Респираторно аффективный припадок. Аффективно-респираторный синдром у детей

Респираторно аффективный припадок. Аффективно-респираторный синдром у детей

АФФЕКТИВНО-РЕСПИРАТОРНЫЕ ПРИСТУПЫ. Аффективно-респираторные приступы, или пароксизмы, припадки (АРП), breath-holding spells, (в просторечии – закатывания) представляют собой внезапные кратковременные остановки дыхания на высоте вдоха с невозможностью выдоха, возникающие при плаче у детей грудного или младшего возраста. Ребенок при этом в той или иной степени синеет или бледнеет. Один из часто встречающихся вопросов по неотложной помощи в практике педиатра и детского невролога, это состояние очень пугает родителей, поэтому расскажу о нем подробнее.

Аффективно-респираторные приступы (приступы задержки дыхания) представляют собой наиболее раннее проявление обмороков или истерических приступов. Слово «аффект» означает сильную, плохо контролируемую эмоцию. «Респираторный» - это то, что имеет отношение к дыхательной системе. Приступы обычно появляются в конце первого года жизни и могут продолжаться до 2-3 летнего возраста. Несмотря на то, что задержка дыхания может показаться преднамеренной, обычно дети не делают этого специально. Это просто рефлекс, возникающий тогда, когда плачущий ребенок с силой выдыхает почти весь воздух из своих легких. В этот момент он замолкает, его рот открыт, но из него не доносится ни единого звука. Чаще всего эти эпизоды с задержкой дыхания не длятся больше 30-60 секунд и проходят после того, как ребенок переводит дыхание и снова начинает кричать.

В это время родители начинают паниковать, хотя для ребенка это, согласитесь, не лучшая помощь. Поэтому приведу все материалы, которые мне удалось собрать по этому вопросу.

Иногда аффективно-респираторные приступы можно разделить на 2 типа - \"синий\" и \"бледный\".

\"Бледные\" аффективно-респираторные приступы чаще всего являются реакцией на боль при падении, уколе. При попытке пощупать и посчитать пульс во время такого приступа - он на несколько секунд исчезает. \"Бледные\" аффективно-респираторные приступы по механизму развития приближаются к обморокам. В дальнейшем у части детей с такими приступами (пароксизмами) развиваются обморочные состояния.

Однако, чаще всего аффективно-респираторные приступы развиваются по типу \"синих\". Они являются выражением недовольства, неисполненного желания, гнева. При отказе выполнить требования, добиться желаемого, обратить на себя внимание ребенок начинает плакать, кричать. Прерывистое глубокое дыхание останавливается на вдохе, появляется легкая синюшность. В легких случаях дыхание восстанавливается через несколько секунд и состояние ребенка нормализуется. Такие приступы внешне сходны с ларингоспазмом - спазмом мышц гортани. Иногда приступ несколько затягивается, при этом либо развивается резкое снижение мышечного тонуса - ребенок весь \"обмякает\" на руках у матери, либо возникает тоническое напряжение мышц и ребенок выгибается дугой.

АРП сопровождаются ростом тонуса блуждающего нерва. При бледных пароксизмах иногда наблюдаются задержки сердцебиения (асистолия), при обоих типах пароксизмов часто встречаются электроэнцефалографические (ЭЭГ) патологические изменения. Приступы наблюдаются в возрастном диапазоне от новорожденности до 5-6 лет, хотя наиболее часто наблюдаются в возрасте до 2-3-х лет.

Приступы могут быть как редкими (раз в несколько месяцев), так и частыми, много раз в день. Длительность задержки дыхания может колебаться от 1-2 секунд до десятков секунд. По данным некоторых авторов, приступ АРП может перерасти в эпилептический припадок.

Аффективно-респираторные приступы наблюдаются у детей возбудимых, раздражительных, капризных. Они являются разновидностью истерических приступов. Для более «обычной» истерии у детей раннего возраста характерна примитивная двигательная реакция протеста: ребенок при неисполнении желаний с целью добиться своего падает на пол: беспорядочно бьет о пол ручками и ножками, кричит, плачет и всячески демонстрирует свое негодование и ярость (знакомая картинка, да?). В этой \"двигательной буре\" протеста выявляются некоторые черты истерических приступов более старших детей.

После 3-4 лет у ребенка с приступами задержки дыхания или истерическими реакциями могут продолжать отмечаться истерические приступы или быть другие проблемы с характером. Однако существуют способы, которые могут помочь вам предупредить превращение \"ужасных двухлеток\" в \"ужасных двенадцатилеток\".

Принципы правильного воспитания маленького ребенка с респираторно-аффективными и истерическими приступами.

Предупреждение приступов. Приступы раздражения являются вполне нормальными для любых детей, да и вообще - для людей всех возрастов. У всех из нас случаются приступы раздражения и ярости. Мы никогда не избавляемся от них полностью. Однако, став взрослыми, мы стараемся быть более сдержанными при выражении своего недовольства. Двухлетние дети более откровенны и прямы. Они просто дают выход своей ярости. Думаю, многие с этим уже познакомились на практике, да?

Ваша роль как родителей детей с истерическими и респираторно-аффективными приступами заключается в том, чтобы научить детей контролировать свою ярость, помочь им овладеть умением сдерживаться.

В формировании и поддержании пароксизмов (приступов) определенное значение иногда имеет неправильное отношение родителей к ребенку и его реакциям. Если ребенка всячески оберегают от малейшего расстройства - все ему разрешают и выполняют все его требования - только бы ребенок не расстроился - то последствия такого воспитания для характера ребенка способны испортить всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, при таком неправильном воспитании у детей с приступами задержки дыхания могут развиться истерические приступы. Правильное воспитание во всех случаях предусматривает единое отношение всех членов семьи по отношению к ребенку - чтобы он не использовал семейные разногласия для удовлетворения всех своих желаний. Нежелательно чрезмерно опекать ребенка. Целесообразно определение ребенка в дошкольные учреждения (ясли, детский сад), где обычно приступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторных приступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад, наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива и вновь определить его туда только после соответствующей подготовки с помощью опытного детского невролога.

Нежелание идти «на поводу» у ребенка не исключает использование некоторых «гибких» психологических приемов для предотвращения приступов:

1. Предчувствуйте и избегайте вспышек. Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Если вы можете заранее предвидеть такие моменты, вам удастся обойти их. Вы сможете, например, избежать утомительного ожидания в очереди к кассиру в магазине, просто не отправляясь за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Ребенку, которого охватывает приступ раздражения во время спешки перед отправкой в ясли в утренние часы пик, когда родители также отправляются на работу, а старший брат или сестра собирается в школу, следует вставать на полчаса раньше или, наоборот, позже - когда в доме станет спокойнее. Узнавайте трудные моменты в жизни своего ребенка, и вы сумеете предупредить приступы раздражения.

2. Переключайтесь от команды \"стоп\" к команде \"вперед\". Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды \"вперед\", чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. дети не любят слово «нет» и «нельзя». Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите его подойти к вам, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. В этом случае он более охотно выполнит просьбу.

3. Назовите ребенку его эмоциональное состояние. Двухлетний ребенок может оказаться неспособным выразить словами (или просто осознать) свое чувство ярости. Чтобы он мог контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название. Не делая заключения по поводу его эмоций, постарайтесь отразить чувства, испытываемые ребенком, например: \"Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного\". Затем дайте ему четко понять, что, несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: \"Хотя ты и рассердился, ты не должен вопить и кричать в магазине\". Это поможет ребенку понять, что есть определенные ситуации, в которых такое поведение не допускается.

4. Скажите ребенку правду относительно последствий. При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: \"Ты не контролируешь своего поведения и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату\".

Судороги при респираторно-аффективных приступах.

Когда у ребенка при наиболее тяжелых и длительных аффективно-респираторных приступах нарушается сознание, то приступ может сопровождаться судорогами. Судороги бывают тоническими - отмечается напряжение мышц - тело словно деревенеет, иногда выгибается дугой. Реже при респираторно-аффективных приступах отмечаются клонические судороги - в виде подергиваний. Клонические судороги бывают реже и тогда обычно отмечаются на фоне тонических (тонико-клонические судороги). Судороги могут сопровождаться непроизвольным мочеиспусканием. После судорог дыхание возобновляется. При наличии судорог могут возникать трудности в дифференциальной диагностике респираторно-аффективных пароксизмов с эпилептическими приступами. Кроме того, в некотором проценте случаев у детей с аффективно-респираторными судорогами могут развиваться в дальнейшем и эпилептические пароксизмы (приступы). Некоторые неврологические заболевания также могут быть причиной таких респираторно-аффективных приступов. В связи со всеми этими причинами для уточнения характера пароксизмов и назначения правильного лечения каждый ребенок с респираторно-аффективными приступами должен быть обследован опытным детским неврологом.

Что делать во время приступа задержки дыхания.

Если вы относитесь к числу тех родителей, чей ребенок в приступе ярости задерживает дыхание, обязательно сами сделайте глубокий вдох и затем вспомните следующее: задержка дыхания почти никогда не причиняет вреда (вы же способны задержать дыхание на какое-то время без ущерба для здоровья?).

Во время аффективно-респираторного припадка можно какими-либо воздействиями (дунуть на ребенка, похлопать по щекам, пощекотать и др.) способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.

Вмешивайтесь пораньше. Гораздо легче остановить приступ ярости, когда он только начинается, чем в то время, когда он в полном разгаре. Маленьких детей часто удается отвлечь. Заинтересуйте их чем-то, скажем, игрушкой или другим развлечением. Даже такая бесхитростная попытка, как та же щекотка, иногда приносит результаты.

Если приступ затянулся и сопровождается длительным общим расслаблением или судорогами - положите ребенка на ровную поверхность и поверните его голову в сторону, чтобы он не задохнулся в случае рвоты.

После приступа ободрите и успокойте ребенка, если он не понимает, что произошло. Еще раз подчеркните необходимость хорошего поведения. Не отступайте только из-за того, что вам хочется избежать повторения эпизодов с задержкой дыхания.

Обследование.

Тщательное описание эпизода – неотъемлемая часть в лечении. В частности повышенное внимание должно быть уделено обстоятельствам и последовательности событий во время приступа. Эта информация может послужить важным диагностическим ключом. Например большинству АРП предшествует ажиатация (нарушение двигательных функцйий) и плач, что контрастирует с эпилептическими приступами, кардиальными нарушениями, и ортостатическими синкопами, которые часто происходят безо всяких эмоциональных провокаций.

У детей старшего возраста с АРП, дополнительными диагностическими ключами могут быть эпизоды недержания мочи, которые часто сопровождают некоторые типы эпилептических приступов. Также информативны сообщения о возникновении АРП на фоне сна или полного спокойствия.

Практическим врачам необходимо выявлять информацию о том, связан ли дистресс с едой, или другой физической активностью, или ощущениями боли в груди, или другими физикальными симптомами. Такие находки наводят на мысль о каких-то других нарушениях, таких как кардиопульмональные (сердечные и легочные) проблемы.

Генеалогический анамнез – это еще один важный критерий оценки пациента. Предшествующие обзоры свидетельствуют, что от 20% до 30% детей с детскими АРП имеют членов семей у которых наблюдались аналогичные аффективные расстройства.

Если данные истории болезни или физикального осмотра свидетельствуют об эпилептических приступах, или других расстройствах ЦНС, рекомендуется проведение видео ЭЭГ мониторинга (желательно с фиксацией данных состояний), и консультация с детским неврологом. Если подразумевает кардиоваскулярная проблема, представляется уместным провести холтеровское мониторирование и проконсультироваться с детским кардиологом.

ЛЕЧЕНИЕ

При лечении аффективно-респираторных приступов необходимо учитывать, что они представляют собой первое проявление детской истерии и обычно возникают на невропатической почве. Поэтому лечение должно проводиться в двух направлениях.

Во-первых, необходима семейная психотерапия, направленная на коррекцию воспитания, устранение потворствующей гиперопеки, нормализацию семейных отношений и др. Целесообразно определение ребенка в дошкольные учреждения, где обычно приступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторных приступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад, наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива и вновь определить его туда только после соответствующей подготовки.

Во-вторых, необходимо проводить лечение невропатии с применением ряда средств, укрепляющих нервную систему, и седативных препаратов. Наиболее благоприятно применение кальция (кальция глюконат, кальция лактат по 0,25-0,5 г на прием), валерианы в виде настойки по стольку капель на прием, сколько ребенку лет, либо настоя валерианы 3-5 г, поливитаминов. В более тяжелых случаях применяют липоцеребрин, фосфрен, глутаминовую кислоту, аминалон по 2-3 раза в день. При очень частых (ежедневно, несколько раз в день) припадках (что может указывать на повышенную возбудимость мозга) необходимо применение небольших доз противоэпилептических средств (фенобарбитал, гексамидин на ночь). Применение этих препаратов рекомендуется и при обнаружении на ЭЭГ-исследований пароксизмальной активности. Как уже указывалось, у некоторых детей с аффективно-респираторными приступами в дальнейшем наблюдаются эпилептические пароксизмы. Во время припадка аффективно-респираторных судорог оказания помощи ребенку обычно не требуется. Только при затянувшемся пароксизме следует какими-либо воздействиями (обрызгивание водой, похлопывание по щекам и др.) способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.

Чем старше становится ребенок, тем большее значение в лечении различных пароксизмов невротического происхождения имеет психотерапия. К семейной психотерапии присоединяются и другие ее виды - групповая и коллективная, а также индивидуальная, направленная на коррекцию истероидных черт личности.

При наличии у больного ребенка соматической астенизации необходимы проведение общеукрепляющей терапии, санация очагов хронической инфекции. Рекомендуется проведение седативной терапии, причем, кроме препаратов кальция, валерианы, бромидов, нередко приходится применять транквилизаторы - триоксазин, элениум, седуксен (в возрастных дозировках). Полезны водные процедуры - хвойные ванны, обтирания и проч. Во время самого истерического приступа помощи больному ребенку не требуется.

* Чрезмерно опекать и потакать не стоит, но и совсем оставлять детей без внимания не надо. Стараться предотвратить и предупредить наступление приступа. Родители уже обычно представляют себе ситуации и состояние ребенка, которые грозят вылиться в приступ.

* физ.упражнения и прочее без ограничений. Но стараться, чтобы ребенок не перевозбуждался. Телевизоры и компьютеры – под запретом.

* приступы учащаются весной-осенью, - надо пить витамины и делать успокаивающие ванны, пить чаи и заниматься зарядкой.

* есть закономерности: Чем больше промежуток между приступами, тем больше вероятность того, что следующий приступ наступит позже и наоборот. Т.е. если приступа не было 2-3 мес., то его вероятность уменьшается. А если был приступ, через неделю ещё один, то следующий может наступить хоть сегодня.

И конечно: особенно внимательно в этот период относиться к желаниям ребенка.

* Во время приступа надо не паниковать, а обратить внимание на ребенка: в какую сторону наклонена голова, под каким углом, трясёт ли он головой, обмякает ли он или наоборот тело у него становится жестким, когда это происходит, закатаны ли у него глаза и пр. Это надо, чтобы врач могла диагноз ТОЧНО поставить!!!

* Эти приступы могут быть симптомом эпилепсии. Но до 5-7 лет эпилепсию не ставят (до тех пор, пока нельзя провести томографию мозга и пр.обследования. К тому времени подавляющее большинство детей \"вырастают\" из этого состояния. Но регулярный контроль невропатолога пока им необходим.

Оценить материал:

0

Нередко у малышей на фоне крика, или длительного плача, вызванного положительными или отрицательными эмоциями, случаются «закатывания», приступы внезапного прекращения дыхания, посинения, когда ребенок буквально «плюшевым мишкой» обмякает в руках встревоженных родителей. Это может до сердечного приступа напугать молодых мать или отца.

В медицине такие закатывания называют более точным термином – аффктивно-респираторный приступ (сокращенно их именуют АРП), а в англоязычных источниках – диагнозом «breath-holding spells». Под АРП понимается внезапная и относительно короткая по времени остановка дыхания, происходящая в период вдоха. Ребенок как бы не может выдохнуть воздух, поступивший в легкие, когда он кричит, истерит или плачет.

Такое типично для детей раннего возраста, обычно до 4-5 лет. На фоне подобных дыхательных расстройств кожа на теле и лице ребенка может резко бледнеть или приобретает синюшный оттенок.

Самым частым вопросом при подобном приступе становится – в чем причина и что делать родителям? Наблюдением за детьми с АРП и их лечением, если это будет нужно, занимаются педиатры или неврологи.

Определение понятия АРП

Истерические задержки дыхания, детские закатывания или же АРП представляют собой наиболее ранние эквиваленты или истерических припадков. Если расшифровать дословно термин АРП – само понятие «аффекта, аффективного приступа», обозначает что это сильные, не контролируемые и не сдерживаемые реакции детей. При этом термин «респираторный» дает понять, что в процесс преимущественно вовлекается дыхательная система.

Впервые подобные приступы вероятны у карапузов к концу первого года, и в среднем, они длятся до трехлетия, у некоторых особо возбудимых детей сохраняясь до 4-5 лет. Хотя задержки дыхания у малышей могут казаться со стороны преднамеренными, то есть сознательными, дети не контролируют то, что с ними происходит, они не специально закатываются, чтобы напугать родителей. Срабатывает своего рода защитный рефлекс, если кричащий или рыдающий ребенок форсировано выдыхает практически весь воздух, заполняющий легочный объем. На крайней точке выдоха он резко замолкает, из раскрытого рта перестают доноситься какие-либо звуки.

Обратите внимание

Эпизод с задержкой дыхания продолжается до минуты, и проходит по мере того, как кроха может перевести дыхание и снова начинает кричать. Но этого времени, пока кроха не дышит, вполне достаточно для того, чтобы родители подняли панику. А в такой ситуации она не самый лучший помощник ребенку.

Типы АРП: белый и синий вариант

Многие специалисты подразделяют по типу окраски кожных покровов в момент приступа АРП на две группы – белые (бледные) и синие (цианотичные):

  • Для группы бледных АРП пусковыми факторами для развития приступа могут становиться реакции на боль при падениях и ушибах, уколах, порезах. Если осуществить попытки подсчитать пульс на протяжении приступа апноэ (отсутствия дыхания), он будет на несколько секунд полностью пропадать. По своему механизму развития белые (бледные) АРП могут во многом походить на обморочные состояния. По мере взросления у таких детей подобные истерические приступы переходят в .
  • Чаще приступы АРП возникают по типу синюшных , они могут проявляться при ярко выраженном недовольстве и истерике, при выражении собственного характера, гнева или нереализованных желаний. Дети могут впадать в АРП такого типа при отказе родителей от выполнения их требований, если они не добиваются своего, привлекают к себе внимание криками, истериками и плачем.

Обычно начинается все с прерывистого и глубокого дыхания, типичного для длительного плача, а затем на вдохе дыхание совсем останавливается на несколько секунд, но затем состояние детей вновь приходит в норму.

Внешне подобные приступы синюшных АРП могут имитировать ларингоспазм (судорога мышц гортани).

  • В некоторых случаях приступ может затягиваться, при этом может страдать мышечный тонус, который ослабевает в силу гипоксии. Тогда малыш на руках взрослых может обмякнуть по типу «тряпичной куклы».
  • Возможен и второй вариант затяжного приступа – тоническое, близкое к судорожному сокращение мышц, из-за чего кроха может прогибаться дугой.

Механизм АРП и его особенности

Приступы АРП обычно возникают в силу возбуждения блуждающего нерва. На фоне них при бледном типе приступов может временно наблюдаться явление асистолии – задержка сокращений сердца, как бы его временная остановка. Также на фоне обоих вариантов АРП можно обнаружить специфические изменения на напоминающие эпилептическую активность мозга. Возрастной разброс встречаемости подобных приступов по разным данным колеблется от первого года до 5-6 лет, пик приступов выпадает на второй и третий годы жизни.

Частота приступов может быть от единичной, раз на протяжении нескольких месяцев, до ежедневной, а то и по несколько раз в течение суток. Продолжительность задержек дыхания может быть от 5-10 секунд до минуты. По данным некоторых неврологов, частые АРП могут постепенно трансформироваться затем в судорожные припадки и .

Какие дети склонны к закатываниям до потери сознания?

Наиболее часто такие приступы стоит ожидать у детей, которые легко возбудимы и раздражительны, они капризные и чрезмерно ранимые. Подобные симптомы можно отнести к разновидности ранних истерических припадков. Но для обычной истерики в раннем возрасте типичны специфические примитивные протестные двигательные реакции. Дети, если их желания не хотят выполнять взрослые, чтобы добиться своих целей, падают на пол и беспорядочно молотят по нему руками и ногами, кричат и истошно рыдают, всячески проявляя бурю негодования и ярости. Картинка знакома многим родителям трехлеток. В такой эмоциональной буре протестного поведения могут затем просматриваться и черты более поздних истерических приступов ребенка.

Конечно, если малыш просто падет на пол и бьется в истерике, родителей этим не удивить и не разжалобить, а вот если внезапно останавливается дыхание (хотя они это делают не осознанно), тогда эффект более впечатляющий. После четырехлетия подобные истерики менее типичны, они могут продолжаться или трансформируются в уже иные проблемы характера. Это часто могут именовать кризисными периодами – трехлеток, семилеток, а потом уже и подростков. Все корнями из детства.

Воспитание детей с АРП

И АРП зачастую идут рука об руку, и важно, чтобы родители быстро научились предупреждать приступы. Раздражение и протестное поведение вполне типично для подрастающих малышей, оно периодами проявляется в любом возрасте, если ребенок раздражен или в ярости. Но по мере возраста, дети учатся контролировать и сдерживать свои эмоции, недовольство, а в возрасте 2-4 лет все это открыто выливается на родителей. Роль последних при истериках и АРП заключается в том, чтоб привить ребенку навыки самоконтроля, помочь в сдерживании эмоции и контроле за дыханием.

В развитии и дальнейшем повторении пароксизмов определенное значение будет иметь само неверное отношение со стороны родителей к детям и их выходкам. Если детей оберегать от малейших переживаний и расстройств, позволять им любые капризы и потакать всем просьбам, только бы кроха не плакал и не закатывался в приступе, последствия такого воспитания будут фатальными на всю его оставшуюся, затем и взрослую жизнь.

Помимо того, неправильное воспитание малыша с АРП грозит вылиться в формирование дальнейших истерических припадков. Под «правильным» понимают такое воспитание, когда со стороны всех членов семьи тактика в отношении ребенка едина, чтобы он не мог использовать внутрисемейные разногласия в вопросах воспитания в свою пользу. Не нужна ребенку с АРП и чрезмерная опека, он не смертельно болен, его приступы – это особенность развития, но не смертельная болезнь.

Показано хождение в детские учреждения – группы развития или садик, там приступы зачастую не возникают . Если же приступы АРП проявились как реакция на начало посещения яслей, тогда стоит временно изъять малыша из коллектива, выяснив истинные причины приступов, зачастую они имеют место.

Отказ родителей идти на поводу у ребенка и применение более гибкой системы воспитания зачастую отлично «лечит» подобные приступы.

  • избегать вспышек, предчувствовать их . Малыш скорее зайдется в истерике и будет раздражен при сильном его утомлении, если он голодный или его торопят, он переживает. Стоит заранее обходить такие моменты, чтобы не провоцировать лишних истерик. Не стоит ходить в магазины с голодными или уставшими детьми, утром стоит вставать пораньше, чтобы не слишком спешить в садик. Нужно определить «острые углы» отношений и поведения ребенка, сглаживая их.
  • переключать команды со стопора на движение . Малыши склонны активнее реагировать на команды что-либо сделать, так называемые побудительные, команды «вперед», нежели на просьбы что-либо не делать или «стопорные». Дети плохо слушают запреты и слово нельзя. Так, когда ребенок кричит, стоит попросить его пойти к вам, а не требовать немедленного прекращения рыданий. Побудительную просьбу дети выполнят охотнее.
  • называть все своими именами . Зачастую ребенку раннего возраста сложно осознать свои эмоции и описать их, прочувствовать свою злость и раздраженность. Чтоб он мог лучше контролировать эмоции, их нужно описывать ему словами, дать им конкретные названия. Объективно нужно отражать его чувства, не давая своей оценки при этом. «Ты сердит в силу того, что не купила машинку». Но важно также указать ему и на границы его поведения. Можно сказать, «хотя ты и сердит, но тебе не стоит кричать на весь магазин». Это помогает ребенку понимать, возникают отдельные ситуации, где такое поведение недопустимо.
  • говорить правду о последствиях . При разговоре с малышами часто полезно описывать последствия поведения ребенка. Стоит объяснить ваши действия конкретно: «Ты не можешь себя сдерживать, кричишь, и нам нужно сделать это самим за тебя, поэтому придется увести тебя из магазина».

Такие приемы зачастую помогают снизить число истерик и АРП до минимума, но иногда они все равно возможны.

Опасные осложнения АРП: судорожные приступы

При наиболее тяжелых АРП, если задержки дыхания очень долгие и гипоксия выраженная, может нарушаться сознание, что грозит переходом приступа задержки дыхания уже в судорожный припадок. Вариантов судорог два:

  • Тонические сокращения, при них все мышцы резко напрягаются, они как бы каменеют, тело крохи может прогибаться дугой.
  • Клонические, которые на фоне АРП бывают реже – это мелкие подергивания всех групп мышц, при которых тело сотрясается.

Зачастую бывает сочетание судорог обоих типов, тогда приступ будет тонико-клоническим, из выгнутого дугой тела по мере обмякания ребенок начинает подергиваться. В целом, приступ длится до 1-2 минут. В конце приступа, когда судороги завершаются, ребенок может обмочиться, дыхание в период клонических судорог постепенно возвращается.

Если на фоне АРП возникли судороги – немедленно к врачу. Речь будет идти уже о различии респираторных приступов и эпилепсии. Переход АРП в возможен у части детей, поэтому им нужно динамическое наблюдение у невролога.

Часть неврологических патологий, зачастую функционального плана, могут также сопровождаться АРП, поэтому важно, чтобы малыша наблюдал хороший педиатр и опытный невролог.

Первая помощь, тактика родителей при АРП

Если приступ АРП возник у вашего ребенка, когда он в очередной раз закатил истерику, важно сделать пару глубоких вдохов и выдохов, успокоившись самим.

Обратите внимание

Стоит помнить, вы сами можете ненадолго задержать дыхание без ущерба для здоровья, поэтому не стоит самим впадать в панику.

В момент АРП можно применять различные физические воздействия в отношении малыша – дуть в лицо, щекотать по ребрам, слегка похлопать по щекам. Это способствует рефлекторному восстановлению дыхательного акта.

Если приступы уже бывали ранее, стоит вмешиваться в ситуацию ранее, чем малыш зайдется в крике и закатится. Проще пресечь приступ ярости и крика, пока он не достиг своего пика. Малышей легко можно отвлечь, заинтересовав их чем-то ярким и новым, игрушкой или развлечением. Даже попытки пощекотать, посмотреть в телефон нередко быстро отвлекают и прекращают истерику на корню.

Если же АРП начался, и он затягивается, ребенок обмякает, ощущается начало судорог, нужно положить малыша на ровную поверхность, повернув голову набок. Это нужно на случай рвоты, чтобы он не аспирировал рвотные массы в респираторные пути. После завершения приступа нужно успокоить ребенка и приласкать, особенно если он не понял, что произошло. Во многом спокойствие родителей в такой ситуации хорошо выручает.

Посещение врача и обследование при АРП

Важно подробно и тщательно описать врачу при посещении эпизод АРП, особенно уделяя внимание всем обстоятельствам, его провоцирующим, и последовательности тех событий, которые типичны для приступа. Такая информация может стать ключевой в диагностике, так как у части АРП может в начальном этапе возникать расстройство двигательных актов (это именуют ажитацией) и приступ плача. Это существенно отличает подобные приступы от эпилептических, с респираторными синдромами и ортостатических коллапсов, типичных для детей. При них никаких эмоциональных провокаторов перед началом приступа зачастую нет.

У малышей постарше, страдающих от АРП, дополнительно в диагностике могут помочь эпизоды с что типично для эпилепсии. Кроме того, важно указание на связь АРП с полным спокойствием или даже сном.

Неврологу важно выяснение приступа с приемом пищи, питьем, физической активностью или болезненностью в области груди, иными симптомами. Они натолкнут на мысли об иной, нежели истерики, причине приступов. Нередко это могут быть поражения легких или сердца.

Нередко важную информацию может дать анамнез, и семейный в том числе. У примерно 30% детей с АРП другие члены семьи страдали в детстве от подобных закатываний или страдали респираторными расстройствами. Дополняются данные результатами осмотра ребенка, а также фиксацией ЭЭГ, снятием , проведением видеомониторинга приступов, консультация у невролога и психолога.

Как это лечить, помогут ли медикаменты?

Важно учитывать, планируя терапию ребенка, что подобные приступы – это зачатки будущей истерии, и обычно они возникают как вариант неврозов или невропатий. Поэтому важны как минимум два основных направления:

  • семейная психотерапия , которая помогает в коррекции методов воспитания ребенка, устранения возможной гиперопеки и конфликтов между членами семьи. Также нужна нормализация отношений в семье. Может быть полезным пребывание ребенка в яслях или садике, где приступы проходят бесследно.
  • терапевтическая коррекция , применение препаратов, устраняющих явления невропатии, укрепляющих нервную систему и седативных. Показаны препараты кальция и магния, . При более тяжелых ситуациях могут понадобиться корректоры вегетатики – фенибут, ноотропил. Если приступы ежедневные и тяжелые могут назначаться минимальными дозами препараты против эпилепсии (на ночь).

У детей после 3 лет на первый план в лечении выходит психотерапия – сказкотерапия, рисование и другие возрастные методики. Если у ребенка есть сопутствующие патологии, нужно их лечение, санация очагов хронической инфекции, седативные препараты курсами, а у сильно возбудимых детей – прием транквилизаторов. Полезны ванны, закаливание, режим и правильное питание.

Парецкая Алена, педиатр, медицинский обозреватель

Давайте рассмотрим одно из таких заболеваний – аффективно-респираторные приступы (АРП) у детей раннего возраста. Проявляется это состояние (болезнью это называть не совсем корректно) внезапной остановкой дыхания, возникающей на пике вдоха после того, как малыш ударился, перенес неожиданный испуг или зашелся в истерике. Во время закатывания ребенок бледнеет или синеет, чем неизменно повергает своих родных в панику.

Природа АРП

Медики уверены, что аффективно-респираторный синдром можно считать ранней предпосылкой развития истерии и обморочных состояний в будущем. Чтобы понять, что такое АРП, обратите внимание на значение слов в его названии. Аффектом называют сильнейшую эмоцию, не подвластную контролю человека, а термин «респираторный» используется для обозначения всего, что имеет отношение к органам дыхания. Получается, АРП – это состояние, когда на почве сильного эмоционального возбуждения у ребенка нарушается процесс дыхания.

В большинстве случаев приступы случаются у легковозбудимых, избалованных и капризных ребятишек. Впервые это происходит в период от 6 месяцев до 1 года, подобные задержки дыхания могут сохраняться до 4 – 6 лет.

Как выглядит АРП у плачущего малыша

В основном АРП возникает, когда ребенок заходится в сильном плаче, выражая злость или обиду по поводу того, что ему не нравится. В момент такого бурного выражения эмоций малыш внезапно резко замолкает и, открывая рот, словно рыба, не может выдавить из себя ни звука. Со стороны может показаться, будто он притворяется, на самом же деле проявление АРП носит непроизвольный характер.

Дыхание у ребенка останавливается на 30 – 45 сек., лицо при этом бледнеет или синеет, что зависит от фактора, который повлиял на развитие АРП. Тип припадка определяют по внешнему виду плачущего малыша. Условно аффективно-респираторные припадки делят на «бледные» и «синие».

Остановка дыхания по типу «бледного» АРП происходит, если непоседа упал или сильно ударился. Болевая реакция иногда развивается так быстро, что кроха не успевает даже заплакать, причем у него не всегда прощупывается пульс, и в целом закатывание напоминает у взрослого человека.

«Синие» приступы – пик негативных эмоций ребенка, таких как обида, ярость, несогласие. Чаще всего у малышей 1,5–2,5 лет случаются проявления АРП именно «синего» типа. Не имея возможности добиться своего, ребенок кричит и плачет. На верхней точке прерывистого, но очень глубокого вдоха дыхание непроизвольно задерживается, а на лице появляется синюшный оттенок. В этот же момент иногда возникает или, наоборот, резкое снижение тонуса мышц, из-за чего тело ребенка может выгнуться дугой или обмякнуть. Несмотря на внешне страшную картину АРП, которая до смерти пугает родителей, в большинстве случаев малыши приходят в себя самостоятельно.

АРП и здоровье ребенка

Врачи уверяют, что подобные приступы являются возрастным состоянием и для общего здоровья малыша никакой опасности не представляют. Набирать номер нужно лишь в том случае, если дыхание у ребенка оборвалось более чем на 1 минуту. На прием к неврологу стоит записаться, если приступы случаются чаще 1 раза в 5–7 дней, а также если в начале, развитии или окончании АРП появляются необычные симптомы, несвойственные этому припадку.

Во время аффективно-респираторного припадка родители могут помочь ребенку преодолеть удушье: слегка похлопать малыша по щечкам, подуть в лицо, сбрызнуть прохладной водой, «щекочущими» движениями рук пройтись по телу. После того как малыш начнет дышать и придет в себя, его нужно обнять и тихим голосом произнести какие-нибудь успокаивающие слова. Ни за что нельзя показывать ребенку свой страх!

АРП и судороги

Иногда аффективно-респираторный приступ сопровождается судорогами. Почему так происходит? Если дыхание малыша во время приступа сбилось больше, чем на 60 сек., он теряет сознание. В медицинской практике такое состояние известно как атонический неэпилептический приступ. Возникает он в результате кислородного голодания мозга из-за остановки дыхания и выполняет защитную функцию. Когда человек находится в обмороке, мозг потребляет намного меньше кислорода, чем обычно.

Атоническое состояние далее трансформируется в тоническое. Все мышцы тела сильно напрягаются: ребенок вытягивается или выгибается дугой. Если мозг испытывает достаточно сильную гипоксию, начинаются судороги. Внешне это проявляется подергиванием конечностей и всего тела в целом. В это же время на почве отсутствия дыхания в организме накапливается углекислый газ, за счет которого рефлекторно расслабляются спазмированные гортанные мышцы – у ребенка получается сделать вдох и очнуться. После судорожного АРП малыш крепко засыпает и спит не менее 1,5–2 ч.

И хотя врачи утверждают, что подобные приступы не несут опасности для жизни человека, родителям, которые видели, как судорога сводит тело их ребенка, от этого не легче. Чтобы убедиться в том, что с малышом все в порядке, нужна консультация компетентного специалиста – невролога: иногда в основе подобных судорожных приступов лежат заболевания нервной системы. В единичных случаях у детей, которым пришлось испытать такие приступы, в будущем могут появиться приступы эпилептической этиологии.

Как вести себя родителям

Рассказывая об аффективно-респираторном синдроме, МирСоветов подчеркивает – корни проблемы имеют очень специфический характер, и причины этого патологического состояния следует искать не в малыше, а в той обстановке, в которой он растет и развивается. Основная миссия по борьбе с АРП возлагается при этом не на врачей, а на родителей пострадавшего.

В ходе научных исследований ученые выяснили, что у родителей 25–27% ребятишек, страдающих АРП, в прошлом были такие же приступы. Но это отнюдь не свидетельствует о том, что приступы передаются по наследству. Уместнее всего в этом случае говорить о традициях воспитания в семье, где два поколения – родители и дети - страдали в свое время одинаковой проблемой. Врачи сходятся во мнении, что основным фактором, вызывающим зачатки детской истерии в виде АРП, можно считать конфликты родителей, стрессовые ситуации для ребенка в семье, его чрезмерная опека родителями.

Аффективно-респираторный приступ является в основном невротическим расстройством, поэтому первостепенное внимание родители должны уделить ненавязчивой коррекции психологического мировосприятия малыша.

Когда вы, к несчастью, стали свидетелем АРП у своего ребенка, сразу подумайте о том, как вы строите отношения со своим чадом. Может, вы чрезмерно опекаете его, пытаясь оградить даже от незначительных жизненных невзгод, или слишком балуете, ни в чем ему не отказывая? Тем более нужно обратиться к психологу, если в семье отсутствует взаимопонимание между супругами.

Огромное значение для развития крепкой детской психики имеет правильный режим дня, основанный на сбалансированной физической и умственной нагрузке. Внимательно следите за малышом в течение дня – так вы сможете предугадать и не допустить развития АРП. Например, голодный и уставший ребенок будет капризничать больше, чем тот, которого вовремя покормили и уложили спать. Так и во всем остальном: сборы в , поход в гости или в магазин – все должно доставлять малышу наименьший дискомфорт.

Обязательно говорите с маленьким человечком о его чувствах. В некоторых случаях истерики появляются и продолжают повторяться с завидной регулярностью только потому, что ребенок не может совладать со своими чувствами и вовремя остановиться. Помогите капризуле понять, что все его эмоции – гнев, расстройство, обида – естественны, и с ними так или иначе можно справиться. Обязательно научите ребенка искусству компромисса, которое не раз выручит его в будущем.

При тяжелых приступах задержки дыхания врач может назначить малышу курс лечения с применением нейропротекторов и успокоительных препаратов (Пантогама, Пантокальцина) продолжительностью в 1,5–2 месяца.

Однако если мама сможет не подпускать ребенка к той опасной грани, за которой начинаются капризы и истерики, без медикаментозного лечения вполне можно обойтись.

Внимание! Новый канал Аутизм, расстройство аутичного спектра: что делать, где читать, куда идти, как работать   или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nevrolog.
Поведенческий невролог и доказательная медицина: чтобы потом не было мучительно жаль впустую потерянных времени, сил и других ресурсов...

Подписывайтесь на канал *Детская неврология, психология, психиатрия  или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nervos. В канале всегда актуальная информация, группы общения, поддержка, обратная связь

☼ Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Необходимая информация для родителей из первых рук, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла

АЗБУКА ЭПИЛЕПСИИ (ЧАСТЬ 4)

Аффективно-респираторные приступы Medicamente non medicamentis


Одна из самых «обожаемых» тем для беседы в кабинете детского невролога. Бывают случаи, когда замечательный и послушный малыш в связи с неисполнением своего желания, гневом или недовольством, вдруг начинает горько плакать, кричать, рыдая и закатываясь. Во время сильного плача, на высоте сильнейших отрицательных эмоций (аффекта), дыхание его неожиданно замирает в момент вдоха, ребенок «выключает звук», хотя рот открыт, становится как «тряпочка», обмякает, бледнеет, или даже синеет. Естественно, любящая мама «обмякает» и почти теряет сознание вслед за ним. А если еще при этом ребенок выгибается дугой и появляется «каменное» напряжение мышц тела, рук, ног или подергивания (тонические или клонические судороги), нарушение сознания, непроизвольное мочеиспускание – даже суровые мужчины, папы и дедушки, впадают в легкую панику !
Повторюсь, зрелище нередко пугающее, не для слабонервных. Обычно, это состояние длится недолго, чаще уже через несколько секунд восстанавливается дыхание, ребенок приходит в себя. Но поверьте - эти секунды маме кажутся вечностью! Иногда может казаться, что такие «закатывания» с остановкой дыхания ребенок совершает сознательно, но это, скорей всего, не так. Главную роль здесь играет рефлекторный механизм, остановка дыхания возникает в момент практически полного выдыхания воздуха из легких в начале предполагаемого вдоха.
Аффективно-респираторные приступы по разным данным регистрируются примерно в 10-15% всех судорог у детей от 6-12 месяцев до 3-4 лет, преимущественно у малышей умных и хитрых, гипервозбудимых и капризных . Большинство специалистов считает, что аффективно-респираторные приступы относятся к выражению истерических симптомов или "невротических" обмороков раннего детского возраста. В переводе на нормальный человеческий язык аффективно-респираторные приступы звучат как внезапные остановки дыхания, иногда с нарушением сознания, на фоне мощной, неконтролируемой эмоции.
Например, если желание любимого годовасика остается без
моментального исполнения, перед «основным представлением» возмущенный малыш может падать на пол, яростно лупить руками-ногами о пол, вопить, рыдать, пытаясь достичь нужного результата – такой ураган протестов довольно похож на типичную истерику деток более старшего возраста.
По старинке, приступы с изменением цвета лица голубовато-сине фиолетовых оттенков иногда относят - "синим" обморокам. Это как раз самый частый вариант механизма истерических проявлений.
"Бледные" обмороки бывают гораздо реже, в основном связаны с эмоционально-вегетативной реакцией на боль, при этом могут наблюдаться нарушения сердечного ритма, даже кратковременная остановка, и выраженные сосудистые расстройства. Данный вид приступов по механизму действия похож на самые известные тривиальные обмороки у взрослых.
Чаще всего, прогноз аффективно-респираторных судорог совершенно благоприятный. Однако, в дальнейшем, именно неправильные действия «любящих» родителей играют главную роль в развитии у ребенка невротических расстройств. «Только не плачь и не закатывайся! Будет все, как ты захочешь!»: эти действия - лучшее питание для будущей детской невропатии.
Как и в других областях детской неврологии, в нашей стране, до сих пор, существуют огромный спектр прямо противоположных мнений и методов коррекции данных состояний. Одни специалисты авторитетно заявляют: «Это полная ерунда, само пройдет, необходимо оставить ребенка в покое, и не нужно никому морочить голову». Другие усиленно пугают родителей злокозненными последствиями таких припадков и назначают серьезное медикаментозное лечение. Истина, как обычно, посередине... где-то рядом. Вне всякого сомнения, не обойтись без психолога. Иногда нужен невролог, реже – психиатр.

Что делать родителям до и после приступа?

Приступ легче предотвратить! Планируйте свои действия, прогнозируйте реакции малыша , уклоняйтесь от ситуаций с возможной провокацией взрыва эмоций - практически всегда можно понять: ребенок голоден, устал, его что-то беспокоит или болит…
Чем раньше Вы среагируете на развитие ситуации, те больше эффект действий. Активно используйте простейшие «бабушкины» приемы переключения внимания, отвлечение или удивления малыша, включите свои актерские таланты! Гораздо быстрее ребенок среагирует на вашу яркую игровую просьбу что-то сделать или куда-то посмотреть, чем на строгий приказ «прекратить рыдания и успокоиться».
Посоветуйтесь с детским психологом, почитайте соответствующую литературу, включите поиск. Иногда даже интернет приносит пользу.
Как правило, нет никакой необходимости идти у дитя на поводу только из-за вашего необоснованного страха перед повторным приступом.
При необходимости, проконсультируйте ребенка у детского невролога. К сожалению, не так уж редки случаи, когда под маской аффективно-респираторных приступов прячутся гораздо более серьезные неприятности. Тогда врач назначает дополнительные исследования.

Что делать родителям во время приступа?

Не паниковать! Не впадать в ступор! Не суетиться! Не заниматься самодеятельной неумелой "реанимацией"! Данный вид приступа не опасен для жизни и быстро заканчивается


У детей раннего возраста явление аффективно респираторных приступов не является такой уж редкостью. АРП – это внезапно проявляющиеся остановки дыхания, иными словами, апноэ. Но если у взрослых людей апноэ проявляется в основном по ночам и имеет под собой совершенно другие причины, то у детей задержки дыхания могут происходить на фоне каких-либо эмоций.

Например, многие мамы, наверное, замечали, что если ребенок сильно кричит и плачет, иногда он непроизвольно может задерживать дыхание. То же самое касается и испытанного страха, пережитой истерики, резкого испуга и т. д. Также аффективно респираторные приступы могут появляться при сильных ударах, к примеру, при падении.

Обычно поводов для беспокойства даже при частых проявлениях АРП нет.

Аффективно респираторные приступы наблюдаются у детей в возрасте 1-3 года, после 3 лет чаще всего они пропадают ввиду возрастных изменений, происходящих в организме достаточно быстро.

Если же АРП продолжают проявлять себя и в среднем детском возрасте, нужно немедленно обратиться к неврологу и психологу. Проблема может скрываться как в непосредственно дыхательных путях, так и в психологической составляющей ребенка.

Во время появления аффективно респираторных приступов происходит следующее: ребенок психологически и эмоционально перегружает себя, причем испытывает сугубо негативные и отрицательные чувства. Из-за этого возникает спазм гортани, поэтому нередко сильный крик обрывается, и у ребенка на время останавливается дыхание.

Несмотря на то, что внешне это выглядит, как будто он симулирует и притворяется, на деле же он не может контролировать деятельность гортани, в то время как она начинает сокращаться от болевого спазма.

Подвержены этому далеко не все дети – все зависит от индивидуальных особенностей их организма. Очень важны при этом показатели обмена веществ, у детей с дефицитом кальция аффективно респираторные приступы наблюдаются в разы чаще. Влияют на АРП и психологические особенности ребенка, существуют дети спокойные, а есть и дети с повышенной нервной возбудимостью, соответственно, они более подвержены приступам.

Частота появления аффективно респираторных приступов также опирается на индивидуальные особенности организма ребенка.

У одних АРП возникает один раз в год, у других – ежедневно.

Также стоит отметить, что сам приступ длится максимум одну минуту, но в основном и того меньше. При этом, естественно, кожа ребенка меняет цвет, после приступа он становится вялым, наблюдается кратковременная апатия. При этом частота приступов никак не влияет на эмоциональное поведение ребенка в повседневной жизни, он продолжает обычно развиваться.

Классификация

Аффективно респираторные приступы разделяются официально на два вида:

  • бледные
  • синие

Медицинской наукой они названы именно так, потому что лицо ребенка от различных причин может принимать или бледный, или синий цвет.

Бледные приступы обычно возникают при механическом воздействии, ударе, ушибе и даже уколе. При бледных приступах губы малыша белеют, лицо бледнеет, пульс еле прощупывается. Ребенок не может произнести ни звука, врачи обычно говорят, что это его естественная индивидуальная реакция на причиненную ему боль.

Синие респираторные приступы – более распространенные.

Они вызваны тем, что у ребенка начинается истерика, ярость, недовольство чем-либо. В это состояние может перерасти даже самый милый, на первый взгляд, каприз.

Поэтому всем родителям рекомендуется контролировать эмоциональное состояние малыша, особенно вне дома, потому что ребенок подсознательно чувствует наличие окружающих чужих людей, даже если находится в коляске. Именно при сильном плаче, криках и возникает аффективно респираторный приступ.

Ребенок вдыхает в себя воздух и на мгновение замолкает, лицо не двигается и приобретает синий оттенок, губы также синеют. В момент без дыхания у малыша снижается тонус мышц, его тело либо максимально выпрямляется, либо изгибается. В итоге он некоторое время после приступа испытывает вялость, слабость в теле.

И тот и другой тип классификации, принятой медициной, одинаково опасен, но не влияет на развитие ребенка и обычно исчезает с возрастом. Тем не менее, не нужно пренебрегать помощью и советами врача, даже если приступы наблюдаются в раннем возрасте.

Причины

Главная причина синих приступов – это само поведение ребенка, его раздражительность, негативное эмоциональное состояние. При бледных приступах ребенок не подвластен уничтожить причину АРП, ведь здесь наблюдается воздействие извне.

Представляется целесообразным выделить следующие общие причины аффективно респираторных приступов:

  • истерика ребенка
  • мелкие капризы
  • испуг, пережитый страх чего-либо
  • неустойчивое психологическое состояние
  • повышенная нервная возбудимость малыша
  • проблемный характер ребенка
  • механическое воздействие, удар или ушиб, заставивший малыша испытать резкую боль
  • поведение родителей

Последний пункт относится к правильному и последовательному воспитанию детей своими родителями. Очень часто в общественных местах можно видеть, как малыш плачет, устраивает истерику. Поведение родителей проявляется при этом по-разному: одни все дальше уходят от него, оставляя ребенка одного в толпе; другие начинают его бить, считая плач ребенка в людном месте позором; третьи ласково начинают говорить с ребенком, будучи готовыми исполнить его любую прихоть.

В делах воспитания малыша лучше всего искать золотую середину: нельзя излишне потакать ему, его желаниям, но и нельзя бросать его, причинять ему физическую боль, потому что это еще больше провоцирует его на крики, плач и нервную напряженность.

Возможные опасности

Конечно, главный вопрос, который интересует всех родителей, столкнувшихся с данным явлением, а не опасен ли респираторный приступ для здоровья ребенка.

Доктора во весь голос утверждают, что как бледные, так и синие приступы не несут в себе никакой опасности для организма. Однако снижение тонуса мышц, недостаток кислорода, поступающего в головной мозг, могут сказываться на организме, если частота приступов очень велика.

Также медицинские специалисты говорят, что вызов врача может потребоваться, если только ребенок задержал дыхание более чем на одну минуту. Но непонятным остается вопрос о том, как тогда быть родителям, переживающим и видящим эту опасность.

Поэтому лучшей рекомендацией в этом случае может быть единственный совет – родители, заметив хотя бы раз проявление аффективно респираторного приступа у своего ребенка, не должны откладывать визит к неврологу. Во-первых, именно слова врача о безопасности приступов могут обнадежить и успокоить папу и маму.

Во-вторых, при необходимости врач может назначить определенное эффективное лечение, заключающееся в приеме некоторых медикаментов. Также врач может сделать предписание и родителям по поводу большего внимания ребенку, его правильного воспитания именно в плане контролирования своих эмоций, причем не важно, положительные они или отрицательные.

Другими словами, бороться с АРП будет не ребенок, а именно его родители, которые обязаны создать вокруг него положительную атмосферу, не потакать его слабостям и желаниям, чтобы заставить его молчать.

Нужно помнить, что ребенок – это тоже человек, пусть и пока еще маленький, а поэтому он должен учиться терпеть, признавать свои ошибки.

Причинение физической боли, постоянная опека, попытки загладить затем свою вину путем покупки подарков коренным образом вредят малышу, формируя его будущий характер.

Должное поведение родителей

Если родители увидели проявление АРП у малыша, главным условием для них является сохранения хладнокровия и спокойствия. Разрешить одноразовый приступ можно и самостоятельно, без помощи врача. Только при их регулярности нужно обратиться в больницу.

Итак, принципы поведения родителей при приступах их ребенка следующие:

  • не впадать в панику, сохранять спокойствие
  • попробовать восстановить дыхание малыша – помассировать ему уши, щеки, похлопать легонько по спине
  • принимать меры сразу при возникновении приступа, не тратя времени
  • после приступа лучше ничего ребенку не рассказывать, не заострять на нем внимание. В следующий раз ребенок может бояться АРП еще больше, к тому же добавится и чувство смущения или стыда
  • учить ребенка контролировать эмоции и дыхание

Лечение ребенка

Лечение аффективно респираторных приступов чаще всего немедикаментозное. Оно заключается в беседах малыша с врачами, в частности, с психологом, и с родителями.

Если необходимо принимать лекарства, то врач обычно прописывает витамины и нейропротекторы. Можно использовать и народные средства, к примеру, настои на основе пустырника, женьшеня, которые несут в себе успокоительные свойства. Дадут результат также и ванночки с хвоей или морской солью.