Артикуляционная гимнастика для детей. Как научить ребенка выговаривать букву «Р».

Артикуляционная гимнастика для детей. Как научить ребенка выговаривать букву Р.Для всех привычными являются физические упражнения для рук и ног, помогающие развить силу, подвижность и ловкость. Но не многие знают о том, что гимнастика для языка – главной мышцы органов речи, не менее важна, чем гимнастика для других частей тела. Ведь для того, чтобы иметь правильное звукопроизношение язык должен быть хорошо развит. Если ребенок неправильно произносит, не выговаривает некоторые буквы, это может затруднить его общение со сверстниками и спровоцировать детские комплексы. Чтобы этого не случилось, существует артикуляционная гимнастика для детей. Начинать заниматься ей с малышом нужно с самого раннего возраста. С помощью артикуляционной гимнастики дети двух трех лет смогут освоить правильное звукопроизношение, а у детей пяти-шести шести лет она поможет исправить уже возникшие дефекты дикции.

Занятия артикуляционной гимнастикой ребенку нужно проводить перед зеркалом. Он должен обязательно видеть, что делает его язык, губы, зубы во время упражнений. Это только взрослым ненужно задумываться над тем, в каком положении находятся органы речи во время звукопроизношений, поскольку у взрослых все движения доведены уже до автоматизма. Малышу же достигнуть такого автоматизма помогут упражнения перед зеркалом. Артикуляционная гимнастика для детей выполняется под присмотром родителей, которые покажут на своем примере каждое упражнение. И не стоит расстраиваться, если малыш не сможет с первого раза выполнить то или иное движение языком или губами. Занимаясь перед зеркалом ежедневно по пять-семь минут, он постепенно начнет точно повторять все необходимые упражнения, и  произносить те буквы, которые раньше не мог выговаривать.

Если малыш не выговаривает определенные буквы, то необходимо выполнять именно те упражнения артикуляционной гимнастики, которые помогают выработать правильное произношение этих букв. Научить ребенка выговаривать букву «р» поможет следующий комплекс упражнений

1.Чистим зубы. Это упражнение поможет выработать подъем языка вверх. Для выполнения упражнения необходимо открыть рот и водить кончиком языка по внутренней части верхних зубов вправо влево, как будто бы чистя их. При этом губы должны быть растянуты в улыбке, видны верхние и нижние зубы, нижняя челюсть должна быть неподвижна, а в работе должен участвовать только язык.

2.Художник. Упражнение помогает развить подвижность языка, отрабатывает движение языка вверх. Малыш должен улыбнуться, чтобы стали видны верхние и нижние зубы, и кончиком языка водить по небу назад и вперед, как будто рисуя. Язык должен не высовываться изо рта, а доходить до нижней поверхности верхних зубов.

3.Ветерок. Задачей этого упражнения является научить ребенка вырабатывать струю воздуха, идущую посередине языка. Для этого малыш должен улыбнуться, положить широкий кончик языка на нижнюю губу, и подуть, как бы стараясь произнести звук «ф». Для большей эффективности можно положить кусочек ватки на стол, и предложить малышу сдуть ее при помощи данного упражнения. Следите за тем, чтобы ребенок не надувал щеки и не натягивал нижнюю губу на нижние зубы.

4.Варенье. Открыв рот, малыш должен облизать верхнюю губу языком, словно слизывая сладкое варенье. Движения языка должны быть при этом направлены не вправо влево, а вверх вниз. При этом язык должен быть широким, и касаться с обеих сторон уголков рта.

5.Индюк. В этом упражнении ребенок должен положить кончик языка на верхнюю губу, и поглаживать ее взад вперед, не отрывая при этом языка от губы. Пусть малыш сначала выполняет это упражнение медленно, а затем убыстрит темп и добавит звук «бл-бл», напоминающий бормотанье индюка. Следите, чтобы язык у ребенка был широким, и облизывал нижнюю губу, а не выбрасывался вперед.

 

6.Барабанщик. С открытым ртом необходимо кончиком языка постукивать по верхним альвеолам, постепенно убыстряя темп, при этом нужно произносить звук «д». Выполняя упражнение, ребенок не должен подворачивать кончик языка.

Каждое из этих упражнений необходимо выполнять 5-7 раз, и обязательно под контролем взрослых, которые должны следить за правильностью выполняемых движений. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет исправить нарушение речи у детей и в большинстве случаев избежать визита к логопеду.

Автор: Евгения, специально для сайта Звездочет.

 
Статья прочитана 13 раз(a).
 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля