С чем может быть связана рассеянность. Рассеянное внимание у взрослых причины

С чем может быть связана рассеянность. Рассеянное внимание у взрослых причины

Рассеянность внимания – такой психологический термин, под которым принято понимать нарушение центральной нервной системы, причем оно является довольно серьезным и возникнуть может практически у любого человека.

Понятие и разновидности

Для того чтобы ответить на вопрос, что такое рассеянность, нужно сначала определиться с тем, что мы будем понимать под словом «внимание». Это такой психологический процесс, который позволяет обрабатывать информацию, поступающую извне. Другими словами, внимательность и внимание можно еще назвать способностью сосредоточиться на каком-либо объекте, предмете или действии. За счет внимания человек не только ориентируется в жизни, но и может осуществлять те или иные действия.

В случае, когда человек не может сосредоточиться на чем-либо и постоянно что-то забывает, можно говорить о рассеянности и невнимательности. Примечательно, что они не появляются у человека от рождения, а приобретаются в процессе жизни ввиду тех или иных обстоятельств. У рассеянных людей может возникать масса проблем, и это не удивительно, ведь с ними крайне неудобно общаться, хотя бы потому, что они постоянно все забывают.


Существует три основных вида рассеянности:

  • Функциональная.
  • Минимальная.
  • Поэтическая.

Первый вид невнимания появляется у людей, которые долго выполняют монотонную работу. Также он может возникнуть в результате головных болей или проблем со сном, а также из-за наличия хронических заболеваний (особенно связанных с центральной нервной системой).

Минимальная рассеянность характерна для тех людей, которые глубоко сосредоточены на своих внутренних переживаниях и в связи с этим мало концентрируются на том, что считают не очень важным. Такой вид невнимательности в психологии иногда называют профессорской. Под поэтической рассеянностью принято понимать такую невнимательность, которая возникает потому, что человек почти всегда витает в облаках или фантазирует. Зачастую это творческие люди – поэты, художники, писатели.


Нарушение внимания у разных людей может проявляться по-разному. Например, это может быть недостаточная концентрация, за счет чего человек плохо запоминает то, что он увидел или услышал. Это нарушение может возникать как во взрослом возрасте, так и у детей.

Рассеянность может проявляться также в виде ригидности – это когда человек медленно и заторможенно переключается с одной темы на другую. Она может проявляться у людей с нарушениями психики или быть обусловлена типом темперамента. В частности, такое свойство присуще флегматикам.

Невнимательным может быть еще и человек, у которого имеется такая черта, как неустойчивость, т.е. скачкообразное внимание. Такие люди перескакивают с одной темы на другую и потому не могут хорошо запомнить ни той, ни другой. Часто это бывает в детстве, особенно у гиперактивных ребятишек.

Немного о причинах

Можно ли справиться с рассеянностью, и какими способами это делать? Ответить на эти вопросы можно, только если разобраться в том, каковы причины рассеянности.

Сначала поговорим о том, что есть физиологические факторы, которые приводят к невнимательности. К ним относятся физическая и эмоциональная усталость, бессонница, диеты, а также наличие профессии, требующей от человека выполнения нудных и однотипных действий. Люди, которые чрезмерно сосредоточены только на одном объекте или предмете, допустим на научной работе, тоже могут страдать таким расстройством, как несобранность.


Стоит отметить, что при этом у них не страдают другие психологические характеристики, например память. Она, наоборот, улучшается – просто дело в том, что ученые часто отбрасывают то, что им не нужно, и сосредоточиваются только на том, что их в действительности очень интересует.

Невнимательностью часто страдают люди пожилого возраста. У стариков с годами ослабевает концентрация внимания и возникают его расстройства. Но бывает и так, что вполне молодые люди могут быть рассеянными. У них причины этого кроются зачастую в нарушении функций организма или болезнях, таких как остеохондроз, артериальная гипертензия, атеросклероз, шизофрения, эпилепсия и т.п. Кстати, при беременности у женщин тоже нередко могут возникать нарушения внимания.

Отдельно стоит поговорить о том, какое значение имеет невнимательность в детском возрасте. Развитие внимания у детей во многом зависит от родителей – в частности, от того, насколько много они занимаются с ребенком. Самое главное, что взрослые должны стараться воспитывать в своих детях, – это самоконтроль. Если он не развивается, то у ребенка внимание будет «порхающее» он не сможет глубоко сконцентрироваться ни на чем.


Кстати, ученые говорят, что причинами детской рассеянности могут быть на первый взгляд безобидные вещи: увлечение сладостями, консерванты и пищевые добавки, нехватка магния и железа и т.п. Заметить, что ваш ребенок склонен к рассеянности, легко – он гиперактивен, неусидчив, постоянно суетится, часто переключается с одного дела на другое и т.п. Уберите из рациона малыша ненатуральные продукты, а еще лучше обратиться к профессиональному психологу, чтобы он посоветовал, как преодолеть возникающие проблемы.

Налаживаем жизнь

Как избавиться от рассеянности и невнимательности? Есть несколько советов, которые могут помочь человеку стать более сосредоточенным и понять, как бороться с рассеянностью. Не обязательно сразу обращаться к врачу или психологу. Можно начать с простых шагов: наладить режим дня, постараться избегать стрессов и конфликтов, начать сбалансированно питаться, а также отказаться от вредных привычек.

Если этого окажется недостаточно, чтобы побороть рассеянность, то причина может оказаться в недостатке определенных веществ – фолиевой кислоты и витаминов группы В, которые могут помочь преодолеть забывчивость. Первая содержится в таких продуктах, как черемша, печень птицы, шпинат, орехи, цитрусовые и яйца. Полезный витамин В12 есть в морской рыбе и других морепродуктах, сметане и сыре.

Но как справиться с рассеянностью навсегда? Только режима дня и правильного питания зачастую бывает недостаточно, чтобы ее победить. Существуют специальные методики тренировки памяти и медитации.


Стоит отметить, что от природы женщины более рассеянны, чем мужчины. Дело в том, что они обычно склонны выполнять сразу несколько действий. Например, красить губы, смотреть любимый сериал и разговаривать по телефону. От этой привычки, если вы поймали себя на мысли, что многое забываете, стоит отказаться.

Постарайтесь распределить все свои дела и выполнять их в строго определенном порядке. Ведь согласитесь, ничего страшного не случится, если вы сначала поговорите по телефону, а потом накрасите губы. Избавляться от невнимательности стоит планомерно: продумывайте свои действия на несколько шагов вперед, а прежде чем приступать к чему-то, сначала мысленно сделайте то, что вы хотели. Есть еще несколько советов: старайтесь класть вещи на свое место, не откладывайте «на потом» мелкие дела, пишите себе «напоминалки» – и через некоторое время вы заметите, что рассеянность вас больше не беспокоит…

Что такое рассеянность и невнимательность

Рассеянность и невнимательность – это неспособность сконцентрироваться на каком-либо предмете или действии. Эти черты характера доставляют рассеянным и забывчивым людям, обладающим ими, немало проблем. Они страдают сами, поскольку забывают о важных обещаниях и встречах, страдают их близкие и друзья. Случается, что по этой причине их даже увольняют с работы.

Эти люди пытаются сосредоточиться, обещают себе быть внимательными, но у них ничего не получается. Они составляют перечень вещей, которые берут с собой в поездку, записывают дела, которые им нужно сделать, но в результате забывают, куда положили блокнот с записями…

И тогда они начинают задумываться: а может, это не черта характера, а психологическое отклонение? Или, может, один из симптомов какого-то заболевания? Возможно, ситуацию можно исправить, если пропить лекарства, витамины или откорректировать питание?

Впрочем, забывчивость, рассеянность и невнимательность столь распространены, что появился даже термин «синдром дефицита внимания». В какой-то мере забывчивы все люди, ведь, наверно, каждому из нас хоть раз в жизни приходилось забывать в магазине купленный и оплаченный товар. А невыключенный утюг или забытый и сгоревший чайник или кастрюля – это вообще классические примеры рассеянности.

Психологи выделяют три типа невнимательности

1. «Порхающее» внимание

Это слабая концентрация внимания, для которого характерна легкая непроизвольная переключаемость. Такая невнимательность присуща, например, дошкольниками. Она наступает при усталости, после бессонной ночи, во время головной боли или при однообразной монотонной работе. Разновидность такой рассеянности – дорожный гипноз, когда человек впадает в состояние полудремы, наступающее при длительной поездке по спокойной дороге.

2. «Профессорская» рассеянность

При втором типе невнимательности наблюдается высокая концентрация внимания с трудностью переключения, которая свойственна, например, ученым, сосредоточенным на своих мыслях, – так называемая «профессорская» рассеянность. Многие великие люди были рассеянными, так как были сосредоточены на своем творчестве.

Например, Н. Жуковский, которого называют отцом русской авиации, однажды принимал гостей в собственной гостиной. Через несколько часов он встал, надел шляпу и стал прощаться, извиняясь, что засиделся в гостях и пора домой.

А английский математик и физик Исаак Ньютон однажды, решив сварить яйцо, положил вместо него в воду часы. Доходило и до таких курьезов: астроном Галилей не узнал в супружеской постели свою жену, поскольку забыл, что женился. А историк Моммзен, разыскивая свои очки, поблагодарил девочку, подавшую ему их, и спросил, как ее зовут. «Анна, твоя дочь, папа» — ответила девочка.

Такой же тип невнимательности встречается у людей, которых преследуют навязчивые мысли, или у людей, слишком поглощенных реализацией сверхценной идеи – идеей-фикс.

3. Слабая концентрация внимания

И третий тип невнимательности – это слабая концентрация внимания с еще более слабой переключаемостью. Она характерна для людей, у которых понижена сила и подвижность нервных процессов. Обычно в этом случае говорят о старческой рассеянности. У здоровых же людей эти процессы снижаются при переутомлении.

Любопытно, что психологи, изучая рассеянность и забывчивость, во время эксперимента наблюдали за группой людей и заметили, что у мужчин эти свойства «обострялись» в период с 8 до 10 часов утра, а у женщин – с 10 до 12 часов. А независимо от пола пик совершения ошибок отмечался с 4 до 6 часов дня и с 8 до 10 часов вечера.

Причины рассеянности

Чтобы избавиться от рассеянности, нужно знать ее причины. Главное, что это не врожденное свойство характера, а приобретенное.

Существует мнение, что рассеянность может возникать:

  • на подсознательном уровне – при нежелании делать то, на чем нужно сосредоточить внимание;
  • при переутомлении , головной боли, усталости и т. п.;
  • во время выполнения автоматических действий в знакомой обстановке при внезапном отвлечении внимания внешними или внутренними факторами. Например, женщина чистит картофель, и в это время ей звонит подруга, рассказывающая захватывающую историю. Неудивительно, если, заслушавшись, она машинально бросит картофель в мусорное ведро, а очистки – в кастрюлю. Или другая история: кассирша, работающая за кассовым аппаратом, мысленно переживает предстоящий развод. Естественно, ошибки в ее работе неизбежны;

  • при попытке делать несколько дел одновременно . О рассеянном человеке в народе говорят, что он считает ворон. То есть его внимание отвлечено от основного занятия посторонними делами;
  • при органических поражениях головного мозга ;
  • при некоторых психических заболеваниях (депрессиях, тревожных расстройствах).

Нередко люди, страдающие рассеянностью и забывчивостью, нарекают на свою память, но она тут совсем ни при чем.

Как просто избавиться от рассеянности

– не такое уж безобидное свойство характера, поэтому изучением ее причин занимаются психологи. Ведь невнимательность людей, которые обслуживают, к примеру, опасное оборудование, может стать причиной катастрофы или техногенной аварии.

Рассеянность лечится или корректируется в зависимости от причины ее возникновения. При депрессиях или тревожности психотерапевт подбирает антидепрессанты. Если она вызвана переутомлением, то проблему решит отдых, смена обстановки и пр.

5 шагов

Если же рассеянность становится хронической и прочно поселяется в нашей жизни, можно проанализировать свой образ жизни и предпринять следующие шаги:

  1. Определить приоритеты и сконцентрировать свое внимание на выполнении одной задачи или только на одном объекте.
    льшинство людей не умеют качественно делать два-три дела одновременно. Например, группе участников психологического эксперимента предложили понаблюдать за спортсменами на волейбольном матче и сосчитать количество мячей, заброшенных в корзину членами команды в синих футболках. Во время матча по полю прошел человек, переодетый в костюм гориллы, но его никто не заметил, поскольку все были заняты наблюдением за игроками и подсчетом заброшенных мячей. После повторного просмотра игры участники эксперимента были сильно удивлены, что не заметили такого явного факта;
  2. Во время работы убрать все предметы , рассеивающие внимание и создающие хаос. Лишние предметы на рабочем столе – книги, журналы, не относящиеся к делу, фотографии, уводящие в мысли об отдыхе, тем, у кого есть проблемы с концентрацией внимания, лучше убрать подальше;
  3. Пользоваться визуальными подсказками . Конечно, можно вести ежедневник, куда записывать предстоящие дела. Дополнительно можно воспользоваться каким-то предметом, который напомнит с утра о важном деле. Например, с вечера положить на пол посреди комнаты обычный лист бумаги или книгу. Один взгляд на них утром – и мы вспомним, что нужно сделать срочный звонок. Этот метод напоминает бабушкин «узелок на память». Такие узелки завязывали на носовых платках наши бабушки, чтобы не забыть сделать что-то важное;
  4. Делать паузы , чтобы собраться с мыслями и зафиксировать свое внимание на текущем моменте. Например, выходя из квартиры, думать не о том, успеваем ли мы на автобус, а сосредоточиться на мыслях о ее безопасности: проверить электроприборы, газ, воду и пр.;
  5. Решать все проблемы по мере их поступления, не откладывая на потом. Нагромождение несделанных дел также приводит к хаосу в мыслях и рассеянности.

© Тимошенко Елена, BBF.ru

Что же такое рассеянность?

Специалисты определяют рассеянность , как состояние внимания, выражающееся в неспособности человека сосредоточиться на событиях и действиях. Еще рассеянность называют несобранностью, невнимательностью и забывчивостью; иногда подчеркивается, что это не порок, а всего лишь свойство натуры, или характера.

Однако ни один человек не рождается рассеянным – конечно, речь не идет о врожденных психических отклонениях. Некоторые люди, желая утешить своих невнимательных знакомых, называют рассеянность «милым недостатком», но есть немало случаев, когда этот недостаток становился причиной настоящих трагедий: например, оборачивался нарушением техники безопасности на производстве или дорожной аварией. Разумеется, не все рассеянные люди представляют угрозу безопасности общества, но проблем они создают достаточно: на работе они неэффективны, а в семье не могут построить отношения, создавая бытовые «катаклизмы» и забывая о насущных нуждах близких – все списывается на рассеянность и слабую память.

Рассеянность не имеет отношения к нарушениям памяти – это нарушение внимания, причем черта эта в подавляющем большинстве случаев не врожденная – она приобретается в процессе жизни. Следовательно, от рассеянности можно и нужно избавляться, если вам хочется наладить свою жизнь, и перестать доставлять себе и окружающим мелкие, а возможно и крупные неприятности.

Причины рассеянности

Специалисты выделяют два основных вида рассеянности : подлинную и мнимую.

В первом случае рассеянность действительно может быть обусловлена проблемами со здоровьем: это неврастения, анемии разных видов, болезни дыхательной системы и носоглотки, синдром хронической усталости и сильное переутомление. Люди в таких случаях с трудом могут удерживать внимание на чем-то конкретном, а отвлекаются легко – чтобы сосредоточиться на действии или предмете, им приходится прикладывать немало волевых усилий.

Мнимая же рассеянность , как это ни парадоксально звучит, часто возникает именно по причине сосредоточенности, но чрезмерной, когда внимание направлено на что-то одно, а остальных предметов и явлений человек не замечает. К этому виду и относят «рассеянность великих»: ею нередко «страдают» ученые, профессора, руководящие работники, и даже бизнесмены и политики – рассеянность последних обходится другим людям довольно дорого.

В западной культуре существует убеждение, что рассеянных людей «не исправить», но такая точка зрения ни на чем не основана – людям просто не хочется собой заниматься. А вот на востоке рассеянных мало: восточному человеку не придет в голову оправдывать свое невнимание к окружающему миру слабой памятью и особенностями характера.

Так что рассеянность – не фатальное свойство , и ее причины вполне можно устранять своими силами.

Все мы когда-либо испытывали проблемы с концентрацией внимания. Она может снижаться как у взрослых, так и детей. В этой статье вы узнаете всё о проблемах с концентрацией : что это и почему они возникают, каковы признаки, симптомы, а также возможные причины низкой концентрации внимания. Нужно ли волноваться по этому поводу? Также мы дадим вам 11 советов, которые могут помочь повысить концентрацию.

Концентрация внимания и мозг. Рис. My SPECT study from Amen Clinic

Концентрация внимания может снизиться у людей в любом возрасте, это довольно распространённая проблема. У детей это проявляется в ухудшении оценок и школьной успеваемости в целом. У взрослых уменьшается работоспособность, также изменение концентрации внимания может отразиться на семейной жизни и в целом негативно влиять на повседневную жизнь. Даже может нарушить наши социальные, рабочие отношения и т.д. Поэтому крайне важно вовремя принять необходимые меры, чтобы решить проблемы с концентрацией и улучшить внимательность.

Что такое проблемы с концентрацией?

Концентрация — это способность эффективно фокусировать наше внимание на задании, которое мы выполняем. Кроме того, при хорошей концентрации внимания мы способны блокировать различные отвлекающие факторы, например, посторонние звуки или даже наши собственные мысли.

Когда уровень концентрации внимания оптимален, нам легче выполнять работу, мы делаем меньше ошибок и тратим на неё меньше времени, лучше запоминаем информацию.

Проблемы с концентрацией, снижение концентрации внимания — это неспособность сконцентрироваться и сосредоточиться на нужном стимуле. При этом нас может отвлекать шум, звук мобильного телефона, различные мысли и т.д., в результате чего мы перестаём выполнять задачу.

Уровень концентрации человека зависит от следующих факторов:

  • Вовлечённость, приверженность задаче
  • Интерес к задаче
  • Способность её выполнить
  • Физическое и эмоциональное состояние
  • Подходящие условия с минимумом отвлекающих факторов

При выполнении этих условий мозгу гораздо легче сфокусировать внимание на важных стимулах и блокировать все остальные нежелательные стимулы и отвлекающие мысли.

Проблемы с концентрацией внимания

Симптомы низкой концентрации внимания

Проблемы с концентрацией у детей

Способность к концентрации у детей не так высока как у взрослых, поскольку их мозг ещё недостаточно развит. Дети, как правило, не способны концентрироваться и удерживать внимание в течение часа, пока идёт скучный урок. Это происходит не потому, что с ними что-то не так. Очень часто мы слишком много требуем от детей. Ребёнку необходимо играть и экспериментировать, поэтому занятия должны быть динамичными и увлекательными. В этом случае дети будут способны внимательно слушать целый час. Узнайте о том, и .

Если ребёнок не может сконцентрироваться в классе и при этом не страдает какими-либо нарушениями и не испытывает трудностей в других ситуациях, обычно проблема заключается в структуре урока и манере преподавания учителя, которая не соответствует возрасту и потребностям учеников.

Можно говорить о проблемах с концентрацией у ребёнка если:

  • Ему трудно удерживать внимание на уроке.
  • Он не может сконцентрироваться на заданиях.
  • Вам кажется, что он вас не слышит, когда вы с ним говорите.
  • Не может внимательно смотреть фильм.
  • Ему трудно сконцентрироваться даже на тех занятиях, которые доставляют ему удовольствие.
  • Ребёнок рассеян.
  • Он отвлекается, не может структурировать процесс игры.
  • Ребёнок замечтался, «витает в облаках».

Если у ребёнка присутствуют все эти симптомы, возможно, всё гораздо серьёзнее, и есть риск того, что он страдает СДВГ .

Проблемы с концентрацией у взрослых

У взрослого нарушена концентрация внимания когда:

  • Он часто забывает. Что такое .
  • Долго не может сосредоточиться на выполнении задания.
  • Ему трудно продолжить чтение.
  • Ощущения, что голова «не соображает», рассеянность.
  • Отвлекается, когда слышит чью-то речь.
  • Его легко «выбить из колеи».
  • Слишком долго выполняет задание.

Причины проблем с концентрацией внимания

Очень важно понимать, почему нарушена концентрация, поскольку в ряде случаев, в первую очередь, необходимо лечить первопричину данной проблемы.

  • Усталось и эмоциональный стресс могут привести к ухудшению концентрации. .
  • Гормональные изменения , например, при менопаузе или беременности, могут влиять на наши когнитивные функции.
  • Проблемы с концентрацией связаны с определёнными физическими и психологическими расстройствами, такими, как, Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности (СДВГ) .
  • Недосып и недостаток отдыха. Когда мы не даём нашему мозгу необходимый и достаточный отдых из-за нехватки времени или стресса, он работает хуже. Недосып — одна из самых очевидных причин проблем с концентрацией.
  • Голод и неправильная диета также могут быть причинами ухудшения концентрации внимания. Голод — это очень неприятное ощущение в теле, с помощью которого наш организм предупреждает нас о нехватке питательных веществ и энергии. Это ощущение будет полностью поглощать наши когнитивные ресурсы, не позволяя сосредоточиться на чём-то ещё. Недостаток питательных веществ также нарушает корректную работу мозга.
  • Чрезмерное беспокойство. Всем нам хорошо знакомо, что если мы очень сильно о чём-то переживаем, нам сложно сконцентрироваться на других вещах. Как правило, это проходит. Однако есть люди, постоянно испытывающие повышенную тревожность и чрезмерное беспокойство, что не даёт им возможности концентрироваться на чём-то ещё. Узнайте каковы .
  • Физическая боль. Концентрация снижается при продолжительной физической боли, когда мы получаем травму или страдаем хронической болью или фибромиалгией.
  • Медикаменты и наркотики . Некоторые лекарства могут влиять на концентрацию и внимание. Наркотики нарушают работу мозга и когнитивные функции, при этом больше всего страдает внимание.
  • Среда , в который мы работаем, также может ухудшить наше внимание. При наличии большого количества отвлекающих факторов — шума, людей, гаджетов и т.д. — вероятнее всего, мы начнём отвлекаться и потеряем концентрацию.
  • Наша индивидуальная способность концентрироваться . Есть люди, способность к концентрации у которых выше, чем у других, ровно как и одни люди более «гибкие», чем другие. Однако это не означает, что концентрацию нельзя развить. Концентрация как мышца, её тоже можно тренировать.

1. Для повышения концентрации не нужны никакие пищевые добавки

2. Используйте CogniFit («КогниФит»), программу-лидер в области когнитивного тестирования и стимуляции для детей и взрослых

Как развить концентрацию внимания? Концентрация — это когнитивный процесс, который можно улучшить с помощью подходящей тренировки. Батарея клинических упражнений от CogniFit («КогниФит») — это профессиональный инструмент, доступный всем . С помощью простых и увлекательных онлайн игр CogniFit («КогниФит») позволяет протестировать и тренировать мозговые функции, которые нарушаются при снижении концентрации.

Программа когнитивной стимуляции от CogniFit («КогниФит») для улучшения концентрации была разработана опытной командой учёных, неврологов и когнитивных психологов. Программа сначала с точностью тестирует уровень концентрации внимания и другие основные когнитивные функции, а затем на основе полученных результатов автоматически предлагает комплексную персонализированную когнитивную тренировку . Программа CogniFit («КогниФит») рекомендована для детей от 6 лет и взрослых и доступна онлайн.

3. Планируйте отдых, чтобы избавиться от рассеянности и проблем с концентрацией

Концентрация часто ухудшается из-за усталости и умственного переутомления. После выполнения задач, требующих значительных усилий, таких, как работа или учёба, концентрация нарушается, если мы не отдыхаем. Необходимо отдыхать каждые полтора часа в течение 10 минут — это поможет вам взяться за задачу с новыми силами. Это время вы можете использовать для прогулки, растяжки, похода в туалет или приготовления себе чашки кофе…

4. Общайтесь с природой

Прогулка по парку или лесу может значительно улучшить уровень концентрации. Прогулка на природе помогает успокоиться и расслабиться, она не требует от нас повышенной концентрации и внимания. В отличие от города, когда мы должны постоянно следить за дорожным движением, окружающими людьми, что вынуждает нас постоянно быть настороже. Согласно данному исследованию , на природе мы можем отдохнуть, отключиться от проблем, улучшить свои когнитивные способности. Поэтому постарайтесь найти побольше времени для прогулки по парку и лесу — там, где много растительности. Заведите себе здоровые привычки!

5. Осознанная медитация «Mindfulness» повышает концентрацию

Как достигнуть 100% концентрации? Исследования показали, что помогает улучшить внимание, а также понижает уровень стресса, тревожности и депрессии. Поэтому это идеальное упражнение для повышения концентрации. С помощью медитации можно отогнать нежелательные мысли, она помогает нам сконцентрироваться на чём-то одном. Вы заметите улучшение даже если будете практиковать медитацию всего 5-10 минут в день или в перерывах между работой или учёбой. Программы осознанной медитации для детей также показали свою эффективность.

6. Исключите всё, что отвлекает вас

Если вы относитесь к тем людям, которые легко отвлекаются при выполнении заданий, лучше уберите всё то, что может вас отвлечь. Спрячьте гаджеты, а если вы работаете на компьютере — старайтесь не открывать страницы, не имеющие отношение к тому, над чем вы работаете. Если вас отвлекает шум, используйте наушники или беруши.

7. Расставьте приоритеты

Сложные задания выполняйте тогда, когда вы свежий и отдохнувший. В этом случае вы сможете эффективно решить их, а затем уделить внимания более простым. Если же наоборот, сначала вы выполните то, что попроще, при решении более сложных задач вы будете уставшим. Расставить приоритеты поможет список задач в порядке убывания их значимости и сложности.

8. Выделите время для ответов на звонки и сообщения

Зачастую мы ощущаем себя рабами электронной почты или телефонных звонков. Мы ошибочно считаем, что должны быть доступны 24 часа в сутки. Мало того, что это снижает нашу производительность, также ухудшается наша работоспособность и концентрация. Поэтому выделите определённое время в течение дня, когда вы доступны для телефонных звонков и ответов на сообщения.

9. Повышайте концентрацию внимания, заботясь о себе

Одна из самых больших инвестиций в улучшение ваших когнитивных способностей — это поддержание организма в отличной форме. Питайтесь правильно, не голодайте, ешьте здоровую пищу. Выделяйте время для сна и отдыха — 7-8 часов сна вполне достаточно. Посвящайте время досугу и релаксации, это поможет снизить уровень стресса и улучшить концентрацию.

10. Сосредоточьтесь на чём-то одном

Спасибо, что прочитали эту статью. Будем признательны за вопросы и комментарии.

Перевела с испанского Анна Иноземцева

Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Встречаются два вида рассеянность: мнимая и подлинная .

Мнимая рассеянность - это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная сосредоточенностью на каком-либо предмете. Иногда ее называют “профессорской”, так как она нередко встречается у людей этой категории. Внимание ученого может быть настолько сконцентрировано на занимающей его проблеме, что он не узнает знакомых, отвечает невпопад. Физиологической основой мнимой рассеянности является очаг оптимального возбуждения в коре, вызывающего торможение в окружающих его участках. Неясность отражения различного рода внешних воздействий при рассеянном внимании объясняется тем, что оно происходит на участках коры, находящихся в состоянии торможения.

Рассеянность как следствие внутренней сосредоточенности не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Хуже подлинная рассеянность. Человек, страдающий подлинной рассеянностью, с трудом удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Произвольное внимание рассеянного человека легко отвлекаемо. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под действием речевых сигналов, с трудом концентрируется. В результате этого в коре мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги оптимальной возбудимости.

Одной из причин подлинной рассеянности является перегрузка мозга большим количеством впечатлений. Разбросанность интересов также может привести к подлинной рассеянности. Причиной подлинной рассеянности может быть и неправильное воспитание ребенка в семье: отсутствие определенного режима в занятиях, развлечениях и отдыхе ребенка, освобождение от трудовых обязанностей. Скучное преподавание, которое не будит мысль, не затрагивает чувств, не требует напряжения воли, - один из источников рассеянности внимания учащихся.(25)

Развитие внимания

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным внимание, а вторые - произвольным. Непосредственное внимание - это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.

Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

По мнению Л.С. Выготского, с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд - это сами окружающие предметы, которые яркими, необычными свойствами привлекают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка.

Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, то есть к произвольному вниманию.

По данным наблюдений и экспериментальных исследований последовательность основных этапов детского внимания выглядит так:

1. Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.

4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.

5. Четыре с половиной - пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.

6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).

7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.(24)

Знакомо вам чувство, когда вы не можете вспомнить то, что делали минуту назад? Говорили ли вам когда-нибудь, что вы витаете в облаках? Рассеянному человеку доверяют меньше, чем собранному. Рассеянность может быть барьером в достижении целей. Но ей можно противостоять. И тогда вы станете успешнее, сможете тратить меньше времени на решение задач, станете эффективнее и продуктивнее.

Что такое рассеянность, каковы её причины и как с ней бороться, вы узнаете из этой статьи.

Рассмотрим несколько видов рассеянности:

Истинное невнимание

Состояние, которое можно назвать прострацией. Вы не можете сконцентрировать внимание на чем-то одном, ваш разум блуждает, и вы как будто не осознаёте в полной мере, что происходит вокруг. Вы абстрагируетесь от внешней среды. Интерес к происходящему вокруг теряется, и вы практически не фиксируете хаотично возникающие мысли. Ваше внимание рассеивается и вы не можете справиться с поставленной задачей.

Феномен дорожного гипноза

Доводилось вам в дороге терять ощущение времени? Когда вам кажется, что пришло около получаса, а на самом деле прошло около двух? Это своеобразный «провал во времени», и возникает он не только во время движения в автомобиле. Все знают, что когда человек чем-то занят, время для него идёт быстрее, а когда ему нечем заняться, то минуты кажутся часами. Подобный эффект «провала во времени» может быть вызван любой монотонной и однообразной работой.

Мнимая рассеянность

Рассеянность, вызванная невозможностью сконцентрировать внимание сразу на всех объектах. Негативное последствие чрезмерной концентрации на чём-то одном в ущерб остальному. Вам наверняка доводилось встречать людей, обдумывающих какую-то идею или занятых решением какого-то важного вопроса и не замечающих ничего вокруг себя. Творческих людей называют рассеянными именно поэтому. Они часто вынашивают какие-то замыслы или целиком уходят в свой мир, теряя из внимания мир реальный. Когда наши мысли всецело поглощены чем-то одним, то мы упускаем из виду остальное и становимся рассеянными.

Мотивационно-обусловленное невнимание

Этот вид рассеянности описал Зигмунд Фрейд в своей книге «Психопатология обыденной жизни», а также в некоторых других своих работах. Заключается рассеянность в том, что человек специально (пусть и не всегда осознанно) избегает каких-либо объектов или какого-либо действия, из-за чего кажется рассеянным.

Причины рассеянности и способы избавиться от неё:

Нежелание концентрировать внимание. Лучше всего здесь будет привести отрывок из книги Фрейда «Введение в психоанализ»:

«Мы отметили, что забывание, т. е. невыполнение намерения, указывает на противоположную волю, враждебную этому намерению. Это положение остается в силе, но противоположная воля, как показывают наши исследования, может быть двух видов – прямая и опосредованная. Что мы понимаем под последней, лучше всего показать на некоторых примерах. Когда покровитель забывает замолвить словечко за своего протеже, то это может произойти потому, что он не очень интересуется своим протеже и у него нет большой охоты просить за него. Именно в этом смысле протеже и понимает забывчивость покровителя. Но ситуация может быть и сложнее. Противоположная выполнению намерения воля может появиться у покровителя по другой причине и проявить свое действие совсем в другом месте. Она может не иметь к протеже никакого отношения, а быть направлена против третьего лица, которое нужно просить…»

Мы забываем что-то сделать, когда не хотим этого делать по тем или иным причинам. Иногда эти причины могут нами не осознаваться и лишь косвенно относиться к действию. Вы наверняка это испытывали. Вспомните, как вы забывали сделать какое-то дело, которое вам изначально не хотелось сделать. Чтобы избежать такой рассеянности и не забывать выполнять поручения, приучите себя фиксировать всё, что вам предстоит сделать. Лучше всего будет купить небольшой блокнот, ручку и носить их с собой. Помимо того, что вы не будете забывать что-то сделать и станете более ответственным и исполнительным, вы всегда сможете записать неожиданно возникшую идею. Потому что если мысль не зафиксирована на бумаге, то считайте, что её не было.

Также не забывайте о правиле Брайана Трейси и начинайте день с самого неприятного занятия. Вы ещё полны сил и не так сильно подвержены стрессу, а значит справитесь лучше, и это потребует меньших усилий. И если вы съедите лягушку с утра, то день обещает быть прекрасным. Ничего хуже уже не случится.

Монотонность. Она вызывает феномен дорожного гипноза. Если вы ограничены во времени (например, вам через 2 часа идти на встречу, и вы не хотели бы зачитаться новой книгой и опоздать), то вы можете просто поставить будильник, и тогда вас точно не назовут рассеянным или непунктуальным.

Ограниченность оперативной памяти мозга. Рабочая память мозга ограничена. Учёные говорят, что одновременно вы можете удерживать в голове не более семи единиц информации.

Приведём пример:

Вы идёте на кухню, чтобы поставить чайник. Ваш взгляд падает на стол, и вы думаете о том, что нужно не забыть купить новую скатерть. Вам звонит начальник (телефон был у вас в руках) и говорит о том, что вам необходимо изменить цвет интерфейса сайта вашей компании с синего на красный, добавить контакты для обратной связи внизу страницы и добавить раздел «СМИ о нас» в меню сайта. Вы старательно пытаетесь запомнить все пожелания начальника, чтобы потом начать работать над ними. Потом звонит друг, рассказывает вам о том, что увидел Брэда Питта в метро и приглашает вас пойти на концерт вашей любимой группы в субботу. Вы ему, конечно, не верите, но историю запоминаете и про концерт пытаетесь не забыть. Потом вы спотыкаетесь о холодильник и думаете о том, что пора бы его поменять на новый. Так, стоп, а для чего вы вообще пришли на кухню? Скатерть, цвет интерфейса, контакты, новый раздел, Брэд Питт, концерт, холодильник – семь единиц информации. Для чайника просто не осталось места. Я уверен, что вам знакома подобная ситуация и вы часто сталкиваетесь с чем-то похожим. Это нормально.

Объём оперативной памяти мозга не меняется и всегда составляет семь плюс-минус два (для разных видов информации).

Решение этой проблемы очевидно: не перегружайте оперативную память. Не делайте несколько дел одновременно. В описаны способы, как избавиться от многозадачности. Воспринимайте новую информацию после того, как предыдущая уже усвоится в долговременную память, чтобы избежать её вытеснения.

Также вы можете проделать следующий фокус с искусственным увеличением рабочей памяти:

  1. Прочитайте .
  2. Выделите локации по смысловым блокам и запишите на них информацию. Если взять пример выше, то это магазин (там можно купить скатерть и холодильник), ваше рабочее место (для запоминания указаний начальника по работе), ваш друг (представьте, как он держит билеты на концерт и ему на плечо положил руку Брэд Питт). Осталось место и для чайника, и для чего-нибудь ещё.

Теперь вы знаете о том, какие виды рассеянности существуют и чем они вызваны. Предупрежден – значит вооружен. Если вы начнёте применять рекомендации из статьи, то станете менее рассеянным, а значит более эффективным и продуктивным. Вам легче будет даваться работа, и вы сможете справляться с бóльшим количеством задач. Перестаньте быть рассеянным и станьте лучшей версией себя. Желаю удачи!

Рассеянность внимания является распространенной проблемой в современных условиях жизни. Большой объем информации, ежедневные насыщенные события, быстрый темп жизни не оставляют возможности долго концентрироваться на одном деле или даже мысли.

Невнимательность и рассеянное, это поведение, которое равнозначно встречается в любом возрасте. О том, что такое синдром рассеянного внимания и как с ним бороться, пойдет речь в данной статье.

Краткая информация о синдроме СРВ?

Рассеянное внимание не является врожденным качеством и развивается оно, как правило, под воздействием различных факторов как внешних, так и внутренних.

Расстройства внимания подразделяется на следующие виды:

  • Истинное расстройство внимания - это отсутствие возможности концентрации внимания на одном предмете или действии. Данный вид развивается при длительной монотонной или механической работе, сильной переутомляемости или бессоннице. Также есть вероятность, что это признак клинической депрессии.
  • Мнимая рассеянность представляет собой обратную сторону медали и является последствием высокой концентрации на одном деле, предмете или мысли. Одновременно с этим человек обладает низким контролем над остальными действиями и не замечает происходящих рядом событий. Данный вид рассеянности разделяют на "профессорскую", когда мыслительный процесс занят сложными умозаключениями, и "поэтическую", т.е. излишнюю мечтательность. К этому виду также относится 100% фокусировка на внешнем, по причине чего, человек не обращает внимание на окружающие события.
  • Ученический вид рассеянности - низкая концентрация внимания на одной задаче определенный промежуток времени. Такой СРВ - синдром рассеянного внимания (или недостаток внимания) у детей и подростков относится именно к этой разновидности рассеянности и часто связан с высокой активностью и даже гиперактивностью.
  • Старческая рассеянность обусловлено изменениями биологического характера. Заключается она в снижении функции переключения внимания, при этом внимание на предмете слабое.
  • Мотивационно-обусловленная – может быть подсознательной или осознанной, при которых человек избегает останавливать внимание на неприятных задачах или проблемах. Психологи утверждают, что первопричиной такого расстройства является страх.

Диагноз СРВ достаточно распространен в наше время, и часто устанавливается не медицинскими специалистами, а родителями или в самостоятельном порядке. В этом смысле ситуация похожа на также распространенную диагностику депрессии - еще одной болезни 21 века - в домашних условиях.

Презентация: "Современные подходы к развитию внимания младших школьников"

Следует понимать, что для установления диагноза СРВ взрослым и детям нужно пройти диагностику у доктора, которая заключается в прохождение специальных тестов.

Не допускается самостоятельное лечение медицинскими препаратами самолечение, до тех пор, пока их не назначит специалист. Обусловлено это тем, что в превалирующих случаях невнимательность - это временный фактор и происходит он под воздействием внешних обстоятельств. И от приема лекарств рассеянность не исчезнет. При наличии симптоматики СРВ, рекомендуется обратиться к доктору.

Методы борьбы с рассеянностью

В среднем 5% детей получают диагноз СРВ. Статистические данных у взрослого населения планеты недалеко ушли. Методы лечения расстройства внимания разнообразны и зависят от происхождения рассеянности, ее причин, а также индивидуальности человека.

Синдром рассеянного внимания у детей корректирует техниками на повышение концентрации, к которым относятся:

  • решение логических задач;
  • разбор головоломок;
  • прохождение квестов в игровой форме.

Важным условиям развития концентрации является установка четкого режима дня, где необходимо выделить время как для отдыха, так и для физической активности. Главной причиной отсутствия или снижения внимания, если нет психологических патологий, для детей является низкий уровень интереса к занятиям. Поэтому перед лечением медицинскими препаратами, стоит попытаться найти подход, при котором ребенок заинтересуется образовательным процессом и сам захочет сконцентрироваться на них предмете обучения.

В процессе роста у детей часто возникает дисбаланс полезных микроэлементов и веществ в организме - в случае рекомендуется принимать витаминно-минеральные комплексы. Однако выбирать тот или иной комплекс, необходимо после консультации с терапевтом. Также активной умственной деятельности иногда мешает низкий иммунитет - в таком случае, помогут иммуностимуляторы растительного происхождения.

У взрослых рассеянность внимания тоже чаще всего поддается довольно простой корректировке. Основываясь на причинах сниженного внимания, можно установить строгий и четко спланированный режим дня, который будет включать физические упражнения (особенно если человек занят на малоподвижной работе). Также следует внимательно наблюдать за поведенческими реакциями и устранить причины стресса. Взрослым людям рекомендуется заниматься упражнениями на концентрацию внимания, которые аналогичны по принципу упражнениями для детей. Данные методики могут стать и хорошей профилактикой СРВ и старческой рассеянности.

Практически во всех случаях расстройства внимания применяется лекарственная терапия. Как правило, назначают ноотропные препараты, которые стимулируют деятельность мозга.

Необходимо помнить, что медикаментозное лечение должно осуществлять в комплексе с вышеописанными мерами и после консультации со специалистом.

Каково лечение СРВ?

Лечение данного синдрома является длительным и проходит в комплексе. Специалисты отдают предпочтение методиками педагоги, нейропсихологии, психотерапии, а также мануальной терапии. Специалист, занимающийся лечением СРВ – невропатолог. После проведения обследования он назначается медикаментозный курс.

Для достижения эффективного результата в лечении синдрома рассеянного внимания у ребенка, следует участвовать всему окружению малыша – родители, воспитателя, учителя и психолог. Последний, при помощи различных игровых упражнений научит ребенка строить правильные модели поведения. Это позволит малышу не поддаваться минутному порыву, а взвешивать свою реакцию. Так воспитывается рациональность и взвешенность. Со стороны учителей, необходимо помогать малышу адаптироваться в коллективе школы или детского сада. Следует давать ребенку ответственные поручения, корректируя его активность в необходимое русло.

Со стороны родителей следует проявлять больше внимание к ребенку, которое должно заключаться в следующих совместных упражнениях:

  1. В зависимости от возраста ребенка, составьте режим дня. Основной упор делайте на активном времяпрепровождении.
  2. Постарайтесь в мягко, а не ультимативной форме, снизить время нахождения за просмотром ТВ-передач или ПК.
  3. Есть возможность завести домашнее животное? Хорошо. Однако подбирать питомца необходимо из расчете желания ребенка. Так, ему будет интересно не только наблюдать за поведением нового жильца, но и участвовать в его жизни – гулять, убирать, кормить и играть.
  4. Предложение ребенку выбрать одно из домашних дел, за которое он будет нести ответственность. Например, полив цветов или протирание пыли. Это не только способствует дисциплине, но и повышает его самооценку.
  5. Разработайте систему поощрения.
  6. Будьте спокойны в те моменты, когда ребенок ведет себя не так, как надо. В спокойной форме объясните, приведите примеры и обоснуйте, почему нужно делать именно так. Не забывайте хвалить его.
  7. После того, как малыш пойдет в школу, следует оборудовать его рабочее место, где он будет учиться, и его внимание не будет отвлекаться на другие предметы.
  8. Попросите классного руководителя выбрать для ребенка то место, где он будет находиться под негласным присмотром. Таким образом, у него будет меньше возможности отвлекаться от учебы.
  9. Будьте всегда на связи с учителем. Работа сообща приносит положительный результат.
  10. Создайте ребенку доверительные отношения. Он не должен бояться рассказать вам правду или то, что его беспокоит.

Необходимо помнить, что своевременная диагностика СРВ позволяет вовремя скорректировать его.