При каком заболевании помогают двояковыпуклые линзы. Линзы

При каком заболевании помогают двояковыпуклые линзы. Линзы

Кто не знает обычного увеличительного стекла, похо­жего на зёрнышко чечевицы. Если такое стекло - его назы­вают также двояковыпуклой линзой - поме­стить между каким-либо предметом и глазом, то изображе­ние предмета кажется наблюдателю увеличенным в не­сколько раз.

В чём секрет такого увеличения? Чем объяснить, что предметы, если смотреть на них через двояковыпуклую линзу, кажутся нам больше своей действительной величины?

Чтобы хорошо понять причи­ну этого явления, надо вспом­нить о том, как распространяются лучи света.

Повседневные наблюдения убе­ждают нас в том, что свет распро­страняется прямолинейно. Вспом­ните, например, как иногда солн­це, скрытое облаками, пронизы­вает их прямыми, ясно видимыми пучками лучей.

Но всегда ли лучи света пря­молинейны? Оказывается, не всегда.

Проделайте, например, такой опыт.

В ставне, плотно прикрывающем окно вашей комнаты, сделайте Рис. 6< прямолинейный

Небольшое отверстие. Луч света, луч света, попав в дру -

Пройдя сквозь это отверстие, «про - гую среду -В воду, ИЗ -

Чертит» в тёмной комнате прямо - меняет своё направление,

Г « и 1 преломляется,

Линейный след. Но поместите на к

Пути луча банку с водой, и вы увидите, что луч, попав в воду, изменит своё направление, или, как говорят,"прело­мится (рис. 6).

Таким образом, преломление световых лучей можно наблюдать тогда, когда они попадают в другую среду. Так, пока лучи идут в воздухе, они прямолинейны. Но как только на их пути встречается какая-то другая среда, например вода, свет преломляется.

Вот такое же преломление испытывает луч света и в том случае, когда он проходит через двояковыпуклое увеличи­тельное стекло. При этом линза собирает световые лучи
в узкий заострённый пучок (этим, кстати сказать, и объяс­няется то, что с помощью увеличительного стекла, собираю­щего лучи света в узкий пучок, можно на солнце поджечь папиросу, бумагу и пр.).

Но почему же линза увеличивает изображение предмета?

А вот почему. Посмотрите невооружённым глазом на какой-нибудь предмет, например на лист дерева. Лучи света отражаются от листа и сходятся в вашем глазу. Теперь поместите между глазом и листом двояковыпуклую линзу. Световые лучи, проходя через линзу, будут преломляться (рис. 7). Однако человеческому глазу они не кажутся лома­ными. Наблюдатель попрежнему ощущает прямолинейность лучей света. Он как бы продолжает их дальше, за линзу (см. пунктирные линии на рис. 7), и предмет, наблюдаемый через двояковыпуклую линзу, кажется наблюдателю увели­ченным!

Ну, а что произойдёт, если лучи света, вместо того, чтобы попасть в глаз наблюдателя, будут продолжены

Дальше? После пересечения в одной точке, называемой фокусом линзы, лучи вновь разойдутся. Если на их пути поставить зеркало, мы увидим в нём увеличенное изображение того же листа (рис. 8). Однако оно предста­вится нам уже в перевёрнутом виде. И это вполне понятно. Ведь после пересечения в фокусе линзы световые лучи идут дальше в том же прямолинейном направлении. Есте­

Ственно, что при этом лучи от верхушки листа направляются вниз, а лучи, идущие от его основания, отразятся в верхней части зеркала.

Вот это свойство двояковыпуклой линзы - способность собирать лучи света в одной точке - и используется в фотографическом аппарате.

Миопия затрудняет жизнь многих современных людей.

Данная патология способствует удлинению глазного яблока, поэтому лучи света не доходят до сетчатки и фокусируются перед ней. Это становится причиной того, что человек плохо видит вдаль.

Атрибуты контактного способа коррекции обладают различными базовыми радиусами кривизны, диаметром и количеством диоптрий.

Особенности подбора контактных линз для коррекции близорукости

Чтобы не дать миопии развиваться и прогрессировать, необходимо вовремя начать использовать коррекцию.

Правильный подбор коррекции — залог хорошего зрения

Важно: На начальном этапе, когда болезнь еще не достигла предела в размере -1 D, не рекомендуется использовать контактный метод.

Постоянная коррекция может спровоцировать ухудшение.

Если же у больного отмечается миопия с отклонением от нормы от -1 D и больше, то основным способом остановки прогрессирования патологии выступает именно контактная коррекция.

Также стоит отметить, что для детей такой вид коррекции не подходит. Это связано с тем, что близорукие малыши не смогут самостоятельно пользоваться контактными изделиями.

Очки являются более подходящим методом улучшения зрения при детской миопии. Изучите правила выбора в этой статье

Существуют такие правила подбора контактной коррекции при близорукости:

  1. Лучше всего выбирать изделия из силикон-гидрогеля .
  2. Толщина центральной части лечебного корректирующего атрибута зависит от количества необходимых диоптрий.
  3. Диаметр изделия должен подходить по индивидуальным параметрам глаза больного. Для того чтобы определить этот параметр, офтальмолог применяет компьютерную диагностику органов зрения.
  4. Лечебные атрибут должен быть рассеивающим и иметь минусовые характеристики.
  5. Подбор правильной оси цилиндров , если близорукость осложнена астигматизмом.
  6. Выбор режима ношения . Это могут быть линзы, которые надо снимать на ночь и одевать на протяжении дня. Также возможен вариант ночных линз или постоянных, которые можно носить 30 и больше дней, не снимая.
  7. По характеру дизайна и формы нужно выбирать сферические . Если присутствует астигматизм, то подойдет торический вариант. Когда отмечается пресбиопия, то врач назначает мультифокальные изделия.

Только офтальмолог может точно сказать, какие линзы при близорукости лучше выбрать.

Перед подбором окулист в обязательном порядке проводит диагностику и только на основании результатов обследования он выносит окончательное заключение о характере коррекции.

Особенности и преимущества использования линз при миопии

Медицина активно развивается. Сегодня можно навсегда избавиться от миопического расстройства с помощью лазерной хирургии.

Однако, даже несмотря на это, линзы для коррекции близорукости остаются актуальными благодаря таким положительным свойствам:

  • они не ограничивают зрительное поле;
  • их можно одновременно носить с солнцезащитными очками;
  • идеально подходят для активного времяпровождения;
  • отсутствуют блики;
  • они не запотевают;
  • изображение не искажается;
  • они не сползают в отличие от очков;
  • имеют защитное свойство против ультрафиолетовых излучений.

Тем, кто выбирает такой метод улучшения зрения, нужно также ознакомиться с его особенностями:

  • чтобы надевать изделие, нужна тренировка и специальные навыки;
  • привыкание происходит постепенно;
  • лечебный атрибут может выскользнуть из рук и потеряться;
  • необходимо научиться правильно ухаживать и дезинфицировать изделие.

Факт: Если не соблюдать гигиену и правила дезинфекции, то могут возникнуть осложнения в форме воспалительных процессов.

Если использовать контактную коррекцию правильно, то она значительно облегчит жизнь и избавит от неудобств, связанных с плохим зрением.

Ознакомьтесь также с видео роликом на данную тему:

Цели урока: формирование представлений о строении глаза и механизмах работы оптической системы глаза; выяснение обусловленности строения оптической системы глаза законами физики; выработка умения анализировать изучаемые явления; формирование бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование: таблица «Орган зрения», модель «Глаз человека»; светособирающая линза, линза с большой кривизной, линза с малой кривизной, источник света, карточки с заданиями; на столах у учащихся: светособирающая линза, светорассеивающая линза, ширма с прорезью, источник света, экран.

ХОД УРОКА

Учитель биологии. Человек обладает системой ориентации в окружающем мире – сенсорной системой, которая помогает не только ориентироваться, но и адаптироваться к изменяющимся условиям среды. На предыдущем уроке вы начали знакомиться со строением органа зрения. Давайте вспомним этот материал. Для этого вы должны выполнить задание на карточке и ответить на вопросы.

Вопросы для повторения

– Зачем человеку нужно зрение?
– Какой орган выполняет эту функцию?
– Где расположен глаз?
– Назовите оболочки глаза и их функции.
– Назовите части глаза, которые защищают его от повреждений.

На доске висит таблица «Орган зрения», на учительском столе – модель «Глаз человека». Собрав карточки с ответами учащихся, учитель биологии проверяет их заполнение, совместно с учащимися называя и показывая части глаза на модели и плакате.

Учащимся раздается вторая карточка.

Учитель биологии. Основываясь на знании анатомического строения глаза, назовите, какие части глаза могут выполнять оптическую функцию.

(Учащиеся, обращаясь к модели глаза, приходят к выводу, что оптическая система глаза состоит из роговицы, хрусталика, стекловидного тела и сетчатки. )

Учитель физики. Какой оптический прибор вам напоминает хрусталик?

Учащиеся. Двояковыпуклую линзу.

Учитель физики. Какие виды линз вы еще знаете, и каковы их свойства?

Учащиеся. Двояковыпуклая линза – это собирающая линза, т.е. лучи, проходящие через линзу, собираются в одной точке, называемой фокусом. Двояковогнутая линза – это рассеивающая линза, лучи, проходящие через линзу, рассеиваются таким образом, что продолжение лучей собирается в мнимом фокусе.

(Учитель физики рисует (рис. 1 ) на доске, а учащиеся в тетради ход лучей в собирающей и рассеивающей линзе .)

Рис. 1. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах (F – фокус)

Учитель физики. Каким будет изображение, если предмет находится за двойным фокусным расстоянием собирающей линзы?

(Учащиеся рисуют в тетрадях ход лучей в этом случае (рис. 2) и убеждаются в том, что изображение получается уменьшенное, действительное, перевернутое .)

Рис. 2. Построение изображения в собирающей линзе

Фронтальный эксперимент

На каждом столе у учащихся собирающая и рассеивающая линзы, источник тока, электрическая лампочка на подставке, ширма с прорезью в виде буквы Г, экран.

Учитель физики предлагает учащимся выбрать двояковыпуклую, т.е. собирающую, линзу и убедиться экспериментально, что собирающая линза дает перевернутое изображение. Учащиеся собирают установку (рис. 3) и, перемещая линзу относительно экрана, добиваются четкого изображения перевернутой буквы Г.

(Учащиеся убеждаются на опыте, что изображение действительное перевернутое и получается четко на экране только при определенном расположении экрана относительно линзы .)

Рис. 3. Схема установки для демонстрации хода лучей в собирающей линзе

Учитель биологии. Так как хрусталик, роговица и стекловидное тело – это собирающая линза, то оптическая система глаза дает перевернутое уменьшенное изображение, и мир мы должны видеть перевернутым. Что позволяет видеть предметы неперевернутыми?

Учащиеся. Нормальное, а не перевернутое видение предметов обусловлено их повторным «переворачиванием» в корковом отделе зрительного анализатора.

Учитель биологии. Предметы мы хорошо видим на разных расстояниях. Это происходит благодаря мышцам, которые присоединяются к хрусталику и, сокращаясь, регулируют его кривизну.

Учитель физики. Рассмотрим на опыте, как меняются свойства линзы в зависимости от ее кривизны. Чем меньше радиус кривизны, тем меньше фокусное расстояние, – такие линзы называются короткофокусными, линзы с маленькой кривизной, т.е. с большим радиусом кривизны, называются длиннофокусными (рис. 4).

Рис. 4. Изменение свойств линзы в зависимости от ее кривизны

Учитель биологии. При рассматривании близкорасположенных предметов у хрусталика уменьшается радиус кривизны, и он действует как короткофокусная линза. При рассматривании удаленных объектов у хрусталика увеличивается радиус кривизны, и он действует как длиннофокусная линза. И в том, и в другом случае это необходимо для того, чтобы изображение всегда фокусировалось на сетчатке. Способность четко видеть предметы, удаленные на разные расстояния, благодаря изменению кривизны хрусталика, называется аккомодацией (учащиеся записывают определение в тетради).

Существуют отклонения в строении глаза или же в работе хрусталика.

При близорукости изображение фокусируется перед сетчаткой вследствие избыточной кривизны хрусталика или же удлинения оси глаза. При дальнозоркости изображение фокусируется за сетчаткой вследствие недостаточной кривизны хрусталика или же укороченной оси глаза.

Учитель физики. Какие необходимы линзы для коррекции близорукости, а какие для коррекции дальнозоркости?

Учащиеся. Близорукость – рассеивающая линза, дальнозоркость – собирающая линза.

(Учитель физики демонстрацией опыта экспериментально доказывает справедливость выводов учащихся .)

Учитель биологии. Существует еще одно отклонение от нормы в работе оптической системы человеческого глаза – это астигматизм. Астигматизм – невозможность схождения всех лучей в одной точке, в одном фокусе. Это происходит из-за отклонений кривизны роговицы от сферической. Для коррекции астигматизма применяют цилиндрические линзы.

Выводы

Учащиеся совместно с учителем биологии формулируют основные правила гигиены зрения:

– оберегать глаза от механических воздействий;
– читать в хорошо освещенном помещении;
– держать книгу на определенном расстоянии (33–35 см) от глаз;
– свет должен падать слева;
– нельзя близко наклоняться к книге, т.к. это может привести к развитию близорукости;
– нельзя читать в движущемся транспорте, т.к. из-за неустойчивости положения книги все время меняется фокусное расстояние, что ведет к изменению кривизны хрусталика, уменьшению его эластичности, в результате чего ослабевает ресничная мышца и нарушается зрение.

Темы кодификатора ЕГЭ: линзы

Преломление света широко используется в различных оптических приборах: фотоаппаратах, биноклях, телескопах, микроскопах. . . Непременной и самой существенной деталью таких приборов является линза.

Линза - это оптически прозрачное однородное тело, ограниченное с двух сторон двумя сферическими (или одной сферической и одной плоской) поверхностями.

Линзы обычно изготавливаются из стекла или специальных прозрачных пластмасс. Говоря о материале линзы, мы будем называть его стеклом - особой роли это не играет.

Двояковыпуклая линза.

Рассмотрим сначала линзу, ограниченную с обеих сторон двумя выпуклыми сферическими поверхностями (рис. 1 ). Такая линза называется двояковыпуклой . Наша задача сейчас - понять ход лучей в этой линзе.

Проще всего обстоит дело с лучом, идущим вдоль главной оптической оси - оси симметрии линзы. На рис. 1 этот луч выходит из точки . Главная оптическая ось перпендикулярна обеим сферическим поверхностям, поэтому данный луч идёт сквозь линзу, не преломляясь.

Теперь возьмём луч , идущий параллельно главной оптической оси. В точке падения
луча на линзу проведена нормаль к поверхности линзы; поскольку луч переходит из воздуха в оптически более плотное стекло, угол преломления меньше угла падения . Следовательно, преломлённый луч приближается к главной оптической оси.

В точке выхода луча из линзы также проведена нормаль . Луч переходит в оптически менее плотный воздух, поэтому угол преломления больше угла падения ; луч
преломляется опять-таки в сторону главной оптической оси и пересекает её в точке .

Таким образом, всякий луч, параллельный главной оптической оси, после преломления в линзе приближается к главной оптической оси и пересекает её. На рис. 2 изображена картина преломления достаточно широкого светового пучка, параллельного главной оптической оси.

Как видим, широкий пучок света не фокусируется линзой: чем дальше от главной оптической оси расположен падающий луч, тем ближе к линзе он пересекает главную оптическую ось после преломления. Это явление называется сферической аберрацией и относится к недостаткам линз - ведь хотелось бы всё же, чтобы линза сводила параллельный пучок лучей в одну точку.

Весьма приемлемой фокусировки можно добиться, если использовать узкий световой пучок, идущий вблизи главной оптической оси. Тогда сферическая аберрация почти незаметна - посмотрите на рис. 3 .

Хорошо видно, что узкий пучок, параллельный главной оптической оси, после прохождения линзы собирается приблизительно в одной точке . По этой причине наша линза носит название собирающей.

Точка называется фокусом линзы. Вообще, линза имеет два фокуса, находящиеся на главной оптической оси справа и слева от линзы. Расстояния от фокусов до линзы не обязательно равны друг другу, но мы всегда будем иметь дело с ситуациями, когда фокусы расположены симметрично относительно линзы.

Двояковогнутая линза.

Теперь мы рассмотрим совсем другую линзу, ограниченную двумя вогнутыми сферическими поверхностями (рис. 4 ). Такая линза называется двояковогнутой . Так же, как и выше, мы проследим ход двух лучей, руководствуясь законом преломления.

Луч, выходящий из точки и идущий вдоль главной оптической оси, не преломляется - ведь главная оптическая ось, будучи осью симметрии линзы, перпендикулярна обеим сферическим поверхностям.

Луч , параллельный главной оптической оси, после первого преломления начинает удаляться от неё (так как при переходе из воздуха в стекло ), а после второго преломления удаляется от главной оптической оси ещё сильнее (так как при переходе из стекла в воздух ).

Двояковогнутая линза преобразует параллельный пучок света в расходящийся пучок (рис. 5 ) и называется поэтому рассеивающей.

Здесь также наблюдается сферическая аберрация: продолжения расходящихся лучей не пересекаются в одной точке. Мы видим, что чем дальше от главной оптической оси расположен падающий луч, тем ближе к линзе пересекает главную оптическую ось продолжение преломлённого луча.

Как и в случае двояковыпуклой линзы, сферическая аберрация будет практически незаметна для узкого приосевого пучка (рис. 6 ). Продолжения лучей, расходящихся от линзы, пересекаются приблизительно в одной точке - в фокусе линзы .

Если такой расходящийся пучок попадёт в наш глаз, то мы увидим за линзой светящуюся точку! Почему? Вспомните, как возникает изображение в плоском зеркале: наш мозг обладает способностью продолжать расходящиеся лучи до их пересечения и создавать в месте пересечения иллюзию светящегося объекта (так называемое мнимое изображение). Вот именно такое мнимое изображение, расположенное в фокусе линзы, мы и увидим в данном случае.

Виды собирающих и рассеивающих линз.

Мы рассмотрели две линзы: двояковыпуклую линзу, которая является собирающей, и двояковогнутую линзу, которая является рассеивающей. Существуют и другие примеры собирающих и рассеивающих линз.

Полный набор собирающих линз представлен на рис. 7 .

Помимо известной нам двояковыпуклой линзы, здесь изображены:плосковыпуклая линза, у которой одна из поверхностей плоская, и вогнуто-выпуклая линза, сочетающая вогнутую и выпуклую граничные поверхности. Обратите внимание, что у вогнуто-выпуклой линзы выпуклая поверхность в большей степени искривлена (радиус её кривизны меньше); поэтому собирающее действие выпуклой преломляющей поверхности перевешивает рассеивающее действие вогнутой поверхности, и линза в целом оказывается собирающей.

Все возможные рассеивающие линзы изображены на рис. 8 .

Наряду с двояковогнутой линзой мы видим плосковогнутую (одна из поверхностей которой плоская) и выпукло-вогнутую линзу. Вогнутая поверхность выпукло-вогнутой линзы искривлена в большей степени, так что рассеивающее действие вогнутой границы преобладает над собирающим действием выпуклой границы, и в целом линза оказывается рассеивающей.

Попробуйте самостоятельно построить ход лучей в тех видах линз, которые мы не рассмотрели, и убедиться, что они действительно являются собирающими или рассеивающими. Это отличное упражнение, и в нём нет ничего сложного - ровно те же самые построения, которые мы проделали выше!