Чувство ответственности у детей. Советы родителям

Каждые родители очень хотят, чтобы их ребенок был ответственным человеком. Каким образом нужно воспитывать ребенка, чтобы он был ответственным?

Хотя психологи утверждают, что чувство ответственности — это неотъемлемая черта зрелой, сформировавшейся личности, но закладывается оно именно с детских лет. Воспитание чувства ответственности у детей — очень важный момент, которому родители обязаны уделить полноценное внимание.

Многие путают понятия – послушный ребенок, и ребенок ответственный. На самом деле это два абсолютно разных понятия. Ответственный ребенок способен принимать решения самостоятельно и нести ответственность за их последствия.

Ребенок возрастом до двух лет не может нести ответственности за свои поступки. Он не может точно знать, какие последствия повлечет его поступок. Поэтому, дорогие родители, не стоит быть к малышу слишком строгими. Со временем, изучая реакцию родителей и других людей, малыш ознакомится с общими нормами поведения и узнает, что хорошо, а что плохо.

Как правило, в возрасте 2,5-3 лет наступает так называемый кризис трехлетнего возраста, когда ребенок становится не управляемым. Если раньше он убирал за собой игрушки, то теперь он говорит твердое: «нет», и вы не знаете как на него повлиять. Дело в том, что в это время у малыша происходит переосмысление всего услышанного и увиденного. Он проверяет, действительно ли разбрасывать игрушки плохо, правда ли нельзя высыпать сахар на пол и т.д. Не думайте, что ваш ребенок растет безответственным, со временем все непослушания пройдут, главное четко обозначить границы «хорошего» (ответственного) и «плохого» (безответственного) поведения. Не идите на уступки, потому, что вы, например, разговариваете по телефону или очень спешите. Помните, что «нельзя» должно обозначать «нельзя никогда, и ни при каких обстоятельствах».

В возрасте 3,5-5 лет прекрасный период для того, чтобы приучать ребенка к ответственности. Так, например, можно закрепить за ним несложные домашние обязанности, складывание игрушек, уборку своей комнаты, ответственность за сохранность и надлежащий вид своих вещей и т.д. Одна из самых распространенных ошибок родителей состоит в том, что они считают своего ребенка очень маленьким, т.е. не готовым нести ответственности ни за какие действия. Если у малыша в таком возрасте нет своих обязанностей, есть риск, что он вырастет человеком, который будет не готов нести ответственности за свои поступки или бездействие.

Иногда родители сами ослабляют чувство ответственности у ребенка. Так, например, если ребенок плохо убрал в комнате, мама убирает все сама. Впоследствии малыш, зная, что мама будет недовольна, сразу перепоручает ей это дело.

В возрасте 5-7 лет, как правило, чувство ответственности возрастает. Чаще всего ребенок может сделать правильный прогноз: будет ли его поступки одобрены или нет. Помните, все дети – очень разные, даже одногодки, поэтому не стоит сравнивать своего ребенка с чужим. Однако важно, не отходить от принципов и воспитывать чувство ответственности.

Основа ответственности — формирующаяся у детей способность понимать, как чужие мотивы и переживания, так и собственные. Иногда ребенку кажется, что, например, что он может полностью распоряжаться своими личными вещами, не взирая на переживания своих родителей.

Даже подросток иногда не в состоянии проявить «взрослое» чувство ответственности за свои поступки. Иногда такой период наступает в 18 лет, а для некоторых – в 25, а для некоторых, к сожалению, не наступает даже в зрелом возрасте.

Воспитание ответственности
Многих родителей интересует вопрос: как воспитать успешного ребенка? Первое очень важное качество успешного человека – умение нести ответственность за свои слова, решения, поступки. Чувство ответственности нужно воспитывать. Для этого следует уделить огромное воспитание различным сферам ответственности.

1. Ответственность за собственную жизнь, безопасность, здоровье. Уже с двухлетнего возраста рассказывайте малышу о том, что некоторые его действия могут нанести огромный вред ему самому (газ, электричество и т.д.). Кроме того, родители связывают поступки детей с их самочувствием, например, предлагая ему покушать, чтобы не болел животик или принять лекарство, чтобы поскорее выздороветь. Такие действия учат ребенка быть сознательным, помогают понять причинно-следственную связь его поступков, что очень важно для формирования ответственности.

Ответственность за свои действия, которые связаны с благополучием других людей. Почаще объясняйте ребенку, что мама устала, нужно ей помочь, что у папы болит голова и нужно играть чуть тише. Понятно, что такие доводы не следует приводить каждый раз, когда ребенок приходит к вам поиграть или пообщаться. Эту сферу ответственности очень важно развивать, т.к. это основа для строительства отношений с различными людьми на протяжении всей жизни ребенка.

Ответственность за живых существ. Обязательно закрепите за ребенком определенные обязанности по уходу за растениями или животными в доме.

Ответственность за свои вещи. Уже с 3-х лет следует приучать малыша поддерживать порядок в своих игрушках и своей комнате.

Ответственность за свое слово и принятое решение. Родители должны акцентировать свое внимание на те обещания, которые дал им ребенок, и стремится к их выполнению.

Не стоит во всем и всегда уберегать ребенка и принимать за него решения, иначе можно просто заблокировать его ответственность.

Ответственность за чистоту. Речь идет не только о чистоте своей одежды и порядке в комнате, а о том, что ребенок не должен мусорить на улице, бросать мусор в подъезде и т.д.

Поощряйте в детях чувство инициативы, т.к. именно инициативный человек может стать по-настоящему ответственным. Не стоит ругаться, если, желая постирать свои вещи, ребенок израсходовал пол пачки дорогого порошка. Мягко укажите ему на его недочет, иначе у него просто-напросто отпадет желание делать что-то полезное .

С раннего возраста важно предоставлять ребенку возможность самому принимать решения. Если малыш в сорокаградусную жару хочет надеть теплые штаны, позвольте ему сделать это. Выйдя на улицу, он поймет, что совершил ошибку, и что к мнению других людей нужно прислушиваться. Важно, чтобы ребенок накапливал свой опыт: совершенный поступок– последствие.

Не стоит критиковать ребенка очень резко! Критика необходима для правильного становления личности, однако она должна носить доброжелательный характер и завершаться на позитивной ноте.

Как известно, существуют различные стили родительского воспитания: авторитетный, авторитарный, попустительский.

Авторитетный родитель, воспитывая ребенка, соединяет контроль с поддержкой растущей самостоятельности ребенка. В семье существуют четкие, конкретные правила поведения, которые напрямую обсуждаются с ребенком. Именно такой стиль позволяет воспитать самых ответственных детей.

Важно помнить о том, что не стоит требовать от ребенка ответственности в той мере, в которой можно ждать ее от взрослого человека. Ведь это огромная нагрузка даже для зрелой личности, и ребенок просто не готов к ней психологически. .Постепенно закладывайте основы ответственности, которые в скором времени дадут свои плоды! Не забывайте о том, что во многом ребенок копирует поведение своих родителей.

Автор: Sofia, специально для сайта Звездочет

 
Статья прочитана 15 раз(a).
 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля