Что можно поиграть на листочке. Методическая разработка (младшая группа) на тему: «Игры с бумагой»

Что можно поиграть на листочке. Методическая разработка (младшая группа) на тему: «Игры с бумагой»
Что можно поиграть на листочке. Методическая разработка (младшая группа) на тему: «Игры с бумагой»

Довелось нам этим летом ехать в электричке. Тут-то мы и вспомнили много интересных игр на бумаге с ручкой.

Именно поэтому ездить в электричке нашей старшей дочке понравилось.

В этой связи, предлагаю сегодня вспомнить с вами старые добрые игры, в которые можно играть на обычном листочке. Чаще всего это – листок в клеточку.

Нынче люди скучать не привыкли…

Ведь у них есть так называемые гаджеты! И вот соберутся тёти и дяди, или девочки и мальчики по какому-нибудь поводу, сядут рядком и у каждого свой гаджет. И чего, спрашивается, собирались? Непонятно 🙂 .

А ведь если легким движением руки достать самый обыкновенный листочек и ручку, то тогда можно…

Ух, как замечательно и весело провести время! Замечательно это от слова заметить. Ну, в смысле, взять, вдруг заметить друг друга и поиграть.

Самое удачное место для таких игр, как уже говорилось — путешествия. Подойдут даже маленькие. Например, — на метро или электричке.

И не забудьте взять с собой что-нибудь жесткое! Например, книжку. Чтобы было куда листочек положить.

Итак. Игры. Здесь мы расскажем о наших любимых. Большинство из них я помню ещё с детства. Правила некоторых подглядывали в книжке «Лучшие настольные игры для детей и взрослых». Она у нас всегда с собой в путешествиях и о ней уже рассказывалось .

Но в основном это всё-таки моё изложение именно наших правил игры. Поэтому они местами сильно отличаются от книжных.

Игра виселица – игра для двоих или небольшой компании

Нам с семилетней Мариной больше всего нравится играть в виселицу и в морской бой. Потому о них расскажем самыми первыми.

А про крестики нолики рассказывать вообще не станем. Их ведь все знают. Правда?

Подготовка к игре

Каждый играющий загадывает слово и изображает это слово в виде прочерков. Один прочерк равен одной букве. Вот так.

Да! Если в игре участвует ребёнок, который с большой вероятностью может написать «мАлАко», рекомендую дать ему какую-нибудь книжку, которая есть под рукой, чтобы он выбирал слова из написанных там. Во избежание казусов, так сказать.

Ход игры

Вообще-то это игра для двоих. Но мы в неё играли и втроём.

Игроки по очереди называют сопернику букву. Если игроков больше двух, устанавливается очерёдность. Например, по часовой стрелке.

Итак. Первый игрок говорит второму:

– Буква «О»!

Если в слове, загаданном вторым игроком, буква «О» есть, то он ставит эту букву в положенное ей место, заменяя прочерк. Вот так:

Если же такой буквы в слове не оказалось, первый игрок записывает себе букву «О», дабы помнить, что этой буквы в отгаданном слове нет, а второй игрок рисует одну палочку в картинке виселица. Вот такой.

Каждая не отгаданная буква = палочка в картинке.

Мы с семейством приняли единогласное решение, что в виселицу нам играть не хочется. Как-никак компания у нас приятная и вешать нам никого не хочется, даже на бумаге. Потому мы заменили виселицу запуском в космос. Вот так:

Здесь ровно столько же палочек.

После того, как первый игрок не отгадал букву, ход переходит к следующему. И так далее.

Цель игры

Отгадать слово противника до того, как тебя отправили в космос (повесили).

Морской бой – правила игры на бумаге

Если в предыдущей игре листочек не обязательно должен быть в клеточку, то согласно правилам игры «Морской бой» клеточка всё же необходима. Впрочем, если нет клетчатой бумаги, не страшно! Можно нарисовать клеточки самим. Ведь понадобится не целый листок клеточек. А два поля 10х10 для каждого игрока.

Подготовка к игре

У каждого игрока свой листочек.

На листочке два поля. Вот такие:

Вертикали и горизонтали полей размечаем по шахматному принципу.

Сверху к клеткам подписываем буквы. Начинаем с «А» и далее по алфавиту.

Букву «Ё» обычно пропускают.

Ну а слева нумеруем горизонтали.

Одно такое поле понадобится для размещения своих кораблей. Другое – для отгадывания кораблей противника.

На своём поле игроки располагают свои корабли. Их должно быть:

Четырёхпалубный – один (четыре клеточки)

Трёхпалубный – два (три клеточки)

Двухпалубный – три (две клеточки)

Однопалубный – четыре (клеточка одна)

Корабли должны быть расположены так, чтобы между ними была как минимум одна пустая клеточка.

Всё готово?

Тогда к бою!

Ход игры

Игроки ходят по очереди, называя координату клеточки в которую они «стреляют». Например, наш противник говорит:

Мы ищем на поле с нашими кораблями клеточку в пятой строке в столбике «А».

Значит отвечаем:­

И помечаем на всякий случай эту клетку точечкой. Мол, противник сюда уже ходил.

И противник делает также. Ему ведь нужно помнить, куда он «стрелял», а куда ещё нет.

После промаха ход переходит к другому игроку.

Если же противник «попал» в клеточку с кораблём, тогда: в случае, если корабль многопалубный мы говорим:

И перечёркиваем одной косой чертой клеточку нашего раненого корабля.

Противник делает также и продолжает «стрелять» до первого промаха.

В случае, если противник «попал» в весь корабль, мы, смахивая скупую слезу, сообщаем:

Цель игры

Поразить все корабли противника первым.

Игра быки и коровы — правила

Это моя любимая игра на бумаге!

Впрочем, не обязательно на бумаге. Аналоги этой игры есть даже в детских играх. Однажды я встретила такую игру в очень приятной детской игре типа «квест», скачав её для дочки Марины.

Цифры в этой игре были заменены персонажами мультфильма «Чебурашка». Игра при этом ничего не теряла, потому меня трудно было от неё отогнать 🙂

Итак. Быки и коровы.

Подготовка к игре

Каждый игрок загадывает оговоренную заранее последовательность цифр.

Например, загадываем четыре цифры. Да! Одно условие — цифры не должны повторяться.

Ход игры

Игроки по очереди высказывают предположения касательно загаданной противником последовательности.

Например.

Игрок 1 загадал 4567

А Игрок 2 – 3079

Первый игрок ходит.

– 5043! – говорит он.

А второй сравнивает гипотезу первого игрока со своей загаданной последовательностью.

Для этого он под своим загаданным числом подписывает число предположенное противником и сверяет все четыре позиции. Вот так:

Если противник назвал правильную цифру в правильной позиции, то это называется один бык.

А если цифра правильная, а стоит не на своём месте, то это называется одна корова.

Игрок 2 подсчитывает всех своих быков(1 бык — ноль) и коров (1 корова – это 3) и сообщает результат игроку 1:

­– 1 бык, 1 корова!

Игрок 1 фиксирует:

Цель игры: отгадать последовательность цифр противника первым

Футбол по клеточкам

Подготовка к игре

Необходим листок бумаги именно в клеточку. Рисуем футбольное поле такое, чтобы делилось пополам. Обозначаем середину поля. И ворота (6 клеток).

Берём цветные ручки (в прочем — не обязательно, нужны чтобы не запутаться в очерёдности ходов).

Разыгрываем первый ход.

Ход игры

Первый игрок ходит от середины поля линией (можно прямой, можно ломанной), состоящей из трёх отрезков. Это могут быть стороны клеточки или диагональ. Главное – отрезки должны быть последовательно соединены.

Следующий игрок от конечной точки линии совершает такой же ход в нужном ему направлении.

Если игроку некуда ходить пробивается штрафной — прямая линия в шесть клеточек.

При этом, пересекать линии можно. Если штрафной закончился на уже существующей линии, или противнику снова некуда ходить – это ещё один штрафной.

Цель игры

Первым забить гол противнику. Да! Обязательно договоритесь заранее, что считается голом – когда линия дошла до ближайшей стороны клеточки ворот, или – до дальней.

Игра коридорчики

Подготовка к игре

понадобится листочек в клетку и ручки. На листе рисуем квадратное или прямоугольное поле.

Ход игры

Первый игрок рисует в произвольном месте отрезок. Один ход равен одной стороне клетки.

Второй так же в произвольном месте рисует — свой.

Тут, замечу. Вообще-то игра называется «коридорчики». И судя по названию, наверное, второму игроку не мешало бы продолжать отрезок предыдущего игрока. Но почему-то в книге про это сказано не было. И мы играли так. Можно попробовать рисовать непрерывную линию. Возможно, так будет даже интересней. Экспериментируйте!

Когда какая-то из клеток оказывается окруженной отрезками со всех сторон, игрок, которому удалось запереть клетку, ставит в этой клетке свой значок – «крестик» или «нолик» и получает дополнительный ход. Ходит он до тех пор, пока есть возможность ставить новые «крестики» или нолики. В этой игре клетки занимаются по одной.

Когда всё поле исхожено (ну или игрокам надоело играть, пора выходить и тому подобное), подсчитывается количество ноликов и крестиков.

Цель игры

Побеждает игрок, чьих значков(крестиков или ноликов) оказалось больше.

Игра «Запри клетку»

Подготовка к игре

Очень похожа на «Коридорчики». На листе рисуем квадратное или прямоугольное поле.

Ход игры

Первый игрок также рисует в произвольном месте отрезок. Один ход равен одной стороне клетки.

И второй от любого конца уже имеющегося отрезка рисует следующий отрезок.

Нюансы такие: «запирать» можно сразу несколько клеток. После того, как игрок «запер» клетку, он не продолжает ходить — ход переходит к следующему игроку.

И — по правилам игры, ставим мы тут не крестики и нолики, а ставим мы тут первые буквы имён. Что, кстати, позволяет нам играть компанией.

В конце игры подсчитываем количество букв на поле.

Цель игры

Побеждает игрок, чьих значков(первых букв имён) оказалось больше.

На этом, пожалуй, всё.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

«Игры с бумагой».

(картотека игр).

Бумаги, как цветной, так и обычной, так же, как и картона, много в каждом доме. С этим материалом легко играть, ее не жалко выбросить, а уж варианты всевозможных поделок из бумаги трудно себе представить. Зайдите в любой магазин игрушек, и вы поразитесь огромному ассортименту кукол, машинок, конструкторов. Однако магазинные игрушки обычно привлекают малышей на очень короткое время. У себя дома вы легко найдете немало развивающих предметов и вещей, которые способны с успехом заменить промышленные игрушки. Один из таких общедоступных материалов – самая обычная бумага. Дети, у которых есть возможность играть предметами, находящимися под рукой – веревочками, коробочками, баночками, крупами, колечками, песком и бумагой, растут не только счастливее, но и умнее своих ровесников. Такой малыш существенно опережает других в развитии. Ученые давно доказали прямую связь кончиков пальцев на руках с корой головного мозга. У бумаги нет какого-то определенного назначения, поэтому ей можно без труда придать любую удобную форму. Поэтому игры с бумагой так полезны для малышей. Особенно в период активного развития мозга. Хочется порекомендовать взрослым некоторые игры с бумагой для детей.

Игра: «Смятая бумага»

Предложить ребенку лист бумаги, помять ее (нужно помнить, что мы учим детей не мять и не рвать книги). А вот листочек бумаги можно помять, порвать и скатать в комочки, тогда может получиться снежок; их можно бросать в цель, катать, складывать в корзину, можно приклеивать, получив снеговую тучу или даже снеговика.

Итак, сначала ребенку можно дать мягкие сорта бумага, например салфетки. Сминая кусочки бумаги, ребенок с помощью взрослого может научиться делать цветы, собрать браслет на нитку. Тем самым уже в 3-х летнем возрасте мы приучаем ребенка к творчеству.

Игра «Колобок»

Предложить ребенку поиграть в «колобка». Для этого нужно смять кусочек бумаги и скатать его в шарик. Катать по полу «колобки» и сделать их целое семейство (папа- самый большой, мама – поменьше и малыш – самый маленький). Так мы и ручку развиваем и величины изучаем.

Игра « Обед для кукол»

Приготовить обед для игрушек. Рассадите кукол, зверушек, поставьте перед ними тарелочки и чашечки. Ребенок пусть отрывает пальчиками маленькие кусочки от целого куска бумаги. Получаются «конфетки» или пирожки. Дети складывают их в тарелки и угощают своих гостей. С детьми постарше можно посчитать порванные части, сравнить у кого больше всех конфет, у кого меньше всех.

Игра «Тропинка»

Для данной игры подойдет любая бумага: страницы из журнала, тетради, туалетная бумага. Вместе с детьми соорудите тропинку, выкладывая листы друг возле друга. Например, от дивана к столу, от стола к шкафу и т.д. Дорога может быть не только прямой, но и извилистой, с резкими поворотами, причем разной ширины. Задача не выйти за ее пределы. На другом конце тропинки положите приз, который ребенок получит, успешно до него добравшись.

Игра «Веселая полянка»

Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Смажьте его клеем. Дайте ребенку цветную бумагу, покажите как ее можно разорвать на кусочки и наносить на лист. Пусть кусочки будут самые разнообразные – и маленькие и неровные, и длинные полоски. Разрешите ребенку украсить «полянку» по своему усмотрению.

Игра « На что это похоже?»

Предложить ребенку нарвать много кусочков бумаги. Рассмотрите эти части. Сравните их – какая самая большая, какая самая маленькая? А на что похож этот кусочек? На рыбку, лошадку, мишку? Можно дорисовать глазки, ушки и прочие детали, так будет еще увлекательней.

Игра «Угадай пальчиками» (3-4 года)

Эта игра является продолжением игры «Чудесный мешочек». Дайте ребенку потрогать и поводить пальчиками по глянцевой, бархатной бумаге, картону. Расскажите ребенку о свойствах, называю эту бумагу. После того как ребенок запомнит эти ощущения с ним можно поиграть в такую игру. Попросите его закрыть глаза и определить на ощупь какая это бумага. Возьмите его пальчик и скажите что это самолетик. Полетели и сели. На какую полянку сели? Или можно сложить различную бумагу в «волшебный» мешочек. Предложите достать по одному листу бумаги, о которой вы говорите (описываете).

Игра « Дождь и снег»

Сделать из порванных кусочков «снег» или «дождь». Подбрасывайте их вверх и наслаждайтесь полетом «снежинок».

Когда же у нас лежит снег? Правильно зимой. Наши пальчики решили пойти погулять. А на улице много снега. Давайте походим нашими пальчиками так, пальчиками, переступая через «снег», поднимая высоко ножки-пальчики. Считаем по пути «снежинки: «одна, две, три…».

Игра «Полет в космос»

Возьмите пластиковую бутылку. Она будет у вас ракетой, которая полетит в космос. Предложите посадить в нее «пассажиров». Пусть ребенок засовывает порванные кусочки в горлышко бутылки. Предварительно их можно будет скомкать в шарики.

Игра «Снежные войны»

Зима – одно из любимых времен года детворы. И неудивительно: можно играть в снежки, кататься на салазках, коньках, лыжах. Для «снежных» игр приготовьте бумагу, сомните ее в комочки. Сделайте каждому участнику игры по 10 снарядов. Постройте укрепления, обстреливайте «противника» снежками. Кто попал, тот и побеждает.

Игра « Самый меткий »

Соревнование на меткость. Для этой игры нужно скомкать из бумаги мячики и попытаться попасть ими в корзину, коробку. Постепенно увеличивать расстояние. Каждому участнику сделать снаряды разного цвета (красные, желтые, синие). После окончания матча посчитайте, кто же оказался победителем – забросил наибольшее количество мячей в корзину.

Игра « Волшебный сгиб»

А еще интересно бумагу сгибать. Можно согнуть лист в любом месте, проведя по сгибу пальчиками. Предложить ребенку сгибать лист по линиям, которые можно нарисовать заранее. Таким образом, можно получить конверт для писем (а почтальон будет разносить письма игрушкам), геометрические фигуры. Для завершения этой игры можно смастерить бумажный самолетик, кораблик, лягушку и т.д.

Игра «Классики»

Выложите квадрат из листов цветной бумаги (три по вертикали и три по диагонали) По команде прыгаем на черный, красный, синий, розовый, коричневый цвет. Вот так веселье: не только мышцы развиваем, но и закрепляем цвета.



Для предлагаемых игр необходимо: душевная компания, ручки, карандаши, чистые листы бумаги, другие мелочи, ну и, конечно, комфортное месторасположение для участников игр.

Категории
На листе большого формата загодя пишется приблизительно 20 разных категорий – модели автомашин, виды спорта, музыкальные инструменты, животные, цветы, одежда и т.п. Гости синхронно выбирают категории (одну или несколько в зависимости от количества участников), которые записывают в свой листок. Задача игроков – за определенный отрезок времени написать как можно большее количество слов, относящихся к выбранным категориям, которые начинаются на букву заданную ведущим. По истечении времени, участники игры обмениваются листками и подбивают итоги. Одинаковые слова в счет не идут, побеждает игрок, написавший больше всех слов.

Слон
Двум командам хозяйка выдает по листу бумаги, на котором команды все гурьбой рисуют слона с завязанными глазами: один игрок рисует тело, другой изображает ноги, третий – голову и т.п. Команда, которая быстрее нарисовала слона, и изображение действительно напоминает это животное – победитель.

Писатель
Накануне вечеринки придется «распотрошить» несколько газет – вырезать названия статей и наклеить их на карточки. Карточки выдаются игрокам, и они, используя предложенные названия статей, должны составить увлекательный рассказ.

Телеграмма
Ведущий пишет на листе бумаги какое-то слово из 4-6 букв. Игроки (каждый из них), должны придумать текст-телеграмму, но каждое следующее слово должно начинаться с очередной буквы заданного слова. Например, заданное слово: «пост», текст-телеграмма может звучать таким образом: первая буква: «п» и первое слово начинается с нее – пиво, второе слово с буквы «о» - отправили, третье с «с» - сушите, четвертое с «т» - тарань. В телеграмме текст должен быть с законченной мыслью. Зачитывают телеграммы все участники согласно очереди.

Кто это?
Каждый участник берет по листку бумаги (желательно, чтобы участники находились довольно далеко друг от друга), и рисует сначала голову, принадлежащую человеку, животному, птице. Потом необходимо загнуть лист таким образом, чтобы изображение было закрыто и виден только кончик шеи. Соседи обмениваются рисунками. Так у каждого игрока начатый рисунок, который он не видел. Далее все изображают верхнюю часть туловища, опять «прячут» нарисованную часть и передают соседу для дальнейшего рисования конечностей. По окончании живописи, все листики разворачиваются, и происходит идентификация полученных существ.

Курица
Многим со школьной скамьи знакомо выражение «пишешь как курица лапой», отличная возможность написать таким способом на законных основаниях. Игрокам к ногам прикрепляют фломастеры (вполне подойдет для данной миссии скотч). Далее ведущий задает слово, которое и должны «нацарапать лапой» игроки. Побеждает тот, кто понятнее его написал.

Автопортрет
На каждого участника готовится лист ватмана, в котором вырезаны прорези для рук. Игроки продевают руки в подготовленные прорези, им вручаются кисти (фломастеры) и они, не заглядывая на лист, рисуют портрет. Приз достается художнику, сотворившему самый удачный «шедевр».

Бином
Ведущий участникам игры раздает листики бумаги, на которых предлагает написать два столбика слов, в каждом по четыре. Слова – это могут быть имена людей, название животных, любых предметов, какие-нибудь явления. Далее, взяв на «вооружение» четыре пар слов (с каждого столбика берется по одному слову) – надо придумать ассоциации связывающие пару. На каждую пару несколько ассоциации, чем больше придумают игроки, тем лучше. Варианты ассоциаций должны быть весьма неожиданными. Так, например: в одном столбце – слово «Сарафан», в другом столбце – «Светофор», ассоциации следующие:
- сарафан яркий как светофор.
- женщина в красном сарафане стоит под светофором.
- вид женщины в открытом сарафане также останавливает мужчин, как и красный цвет светофора.
- глаза женщины в красивом сарафане также горят, как лампочки у светофора.
- женщина в сарафане также руководит движением мужчин, как и светофор.
- сарафан видно издалека, как и светофор.
На выполнение задания отводится пять минут. По истечении положенного времени, ведущий суммирует полученные ассоциации (каждую пару отдельно). На обсуждение выносятся самые удачные ассоциации, определяется умелец слова – мастер по придумыванию ассоциаций.

Веер
Игрокам выдается по листку бумаги, на левой сторонне которого ведущим участникам предлагается нарисовать любой простой предмет – кружку, ложку, карандаш и т. п. (допустим, что рисуем по три предмета, хотя количество не ограничено). На другой (правой) стороне также рисуется три предмета, но уже других. Задача игроков – за 3 минуты соединить простые предметы с разных сторон в 3 сложные по конструкции фигуры. На данном этапе без фантазии не обойтись. Помимо фантазии ценятся графические навыки. После 3-х минуты напряженного труда, листики с новоявленными фигурами запускаются по кругу. Игроки оценивают по 5-ти бальной системе оригинальность решения – выставляют балы на листиках. После того, как листики обойдут весь круг и вернутся к хозяину, определяется победитель – суммарный бал и неожиданность решения в создании сложной фигуры.

Рисуем лицо
Всем участникам раздаются чистые листки бумаги, на которых они рисуют портрет любого игрока, сидячего напротив. Далее готовые портреты пускаются по кругу. На обратной стороне портретов все участники пишут имя , который, по их мнению, изображен. После того, как листик с портретом вернется к художнику его изобразившему, он приступает к подсчету правильных ответов (количество игроков узнавших портрет).
Самый хороший художник побеждает.

Каракули
По кругу пускается чистый лист, на котором поочередно игроки рисуют прямые, не прямые линии, которые пересекают друг друга. После чего образованные пустоты между линиями участники зарисовывают различными способами: разноцветными красками в виде сплошных штрихов, крапинками, зигзагами, клеточками, кружочками и т.д. Игрок, которому нечего больше добавить к «общему» шедевру – проигрывает.

Чепуха
Каждому участнику выдают по листку бумаги. Игроки записывают ответы на вопросы (на верхней части листочка), которые задает ведущий, например: Когда? Кто? Где? Что ответили? С кем? и т. п. Вопросы можно задавать абсолютно разные, собака не в них зарыта, игрок, ответивший на вопрос, передает листик другому участнику, предварительно завернув написанный ответ. После того, как листики побудут у каждого в руках, они сдаются все ведущему, который вслух зачитывает получившиеся истории.

На что это похоже?
Участники игры занимают места за столом. Ведущий заявляет, что он сейчас загадает какой-то предмет, который соблюдая тайну загаданного предмета, запишет на листке. Игроки поочередно озвучивают предметы, на которые похож загаданный ведущим. Игроки, естественно, не догадываются, что задумано, и наугад выдают версии: ножницы, вилка, воробей, сковорода, мячик…После всех озвученных версий ведущий раскрывает карты – яйцо! А вот теперь начинается интересная игра. Свою версию требуется «защитить». Тут как повезет, защита может быть легкой: «Яйцо, как и мячик, округлой формы и катится». А иногда у ведущего требуется просить два предмета связать хотя бы косвенно: «Скоро из яйца вылупится воробушек, похожий, конечно, на папу- воробья».

Интерес к бумаге у детей проявляется довольно рано. После некоторого ознакомления с ней покажите малышу, что бумагу интересно не только мять и рвать, но и клеить. Прежде, чем начинать что-либо творить, подготовьте рабочее место и материал. Все заготовки желательно делать заранее: слишком долго наблюдая, как мама вырезает все необходимое для игры, ребенок может потерять интерес к этому занятию. И не старайтесь сделать все за ребенка. Малыш пробует – он учится. Хвалите кроху за малейшие достижения. Ваша похвала развивает у ребенка уверенность в собственных силах, желание сделать что-то еще. Что же можно предложить начинающим творцам?

Игры с бумагой после года

Тактильные ощущения

Ни для кого не секрет, что бумага бывает самая разнообразная – гладкая, шершавая, тонкая, толстая и т.д. Возьмите ручку годовалого ребенка в свою и проведите ею по газете, глянцевому журналу, салфетке, картону, бархатной бумаге. Ему наверняка понравится знакомиться с разными поверхностями. Эта простая игра будет обогащать представление малыша о мире, развивать сенсорные ощущения, что способствует скорейшему формированию речи.

Колобок

Предложите малышу поиграть в «Колобка». Для этого вам придется смять кусочек бумаги и скатать его в шарик. Годовалому ребенку придется помогать, а вот двухлетний вполне справится с этой задачей. Катайте ручкой по полу «колобков», сделайте их целое семейство – папа (самый большой), мама (поменьше) и малыш (самый маленький). Так мы и ручку развиваем, и понятия величины изучаем.

Найди сюрприз

Игра «Найди сюрприз» будет интересна и ребенку, которому только исполнился годик, и детям постарше. Заверните в бумагу небольшой предмет. Возьмите мишку, собачку или зайчика и скажите крохе от имени игрушки: «Привет, Тимошка! Я принес тебе сюрприз. Хочешь посмотреть, что здесь?» Дайте ребенку возможность развернуть сверток, обрадуйтесь вместе с ним находке.

После двух лет эту игру можно усложнить. Теперь подарок нужно не просто открыть, но и угадать по описанию, что это. Например: «Этот сюрприз круглый, резиновый, он может катиться, прыгать. Что это? Молодец – это мячик».

Обед для кукол

Приготовим обед для игрушек. Рассадите кукол, зверушек, поставьте перед ними тарелочки и чашечки. Пусть малыш отрывает пальчиками маленькие кусочки от целого листа бумаги. Получившиеся конфетки или пирожки складывайте в тарелки и угощайте своих гостей. С детками постарше можно посчитать порванные части, сравнить – у кого больше всех конфет, у кого меньше всех.

Игры с бумагой после 1.5 лет

Тропинка

Для данной игры подойдет любая бумага: страницы из журнала, тетради, туалетная бумага. Вместе с ребенком соорудите тропинку, выкладывая листы друг возле друга. Например, от дивана к столу, от кресла к телевизору. Дорога может быть не только прямой, но и извилистой, с резкими поворотами, причем разной ширины – то уже, то шире. Крошка должен пройтись по ней ножками. Его задача – не выйти за ее пределы. На другом конце тропки положите приз, который малыш получит, успешно до него добравшись.

В гости к бабушке

Обыграйте любую сказку, чуть видоизменив ее. Например, Красная Шапочка должна пройти по дорожке и прийти в гости к бабушке. Но дорожка ее не так проста. На пути встречаются ямки (круги, нарисованные на листе бумаги), через которые нужно перепрыгнуть, камни (рисуем на бумаге камни), туннель (дорога под стулом), речка (небольшая кастрюлька с водой, через которую нужно переступить, не намочив ножки или нарисованная). Таким образом мы развиваем у малыша координацию движений.

Веселая полянка

Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Смажьте его клеем. Дайте малышу цветную бумагу, покажите, как ее можно разрывать на кусочки и наносить на лист. Пусть куски будут самые разнообразные - и маленькие, и неровные, и длинные полосочки. Разрешите крохе украсить «полянку» по своему усмотрению.

Ваш малыш увлекся и нарвал целую горку бумаги? Замечательно! Не спешите сразу все убирать - рассмотрите эти части. Сравните их – какая самая большая, какая самая маленькая. А на что похож этот кусочек? На рыбку, лошадку, мишку? Можно дорисовать глазки, ушки и прочие детали, так будет еще увлекательней.

Дождь и снег

Сделайте из порванных кусочков дождь, снег. Подбрасывайте их вверх и наслаждайтесь полетом снежинок. «Когда же у нас лежит снег? Правильно, зимой. Наши пальчики решили пойти погулять. А на улице много снега. Давай походим нашими пальчиками так, чтобы не наступить на снежинки и не промочить наши «ножки». Ходим указательным и средним пальчиками, переступаем через «снег», поднимая высоко ножки-пальцы. Считаем по пути снежинки: «Одна, две, три…»

Полет в космос

«Когда же я теперь все это уберу?» - думает в ужасе мама, разглядывая то, что осталось от бумаги. А убирать будет сам малыш – вернее, играть, убирая. Возьмите пластиковую бутылку. Она будет у вас ракетой, которая полетит в космос. Предложите посадить в нее «пассажиров». Пусть кроха засовывает порванные кусочки в горлышко бутылки. Предварительно их можно скомкать в шарики.

Снежные войны

В домашних условиях можно отлично поиграть в зимние игры. Зима – одно из любимых времен года детворы. И не удивительно: можно играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах. Для «Снежных войн» дома приготовьте газетную бумагу, сомните ее в комочки. Сделайте каждому участнику игры по 10--20 снарядов. Теперь устройте себе укрепления из стульев на некотором расстоянии друг от друга. Высовываясь из-за стула, обстреливайте «противника» снежками. Кто попал, тот и побеждает.

Самый меткий

Устроить соревнование по меткости дома – очень легко. Для этой игры нужно скомкать из бумаги мячики и попытаться попасть ими в корзину, коробку. Самым маленьким метателям корзину-коробку нужно ставить недалеко от себя и постепенно увеличивать расстояние. Каждому участнику сделайте снаряды разного цвета (маме – красные, папе – желтые, малышу - синие). После окончания такого матча подсчитайте, кто же оказался победителем – забросил наибольшее количество мячей в корзину.

Обрывная аппликация из бумаги

На листе бумаги нарисуйте мячик, рыбку, машину или распечатайте черно-белые картинки. Подготовьте материал для украшения картины. Разложите перед ребенком салфетки или цветную бумагу. Намажьте рисунок клеем. Пусть малыш отрывает и приклеивает на рисунок кусочки бумаги. Их можно подбирать по цвету. Например, колеса делаем черными, а сам транспорт - красным.

Сюжетная картина из бумаги

Можно предлагать ребенку приклеить фигурки, которые мама вырезала заранее. Эти картинки должны быть крупными и знакомыми малышу. Вы можете сгруппировать их по темам: например, сегодня клеим всех животных, завтра – транспорт или фрукты. Чтобы делать аппликацию было интересно, придумайте сюжет. Нарисуйте посередине дорогу, справа речку, слева травку, дома. Берем машинки и наклеиваем их на «город». «Куда же мы поместим машину? На дорогу? Да, машины ездят по дорогам. Еще одну, и еще. Какая же у нас машина едет самая первая? Она, наверное, хочет добраться в гости к бабушке. Дорога закончилась, машина дальше не поедет. Впереди гора. Что нам поможет перебраться через гору? Самолет, вертолет, дирижабль. А дальше море. На чем теперь будем плыть? На корабле».

Таким же образом играем в игру «Фрукты-овощи». Половина листа у нас будет занимать под сад – здесь рисуем контуры деревьев, половина под огород – рисуем несколько грядок. Что растет на дереве? А что растет на грядке? Берем подготовленные картинки яблочек, огурцов и «сажаем». А вот и домик. Кто же в нем живет? Правильно, Маша (клеим Машу). Возле домика будка. Кого нужно поместить в будку – кошку, собаку, мышку? Молодец! Это собака Шарик охраняет домик и живет в своей будке.

Игры с бумагой после 2,5 лет

Угадай пальчиками

Эта игра является продолжением игры «Гладкий и шершавый». Если вы познакомили ребенка с бумагой, различной по фактуре, то теперь ее можно усложнить. Если же нет – не отчаивайтесь, всегда можно начать. Дайте ребенку потрогать и поводить пальчиками по бархатной, глянцевой бумаге, картону, рассказывайте малышу, что это за бумага, называйте ее свойства. После того, как крошка запомнит ощущения, с ним можно поиграть в такую игру. Прикройте малышу глаза либо попросите его самого закрыть глазки. С закрытыми глазами ребенку проще сосредоточиться на ощущениях рук. Возьмите его пальчик и скажите, что это самолетик. Полетели и сели. Спросите малыша, на какую поляну он приземлился? Или сложите различную бумагу в «волшебный» мешочек. Предложите крохе доставать по одному листу бумаги, о которой говорит мама.

Бахрома для шарфика

Ближе к трем годам познакомьте ребенка с ножницами, покажите, как правильно нужно их держать. Рекомендуется покупать малышам безопасные ножницы с закругленными концами. После того, как малыш научится открывать-закрывать ножницы, предложите ему поиграть в игру «Бахрома для шарфика». Вырежьте несколько полос бумаги, напоминающие форму шарфа. Разукрасьте их. Вместе сделайте небольшие надрезы по краям.

Дорожки

Когда ребенок научится немного пользоваться ножницами, предложите ему игру «Дорожки». Режьте с крохой по ровной линии – от одного края листа бумаги к другому. Пусть это будут у вас дорожки, по которым рыбка плывет от одного берега к другому. Постепенно усложняем задачу – режем по волнистой линии, зигзагообразной (заранее нарисованной), вырезаем геометрические фигуры или контуры какого-либо предмета. Либо просто даем малышу лист бумаги, и он кромсает ее в свое удовольствие.

Скатываем рулончики

Интересной забавой для малышей является скатывание бумаги в рулончик. Хотя это не так просто, как кажется на первый взгляд. Скатали? Теперь пофантазируйте – это и подзорная труба, которой мы разглядываем звезды, и бинокль, и дудочка, и рулетики, которыми мы покормим куклу Катю, и улитки.

Сгибаем

А еще интересно бумагу сгибать. Покажите крохе, как можно согнуть лист в любом месте, проведите по сгибу пальчиком. Предложите малышу сгибать лист по линиям, которые вы нарисуете заранее. Таким образом, у вас может получиться конверт для писем (а крошка-почтальон будет разносить письма игрушкам), геометрические фигуры. А для приятного завершения таких игр, папа сможет смастерить бумажный кораблик, самолетик, лягушку на радость сынишке.

Классики

Выложите квадрат из листов цветной бумаги (три по вертикали и три по диагонали). По маминой команде прыгаем на черный, красный, синий, розовый, коричневый цвет. Вот так весело не только мышцы развиваем, но и закрепляем цвета.

Объемная аппликация из салфеток

Заранее приобретите разноцветные салфетки. Приготовьте шаблоны картинок, которые малыш будет украшать. Отрывайте кусочки от салфеток и сминайте их в комочки. Для летнего дерева возьмем зеленую салфетку, если это осень – желтую или красную. Наносите клей и заполняйте картину смятыми комочками. Также можно сделать барашку шерсть, рыбке чешую, снеговика или заснеженный город. Объемная аппликация готова!

Аппликации из геометрических фигур

Вырежьте геометрические фигуры, разложите их перед малышом. Дайте крохе чистый лист бумаги, пусть он украсит «скатерть». Вначале ребенок может наклеивать фигуры на лист бумаги так, как ему хочется. В следующий раз поиграйте с ним в игру «Повтори». Мама на своем листе составляет рисунок, а малыш должен повторить за ней. В процессе игры называйте крохе все фигуры, проговаривайте и цвета. Из геометрических фигур можно клеить мячики или яблочки, бусы для мамы или колобков на дороге (большие и маленькие кружки). Чуть позже можно делать аппликации из нескольких деталей. Домику доклеим окно и трубу, снеговику морковку и глаза, машине колеса, цветочку серединку и т.д.

Играйте с вашим ребенком, наслаждайтесь этим процессом - и вы увидите, что фантазия вашего малыша безгранична и его шедевры удивят не только вас!

Если вы не знаете, чем занять свое чадо в дороге, в ожидании или просто осенним непогожим деньком, расскажите, или попробуйте предложить ему поиграть в игры на бумаге. Наверняка подобная задумка понравится вашему ребенку, ведь это достаточно необычно, намного полезней, нежели компьютерные игры или на переносных гаджетах, а также очень доступно, все, что потребуется - это бумажный листочек и карандаш или ручка.

Но кроме вышеперечисленных развлечений, существует и множество других, о которых вы, возможно и не слышали, именно поэтому мы решили составить ТОП-10 самых увлекательных забав, а также рассказать правила игр на бумаге, перечисленных в рейтинге. Надеемся, вам пригодится этот список, и вы вместе со своими детьми обязательно попробуете сыграть в каждую из предложенных ниже необычных и увлекательных игрушек. Конечно, здесь вам не встретятся, а вот ребят немного постарше, вам точно удастся заинтересовать.

ТОП-10

1.Морской бой.

Начнем с самой популярной и знакомой многим с детства игрушки, для которой потребуется два тетрадных листа в клеточку, два карандаша или ручки и два игрока.

Морской бой - правила игры на бумаге

Каждому участвующему необходимо предварительно начертить на тетрадном листке по клеточкам по два поля, размером 10 на 10 клеточек и пронумеровать каждое, сначала по верхней стороне, слева направо, присваивая каждой клетке букву, так, как они расположены в алфавите - от А до К, а затем по крайней левой стороне сверху вниз от 1-го до 10.

После этого на одном поле, которое будет вашим, необходимо расположить свои корабли, всего их должно быть десять штук - один 4-х палубный, состоящий из четырех клеток расположенных исключительно в ряд по горизонтали или вертикали, два 3-х палубных, три 2-хпалубных, и четыре 1-палубных. Важно также учесть, что расположенные на игровом поле кораблики не могут соприкасаться ни в каких местах друг с другом, по периметру между ними должно соблюдаться расстояние не менее одной клеточки.

Второе начерченное поле, потребуется для того, чтобы попробовать угадать, как расположены кораблики противника, на нем в ходе игры делаются определенные пометки, по результатам которых, можно выстроить картину расположения флота оппонента.

Когда подготовительные работы будут окончены, и флот расставлен, можно приступать к сражениям, стрельбу игроки ведут поочередно, называя координаты определенной точки на поле соперника, для этого используются указанные заранее буквы и цифры. К примеру, играющий задает координаты Г8, соперник, смотрит, куда попадает подобный выстрел, и сообщает стрелявшему, попал он в корабль, задел его частично, если это 2-х, 3-х, 4-х палубное судно, в этом случае говорят «ранил» или 1-палубное, тогда «убил». Если же выстрел оказался просто на поле, в таком случае отмечатеся, что он произведен «мимо».

Подобная игра бои на бумаге, заключается в том, чтобы как можно быстрей уничтожить весь вражеский флот, при этом максимально сохранив свои судна.

Следует отметить, что существуют и аналогичные морские игры на бумаге, в которых бои ведутся на более сложных по форме и размеру полях, а также изображаются многоуровневые корабли.

2.Виселица или палач.

Для того, чтобы разыграть эту забаву, потребуется один бумажный листок, а также ручка или карандаш.

Правила игры на листе бумаги

Первый участник задумывает в уме слово, оно должно быть существительным, в единственном числе именительном падеже. Далее он изображает данное слово на листке в виде квадратиков или штрихов, при этом каждый символ должен соответствовать букве словечка.

После этого второй участник начинает называть буквы, которые, по его мнению, могут быть в данном слове, если буква угадана. Она прописывается на нужном месте, если же нет, загадавший рисует сбоку первый элемент виселицы. Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает слово или не будет повешен, т.е. потерпит поражение.

Затем игроки меняются местами, тот, кто ранее загадывал, принимается отгадывать, и также может быть казнен на виселице.

3. Крестики - нолики.

Для этой игрушки потребуется тетрадный листок, лучше в клеточку, и ручка.

Описание правил игры на бумаге для двоих «Крестики-нолики».

Предварительно чертится игровое поле квадратной формы, состоящее из трех клеток по вертикали и трех по горизонтали. Затем первый игрок проставляет в любом понравившейся ему клетке крестик, второй в ответном ходе проставляет нолик. Суть игры заключается в том, чтобы не дать сопернику выстроить из своих фигур горизонтальную, вертикальную или диагональную линию. Позже, когда простой вариант данной игры на бумаге с ручкой на двоих будет освоен и станет неинтересен, размеры игрового поля можно увеличить в несколько раз или сделать его необычной формы.

4. Отрезки.

Для данной забавы потребуется бумажный листок и наличие цветного фломастера или карандашика.

Описание условий.

Предварительно на листе в хаотичном порядке одним из цветов проставляется 15-17 точек. Далее каждый играющий выбирает себе определенный цвет фломастера, которым поочередно соединяет в один отрезок. При этом, данный отрезок не должен пересечься ни с одним роанее уже изображенных, как самим игроком, так и его соперником. Проигрывает тот, кто не может соединить очередные две точки в независимый отрезок.

Со временем количество точек можно увеличить до любого нечетного количества.

Как и во всех предыдущих случаях, потребуется две ручки (карандаша) и 2 листка бумаги.

Условия игры на бумаге с ручкой

Заранее придумывается большое сложное слово, оно должно быть существительным в единственном лице и именительном падеже. Каждый участников записывает его к себе на листик сверху. Затем дается определенное время, к примеру, 5 минут, за которое необходимо составить из данного сложного слова, вернее его букв, множество простых. К примеру, за основу взято слово «кофемолка» из него можно составить такие слова как кофе, лом, лак, ком и т.д.

Затем участники поочередно зачитывают свои слова, те что встречаются у обеих играющих автоматически вычеркиваются, в результате чего остаются лишь неповторяющиеся, выигрывает тот, у кого таких слов окажется больше.

6. Чепуха.

Этот вариант развлечения очень веселый, он намного интересней и увлекательней игры камень ножницы бумага на раздевание. Участвовать в нем могут два и более человек, один должен быть ведущим. У всех участников, кроме ведущего должны быть главные атрибуты всех описанных в данной публикации игр - бумажные листы и ручки.

Правила игры-чепуха.

Ведущий задает первый вопрос, к примеру, он звучит так: - «Кто?». Каждый участник отвечает на него письменно, начиная писать с самого верхнего края листка, и сразу же заворачивает его, так чтобы надпись не было видно.

Затем ведущий задает следующий вопрос, например: - «С кем?»

Играющие отвечают на него также письменно, заворачивают еще часть листика и снова обмениваются ими.

Ответы на вопросы записываются до тех пор, пока не закончится листочек. По окончанию, каждый участник разворачивает листик и читает ту смешную историю, которая получилась.

Следует отметить, что это развлечение пользуется большой популярностью не только у детей, но и у взрослых, особенно на корпоративных вечеринках или в кругу теплой домашней компании. А еще по такому принципу можно провести шуточные или любой другой подходящий праздник.

Для этой забавы потребуются бумажные листки и четыре цветных фломастера или карандаша, а также ручка.

Как сделать игру на бумаге «Цвета»

Для начала на листе справа проводится вертикальная прямая, напоминающая тетрадные поля, затем нижний край бумаги отгибается полоской приблизительно 2-3 сантиметра, так, чтобы его не было видно с противоположной стороны второму играющему.

Затем второй играющий начинает отгадывать расположение цветов, для этого он рисует их в ряд, перед загнутым краем, если цвет совпадает, загадывающий ставит на полях плюс, если нет минус.

Суть данной забавы заключается в том, чтобы как можно скорей отгадать расположение цветных точек.

8.Половинки.

Данное развлечение, как и всем известная камень ножницы бумага игра на пальцах, понравится детишкам дошкольного возраста, которые еще не умеют писать, зато очень любят рисовать и делают это постоянно. Для него потребуется стандартный набор - листок бумаги и карандаш.

Описание условий.

Один из участников изображает рисунок, но не полностью, а только его половинку, к примеру, половинку круга, а второй дорисовывает его заканчивая рисунок, превращая тот самый круг в мяч, яблоко, солнышко и т.д. Далее по выполненным эскизам, со своим малышом вы можете создать дома различные .

9. Эрудит или скрабл.

Этот игровой вариант рассчитан на детей старшего школьного возраста, а также взрослых.

Чертится игровое поле, размером 15 на 15 клеточек, некоторые клеточки совершенно в хаотичном порядке заштриховываются красным, некоторые, желтым, а некоторые зеленым цветом, остальные остаются белыми. Это необходимо для того, чтобы играя попавшие на эти клеточки буквы, увеличивали свои баллы. Красные в 2 раза, зеленые + 5 баллов, желтые + 2 балла. Также предварительно выписывается весь алфавит, и каждой букве присваивается определенное количество очков. Причем чем буква проще, и чаще встречается во многих словах, к примеру, А,О, И, тем меньше у неё очков, и соответственно чем сложней - Ы, Ю, Ф и т.д. тем очков больше.

В начале игры ведущий, каждому играющему диктует по семь букв, они могут быть разными или повторяться, далее играющие поочередно начинают выписывать на игровом поле слова по принципу кроссворда, используя исключительно имеющиеся у них буквы.

По результатам составленных слов считаются заработанные очки каждого игрока, которые как было уже замечено выше, могут увеличиваться, если определенная буква слова, попала, на цветную клеточку поля.

10. Слова на букву.

Участвовать в данном развлечении могут два и более человек. При этом у каждого должна быть бумажная заготовка и карандаш.

Предварительно на листочке каждый играющий чертит таблицу, состоящую из восьми столбиков, ширина столбиков должна быть такой, чтобы в него можно было свободно вписать слово средней длины.

Далее каждому столбику дается название, 1-й это «Буква», 2-й - «Имя мальчика», 3-й «Имя девочки», 4-й «Животное», 5-й «Растение», 6-й «Город», 7-й «Еда», 8-й «Количество очков». Далее путем жеребьевки определяется буква, на которую в колонки вписываются на скорость слова начинающиеся именно с неё. Важно не только быстро написать все слова, но и подобрать варианты, которые точно не будут встречаться у соперника.

Затем играющие поочередно зачитывают свои варианты и вычеркивают повторяющиеся. Побеждает тот, кто больше написал слов без повторов и сделал это наиболее быстро.

Представленные выше игры это далеко не все, чем можно занять вашего ребенка и заняться самим, следует отметить, что многие из этих игр в современной интерпретации присутствуют в программных и компьютерных вариациях, к примеру, игра алхимия на бумаге сегодня пользуется большой популярностью, как среди школьников, студентов, так и среди взрослого населения.

Чтобы понять и лучше разобраться как в неё играть, стоит просмотреть ответы на игру алхимия на бумаге , которые сегодня достаточно легко можно отыскать в ресурсах интернета.

Если Вам понравился наш сайт, выразите свое "спасибо"
нажатием на кнопочки ниже.