая галерея белых фигур, выстроившихся рядами. На первый взгляд даже примерно сложно сказать, сколько же их здесь (на самом деле чуть более 80-ти).

Это Зал белокаменной скульптуры, появившийся здесь после масштабной рэкспозиции, прошедшей в Музеоне в 2012-м году. Здесь собраны скульптуры, создававшиеся в период с 2000-го по 2011-й годы и выставлявшиеся на самых различных выставках и симпозиумах. Среди них есть как работы известных скульпторов, так и студентов, и даже любителей, не имеющих даже базового профессионального образования.

Описание всех скульптур займет слишком много времени (да и утомит читателя), при желании, Вы сами сможете их лицезреть во время прогулки. Перечислим лишь некоторые из них, наиболее интересные.

Патриарх Тихон. Один из самых почитаемых священнослужителей нашей страны.

Василий Блаженный. Тот самый, именем которого часто называют Храм Покрова на Красной площади. Тот самый, кого по преданиям боялся сам Иван Грозный.

Есть здесь сразу два скульптуры А.С.Пушкина. На одной он едет в карете.

На другой просто стоит в характерной для него одежде, плащ и цилиндр.

Композиция по мотивам басни "Волк в овечьей шкуре".

Теперь обратим внимание на левую сторону аллеи. Здесь в хаотичном порядке располагаются скульптуры на самые разные темы.

Три моряка, один из которых сидит на плечах у другого, а один человек изображен почему-то в горизонтальном виде. Что хотел сказать автор, остается только гадать.

Своеобразное видиние Дона Кихота.

А вот вполне понятная и жизненная картина: отец ведет за руку маленького ребенка. И название у скульптуры соответстующее - "Солнышко". Автор Альдона Ненашева, 1987 год.

Далее мы выходим к перекрестку двух аллей. Здесь начинается монументальная скульптура. Большинство памятников, расположенных здесь, это опальные "вожди народа". Советские революционные и партийные деятели, памятники которых, расположенные в годы советской власти в разных точках Москвы, после смены политического курса были демонтированы и привезены в Музеон. Статую "Железного Феликса" с Лубянки мы увидим издалека одной из первых, также как и еще несколько, пусть и меньших по размерам, но также внушительных памятников. Однако не будем метаться из стороны в стороны, дабы ничего не пропустить. Пойдем по порядку. Сначала осмотрим объекты, расположенные по правую руку от нас.

Первая скульптура, оказавшаяся по пути нашего движения, человек, сидящий на скамье, высоко закинув голову, глядя в небо. Это памятник А.Д. Сахарову, ученому, создателю первой водородной бомбы, а вполседствии, общественному деятелю, правозащитнику и диссиденту. Это скульптура одна из немногих, которая к "галерее опальных вождей" отношения не имеет.

Повернувшись к скульптуре Сахарова спиной, мы окажемся перед памятником одной из самых противоречивых фигур не только отечественной, но, наверное, и мировой истории. Перед нами Иосиф Виссарионович Сталин, собственной персоной.

Эта скульптура, выполненная в 1938 году Сергеем Меркуровым, до 1993-го года располагалась в Измайловском парке. Она представляет собой уменьшенную копию многометровой статуи, которая когда-то возвышалась над каналом имени Москвы в городе Дубна.

За спиной Сталина - железная клетка битком набитая "человеческими" головами. Это работа носит название "Жертвы тоталитаризма". Автор Е.И. Чубаров. Соседство этих двух монументов очевидно и комментариев не требует.

Справа от Сталина расположена скульптура Я.М. Свердлова. Автор Р.Е. Амбарцумян. С 1978-го по 1990-й год памятник Свердлову находился в сквере рядом с Театральной площадью, которая в советские годы носила его имя.

И наконец, мы выходим к памятнику Ф.Э. Дзержинскому.

С 1958-го года памятник Дзержинскому, основателю и руководителю ВЧК, первой спецслужбы советской России, которая послужила основой создания КГБ, располагался в центре Лубянской площади, напротив здания, занимаемого органами госбезопасности. После августовских событий 1991-го года решением Моссовета памятник был демонтирован. Несколько лет он пролежал во дворе Третьяковки, а в 1994 году был перевезен и установлен в Парке искусств.

Стоит обратить внимания на надписи, сделанные на постаменте. Они напоминают акты вандализма, однако на других скульптурах (даже на Сталине) ничего подобного нет. Скульптуры в парке хорошо охраняют, а надписи, сделанные в том самом 91-м, во время демонтажа, который проходил стихийно и принять участие в нем мог любой желающий, сохранены намеренно, так как они, наравне с самим памятником, являются частью истории.

Рядом с "Железным Феликсом" располагается памятник Максиму Горькому.

Его судьба совсем иная, более прозаичная. Этот памятник, работу над которым начал скульптор И.Д. Шадр, а заканчивала (всвязи со смертью Шадра) В.И. Мухина, с 1951-го года украшал , что у . Однако там уже более десяти лет (с 2002-го года) лет ведутся строительные работы. На время их проведения памятник был временно перемещен в Музеон.

Теперь вернемся к перекрестку и изучим скульптуры, расположенные в его левой части.

Памятник-бюст В.И. Ленину.

Памятник-бюст Карлу Марксу.

Бюсты составляют единую композицию, созданную в 1939-м году Сергеем Меркуровым. До 2000-го года располагались на Белорусском вокзале.

Рядом друг с другом и весьма похожие друг на друга, два памятника Л.И. Брежневу.

Издалека может показаться, что эти бюсты, как и работы Меркурова, осмотренные нами ранее, составляют единую композицию. Однако, подойдя ближе, становится значительно заметная разница в размерах. Автор у этих работ, действительно, один, Залман Виленский, отсюда и похожесть стиля. Но бюст Сталина отливался в 1947 году (еще при жизни "вождя"), а бюст Ленина спустя более 35 лет, в 1982-м.

Сзади за бюстами - конструкция из аллюминия: два герба СССР и надпись под ними: "СССР - оплот мира". До 1991-го года стела располагалась на Ленинском проспекте (на пересечении с улицей Кравченко). К слову, подобных памятников в Москве было несколько десятков, сохранились лишь единицы. Аллюминий - металл востребованный во все времена, и большинство конструкций были демонтированы и переплавлены.

Рядом с "Оплотом СССР" - каменное сооружение, которому автор, В.М. Кураев, присвоил в 1970-е годы незамысловатое название "Куб" (почему "куб", если композиция состоит из двух кубов, остается загадкой).

Стороны двух, стоящих друг на друге кубов, украшают барельефы на тему жизни в Советском Союзе: крестьянки, собирающие урожай, строители в процессе работы, дымящиеся трубы завода, надпись "Слава Труду!" и, конечно же, профиль Ленина.

Мы осмотрели скульптуры, расположенные по левую ру ку от нас. Теперь обратимся к правой стороне. Здесь располагается целая галерея памятников Ленину, свезенных со всей Москвы. Перечислим лишь некоторые из них.

Памятник работы Владимира Чазова (1960-е годы), привезен со скульптурного комбината в 1998-м году.

Правее, под сенью раскидистого дерево расположился памятник "всесоюзному старосте" М.И. Калинину. Автор Борис Дюжев, 1978 год. До начала 1990-х годов памятник располагался на проспекте Калинина, в состав которого входили улицы Новый Арбат и Воздвиженка.

Собирающий камни.

Сошествие в ад.

Следуем далее. Мужчина, разглядывающий бесформенный кусок камня, это памятник скульптору С.Д. Нефедову, подарок Москве от республике Мордовии, родине Нефедова. Его любимый пес также удостоился чести быть отлитым в бронзе вместе с автором.

От памятника Нефедову движемся влево. Два мужчины, увлеченно дымящие трубками, это "Альберт Эйнштейн и Нильс Бор". Автор Владимир Лемпорт, 1970-е годы.

Рядом - скульптура, которая именуется "Воскресение". Довольно странное видиние библейского сюжета. Единственное, что можно предположить, что белый известняк это облака, сквозь которые Христос поднимается в небо.

Самая маленькая скульптура парка, ее высота без постамента составляет всего 80 см. Это "Суворов в альпах".

Мы вышли на очередной перекресток, от которого вправо и влево расходятся две аллеи. Как и в предыдущий раз, чтобы не пропустить ничего интересного, пройдем сначала по оиз них, а потом, вернувшись обратно - по другой.

Сначала повернем направо. Здесь, среди обильных зеленых начаждений, расположено несколько скульптур на военную тематику разных лет.

Статуя воина времен Великой Отечественной войны, стоящего, обнажив голову, называется лаконично: "Солдат". Автор Т.Ю. Субханкулов, 1996 г.

Поблизости расположена скульптура, на которой мужчина ломает ядерную ракету. Нетрудно догадаться, что посвяжена она окончанию гонки вооружений. Табличка, находящаяся рядом, подтверждает наши догадки. Название скульптуры "Разоружение". Отлита в 1987-м году. Скульптор О.С. Кирюхин.

Безымянная скульптура, изображающая танковую атаку.

Следующая скульптура также не имеет названия, но по надписи, выбитой на камне: "Нас погибло 13823" нетрудно догадаться, что посвящена она павшим в Афганистане воинам-интернационалистам.

Доходим до очередного перекрестка. Вперед идти не имеет смысла, издалека видно, что парк на этом заканчивается. Вдалеке виден церковный купол. Это , находящаяся совсем рядом с Музеоном, фактически сразу за оградой. Но попасть туда напрямую мы не сможем. Поэтому, поворачиваем налево.

Отсюда открывается довольно необычный ракурс на памятник Петру I. Он расположен к нам четко в профиль.

Следуя по этой аллее, мы минуем еще ряд скульптур. Из них стоит обратить внимание, на человека в очках. Это Махатма Ганди, знаменитый индийский деятель.

На очередной развилке встает вопрос, продолжать двигаться прямо по направлению к памятнику Петру, эта дорога, очевидно, приведет нас на . Но следует вспомнить, что нами осталась неосмотрена еще одна часть парка, поэтому на набережную нам еще рано. Поварачиваем налево. На пути нам встетися небольшое деревянное кафе. Если есть желание подкрепиться, то можно воспользоваться случаем, так как кафе и других заведений, где можно поесть, в парке довольно немного.

От кафе уходит тенистая тропинка.

По ней мы выйдем именно к тому перекрестку, с которого совсем недавно уходили. Только теперь мы оказались на его противоположной стороне. Вдали мы видим памятник Суворову и скульптуру "Воскресение".

Сейчас же осмотрим другу часть перекрестка, ту, что осталась неизученной.

Неподалеку, памятник другому русскому поэту, Сергею Есенину. Автор Анаталий Бичуков, 1987 г.

А между двумя русскими поэтами расположился писатель из экзотической страны Эквадор Хохе Икаса Коронель. Этот бюст был подарен Москве латиноамериканской республикой в 2010-м году.

Неподалеку от этого "литературного уголка" расположилась самая обычная девушка в платке. Скульптура называется просто: "Строительница". Автор Христофор Геворкян, 1970 год.

Теперь смело движемся к набережной. По левую от нас руку, очередная галерея аллегорий.

А по правую - небольшая скульптура, изображающая пожилого мужчину в очках и кепке. Можно предположить, что это фигура абстрактного человека (как и давешняя "Строительница"), однако это не так. Это С.Н. Сотников, художник и скульптор, отлитый в бронзе Салаватом Щербаковым в 2000-е годы.

А рядом Михайло Ломоносов, работы Леонида Баранова (1993 год). Остается лишь удивляться, насколько хаотично расставлены скульптуры в Парке искусств. Однако, может быть, именно в этом и заключается его привлекательность.

В непосредственной близости от набережной раскинулся уголок Японии - Восточный сад. В него входят:

Фонтан-грот.

Пруд с деревянными мостиками и фигурой дракона, вышедшего из японских легенд. Здесь очень любят резвиться дети.

Еще один пруд со статуей самурая на острове.

Итак, мы выходим на заключительный вираж нашей прогулки. Крымская набережная.

Отсюда можно разглядеть памятник 300-летию российского флота с наиболее приближенной точки. Складывается ощущение, что до скульптуры можно дотронуться рукой.

Храм Христа Спасителя на противоположном берегу.

В теплое время года, на клумбах набережной всегда цветут цветы.

Следуем по направлению к Крымскому мосту.

У заднего фасада Дома художников расположился необычный фонтан. Он не имеет чаши, струи бьют из небольших отверстий в асфальте. Поэтому, в жару, можно искупаться в таком фонтане, не нарушая никаких правил поведения. Фонтан оборудован подсветкой, которая включается с наступлением темноты.

Дипломатическая академия .

Помимо барельефов, фасад здания украшает мемореальная доска в память о А.М. Горчакове, одном из выдающихся дипломатов России.

Следом за ним, мы видим вестибюль .

На этом наша прогулка закончена. До новых встреч.

Парк искусств Музеон – место очень интересное и, даже, можно сказать, уникальное.

Его «изюминка» — размещенные под открытым небом скульптуры, в том числе советского периода. Расположен парк почти в центре Москвы, около Центрального Дома Художников на Крымской набережной. Добраться до него совсем несложно.

Официальная дата основания Музеона – 24 января 1992 года, но первые статуи появились в этом месте в 1991 году, когда демонтировали большое количество памятников политическим деятелям советской эпохи. Многие из них разместили на набережной Москвы-реки за ЦДХ – так появился парк искусств под открытым небом. Постепенно коллекция пополнялась самыми разными произведениями. Всего в основном фонде более 1000 скульптур.

Памятник Дзержинскому работы Вучетича был демонтирован с Лубянки (тогда она называлась площадь Дзержинского) после путча 1991 года.

Рядом с Дзержинским – Свердлов, Калинин, Горький и Сталин.

Памятник Сталину был сделан еще при его жизни в 1938 году скульптором Меркуровым. Это – единственный уцелевший монумент, правда, с поврежденным носом, оставшийся после разрушения сталинских статуй во время хрущевской оттепели. Позади размещена инсталляция из каменных голов «Жертвы политических репрессий».

Конечно же, в исторической части много работ, посвященных Ленину.

Есть и Леонид Ильич:

Остальные экспонаты – самые разнообразные. Памятник дружбе народов:

Екатерина Вторая работы Бурганова.

Девушки с тонкой талией.



И упитанные.

Понравился Собирающий камни.

Много подобных работ:

Иногда не совсем понятных. Мужчина и женщина?

Скульптуры расположены на территории немного хаотично. Некоторые выстроены в ряд вдоль каштановой аллеи — как, например, вот эти бюсты:

Но, большинство — просто разбросаны по полянкам.

В дальнейшем руководство Музеона планирует упорядочить размещение экспонатов, реконструировать территорию, и разделить ее на две части – постоянную экспозицию и зону временных выставок.

С детьми лучше заходить в парк со стороны набережной. Здесь много мелких элементов ландшафтного дизайна: клумбочки, прудики, фонтанчики, альпийские горки. И, конечно, детские площадки.

Бравый дед Мазай и зайцы, играющие в «Титаник» около прудика:

Понравились деревянные лавочки-качели.

И вот такие уютные скамейки-беседки.

И, конечно, зелень. Я была в парке в мае – цвели сирень и каштаны.

При взгляде из парка в сторону набережной хорошо виден церетелиевский Петр Первый – он совсем рядом.

Все интересные работы и уголки парка я показать не могу, так что приезжайте в Музеон и посмотрите на них своими глазами.

В Музеоне есть концертные площадки, летний кинотеатр, кафе и экскурсионное бюро. Совсем недалеко, через улицу Крымский вал, находится

Как доехать до Парка искусств Музеон

На общественном транспорте: м. «Парк Культуры» или «Октябрьская», далее 5-10 минут пешком. В парк можно зайти со стороны ЦДХ, с Крымской набережной и с Мароновского переулка.

Адрес: ул.Крымский Вал, 10

Часы работы

Ежедневно, круглосуточно.

Вход на территорию – бесплатный.

03. Иду по мосту

04. Пречистенская набережная, памятник Петру, Президент-отель, ЦДХ

05. Высотка МИДа, шпиль в ремонте

07. Перешёл Москву-реку, внизу - вернисаж на Крымской набережной. Множество художников выставляет здесь на продажу свои картины, и не только свои, и не только художники.

08. Центральный дом художника на Крымском Валу. Здесь располагаются залы искусства XX века Третьяковской галереи. «Чёрный квадрат» Малевича - именно здесь. Здесь же не так давно проходила нашумевшая выставка картин Валентина Серова

10. Через дорогу - ворота Парка Горького. Но туда я в этот раз так и не попал.

11. Парк искусств «Музеон» тоже входит в систему Центрального парка культуры и отдыха имени Горького. Скульптуры у входа работы М.Ф. Бабурина: «Торжество труда: наука и искусство»

12. «Торжество труда: мир Земле»

13. В самом парке масса скульптур, как понятных, так и не очень. В.П. Буйначев, «Поклонение волхвов»

15. А. Григорьев, «Наследник века»

17. Е.В. Вучетич. «Перекуём мечи на орала»

18. Молодой Максим Горький у стены Дома художника

19. Ю. Микенас, «Первые ласточки»

20. М.В. Переяславец. «Степан Супрун».

21. Г.Д. Ястребенецкий. «Никто не забыт, ничто не забыто»

22. Е.В. Вучетич. «Стоять насмерть». Такая же скульптура, только намного больших размеров, стоит на Мамаевом кургане в . Лицо воина скульптор делал с Василия Ивановича Чуйкова.

23. Т.И. Калёнкова. Александр Твардовский.

Здесь же установлено множество памятников, ранее стоявших на улицах и площадях Москвы и других городов.

25. Знаменитый «Железный Феликс» - памятник Ф.Э. Дзержинскому работы Е.В. Вучетича, с 1958 по 1991 стоявший на Лубянской площади, тогда носившей его же (Дзержинского) имя, но в августе 1991-го варварски снесённый толпой безумных маргиналов, возомнивших себя «Защитниками Свободной России» (сокращённо - засранцы).

26. Максим Горький. Скульпторы: И.Д. Шадр, В.И. Мухина, З.Г. Иванова, Н.Г. Зеленская, 1951 г. Снят в 2005 году с площади Тверской заставы у Белорусского вокзала , «временно, на время строительства развязки, парковки и торгового комплекса». Все эти объекты давно построены, памятник и ныне здесь.
Дополнение: 31 июля 2017 года памятник всё же был возвращён к Белорусскому вокзалу. Так что в «Музеоне» его больше не ищите.

27. Памятник Я.М. Свердлову работы скульптора Р.Е. Амбарцумяна

28. Г.В. Потоцкий. «Андрей Сахаров»

29. Скульптурная композиция «Вожди и жертвы».

30. Без подсказки не догадался, что это множество белых фигур называется «Выставка белокаменной скульптуры»

31. Инсталляция «СССР - оплот мира», а рядом с ней - группа скульптурных портретов советских государственных деятелей.

32. Михаил Иванович Калинин

33. Михаил Юрьевич Лермонтов. Сидит, хоть и памятник. Без пиджака.

35. Наоборот, Александр Сергеевич.

38. Алексей Николаевич Косыгин

39. Лично дорогой Леонид Ильич Брежнев

40. И снова дорогой Леонид Ильич

Парк «Музеон» образовался как памятник ушедшей советской эпохе. После событий 1991 года монументы вождей по всей Москве демонтировали и свозили на территорию возле ЦДХ, где тогда был склад. Иосиф Сталин со сколотым носом, Дзержинский в пятнах краски - дефекты на памятниках решили оставить как свидетельство времени. В 1992 году парк официально был превращен в Музей скульптуры под открытым небом. Постепенно коллекция «Музеона» пополнялась: к вождям присоединились их жертвы, добавились современные скульптуры и когда-то запрещенные работы художников-авангардистов.

В "Музеоне" собраны не только бюсты вождей.

Ольга Ваганова/АиФ

Феликс Дзержинский. Евгений Вучетич, 1958 г.

Памятник Феликсу Дзержинскому работы Евгения Вучетича больше 30 лет простоял на Лубянской площади, а в «Музеон» попал одним из первых в августе 1991 года. Тогда толпа путчистов, собравшаяся вокруг здания КГБ, бросилась свергать Железного Феликса голыми руками. Идея повалить статую возникла стихийно. Люди взбирались на нее, цепляли канат, тут же появился грузовик, к которому уже начали крепить концы каната. Однако, толпу удалось остановить, и монумент демонтировали цивилизованно по решению Моссовета. С тех пор на памятнике остались пятна краски, а из глаз Дзержинского будто бы текут слезы.

Феликс Дзержинский прибыл в "Музеон" одним из первых.

Ольга Ваганова/АиФ

Памятники Ленину

Памятников Ленину в парке несколько, но не все попали сюда с московских улиц и площадей. Известно, что гранитный бюст вождя работы Сергея Меркурова раньше стоял у здания Белорусского вокзала, остальные же монументы перевезли в «Музеон» из запасников Третьяковской галереи. Дело в том, что статуи Ленина в Москве активно не сносили. В постсоветские годы было убрано всего несколько десятков памятников, не столько по политическим причинам, сколько для расчистки места под застройку. Всего же в Москве остается стоять более ста памятников Ленину.

Лениных в парке несколько.

Ольга Ваганова/АиФ

Сталин. Сергей Меркуров, 1939 г.

Сталин с отколотым носом приехал в «Музеон» из Измайловского парка, который раньше назывался парк им. Сталина. Монумент стягивали с четырехметрового постамента веревками, в результате чего и повредили скульптуру. Авторство статуи принадлежит советскому скульптору Сергею Меркурову, который тиражировал вождей в огромных количествах. Кстати, памятники Сталину в основном взрывали, а не демонтировали, поэтому осталось их не так много.

Эта скульптура Сталина когда-то стояла в центре Измайловского парка.

Ольга Ваганова/АиФ

«Жертвы сталинских репрессий». Евгений Чубаров, 1990-е годы

Скульптура, символизирующая узников сталинских лагерей, находится прямо за спиной у вождя. Композиция художника Евгения Чубарова состоит из 283 каменных голов, помещенных в отдельно стоящую стену и забранных решеткой. Интересно, что Чубаров создал только «головы», а концепцию памятника придумали руководители парка.

"Жертвы сталинских репрессий".

Ольга Ваганова/АиФ

«СССР ‒ оплот мира». Степан Щекотихин, 1970 г.

Еще один советский артефакт в «Музеоне» панно «СССР ‒ оплот мира». Гигантский герб Советского Союза, выполненный из нержавеющей стали, до 1991 года находился в районе Ленинского проспекта и служил обозначением старой границы города, встречая гостей, приезжающих в Москву из правительственного аэропорта Внуково.

"СССР ‒ оплот мира".

Ольга Ваганова/АиФ

Максим Горький. Вера Мухина, 1951 г.

Памятник Максиму Горькому попал в «Музеон» в 2005 году. Его демонтировали с площади Белорусского вокзала, чтобы расчистить там место для строительства транспортной развязки. Писателя положили на траву, где он пробыл в таком положении два года. В 2007 году скульптуру отреставрировали и поставили «на ноги». В настоящее время московские власти обещают вернуть памятник на его первоначальное место. Проект монумента был разработан скульптором Иваном Шадром еще в 1939 году, а завершала работу знаменитая Вера Мухина. На площади Белорусского вокзала Горький появился в 1951 году.

Памятник Горькому столичные власти обещают вернуть к Белорусскому вокзалу.

Академик Сахаров. Григорий Потоцкий, 2007 г.

Скульптура академика Сахарова работы художника Григория Потоцкого появилась здесь в 2007 году. Композиция расположена неподалеку от памятника «Жертвам политических репрессий». Ученый и правозащитник Сахаров изображен мечтательным и ранимым, смотрящим в небо. Сидит он прямо напротив главного палача.