Государь цитаты. Цитаты макиавелли

Государь цитаты. Цитаты макиавелли
Путешествуя по новостным сайтам, я обратил внимание на тот факт, что мнение читателей новостей, за редким исключением, формируется не самими событиями как таковыми, а их анализом известными – ологами и – ведами. Особенно преуспели эти профессионалы в оценке событий в странах ближнего зарубежья и политических фигур нашего времени, их действий и поступков. На чём базируются эти оценки и анализы для меня часто является секретом, этакой «тайной за семью печатями».

Я не претендую на что-то новое и оригинальное. Я просто предлагаю обратиться к классике жанра - трактату флорентийского мыслителя и государственного деятеля Никколо Макиавелли «Государь», в котором описываются методология захвата власти, методы правления и умения, необходимые для идеального правителя. Труд этого мыслителя актуален и сегодня. Не трудно в описаниях автора угадать страны и события в мире, которые сегодня не сходят с газетных полос. Узнаваемы также практически все видные государственные деятели и политики современности.

Интернет пестрит ссылками на этот трактат, цитатами или просто отдельными фразами из него. Я предлагаю свой взгляд на этот труд в виде 15 цитат, наиболее интересно, по моему мнению, раскрывающих происходящие события в некоторых государствах и показывающих необходимые черты и навыки для руководителя любой страны.

Итак, 15 цитат из трактата Никколо Макиавелли «Государь»:

Глава III. О смешанных государствах

1. Трудно удержать власть новому государю……прежде всего вследствие той же естественной причины, какая вызывает перевороты во всех новых государствах. А именно: люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого. Что опять-таки естественно и закономерно, так как завоеватель притесняет новых подданных, налагает на них разного рода повинности и обременяет их постоями войска, как это неизбежно бывает при завоевании. И таким образом наживает врагов в тех, кого притеснил, и теряет дружбу тех, кто способствовал завоеванию, ибо не может вознаградить их в той степени, в какой они ожидали, но не может и применить к ним крутые меры, будучи им обязан.

2. Здесь происходит то же самое, что с чахоткой: врачи говорят, что в начале эту болезнь трудно распознать, но легко излечить; если же она запущена, то ее легко распознать, но излечить трудно. Так же и в делах государства: если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, но если он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет.

Глава IV. Почему царство Дария, завоеванное Александром, не восстало против преемников Александра после его смерти

3. Но удержать такую страну трудно, ибо опасность угрожает как со стороны тех, кто тебе помог, так и со стороны тех, кого ты покорил силой. И тут уж недостаточно искоренить род государя, ибо всегда останутся бароны, готовые возглавить новую смуту; а так как ни удовлетворить их притязания, ни истребить их самих ты не сможешь, то они при первой же возможности лишат тебя власти.

Глава VII. О новых государствах, приобретаемых чужим оружием или милостью судьбы

4. В этих случаях государи всецело зависят от воли и фортуны тех, кому обязаны властью, то есть от двух сил крайне непостоянных и неприхотливых; удержаться же у власти они не могут и не умеют. Не умеют оттого, что человеку без особых дарований и доблести, прожившему всю жизнь в скромном звании, негде научиться повелевать; не могут оттого, что не имеют союзников и надежной опоры. Эти невесть откуда взявшиеся властители, как все в природе, что нарождается и растет слишком скоро, не успевает пустить ни корней, ни ответвлений, почему и гибнут от первой же непогоды.

Глава VIII. О тех, кто приобретает власть злодеяниями

5. Отсюда следует, что тот, кто овладевает государством, должен предусмотреть все обиды, чтобы покончить с ними разом, а не возобновлять изо дня в день; тогда люди понемногу успокоятся, и государь сможет, делая им добро, постепенно завоевать их расположение. Кто поступит иначе, из робости или по дурному умыслу, тот никогда уже не вложит меч в ножны и никогда не сможет опереться на своих подданных, не знающих покоя от новых и непрестанных обид.

Глава IX. О гражданском единовластии

6. Так что если государь пришел к власти с помощью народа, он должен стараться удержать его дружбу, что совсем не трудно, ибо народ требует только, чтобы его не угнетали. Но если государя привела к власти знать наперекор народу, то первый его долг - заручиться дружбой народа, что опять-таки нетрудно сделать, если взять народ под свою защиту. Люди же таковы, что, видя добро со стороны тех, от кого ждали зла, особенно привязываются к благодетелям, поэтому народ еще больше расположится к государю, чем если бы сам привел его к власти.

Глава X. Как следует измерять силы всех государств

7. Таким образом, государь, чей город хорошо укреплен, а народ не озлоблен, не может подвергнуться нападению. Но если это и случится, неприятель принужден будет с позором ретироваться, ибо все в мире меняется с такой быстротой, что едва ли кто-нибудь сможет год продержать войско в праздности, осаждая город. Мне возразят, что если народ увидит, как за городом горят его поля и жилища, он не выдержит долгой осады, ибо собственные заботы возьмут верх над верностью государю. На это я отвечу, что государь сильный и смелый одолеет все трудности, то внушая подданным надежду на скорое окончание бедствий, то напоминая им о том, что враг беспощаден, то осаживая излишне строптивых. …Так по рассмотрении всех обстоятельств, скажу, что разумный государь без труда найдет способы укрепить дух горожан во все время осады, при условии, что у него хватит чем прокормить и оборонить город.

Глава XX. О том, полезны ли крепости, и многое другое, что постоянно применяют государи

8. Без сомнения, государи обретают величие, когда одолевают препятствия и сокрушают недругов, почему фортуна, - в особенности если она желает возвеличить нового государя, которому признание нужней, чем наследному, - сама насылает ему врагов и принуждает вступить с ними в схватку для того, чтобы, одолев их, он по подставленной ими лестнице поднялся как можно выше.

Глава XXI. Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали

9. Ничто не может внушить к государю такого почтения, как военные предприятия и необычайные поступки.

10. Величию государя способствуют также необычайные распоряжения внутри государства, … когда кто-либо совершает что-либо значительное в гражданской жизни, дурное или хорошее, то его полезно награждать или карать таким образом, чтобы это помнилось как можно дольше. Но самое главное для государя - постараться всеми своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного умом выдающимся.

11. Государя уважают также, когда он открыто заявляет себя врагом или другом, то есть когда он без колебаний выступает за одного против другого - это всегда лучше, чем стоять в стороне.

Глава XXII. О советниках государей

12. Немалую важность имеет для государя выбор советников, а каковы они будут, хороши или плохи, - зависит от благоразумия государей. Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные н способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он умел распознать их способности и удержать их преданность. Если же они не таковы, то и о государе заключат соответственно, ибо первую оплошность он уже совершил, выбрав плохих помощников».

13. Есть один безошибочный способ узнать, чего стоит помощник. Если он больше заботится о себе, чем о государе, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю, и тот никогда не сможет на него положиться. Ибо министр, в чьих руках дела государства, обязан думать не о себе, а о государе, и не являться к нему ни с чем, что не относится до государя.

Глава XXIII. Как избежать льстецов

14. Таким образом, государь всегда должен советоваться с другими, но только когда он того желает, а не когда того желают другие; и он должен осаживать всякого, кто вздумает, непрошеный, подавать ему советы. Однако сам он должен широко обо всем спрашивать, о спрошенном терпеливо выслушивать правдивые ответы и, более того, проявлять беспокойство, замечая, что кто-либо почему-либо опасается творить ему правду.

15. Отсюда можно заключить, что добрые советы, кто бы их ни давал, родятся из мудрости государей, а не мудрость государей родится из добрых советов.

1. Люди по натуре своей таковы, что не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им

2. Следует заранее примириться с тем, что всякое решение сомнительно, ибо это в порядке вещей, что избегнув одной неприятности, попадаешь в другую.

3. Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого

4. Следует остерегаться злоупотреблять милосердием

5. Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает

6. Всякая перемена прокладывает путь другим переменам

7. Человек, который желает при всех обстоятельствах пребывать добродетельным, остается лишь гибнуть среди множества тех, кто не добродетелен

8. Люди так простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить

9. После смерти я хочу попасть в ад, а не в рай.Там я смогу наслаждаться обществом пап, королей и герцогов, тогда как рай населен одними нищими, монахами и апостолами

10. Добрыми делами можно навлечь на себя ненависть точно так же, как и дурными

11. Достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям любой ценой

12. Человек не может заставить себя свернуть с пути, на котором он до сих пор неизменно преуспевал

13. Цель оправдывает средства

14. Избегнув одной неприятности, попадаешь в другую; однако в том и состоит мудрость, чтобы взвесив все возможные неприятности, наименьшее зло почесть за благо

15. Кто хочет жить в мире, тот должен готовиться к войне

16. Всякий видит, чем ты кажешься, немногие чувствуют, кто ты на самом деле

17. Дела, неугодные подданным, государи должны возлагать на других, а угодные - исполнять сами

18. Дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать

19. Кому неведомо всегдашнее несоответствие между тем, что человек ищет и что находит?

20. Кто имеет хорошее войско, найдет и хороших союзников

21. Тот, кто имеет союзников, уже не вполне независим

22. Кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше удерживался у власти

23. Нельзя попустительствовать беспорядку ради избегания войны, ибо войны не избежишь, а преимущество в войне потеряешь

24. Лучше проиграть со своими, чем выиграть с чужими, ибо не истинна та победа, которая добыта чужим оружием

25. Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость

26. Люди - враги всяких затруднительных предприятий

27. Любовь плохо уживается со страхом

28. Нет ничего труднее, опаснее и неопределеннее, чем руководить введением нового порядка вещей, потому что у каждого нововведения есть ярые враги, которым хорошо жилось по-старому, и вялые сторонники, которые не уверены, смогут ли они жить по-новому

29. Не следует никому давать советы и пользоваться чужими советами, кроме общего совета - правила каждому - следовать велениям души и действовать смело

30. Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми

31. Неразумие людей таково, что они часто не замечают яда внутри того, что хорошо с виду

32. Нрав людей непостоянен, и если обратить их в свою веру легко, то удержать в ней трудно

33. Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает

34. Тяжелую болезнь в начале легче вылечить, но трудно распознать. Когда же она усиливается, ее легче распознать, но уже труднее вылечить

35. Умы бывают трех родов: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий - сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может

36. Человек осмотрительный, не умеющий сделаться отважным, когда это необходимо, становится причиной своей гибели

37. Чужие доспехи либо широки, либо тесны, либо слишком громоздки

38. В наши времена уже очевидно, что те государи, которые мало заботились о благочестии и умели хитростью заморочить людям мозги, победили в конце концов тех, кто полагался на свою честность

39. Государю нет необходимости обладать всеми добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими

40. Уважать следует того, кто щедр, а не того, кто может быть щедрым

41. Нрав людей непостоянен и если обратить их в свою веру легко, то удержать в ней трудно. Поэтому надо быть готовым к тому, чтобы, когда вера в народе иссякнет, заставить его поверить силой

42. Люди таковы, что, видя добро со стороны тех, от кого ждали зла, особенно привязываются к благодетелям

43. Лишь самонадеянный и дерзкий человек мог бы взяться рассуждать о том, что возвеличено и хранимо Богом

44. Кто проявляет щедрость, чтобы слыть щедрым, вредит самому себе. Ибо, если проявлять ее разумно, о ней никто не узнает, а тебя всё равно обвинят в скупости

45. Скупость – один из тех пороков, которые позволяют государю править

46. На пути к власти щедрость необходима. По достижении власти она вредна

47. Каждый государь желал бы прослыть милосердным, а не жестоким, однако следует остерегаться злоупотреблять милосердием

48. О людях в целом можно сказать, что они непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива

49. Люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, чем того, кто внушает им страх

50. Люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества

51. Обладать добродетелью честности и неуклонно ей следовать вредно, тогда как выглядеть обладающим ей – полезно

52. Люди большей частью судят по виду, ибо увидеть дано всем, а потрогать руками – немногим

53. О действиях всех людей, а особенно государей, с которых в суде не спросишь, заключают по результату

54. Презрение государи возбуждают непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью. Этих качеств надо остерегаться, как огня, стараясь, напротив, в каждом действии являть великодушие, бесстрашие, основательность и твердость

55. Главное средство против заговоров – не навлекать на себя ненависти и презрения подданных и быть угодным народу

56. Ничто не может внушить к государю такого почтения, как военные предприятия и необычайные поступки

57. Государя уважают также, когда он открыто заявляет себя врагом или другом, т.е. когда он без колебаний выступает за одного против другого – это всегда лучше, чем стоять в стороне

58. Люди так тщеславны и так обольщаются на свой счет, что с трудом могут уберечься от льстецов

59. Бывает так, что двое, действуя по-разному, одинаково добиваются успеха. А бывает так, что двое действуют одинаково, но только один из них достигает цели. Зависит же это от того, что один образ действий совпадает с особенностями времени, а другой – нет

60. Фортуна непостоянна, а человек упорствует в своем образе действий, поэтому, пока между ними согласие, человек пребывает в благополучии, когда же наступает разлад, благополучию его приходит конец

61. И все-таки я полагаю, что натиск лучше, чем осторожность, ибо Фортуна – женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колоть ее и пинать – таким она поддается скорее, чем тем, кто холодно берется за дело

62. Поэтому она (фортуна), как женщина – подруга молодых, ибо они не так осмотрительны, более отважны и с большей дерзостью ее укрощают

Макиавелли - величайший теоретик в области прикладной власти. В своем наиболее фундаментальном из когда либо написанных на тему государственного управления и лидерства труде «Государь» Макиавелли советовал Медичи: «Человек, который хочет найти доброту во всем, будет разочарован жизнью среди тех, кто не признает добра. Таким образом, стоит учиться тому, как отойти от добра, и применять или не применять эти знания в зависимости от необходимости ситуации». Труды «Государь» и «Рассуждения» Макиавелли - настоящая сокровищница науки о власти.

Есть два способа победить. Один через закон. Другой - грубая сила. Первый используется людьми, второй - животными; и когда первый исчерпан, необходимо обращаться ко второму. Макиавелли

Никогда не показывай свои намерения, реализуй их всеми возможными способами. Попроси у человека оружие, не объясняя ему своего желания убить его; когда оно будет в твоих руках, выполни свою волю этим оружием. Макиавелли

Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого. Н. Макиавелли

Нередко государи, особенно новые, со временем убеждаются в том, что более преданные и полезные для них люди - это те, кому они поначалу не доверяли. Н. Макиавелли

Об уме правителя первым судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он умел распознать их способности и удержать их преданность. Если же они не таковы, то и о государе заключают соответственно, ибо первую оплошность он уже совершил, выбрав плохих помощников. Н. Макиавелли

Есть один безошибочный способ узнать, чего стоит помощник. Если он больше заботится о себе, чем о государе, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю, и тот никогда не сможет на него положиться. Н. Макиавелли

Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если причины, побудившие его дать обещание. Такой совет бы недостойным, если бы люди честно держали слово, люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же. А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется. Н. Макиавелли

Презрение государи возбуждают непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью. Этих качеств надо остерегаться как огня, стараясь, напротив, в каждом действии являть великодушие, бесстрашие, основательность и твердость. Н. Макиавелли

Государю нет необходимости обладать всеми названными добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими. Дерзну прибавить, что обладать этими дoбродетелями и неуклонно им следовать вредно, тогда как выглядеть обладающими ими - полезно. Иначе говоря, надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милосердным, искренним, благочестивым - и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимым. Н. Макиавелли

Чтобы управлять множеством людей, лучше быть человечным, чем высокомерным, и лучше быть милосердным, чем жестоким. Н. Макиавелли

Возвращаясь к спору о том, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись, скажу, что любят госудаpeй по собственному усмотрению, а боятся - по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать что зависит от него, а не от кого-то другого; важно лишь ни в коем случае не навлекать на себя ненависти подданных …Ненависть государи возбуждают хищничеством и посягательством на добро и женщин своих подчиненных. Н. Макиавелли

Дела, неугодные подданным, государи должны возлагать на других, а угодное - исполнять сами. Н. Макиавелли

Лучшая из всех крепостей - не быть ненавистным народу: какие крепости ни строй, они не спасут, если ты не ненавистен народу. Н. Макиавелли

Когда кто-либо совершает что-либо значительное в гражданской жизни, дурное или хорошее, то его полезно награждать или наказывать таким образом, чтобы это помнилось как можно дольше. Но самое главное для государя - постараться всеми своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного умом выдающимся. Н. Макиавелли

Государь, который проглядел зарождающийся недуг, не обладает истинной мудростью, - но вовремя распознать его дано немногим. Н. Макиавелли

Между тем презрение и ненависть подданных - это то самое, чего государь должен более всего опасаться, щедрость же ведет к тому и другому. Поэтому больше мудрости в том, чтобы, слывя скупым, стяжать худую славу без ненависти, чем в том, чтобы, желая прослыть щедрым и оттого поневоле разоряя других, стяжать худую славу и ненависть разом. Н. Макиавелли

Государь, если он желает удержать в повиновении поданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствуют беспорядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица. Н. Макиавелли

Крепкая и решительная власть никогда не допустит раскола. Н. Макиавелли

Обиды нужно наносить разом: чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда; благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, чтобы их распробовали как можно лучше. Н. Макиавелли

Люди же по натуре своей таковы, что не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им. Н. Макиавелли

Государь всегда должен советоваться с другими, но только когда он того желает, а не когда того желают другие; и он должен осаживать всякого, кто вздумает, непрошеный, подавать ему советы. Однако сам он должен широко обо всем спрашивать, о спрошенном терпеливо выслушивать правдивые ответы. Н. Макиавeлли

Никогда не угрожай своему врагу и не оскорбляй его, так как ни одно, ни другое не уменьшит его силы; первое сделает его более осторожным, второе увеличит его ненависть и сделает его более настойчивым в стремлении навредить тебе. Макиавелли