Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Глухой согласный звук, буква Ц. Логопедическое занятие звук и буква ц

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Глухой согласный звук, буква Ц. Логопедическое занятие звук и буква ц

Цель:

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по теме: "Звук [ц] и буква Ц."»

Дата класс 1

Тема: Звук и буква Ц

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ц], буквами Ц, ц; развития речи, памяти, логического мышления; совершенствовать навыки правильного и сознательного чтения с новым звуком.

Задачи:

Образовательные: вырабатывание умения различать звуки и буквы [ц] по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на зрительные, слуховые и кинестетические ощущения;

Коррекционные: развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; уточнение и расширение лексического запаса;

3. Воспитательные: формирование положительной мотивации к занятиям; воспитание усидчивости, самоконтроля за речью;

Оборудование: зеркала; презентация, мульмедийный проектор

Планируемый результат : знать буквы Ц, ц. Уметь выделять в речи согласный звук [ц], обозначать его в письменной речи.

Этапы урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Организационный момент.

Задачи: создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, коррекция психофизических функций.

Прежде чем начать урок поиграем в игру «Я молодец!», «Ты молодец!» Скажите сначала себе «Я молодец!», а потом соседу «Ты молодец!»

Вы все молодцы и сегодня на уроке мы это увидим.

Первым сядет тот у кого имя начинается с звука С,А...

    Дыхательная гимнастика:

Глубокий вдох-выдох

Подыши одной ноздрей

Упражнение «Бабочка»

    Кинезиологические упражнения

Кулак-ребро-ладонь

В гости к пальчику большому…

Проговаривают стихотворение

Выполняют дыхательные и кинезиологические

упражнения

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную

деятельность

Сообщение темы урока.

Постановка цели.

Задачи:пробудить у детей интерес к занятию, активизировать внимание детей к изучаемому звуку.

Знакомство со звуком [Ц].

Послушайте внимательно чистоговорку и скажите какой звук мы будем сегодня изучать

Цапля, стоя на крыльце, объясняет букву «Ц»:

Подойди, цыплёнок Цып! Повторяй-ка: цып-цып-цып!

Если выучишь урок, подарю тебе цветок!

Про кого чистоговорка?

Какой звук первый слышится в слове цапля!

Как вы думаете с каким звуком мы будем сегодня знакомится?

А мы знакомы с буквой, которая обозначает этот звук?

Значит о чем мы будем говорить на уроке? (О звуке ц, и букве, которая её обозначает)

Чему мы должны будем научиться?

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

Задачи: уточнение артикуляции (положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука); и акустических признаков звука.

Показ перед зеркалом и объяснение артикуляции звука [Ц]:

Характеристика звука [ц] по схеме.

Давайте произнесём звук ц

Что делают губы? (улыбаются)

Что делают зубы? (заборчик)

Что делает язык? (приподнимается)

Какой дует ветерок? (тёплый)

А есть ли в горлышке звоночек? (нет)

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Найти образное сравнение звука

Как стрекочет кузнечик?

Как подзывает хозяйка цыплят?

Как стучат мамины каблучки?

Артикуляционная гимнастика

Лягушка (улыбочка).

«Трубочка».

Лягушка-слоник (улыбочка-трубочка). Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

«Наказать непослушный язычок». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя.

«Заборчик». Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

Качели.
а) широкий язык поднять к носу, опустить к подбородку;
г) широкий язык поднять к верхним зубам и опустить к нижним.

Произношение изучаемого звука в словах и слоговых сочетаниях.

Задачи: развитие фонематического восприятия и фонематических представлений; уточнение и расширение лексического запаса;

овладение простыми и сложными видами звуко – слогового анализа и синтеза.

    Фонетическое упражнение.

«Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ц]»:

ц, п, ц, ц...; ца, фа, пу, цу...; цирк, цифра, курица, молоко, рука...

    Дидактическое упражнение «Один - много» - упражнение в словообразовании (игра с мячом)

Курица - курицы, мельница - ..., больница - ..., рукавица - ...,

пуговица - ..., луковица - ..., граница - ...

    Дидактическое упражнение «Большой - маленький» - упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).

Дерево - деревце, блюдо - ..., болото - ..., зеркало - ...,

дело - ..., мыло - ...

    Найди слова (презентация)

Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Ц],

определить место звука в каждом слове.

    Игры с картинками:

Посчитай цыплят (Раз цыпленок, два цыпленка, три,цыпленка…)

Что изменилось? Чего не стало?

Найти лишнюю картинку.

    Прослушать отрывок из сказки . Назвать все слова со звуком [Ц]:

Курица гуляла с цыплятами. Она нашла в траве кольцо. Курица положила кольцо на крыльцо. На крыльцо вышла бабушка. Она надела кольцо на палец.

Физминутка

снять усталость и напряжение;

цыплятки

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Задачи: зафиксировать новое содержание урока;

А сейчас выполним самостоятельную работу. Нужно найти и обвести в кружочек букву Ц.

Любовалась цыплятами курица,

Что не цыпленок – умница!

Молодец, удалец!

Очень славный птенец!

Если вы считаете, что выполнили задание без ошибок, нарисуйте зеленый кружочек. Если вы считаете, что допустили ошибки, нарисуйте желтый кружочек, взаимопроверка

Проверим по образцу,

Выполняют работу. Осуществляют: самооценку;

самопроверку; предварительную оценку.

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль.

Организует: коллективную проверку; проверку выполнения упражнения;

Закрепление нового

Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Чтение слогов

Чтение слов

Прочитаем слоги (хором, по рядам, по партам)

Прочитаем слова (хором), несколько учащихся по очереди.

Чтение текста (если останется время)

Логоритмическое упражнение

Выполняют задание на закрепление полученных знаний

Составляют схемы

Читают слоги, слова, работают с учебником

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели: - соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Какой звук мы сегодня учились правильно и чётко произносить?

Что было особенно трудно на занятии?

Что было интересно на занятии?

Организует рефлексию.

Организует самооценку

учебной деятельности

Цель занятия: изучаем букву Ц, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Ц, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Ц по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Цапля Цыплёнок Цветы Цифры

  • Какой звук есть и в слове ЦЫПЛЕНОК, и в слове ЗАЯЦ, и в слове КУРИЦА?
  • В начале, в конце или в середине слова звук [ц] в слове ЦЫПЛЕНОК? - ЗАЯЦ? - КУРИЦА? - ОГУРЕЦ? - УЛИЦА?

Когда мы произносим звук [ц], кончик языка - за нижними зубами, спинка языка прижимается к «бугоркам» за верхними зубами, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Произнеси: Ц! И язык, и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ц].

  1. Гласный или согласный звук [ц]?
  2. Звонкий или глухой этот звук? Почему?
  3. Какие еще глухие согласные звуки ты знаешь?
  4. А какие ты знаешь звонкие согласные звуки?

Рассмотри букву Ц. Нашили букву Ц в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля.
Кто же это? … (Цапля.)

Я не притронусь к сену,
Ему я знаю… (Цену)

Видала я Лису,
Ей рыжий цвет к… (лицу).

Окрась меня,
Мой свет,
В такой же рыжий…(Цвет).
Просит белая…(Овца).

Сказка про букву Ц

Цыпленок Цып

Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же, наконец, остальные цыплята вылупятся.

Мама, ты неправильно сидишь! Видишь - никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, что только глазами захлопала.
- Ну, ты посиди,- говорит Цып,- а я пойду прогуляюсь.
Вышел Цып в поле, подошел к цветку и говорит:
- Неправильно ты цветешь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.
Сказал и пошел дальше. Смотрит - гусеница ползет.
- Эй, гусеница, ты неправильно ползешь!
- А как же надо? - удивилась гусеница.
- Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет!
Сказал и пошел дальше. Смотрит - цапля лягушек ловит.
- Эй, цапля, ты же неправильно ловишь! Смотри, как надо!
И как прыгнет в болото.
Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо - цапля его вытащила.
- Чтобы учить,- говорит цапля,- надо самому что-нибудь знать. Понял, Цып?..

Загадки для детей на букву Ц

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат.
(Цапля)

Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают.
(Цветы)

Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.
(Цифры)

Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.
(Цыпленок)

Пословицы и поговорки на букву Ц

Конец - делу венец.
А против молодца - сам овца.

Веселые стихи про букву Ц для детей

Буква Ц
Букв немало мы узнали.
Добрались до буквы Ц.
Есть слова, где Ц - в начале.
Где - в середине, где в конце.
Цепь, цветок и цифра - тут
Ц в начале все прочтут.
А в словах отец, боец
Ц мы пишем под конец.
Цапля ходит по болоту,
Ждут в гнезде ее птенцы.
Цирк откроется в субботу.
Уж приехали борцы.
В цех явились на работу
Молодые кузнецы.
В каждой строчке буква Ц -
Словно камушек в кольце.
И на каждой есть странице,
На границе и в столице.
И в цыплятах на крыльце
Тоже есть две буквы Ц.
(Л. Дьяконов)

Цапля сторожем в болоте
На одной ноге стоит.
- Цыц, куда вы в грязь идете?
— Всем зверенышам кричит.
(А. Пудваль)

Цветы на картошке
Мы весною в поле были.
Там картошку посадили.
А вчера пришли мы снова
И гуляли целый день.
Все кругом цвело лилово.
Совершенно как сирень!
Все любят есть картошку.
А видела ли ты.
Какие у картошки
Красивые цветы!
(Г. Сатир)

Цветы
Если я сорву цветок.
Если ты сорвешь цветок…
Если все: и я, и ты -
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только я и ты -
Если мы сорвем цветы…
(Т. Собакин)

Циркач умеет гарцевать,
Зверей и птиц дрессировать,
И на трапеции вертеться,
И на канате танцевать.
Люблю цирк!
(Е. Благинина)

Зачем такой носище Цапле?
Затем, чтоб цапли
Рыбок цапали!
(Б. Заходер)

Цапля бродит по лугу:
Цыц, лягушки!
Ни гу-гу.
(Б. Тимофеев)

Цапля, стоя на крыльце.
Объясняет букву Ц:
- Подойди, цыпленок Цып.
Повторяй-ка: цып-цып-цып.
Если выучишь урок.
Подарю тебе цветок.
(Г. Сатир)

Цыпленок
Не хочу один клевать я!
Пусть скорей приходят братья!
- Где ж они?
- Под старой липой!
- Как зовут их?
- Цыпа-цыпа!
(Г. Виеру)

Цы-цып-цыплятки,
Есть водица в кадке.
Кто меня боится,
Тем не дам водицы.
Вот бегут цыплятки,
Не боятся кадки!
Возле кадки блюдце.
Все они напьются.

Цветет у птичника цветок
- Цветет на паре тонких ног.
Цветок пушист и звонок…
- Цветок, ты кто?
- Цыпленок!
(В. Лунин)

У буквы Ц купив билет.
Мы побывали в цирке.
Медведь ведет мотоциклет,
А цапли - пассажирки.
А вот наездник цирковой
Гарцует на осле.
Ногами вверх, вниз головой,
Стоит он на седле.
Вот двое братьев-медвежат
Цепочку натянули.
И обезьяна-акробат
Качается на стуле…
(С. Маршак)

Лошадка
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка - серый бок!
Я копытцем постучу,
Если хочешь - прокачу!
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост и грива.
Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка - серый бок!

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Как познакомить с буквой Ц? Вариант №1. ()
Отгадай загадку!
На арене трюкачи,
Клоуны, жонглёры,
Разноцветные лучи,
Громкий смех весёлый.
/Цирк/

Где всё это происходит? Правильно, в цирке! С какого звука начинается это слово? (со звука "Ц").
Какой это звук - звонкий или глухой? Положите ладошку на горлышко и определите! Да, глухой. И он всегда звонкий.

Мы с этим звуком можем поиграть!
1) Давай изобразим, как стрекочет кузнечик! "Ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц" (звук произносится отрывисто)
2) А теперь покажем, как девочка просит не шуметь детей! "Ццццццццц! Тихо! Не шумите!"

Послушай (прочитай) рассказ о цирке.
"Цирк"
В центре цирка находится арена. Над ней висят трапеции и кольца. На кольцах кувыркаются акробаты, по канатам ходят канатоходцы. На арене веселят зритеоей клоуны. Они шутят, публика смеётся. На арене носятся красивые кони, а на них смелые наездницы. В цирке есть зверинец.

Задания по тексту:
1) Назови все слова со звуком Ц и определи, где находится звук (в начале, середине или конце слова)! (цирк, трапеция, кольца, канатоходцы, наездница, зверинец)

Физкультминутка:
«Веселый цирк»
«Веселый цирк у нас в гостях
Жонглер бросает шарики
(«бросают шарики»)
И клоун зрителей смешит,
(дразнятся»)
Смешит больших и маленьких.
(показывают руками «больше-меньше»)
Вот на канате акробат
Раскинул руки в стороны.
(разводят руки в стороны)
Силач старается поднять
Стальные гири новые.
(поднимают «гири»)
Наездники на лошадях
По кругу мчатся весело
(показывают, как скачут)
А мы мороженое едим
(«Едят мороженое»)
И хлопаем под песенку.
(хлопают).


Как познакомить с буквой Ц? Вариант №2. ()
Отгадай загадку!
"Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.
Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки!"
/Цыплёнок/

С какой буквы начинается это слово? Сколько слогов? На какой слог ударение?

Давайте изобразим цыплёнка, сидящего в яйце. Покажем, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом - правое крылышко, затем - левое.

Давай прочитаем слоги!
= АЦ, ОЦ, УЦ, ИЦ, ЫЦ
= ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЫ

Логопедический массаж ()

Для того чтобы правильно произносить все звуки, мы должны подготовить свой артикуляционный аппарат к работе. И в этом нам поможет логопедический массаж.
Для начала согреем свои ручки.

Закрепление правильного произношения звука и знакомство с буквой Ц; образование существительных среднего рода с уменьшительно –ласкательным значением при помощи суффиксов –ец, -иц, -ц-; определение места звука в слове; работа с предложением, чтение, печатание слов, звуковой анализ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Звук и буква Ц

Цель: Закрепление правильного произношения звука и знакомство с буквой Ц;

Образование существительных среднего рода с уменьшительно –

Ласкательным значением при помощи суффиксов –ец, -иц, -ц-; определение

Места звука в слове; работа с предложением, чтение, печатание слов,

Звуковой анализ.

Ход занятия

1. Орг.момент. Психогимнастика.

Загадка: «Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки» (Цыпленок). Показ игрушки. Просьба изобразить цыпленка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом правое крылышко, затем левое.

2. Произнесение, характеристика звука Ц : согласный, глухой, свистящий, всегда твердый.

3. Речевая зарядка.

Ац – оц – уц- иц ца – цо – цу – цы

Ацл – оцл – уцл – ыцл цва – цво – цву – цвы

Ца-ца-ца – у курицы два яйца

Цо-цо-цо – курица снесла яйцо

Цу-цу-цу – вот идцт птенцы к яйцу

Цы-цы-цы – все птенцы молодцы

4. Выделение на слух и в произношении

А) ас, ац, со, цу, ус, су, ста, цла, цта, ост, оцс.

Б) цапля, сенокос, телефон, милиционер, листопад, сахарница, чай, цыпленок, пылесос, кольцо, теленок, мельница, цепь.

5. Составь (отремонтируй) предложение.

Цветы, много, в, цветнике, разные.

Курица, цыплята, двенадцать, у, пестрая.

Пять, ручка, на, пальцы.

Хлебница, стол, стоять, на.

Конфетница, в, конфеты, лежать.

6. Физкультминутка – логоритмика с музыкальным сопровождением

«Кольцо»

7. Определение места звука в слове.

Овца, цапля, цыпленок, цып, курица.

8. Знакомство с буквой Ц.

а) показ буквы

Б) прорисовывание в воздухе

В) выкладывание на коврографе

Г) нахождение в кассе

9. Работа с разрезной азбукой

Цвет – цветы – цвети – цветик – цветок

10. Физкультминутка.

Пальчиковая игра «Пироги пшеничные»

Мы печем пшеничные Дети «пекут пирожки» (то одна рука сверху, то

Пироги отличные. другая).

Кто придет к нам пробовать Поднимают вверх плечи, развести руки в стороны.

Пироги пшеничные?

Мама, папа, брат, сестра, Загибают на руке пальцы, начиная с мизинца.

Пес лохматый со двора.

И другие, все, кто может, «Зовут» руками.

Пусть приходят с ними тоже. Вытягивают руки вперед, слегка наклонившись.

Тесто замесили мы, Разминают пальцами бедра.

Сахар не забыли мы, Быстро перебирают пальчиками («сыплют сахар»).

Пироги пшеничные Прижимают неплотно ладони друг к другу, показывая

Пирожок

В печку посадили мы. Вытягивают прямые ладони вперед, прикасаясь их

Боковой частью друг к другу.

Печка весело горит, Быстро шевелят пальцами поднимая и опуская руки («огонь»).

Наша мама говорит: Ставят руки «полочкой» перед грудью.

Крошки, что останутся, «Крошат крошки».

Воробью достанутся. Стучат указательными пальцами по коленям

(«воробьи клюют»)

11. Печатание.

Улица, огурец, цветы, овца.

Цветы цветут.

12. Игра с мячом «Скажи ласково»

Дело – дельце

Задание – заданьице

Платье – платьице

Мыло – мыльце

Стихотворение – стихотвореньице

Расписание – расписаньице

Ружье – ружьецо

Сало – сальце

Здание – зданьице

Шило – шильце

Зеркало – зеркальце

Одеяло – одеяльце

Масло – маслице

Варенье – вареньице

Печенье – печеньице

Письмо – письмецо

Украшение – украшеньице

Угощение - угощеньице