Комплексное обследование зрения у подростка. Диагностика зрения у детей в клинике «Эксимер

Комплексное обследование зрения у подростка. Диагностика зрения у детей в клинике «Эксимер
Комплексное обследование зрения у подростка. Диагностика зрения у детей в клинике «Эксимер

Проверка зрения у детей - комплекс диагностических мероприятий, позволяющих своевременно и на ранней стадии выявить возможные нарушения остроты зрения и провести их эффективное устранение. Те или иные проблемы со зрением возникают у человека в любом возрасте, но именно в детстве формируются условия для развития в дальнейшем различных патологий. Если ребенок стал хуже видеть, жалуется на головные боли или усталость в глазах, необходимо как можно быстрее обратиться к врачу-офтальмологу для проверки остроты зрения и назначения адекватного лечения (при необходимости).

Основные показания

Уже в первые месяцы жизни можно выявить нарушения работы зрительной системы. В родильном доме при первых осмотрах ребенка врач может распознать признаки наличия врожденного заболевания или аномалий глаз. Максимальное внимание уделяется детям, появившимся на свет раньше намеченного срока или после тяжелых родов. При возникновении подозрений на наличие недуга нужно получить консультацию офтальмолога.

В первый год жизни рекомендуют проводить проверку зрения в возрасте 3, 6 и 12 месяцев. В дальнейшем, при отсутствии жалоб, посетить офтальмолога обязательно нужно в 3 года, 5 лет и уже непосредственно перед школой. Проводить профилактический осмотр детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет врачи рекомендуют как минимум дважды в год. Только в этом случае можно своевременно выявить первые симптомы дальнозоркости, близорукости, косоглазия, астигматизма и других патологий, приводящих к нарушению функционирования зрительной системы.

Как подготовиться к исследованию

Если ребенок жалуется на ухудшение зрения или родители сами обнаружили определенные признаки проблем с ним, следует обратиться за консультацией к офтальмологу. Не стоит планировать визит к врачу во время респираторного заболевания. Плохое самочувствие приводит к тому, что ребенок становится раздражительным и капризным, а это способно воспрепятствовать правильной диагностике состояния глаз. Детям старше 3 лет обязательно нужно объяснить цель визита и суть предстоящей процедуры. От врача требуется в максимально раскрепощенной и игровой форме провести осмотр, а также вызвать у ребенка доверие.

Особенности исследования

Диагностика начинается с осмотра состояния слизистой оболочки, конъюнктивы, век, определения их подвижности и формы.

Методы проверки зрения:

  • определение остроты зрения с помощью проверочных таблиц (Сивцева, Орловой, Головина, Снеллена);
  • компьютерная диагностика;
  • тест на цветоощущения с использованием очков с цветными фильтрами;
  • теневая проба;
  • исследование глазного дна с помощью офтальмоскопа;
  • светотест на реакцию зрачка на свет;
  • проверка фокусировки взгляда на движущемся предмете.

Межотраслевой научно-технический комплекс (МНТК) «Микрохирургия глаза» не нуждается в представлении. За 30 лет здесь вылечились 7 млн человек, а полное обследование и консервативную терапию получили более 19 млн пациентов! В стенах Комплекса проводится 280 тысяч операций в год. 85% в общем объеме хирургической помощи составляют операции высшей категории сложности.

В детском отделении используются передовые инновационные методики диагностики и лечения глазных болезней. Ежегодно в детском хирургическом отделении выполняется более 20000 оперативных вмешательств у детей при различных формах заболеваний. Особое внимание в клинике уделяется работе с недоношенными детьми. За прошедшие 10 лет силами МНТК в общей сложности осмотрено более 12 тысяч недоношенных детей с риском развития ретинопатии, проведено более 1,8 тысяч лазерных и хирургических вмешательств.

Http://www.mntk.ru/

ФГБУ «МНИИ ГБ им. Гельмгольца» Минздрава России

Одна из самых знаменитых офтальмологических клиник страны ежегодно принимает более 2000 детей с различной глазной патологией, начиная от врожденной или приобретенной катаракты и глаукомы, заканчивая онкологическими заболеваниями и близорукостью.

При этом вы можете быть уверены, что ребенок окажется в надежных руках: в институте работают 39 докторов наук, 17 профессоров и 11 заслуженных врачей России.

Http://www.helmholtzeyeinstitute.ru/

Московская глазная клиника

Отделение детской офтальмологии Московской глазной клиники известно опытными врачами и новейшими способами лечения, основанными на разработках ведущих научно-исследовательских центров и собственных методиках.

Центр специализируется на лечении таких распространенных заболеваний, как близорукость, астигматизм, дальнозоркость, косоглазие и амблиопия, патологии глазного дна, зрительного нерва и пр.

Здесь широко применяют аппаратные методики, которые дают хорошие результаты при лечении косоглазия и амблиопии, прогрессирующей близорукости, патологий зрительного нерва и сетчатки. В большинстве случаев, при проведение хирургических вмешательств, операция проводится в режиме «одного дня, после чего ребенок может вернуться домой.

Https://mgkl.ru/

Клиники детской офтальмологии «Эксимер KIDS»

Близорукость, дальнозоркость, астигматизм, амблиопия («ленивый глаз»), косоглазие, врожденные катаракта и глаукома, проблемы с сетчаткой - вот далеко не полный перечень тех проблем, которые успешно решают офтальмологи детского «Эксимера». В клинике подобран хороший комплекс лечебного и диагностического оборудования, который позволяет определять состояние зрительной системы ребенка и составлять индивидуальную программу профилактики или лечения для каждого. При этом специалисты помогают детям всех возрастов – от младенцев до подростков.

Https://www.excimerclinic.ru/kids/

Центр восстановления зрения при ГУ НИИ глазных болезней РАМН

Никаких медицинских халатов и пугающе белых стен – в центре, работающем на базе авторитетного НИИ глазных болезней РАМН, лечение превращают в игру. Здесь умеют находить подход к каждому пациенту, а терапия основана на многолетнем опыте, использовании авторских методик и современнейшего оборудования. В центре применяют новейшие методы аппаратного лечения, в том числе фототерапию, магнитостимуляцию, лазерстимуляцию и многое другое.

В клинике работают офтальмологи с мировыми именами. Так, научным руководителем центра является директор ГУ НИИ глазных болезней РАМН, член-корреспондент РАМН, профессор Сергей Эдуардович Аветисов.

http://www.cvz.ru/

Детские глазные клиники «Ясный взор»

Эту сеть клиник основал доктор медицинских наук, академик АМТН РФ, детский глазной хирург, автор многочисленных публикаций и инновационной методики Игорь Эрикович Азнаурян. За время практики он провел более 20 000 операций, результативность которых составляет 95%, а в остальных 5% наблюдается значительное улучшение.

В «Ясном взоре» лечат близорукость, астигматизм, косоглазие, нистагм и заболевания слезных путей. Здесь занимаются дальнозоркостью, детской катарактой, птозом и многими другими проблемами. Для лечения используют собственные, разработанные специалистами клиники, уникальные методики и гарантируют результат.

Всего в Москве открыто 9 клиник (1 работает в Калининграде), а также 2 хирургических стационара в России.

Https://prozrenie.ru/

Клиника «Семейный доктор»

Если верить отзывам пациентов, многопрофильные клиники «Семейный доктор» имеют хорошее детское офтальмологическое отделение. Квалифицированные врачи проведут исследования (от визометрии и компьютерной периметрии до скиаскопии и определения цветоощущения), поставят диагноз и дадут соответствующие рекомендации. При желании вызвать доктора можно и на дом.

Что касается манипуляций, то в «Семейном докторе» проводят зондирование слезных путей, аппаратное лечение близорукости, астигматизма и амблиопии, а также удаляют новообразования век.

Http://www.familydoctor.ru/contacts/

Детская офтальмология - наш детский центр офтальмологии располагает полным набором оборудования для диагностики и лечения глазных заболеваний у детей. Отделением заведует опытный клиницист с более чем десятилетним стажем работы в европейских клиниках.

Современная аппаратура позволяет провести полное офтальмологическое обследование ребенка любого возраста, назначить правильную коррекцию (очки или контактные линзы), при необходимости провести комплексное лечение амблиопии, косоглазия, близорукости, используя как традиционные, так и современные компьютерные методики.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: Немногие знают, что новорожденные дети имеют очень низкое зрение, которое в дальнейшем постепенно улучшается, совершенствуется и достигает нормальных показателей примерно к семилетнему возрасту.

Раннее офтальмологическое обследование позволит вовремя выявить отклонения от нормы и своевременно начать необходимое лечение глаз у детей. Природа распорядилась так, что если вовремя не поставить правильный диагноз и не провести лечение в возрасте до десяти лет, а в ряде случаев и до трех-пяти лет, то в будущем даже анатомически нормальный глаз так и не обретает способности к высокому зрению.

Как подготовиться к посещению офтальмолога?

Перед началом обследования детей и подростков (до 16 лет) врач собирает анамнез т.е. историю перенесенных заболеваний.

Важно знать как родился ребенок, в срок или раньше, сколько весил, есть ли хронические заболевания, наблюдается ли у других специалистов, какие аллергии были, на что, как выражались, рекомендуется вспомнить и уточнить на какие лекарственные препараты была аллергическая реакция.

В целом обследование ребенка длится около 2 часов (с учетом ожидания расширения зрачков). После такого обследования некоторые пациенты не смогут читать и писать, делать домашние задания. После приема выдается справка в школу.

Если Ваш ребенок уже носит контактные линзы, то на полный первичный или контрольный прием (каждые 6 месяцев), следует приходить без контактных линз, а в очках. Контактные линзы следует снять не менее, чем за 1 час до посещения офтальмолога.

Если Вы записали ребенка на контактную коррекцию и на повторный контроль — приходите без контактных линз, в очках, линзы приносите в контейнере, желательно принести и коробочки от линз (или фольгу от блистера), чтобы доктор убедился, какие линзы по параметрам носит Ваш ребенок.

В контактных линзах на прием следует приходить, только если доктор об этом сказал. Это делается исключительно в том случае, если доктору необходимо сделать контроль зрения и ребенок должен быть в линзах уже несколько часов.

Почему важно регулярно посещать детского офтальмолога?



Световая энергия, правильное восприятие образов окружающего мира глазом — все это стимулирует рост ребенка, его обменные процессы, нормализует и ускоряет психофизическое развитие с первого года жизни.

Через глаз воспринимается 90% информации об окружающем мире, и дети осваивают окружающий мир прежде всего благодаря зрению. Именно в это время формируется и укрепляется связь между глазом и корой головного мозга.

Отсутствие или неправильная коррекция дефектов рефракции (дальнозоркости, близорукости, астигматизма), косоглазия, врожденных заболеваний глаз, их поздняя диагностика могут привести к необратимым последствиям!

Детская офтальмология в Москве хорошо развита. И наша офтальмологическая клиника оснащена самым современным оборудованием, которое постоянно обновляется.

Очень часто детское косоглазие является следствием плохого зрения и сопровождается неврологической патологией.

Лечение амблиопии ("ленивый глаз")

Амблиопия (“ленивый глаз”) - это неполная острота зрения даже при нахождении в очках с максимально полной коррекцией. Успешно лечится только в детском возрасте.

Близорукость, дальнозоркость или астигматизм могут привести к косоглазию. Особенно велики риски в детском возрасте!

Это вызвано тем, что глазные мышцы, при различной остроте зрения у глаз, работают с разным усилием и постепенно глаз начинает смещаться. Что в свою очередь приводит к ещё более сильному снижению зрения, усиливая начавшееся косоглазие.

19-04-2015, 13:50

Описание

История заболевания

Хотя обычно, обследуя новорожденного или ребенка младшего возраста, врач редко интересуется деталями анамнеза, важно не забыть выяснить все нюансы развития заболевания.

Необходимо уточнить:

  1. Замечали ли родители или педиатр какие-либо отклонения в развитии зрения у ребенка?
  2. Родился ли ребенок в положенный срок? Нормально ли протекал перинатальный период?
  3. Страдает ли ребенок каким-либо общим заболеванием?
  4. Принимает ли какие-либо лекарственные препараты?
  5. Беспокоило ли родителей состояние глаз ребенка? Например, слезотечение, длительное покраснение глаз, разный диаметр зрачков и т.д.
  6. Отличается ли развитие зрительных функций у этого ребенка от развития зрения у его братьев и сестер?

Семейный анамнез

Многие заболевания, отражающиеся на развитии маленького ребенка, имеют наследственный характер. Поэтому так важно в деталях выяснить семейный анамнез.

Внимание при опросе останавливают на следующих пунктах.

  1. Возникали ли схожие проблемы у кого-либо из членов семьи?
  2. Встречались ли в семье заболевания глаз, даже существенно отличающиеся от расстройства, наблюдаемого у вашего больного?
  3. Не родственный ли брак у родителей?
  4. Наблюдались ли в семье ребенка наследственные заболевания, даже при отсутствии прямой связи этих расстройств с патологией органа зрения?

Анамнез заболевания

Основное внимание при выяснении истории развития ребенка обращают на процесс становления его зрительных функций.

Определенную помощь могут оказать следующие вопросы.

  1. Насколько хорошо ребенок видит?
  2. Отличается ли зрительная активность этого ребенка от таковой у его братьев и сестер?
  3. Несуществует ли каких-либо особенностей со стороны зрения больного? Например, страдает ли ребенок светобоязнью?
  4. Не отстает ли развитие зрительных функций от общего развития ребенка? Не существует ли задержки общего развития?
Если родители обеспокоены нарушением развития зрения ребенка, важно установить динамику процесса, уточняя характер имеющихся жалоб.

Непостоянство предъявляемых жалоб наблюдается при:

  1. нарушении зрительных функций центрального генеза;
  2. влиянии на патологический процесс окружающей обстановки - например, больной с колбочковой дистрофией страдает светобоязнью и избегает ярко освещенных помещений.

Общее обследование органа зрения

Зрительная активность ребенка и оценка остроты зрения

Практически во всех случаях наблюдение является наиболее важной частью обследования. Врач обычно уже при сборе анамнеза способен отметить, фиксирует ли ребенок взгляд на предметах и наблюдает ли за ними. Зрительная фиксация должна быть устойчивой, а прослеживающие движения глазного яблока плавными и соответствовать направлению движения предмета заинтересовавшего ребенка.

Замечено, что способность преследовать зрительную цель (что обычно исследуют в клинической практике) зависит от правильности саккадических (но не поисковых) движении и у многих детей с неврологическими расстройствами эта способность значительно ослаблена. Поэтому нарушения фиксации и прослеживающих движений глазного яблока не всегда адекватны степени снижения зрения. Интересно, что дети с пониженным зрением на одном или обоих глазах способны сохранять практически нормальную фиксацию и прослеживающие движения глазного яблока.

Исследование фиксации

Оценка фиксации может быть упрощена за счет использования специальной системы, разработанной Зипфом (1976). Методика позволяет определить, способен ли каждый глаз к центральной и устойчивой фиксации. Необходимо отметить, что оценку топографии и устойчивости фиксации производят в условиях монокулярного зрения. Например, ребенку закрывают левый глаз, а на правом глазу выявляют центральную, устойчивую (по отсутствию нистагмоидных движении) в течение нескольких секунд фиксацию. Затем врач позволяет ребенку смотреть на объект двумя глазами. Если исследуемый глаз сохраняет фиксацию объекта, врач делает вывод о нормальной остроте зрения этого глаза.

Напротив, если исследуемый глаз в условиях бинокулярного зрения немедленно отклоняется в сторону и ребенок фиксирует объект ранее закрытым глазом - ост-рота зрения на исследуемом глазу снижена. Несмотря на то, что данное исследование помогает выявить снижение зрения, оно не в состояние дать количественную оценку остроты зрения. Центральная, по неустойчивая фиксация может иметь место при остроте зрения, находящейся в диапазоне от 6/9 (0,6) до 6/36 (0,16). Более того, эту методику используют лишь при наличии косоглазия, так как оценка устойчивости фиксации бессмысленна при правильном положении глаз.

Исследование с призмами

При отсутствии косоглазия проводят обследование с вертикальными призмами. Призму оптической силой 10 призм, дптр. ставят перед одним из глаз, поочередно направляя основание призмы вверх или вниз, что обычно вызывает появление вертикального отклонения в 10 призм, дптр. При этом парный глаз начинает фиксировать объект. Если фиксацию сохраняет глаз, перед которым стоит призма, можно сделать вывод о снижении зрения парного глаза.

Объективное количественное определение остроты зрения

Эти методики используют для объективного определения остроты зрения ребенка, не умеющего читать. К ним относят исследование оптокинетического нистагма, зрительных вызванных потенциалов и метод форсированного избирательного зрения.

Оптокинетический нистагм

Хотя техника исследования оптокинетического нистагма была разработана раньше других методов, в настоящее время этот способ применяется редко.

Форсированное избирательное зрение

Методика основывается на факте, что ребенок предпочитает смотреть па структурированные стимулы, а не на однородные объекты. Например, если перед правым глазом ребенка поместить стимул в виде вертикально расположенных полос, а перед левым глазом - гомогенный, равномерно освещенный контрольный стимул, то при возможности различить вертикальные линии на тест-объекте ребенок предпочтет смотреть вправо. Исследование проводят как в условиях монокулярного, так и в условиях бинокулярного зрения. Чаще всего для проведения обследования используют набор карточек известных под названием Карты Кплера (рис. 4.1).


Оценка зрительных функций с помощью этого теста требует движения не только глаза, но и головы и шеи. Поэтому невозможность выполнения этого теста может свидетельствовать о нарушениях глазодвигательной функции, а не о расстройствах первичной сенсорной системы. Более того, результаты исследования при определенных патологических состояниях и. что наиболее важно, при всех формах амблиопии, демонстрируют завышенную остроту зрения.

Зрительные вызванные потенциалы

Преимущество исследования зрительных вызванных потенциалов состоит в том, что для опенки зрительной функции при этом методе отсутствует необходимость в движениях глазных яблок. Однако для исключения возможности погрешностей в ходе обследования необходимо добиться внимания со стороны ребенка. Во избежание завышения остроты фения амблпопичных глаз, предпочтительно использовать структурированные зрительные стимулы, а не обычные вспышки. Истинный источник генерации зрительных вызванных потенциалов до сих нор не известен.

Исследование с помощью оптотипов

Существуют самые разнообразные оптотипы, включая оптотипы Снеллена (Snellen) для оценки зрительной функции даже у детей младшего возраста. Таблица Снеллена является золотым стандартом для проверки остроты зрения, но вполне пригодны и другие тесты, включая кольца Ландольга (Landolt), цифровые, детские оптотипы (картинки) и так называемая Е Гейм (Е Game). По возможности проверяют остроту зрения для дали и для близи. Напомним, что обследование амблиопичного больного желательно проводить полным контуром или буквами, во избежание завышения остроты зрения.

Поле зрения

Хотя у детей младшего возраста проведение обычной компьютерной периметрии невозможно, V школьников это исследование вполне достижимо (рис. 4.2).


Ориентировочно определить границы поля зрения можно практически в любом возрасте. Большой интерес представляют цветные объекты, с помощью которых у ребенка вызывают саккадические движения, направленные соответственно положению объекта в периферическом поле зрения, (рис. 4.3).


У больного с врожденной гемнанонсией может иметь место гипометрия саккадических движении. В некоторых случаях вспомогательную роль при изучении состояния нолей зрения играют электрофизиологические методики. Затруднение проведения импульса через синапс при врожденной гемпанопсин диагностируют с помощью электрофизиологического исследования зрительного нерва.

Цветовое зрение

Исследование цветового зрения незаменимо в диагностике функциональных расстройств сетчатки и зрительного нерва. Исследование проводят с помощью набора стандартизированных цветных иллюстрации Ишнхара (Ishihara, City University, Llantony or HRR) или других методик, например Фанворта (Farnsworth) D 15. У маленьких детей часто присутствует агнозия па цвета, что необходимо помнить во избежание ошибочного заключения о цветовой слепоте ребенка (рис. 4.4).

Зрачки

Офтальмологическое обследование ребенка в обязательном порядке включает определение диаметра и формы зрачков, исследование реакции зрачков на свет.

Афферентная система

Афферентный путь реакции зрачка на свет включает сетчатку и зрительный нерв и соединяется с соответствующей областью ствола мозга.

Эфферентная система

Эфферентный путь включает III пару черепно-мозговых нервов и симпатическую нервную систему.

Зрачок в период новорожденности

У новорожденных зрачок имеет маленький диаметр и вялую реакцию на свет. С возрастом диаметр зрачка обычно увеличивается.

Реакция зрачка

Оценка прямой реакции зрачка посредством мигающих вспышек (исследование афферентной реакции зрачка) трудноосуществима в связи с необходимостью контроля над фиксацией обследуемого ребенка. При этом фиксируемый объект расположен дальше источника света. Невозможность обеспечить это условие приводит к синкинезии, и реакция зрачка теряет связь со световой стимуляцией.

Исследование глазодвигательной системы

Исследование глазодвигательной системы имеет особое значение именно у детей.

Косоглазие

Косоглазие является одним из наиболее частых заболеваний глаз в детском возрасте (установлено, что распространенность косоглазия составляет 2% от общего числа доношенных новорожденных). Оценка положения глаз является первым этапом в обследовании глазодвигательной системы. У детей, не достигших 6-месячного возраста, дополнительно исследуют лишь положение светового рефлекса на роговице по методу Гиршберга (Hirschberg). Необходимо помнить, что в норме роговичный рефлекс несколько смещен от центра зрачка в носовую сторону. В связи с высокой чувствительностью это исследование обладает особой практической ценностью для выявления маленьких углов косоглазия. Однако прикрывание одного глаза, а также попеременное прикрывание и открывание одного из глаз обычно дают более точные результаты, особенно в диагностике косоглазия с маленьким углом отклонения. Для получения точных результатов при обоих методах исследования обеспечивают контроль над фиксацией ребенка.

Для выявления маленьких углов косоглазия, не определенных с помощью описанных выше методов исследования, может быть использован призменный компенсатор 4 приз. дптр. Поочередная установка призменного компенсатора перед каждым глазом приводит при отсутствии косоглазия к восстановлению фиксации для сохранения правильного положения глаз. Если перед одним из глаз поставлена призма, а попытки восстановления фиксации не происходит, можно сделать вывод о наличии скотомы подавления, обусловленной косоглазием с маленьким углом, на том глазу, перед которым установлена призма (рис. 4.5).


Вывод о правильном положении глаз может быть сделан лишь после исследования при крайних отведениях вертикального и горизонтального взора. При этом может быть выявлено косоглазие, которое не определялось в первичном положении взора. Роговичный рефлекс в ходе обследования локализуют, поочередно прикрывая глаза или наблюдая за характером отведения глаз в вертикальном и горизонтальном направлении. Важно не пропустить как гиперфункцию, так и гипофункцию наружных мышц глаза. Вынужденный наклон головы и положение подбородка могут скрывать косоглазие. Поэтому исследование положения глаз проводят при правильном положении лица и головы ребенка.

Супрануклеарные расстройства

В некоторых случаях особую важность приобретает исследование супрапуклеарной системы регуляции. Например, у детей с парезами центрального происхождения часто обнаруживают недостаточность саккаднческих движений, при этом возможно ошибочное заключение об отсутствии у ребенка зрения. Аналогичной, часто возникающей проблемой, является исследование у детей нистагма. Необходимо проведение дифференциального диагноза между врожденным и приобретенным нистагмом, имеющим более угрожающее клиническое значение. Тенденция к ухудшению фиксации при врожденном нистагме является одним из диагностических критериев при сравнении с улучшением, наблюдаемым при приобретенных его формах.

Стереоскопическое зрение

Влияние косоглазия на сенсорные отношения оценивают с помощью нескольких методов. Стереоскопическое зрение представляет собой бинокулярную функцию, посредством которой осуществляется пространственное восприятие. Восприятие глубины пространства происходит за счет наличия диспаратных точек сетчатки, играющих важную роль в формировании зрительного образа.
Правильное положение глаз, так же как и высокая острота зрения, - необходимые условия для совершенного стерео рения. Количественную оценку остроты стереоскопического зрения проводят с помощью стереоскопической методики Рендота (Randot) или флап-теста Тнтмуса (Titnius). Эти методики требуют контакта с ребенком, поэтому интерпретация результатов обследования маленьких детей должна быть очень осторожной. Из-за возможности появления погрешностей, связанных с использованием монокулярных стимулов, методику Рендота расценивают как менее точную.

Фузионная способность

Наличие или отсутствие сенсорной фузии может быть определено посредством четырехточечного цветового прибора Ворта (Worth). Ребенку надевают очки с красным (перед правым глазом) и зеленым (перед левым глазом) светофильтрами. Цветовой прибор включает четыре подсвечивающихся точечных кружка - один красного цвета, один - белого цвета и два - зеленого цвета. Исследование проводят на разных расстояниях. При нормальной фузионной способности ребенок видит четыре кружка. При диплопии будут видны пять кружков. При монокулярном зрении левым глазом будут видны три кружка, а при монокулярном зрении правым глазом - два кружка. Некоторые авторы утверждают, что исследование сенсорной фузии необязательно для оценки моторного компонента фузии.

Исследование на щелевой лампе

Осмотр на щелевой лампе, даже при отсутствии современных приспособлении, поддерживающих голову, обычно удается провести даже у маленьких детей. Ребенка сажают на колени родителей или ставят его коленями па стул. При осмотре особое внимание уделяют состоянию конъюнктивы, роговицы и передней камеры. Обследование помогает принять решение о необходимости хирургического вмешательства у ребенка с частичной катарактой.

Измерение внутриглазного давления

Хотя измерение внутриглазного давления у большинства детей не является обязательной процедурой, в определенных обстоятельствах оценка офтальмотонуса становится необходимой.

Внутриглазное давление измеряют у детей:

  • с врожденными и травматическими катарактами;
  • при наследственной предрасположенности к глаукоме;
  • при системных заболеваниях, часто сопровождающихся вторичной глаукомой (синдром Стерджа-Вебера и т.д.);
  • при длительном приеме лекарственных средств, угрожающих повышением внутриглазного давления (стероидные препараты).
Измерение внутриглазного давления можно проводить контактным и бесконтактным способами.