Бинокулярное зрение. Восстановление бинокулярного зрения Восстановить бинокулярное зрение

Бинокулярное зрение. Восстановление бинокулярного зрения Восстановить бинокулярное зрение
Бинокулярное зрение. Восстановление бинокулярного зрения Восстановить бинокулярное зрение

Способность видеть мир объемно дает человеку бинокулярное зрение. При его нарушениях ухудшается острота зрения, возникают проблемы с ориентацией в пространстве. Случается это по различным причинам. Восстанавливать бинокулярность можно аппаратными и хирургическими методами. Также врач назначает упражнения для глаз.

В этой статье

Прежде чем начать рассматривать методики для восстановления бинокулярного зрения в домашних условиях, следует понять, что такое бинокулярность, как работает эта функция зрительного аппарата и из-за чего происходит потеря бинокулярного зрения.

Что такое бинокулярное зрение и как оно работает?

Бинокулярное зрение — это зрение обоими глазами. Его также называют стереоскопическим и пространственным, ведь оно дает возможность видеть в 3D-проекции. Благодаря этой функции человек видит предметы, распознавая их размеры по ширине и высоте, форму, расстояние между ними. Оба глаза человека получают по одному изображению, которые они передают в головной мозг. В нем происходит объединение этих изображений в одну картинку.

Если отсутствует бинокулярное зрение, мозг получит два отличающихся друг от друга зрительных образа, которые не смогут соединиться в один. В результате этого возникает диплопия — двоение изображения. Такое бывает при анизометропии (сильная разница между рефракцией правого и левого глаз), заболеваниях хрусталика, роговицы и сетчатки, повреждениях нервной системы и по другим причинам. Невозможно бинокулярное зрение, если в процессе зрительного восприятия не участвует один глаз, как это бывает при косоглазии.

Развитие бинокулярного зрения начинается с самого детства. С первых же месяцев начинают формироваться предпосылки для его возникновения и развития. Сначала у ребенка появляется светочувствительность, цветовосприятие, центральное зрение. Со временем улучшается острота зрения, поле зрение расширяется. Все это способствует формированию бинокулярности. Завершается этот процесс примерно к 12-14 годам. Нарушения могут возникнуть в любом возрасте. Спровоцировать их способны самые разнообразные факторы.

Причины нарушения бинокулярного зрения

Основная причина, из-за которой отсутствует зрение бинокулярное, это несогласованные движения глазных яблок. Такое происходит вследствие ослабления глазных мышц или повреждений глазодвигательных мышц. Глаза начинают смотреть в разных направлениях, смещается зрительная ось, что приводит к ухудшению зрительных функций одного глаза. В ряде случаев происходит полная потеря зрения одним из них. Данная патология чаще возникает в детском возрасте и проявляется в косоглазии — самая частая форма нарушения бинокулярного зрения.

К утрате бинокулярности приводят и другие причины. На самом деле, их очень много. Кровоизлияния в сетчатке, катаракта, разрыв сетчатой оболочки вызывают сильное ухудшение зрительных способностей глаза, а одно из условий существования стереоскопического зрения — отсутствие патологий сетчатки и роговицы.

Таким образом, потеря бинокулярного зрения вызывается разными патологиями организма, в целом, и глаз, в частности. Любая болезнь, которая отрицательно сказывается на здоровье глаз и зрении, может стать фактором, провоцирующим нарушения пространственного восприятия.

Восстановление бинокулярного зрения

Восстановление бинокулярности начинается с лечения патологии, которая привела к нарушениям зрения. Только после устранения причин, можно вернуть стереоскопическое зрение.

Самой частой патологией, при которой зрение бинокулярное отсутствует, является косоглазие. Это офтальмологическое заболевание лечится с помощью операции, аппаратных методов и глазной гимнастики. Хирургическое вмешательство необходимо только в крайних случаях, когда глаз сильно смещен относительно нормального положения и не задействован в процессе зрения.

Восстановление и тренировка бинокулярного зрения в домашних условиях

Ежедневная тренировка пространственного зрения является залогом быстрого его восстановления. Существуют различные упражнения, которые могут выполняться самостоятельно прямо дома. Самым простым является упражнение с листом бумаги.

Упражнение с листом

Вам потребуется бумажный лист, на котором нужно начертить фломастером вертикальную черту длиной 10 см и шириной 1 см. Закрепите лист на стене на уровне глаз и отодвиньтесь от нее на 1 метр. Смотрите на линию и понемногу наклоняйте голову вниз, продолжая рассматривать черту, пока она не начнет двоиться. Следующий раз отводите голову вверх, а потом в стороны. Выполнять такие упражнения необходимо три раза в день по пять минут. Обязательное условие для выполнения — хорошая освещенность в комнате.

Это упражнение самое простое по технике. Есть и другие методики, связанные с фокусировкой. Они также способствуют тренировке и восстановлению бинокулярного зрения.

Упражнение «Тренировка»

На стене разместите какой-нибудь объект (лист с изображением) и отойдите от него на дистанцию 2-3 метра. Далее Вы должны сжать кулак, но указательный палец при этом должен быть вытянут вверх. Рука располагается на расстоянии 40 см от лица, а кончик указательного пальца должен находиться на одной зрительной оси с объектом на стене. Посмотрите на объект через кончик пальца. Он сразу начнет раздваиваться. После этого нужно перенести фокус со стены на палец. В этот момент начнет двоиться зрительный объект. Так можно тренировать попеременно оба глаза. Больше нагружать следует именно слабый глаз. Тренировка займет у Вас примерно 3-5 минут. Выполнять ее желательно несколько раз в день. Со временем Вы заметите, что острота Вашего зрения улучшилась.

Упражнение «Фокусировка»

Для него потребуется цветной предмет (любая картинка). Сначала нужно смотреть на всю картинку, затем на отдельные ее детали (изображение должно быть сложным, разноцветным). Затем выбирается еще меньший объект. Так, если объект — бабочка, то сначала Вы рассматриваете ее целиком, после этого очерчиваете глазами ее контур, далее разглядываете крыло или его половинку. Последним объектом для фокусирования на нем взгляда должен быть размером не более 0.5 см. Так Вы постепенно научитесь быстрее и точнее фокусироваться, не нагружая сильно глаза.

Упражнение «Стереограмма»

Рисунок-стереограмму можно скачать в интернете и распечатать. Она представляет собой зашифрованные рисунки, в которых можно разглядеть какие-либо фигуры. Стереограмма должна располагаться на расстоянии 30-40 см от лица. Взгляд необходимо фокусировать как бы за изображением. Через некоторое время начнет проявляться скрытая картинка. После того, как это произошло, нужно увеличить дистанцию между стереограммой и глазами, но при этом постарайтесь не потерять найденную картинку. Следующие действия — повороты головы вверх-вниз и влево-вправо с удержанием увиденного изображения. С первого раза это может не получиться. Однако со временем глаза привыкнут и видимый объект будет распознаваться с разных ракурсов. Стереограммы очень полезны для тренировки бинокулярности, а также для снятия напряжения со зрительного аппарата. Особенно такое упражнение будет полезно людям, которые работают за компьютером. Стереограммы можно и не распечатывать, а рассматривать прямо с монитора. Необходимо только установить оптимальную его яркость.

Помимо этих упражнений, можно выполнять общую гимнастику для глаз, которая помогает при усталости и для повышения остроты зрения. Таких методик тоже достаточно много. Перед их выполнением проконсультируйтесь с офтальмологом.

Человек с бинокулярным (стереоскопическим) зрением может полноценно ориентироваться в пространстве. Различать предметы и объекты по форме можно и при наличии монокулярного зрения. Однако определять дистанцию между объектами можно только при сформированном стереоскопическом восприятии. Любые патологии, которые приводят к нарушению бинокулярности, необходимо начинать лечить вовремя, тем более, если они возникают в детском возрасте, когда зрение только формируется.



Владельцы патента RU 2283071:

Изобретение относится к офтальмологии и предназначено для восстановления бинокулярного зрения. В условиях механической гаплоптики пациенту предъявляют объекты для наблюдения. Объекты могут быть сходными или различными для каждого глаза в отдельности. Обладают свойством изменения яркости, попеременного или одновременного мигания, возможностью перемещения в пространстве. При этом осуществляется зрительная и слуховая изоляция пациента от всего его окружающего. Способ позволяет повысить зрительные функции макулярной области. 3 табл.

Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии, и может быть использовано для развития и укрепления бинокулярного зрения.

За последние годы отмечается значительный прогресс использования компьютерных технологий в медицине.

Особенно привлекательными и перспективными направлениями данных разработок для медицинской практики является создание обучающих программ на основе виртуальной реальности.

Виртуальная реальность (от лат. Virtus - мнимый, воображаемый) созданная компьютерными средствами трехмерная модель реальности, которая создает эффект присутствия человека в ней, позволяет взаимодействовать с представленными в ней объектами, включая новые способы сотрудничества: изменение формы объекта, свободное перемещение между микро- и макроуровнями пространства, перемещение самого пространства.

Знакомясь с литературой, мы пытались найти сведения, касающиеся использования данной технологии (с учебной или лечебной целью) в офтальмологии. Однако таких данных в доступном информационном пространстве мы не обнаружили. В связи с этим, по нашему мнению, представляется весьма перспективным использовать эффект виртуальной реальности, создаваемый специальными шлемами для офтальмологической практики, а именно для лечения детей с косоглазием.

Способность бинокулярного видения окружающего пространства относится к высшим зрительным функциям. Окружающее нас пространство имеет три измерения, а изображение его на сетчатке глаза является плоским. Несмотря на это, глаза в норме точно решают задачу ориентации в пространстве.

Всегда, когда область сетчатки стимулируется изменением освещения глаза, стимул не только воспринимается, как имеющий некоторую яркость, цвет и некоторую форму, но также всегда локализуется в некотором направлении зрительного пространства - субъективном зрительном направлении. Центральная ямка сетчатки - область самой высокой остроты зрения. Зрительное направление центральной ямки называется основным субъективным зрительным направлением. Все остальные носят название вторичных субъективных зрительных направлений. Они относительны к основному субъективному зрительному направлению и, следовательно, меняются вместе с ним при изменении положения глаза.

Прямая, соединяющая центральную ямку с точкой фиксации, называется зрительной осью. Другие синонимы - линия взгляда, зрительная линия и линия взора. Если две зрительные оси пересекаются в точке фиксации, имеет место бинокулярная фиксация, если только одна основная линия направления проходит через точку фиксации, то фиксация монокулярная.

Бинокулярное зрение - это зрение с использованием информации, поступающей в мозг через два глаза, при этом обеспечивается одновременное направление зрительных осей на объект фиксации, слияние монокулярных изображений этого объекта в единый зрительный образ и его локализация в соответствующее место пространства. Бинокулярное зрение усиливает воспринимаемую яркость объекта и позволяет более точно оценивать третье пространственное измерение, т.е. объемность предметов, степень их абсолютной и относительной удаленности.

Способность глаз оценивать трехмерное пространство на основе двухмерных изображений на сетчатках называют глубинным или стереоскопическим зрением. Существуют признаки восприятия глубины, дающие представление об удаленности наблюдаемых предметов и без участия бинокулярного зрения. Это так называемые монокулярные признаки восприятия глубины (частичное закрытие далеких объектов близкими, линейная перспектива, распределение светотеней и др.). Основу глубинного бинокулярного зрения составляет стереопсис. Под стереопсисом надо понимать процесс объединения молекулярных образов в бинокулярный, который сопровождается специфическим (отличающимся от впечатления пространственности, основанного на монокулярных признаках восприятия глубины) переживанием глубины. Существуют пределы, в которых возможно глубинное зрение. Верхняя граница - это радиус стереоскопического зрения, равный минимальному расстоянию, с которого уже нельзя стереоскопически отличить глубину расположения объекта относительно другого объекта. Нижняя граница - это расстояние ясного видения, равное расстоянию от глаза до ближней видимой точки.

При бинокулярной фиксации монокулярные поля зрения накладываются друг на друга, образуя общее бинокулярное поле зрения. Объект, находящийся в любом его участке, одновременно раздражает сетчатки обоих глаз. Стимулом к бинокулярной фиксации объекта служит постоянная тенденция зрительной системы к преодолению диплопии (двоения монокулярных образов), т.е. к одиночному восприятию. Одиночное видение достигается с помощью механизма фузии - слияние в единый образ раздельно воспринимаемых правым и левым глазом изображений на сетчатках, происходящее в высших зрительных центрах мозга.

Одиночное восприятие наблюдаемого объекта возможно только при условии одновременного раздражения центральных ямок или корреспондирующих точек сетчаток.

Главной объективной предпосылкой формирования трехмерного пространственного восприятия является наличие расстояния между центрами зрачков, т.е. бинокулярного базиса. Правый и левый глаз одновременно рассматривают предмет с разных точек, вследствие чего изображение его на сетчатке правого и левого глаза различны.

На основе анализа двух таких изображений неодинакового характера в зрительных зонах коры головного мозга возникает трехмерное изображение наблюдаемой картины.

Так в рамках бинокулярной фиксации объединились воедино диспаратность, дающая стереоэффект, и фузия, устраняющая двоение.

При предъявлении каждому глазу двух подобных монокулярных изображений даже на диспаратных элементах сетчатки фузия может осуществляться и без движений глаз. Т.е. две подобные линии на диспаратных элементах сетчатки "притягиваются" друг к другу, сливаясь в единый образ. Такая фузия носит название сенсорной фузии. Однако если молекулярные образы, попадающие на корреспондирующие области сетчатки, не подобны, а отличаются друг от друга, фузия становится невозможной. В этом случае имеет место попеременное восприятие то левого, то правого монокулярного образа, называемое бинокулярным соревнованием (или соревнованием сетчаток). Бинокулярное соревнование может быть также результатом предъявления двум глазам подобных объектов различного цвета или неодинаковой яркости (цветовое соревнование). Во избежание путаницы один или другой монокулярный объект временно подавляются. Какой из двух объектов будет подавляться, зависит от того, какой глаз является доминирующим. Постоянное подавление сетчатки одного глаза с прекращением соревнования ведет к полному доминированию другого глаза. Это главное препятствие к бинокулярному зрению. Для восстановления бинокулярного зрения необходимо возвращение к соревнованию сетчаток.

Расстройства бинокулярного зрения в зависимости от их характера могут служить ранним сигналом нарушения деятельности как периферических отделов зрительного анализатора, так и центральной нервной системы.

В связи с этим исследования бинокулярного зрения представляет интерес как в офтальмологии, так и в неврологии, психиатрии, психоневрологии. Специфика исследования восстановления бинокулярного зрения и закрепления его путем тренировочных упражнений требует разнообразия условий исследования и тренировок, максимально приближенных к естественным, во избежании возникновения так называемого «приборного зрения». Этим объясняется наличие в медицинской практике различных приборов функционально одинакового назначения.

Методы, направленные на восстановление бинокулярного зрения, традиционно основывались на различных принципах разделения полей зрения обоих глаз: механическом (синоптофор и синотипные приборы-аналоги), цветовом (анаглифы, например четырехточечный тест), поляроидном, растровом и других.

Опыт показывает, что чем больше условия зрительного восприятия на завершающем этапе лечения косоглазия отличаются от естественных, тем меньше эффективность лечения и ниже процент восстановления бинокулярного зрения (Э.С.Аветисов, 1977, 1980).

Именно искусственные условия зрения в гаплоскопических приборах явились одним из оснований для развития диплоптики (Э.С.Аветисов, 1979, 1980). Система диплоптики предусматривает лечение в естественных и близких к ним условиях и включает в себя серию способов с различными принципами возбуждения диплопии и устранения феномена торможения.

В физиологии зрения также существует мнение, что зрительная информация передается фазово, не исключено, что и попеременно, то в правом, то в левом зрительных каналах (Корпман И.Л., 1966, Hamburger F.A., 1949, Verhoeff F.H., 1935). Частота этих импульсов такова, что переменность их передачи не ощущается человеком. Поэтому можно предположить, что фазово-временное предъявление тест-объектов является одним из физиологических способов бинокулярного предъявления зрительной информации.

Принцип фазового разделения был использован Aulhovn (1973) в фазово-разделяющем гаплоскопе, где смена фаз осуществляется вращающимися секторными обтураторами.

Прототипом изобретения является способ применения системы поляроидов, посредством которой осуществляется разделение полей зрения. Автор Вакурина А.Е. Способ и устройство для восстановления бинокулярного зрения (SU Авт. Свид. N 98411, кл. А 61 В 3/08, 1996 г.

Однако данное устройство не дает возможности наблюдать на экране объект одновременно обоими глазами, что не позволяет проводить диплоптическое лечение косоглазия.

Целью предлагаемого способа лечения является повышение зрительных функций макулярной области, что ведет к устранению амблиопии, препятствующей развитию бинокулярного зрения и восстановления самого бинокулярного зрения с помощью шлема виртуальной реальности.

Суть нашей работы заключается в следующем.

В стандартном шлеме виртуальной реальности имеются специальные экраны (визоры), на которые от видеоисточника проецируется изображение отдельно для правого и левого глаза.

Видеошлем использует два цветных дисплея на жидких кристаллах, каждый из которых создает контрастное изображение из 789×230 элементов. Оба глаза видят разные изображения стереоэффекта, оба глаза при этом совместно воспринимают глубину изображения. В результате получается поистине реалистичное стереоскопическое изображение.

В конструкцию видеошлема входят стереонаушники высокого качества. Система виртуальной ориентации реагирует на каждое движение головы пользователя. Контролер цифровой обработки сигнала обеспечивает точность ввода и обратную связь, помещая пользователя в виртуальный мир.

С помощью настройки добиваются объемного 3-мерного изображения, которое возможно только при условии бинокулярного зрения.

Запускаются игры в нашей специальной обработке, и ребенок (5-12 лет) в шлеме попадает в мир виртуальной реальности и наслаждается игрой.

Шлем по нашему мнению должен стимулировать рефлекс бификсации.

Лечебные упражнения для восстановления бинокулярных функций воспринимаются каждым глазом отдельно, при этом дабовлаются сине-красные фильтры-линзы на модифицированную нами оправу и фиксируются на оба дисплея шлема. При необходимости можем добавить в эти оправы сферические или астигматические линзы, корригирующие аметропию.

При этих упражнениях предусмотрены дополнительные возможности: попеременные или одновременные мигания, изменение яркости красного и синего цветов. Подбор и последовательную смену бинокулярных упражнений следует проводить в соответствии с функциональными возможностями пациента. При наличии функциональной скотомы или неустойчивого совмещения целесообразно назначать упражнения в режиме мигания (одновременного или попеременного), начиная с более крупных объектов, параметры мигания (цвет, частота) подбираются индивидуально (4-9 Гц в течение 1-2 минут, затем частоту уменьшать).

По мере устранения скотомы или ее отсутствия те же упражнения назначают для развития фузионных резервов. Вначале выбирают более крупные объекты, затем переходят к более мелким объектам.

Результаты выполнения упражнений сохраняются в компьютере. Они позволяют врачу судить о динамике лечения и периодически добавлять или изменять те или иные упражнения. При подборе конкретных упражнений рекомендуется учитывать возраст и уровень интеллектуального развития ребенка. На первых сеансах следует выбирать упражнения с простыми и крупными объектами, затем переходить к более сложным и мелким объектам.

До лечения, в ходе проведения сеансов и после лечения необходимо проводить контрольные исследования традиционными методами: измерение остроты зрения, угла косоглазия, оценку характера зрения на цветотесте и фузионную способность на синоптофоре.

Наш лечебный способ отличается от традиционных: он проводится в форме игры, с активным участием и большей заинтересованностью пациента, а также объективным контролем на любом этапе лечения. Он отличается от всех лечебных способов при данной патологии тем, что во время сеанса пациент изолирован от всего его окружающего (зрение и слух).

Упражнения проводятся ежедневно, 2 раза в день по 10-15 минут, на один курс лечения по 15 сеансов.

Предлагаемый способ апробирован при лечении 36 детей, страдающих нарушением бинокулярного зрения.

В первой группе (20 человек) проводили лечение косоглазия традиционными методами: (амблиотренер, хейроскоп, синоптофор и др.). В результате проведенного лечения у больных первой группы острота зрения 0,4 и выше отмечена у 3-х человек, восстановлено бинокулярное зрение у 3-х детей.

Во второй группе (16 человек) занятия проводили предлагаемым способом после безуспешного традиционного лечения нарушения бинокулярного зрения. После проведенного лечения бинокулярное зрение получено у 11 детей.

Пример. Больная Р., 5 лет 6 месяцев, поступила в специализированный детский сад по лечению косоглазия и амблиопии в октябре 2000 года с диагнозом: содружественное неаккомодационное сходящееся косоглазие, дисбинокулярная амблиопия высокой степени левого глаза, гиперметропия слабой степени правого глаза и средней степени левого глаза. Косоглазие выявлено в возрасте 1,5 лет.

При поступлении: острота зрения правого глаза = 0,6 не корригируется, левого глаза = 0,2 н/к, угол косоглазия по Гиршбергу = 15° имеется центральная зрительная фиксация на амблиопичном глазу. В результате плеоптического лечения, включавшего пенализацию для близи, локальные засветы центральной ямки сетчатки, занятия на корректоре-локализаторе, другие плеоптические упражнения, через 3 месяца острота зрения левого глаза достигла 0,3 с соответствующей коррекцией. В течение последующих 3 месяцев на фоне продолжавшегося лечения улучшений не отмечалось. В июне 2001 года начато лечение предлагаемым нами способом. После 15 проведенных сеансов (через 3 недели) острота зрения достигла 0,6, уменьшился угол косоглазия до 3° на синоптофоре, отмечено отсутствие угла косоглазия по Гиршбергу, а на четырехточечном цветотесте выявлено одновременное зрение.

Развитие бинокулярного зрения, упр. 1

При близорукости, вследствие неправильных зрительных навыков и низкой остроты зрения, часто бывает нарушена способность удерживать взгляд двумя глазами на рассматриваемой цели. Часто близорукие люди непризвольно или сознательно сводят зрительные оси не на рассматриваемом объекте, а перед ним или позади него. Точка пересечения зрительных осей называется точкой бинокулярной фиксации, или бификсации. В норме точка бификсации располагается на рассматриваемом объекте, чтобы в зрительном акте участвовали изображения из двух глаз, что является основой бинокулярного зрения. Но многие люди пользуются изображением только одного доминирующего глаза, это так называемое монокулярное зрение. При таком зрении изображение второго глаза блокировано мозгом, то есть второй глаз выключен. Это не заметно для самого человека, потому что монокулярное зрение тоже дает неплохое изображение. Но если вы разовьете бинокулярное зрение, то это сразу даст вам 20%-ную прибавку к остроте вашего зрения и разовьет такие правильные зрительные навыки, как объемное зрение и хороший глазомер.

Как вы заметили, для упражнений я стараюсь подобрать вам простые вещи. В этом упражнении вы будете использовать свои пальцы. Закрепите на стене зрительную мишень и встаньте на расстоянии 2-3 метра от нее.

Сожмите правый кулак, а указательный палец выпрямите вверх. Смотрите на зрительную мишень и расположите кисть правой руки на расстоянии 30-40 см от лица так, чтобы кончик указательного пальца находился на зрительной оси. Вы увидите раздвоенный указательный палец по обе стороны от зрительной мишени, как на рисунке внизу.

А сейчас посмотрите на кончик указательного пальца. Вы увидите, что зрительная мишень раздвоилась, как на рисунке внизу:


Переведите насколько раз ваш взгляд с мишени на кончик указательного пальца и обратно. Обратите внимание, что раздвоенные изображения пальца является полупрозрачным, сквозь них просвечивают изображения предметов, расположенных позади. Если при взгляде на мишень вы видите раздвоенное изображение пальца, а при взгляде на палец видите раздвоенное изображение зрительной мишени, при этом каждый раз оба раздвоенных изображения одинаковой яркости, то ваши глаза одинаково участвуют в зрительном акте. Но может быть так, что при взгляде двумя глазами на зрительную мишень одно из изображений указательного пальца яркое, а другое бледное или его совсем не видно.

На рисунке внизу показано изображение пальца при монокулярном зрении правого глаза, если смотреть на мишень двумя глазами:


На рисунке внизу показано изображение пальца при монокулярном зрении левого глаза, если смотреть на мишень двумя глазами:


Закрывайте поочередно один глаз и смотрите другим глазом на мишень несколько раз, чтобы включить более слабый глаз. Добейтесь, чтобы каждое из изображений пальца стало одинаковой яркости. Затем смотрите на мишень двумя глазами, чтобы вы видели два раздвоенных полупрозрачных изображения указательного пальца одинаковой яркости. Если вы наблюдательны, то заметите, что когда вы смотрите на мишень и при этом раздвоенные изображения указательного пальца одинаковые, то тогда изображение зрительной мишени еще более четкое и яркое.

На следующем занятии мы продолжим это упражнение.

Берегите зрение.

Ваш доктор А. Давыдов.

Комментарии (38)

  1. Дмитрий. :

    добрый день. Подскажите пожалуйста. У меня исход.косоглазие левого глаза-0,7,правый в норме-1. Прохожу курс лечения по мет.Бейтса(2недели). Путем этих упражнений удалось включить левый глаз! Четко вижу ближн.ворота,но изображение мишени нечеткое! Дальн ворота так же нечеткие. Научился “управлять” лев.глазом и когда,путем напряжения мышцы, его подвожу в норм.положение,т.е. смотрю двумя глазами,изображение нечеткое,размытое,хуже чем когда смотрю одним лев.глазом! Это нормально? Говорят,что когда мозг адаптируется,то глаза в расслабленном состоян будут видеть и смотреть четко и ровно!??? Прошу совета и рекомендаций! Зарание благодарен!

  2. :

    Дмитрий, сейчас не надо зацикливаться на четкости изображения. Гораздо важнее развить фузионный оптомоторный рефлекс, то есть когда вы подводите раздвоенные изображения близко друг к другу, они как бы самопроизвольно соединяются в одно, как намагниченные. Можно попробовать упражнение “конвергенция без аккомодации”, чтобы научиться управлять конвергенцией, не задействуя аккомодацию. Если вам или кому-то еще интересно, я могу написать статью по данному упражнению. Когда этот рефлекс станет устойчивым, потом можно будет работать над четкостью изображения.

  3. Дмитрий. :

    Добрый день! Очень благодарен Вам за ответ и вообще за внймание. Прошу Вас,вышлите мне описание этого упражнения. Зарание благодарю!

  4. Ризат :

    Здравствуйте! У меня точно такая же проблема как у Дмитрия… Буду благодарен если тоже вышлите мне описание этого упражнения. Спасибо!

  5. Алексанлдр :

    У меня монокулярное с детства, можно ли развить бинакулярное зрение. видят два глаза.. но по очереди.. при этом картинки не двоятся…

  6. :

    Александр, собственно мой блог о развитии бинокулярного зрения как подготовка к динамической фиксации. Пробуйте, старайтесь, развивайте зрение, пишите комментарии…

  7. Vitalii :

    Упражнения на конвергенцию делать могу, но изображение нечеткое. Зрение у меня одновременное(по цветотесту), один глаз иногда косит наружу (не сильно). После упражнения – пару минут косит внутрь. Хочу знать професиональное мнение. Посоветуйте упражнения на слияние „для начинающих”, так как я занимаюсь недавно и не все выходит. Зарание спасибо.

  8. :

    Vitalii , упражнения на динамическую фиксацию развивают зрительные навыки в определенной последовательности – вначале точечная центральная фиксация в движении, затем одновременное участие глаз в акте зрения и потом динамическая бификсация цели, развивающая фузионный окуломоторный рефлекс. Если с первыми двумя этапами у вас порядок, то для разития фузии (слияния) попробуйте упражнения на динамическую конвергенцию и динамическую дивергенцию . Эти упражнения следует делать для развития понимания и ощущения точки бификсации как точки пересечения зрительных осей.

  9. Наталья :

    Добрый день!
    Я очень уважаю врачей, которые действительно разбираются в совей области и им это искренне интересно. К сожалению, сейчас таких мало. Я и сама вращаюсь в мед.кругах, поэтому знаю о чем говорю =) Вы – один из немногих. И я Вас заранее уважаю.
    Хотела бы попасть к Вам на консультацию. Где находится клиника в которой Вы ведете прием?

  10. :

    Наталья, спасибо. Я веду этот и параллельный блог как эксперимент по ознакомлению людей с методом динамической фиксации он-лайн. Принять вас пока не могу. Когда такая возможность появится, я сообщу.

  11. Виктор :

    Надо смотреть то одним глазом, то другим махая перед лицом ладонью, для меня легче сам закрывать глаз, потом другой.

  12. :

    Виктор, если вам так легче, то делайте по-своему. Главное – получить результат.

  13. Виктор :

    Что бы изображения сравнялись, голову приходится держать почти горизонтально.

  14. :

    Виктор, ” почти горизонтально ” это наклонив голову в сторону к плечу или как-то еще?

  15. Виктор :

    Первое, т.е. “почти горизонтально ” наклонив голову в сторону к плечу, я это случайно заметил: прочитал часть 2 бинокулярного зрения и стал сильно наклонять голову.

  16. Екатерина :

    Добрый день! Хотела спросить вашего совета: моему сыну 1,8г., родился преждевременно, 5 дней лежал в инкубаторе, что, как говорят, очень плохо сказывается на глазах,но, к счастью, ретинопатия не развилась, в год диагноз был – “здоров”. Но при всем, при этом, где-то в возрасте 6 месяцев начал косить правый глаз периодически. Наш врач сказал, что это неврологическое (у нас ДЦП в легкой форме), ничем помочь не может. В 1,6г мы наблюдались у врача с Микрохирургии глаза г.Чебоксары, после осмотра она сказала, что у нас дальнозоркость +3 обоих глаз, плюс к этому не развивается бинокулярное зрение. Выписала очки для постоянного ношения, сказала, что пока надо понаблюдать. Но так ужасно это неведение и беспомощность. Подскажите, чем можно помочь такому маленькому малышу (для упражнений он еще маловат)?

  17. :

    ” … Установлено, что недельные младенцы воспроизводят ротовые движения взрослого человека после их визуального наблюдения…

    … Нет каких-либо средств, с помощью которых они могли бы приобрести психологическое представление о собственных ртах и ртах других людей, по крайней мере в том смысле, в котором обычно используется термин “психологическая репрезентация”. То, что они могут различать движения этой загадочным образом известной им части тела другого человека и могут сами точно воспроизводить эти движения, говорит в пользу того, что уровень когнитивного функционирования новорожденных намного более продвинут, чем мы это себе обычно представляем… Применительно к “имитативным” действиям новорожденного, интермодальное восприятие может способствовать визуальному узнаванию младенцем рта другого человека на основании не визуального сенсорного опыта собственного рта. Отметим также, что младенец также имеет врожденную способность активно повторять то, что он наблюдал пассивно; он двигает своим ртом, так как ранее наблюдал, как взрослый двигает своим ртом…

    … Я также обсудил другую группу феноменов, которая может быть эффективной в детерминации действия и сенсорного восприятия, хотя они могут никогда не достигать вербального осознания. Это сенсорно-моторные, или поведенческие воспоминания, которые возникают главным образом из довербального восприятия и сохраняют свое влияние на всем протяжении детства и во взрослой жизни. ”

    Эти мысли Скотта Даулинга о врожденной способности младенца активно повторять то, что он наблюдает пассивно, я применил для тренировки навыка фиксации движущейся цели(динамической фиксации) для развития бинокулярного зрения у моего сына, когда ему было около двух месяцев. Движущаяся цель и объект для подражания были мои глаза. Сама тренировка заключалась в том, что я вначале устанавливал с ним зрительный контакт, то есть ловил его взгляд, и когда он устойчиво смотрел мне в глаза, я начинал ритмично, с частотой два движения в секунду, попеременно смотреть ему то в правый, то в левый зрачок. Вначале в его глазах я наблюдал удивление, а потом он инстинктивно начал повторять движения моих глаз. Что интересно, он делал это в противофазе к моим движениям, его движения глаз были противоположны моим, но точно в моем ритме и очень четкие. Я даже заснял один эпизод на видео:
    http://www.youtube.com/watch?v=-rIXWV8GW4Q&feature=autoplay&list=UUR1UzeVie4bKK8rHXf-blDA&lf=context&playnext=24
    Сейчас ему два с половиной года, у него очень цепкий взгляд, он бьет ногой по катящемуся мячу и попадает теннисной ракеткой по мячу с отскока. Как теннисист со стажем, могу сказать, что не всякий ребенок школьного возраста может это сделать. То есть, он зрительно точно определяет расстояние до летящего к нему мяча и его скорость. Можно сделать вывод, что у него уже начинает развиваться стереоскопическое восприятие движущихся объектов.

    Так что попробуйте установить с вашим ребенком зрительный контакт и делайте своими глазами ритмичные саккады, может ваш ребенок начнет вам подражать, а потом его зрение может развиться. Главное, запустить процесс. Потом отпишитесь здесь, при любом результате. Это интересно…

  18. Екатерина :

    Спасибо большое, обязательно используем ваш совет.

  19. Саша :

    Добрый вечер!
    У меня тоже есть проблема. Я вижу правым глазом при помощи жесткой линзы лучше, чем левым (делали операцию по замене хрусталика с диоптриями) и все равно, я правым вижу лучше, хотя и им не 100%. У меня двоится: изображение левого глаза накладывается немного выше и далее “уплывает” вверх и влево, а потом останавливается. Фильмы и стерео картинки мне не доступны. Подскажите пожалуйста, какие делать упражнения, чтобы убрать этот дефект? В Волгограде, еще сделали 2 операции по устранению косоглазия. Косметически глаза в норме, а мозг никак не соединит 2 картинки.

  20. :

    Саша, к сожалению, мои упражнения предназначены для людей, имеющих бинокулярное зрение.

  21. Виктор :

    Саша, для развития бинокулярного зрения следует рассматривать стереоскопические картинки из книги Перельмана ”Занимательная физика” например, отсюда http://class-fizika.narod.ru/p197.htm . Для облегчения можно между носом и экраном поставить листок и получится.

  22. Саша :

    Добрый вечер!
    С нетерпением ждал ответ,а когда получил и удивился.думал не ответите.Большое спасибо за разъъяснение.А как же я буду видеть,если у меня двоится(уходит в сторону)7Как удерживать второе изображение?Я обязательно по пробую ваш совет.Может поможет увидеть,также как и все люди.Спасибо.саша.

  23. Виктор :

    Мне собирались делать операцию от косоглазия, но протестировав решили, что отклонение от нормы незначительное, и операцию делать нет смысла, правда и упражнений не дали.

  24. Виктор :

    Для Саши и т.д.
    Если содружественное косоглазие (или скрытое) (т.е. глаза двигаются в любую сторону) основным способом лечения является воспитание бинокулярного зрения и доведение его до автоматизма.
    Следует отметить, что у нормального человека боле ближние предметы и более дальние от фокуса взгляда двоятся, просто люди со временем привыкают к этому.
    Двоящиеся предметы (удалённые) бывают один ниже другого – тогда для развития бинокулярного зрения можно одеть призматические очки или наклонить голову.
    Следует на полуметровой линейке пластилином закрепить пяток карандашей (или на двух линейках) и держа перед глазами фокусировать на каждом карандаше взгляд, подробнее это упражнение и тренажёр описано на сайте http://forum.vseoglazah.ru/showthread.php?t=524 .

  25. Леонид :

    Здравствуйте
    Пытаюсь увидеть две мишени при фокусировке на палец, ничего не выодит. Вижу только одним или другим, может есть какие то предварительные упражнения, чтоб появилась хотяб не очень яркая картинка вторым глазом?

  26. :

    Леонид, обычно таким пациентам я ставлю призмы силой 2 – 3 призменные диоптрии основанием к носу в комбинации с минусовыми линзами для полной коррекции близорукости и предлагаю посмотреть вдаль на светящееся изображение креста, в проекторе знаков есть такая опция. После временного двоения происходит бификсация цели и фузия, при снятии призм также временно появляется двоение, а затем также бификсация и фузия. Вначале, как правило, двоения нет, но потом пациент начинает замечать двоение, то есть появляется изображение в парном (слабом) глазу. Можно еще использовать цветотест для тестирования бинокулярного зрения, но призмы лучше.

  27. Леонид :

    Спасибо большое за ответ
    В домашних условиях это возможно сделать?

  28. :

    Леонид, если вы разбираетесь в теме, то можете поэкспериментировать с призматическими офтальмотренажерами для домашнего использования. Или прилепите эластичные призмы Френеля на ваши очки для дали с внутренней стороны, основаниями к носу.

  29. Леонид :

    Попытался разобраться в теме, покопался в интернете и выяснил, судя по описаниям у меня альтернирующее косоглазие, в близи не заметное но при увеличение расстояния до фиксации угол повышается.
    Возможно ли в 30 лет восстановить в таком случае фузию и бинокулярное зрение? могу посоветовать пройти обследование в МНИИ ГБ им. Гельмгольца .

  30. Вячеслав :

    Аркадий, спасибо за сайт!
    У меня монокулярное зрение – вижу левым глазом, сделал лазикс правого глаза – был очень сильный астигматизм.
    Теперь зрение правого практически такое же как и левого, а бинокулярного зрения нет. То что зрение с помощью тренировок резко улучшается это я на практике убедился.
    Но ни кто и нигде не дает упражнений на развитие бинокулярного зрения, очень хочется внятных систематических рекомендаций, упражнений с указанием времени занятий, возможно изготовить или приобрести приборы, если возможно, то и в видео формате. Я одержим идеей создания такого курса.
    Стерео картинки вижу, но эффекта стабильного стерео зрения нет, хотя и как будто второй глаз пробивается и это вдохновляет на тренировки!
    Ваш сайт просто находка!

  31. :

    Вячеслав, спасибо за позитивный отзыв! Понимаю ваше воодушевление, но чтобы создать систематизированные рекомендации в видеоформате, медицинские приборы, программное обеспечение, etc, необходимо создать и профинансировать группу из врачей, инженеров, программистов…

  32. Александр :

    А у меня такая ситуация – амблиопия, косоглазие внутрь на правом глазу градусов 20-25 (было до второй операции), слабая светочувствительность на оттенки зеленого и красного цвета (по таблицам Рябкина узнал, когда проверялся в университете), 2 раза оперирован в 5-6 и 11-12 лет (точно не помню, сейчас 27). После второй операции отклонение значительно уменьшилось и возникало насколько я помню, лишь при физических нагрузках или психоэмоциональных. Из-за чего не любил физкультуру или например длинные поездки. В полностью расслабленном состоянии, по собственным наблюдениям, глаз не отклоняется от нормальной оси. После операции глаза были 1 на левом и 0.3 на правом. Через лет 5 и до сих пор на правый пишут в основном 0.2

    Все проверки у врачей и в военкоме, и в универе проходили обычно по одной схеме – тебя смотрят, проверяют на разных приборах, что-то спрашивают, затем молча пишут какую-то ерунду и без каких-либо, даже самых элементарных рекомендаций/советов отправляют гулять. Я даже диагноз узнал когда сам разобрал корявый почерк врача, т.к. их что-то спрашивать это как головой об стенку биться, видимо мне так везет с ними. Также, до поступления в универ проверялся в одной из больниц и впервые узнал, что у меня слабая светочувствительность на некоторые оттенки цветов. Врач помню так занервничала, когда я неверно отвечал, будто я издеваюсь с нее или шучу, в итоге вписала в карточку противопоказание на факультеты связанные с компьютерами, но я все равно на такой поступил. Сейчас по 10-12 часов в день за компьютером провожу и зрение все то же, что и после 2-ой операции.

    Задумываться о глазах и своем диагнозе начал лишь недавно. Накачал всякой литературы с упражнениями вроде Бейтса, также читал о всяких приборах по улучшению кровотока в глазах, которые якобы помогают при амблиопии. На ваш блог также наткнулся, осваиваю.

    В описанном выше упражнении заметил такую вещь – правый (слабый 0.2) глаз включается почему-то не всегда, когда именно – даже описать не могу. Но, заметил чудную вещь как его включить сразу же – надо часто поморгать и он тут же появляется и я вижу как и на картинке – справа четкий палец, слева – фантомный. Прокомментируйте пожалуйста данную закономерность, и стоит ли такими морганиями помогать заводить второй глаз или же нужно выполнять упражнения с полностью раслабленными глазами (и веками в том числе).

  33. Александр :

    также забыл указать к последним строкам – левый “фантомный” палец почему-то получается ниже примерно на 1.5-2 ногтя.

    Также, спустя 5 мин этого занятия заметил, что при фокусировании на точке листа, если поднести палец очень близко к глазам, то все равно вижу раздвоение, как-будто правая картинка настоящая, а левая – призрак, раньше подобного не замечал или просто не пытался. Хотя, судя по комментам у меня по идее все чуть сложнее, т.к. зрение на правом 0.2, у других же я смотрю зрение может быть на обоих глазах нормальное, а бинокулярность отсутствует.

    Поэтому для меня сложно понять как должен выглядеть правый “фантомный палец”, и если восстановить бинокулярность, то что это будет значит для обоих глаз, ведь у них большая разница в остроте.

  34. :

    Александр, действительно, при моргании активизируются зрительные доли коры головного мозга (зрительный кортекс). Лучше моргать мягкими движениями, не напрягая круговую мышцу глаза.

    Чтобы пальцы были на одном уровне, наклоните голову вправо.

    И да, при амблиопии добиться полноценной бинокулярности невозможно. Но включение слабого глаза в процесс зрения может улучшить его остроту до какой-то степени.