Немецкие подводные лодки Второй мировой войны: фото и технические характеристики. Поединки советских и немецких подводных лодок

Немецкие подводные лодки Второй мировой войны: фото и технические характеристики. Поединки советских и немецких подводных лодок

Подводные лодки диктуют правила в морской войне и заставляют всех безропотно соблюдать заведенный порядок.


Тех упрямцев, что рискнут пренебречь правилами игры, ожидает скорая и мучительная смерть в стылой воде, посреди плавающих обломков и пятен нефти. Лодки, вне зависимости от флага, остаются опаснейшими боевыми машинами, способными сокрушить любого противника.

Предлагаю вашему вниманию небольшой рассказ о семи наиболее удачных проектах субмарин военных лет.

Лодки типа Т (Triton-class), Великобритания
Количество построенных субмарин - 53.
Водоизмещение надводное - 1290 тонн; подводное - 1560 тонн.
Экипаж - 59…61 чел.
Рабочая глубина погружения - 90 м (клепаный корпус), 106 м (сварной корпус).
Скорость полная в надводном положении - 15,5 узлов; в подводном - 9 узлов.
Запаса топлива 131 тонн обеспечивал дальность плавания в надводном положении 8000 миль.
Вооружение:
- 11 торпедных аппаратов калибра 533 мм (на лодках подсерий II и III), боекомплект - 17 торпед;
- 1 х 102 мм универсальное орудие, 1 х 20 мм зенитный «Эрликон».


HMS Traveller


Британский подводный Терминатор, способный «выбить дурь» из головы любого врага с помощью носового 8-торпедного залпа. Лодкам типа «Т» не было равных по разрушительной мощи среди всех субмарин периода ВМВ - этим объясняется их свирепый облик с причудливой носовой надстройкой, где разместились дополнительные торпедные аппараты.

Пресловутый британский консерватизм остался в прошлом - британцы одними из первых оснастили свои лодки гидролокаторами ASDIC. Увы, несмотря на свое мощное вооружение и современные средства обнаружения, лодки открытого моря типа «Т» не стали самыми эффективным среди британских субмарин Второй мировой. Тем не менее, они прошли захватывающий боевой путь и добились ряда замечательных побед. «Тритоны» активно использовались в Атлантике, в Средиземном море, громили японские коммуникации на Тихом океане, несколько раз отметились в стылых водах Арктики.

В августе 1941 года в Мурманск прибыли субмарины «Тайгрис» и «Трайдент». Британские подводники продемонстрировали мастер-класс своим советским коллегам: за два похода было потоплено 4 вражеских парохода, в т.ч. «Байя Лаура» и «Донау II» с тысячами солдат 6-ой горнострелковой дивизии. Тем самым моряки предотвратили третье немецкое наступление на Мурманск.

Среди других знаменитых трофеев лодок типа «Т» числятся немецкий легкий крейсер «Карлсруэ» и японский тяжелый крейсер «Асигара». Самураям «посчастливилось» познакомиться с полным 8-торпедным залпом подлодки «Тренчент» - получив 4 торпеды в борт (+ еще одну из кормового ТА), крейсер быстро опрокинулся и затонул.

После войны мощные и совершенные «Тритоны» еще четверть века стояли на вооружении Королевских ВМС.
Примечательно, что три лодки этого типа в конце 1960-х приобрел Израиль - одна из них, INS Dakar (бывш. HMS Totem) погибла в 1968 году в Средиземном море при невыясненных обстоятельствах.

Лодки типа «Крейсерская» серии XIV, Советский Союз
Количество построенных субмарин - 11.
Водоизмещение надводное - 1500 тонн; подводное - 2100 тонн.
Экипаж - 62…65 чел.

Скорость полная в надводном положении - 22,5 уз.; в подводном - 10 уз.
Дальность плавания в надводном положении 16500 миль (9 уз.)
Дальность плавания в подводном положении - 175 миль (3 уз.)
Вооружение:

- 2 х 100 мм универсальных орудий, 2 х 45 мм зенитных полуавтоматов;
- до 20 мин заграждения.

…3 декабря 1941 года немецкие охотники UJ-1708, UJ-1416 и UJ-1403 забросали бомбами советскую лодку, попытавшуюся атаковать конвой у Бустад-сунд.

Ганс, ты слышишь эту тварь?
- Найн. После серии взрывов русские залегли на дно - я засек три удара о грунт…
- Сможешь определить, где они сейчас?
- Доннерветтер! Они продуваются. Наверняка решили всплыть и сдаться в плен.

Немецкие моряки ошиблись. Из морских глубин на поверхность поднялся МОНСТР - крейсерская субмарина К-3 серии XIV, обрушившая на противникашквал артиллерийского огня. С пятого залпа советским морякам удалось потопить U-1708. Второй охотник, получив два прямых попадания, задымил и отвернул в сторону - его 20 мм зенитки не могли конкурировать с «сотками» светского подводного крейсера. Раскидав немцев, как щенков, К-3 быстро скрылась за горизонтом на 20-узловом ходу.

Советская «Катюша» была феноменальной лодкой для своего времени. Сварной корпус, могучее артиллерийское и минно-торпедное вооружение, мощные дизели (2 х 4200 л.с.!), высокая надводная скорость 22-23 узла. Огромная автономность по запасам топлива. Дистанционное управление клапанами балластных цистерн. Радиостанция, способная передавать сигналы с Балтики на Дальний восток. Исключительный уровень комфорта: душевые кабины, рефрижераторные цистерны, два опреснителя забортной воды, электрокамбуз… Две лодки (К-3 и К-22) были оснащены ленд-лизовскими гидролокаторами ASDIC.

Но, как ни странно, ни высокие характеристики, ни мощнейшее вооружение не сделали «Катюши» эффективным - помимо тёмной истории с атакой К-21 на «Тирпиц», за годы войны на лодки XIV серии приходится всего 5 успешных торпедных атак и 27 тысяч бр. рег. тонн потопленного тоннажа. Большая часть побед была одержана с помощью выставленных мин. Притом, собственные потери составили пять крейсерских лодок.


К-21, Североморск, наши дни


Причины неудач лежат в тактике применения «Катюш» - могучим подводным крейсерам, созданным для просторов Тихого океана, пришлось «топтаться» в мелководной Балтийской «луже». При действиях на глубинах 30-40 метров огромная 97-метровая лодка могла удариться носом о грунт, в то время как её корма все еще торчала на поверхности. Немногим легче приходилось морякам-североморцам - как показала практика, эффективность боевого применения «Катюш» осложнялась слабой подготовкой личного состава и безынициативностью командования.

А жаль. Эти лодки рассчитывались на большее.

«Малютки», Советский Союз
Серия VI и VI-бис - построено 50.
Серия XII - построено 46.
Серия XV - построено 57 (в боевых действиях приняли участие 4).

ТТХ лодки типа М серии XII:
Водоизмещение надводное - 206 тонн; подводное - 258 тонн.
Автономность - 10 суток.
Рабочая глубина погружения - 50 м, предельная - 60 м.
Скорость полная в надводном положении - 14 уз.; в подводном - 8 уз.
Дальность плавания в надводном положении - 3380 миль (8,6 узлов).
Дальность плавания в подводном положении - 108 миль (3 узла).
Вооружение:
- 2 торпедных аппарата калибра 533 мм, боекомплект - 2 торпеды;
- 1 х 45 мм зенитный полуавтомат.


Малютка!


Проект мини-субмарин для быстрого усиления Тихоокеанского флота - главной особенностью лодок типа М стала возможность транспортировки по ж/д в полностью собранном виде.

В погоне за компактностью пришлось пожертвовать многим - служба на «Малютке» превратилась изнурительное и опасное мероприятие. Тяжелые бытовые условия, сильная «болтанка» - волны безжалостно швыряли 200-тонный «поплавок», рискуя разломать его на части. Малая глубина погружения и слабое оружие. Но главной заботой моряков была надежность подлодки - один вал, один дизель, один электродвигатель - крохотная «Малютка» не оставляла шансов беспечному экипажу, малейшая неисправность на борту грозила гибелью для субмарины.

Малыши быстро эволюционировали - ТТХ каждой новой серии в разы отличались от предыдущего проекта: улучшались обводы, обновлялось электрооборудование и средства обнаружения, уменьшалось время погружения, росла автономность. «Малютки» серии XV уже ничем не напоминали своих предшественников VI и XII серии: полуторакорпусная конструкция - цистерны балласта были вынесены за пределы прочного корпуса; ГЭУ получила стандартную двухвальную компоновку с двумя дизелями и электромоторами подводного хода. Количество торпедных аппаратов увеличилось до четырех. Увы, серия XV появилась слишком поздно - основную тяжесть войны вынесли на себе «Малютки» VI и XII серий.

Несмотря на свои скромные размеры и всего 2 торпеды на борту, крохотные рыбки отличались просто ужасающей «прожорливостью»: всего за годы Второй мировой советские субмарины типа М потопили 61 судно противника суммарным тоннажем 135,5 тысяч брт, уничтожили 10 военных кораблей, а также повредили 8 транспортов.

Малышки, изначально предназначенные только для действий в прибрежной зоне, научились эффективно воевать в открытых морских районах. Они наравне с более крупными лодками резали вражеские коммуникации, патрулировали у выходов из вражеских баз и фьордов, ловко преодолевали противолодочные заграждения и подрывали транспорты прямо у пирсов внутри защищенных вражеских гаваней. Просто удивительно, как краснофлотцы смогли воевать на этих хлипких корабликах! Но они воевали. И победили!

Лодки типа «Средняя» серии IX-бис, Советский Союз
Количество построенных субмарин - 41.
Водоизмещение надводное - 840 тонн; подводное - 1070 тонн.
Экипаж - 36…46 чел.
Рабочая глубина погружения - 80 м, предельная - 100 м.
Скорость полная в надводном положении - 19,5 узлов; в подводном положении - 8,8 узлов.
Дальность плавания в надводном положении 8000 миль (10 узлов).
Дальность плавания в подводном положении 148 миль (3 узла).

«Шесть торпедных аппаратов и столько же запасных торпед на удобных для перезарядки стеллажах. Две пушки с большим боекомплектом, пулеметы, подрывное имущество… Одним словом, драться есть чем. А 20-узловая надводная скорость! Она позволяет обогнать практически любой конвой и атаковать его повторно. Техника хороша...»
- мнение командира С-56, Героя Советского Союза Г.И. Щедрина



«Эски» отличались рациональной компоновкой и сбалансированной конструкцией, мощным вооружением, отличными ходовыми и мореходными качествами. Изначально немецкий проект фирмы «Дешимаг», доработанный под советские требования. Но не спешите хлопать в ладоши и вспоминать «Мистраль». После начала серийного строительства серии IX на советских верфях, немецкий проект был пересмотрен с целью полного перехода на советское оборудование: дизели 1Д, оружие, радиостанции, шумопеленгатор, гирокомпас… - в лодках, получивших обозначение «серия IX-бис», не было ни одного болта зарубежного производства!

Проблемы боевого применения лодок типа «Средняя», в целом, были аналогичны крейсерским лодкам типа К - запертые на кишащем минами мелководье, они так и не смогли реализовать свои высокие боевые качества. Гораздо лучше обстояли дела на Северном флоте - в годы войны лодка С-56 под командованием Г.И. Щедрина совершила переход через Тихий и Атлантический океаны, перейдя из Владивостока в Полярный, став впоследствии самой результативной лодкой ВМФ СССР.

Не менее фантастическая история связана с «бомбоулавливателем» С-101 - за годы войны на лодку немцами и союзниками было сброшено свыше 1000 глубинных бомб, но всякий раз С-101 благополучно возвращалась в Полярный.

Наконец, именно на С-13 добился своих знаменитых побед Александр Маринеско.


Торпедный отсек С-56


«Жестокие переделки, в которые попадал корабль, бомбежки и взрывы, глубины, далеко превышающие официальный предел. От всего защитила нас лодка…»


- из воспоминаний Г.И. Щедрина

Лодки типа Gato, США
Количество построенных субмарин - 77.
Водоизмещение надводное - 1525 тонн; подводное - 2420 тонн.
Экипаж - 60 чел.
Рабочая глубина погружения - 90 м.
Скорость полная в надводном положении - 21 уз.; в подводном положении - 9 уз.
Дальность плавания в надводном положении 11 000 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 96 миль (2 уз.).
Вооружение:
- 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 24 торпеды;
- 1 х 76 мм универсальное орудие, 1 х 40 мм зенитный автомат «Бофорс», 1 х 20 мм «Эрликон»;
- одна из лодок - USS Barb была оснащена реактивной системой залпового огня для обстрела побережья.

Океанские подводные крейсеры типа «Гэтоу» появились в самый разгар войны на Тихом океане и стали одним из наиболее действенных инструментов ВМС США. Они намертво перекрыли все стратегические проливы и подходы к атоллам, перерезали все линии снабжения, оставив японские гарнизоны без подкреплений, а японскую промышленность - без сырья и нефти. В схватках с «Гэтоу» Императорский флот лишился двух тяжелых авианосцев, потерял четыре крейсера и чертову дюжину эсминцев.

Высокая скорость хода, убойное торпедное оружие, самые современные радиотехнические средства обнаружения противника - радар, пеленгатор, гидролокатор. Дальность плавания, обеспечивающая боевое патрулирование у берегов Японии при действии с базы на Гавайях. Повышенный комфорт на борту. Но главное - отличная подготовка экипажей и слабость японских противолодочных средств. В результате «Гэтоу» безжалостно крушили все подряд - именно они принесли из синих морских глубин победу на Тихом океане.

…Одним из главных достижений лодок «Гэтоу», изменившим весь мир, считается событие 2 сентября 1944 г. В тот день субмарина «Финбэк» засекла сигнал бедствия с падающего самолета и, после многочасовых поисков, обнаружила в океане испуганного, и уже было отчаявшегося пилота. Спасенным оказался некто Джордж Герберт Буш.


Рубка подлодки «Флэшер», мемориал в г. Гротон.


Список трофеев «Флэшер» звучит, как флотский анекдот: 9 танкеров, 10 транспортов, 2 сторожевых корабля суммарным тоннажем 100 231 брт! А на закуску лодка прихватила японский крейсер и эсминец. Удачливая, чертовка!

Электроботы типа XXI, Германия

К апрелю 1945 г. немцы успели спустить на воду 118 субмарин серии XXI. Однако, лишь две из них смогли достигнуть оперативной готовности и выйти в море в последние дни войны.

Водоизмещение надводное - 1620 тонн; подводное - 1820 тонн.
Экипаж - 57 чел.
Рабочая глубина погружения - 135 м, предельная - 200+ метров.
Скорость полная в надводном положении - 15,6 уз., в подводном положении - 17 уз.
Дальность плавания в надводном положении 15 500 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 340 миль (5 уз.).
Вооружение:
- 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 17 торпед;
- 2 зенитных автомата «Флак» калибра 20 мм.


U-2540 "Вильгельм Бауэр" на вечной стоянке в Бремерхафене, наши дни


Нашим союзникам крепко повезло, что все силы Германии были брошены на Восточный фронт - фрицам не хватило ресурсов, чтобы выпустить в море стаю фантастических «Электролодок». Появись они на год раньше - и все, капут! Очередной перелом в битве за Атлантику.

Немцы догадались первыми: все, чем гордятся кораблестроители других стран - большой боекомплект, мощная артиллерия, высокая надводная скорость 20+ узлов - имеет мало значения. Ключевые параметры, определяющие боевую эффективность субмарины, - её скорость и запас хода в подводном положении.

В отличие от своих сверстников, «Элетробот» был ориентирован на постоянное нахождение под водой: максимально обтекаемый корпус без тяжелой артиллерии, ограждений и платформ - все, ради минимизации подводного сопротивления. Шноркель, шесть групп аккумуляторных батарей (в 3 раза больше, чем на обычных лодках!), мощные эл. двигатели полного хода, тихие и экономичные эл. двигатели «подкрадывания».


Кормовая часть U-2511, затопленной на глубине 68 метров


Немцы просчитали все - весь поход «Электробот» двигался на перископной глубине под РДП, оставаясь труднообнаружимым для противолодочных средств противника. На большой глубине его преимущество становились еще более шокирующим: в 2-3 раза больший запас хода, при вдвое большей скорости, чем у любой из субмарин военных лет! Высокая скрытность и впечатляющие подводные навыки, самонаводящиеся торпеды, комплекс самых совершенных средств обнаружения… «Электроботы» открыли новую веху в истории подводного флота, определив вектор развития субмарин в послевоенные годы.

Союзники не были готовы к встрече с подобной угрозой - как показали послевоенные испытания, «Электроботы» в несколько раз превосходили по дальности взаимного гидроакустического обнаружения американские и британские эсминцы, охранявшие конвои.

Лодки типа VII, Германия
Количество построенных субмарин - 703.
Водоизмещение надводное - 769 тонн; подводное - 871 тонна.
Экипаж - 45 чел.
Рабочая глубина погружения - 100 м, предельная - 220 метров
Скорость полная в надводном положении - 17,7 уз.; в подводном положении - 7,6 уз.
Дальность плавания в надводном положении 8 500 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 80 миль (4 уз.).
Вооружение:
- 5 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 14 торпед;
- 1 х 88 мм универсальное орудие (до 1942 года), восемь вариантов надстроек с 20 и 37 мм зенитными установками.

* приведенные ТТХ соответствуют лодкам подсерии VIIC

Самые эффективные боевые корабли из всех, когда-либо бороздивших Мировой океан.
Относительно простое, дешевое, массовое, но при этом отлично вооруженное и смертоносное средство для тотального подводного террора.

703 подводные лодки. 10 МИЛЛИОНОВ тонн потопленного тоннажа! Линкоры, крейсеры, авианосцы, эсминцы, корветы и субмарины противника, нефтеналивные танкеры, транспорты с самолетами, танками, автомобилями, каучуком, рудой, станками, боеприпасами, обмундированием и продовольствием... Ущерб от действий немецких подводников превышал все разумные пределы - если бы не неисчерпаемый промышленный потенциал США, способный компенсировать любые потери союзников, немецкие U-боты имели все шансы «задушить» Великобританию и изменить ход мировой истории.


U-995. Грациозный подводный убийца


Зачастую успехи «семерок» связывают с «зажиточным временем» 1939-41 гг. - якобы при появлении у союзников конвойной системы и гидролокаторов Асдик, успехи немецких подводников закончились. Совершенно популистское утверждение, основанное на неверной интерпретации «зажиточных времен».

Расклад был прост: вначале войны, когда на каждую немецкую лодку приходилось по одному противолодочному кораблю союзников, «семерки» чувствовали себя неуязвимыми хозяевами Атлантики. Именно тогда появились легендарные асы, потопившие по 40 судов противника. Немцы уже держали победу в руках, когда союзники внезапно выставили по 10 противолодочных кораблей и 10 самолетов из расчета на каждую действующую лодку Кригсмарине!

Начиная с весны 1943 г., янки и британцы начали методично заваливать Кригсмарине противолодочной техникой и вскоре добились великолепного соотношения потерь - 1:1. Так и воевали до конца войны. У немцев корабли закончились быстрее, чем у их противников.

Вся история немецких «семерок» - грозное предупреждение из прошлого: какую угрозу представляет субмарина и насколько велики затраты на создание эффективной системы противодействия подводной угрозе.


Стёбный американский плакат тех лет. "Бейте по болевым точкам! Приходите служить на подводный флот - на нашем счету 77% потопленного тоннажа!" Комментарии, как говорится, излишни

В статье использованы материалы из книги "Советское подводное кораблестроение", В. И. Дмитриев, Воениздат, 1990 год.

Дальние переходы немецкие подводные лодки проделывали на поверхности воды, погружаясь только при появлении противника. 33 подводные лодки, способные выйти в Атлантический океан, потопили 420 тысяч тонн торгового тоннажа. И это всего за первые четыре месяца с начала войны. Они становились на пути движения транспортов противника и ждали, когда появится цель, атаковали и отрывались от преследовавших их сил конвоя.

Успех в первые месяцы войны подхлестнул Германию к строительству новых подводных лодок. И это еще более приносило потерь торговому флоту антигитлеровской коалиции. Пиком подводной войны был 1942 г., когда немцы потопили 6,3 миллиона тонн торгового флота. А за всю войну союзники потеряли 15 миллионов тонн.

Перелом произошел в конце 1942 г., что вызвало панику у фашистского командования. Их подводные лодки бесследно исчезали одна за другой. Командиры чудом возвратившихся подводных кораблей рассказывали, что самолеты отыскивают их, когда они идут в надводном положении в любую погоду: в тумане, ночью. И поражают бомбами.

Причина возросших потерь немцев была в появлении радиолокационного оборудования на самолетах и кораблях. Немецким подводным лодкам пришлось прятаться под воду, а там они имели недостаточную продолжительность плавания. На радарном экране самолета, летящего на высоте 9750 футов (3000 м), всплывшая подводная лодка была видна на расстоянии в 80 миль (150 км).

После начала применения радаров, самолеты союзников имели возможность постоянно контролировать район действия подводных лодок Германии. Только Англия имела 1500 самолетов противолодочного патрулирования, а общее количество самолетов союзников более чем вдвое превышало это число.

Если самолет летел со скоростью 150 км/ч, то он видел подводную лодку за полчаса лета к ней, а она, в зависимости от погоды, за 5—7 ми-пут под ясным солнцем и вообще могла его не наметить в облаках и тумане. В лучшем для нее случае, она успевала погрузиться в воду, но часто погружение происходило под бомбами, рвущимися поблизости. Бомбы повреждали или топили подводную лодку.

Когда же появились самолеты берегового базирования с дальностью полета минимум 600 миль (1600 км), британская береговая оборона стала для немецких подводных лодок врагом номер один.

В ответ на радары немцы изобрели радио-локаторный приемник, который информировал немецких подводников о том, что подводная лодка обнаружена американским радаром, и в октябре 1942 г. начали устанавливать эти приемники на своих подводных лодках. Это изобретение немцев снизило эффективность американских радаров, так как подводная лодка в ряде случаев успевала погрузиться под воду. Однако немецкие приемники-детекторы (от латинского «detextor» — «открыватель») оказались бесполезными при изменении длины волны, на которой начали работать американские радары.

Гарвардская радиолаборатория США сконструировала 14 радарных установок, работающих на дециметровых волнах. Они срочно были доставлены на самолетах англичанам для установки на английские самолеты, патрулирующие Бискайский залив. Одновременно было ускорено производство аналогичной серии для самолетов морской авиации США и модели для армейской авиации.

Германские локационные приемники-детекторы не могли обнаружить облучение дециметровыми волнами и поэтому немецкие подводники находились в полном неведении, каким образом англо-американские самолеты их обнаруживали. Детектор молчал, а авиабомбы сыпались на голову.

Микроволновый радар позволил англоамериканским патрульным весной и в начале лета 1943 г. обнаружить и потопить большое количество германских подводных лодок.

Гитлер с сильным раздражением реагировал на изобретение микроволнового радара и в своем новогоднем обращении в 1944 г. к вооруженным силам Германии указал на «изобретение нашего противника», которое принесло такие невосполнимые потери его подводному флоту.

Даже после того, как немцы обнаружили дециметровый радар на одном сбитом над Германией американском самолете, они не были в состоянии обнаруживать работу этих локаторов.

Английские и американские конвои получили «глаза» и «уши». Радар стал «глазами» флота, гидролокатор добавлял «уши», но этого было мало. Был еще один способ обнаружения подводных лодок: их выдавало радио. И союзники им воспользовались. Германские подводные лодки, всплыв на поверхность воды, переговаривались между собой, со штабом подводного флота, который располагался в Париже, и получали от командующего гросс-адмирала Деница приказания. Радиограммы неслись в эфире со всех точек, где находились германские подводные лодки.

Если перехватить любую радиограмму из трех точек, определив в каждой направление, откуда распространяются радиоволны, то, зная координаты прослушивающих станций, можно узнать, из какой точки земли вышла в эфир германская подводная лодка, а следовательно, узнать ее координаты: где она сейчас находится.

Этот метод был впервые применен английским флотом для борьбы с подводными лодками противника. Для этого вдоль английского побережья установили высокочастотные радиопеленгаторы. Они-то и определяли место подводной лодки противника, ведущей переговоры с другими подводными лодками и начальством. Сама запеленгованная передача раскрывала секрет координат подводной лодки.

Полученные пеленги направлялись береговыми станциями в адмиралтейство, где специалисты наносили на карту место и курс германской подводной лодки, находящейся в Атлантике. Иногда во время работы радиостанции германской подводной лодки можно было получить до 30 пеленгов.

Система радиопеленгаторов на африканском и американском берегах, а также на Британских островах называлась «хафф-дафф». Каким образом она работала, видно из эпизода, как лейтенант Шредер потопил немецкую подводную лодку.

30 июня 1942 г. около полудня высокочастотные радиопеленгаторы в Бермуде, Харт-ланд-Пойнте, Кингстоне и Джорджтауне зарегистрировали работу радиостанции подводной лодки. Офицеры — операторы военно-морской базы нанесли на карту пеленги и выявили, что подводная лодка находится в точке 33° северной широты и 67° 30 западной долготы, что примерно в 130 милях от Сент-Джорджа.

Лейтенант Ричард Шредер патрулировал на своем самолете «Маринер» в районе Бермудских островов в 50 милях (90 км) от обнаруженной подводной лодки. Направившись к указанному ему месту, он обнаружил подводную лодку U-158 в 10 милях (18 км) от указанных координат. Лодка шла в надводном положении, и 50 членов ее экипажа грелись на солнце. Шредер сбросил две фугасные бомбы и промахнулся, но две глубинные бомбы попали в цель. Одна глубинная бомба упала близко от корпуса лодки, но вторая угодила прямо в надстройку и взорвалась в тот момент, когда подводная лодка пошла на погружение. Лодка утонула вместе со всем экипажем.

Убедившись в эффективности приборов «хафф-дафф», ими оборудовали корабли конвоя. Если высокочастотный радиопеленгатор «хафф-дафф» был только на одном корабле конвоя, то он-то и превращался в поисковый корабль и шел в хвосте средней колонны.

Немцы долго не знали, а потом игнорировали корабельные приборы «хафф-дафф». Их подводные лодки продолжали «беседовать» между собой и при подходе к конвою вести обмен информацией с гросс-адмиралом Деницем, раскрывая тем самым свое местонахождение.

Эта ценная система, название которой «хафф-дафф» непереводимо, сослужила благую службу в борьбе с германскими подводными лодками.

Всего за годы Второй мировой войны в боевых действиях приняли участие 1118 гитлеровских подводных лодок. Из них 725 (61%) были уничтожены союзниками. 53 погибли по разным причинам, 224 были затоплены самими гитлеровскими экипажами после капитуляции Германии и 184 капитулировали.

Фашистские подводники за Вторую мировую войну потопили 2 линкора, 5 авианосцев, 6 крейсеров, 88 других надводных кораблей и около 15 миллионов тонн торгового тоннажа союзников.

Во время Первой мировой войны начали производиться подводные лодки с дизельным двигателем для движения на поверхности и электрическим - для движения под водой. Уже тогда они были чрезвычайно грозным оружием. Немецкая подводная лодка SM UB-110, стоившая 3 714 000 марок, правда, не успела показать свою мощь, прожив всего пару месяцев.

SM UB-110 класса прибрежных торпедных лодок Type UB III была построена в гамбургских доках Blohm & Voss для нужд Кайзерлихмарине и спущена на воду 23 марта 1918 года. Через четыре месяца, 19 июля 1918 года, её потопили британские корабли HMS Garry, HMS ML 49 и HMS ML 263. 23 члена экипажа были убиты. Чуть позже подлодку извлекли на сушу, чтобы починить в доках Swan Hunter & Wigham Richardson в Уолсенде, однако проект не был завершен и её продали как металлолом.

Едва ли не самым уникальным приобретением XX столетия в части морских вооружений стали подводные лодки (ПЛ). Не успев появиться, они породили массу сбывшихся и несбывшихся надежд. Полагали, что новые боевые средства произведут переворот в войне на море, нивелируя «прежние ценности» в виде армад линейных кораблей и броненосных (линейных) крейсеров; сведут на нет генеральные сражения как основное средство решения военного противостояния на море. Теперь, более чем через 100 лет, интересно оценить, насколько подтвердились столь смелые прогнозы.

На самом деле, ПЛ наиболее эффективно проявили себя в борьбе с торговлей, где добились действительно впечатляющих результатов. С позиций высокой стратегии это не входит в противоречие с представлениями о достижении главных целей в войне. «Разрушение торговли» особенно больно бьет по островным, высокоразвитым государствам, традиционно и сильно зависящим от экспорта и импорта; кроме того, дискредитируется само понятие «господство на море», считавшееся прерогативой великих морских держав и великих флотов. В первую очередь речь идет о противоборстве Германии с Англией и ее союзниками в мировых войнах и о США против Японии. Эти самые масштабные и поучительные примеры легли в основу обширного и глубокого анализа, поиска закономерностей, вплоть до выработки мотивированных взглядов на применение ПЛ в будущем.

Что касается возможностей ПЛ против военных флотов, их главных сил, этот раздел раскрыт менее подробно и оставляет много вопросов.

Примечательно, что и сегодня это не какой-нибудь рутинно-схоластический вопрос военно-морской истории или прикладных разделов развития боевого использования торпедного оружия (БИТО). Он актуален в определении перспектив строительства и развития флота. Повышенный интерес к нему возбуждает объективно существующий национальный аспект проблемы. Не секрет, что ВМФ, особенно в послевоенный период, имел хорошо заметную подводную направленность. И это при том, что обе мировые войны завершились официальным поражением идеи подводной войны. После Первой мировой – введением системы конвоев и «Асдиком», во Второй – внедрением радара и самолетов. Вообще, следуя подобной логике, делать ставку на ПЛ в будущем казалось бессмысленным. Тем не менее мы ее сделали, как до нас это сделали немцы во Второй мировой войне. До сих пор не затихают споры о правомерности такого шага и действительном облике ВМФ в годы холодной войны: насколько оправданным оказался подобный шаг в сложившихся условиях? Вопрос непростой, ждущий еще своего компетентного исследователя.

Самым «тонким» местом в объективном анализе, а следовательно, в формировании конкретного ответа является неподкрепленность его боевым опытом. К счастью для человечества и неудобству для специалистов, возможность опереться на таковой вот уже 67 лет отсутствует. Речь идет об аксиоме: только практика – критерий истины, в военном деле во всяком случае. Поэтому столь ценным и уникальным считается опыт Фолклендского кризиса 1982 года между Великобританией и Аргентиной. Но он только укрепляет в уверенности, что, как бы далеко ни ушли подводные лодки в своем развитии – вплоть до оснащения их ЯЭУ, космической связью и навигацией, совершенной электроникой и ядерным оружием, – они не смогли полностью освободиться от присущего этому роду сил груза особенностей и ограничений. Фолклендский «подводный опыт» оказался интересен вдвойне. Это опыт боевых действий против надводных кораблей (НК) противника. Однако будем придерживаться хронологии и начнем с участия ПЛ в мировых войнах.

Подводным лодкам как роду сил флота чуть более 100 лет. Начало широкого боевого применения и их интенсивного развития как раз и относится к периоду Первой мировой войны. Этот дебют в целом можно признать удачным. Около 600 ПЛ (372 из них были немецкими ПЛ, но и потеряли немцы больше всех – 178 ПЛ), состоявших тогда на вооружении воюющих сторон, отправили на дно более 55 крупных боевых кораблей и сотни эсминцев общим водоизмещением более 1 млн. т и 19 млн. б.р.т. (брутто-регистровая тонна – единица объема, равная 2,83 куб. метра, в настоящее время не применяется) торгового тоннажа. Наиболее массовыми и результативными оказались немцы, записавшие на свой счет более 5860 потопленных судов общим водоизмещением 13,2 млн. б.р.т. торгового тоннажа. Удар в основном пришелся по торговле Англии и был чрезвычайно действенен.

Рекорд потопленного тоннажа будет повторен, но не превзойден в ходе Второй мировой войны и, что характерно, гораздо большим количеством ПЛ. А вот принадлежащий германскому командиру Aрно де ла Перьер личный рекорд – более 440 тыс. б.р.т. – никем не достигнут. Лучший из подводников Второй мировой войны, тоже немец, Отто Кречмер сойдет с арены со счетом 244 тыс. б.р.т. и 44 потопленными судами еще весною 1941 года.

Если обратиться к результативности ПЛ против военного флота противника, успехи гораздо скромнее даже там, где такие действия специально планировались. Это трудно сообразуется с надеждами и ожиданиями от первых громких успехов Отто Веддигена, который уже в первые дни войны на примитивной U-9 за час с небольшим утопил три броненосных крейсера. Известны и другие громкие достижения немецких подводников в части поражения крупных НК противника, но это будет позже. А пока «мобилизация» почти всех имевшихся (около 20 единиц) ПЛ на прочесывание Северного моря, якобы кишащего дредноутами, не принесли никакого результата. Заранее узнав об операции, англичане убрали из Северного моря все ценные НК.

Участие ПЛ в Ютландском сражении, на которое возлагались большие надежды – ведь к 1916 году ПЛ уже исподволь успели себя проявить, – вообще обескураживают. Они там даже никого не обнаружили. Главные силы флотов развернулись и сошлись в величайшем в истории морском сражении, не будучи даже замечены. Косвенным успехом ПЛ, правда, считают гибель военного министра Великобритании фельдмаршала лорда Китченера на крейсере «Хемпшир», подорвавшегося на минах, но это не более чем утешительный «бонус».

Строго говоря, недостигнутыми оказались цели и в борьбе с торговлей. Блокада Англии, поспешно декларированная германским руководством в начале войны, оказалась не достигнута, ибо не была подкреплена реальными силами. Затем последовала череда запретов из-за международного скандала по поводу «Лузитании», сопутствующие им спады в подводной войне, возвращение к принципу призового права. Не помогло и запоздалое объявление неограниченной подводной войны в 1917 году: противник успел подготовиться.

Однако вернемся к несбывшимся надеждам в части борьбы ПЛ с НК. Следует заметить, что в межвоенный (1918–1939 годы) период не было недостатка в анализе, исследователях и теориях на этот счет, более глубоких и заинтересованных, чем в Германии. Если во всем многообразии причин и объяснений выделить главные и отбросить частные, предвзятые и второстепенные, имеющие, кстати, широкое хождение на «школярско-кадетском» уровне, в сухом остатке – отсутствие в основе действий германского флота в Первой мировой войне соответствующей его задачам и материальному уровню стратегии.

В кои-то веки Германии огромным напряжением всех своих сил удалось построить второй в мире флот. В сочетании с признанно лучшей армией это порождало надежды занять доминирующее положение в Европе, и не только в ней. К тому же столь серьезные военные приготовления, согласно законам стратегии, имеют необратимый характер. Но вот соответствующих стратегических установок, касающихся войны на море, у военно-политического руководства и морского командования Германии не оказалось. Это признают в первую очередь их же исследователи-специалисты. Следуя от общего к частному, уместно распространить эту проблему и на счет подводного флота, тогда совсем молодого рода сил. В этом, видимо, и приходится искать главную причину недостижения целей в войне подводным флотом Германии.

В этом можно усмотреть и достаточно глубокие общие оперативно-стратегические последствия. Не будем забывать, что британский Гранд Флит был почти на треть сильнее германского Флота Открытого моря, и вступать при таком соотношении сил в генеральное сражение было по меньшей мере безрассудно. Исходя из этого, замысел германского морского командования состоял в том, чтобы предварительно ослабить Гранд Флит, выманив англичан в море частью сил и подловив их там превосходящими силами, сравняв силы для будущего генерального сражения. После того как адмирал Гуго фон Поль 14 декабря 1914 года упустил подобную уникальную возможность, надежды уравнять силы сосредоточились преимущественно вокруг успехов подводных лодок. 200 из более чем 5000 транспортов погибли на минах (1,5 млн. т), выставленных ПЛ.

Что касается иных причин, принято говорить: во Вторую мировую войну немцы вошли со стратегией и прекрасно отработанной системой подготовки и применения подводных сил. По сравнению со Второй Первая мировая война без преувеличения была битвой талантливых, дерзких и предприимчивых подводников-одиночек. Это и понятно, молодой род сил имел мало опытных специалистов, ПЛ имели ограниченные до самой войны тактико-технические характеристики. У самого командования флотом отсутствовали четкие и ясные взгляды на применение ПЛ. Молодые командиры ПЛ со своими скромными капитан-лейтенантскими нашивками и подчас ценными предложениями на фоне блестящих и маститых флагманов и командиров кораблей Флота Открытого моря просто терялись. Поэтому нет ничего удивительного в том, что основные решения о ведении подводной войны принимались без учета и глубокого знания особенностей использования субмарин. В течение всей войны ПЛ для флотских операторов и высшего командования так и оставались вещью в себе.

Боевые действия немецких подводных лодок
во время Второй мировой войны

Немецкие подводные лодки действовали в Атлантике с первых дней Второй мировой войны. На 1 сентября 1939 г. немецкий подводный флот насчитывал всего 57 подводных лодок, из которых: 35 - небольшие лодки серии II прибрежного действия (водоизмещением 250 т) и 22 - океанские подводные лодки (водоизмещением 500 и 700 т). С такими малыми силами немецкий подводный флот начал битву за Атлантику .

Начало боевых действий
немецких подводных лодок на Атлантике

Сначала проблемами немецкого подводного флота были недостаточное количество подводных лодок и недостаточное их строительство (основные судостроительные мощности были заняты постройкой крейсеров и линкоров) и очень неудачное расположение германских портов. Немецким подводным лодкам приходилось идти в Атлантику через Северное море, в котором было много британских кораблей, минных полей, и которое тщательно патрулировала британская базовая и авианосная авиация.

Через несколько месяцев благодаря наступательным кампаниям вермахта в Западной Европе ситуация в Атлантике в корне изменилась.

В апреле 1940 г. немецкие войска оккупировали Норвегию и, таким образом, уничтожили противолодочный рубеж Шотландия – Норвегия. При этом немецкий подводный флот получил удобно расположенные норвежские базы в Ставангере, Тронхейме, Бергене и других портах.

В мае 1940 г. Германия оккупировала Нидерланды и Бельгию; под Дюнкерком были разгромлены англо-французские войска. В июне Франция была уничтожена как союзное государство, сражавшееся с Германией. После заключения перемирия Германия оккупировала северную и западную части страны, в том числе все французские порты на побережье Бискайского залива Атлантического океана.

Великобритания потеряла своего самого большого союзника. В 1940 г. французский флот был четвертым в мире. Только горстка французских кораблей присоединилась к силам Свободной Франции и боролась против Германии, хотя к ним позже присоединялись несколько построенных канадцами корветов, которые играли небольшую, но важную роль в борьбе с нацистской Германией.

Британские эсминцы были отведены из Атлантики. Кампания в Норвегии и немецкое вторжение в Бенилюкс и Францию потребовали от британских флотилий эсминцев большого напряжения и значительных потерь. Многие эсминцы были сняты с маршрутов конвоев, чтобы поддержать норвежские операции в апреле и мае, а затем отведены к Ла-Маншу, чтобы поддержать эвакуацию из Дюнкерка. Летом 1940 г. Великобритания находилась перед серьезной угрозой вторжения. Эсминцы были сосредоточены в Канале, где они готовились отразить немецкое вторжение. Здесь эсминцы тяжело пострадали от воздушных атак авиации немецкого командующего авиацией в Атлантике (Luftwaffe Fliegerführer Atlantik). Семь эсминцев были потеряны в норвежской кампании, еще шесть в боях у Дюнкерка и следующие 10 в Канале и Северном море в мае – июле, большинство из них от воздушных атак, потому что они испытывали недостаток в адекватном зенитном вооружении. Большинство других эсминцев было повреждено.

В июне 1940 г. Италия вступила в войну на стороне стран Оси. Был открыт Средиземноморский театр военных действий. Великобритания объявила войну Италии и усилила свой Средиземноморский флот (6 линкоров против 6-ти итальянских), разместив новую эскадру в Гибралтаре, известную как соединение «Эйч» (H) – новейший английский линкор «Худ» водоизмещением 42 000 т, два линкора «Резолюшн» и «Вэлиант», одиннадцать эсминцев и авианосец «Арк Ройял» – для противодействия французскому флоту в Западном Средиземноморье.

Все эти события кардинально изменили обстановку в Атлантическом океане и прилегающих к нему морях.

Германия не имела возможности уничтожить союзные военно-морские флоты в прямом боевом столкновении, поэтому начала действовать на коммуникациях противника. Для этого она использовала: надводные корабли (крупные или катера), надводные коммерческие рейдеры, подводные лодки, авиацию.

«Счастливое Время» немецких подводных лодок

Завершение немецкой кампании в Западной Европе означало, что подводные лодки, которые были задействованы в норвежской кампании, были теперь освобождены от операций флота и возвратились к войне на коммуникациях, чтобы топить суда и корабли союзников.

Немецкие подводные лодки получили прямой выход в Атлантику. Так как пролив Ла-Манш был относительно мелок и с середины 1940 г. был блокирован минными полями, немецким подводным лодкам приходилось идти вокруг Британских островов, чтобы достичь самых выгодных «охотничьих угодий».

С начала июля 1940 г. немецкие подводные лодки после патрулирования в Атлантике начали возвращаться на новые базы в Западной Франции. Французские базы в Бресте, Лорьяне, Бордо, Сен-Назере, Ла-Паллисе и Ла-Рошеле были на 450 миль (720 км) ближе к Атлантике, чем немецкие базы в Северном море. Это очень расширяло диапазон действия немецких подводных лодок в Атлантике, позволяя им нападать на конвои намного западнее и проводить более длительное время на патрулировании, удваивая эффективное число подводных лодок.

Количество потопленных судов союзников начало быстро расти. В июне 1940 г. общий тоннаж потопленных судов союзных и нейтральных флотов составил 500 тыс. тонн. В последующие месяцы англичане теряли транспортные судна общим водоизмещением около 400 тыс. тонн ежемесячно. Великобритания оказалась в крайне тяжелом положении.

Число подводных лодок, находящихся на патрулировании в Атлантике, начало увеличиваться. В свою очередь состав эскортов союзников, доступных для конвоев, которые состояли из 30 – 70 главным образом невооруженных торговых судов, был значительно уменьшен. Единственным утешением для британцев было то, что большие торговые флоты оккупированных Норвегии и Нидерландов оказались под британским контролем. Великобритания заняла Исландию и Фарерские острова (Faeroe Islands), чтобы получить для себя базы и воспрепятствовать переходу их в руки противника после занятия немецкими войсками Дании и Норвегии.

Во французских атлантических базах началось строительство бетонированных бункеров, доков и верфей для подводных лодок, которые были непробиваемы для бомбардировщиков союзников, пока Бэйрнс Воллис (Barnes Wallis) не разработал свою высокоэффективную бомбу «Тэллбой» (tallboy).

База немецких подводных лодок в Лорьяне, Западная Франция

С июня по октябрь 1940 г. было потоплено более 270 судов союзников. Период с июня 1940 г. по февраль 1941 г. вспоминался командами немецких подводных лодок как «Счастливое Время » (Die Glückliche Zeit). 1940 и 1941 гг., когда немецкие подводные лодки при сравнительно небольших потерях добились на коммуникациях союзников огромных успехов, экипажи подводных лодок назвали еще «жирными годами ».


которое было торпедировано, но осталось на плаву


Collections IWM. Photo No.: MISC 51237.

Первоначальные действия немецких подводных лодок с французских баз были достаточно эффективны. Это было время расцвета командиров подводных лодок, таких как Гюнтер Прин (U-47), Отто Кречмер (U-99), Йоахим Шепке (U-100), Энгельберт Эндрас (U-46), Виктор Оерн (U-37) и Генрих Блейхродт (U-48). На счету каждого из них было по 30-40 потопленных судов союзников.

Самым известным из всех немецких подводводников был Гюнтер Прин (1909-1941), командир подводной лодки U-47, первый кавалер Рыцарского креста с дубовыми листьями среди подводников. Он был одним из самых результативных командиров подводных лодок. Прин получил прозвище «Бык Скапа-Флоу», которое он получил после торпедирования британского линкора «Ройал Оук», который находился на охраняемом рейде в гавани Скапа-Флоу. Гюнтер Прин пропал без вести в Атлантическом океане вместе со своей подводной лодкой и всем экипажем 8 марта 1941 г. после атаки на конвой OB-293, следовавший из Ливерпуля в Галифакс.

U-47

Самой большой трудностью для подводных лодок было найти конвои в необъятности океана. Немцы имели горстку самолетов дальнего действия «Фоке-Вульф-200 Кондор» (Focke-Wulf 200 Condor), базируемых в Бордо (Франция) и Ставангере (Норвегия), которые использовались для разведки, но являющихся по существу переделанным гражданским авиалайнером. Этот самолет был временным решением. Из-за продолжающихся трений между военно-воздушными силами (Luftwaffe) и военно-морским флотом (Kriegsmarine), первичным источником наблюдений за конвоями были непосредственно подводные лодки. Поскольку мостик субмарины расположен очень близко к воде, диапазон визуального наблюдения с подводных лодок был весьма ограничен.

Дальний морской разведчик «Фоке-Вульф-200» (Focke-Wulf FW 200)


Источник: Aircraft of the Fighting Powers , Vol II. Ed: H J Cooper, O G Thetford and D A. Russell,
Harborough Publishing Co, Leicester, England 1941.

В 1940 г. – начале 1941 г. половину судов торгового флота союзников потопили подводные лодки. К концу 1940 г. британский флот и авиация потопили 33 лодки. Но в 1941 г. германские судоверфи довели производство подводных лодок до 18 единиц в месяц. В августе 1941 г. немецкий подводный флот имел на вооружении уже 100 подводных лодок.

«Волчьи стаи» подводных лодок Дёница

В феврале – марте 1941 г. немецкие линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» во время рейда в Северной Атлантике уничтожили 22 транспортных судна союзников общим водоизмещением в 115 600 тонн. Однако в мае 1941 г. британцы потопили самый большой немецкий линкор «Бисмарк», и с лета 1941 г. Германия отказалась от использования крупных надводных кораблей против коммуникаций союзников. Подводные лодки остались единственным средством боевых действий на дальних коммуникациях. При этом катера и авиация действовали на ближних коммуникациях.

Командующий немецким подводным флотом вице-адмирал Карл Дёниц разработал тактику атаки подводных лодок на конвои судов союзников (тактика «волчьих стай» ), когда группа подводных лодок совершала нападение одновременно. Карл Дёниц организовал систему снабжения подводных лодок непосредственно в океане вдали от баз.

Вице-адмирал Карл Дёниц (Karl Dönitz),
командующий подводным флотом в 1935-1943 гг.,
главнокомандующий военно-морским флотом Германии в 1943-1945 гг.

В марте 1941 г. немецкий подводный флот впервые понес значительные потери, когда он потерял трех своих лучших командиров подводных лодок. Погибли вместе с экипажами Г. Прин и Й. Шепке. О. Кречмер попал в плен.

В 1941 г. британцы стали чаще применять систему конвоев, позволявшую большим организованным группам транспортных судов пересекать опасный для них Атлантический океан под охраной эскортов из военных кораблей – крейсеров, эсминцев и эскортных авианосцев. Это значительно снизило потери транспортных судов и вызвало рост потерь немецких подводных лодок.

С начала 1941 г. активное участие в атаках на немецкие подводные лодки стала принимать британская авиация. Однако самолеты еще не имели достаточного радиуса действия и были эффективным противолодочным средством лишь на малых дистанциях.

«Волчьи стаи» подводных лодок Дёница наносили конвоям союзников большой урон. До конца 1941 г. немецкий подводный флот был главенствующей силой в Атлантике. Великобритания с большим напряжением сил защищала свое транспортное судоходство, жизненно важное для метрополии.

11 декабря 1941 г. Германия объявила войну Соединенным Штатам, и сразу же немецкие подводные лодки стали топить американские торговые суда у берегов США. Американский торговый флот оказался не готов к войне, его одиночные транспорты были беззащитны. Немецкие подводные лодки истребляли их без особого труда. Прошло несколько месяцев, прежде чем американцы начали использовать эффективную английскую систему конвоев, сразу снизившую потери американских транспортных судов.

С декабря 1941 г. по март 1943 г. произошло сокращение авиационной поддержки «волчьих стай» подводных лодок. За этот период немецкий военно-морской флот потерял 155 подводных лодок. За этот же период было потоплено транспортных судов и боевых кораблей противника и нейтральных стран общим водоизмещением около 10 млн. тонн, из них 80 % подводными лодками. Только за 1942 г. немецким подводным лодкам удалось потопить транспортов водоизмещением около 7,8 млн. тонн.

1942–1943 гг. были критическими в битве за Атлантику. Британцы стали использовать систему подводного обнаружения Асдика, радары, авиацию дальнего действия. Эскортирование конвоев осуществлялось флотскими «группами поддержки». Защита союзных коммуникаций начала улучшаться, стала падать эффективность немецких подводных лодок, возросло количество их потерь.

За первое полугодие 1942 г. потери транспортов союзников от «волчьих стай» подводных лодок достигли максимального числа в 900 судов (водоизмещением 4 млн. тонн). За весь 1942 г. было потоплено 1664 судна союзников (водоизмещением 7 790 697 тонн), из них 1160 судов – подводными лодками.

Вместо использования рейдов надводного флота Германия перешла к неограниченной подводной войне (uneingeschränkter U-Boot-Krieg), когда подводные лодки стали топить гражданские торговые суда без предупреждения и при этом не пытались спасти команды этих судов.

17 сентября 1942 г. командующий подводным флотом военно-морского флота Германии Карл Дёниц отдал приказ Тритон Нуль или «приказ Лакония» (Laconia-Befehl), который запрещал командирам подводных лодок оказывать помощь экипажу и пассажирам потопленных судов. Это было необходимо, чтобы избежать преследования подводных лодок противолодочными силами союзников.

До сентября 1942 г. согласно правилам ведения войны немецкие подводные лодки после атаки судов союзников оказывали помощь морякам потопленных судов и кораблей. 12 сентября 1942 г. подводная лодка U-156 потопила британское транспортное судно «Лакония» и оказала помощь в спасении экипажу и пассажирам. 16 сентября 4 подводные лодки (одна итальянская), имевшие на борту несколько сотен спасённых, были атакованы американскими самолётами, пилоты которых знали, что немцы и итальянцы спасали англичан. В результате авиа-налета подводная лодка U-156 была сильно повреждена.

На следующий день, узнав о случившемся, командующий подводным флотом адмирал Дёниц издал приказ: «Запрещается предпринимать любые попытки к спасению команд потопленных кораблей и судов ».

В 1942 г. боевые действия в Атлантике шли с переменным успехом. Немецкие подводные лодки направлялись к берегам Северной и Южной Америки, Центральной и Южной Африки, некоторые – в Индийский и Тихий океаны. Однако добиться полного уничтожения атлантических коммуникаций союзников немецкий подводный флот не смог.

Перелом в Битве за Атлантику.
Потери немецкого подводного флота в 1943 г.

30 января 1943 г. гросс-адмирал Редер снят с поста главнокомандующего военно-морским флотом Германского рейха и на его место назначен Карл Дёниц, которому было присвоено воинское звание гросс-адмирал.

В начале 1943 г. против 100-130 немецких подводных лодок, ведущих поиск на коммуникациях, действовало около 3 тыс. кораблей и до 2 700 самолетов союзников.

К началу 1943 г. союзниками были созданы новые типы самолетов с большим радиусом действия, а также новые радиолокаторы. Союзные флоты усовершенствовали свою противолодочную тактику. С апреля 1943 г. в Атлантике начали действовать американские и британские ударные противолодочные группы, которые возглавляли эскортные авианосцы.

В 1943 г. количество немецких подводных лодок достигло 250 единиц. Однако в марте – мае союзниками было потоплено 67 немецких подводных лодок – максимальное количество.

Всего за май 1943 г. немецкий подводный флот потерял от глубинных бомб самолетов и эсминцев союзников в основном в Центральной Атлантике 41 подводную лодку и более тысячи человек экипажей, среди которых был Петер Дёниц – младший сын главнокомандующего военно-морским флотом Германии.

В 1943 г. немецкие подводные лодки потопили в Атлантике транспортные суда союзников общим водоизмещением в 500 тыс. тонн. Однако потери торговых флотов союзников стали снижаться. В июне они снизились до 28 тыс. тонн. Строительство в США большой серии транспортных судов типа «Либерти» позволили к концу 1943 г. восполнить потери.

С мая 1943 г. произошли большие изменения. Самолеты союзников начали осуществлять постоянные полеты над Бискайским заливом, где на база французского побережья располагались основные базы немецких подводных лодок. Многие из них стали погибать еще до выхода на атлантические коммуникации союзников. Поскольку подводные лодки того времени не могли находиться постоянно под водой, их на пути в Атлантику постоянно атаковали самолеты и корабли союзных флотов. Небольшому числу немецких подводных лодок удавалось подойти к усиленно охраняемым конвоям. Уже не помогали ни собственные радиолокаторы подводных лодок, ни усиленное зенитное вооружение, а при атаках на конвои – самонаводящиеся акустические торпеды.

В 1943 г. наступил перелом – на каждое потопленное судно союзников немецкий подводный флот стал терять одну подводную лодку.

Немецкая подводная лодка под огнем самолета союзников в Южной Атлантике в 1943 г.

The Collection Database of the Australian War Memorial under the ID Number: 304949.

5 ноября 1943 г. немецкая подводная лодка U-848 типа IXC отражает воздушное нападение в Южной Атлантике. В боевой рубке подводной лодки – спаренная 20-мм зенитная артиллерийская установка Flak 38, на палубе – 105-мм пушка SKC /32.

Окончание битвы за Атлантику.
Поражение немецкого подводного флота

С апреля 1943 г. по июнь 1944 г. произошел окончательный перелом в битве за Атлантику . Союзники перешли в наступление. В этот период происходил качественный и количественный рост противолодочных сил и средств союзных флотов. Союзниками были расшифрованы коды радиосвязи немецких подводных лодок, были разработаны радары нового типа. Шло массовое строительство эскортных кораблей и эскортных авианосцев. Для поиска подводных лодок выделялось все больше авиации. Как следствие происходило сокращение потерь в тоннаже транспортных судов, и значительно увеличились потери немецкого подводного флота. Союзники не только защищают свои коммуникации, но и атакуют базы немецких подводных лодок.

После выхода из войны Италии, Германия потеряла свои базы в Средиземном море.

Немецкий военно-морской флот и его подводный флот окончательно проиграли битву за Атлантику к концу 1944 г. Союзники к тому времени имели абсолютное превосходство на море и в воздухе.

30 января 1945 г. советская подводная лодка С-13 (командир Александр Маринеско ) потопила в Балтийском море немецкий пассажирский лайнер «Вильгельм Густлов» водоизмещением 25 484 тонны. За уничтожение лайнера «Вильгельм Густлов» Александр Маринеско попал в список личных врагов Адольфа Гитлера. На «Вильгельме Густлове» эвакуировалась из Данцигского порта (Гданьск) элита немецкого подводного флота: 100 командиров подводных лодок, окончивших курс усовершенствования по управлению лодками с единым двигателем системы Вальтера, 3700 унтер-офицеров подводного флота – выпускников школы подводного плавания, 22 высокопоставленных партийных чиновника из Восточной Пруссии, несколько генералов и старших офицеров главного управления имперской безопасности (РСХА), батальон СС вспомогательной службы Данцигского порта (300 чел.). Всего погибло около 8 тыс. человек. В Германии был объявлен траур, как после капитуляции 6-й армии в Сталинграде.

Капитан 3-го ранга А. И. Маринеско, командир советской подводной лодки С-13

В марте 1945 г. в Атлантику вышла последняя специальная группа немецких подводных лодок (6 единиц) – отряд «Морской волк». Группа направлялась в сторону Соединенных Штатов. Американцы получили ложные сведения о том, что на борту немецких подводных лодок находятся баллистические ракеты «Фау-2» (V-2) для обстрела городов на атлантическом побережье США. На перехват этих подводных лодок были брошены сотни американских самолетов и десятки кораблей. В итоге были уничтожены пять из шести подводных лодок.

За последние пять недель войны немецкий подводный флот потерял 23 подводные лодки с экипажами, потопив при этом 10 судов водоизмещением 52 тыс. тонн.

Во время Второй мировой войны боевые потери подводного флота Германии составили 766 подводных лодок. В 1939 г. было потоплено – 9, в 1940 г. – 24, в 1941 г. – 35, в 1942 г. – 86, в 1943 г. – 242, в 1944 г. – 250 и в 1945 г. – 120 подводных лодок.

В конце войны большое число немецких подводных лодок было уничтожено во время массированных бомбардировок военно-морских баз и стоянок подводных лодок.

Из 39 тыс. моряков, членов экипажей подводных лодок, погибло около 32 тысяч человек. Подавляющее большинство – в последние два года войны.

30 апреля 1945 г. гросс-адмирал Карл Дёниц отдал приказ о начале операции «Регенбоген», в ходе которой все немецкие корабли, в том числе и подводные лодки, кроме необходимых для рыболовства и послевоенного разминирования, должны были быть уничтожены. Однако по требованию союзников 4 мая в Дениц отдал приказ об отмене операции «Регенбоген». Экипажи 159 подводных лодок сдались в плен. Но командиры подводных лодок в Западной Балтике не выполнили последний приказ Дёница. Ими было затоплено 217 боеготовых подводных лодок, 16 выведенных из эксплуатации и 5 подводных лодок, находящихся на стапелях.

Уже после капитуляции Германии союзниками была проведена операция «Дэдлайт» («Смертельный огонь»). С ноября 1945 г. по январь 1946 г. у западного побережья Великобритании союзники потопили 119 захваченных боеспособных немецких подводных лодок, сбрасывая на них бомбы с самолетов.

Канадские моряки на захваченной немецкой подводной лодке U-190, июнь 1945 г.


Edward W. Dinsmore / Canada. Dept. of National Defence. Library and Archives Canada № PA-145577.

Канадские моряки поднимают свое знамя выше немецкого флага над захваченной немецкой подводной лодкой U-190, Ст.-Джон, Ньюфаундленд (St.John"s, Newfoundland), июнь 1945 г.

Немецкие подводные лодки потопили в общей сложности 2 828 союзных или нейтральных судов – всего водоизмещением в 14 687 231 тонну. По подтвержденным данным было потоплено 2 603 транспортных суда и боевых корабля союзников общим водоизмещением 13,5 млн. тонн, из которых 11,5 млн. тонн потери британского флота. При этом погибло 70 тысяч военных моряков и 30 248 моряков торгового флота. Британский военно-морской флот потерял 51 578 человек убитыми и пропавшими без вести.

Немецкие подводные лодки добились наибольшего успеха по сравнению с надводными кораблями и авиацией. На их долю пришлось 68 % потопленных транспортных судов и 37,5 % потопленных боевых кораблей союзников.

Из общего количества судов, потопленных подводными лодками, 61 % составляют одиночные суда; 9 % – суда, отставшие от конвоев, и 30 % – суда, шедшие в составе конвоев. Соотношение потерь и побед составило 1:3,3 в пользу подводных лодок по англо-американским данным и 1:4 по немецким данным.

Германия начала войну, имея 57 подводных лодок, из которых 35 были малыми прибрежными субмаринами типа II. Затем Германия развернула большую программу по строительству океанского подводного флота. За время Второй мировой войны (5 лет и 8 месяцев) на верфях Германии было построено 1157 подводных лодок. Всего, таким образом, подводный флот Германии имел на вооружении 1214 подводных лодок, из которых было уничтожено 789 (по англо-американским данным) или 651 (по немецким данным).

После потери передовых, а затем и некоторых основных военно-морских баз, Германия лишилась выгодных условий для боевых действий на море. К концу войны промышленность США и Великобритании строила новые транспортные суда и боевые корабли быстрее, чем союзники несли потери. В итоге Германия понесла поражение в битве за Атлантику.

Минуло без малого 70 лет, как отгремела Вторая мировая война, но и сегодня далеко не все известно нам о некоторых эпизодах ее завершающего этапа. Оттого-то вновь и вновь в прессе и литературе оживают старые сюжеты о таинственных субмаринах Третьего рейха, всплывавших у берегов Латинской Америки. Особенно привлекательной для них оказалась Аргентина.

ДОСТАТЬ СО ДНА!

Для подобных историй, реальных или вымышленных, имелись основания. Всем известна роль немецких подводных лодок в войне на море: 1 162 субмарины сошли со стапелей Германии за годы Второй мировой войны. Но не только этим рекордным количеством лодок мог по праву гордиться немецкий ВМФ.

Немецкие субмарины той поры отличались самыми высокими техническими характеристиками — скоростью хода, глубиной погружения, непревзойденной дальностью плавания. Неслучайно самые массовые советские ПЛ довоенного периода (серия С) строились по немецкой лицензии.

А когда в июле 1944 года в Выборгском заливе на небольшой глубине была потоплена немецкая лодка U-250, советское командование потребовало от флота любой ценой поднять ее и доставить в Кронштадт, что и было выполнено, несмотря на упорное противодействие противника. И хотя лодки VII серии, к которой принадлежала U-250, в 1944 году уже не считались последним словом немецкой техники, но для советских проектантов в ее конструкции было немало новинок.

Достаточно сказать, что после ее захвата появился специальный приказ главкома ВМФ Кузнецова о приостановке начатых работ по проекту нового подводного корабля до детального изучения U-250. В дальнейшем многие элементы «немки» перешли в советские лодки проекта 608, а позднее и проекта 613, коих более сотни было построено в послевоенные годы. Особенно высокие показатели имели лодки XXI серии, одна за другой уходящие в океан начиная с 1943 года.

СОМНИТЕЛЬНЫЙ НЕЙТРАЛИТЕТ

Аргентина, выбрав нейтралитет в мировой войне, тем не менее занимала явно прогерманскую позицию. Многочисленная немецкая диаспора была весьма влиятельна в этой южной стране и оказывала посильную помощь своим воюющим соотечественникам. Немцы владели в Аргентине множеством промышленных предприятий, огромными земельными угодьями, рыболовецкими судами.

Действующие в Атлантике немецкие ПЛ регулярно приближались к берегам Аргентины, где их снабжали продуктами, медикаментами и запчастями. Нацистских подводников как героев принимали хозяева немецких поместий, в большом количестве разбросанных вдоль аргентинского побережья. Очевидцы рассказывали, что для бородатых мужчин в морской форме устраивались настоящие пиры — жарились барашки и поросята, выставлялись лучшие вина и бочонки с пивом.

Но в местную прессу сообщения об этом не попадали. Немудрено, что именно в этой стране после разгрома Третьего рейха находили прибежище и спасались от возмездия многие видные нацисты и их приспешники, такие как Эйхман, Прибке, доктор-садист Менгеле, фашистский диктатор Хорватии Павелич и другие.

Ходили слухи, что все они попадали в Южную Америку на борту подводных лодок, особая эскадра которых, состоящая из 35 ПЛ (так называемый «Конвой фюрера»), имела базу на Канарах. До наших дней не опровергнуты сомнительные версии о том, что таким же путем нашли спасение Адольф Гитлер с Евой Браун и Борман, а также о якобы созданной с помощью подводного флота в Антарктиде секретной немецкой колонии Новая Швабия.

В августе 1942 года к воюющим странам антигитлеровской коалиции присоединилась Бразилия, принявшая участие в боях на суше, в воздухе и на море. Самую большую потерю она понесла, когда война в Европе уже закончилась, а на Тихом океане догорала. 4 июля 1945 года в 900 милях от родных берегов взорвался и почти мгновенно пошел на дно бразильский крейсер «Байя». Большинство специалистов считают, что его гибель (вместе с 330 членами экипажа) — дело рук немецких подводников.

СВАСТИКА НА РУБКЕ?

Переждав смутное время, неплохо заработав на поставках обеим воюющим коалициям, на самом излете войны, когда ее конец был всем ясен, 27 марта 1945 года Германии объявила войну Аргентина. Но после этого поток немецких лодок, похоже, только вырос. Десятки жителей прибрежных деревень, а также рыбаки в море, по их словам, не раз наблюдали ПЛ в надводном положении, чуть ли не в кильватерном строю двигающиеся в южном направлении.

Наиболее глазастые очевидцы даже разглядели на их рубках свастику, которую, кстати, немцы никогда на рубки своих лодок не наносили. Прибрежные воды и побережье Аргентины теперь патрулировались армией и флотом. Известен эпизод, когда в июне 1945 года в окрестностях города Мардель-Плата патруль наткнулся на пещеру, в которой в герметичной упаковке находились различные продукты. Кому они предназначались, осталось невыясненным. Также трудно понять, откуда взялся этот нескончаемый поток ПЛ, якобы наблюдаемых населением после мая 1945 года.

Ведь еще 30 апреля главком немецкого ВМФ гросс-адмирал Карл Дениц отдал распоряжение о проведении операции «Радуга», в ходе которой все оставшиеся субмарины рейха (несколько сотен) подлежали затоплению. Вполне реально, что до части этих кораблей, находившихся в океане или в портах разных стран, директива главкома не дошла, а некоторые экипажи просто отказались ее выполнять.

Историки сходятся на том, что в большинстве случаев за ПЛ, наблюдаемые в океане, принимались различные болтающиеся на волнах суденышки, в том числе рыбацкие, либо сообщения очевидцев были просто плодом их воображения на фоне общей истерии в ожидании ответного удара Германии.

КАПИТАН ЧИНЗАНО

Но все-таки как минимум две немецкие ПЛ оказались не фантомами, а вполне реальными кораблями с живыми экипажами на борту. Это были U-530 и U-977, вошедшие в порт Мардель-Плата летом 1945 года и сдавшиеся властям Аргентины. Когда ранним утром 10 июля на борт U-530 поднялся аргентинский офицер, он увидел выстроенный на палубе экипаж и его командира — совсем юного обер-лейтенанта, который представился как Отто Вермут (позже аргентинские моряки называли его Капитан Чинзано) и заявил, что U-530 и ее команда из 54 человек сдается на милость аргентинских властей.

После этого флаг подводной лодки был спущен и передан аргентинским властям вместе со списком экипажа.

Группа офицеров военно-морской базы Мардель-Плата, выполнившая осмотр U-530, отметила, что ПЛ не имела палубной пушки и двух зенитных пулеметов (они были сброшены в море перед сдачей в плен), а также ни одной торпеды. Вся корабельная документация уничтожена, как и шифровальная машинка. Особо было отмечено отсутствие на ПЛ надувного спасательного бота, что навело на мысль, не был ли он использован для высадки на берег каких-то нацистских деятелей (возможно, самого Гитлера).

В ходе допросов Отто Вермут сообщил, что U-530 вышла из Киля в феврале, 10 дней скрывалась в норвежских фьордах, после чего курсировала вдоль побережья США, а 24 апреля двинулась на юг. Никаких внятных объяснений по поводу отсутствия бота Отто Вермут дать не смог. Были организованы поиски пропавшего бота с привлечением кораблей, самолетов и морской пехоты, однако результатов они не дали. 21 июля корабли, участвующие в этой операции, получили приказ вернуться на свои базы. С этого момента уже никто немецкие подводные лодки в водах Аргентины не искал.

СКАЗ О ПИРАТЕ

Завершая рассказ о похождениях немецких ПЛ в южных морях, нельзя не упомянуть некоего корветтен-капитана Пауля фон Реттеля, ставшего благодаря журналистам широко известным как командир U-2670. Он, якобы находясь в мае 1945 года в Атлантике, отказался затопить свою ПЛ или сдаться и попросту начал пиратствовать у берегов Африки и Юго-Восточной Азии. Новоявленный флибустьер будто бы сколотил себе огромное состояние. Горючее для своих дизелей, воду и продукты питания он пополнял за счет своих жертв.

Оружие практически не применял, т. к. мало кто решался сопротивляться его грозной ПЛ. Чем кончилась эта история, журналистам неизвестно. Зато доподлинно известно, что ПЛ за номером U-2670 в составе немецкого флота не числилась, а сам фон Реттель в списке командиров не значился. Так что, к разочарованию любителей морской романтики, его история оказалась газетной уткой.

Константин РИШЕС