Артикуляционная гимнастика. Как научить ребенка произносить шипящие звуки.

Звуки, которые произносит человек, образуются благодаря сложному комплексу движений артикуляционных органов. Отдельные звуки, целые слова и предложения люди произносят без труда автоматически благодаря хорошим двигательным навыкам органов речи — губ, языка, неба. Первые звуки, которые издает ребенок, первые движения его губ, языка, челюстей – все это можно назвать началом развития речи. Чем старше становится малыш, тем более четки и дифференцированы его артикуляционно-мимические движения, в результате речь ребенка становится все более понятной.

Артикуляционная гимнастика позволяет развивать органы речи, поскольку для того чтобы четко произносить звуки и слова речевой аппарат человека должен быть очень хорошо развит. Она поможет исправить и возникшие дефекты дикции, после занятий такой гимнастикой дети исправляют произношение отдельных звуков. С помощью гимнастики вы сможете научить ребенка произносить шипящие звуки. Вот упражнения, которые позволят вашему малышу освоить произношение букв «ш», «ч», «ж», «щ».

1. Накажем непослушный язычок. Целью этого упражнения является научить язык находиться в расслабленном состоянии. Малыш должен слега приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, расслабив его, и похлопывать его верхней губой. При этом ребенок должен произносить звук « пя-пя-пя». Язык должен лежать на  нижней губе расслабленно, и касаться уголков рта. Следите за тем, чтобы ребенок не подворачивал нижнюю губу на нижние зубы.

2. Сделаем язычок широким. В этом упражнении также задачей является научиться удерживать язык в расслабленном состоянии. Ребенку надо улыбнуться, положить широкий кончик языка на нижнюю губу, при этом приоткрыв рот. Боковые края языка должны касаться уголков рта, нижняя губа не должна заворачиваться на нижние зубки, губы тоже должны быть расслаблены. Удерживать язык в таком расслабленном положении нужно на 8-10 счетов.

3. Приклеим ириску. Целью этого упражнения является развитие мышц языка, чтобы он мог легко подниматься наверх к небу. Нужно кончиком языка упираться в небо за верхними зубами, словно стараясь приклеить к небу ириску. Для более четкого выполнения можно дать малышу кусочек ириски. В этом упражнении  нижняя челюсть должна быть неподвижна. Открывать рот нужно не более чем на пару сантиметров, упражнение выполняется в медленном темпе.

4. Гриб. Это упражнение также позволяет укреплять мышцу языка, выработать ее подъем вверх с растяжением подъязычной связки. Малыш должен приоткрыть рот, как бы улыбаясь, показать зубы, всей широкой поверхностью языка упереться в небо и открыть рот. При этом подъязычная связка должна быть натянута, и напоминать ножку гриба, в то время как язык, прижатый к небу должен напоминать шапку грибка. Губы должны быть растянуты в улыбке, рот открыт как можно шире.

5. Кто дальше. Это упражнение на развитие речи у детей помогает научиться выработать струю воздуха, идущую изо рта посередине языка. Чтобы малыш выполнял упражнение как можно эффективнее можно предложить ему сдувать ватку со стола. Для выполнения упражнения  пусть ребенок улыбнется, широкий кончик языка положит на нижнюю губу и подует, стараясь произносить звук «ф». Следите за тем, чтобы ребенок не закрывал нижней губой нижние зубы, не надувал щеки, и произносил именно звук «ф», поскольку тогда струя воздуха будет узкой.

6. Варенье. Ребенок должен открыть рот и широким концом языка облизывать верхнюю губу, чтобы при этом движения были не из стороны в сторону, а вверх вниз. Нижняя челюсть не должна двигаться, боковыми краями языка надо касаться уголков рта.

7. Гармошка. Задачей этого упражнения является укрепление мышц языка, и растягивание подъязычной связки. Улыбнувшись и приоткрыв рот, малыш должен упереться поверхностью языка в небо, а затем открывать и закрывать рот – как будто растягиваются меха у гармошки. Губы при открывании рта должны быть неподвижны. В открытом и закрытом положении рот нужно удерживать на 3-10 счетов.

Если вы хотите исправить дефекты речи, возникшие у вашего малыша, то артикуляционная гимнастика должна проводиться ежедневно, желательно несколько раз в день по 10-15 минут. Все упражнения ребенок должен выполнять перед зеркалом, и под присмотром взрослых.

Автор: Евгения, специально для сайта Звездочет.

 
Статья прочитана 8 раз(a).
 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля